Консультации логопеда для родителей в средней группе. Сборник логопедических консультаций для родителей. Несколько слов о почерке

Чупрякова Марина
Темы консультаций учителя-логопеда для родителей в детском саду

ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. В чём заключается работа учителя-логопеда ?

2. Правильная речь – залог успеха первоклассника.

3. Этапы работы по коррекции звукопроизношения.

5. Логопедическая работа с детьми.

6. Диагностика речевой готовности детей к школе (презентация) .

7. Артикуляционная гимнастика : значимость и рекомендации.

8. Артикуляционная гимнастика в картинках.

9. Всестороннее развитие правильной речи.

10. Возрастные особенности речевого развития детей.

11. Речь взрослых – образец для подражания.

12. Копилка логопедических советов для родителей .

13. Логопедический словарь для родителей .

15. Этот коварный звук «Р» .

16. Система дидактических игр и упражнений по развитию речи.

17. Если ребенок не говорит?

18. Речь ребенка на кончиках его пальцев.

19. Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики.

20. Особенности общения 3-х летних детей.

21. «Звуковое несовершенство» детской речи .

22. Как сформировать правильную речь?

23. Что такое фонематический слух?

24. Как мы говорим? (см книгу Развитие речи малыша)

25. Звуковое и речевое развитие : от первого крика до первых слов.

26. Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребенка.

27. Как развивать речевые навыки?

28. Формирование речевых конструкций .

29. Детское словотворчество : «за» и «против» .

30. Развитие речи у близнецов.

31. Как влияет на речевое развитие детей отсутствие общения с мамой.

32. Ребенок-левша и его речевое развитие.

33. Недоразвитие или нарушение речевого развития?

34. Особенности развития речи детей в дошкольный период.

35. Что ответить «почемучке» ?

36. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

37. Роль родителей в развитии речи ребенка.

38. Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?

39. Когда обращаться к логопеду?

40. Ошибки, допускаемые родителями , при обучении детей чтению в домашних условиях.

41. Этапы усвоения детьми трудных звуков.

42. Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми.

43. Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.

44. Автоматизация звуков в домашних условиях.

45. Пальчиковые игры на кухне.

46. Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

47. Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

48. Задержка речевого развития, что это такое?

50. Как организовать логопедические занятия дома.

Публикации по теме:

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Циклограмма деятельности учителя логопеда в детском саду Уважаемые коллеги. Предлагаю вам свою циклограмму деятельности. Я работаю на 1 ставку в группе для детей с ТНР и на 0,25 в группе для детей.

Консультация для родителей учителя-логопеда Советы логопеда. Когда следует обратиться к логопеду?Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встаёт пред каждой мамой.

Консультация учителя-логопеда «На пути к грамоте» для родителей детей 6–7 лет «На пути к грамоте» Уважаемые родители! Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько.

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». Готовность к школе - это не только обучение чтению и.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Показать родителям, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

Научить родителей применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

2. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

3. Применение полученных навыков в условиях семьи.

ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ

I. Значение и взаимосвязь движений и речи.

. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.

Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев - 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова - нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би».

Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

II. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

1. Упражнения с пальчиками .

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

Упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
- упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)
- упражнения без предметов.

2. Упражнения с мячом .

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом :

Игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процес¬сов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.)
(Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

III. Применение полученных навыков в условиях семьи.
(метод игрового моделирования)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Упражнения с пальчиками

Упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

Упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

Упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

2. Упражнения с мячом .

Игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

Игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься . Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

  • В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.

  • В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.

    Преобладающими в ГРАММАТИКЕ являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.

  • Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ , не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.

  • Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается до 3 лет и более.

В связи с этим НЕОБХОДИМА ПОСТОЯННАЯ РАБОТА по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.

Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший ЛОГОПЕД , он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное – научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлычет, - киска, а это пасется на лугу - корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.

В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» - «Это мальчик», «Что он делает?» - «Мальчик играет»; «Что это?» - «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».

Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).

Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например - «Что Таня достает из волшебного сундучка?» - «Куклу, кубики, бусы». - «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» - «На вертолетах - на вертолете; на машинах - на машине». - «Чего нет у Тани?» - «Автобуса, лодок» и др.

Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».

Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка - удочка, бочка - почка, бабочка - папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.

Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога - гора»).

1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме - пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы.

3. Мяч и речь. Практикум для родителей.

4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи.

5. Применение cу-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?

7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма - ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота?

9. Артикуляционная гимнастика

10. Профилактика дисграфии

11. Пословицы в развитии речи дошкольника

12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками»

13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет

14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком

15. Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

16. Поиогаем детям вместе!

17. Формирование связной речи при составлении рассказов

18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?

19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша?

20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет

21. Как стимулировать речевое развитие ребенка?

22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

23. Дыхательная гимнастика

24. Леворукий ребёнок

25. Готовим руку к письму

26. Подготовка руки ребенка к письму в школе

27. Упражнения для тренировки речевого дыхания

28. Заикание (памятка для родителей)

29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу

30. Почитай мне мама!

31. Формирование навыков «внимательного» чтения

33. Упражнения для развития подвижности губ

34. Правила и упражнения в плавной речи

35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)

37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

38. Развитие мелкой моторики

39. Как помочь ребенку заговорить?

40. Технология БОС – технология здоровья

41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся

Разделы: Логопедия

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе - уровень его умственного и речевого развития, так как первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе-это умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу, “сюсюкают”, картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является “сюсюканье” взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на “птичьем” языке. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, калидор, небель и т.д). В таких случаях необходимо стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть “в слова”, “ловить звуки”, подбирать слова ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Поэтому целесообразно предлагать ребенку такие игры:

“Стать волшебником легко. Преврати слово в гусеницу!”

Сегодня мы научимся превращениям. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружками. Каждая буква - кружочек. Я произнесу слово, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружков. Произнеси слово “рак”. Сколько кружков надо нарисовать? Три. Посмотри, у нас получилась короткая цепочка из кружочков. Она похожа на маленькую гусеницу. Попробуй превратить в гусениц другие слова. Начинаем!

Слова для диктанта:

УМ, СОК, ЗВЕЗДА, СОСНА, ДОРОЖКА.

“Слова вокруг нас”

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Сформированность словаря и навыков словообразования.

Дети должны уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры, например: пылесос, аквариум, землетрясение, экскурсия, милиционер; описывать предмет по трём признакам: форма, цвет, величина. Также ребёнок должен знать названия частей предметов, например: у чайника – носик, ручка, крышка. Подбирать антонимы, например: высокий – низкий, широкий – узкий, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: правильно образовывать формы родительного падежа (много яблок, а не “яблоков”, много окон, а не “окнов”), составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме (Мальчик, открывать, дверь. Сидеть синичка на ветке.). Уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.

Довольно часто причиной обращения родителей к логопеду является только заметные для окружающих речевые проблемы ребенка. И только в процессе обследования, выявляются проблемы, сопутствующие речевым нарушениям: задержка психического развития, нарушения слуха, нервно-психические заболевания. В речевое развитие ребенка свои отрицательные коррективы вносят также различные ситуации социально-биологического характера, где социальный статус семьи имеет не последнее значение.

Ежегодно всесторонне обследуя развитие первоклассников, следует отметить, что у большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:

  • несформированность звуковой стороны речи;
  • незаконченность формирования фонематического восприятия;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушения в грамматическом оформлении речи;
  • ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого, нужно:

Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;

Начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);

Ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда по развитию речи).

Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь предъявляет новые требования к детям и от того, как вы подготовили дочку или сына к учёбе в школе в раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальном, но и в среднем звене.

Наша задача убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.

Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше - подключать игру, показ, действие.

Учить ребенка весьма не просто. В особенности, если обучающий не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание за разбросанные по полу игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. А достаточно этого можно, следуя весьма нехитрым (но очень полезным!) советам, которые мы осмелились предложить вам:

Совет №1.

  • Во время обучения поддерживайте у ребенка положительный эмоциональный настрой.

Совет №2.

  • Наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся, покажите, как исправить ошибку.

Совет №3.

  • Превратите процесс обучения в веселую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребенка интерес к знаниям, к познанию нового.

Список литературыю

1 .Акименко В.М.Новые логопедические технологии.- Ростов н / Д: Феникс, 2008 – с.33 .

2 .Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках.1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 104 с.

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег