Конспект занятия в старшей группе. Пернатые друзья. Конспект занятия в старшей группе "наши пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»
Направление: «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.
Старшая группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема «Пернатые друзья»
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.
Старшая группа
Зам. зав. по ВМР
Титова Марина Викторовна
г. Серпухов, 2012
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Программные задачи:
Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
Учить отгадывать загадки,
Развивать интерес к миру пернатых,
Дать представления о значении птиц для окружающей природы,
Формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
Почему вы так думаете?
3. Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Воспитатель:
Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.
Какие это птицы? (Зимующие).
А почему же они не улетают?
Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Кар-кар! (Ворона)
Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
Ча-ча-ча! (Сорока)
Синь-синь-синь (Синица)
Воспитатель:
Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний?»
А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А.Григорьев.
Воспитатель:
Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
6. Игра «Улетают – не улетают»
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
Молодцы, вы были внимательны.
Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)
8.Итог.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Познание
Тема: «Наши друзья - пернатые»
Цель:обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.
Задачи: 1.Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах,умение их различать.
2.Обогатить знания детей о зимующих птицах(внешний вид,повадки,голоса,питание).
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для птиц.
4.Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Образовательные области:познание,коммуникация,труд,физическая культура,здоровье.
Материалы и оборудование: мультимедийная презантация «Птицы»,изображения деревьев,зимующих и перелетных птиц.
Раздаточный материал: карточки с заданием,материал для изготовления кормушек,раскраски.
Предварительная работа:рассматривали альбом «Птицы»,наблюдали за птицами во время прогулок,изготовили кормушку и организовали птичью столовую,на тему «Птицы» заучивали стихи,загадки,рисовали,пели песни,играли в игры.
Ход занятия:
① Вводная часть
1. Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
-Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах.
2.Картинки с птицами на столе.
-Кто это? (птицы)
-Чем они все похожи? (крылья,клюв,хвост,голова,перья и т.д)
-А чем отличаются? (раскраской,размером,клювом,названием,одни – зимующие,а другие – перелетные)
3.Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных»(два дерева:зимнее и летнее)
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы,а затем прикрепляет на нужное дерево.
О перелетных – почему они улетели? (нет насекомых,которыми они питаются)
А хотели бы вы побольше узнать о зимующих птицах?
-Для этого мы с вами отправимся…Куда? Догадайтесь сами. Это место находится в городе Полысаево.
Дети садятся на стульчики
②Основная часть.
Дети по слайдам узнают парк имени Горовца (голоса птиц)
-Какое время года?
-Слышите птицы поют?
-А это кто так распелся?
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй,не робей!
Кто это? (воробей)
Слайд «Воробей»
-Что вы знаете о воробье? (ответы детей)
-Послушайте как он поет!(голос)
Домовый воробей – самая знаменитая птица.Живет самостоятельно,но вблизи от людей.Воробьи очень дружны,сообразительны и отважны.Это главные защитники сдов и парков от вредителей.Зимой едят все: и зерна,и крошки хлеба. Воробьи бывают полевые,каменные,земляные(в зависимости от того,где строят гнезда) Но все они серые.Есть даже рыжий воробей,который занесен в Красную книгу,обитает только на Сахалине.
Послушайте следующую загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
Слайд «Большая синица»
-Что вы знаете о ней?(голос)
Большая синица самая крупная из живущих у нас,у всех синиц белые щечки.Птица лесная,но зимой перебирается ближе к людям. Очень много птиц гибнет именно зимой. Голодные птицы не выносят даже слабых морозов. Зимой птица ест все:хлеб,зерна,сало,крупу.Синицы многодетны.за лето пара синиц может вывести 20-30 птенцов.
4.Давайте вспомним физминутку про синичку
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок,прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо,влево)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)
Тири –тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)
5.Вернемся в парк.Отгадаем следующую загадку.
Ты откуда,ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь
Как зовут меня…(снегирь)
Слайд «Снегирь»
Что вы знаете о снегире?(голос)
Поздней осенью или в начале зимы на деревьях можно увидеть стайки снегирей.Красная грудка только у самцов,самочки – серые. Они очень любят рябину.В отличии от синиц,снегири не торопятся. Они птицы солидные,не суетятся.Снегири еще и «рыцари». Самцы как бы они не были голодны,всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.Спокойно обработав одно дерево,они перелетают на другое,и делают это по команде вожака. За лето они выводят от 8 до 14 птенцов.
6.Отгадайте следующую загадку.
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Даем ему семян и крошек.
С нами птица круглый год
Воркованием поет (голубь)
Слайд «Голубь»
-Что знаете о голубях? (голос)
Голуби бывают домашние и дикие. Все они похожи. Едят зерна,пьют по-голубиному(опускают клюв в лужу и сосут),выкармливают птенцов «молоком». Когда у голубей появляются птенцы,в зобу у них выделяется специальная жидкость,которая размягчает съеденные семена и превращает в массу похожую на творог.Этой массой голубь и голубка поочереди кормят птенцов.
7.А сейчас я вам предлагаю покормить птиц.
Встаем в круг.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте,птички! (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (4 раза режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки воробьям (то же левой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны.
8.
-А как мы помагаем птицам зимой? (изготовили кормушку для птиц и организовали птичью столовую)
-Я вам предлагаю каждому сделать свою кормушку для птиц.
Изготовление кормушки.
9. Кормушки изготовили,но нужно еще знать чем кормить птиц.Перед вами листы с изображением птиц с одной стороны и кормом – с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом,которым вы хотели бы ее угостить.
Ответы 3-4 детей.
-Что на картинке лишнее? (косточка)
③Итог.
Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами.Теперь вы знаете как они выглядят и сами сможете раскрасить.А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.
Программное содержание:
Развитие познавательных способностей детей;
Формирование коммуникативной компетенции детей;
Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная:
- создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей.
Развивающая:
- создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
- уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.
Воспитательная:
- создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.
Задача обучающихся:
- уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
- пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
- уметь представить образ птиц по памяти.
Подготовка к занятию : составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление кормушки для птиц.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).
— И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о..
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — …(птицы)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц ). Это перья, крылья, клюв и размножение
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
- какие бывают перья? (ответы детей)
- для чего они нужны? (ответы детей)
- где располагаются? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»
— где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
А теперь сравним нашу модель самолета с птицей .
Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей)
— Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают.
Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»).
Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:
- Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)
- Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)
- А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
- Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
- Что для птиц тяжелее: голод или холод?
Рефлексия- этюд «Птенчик»
Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.
Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.)
Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?
Загадывает загадку:
Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку)
А что вы знаете про дятла?
Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.
Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?
Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?
Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (клест)
Какой он?
Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?
Сова. Что особенного в этой птице?
Снегирь. От какого слова произошло название птицы?
Ворона. Как она выглядит?
Воробей. А где он живет?
Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь
Физкультминутка:
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?
Игра: «Верю — не верю»
лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост.
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).
Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)
Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм)
Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.
Давайте покормим наших птиц!
Дидактическая игра «Накорми птицу»
Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.
Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм).
А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники).
Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).
Игра «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.
— А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей)
Итог занятия
Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!
Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.
Бабинцева Оксана Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
БДОУ ЦРР д/с № 311
Населённый пункт:
Омск
Наименование материала:
Конспект
Тема:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Наши пернатые друзья"
Дата публикации:
18.04.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия в старшей
группе детского сада «Наши пернатые друзья»
Программное содержание:
развитие познавательных способностей детей;
формирование коммуникативной компетенции детей;
формирование подхода к познавательной компетенции и
познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная:
создать благоприятные условия для углубления и
систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить
экологические знания детей.
Развивающая:
создавать условия для совершенствования видов речевой
деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
уметь анализировать и устанавливать причинно
-следственные связи.
Воспитательная:
создать благоприятные условия для воспитания любви к
природе и бережного отношения к ней.
Задача обучающихся:
уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
пользоваться полученными знаниями, применять на
практике;
уметь представить образ птиц по памяти.
Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор
материала к занятию, работа с родителями - изготовление
кормушки для птиц.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги.
Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку»,
карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом
транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке
детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о
птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы
услышите (Звучит запись «Птицы леса).
- И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы
поговорим о..
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - …(птицы)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с
изображением птиц.
Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он
разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой,
изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и
маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные
формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат
мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их
всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это
перья, крылья, клюв и размножение
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья».
Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
какие бывают перья? (ответы детей)
для чего они нужны? (ответы детей)
где располагаются? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и
животные нет?»
- где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав
эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов.
Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель
предлагает детям выставку иллюстраций с изображением
воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
А теперь сравним нашу модель самолета с птицей.
-Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос,
туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей)
Динамическая пауза
- Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как
они летают.
Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и
пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок
записи «Весенний лес»).
Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем
спрашивает:
Скажите, а в какое время года нас так встречает лес?
Почему? (Ответы детей.)
Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран?
(Ответы детей.)
А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
Что для птиц тяжелее: голод или холод?
Рефлексия- этюд «Птенчик»
Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может
погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои
ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него.
Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И
смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте
осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего
не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите,
как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся
на веточках. Мы с вами сделали доброе дело - мы спасли жизнь
нашему другу.
Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна - Красна!
Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не
одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть
птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в
ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы
детей.)
Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им
живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?
Загадывает загадку:
Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник?
(загадывает загадку)
А что вы знаете про дятла?
Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.
Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?
Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?
Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (клест)
Какой он?
Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?
-Сова. Что особенного в этой птице?
-Снегирь. От какого слова произошло название птицы?
-Ворона. Как она выглядит?
-Воробей. А где он живет?
Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг
себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь
Физкультминутка:
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю - не верю»?
Игра: «Верю - не верю»
лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой
сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на
голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица
любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!)
Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим)
Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный
хвост.
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки
птиц(выставляет 4 картинки птиц)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте
поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу
и объясняют, почему она лишняя).
Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему?
(Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это
помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)
Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она
добывает себе корм)
Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.
Давайте покормим наших птиц!
Дидактическая игра «Накорми птицу»
Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и
схематическим изображением корма, дети должны положить
карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.
Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам?
(Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со
взрослыми, приносили птицам корм).
А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают
скворечники).
Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей
(Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка,
соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и
высиживать птенцов).
Игра «Назови ласково»
- А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами.
Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль
-журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка-
уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали
наши ласковые и добрые слова.
- А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы
детей)
Итог занятия
Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не
оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У
меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я
обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!
Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы
продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее
интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к
концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья.
Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать
правильно, полными ответами и проявили большую активность на
занятии. Занятие окончено.
МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Конспект ООД в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья»
Подготовила и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Павлова Г.В.
2016г.
Конспект ООД
Тема: «Наши перелётные друзья».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих и перелётных птиц; закрепить счётные умения, знание геометрических фигур.
Задачи: расширить знания о повадках, внешнем виде, питании птиц; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; учить детей с помощью верёвки создавать геометрические фигуры; уточнить знание цифр; упражнять в решении примеров; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе. Материал к занятию: шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку», звукозапись голосов птиц, таблицы с примерами, верёвка, схема из геометрических фигур «Сова», загадки о цифрах.
Ход занятия
Вводная беседа. (Дети стоят в кругу.)
Загадка. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной).
Весна пришла. А что она с собою принесла?
Весна – красна!
Что с собою принесла?
Солнца яркого лучи
И весенние дожди,
Пенье звонкого ручья
И прилёт грача. (Дети выполняют движения по тексту)
(Дети садятся на стульчики).
- Все мы ждём прилёта птиц – первых вестников весны. Но ведь и зимой с нами были птицы. Они не боятся ни холода, ни голода. Как же назовём этих смелых птиц одним словом? (Зимующие).
- А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих птиц.
Игра «Узнай по описанию»
1. «Бока у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(сорока)
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» (Синица).
- По внешнему виду вы правильно определили птиц. А теперь попробуйте узнать птичку по голосу.
Игра «Угадай, какая птица поёт? »
(Звучат по очереди голоса птиц: воробья, сороки, дятла, голубя, синицы, вороны, а дети угадывают, кто поёт.) Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, голубь.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птички»
Птички в гнёздышках сидят
И по сторонам глядят,
Погулять они хотят,
И тихонечко летят.
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (Движения дети выполняют по тексту)
Ребёнок. Стих. «О весне»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны,
Видно, очень тёплые ноги у весны!
Ребята, я слышу, что к нам кто – то идёт.
(Под музыку входит Весна).
Здравствуйте, ребята!
Узнали вы меня?
Я, Весна – красна,
Всем тепло принесла.
Воспитатель. Что это ты, Весна, такая грустная? Что – то случилось?
Весна. Да, друзья, у меня – беда. Злая колдунья не пускает в наши края перелётных птиц. Чтобы снять злые чары, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, ребята тебе помогут.
Задание №1. Д/И «Камешки» (На фланелеграфе – цифры).
- Посмотрите, первая преграда для птиц, камешки. Чтобы их убрать, нужно отгадать загадки про цифры.
Задание №2. Д/И «Диаконд».
- Вот и второе задание. Из этой волшебной верёвки нужно сделать геометрические фигуры.
Сделайте фигуру, у которой нет углов, но это не овал. (Круг).
Сделайте фигуру, у которой 3 угла. (Треугольник).
Сделайте фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковой длины. (Квадрат или ромб).
Задание №3. «Составь портрет»
- Отгадайте загадку. Загадка.
Отгадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза – пятачком
Ушастая голова.
Кто же это? (Сова).
- Молодцы! (Выставляется схема совы из геометрических фигур).
-Какая фигура голова?
-Из какой фигуры туловище?
-Из каких фигур крылья, клюв, уши, глаза?
-Сколько всего фигур?
-Какие фигуры одинаковые?
Задание №4. «Ягодки – примеры».
- Птицы очень любят ягоды. Но эти ягоды не простые. Нужно правильно решить примеры и поставить нужные знаки.
2 * 1 = 3 5 * 1 = 4
Воспитатель. Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
Задание №5. Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших.
- Ребята, вы выполнили все задания и помогли снять заклинание злой колдуньи. И птицы обязательно к нам вернутся из тёплых стран. Кажется, я их уже слышу.
(Звучит музыка и по очереди залетают перелётные птицы, читают стихи).
Дети. 1. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
И зовут меня – скворец.
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Ну, конечно, - соловей.
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
И зовётся птица – грач.
4. Угадайте, что за птичка,
Чёрненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
(Ласточка).
5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка).
6. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок).
Весна. Здравствуйте, милые пташки. Я очень рада нашей встрече. Ребята, вам большое спасибо за помощь.
Весна придёт.
Ещё зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днём всё громче птицы…
Звенят, щебечут о весне.
Ещё порой мороз ярится,
Ещё стоит на реках лёд,
Но птицы знают, знают птицы
- Весна придёт, Весна идёт!
(Виктор Лунин).
Воспитатель приглашает детей на хоровод «Веснянка».
Хоровод «Веснянка». (Украинская народная песня).