Краткая история жанны дарк. Сообщение о Жанне Д’арк

Жанна д"Арк (Jeanne d"Arc) (6 января 1412, Домреми - 30 мая 1431, Руан), народная героиня Франции.

Видения.
Жанна родилась в крестьянской семье. Её детство пришлось на тяжёлый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420 года), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева её спасёт". Около 1424 года Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.

Миссия Жанны.
6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что её "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершённый там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил её с войском в Орлеан. Ко времени прибытия её в этот город (29 апреля 1429 года) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасёт Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 года французы начали наступать на занятый англичанами Париж.
Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 годов Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 года попала в плен к англичанам.

Суд и смерть.
Её перевезли в Руан, и 9 января 1431 года она предстала перед судом инквизиции. Её обвинили в колдовстве и ереси: подчинённые англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 года ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берёт отречение обратно и сожалеет о нём. Два дня спустя её заживо сожгли на рыночной площади Руана.
В 1455-1456 годах в Бурже прошёл процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре - декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.

Процесс и осуждение
Инквизиционный процесс Жанны д"Арк

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.

Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто - девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки.
Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось - например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.

Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» - трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной.

Оправдательный процесс
После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.

7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.

В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти - 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В конце заметим, что мы представили здесь классическую версию происхождения и жизни Жанны д"Арк. В настоящий момент некоторые французские историки не без основания утверждают дворянскую родословную девушки, а кроме того, доказывают, что вместо неё на костре сожгли подставное лицо, что якобы и породило множество легенд о том, что Жанна жива. Но, по-видимому, открыть истину уже не удастся.

Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно.

"В моём краю меня звали Жаннеттой... Я родилась в деревне Домреми, которая составляет одно с деревней Гре. В Гре главная церковь... Мой отец - Жакоб д"Арк, моя мать - Изабеллетта, по прозванию Ромэ...
Крестил меня, насколько я знаю, мэссир Жан Минэ, который был в то время священником в Домреми... Моё прозвище - д"Арк или Ромэ - в моём краю девушки носят прозвище матери"...

«На площади, - писал Жан Мишле, - были воздвигнуты три помоста. На одном из них помещалась королевская и архиепископская кафедры, трон кардинала Англии, окруженный сиденьями его прелатов. Второй предназначался для действующих лиц мрачной драмы: проповедника, судьи, бальи и, наконец, самой осуждённой. Отдельно виднелся громадный оштукатуренный помост, заваленный дровами. Ничего не пожалели для костра, он пугал своей высотой. Это было сделано не только для придания торжественности обряду сожжения, но и с определённой целью: палач мог достать только снизу до костра, расположенного на большой высоте, и зажечь его; таким образом, он не был в состоянии ни ускорить казнь, ни покончить с осуждённой, избавив её от огненных мук, как обычно делал с другими… Жанна должна была сгореть заживо. Поместив её на вершине горы из дров, над кругом копий и мечей, на виду у всей площади, можно было предположить, что, долго и медленно сжигаемая на глазах любопытной толпы, она проявит, наконец, некоторую слабость, у неё вырвется если не признание, то, по крайней мере, несвязные слова, которые легко истолковать в желанном смысле; быть может, даже тихие молитвы или униженные моления о пощаде, естественные для павшей духом женщины».

На казни Жанны присутствовали все её мучители - Кошон, де Метр, Уорвик, провокатор Луазелер… Кошон зачитал новое решение «священного» трибунала: «Во имя Господа аминь… Мы, Пьер, божьим милосердием епископ Бовэский, и брат Жан де Метр, викарий доктора Жана Граверана, инквизитора по делам ереси… объявляем справедливым приговором, что ты, Жанна, в народе именуемая Девой, повинна во многих заблуждениях и преступлениях. Мы решаем и объявляем, что ты, Жанна, должна быть отторжена от единства церкви и отсечена от её тела как вредный член, могущий заразить другие члены, и что ты должна быть передана светской власти… Мы отлучаем тебя, отсекаем и покидаем, прося светскую власть смягчить свой приговор, избавив тебя от смерти и повреждения членов». Инквизиторы знали, что их просьбы подобного рода отклоняются. Затем на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна.

Хронисты отмечают, что во время казни Жанны инквизитор Кошон рыдал, возможно, он раскаялся в совершённом зле. Кто знает..
Жанна попросила палача дать ей крест. Палач, обливаясь слезами, протянул ей две скрещенные хворостины и держал перед её глазами, пока тело Жанны не обратилось в прах.

Жанна д’Арк на костре инквизиции… | INLAND

16 октября 2011. Сколько времени Жанна д’Арк мучилась в огне, никто не знает, но очевидцы говорили, что вся одежда сгорела, прежде чем она умерла. По словам врачей, – это самая страшная боль, какую может испытывать живой организм.

Задача данной статьи - показать как связана трагическая гибель Жанны д’Арк со "сценарием", заложенным в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

Берём двойной код ПОЛНОГО ИМЕНИ ЖАННЫ Д* АРК:

5 6 23 34 42 43 57 71 77 96 115 116 121 122 139 150 158 159 173 187 193 212 231 232
Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А + Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А
232 227 226 209 198 190 189 175 161 155 136 117 116 111 110 93 82 74 73 59 45 39 20 1

8 9 23 37 43 62 81 82 87 88 105 116 124 125 139 153 159 178 197 198 203 204 221 232
Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К + Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К
232 224 223 209 195 189 170 151 150 145 144 127 116 108 107 93 79 73 54 35 34 29 28 1

ЖАННЕТТА Д* АРК = 116 = ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \.

116 = ГИПОКСИЯ = ОТРАВЛЕНИЕ М\ озга \.

232 = 116-ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \ + 116-...ЛЬНИЦЫ.

232 = 93-ПОРАЖЕНИЕ + 139-ГОЛОВНОГО МОЗГА.

139 - 93 = 46 = ДЫМ.

232 = 190-ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО + 42-МОЗГА.

190 - 42 = 148 = ГИБНУЩАЯ ОТ Д\ ыма \.

232 = 190-ГИБНУЩАЯ ОТ ДЫМА + 42-...ЫМА.

81 = ОТ ДЫМА
____________________________
170 = КОНЧИНА ОТ ДЫМА

Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 6.01.1409. Это = 6 + 01 + 14 + 09 = 30 = ЧАД, ГИП\ оксия \.

232 = 30-ЧАД + 202-ГИБЕЛЬ ОТ УГАРНОГО ГАЗА.

202 - 30 = 172 = СМЕРТЕЛЬНЫЙ.

232 = 30-ЧАД + 202-СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЧАД.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.05.1431. Это = 30 + 05 + 14 + 31 = 80 = ЗАДЫХАН\ ие \, ОТ ДЫМ \ а \.

232 = 80 + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

232 = 80-ЖИЗНЬ ЗА\ вершена \ + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

152 - 80 = 72 = ДЫМ КО\ стра \.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 161-ТРИДЦАТОЕ МАЯ + 45-\14 + 31\-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 206.

206 = ЗАДЫХАЮЩАЯСЯ = КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 9-ДВА = 95 = ГАЗ КОСТРА.

Справка:

Что собой представляет дым от костра или из чего состоит?
bolshoyvopros.ru›questions/1953059-chto…ot-kostra…
Дым от костра - сложная смесь из газов, паров и аэрозолей, поднимающаяся вверх за счёт того, что нагретый воздух легче холодного.

232 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 137-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕ\ на \.

137 - 95 = 42 = УГАР.

Смотрим столбец в верхней таблице:

57 = ДВАДЦАТ\ ь два \ = ...ТЬ ДВА
_________________________________________
189 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 94-ПОГИБЕЛЬ

189 - 57 = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Как мы видим - ЖАННА фактически сразу же задохнулась, прежде чем до неё дотянулись языки пламени.

«О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным.» (*2) стр.5

«...Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке». (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми». (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

«Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, „прекрасное, как лилия“, как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи.» (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

«Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: „Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла..“ (*1) стр.146

„Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. “ Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“. Голоса называли ее „Жанна де Пюселль, дщерь Бога“ — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что „Францию погубит женщина, а спасет девственница“. (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином).» (*5) стр.417

«Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом». (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

«Время для нее тянулось медленно, „как для женщины, ожидающей ребенка“, говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: „Не так нам пристало удаляться“, и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

„Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье“. Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. „Добрый король Рене“ (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле... Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении... Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину.» (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена «Сионского приората» и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу «Рене д’Анжу»)

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

«Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: «Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: „Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции“. После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: „Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь“. Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал». (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

«Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели.» (*3) стр. 43

«Некий адвокат парламента Жан Барбон: «От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь». (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу «Меч. Знамя.»)

«По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

«В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: «Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим»; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа... Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь... Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: «Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии... и пели антифоны... так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану.» (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. «См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

«Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров... Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение...»

«...Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов.» (*1) стр. 86

«...англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья...

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: «Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем». (*1) стр.92-94

«Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: „Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его“. Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это „Хроника Антонио Морозини“... отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: „Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: „Это сводит меня с ума“. Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо... Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог... “ Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?...Джустиниани растерян.» (*2) стр.146

Портрет Жанны д’Арк

«...Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела... »

«Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: «Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: „Отведите его к кресту“, который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: „А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу“. И тогда она отправилась в путь, приговаривая: „Спешите вперед, спешите вперед“. Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру». (*3) стр.89

Жиль де Ре: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания.» (*1) стр.109

«Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: „Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом.“ (*1) стр.118

„Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние „Божией любви“, которое отметил Нуйонпон у себя самого.“ (*4) стр.306

" - Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

«Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными... А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари... (*1) стр. 108

„Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас.“ (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола.» (*4) стр.307

«Рупертус Гейер, тот самый „анонимный“ клирик», понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. «Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный», — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное «я», чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: «Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город»; «Потерпите, через час вы станете победителями». Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, «глаголющим языками», в христианских общинах надлежало молчать, ибо «за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек». Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. «Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству» стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: «Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?» И она ответит: «Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести»

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен.....

«В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох.» (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Памятник в соборе
Архангела Михаила
в Дижоне (Бургундия)
Фрагмент из фильма
Роберта Брессона
«Процесс Жанны Д’Арк»
Позолоченный памятник
Жанне д’Арк в Париже
на площади Пирамид

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен... Год и один день..

Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: «Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются».

Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники.... И юная девушка, которая по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б».

Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила «рецидив ереси»: человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. «Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения.» Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.«

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка....

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, «около четырех часом по полудню», палач пришел в доминиканский монастырь, «ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной». И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массеь со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, «как явным чудом», он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

Прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, «земной ангел и небесная девушка», вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все». «такая как другие».

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет.»

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали.»

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Литература:

  • *1 Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва «Энигма» 1994.
  • *2 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
  • *3 Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.
  • *4 Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.
  • *5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Смотрите раздел:

Жанна д’Арк, Орлеанская Дева (Jeanne d"Arc, 6 января 1412 – 30 мая 1431) – наиболее известная историческая личность Франции. В Столетней войне выступала в качестве главнокомандующей, но попала в плен к бургундцам и, по приказу короля, была передана властям Англии. В результате религиозного обвинения, д’Арк была сожжена на костре, а позже – реабилитирована и даже канонизирована.

Детство

Жанна или Жанетта – так называла себя девочка – родилась в 1412 году в небольшой деревушке Домреми, находившейся на границе Лотарингии и Шампани. Доподлинно неизвестно, кем были её родители, поскольку одни источники утверждают об их беднейшем происхождении, в то время как другие – о вполне зажиточном статусе.

Так же ситуация обстоит и с датой рождения самой Жанетты: церковно-приходская книга содержит запись от 1412 года о рождении девочки, что и считалось долгое время точной датой её появления на свет. Однако 6 января 1904 года, когда Папа Римский Пий X причислял д’Арк к лику святых, он указал 1409/1408 года, тем самым опровергнув предыдущие сведения.

О раннем детстве Жанны практически ничего неизвестно. Сохранились лишь несколько записей в дневниках её родителей о том, что девочка родилась очень слабой и часто болела. В возрасте четырех лет она сильно простудилась и около месяца находилась между жизнью и смертью.

А поскольку на тот момент люди еще не могли готовить сильнодействующие препараты, родителям оставалось лишь молиться за успешное выздоровление ребенка. К счастью, спустя несколько месяцев д’Арк полностью восстановилась от болезни, но скрытной и молчаливой оставалась на протяжении всей своей жизни.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте, по заявлениям самой Жанетты, она впервые увидела архангела Михаила. О своих видениях девушка могла рассказать лишь родителям, поскольку подруг она не имела. Но и родные не признавали того, что говорила д’Арк, списывая всё на фантазию Жанны и её стремление «обзавестись хотя бы вымышленными друзьями».

Но спустя несколько месяцев д’Арк вновь заявляет родителям о том, что видела архангела Михаила и двух других женщин (по версии ученых, это были святые Маргарита Антиохийская и Екатерина Александрийская). По словам девушки, явившиеся «гости» рассказали ей о её предназначении: снять осаду города Орлеана, навсегда изгнав захватчиков, и возвести на трон дофина.

Не получив должной поддержки со стороны родственников, Жанна д’Арк отправляется к капитану Роберту де Бондикуру, являвшемся на тот момент управляющим города Вокулёра. Там девушка рассказывает свою историю, но, к сожалению, видит абсолютно идентичную ситуацию: капитан лишь посмеивается над её нездоровой фантазией и отправляет назад, не желая даже выслушивать до конца. Жанетта, раздосадованная подобным отношением к своей персоне, отправляется в родной Домреми, но не сдаётся.

Спустя год ситуация повторяется: она вновь приходит к капитану, утверждая о возможности победы в сражении только в том случае, если он назначит её военачальницей. Решающим становится предсказание д’Арк об исходе так называемой «Селедочной битвы», которая должна пройти в недалеком будущем под стенами города Орлеана.

На этот раз де Бондикур прислушивается к словам девушки и решает разрешить ей участвовать в сражении. Жанетте выдают мужскую одежду (которую, к слову, она после этого начала предпочитать многочисленным платьям, заявляя, что такой образ не только помогает в бою, но и отбивает внимание к её персоне со стороны солдат) и снаряжают вместе с небольшим отрядом. Именно к нему впоследствии присоединяются двое лучших друзей д’Арк: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец.

Участие в сражениях

Как только отряд был полностью снаряжен, Жанетта повела людей за собой. 11 дней они добирались до Шинона, где воинственная женщина планировала заручиться поддержкой дофина. Войдя в город, она заявила правителю о том, что «послана Небом для того, чтобы освободить Орлеан и принести мир и спокойствие», а также потребовала от него поддержки и обеспечение её армией. Но, несмотря на благородные стремления д’Арк, король Карл долго колебался, отдавать ли под её командование своих лучших войнов.

В течение нескольких недель он испытывал Жанну д’Арк: её допрашивали богословы, гонцы выискивали по приказу короля информацию о ней на родине, женщина проходила многочисленные испытания. Но не было найдено ни единого факта, который бы мог опорочить имя д’Арк, после чего действующая армия была всецело передана ей для командования.

С армией молодая военачальница идет к Блуа, где соединяется с другой частью войска. Новость о том, что теперь ими командует «посланница Бога» вызывает в солдатах небывалый моральный подъем. 29 апреля войска под командованием д’Арк проникают в Орлеан. После непродолжительных сражений, в которых действующая армия теряет всего двоих, 4 мая Жанетта освобождает крепость Сен-Лу.

Таким образом, невыполнимая для многочисленных военачальников миссия без особых усилий выполняется женщиной всего за 4 дня. За такие заслуги Жанна д’Арк получает титул «Орлеанской девы», а 8 мая назначается официальным праздником (кстати, он существует и по сей день).

Обвинение и инквизиционный процесс

Осенью того же года, сразу после коронации Карла, Жанна д’Арк, заручившись его поддержкой, начинает наступление на Париж, где на тот момент царят смута и хаос из-за стремления английских военачальников самостоятельно командовать оставшимися войсками. Однако, спустя месяц, король по неизвестным причинам отдаёт приказ на отступление и, вынужденная подчиниться Жанна, оставляет армию в Луаре.

Сразу после этого поступает сообщение о захвате бургундцами города Компьеню, на освобождение которого д’Арк бросается, даже не спросив согласия нового короля. В итоге, удача отворачивается от «Орлеанской девы» и она попадает в плен бургундцев, откуда её уже не может спасти ни король Карл, ни другие влиятельные персоны.

21 февраля 1431 года началось инквизиционное слушание Жанны д’Арк, которую бургундцы, не скрывая своего причастия к процессу, обвиняли в ереси и непослушании существующим церковным канонам. Жанетте приписывали и сношения с дьяволом, и пренебрежение церковными канонами, однако женщина отрицала любые негативные заявления в свой адрес.

Подобное мужественное поведение лишь затягивало решение церкви о сожжении д’Арк, ведь, в этом случае, она стала бы мученицей и, возможно, сподвигла бы народ к восстанию. Именно поэтому церковные служители идут на подлость: д’Арк подводят к «готовящемуся ради неё костру» и, взамен на жизнь, предлагают подписать бумагу с прошением перевести её в церковную тюрьму за тем, что она осознаёт содеянное и хочет искупить вину.

Необученная чтению женщина подписывает бумагу, которую затем заменяют на другую – в которой написано о полном признании Жанеттой всего того, в чем её обвиняли. Таким образом, д’Арк своей собственной рукой подписывает приговор о сожжении, который приводится в иполнение 30 мая 1431 года на площади города Руан.

Посмертное оправдание

В течение 20-ти последующих лет о Жанне д’Арк практически не вспоминали, и лишь к 1452 году король Карл VII, зная о подвигах мужественной девушки, решил выяснить всю правду о громком деле прошлого. Он велел собрать все документы и во всех деталях выяснить суть и ведение процесса над Жанеттой.

Для сбора всей необходимой информации поднимались рукописи церковных книг, опрашивались выжившие свидетели того времени и даже направлялись гонцы в Домреми – на родину «Орлеанской девы». К 1455 году было абсолютно ясно, что в ходе слушания дела д’Арк допускались чудовищные нарушения закона, и сама девушка действительно была невиновной.

Восстановление благородного имени Жанны д’Арк проходило сразу в трёх городах: Орлеане, Париже и Руане. Документы о её якобы причастности к дьяволу и незаконности действий были публично разорваны перед толпой на городской площади (кстати, в числе которых стояли друзья Жанны и её мать). 7 июля 1456 года дело было закрыто, а доброе имя девушки восстановлено. А в 1909 году Папа Римский Пий X объявил Жанну блаженной, после чего состоялась торжественная канонизация.

- Жанна д"Арк , биографию которой знает весь мир и о которой многое так и не известно достоверно. Споры идут вокруг её рождения: некоторые склоняются к той мысли, что она внебрачная дочь высокопоставленного придворного; спорят и об её кончине: существует точка зрения, что сожжена была не Жанна - будто её тайком увезли накануне казни.
Но как бы там ни было, всё-таки самое загадочное - не рождение и смерть, а её основная миссия: спасение Франции по повелению самого Бога. Чем ещё можно объяснить непостижимую в те времена смелость юной деревенской девушки, которой предписывалось дальше кухни - ни шага?

События, связанные с Жанной, происходили в эпоху бесконечной . Франция была на волосок от политической гибели: на фоне полного безвластия законного короля (он страдал глубоким безумием) за контроль над страной боролись как политические группировки, так и сама Англия в лице короля . Законный наследник французского престола дофин Карл еле сумел спастись, убежав на юг страны. Подчинение Франции успешно завершалось англичанами - путь к полной победе преграждал лишь храбрый город Орлеан, бывший в осаде, но ещё державшийся.

И в это тяжелейшее для страны время на авансцене Истории появляется Жанна д"Арк. Сама она говорила, что уже в 13 лет слышала голоса небожителей, открывших ей её назначение на роль спасительницы короля и королевства. Но только в 17 лет она впервые объявила об этой миссии принародно. Через год, в её 18 лет, ей, наконец, поверили, и Жанна смогла отправиться к королю в сопровождении отряда солдат и, будучи одетой в мужскую одежду, которую она так и носила до своей смерти. После многочисленных длительных проверок дофин Карл решился доверить Жанне пост главнокомандующего армии. Получив в знак воинской высшей власти знамя и хоругвь, доспехи и меч самого Карла Великого, она во главе армии двинулась на Орлеан.

Как посланница Бога, Жанна вызывала у солдат и военачальников восторг и преклонение - все испытывали необыкновенное воодушевление, совершенно уверившись в Божьей помощи. И чудо свершилось: практически невыполнимую задачу освобождения Орлеана Жанна и её армия выполнили за 4 дня - англичане сняли осаду города. До сих пор в Орлеане 8-е мая празднуется как самый главный праздник: Франция вспоминает в этот день свою спасительницу - Орлеанскую Девственницу.

Река Луара с расположенными на её берегах стратегически важными замками также находилась во власти англичан. К 18 июня с врагами было покончено: английская армия потерпела сокрушительный разгром в битвах с французской армией, под предводительством Жанной д"Арк.
Путь в Реймс, где должно было состояться миропомазание дофина Карла, лежал перед будущим королём широкий и свободный: каждый город на этом пути с радостью открывал ворота навстречу Карлу и его армии. Нация сплотилась воедино, небывалый подъём национального духа вызвал к жизни необыкновенную жажду возрождения страны, и Жанна призывала короля воспользоваться ситуацией и выступить на Париж. Однако интриги завистников сделали своё дело, и военные действия тормозились противоречивыми приказами короля. А 23 мая 1430 г. в результате предательства Жанна д"Арк попала в плен к бургундцам, союзникам Англии. Король Карл VII, стольким обязанный Жанне, пальцем не пошевелил, чтобы спасти её. Англичане, купившие Жанну за 10.000 ливров золотом, повезли её в Руан.

Обвинительный процесс английской инквизиции и подлое осуждение Жанны на сожжение заживо - это свидетельство чёрной неблагодарности Франции и беспринципного политического заказа Англии.
Потрясающее мужество девушки, её уверенность в ответах и твёрдая воля не были сломлены, несмотря на ужасные условия содержания и угрозы пыток.
Умирая на костре, она обращалась к Иисусу. Франция верит и сегодня, что Жанна именно там, где Иисус - на Небе.

Через 25 лет после сожжения Орлеанской Девственницы король Карл VII, добившись полного восстановления Франции как государства, вспомнил о Жанне (видимо, совесть проснулась). Было назначено провести новый судебный процесс. В живых ещё оставались её мать, родственники и многочисленные жители её родных мест, а также солдаты из её войска. Единодушные показания свидетелей опровергали каждый пункт обвинения инквизиции в еретических заблуждениях Жанны. Обвинительное заключение против национальной героини постановлялось считать недействительным, её доброе имя было восстановлено. А почти через 500 лет католическая церковь канонизировала Орлеанскую Девственницу, признав её святой.

Жертвенный образ Жанны д"Арк вдохновлял многих женщин и мужчин на совершение подвигов во имя высокой цели, но каждый из них нёс свой крест сам...

Фигура Жанны Д’Арк имеет исключительное значение для французской истории и культуры. Настолько исключительное, что её статуя есть практически в каждой церкви во Франции. Жанна не просто спасла эту страну от английских захватчиков. То, что французские правители не могли сделать в течение почти сотни лет, она смогла сделать всего за несколько дней, притом в сопровождении совсем небольшого отряда. При этом она была совсем юной девушкой, практически подростком: её сожгли на костре в возрасте девятнадцати лет. Спасти целую страну в столь молодом возрасте – это невероятный подвиг, который, как кажется, уже невозможен в наше время, когда многие люди остаются детьми до тридцати, а то и до пятидесяти лет. «Детьми» — в плохом смысле: у них нет занятия, которое пришлось бы им по душе и приносило бы стабильный доход, нет собственной квартиры, больше того – нет самостоятельных и уверенных суждений об окружающем мире, они просты и наивны; не то чтобы страну защищать – многие из них защитить себя в уличной драке зачастую не способны.

Уверенная Жанна и неуверенный король

Согласно легендарной биографии девушки, она в раннем возрасте услышала голоса, которые принадлежали святым (Архангелу Михаилу, Екатерине Александрийской и Маргарите Антиохийской) и призывали её совершить подвиг во имя Франции. Она отправилась ко двору короля – а им тогда был Карл VII. Дальнейшая история – это сотрудничество сильной, волевой и воинственной Жанны и осторожного, неуверенного и во всём сомневающегося короля. Когда девушка призывала монарха сразу переходить в наступление, тот долго колебался. Из-за этого французская армия несколько раз чуть не опаздывала с атакой. Однако решительность Жанны и вверенных ей солдат, их рвение и прекрасное владение оружием компенсировали неуверенность короля, и Франция раз за разом одерживала победы. Жанна д’Арк была первым военачальником за всю историю Столетней войны, кто внёс в ряды англичан смятение: до сих пор они считали себя почти что непобедимыми. Война, конечно, шла с переменным успехом, но было видно, что силы французов постепенно иссякали. Так продолжалось бы и дальше, но вдруг «откуда ни возьмись» появилась Жанна.

Кто осудил Жанну на сожжение?

Жанна была схвачена англичанами в результате предательства. С того дня она содержалась под стражей. Ввиду высокой религиозности тогдашнего населения, суд над своей победительницей англичане решили провести «в церковном духе». На специальном судебном процессе Жанну осудили как еретичку, приписав ей сношение с дьяволом, нарушение христианских норм и прочие грехи. Процесс возглавлял епископ Пьер Кошон – один из предателей: он был хорошо подкуплен захватчиками, перешёл на их сторону и в своих действиях проявлял непростительную вольность, игнорируя и гражданское законодательство, и постановления Папы Римского.

Примечательно, что сама Жанна держалась на суде уверенно и бесстрашно. Она не признавала своей вины и предрекала скорое поражение англичанам. Даже взойдя на костёр, она продолжала говорить о справедливом исходе войны в будущем и о том, что английских захватчиков ждёт божий суд.

Последствия деятельности Жанны

Отважную военачальницу захватчики казнили, однако вернуть инициативу им это не помогло. Сбылось пророчество юной воительницы: через двадцать с небольшим лет (по меркам того времени это очень небольшой срок) англичане потерпели окончательное поражение; Столетняя война завершилась.

Королю Карлу VII и папе Римскому Каликсту III пришлось некоторое время разгребать кучу, «наваленную» англичанами: в результате длительного следствия они установили, что Жанна не виновна ни в одном грехе, который ей вменили. Доброе имя «Орлеанской девы» было восстановлено.

Наконец, в начале ХХ века Жанна д’Арк была канонизирована.

 
Статьи по теме:
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с
Нижегородская энциклопедия В каком году была основан город горький
Путеводитель по городу Горькому 1960 года издания. Издательство "Горьковская правда"Под катом - текст и 57 фотографий. Стиль и орфография оригинала.Город Горький - бывший Нижний Новгород - крупный промышленный и культурный центр. Он имеет богатую выдающим
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе