Крест евфросинии полоцкой. Крест преподобной евфросинии полоцкой

Сегодня мы отправимся по следам одной из главных святынь Беларуси — креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Куда же исчез наш главный символ?

Тусклое пламя свечи мягко освещало небольшую каморку. Мастер сощурил подслеповатые глаза и смахнул невидимую пылинку с изделия. Он аккуратно перевернул массивный поклонный крест и осмотрел его. «Хорошая все-таки работа вышла!», – похвалил себя пожилой мужчина. Шестиконечный крест на кипарисовой основе переливался златом и драгоценными камнями… И в этот момент в каморку кто-то вошел.

Это была невысокая пожилая женщина, смиренно и покорно остановившаяся на пороге. Чувствовалось, что ей уже немало лет и только светлый блеск спокойных глаз выдавал ее колоссальную энергию.

– Мир вам, игуменья!

– Храни Господь, мастер Богша!

Лазарь Богша почтительно поприветствовал вошедшую монахиню, а затем подвел ее к столу.

Евфросиния изумленно воззрилась на крест, изготовленный по ее заказу. Вышло даже лучше, чем она думала. Крест был словно живой и от него исходила подлинная божественная энергия. Полоцкая монахиня с трудом подняла тяжелое изделие и перевернула. Искусная работа. Этот Богша и вправду был мастером.

– Воистину, светлую работу вы проделали.

Богша улыбался.

– До сподобы пришлось, значит. Больше такого креста до самого Царьграда не найдете – по их секретам и изготовлен. Святыня!

Игуменья Полоцкая бережно завернула крест в прихваченную ветошь и спрятала за пазуху.

– А не боитесь, матушка? Вдруг как украдут?

Евфросиния терпеливо достала и перевернула крест.

– Но как же это, мастер?

Богша снова прочитал проклятие, которое сам же и выгравировал:

Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми].

Виноват, позабыл. Доброго пути вам, матушка.

Евфросиния спрятала крест и перекрестила помещение, а затем неслышно выскользнула в темный апрельский вечер 1161-го года.

Примерно так началась история креста Евфросинии Полоцкой.

Символичная судьба креста Евфросинии Полоцкой

Страдания, которые выпали на долю креста Евфросинии Полоцкой, в полной мере отражают бедствия, затрагивавшие наш народ на протяжении тысячи лет. Крест был изготовлен ювелиром Лазарем Богшей, который владел особым искусством перегородчатой эмали. Эта таинственная техника ведет свое происхождение из самой Византии и в настоящее время утрачена. После освящения крыж хранился в Свято-Преображенской церкви, основанной Евфросинией Полоцкой. Там он находился более 60 лет, вплоть до 1222 года. Во время междоусобных войн его увез из Полоцка смоленский князь Мстислав Давыдович. В Смоленске крест хранился без малого три века.

Затем начинаются странности. В 1495 году с креста снимают первую копию (очень далекую от оригинала, поскольку византийским искусством в то время уже никто не владел). В 1514 году крест святой Евфросинии присвоил себе Московский князь Василий III. «У царя за пазухой» (то есть в личной казне) крест хранился вплоть до восшествия на престол Ивана IV Грозного. Последний же предпринял поход на Полоцк, имея вроде бы как благородное намерение – вернуть крест городу в случае победы. Этакий жест победителя. Полочане прослышали об этом и несмотря на то, что у них было все для надежной обороны, сдали город через 16 дней.

Царь сдержал слово – крест был возвращен городу. В ходе сложных и долгих политических распрей, Стефан Баторий, уже от имени Речи Посполитой, выдвинулся к Полоцку и захватил его в 1579 году. Крест спрятали местные монахи, а затем, когда все успокоилось, перенесли его в Софийский собор. Там он и хранился вплоть до начала интервенции Наполеона под чутким надзором униатов.

Французы заняли Полоцк в 1812 году, но крест к тому времени был замурован в стену, откуда его извлекли только после изгнания «корсиканского людоеда» из Российской империи. Затем реликвия кочевала в Москву и Санкт-Петербург, но впоследствии вернулась в родной Полоцк.

Дальнейшие испытания, связанные с крестом, приходятся на Октябрьскую революцию. В 1921 году он был реквизирован большевиками и… исчез. Находят его только в 1928 году. К 1929 году крест Евфросинии Полоцкой перевозят в Могилев, который должен был стать столицей БССР. Долгое время он выставлялся в Могилевском историческом музее, но посетители столь неистово крестились при виде святыни, что его спрятали в одном из сейфов горкома партии. Фактически, с тех самых пор нашу главную святыню никто не видел…

Хольман небрежно открыл дверь ногой, обмахиваясь платком. Офицеры и солдаты вытянулись и крикнули: «Хайль Гитлер!». Эсэсовец небрежно махнул рукой. Все расслабились. Хольман посмотрел на календарь. 26 июля 1941 года. Жара.

– Ну, что тут у вас?

– Вот-с, господин штурмабаннфюрер, извлекли из спецхрана.

Двое потных солдат поставили перед Хольманом тяжеленный ящик, который характерно звякнул, явно заполненный чем-то металлическим. Один из солдат ловко откинул крышку и перед Хольманом открылось содержимое.

Наряду с кубками, иконами и бусами, в ящике лежал массивный золотой крест, из которого явно выковыривали драгоценные камни. Хольман резко наклонился и извлек крест из груды изделий. Перевернул.

– Хорошая железка, – немец легкомысленно поиграл с ним, как с дубинкой.

– Так точно-с.

– Ювелирная работа. И наверняка старая. Сейчас такого не делают. Советы продолжают удивлять, – Хольман снова хмыкнул. – Что ж, очередное достойное украшение в ожерелье сокровищ Третьего рейха.

Все заулыбались.

– Итак, гауптман, мне пока некогда заниматься разбором этого металлолома. Вы сделайте все по форме – присвойте инвентарный номер, сфотографируйте, опечатайте и телеграфируйте в спецбатальон, который базируется в Минске. Пусть специалисты разбираются. А у нас Москва впереди!

Хольман выпил стакан воды, громко глотая прохладную жидкость и вышел, все так же обмахиваясь платком. Солдаты прокричали вслед «Хайль Гитлер!» и принялись разбирать ящик.

Неизвестно, насколько досконально выполнил распоряжение эсэсовца гауптман вермахта, выполнил ли он его вообще и был ли в тот июльский день вообще кто-то в Могилеве, кто видел подлинный крест Евфросинии Полоцкой…

Куда исчез крест Евфросинии Полоцкой? А главное – когда

Версий, касающихся исчезновения креста Евфросинии Полоцкой и его предполагаемого местонахождения, довольно много. Вспомним основные.

  1. Крест у немцев . Это самая очевидная и официальная версия. В ее пользу говорит то, что у немцев были специальные команды, которые оценивали произведения искусства, обнаруженные на занятых территориях, и решали, что с ними делать и куда их отправлять. Классическим примером деятельности таких зондер-команд стала история с Янтарной комнатой, которая также бесследно исчезла в годы Второй мировой войны. Вполне возможно, что крест действительно был вывезен нацистами, спрятан в какой-то штольне и до сих пор банально не обнаружен и не возвращен. Версия с «эхом войны» всех устраивает и всем приятна, поскольку она самая простая.
  2. Крест у русских . Эта версия растянута не только в пространстве, но и во времени. Во-первых, из-за обилия подделок креста, есть вероятность, что крест Евфросинии Полоцкой находится в России чуть ли не со времен Ивана Грозного! Ведь тот мог вернуть полочанам копию и вообще приказать им молчать, обещая в отместку сжечь город. Затем копию спрятали от Стефана Батория и, пока суть да дело, забыли, что у них хранится дубликат. Крест также мог пропасть во время большевистской разрухи и в Могилев мог быть завезен его «младший брат». Ну и наконец, крест могли эвакуировать в Москву в 1941 – все-таки это была главная святыня тогдашней БССР – где он и остался, и пролежал всю войну в каком-нибудь спецхране. Руководил эвакуацией лично Пантелеймон Пономаренко, который вручил крест самому Сталину. Кроме того, есть версии, что его нашли у немцев и опять-таки тайно вывезли в Москву после окончания войны. Слишком уж много возможных дорожек протянулось в соседнее государство, у которого была масса возможностей присвоить себе крест. Впрочем, никаких явных доказательств и следов креста нет и в России.
  3. Да у нас крест, у нас . Новые, и оттого довольно фантастичные версии, гласят, что крест никогда и не покидал Беларусь. Что подлинник могли спрятать еще в 16-ом веке (ибо специалистов по оригиналу к тому времени не было), либо в 19-ом, либо после революции, либо до вступления немцев в Могилев. И лежит сейчас где-то наша главная святыня и символ, в полном соответствии с поверьем оберегая нашу страну от основных напастей. Ведь считается, что в Беларусь вернется «золотой век» аккурат в тот момент, когда на родину прибудет творение Лазаря Богши. Но если судить глобально, то с Беларусью и так не происходит никаких масштабных катаклизмов, не считая корявого управления финансами и экономикой. Впрочем, в 1100-ые гг. о ценах на нефть, курсе доллара и складах, забитых тракторами никто не слышал, может, он просто «не заточен» оберегать нас от экономических проблем? Мне эта версия представляется ничуть не менее правдоподобной, чем остальные. Вопрос только в том, знает ли у нас кто-либо о местонахождении креста или нет.
  4. Крест у Морганов, в частной коллекции, в США. Если принять на время в качестве рабочей гипотезу о том, что полоцкий крест был вывезен немцами, то возникает вопрос – в чьей зоне оккупации он впоследствии оказался? Ведь он мог попасть далеко на Запад и его захватили американские части. Мало смысля в исторических драгоценностях, они скорее всего передали его командованию, которое либо толкнуло православный золотой крест с молотка, либо приняло его в качестве уплаты репараций и заперло под замок. Возможно, пока пишутся эти строки, кто-нибудь из американских олигархов с гордостью демонстрирует шестиконечную реликвию своим гостям…
  5. Крест уничтожен. Нет, серьезно. Каким-бы элитным не было это изделие, ему уже почти 900 лет! Оно перенесло такое, что и более прочная вещь не устояла бы. Вмуровывание в стену, переезды из города в город, разграбление, попытки разобрать его по камешку, небрежное швыряние и падения. Да и вообще его уже очень давно никто не видел. Последние спецы, которые могли отличить подлинник от подделки, как представляется, умерли в 16-ом веке. С тех пор его мог присвоить кто угодно, чтобы пустить на переплавку и навсегда забыть о святыне одного маленького, но гордого народа.

…Двое мужчин неторопливо прошагали в огромный зал, украшенный барельефами, скульптурами львов, картинами и изысканными занавесками. Шаги их дорогих туфель звонко отдавались в колонном зале и казалось, что даже слышно их нетерпеливое дыхание.

Тот, который был повыше и носил густые черные волосы с пробором, подошел к ничем не примечательной плитке и плавно нажал на нее. В ту же секунду почти половина стены бесшумно отъехала в сторону и мужчины вошли в небольшой, но ловко организованный тайник. Здесь, пронумерованные и спрятанные за пуленепробиваемыми стеклами, хранились редкие экспонаты: черепа, монеты, кубки и копья. Среди них резко выделялся массивный крест со слегка стершейся позолотой. Высокий подошел к нему и извлек крест из-под бронестекла.

– А это точно он? – спросил мужчина с глубокими темными глазами и впавшими скулами.

– Тот самый – крест Евфросинии Полоцкой, православная святыня и символ Беларуси. Вывезен во время Второй мировой войны, переправлен… впрочем, дальше вы знаете.

– Это хорошо, хорошо, – гость бережно принял крест и перевернул его. – О, и надпись присутствует. Это годится.

– Надеюсь, заказчики будут довольны?

– Да, для совершения обряда как раз то, что нужно.

– Умоляю, будьте аккуратны – аналогов этой святыне в мире просто нет. Разве что копье Лонгина и туринская плащаница.

– Оригиналы которых тоже хранятся не совсем там, где все думают, – со зловещей улыбкой произнес гость.

Оба нехорошо рассмеялись.

Учитывая бесплодные поиски креста, которые длились почти полвека, Полоцкой епархией, с благословения Белорусской православной церкви и иерусалимского патриарха Диодора, было принято решение о воссоздании креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Произошло это в 1992 году. А всего через пять лет Н.П. Кузьмич представил результаты своей работы. Копию креста освятил митрополит Филарет и в настоящее время она хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

Нам же только остается рассчитывать на то, что подлинник однажды все-таки вернется на белорусскую землю и принесет долгожданный «золотой век». Впрочем, не стоит забывать, что благополучие и процветание зависит и от нас самих, потому что каждый по-прежнему остается кузнецом своего счастья, невзирая на присутствие креста.

создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона.

Упоминание и краткое описание Е. к. впервые встречаются в Никоновской, или Патриаршей, летописи (XVI в.) под 7071 (1563) г. в связи с походом царя Иоанна IV Грозного на Литву. Летописец упоминает, что на то время «крест Полотцкий» находился в «царской казне» и был взят в поход вместе с такими общерус. святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты». Далее он с формулой «нецыи же поведают» сообщает историю привезения креста в Москву: «...в прежние некогда… меж себя Смолняне и Полочане воевахуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели украсити, и… взя с собою» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 347). Упомянутое в летописи перемещение креста из Полоцка в Смоленск, очевидно, произошло в период военных действий между этими княжествами в нач. XII - сер. XIII в. В Смоленске крест мог находиться в Успенском соборе или в одном из мон-рей (Алексеев, Макарова, Кузьмич. 1996. С. 33). Там в 1495 г. была сделана копия Е. к., для того, чтобы не опускать крест со святынями в воду при водосвятии, в надписи на копии креста упомянуто имя окольничего смоленского Александра Васильевича. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович захватил Смоленск и крест был вывезен в Москву в царскую казну. Поход Иоанна Грозного в 1563 г. вернул Полоцку его святыню: 15 февр. город был отбит у поляков, и 18 февр. царь «повеле… итти во град Полотеск с пречюдным образом пречистые Богородицы Донским и с ыными образы чюдотворными и с честными кресты. Сам же царь… идяше за чюдотворными образы и с честными кресты» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 359). Но уже в 1579 г. Полоцк был захвачен войском кор. Стефана Батория, а в 1582 г. Спасский мон-рь был передан в руки католич. ордена иезуитов. Е. к. был заблаговременно перенесен верующими в Софийский собор, который в кон. XVI в. (после Брестской унии 1596) уже принадлежал униатам (базилианам) и оставался в их ведении до 1841 г. В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора - в нише, наглухо замурованной кирпичом. В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Е. к. из униатского в правосл. храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорус. униатов с правосл. Церковью. В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве Е. к. пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, Е. к. поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место.

В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, Е. к. был реквизирован из Спасо-Евфросиниева мон-ря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе Е. к. как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом Е. к., сделанным Н. Н. Померанцевым . В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В. У. Ластовским, которая и доставила Е. к. в Минск, где он нек-рое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) Е. к. был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди к-рых находился Е. к. Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно (Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. Е. к. вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна (Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии? // Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76).

Е. к. являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста ( 6669 (1161.- Авт. ) ); в свидетельство высокой ценности названа главная святыня Е. к.- частица Древа Креста Господня, далее приведены цена работ и материалы; затем следует запрет завещательницы выносить крест из мон-ря; завершает надпись похвальное слово его заказчице. На оборотной стороне Е. к. внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:

Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания Е. к. в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись Е. к. Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи Е. к. от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 - аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления Е. к. стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В. Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И. А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). Е. к. представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье - 3 вершка (13,3 см), нижнее - 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые - на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные - на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом. На оборотной стороне - 4 прямоугольные выемки для мощей.

Е. к. украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине - святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине - апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола - вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации Е. к. в XVI в.

Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу.

Практическая работа по воссозданию креста попечением Белорусской Православной Церкви МП, Правительства Республики Беларусь, при содействии частных лиц началась в янв. 1996 г. Ей предшествовал 3-летний подготовительный период, в течение к-рого брестскому художнику-ювелиру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть тайну создания визант. перегородчатой эмали. 24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке. Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения Е. к.

Ист.: Архив ОП. Ф. 20. 1925. № 6. Л. 8.

Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфроcинии, кн. Полоцкой, с описанием изображ. креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Говорский К. А. Жизнь прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с ист. описанием основанного ею девичьего Спасо-Преображенского мон-ря и с прил. изображ. Св. Креста, устроенного ею для монашеской церкви // Вестн. юго-зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 4. Май. Отд. 2. С. 24-42; Июнь. С. 88-100; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке // Полоцкие ЕВ. 1885. № 8-10; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва / Изд.: П. Н. Батюшков. Спб., 1890. С. 24, 26, 28-30, 39-40; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с кр. описанием основанного ею в Полоцке жен. мон-ря. Витебск, 18943; Довгялло Д. И. Крест прп. Евфросинии, кн. Полоцкой // Полоцкие ЕВ. 1895. № 11-12; Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Сов. Арх. 1957. № 3. С. 224-244; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Мигулин И. С. Правда о кресте // Вестн. Могилёва: Газ. 1991. № 38; Багадзяж М. Лазар Богша: Праз смугу стагоддзяў: Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя // Вестн. Белорус. Экзархата. Минск, 1996. № 15; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотв. иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 201-205; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П., Дышиневич В. Н. Крест - Красота Церкви: История создания и воссоздания Креста прп. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Животворный символ Отчизны: история Креста св. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Мон-рь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева мон-ря и ее фрески. М., 2007.

В 1161 году, по благословению святой игумении Евфросинии, мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный Крест. Этот Крест представлял собой ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского.

Крест был шестиконечный, высота его составляла около 51 сантиметра. Он имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. На лицевой стороне Креста были помещены эмалевые изображения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Пророка Иоанна Предтечи, святых Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, а также изображения небесных покровителей преподобной Евфросинии и ее родителей: преподобной Евфросинии Александрийской, великомученика Георгия Победоносца и мученицы Софии. На оборотной стороне Креста находились эмалевые иконки святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первомученика архидиакона Стефана и великомучеников Димитрия и Пантелеимона, под изображениями которых размещались ковчежцы для хранения частиц святых мощей.

Крест, изготовленный Лазарем Богшей, являлся шедевром искусства Древней Руси и памятником письменности XII века. Краткая надпись на оборотной его стороне сообщала имя создателя реликвии: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». На боковых сторонах Креста была помещена надпись-завещание преподобной Евфросинии: «Да не изнесется из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, изнесеть его из манастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».

Несмотря на столь грозный запрет, уже в период усобиц между Полоцким и Смоленским княжествами Евфросиниевский Крест был вывезен в Смоленск, где находился впоследствии до начала XVI столетия. «Впрежнии некогда… меж себя Смоляне с Полочаны воевахуся, и тот крест честный Смоляне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленеск; егда же благочестивый государь князь великий Василей Иванович всеа Русии вотчину свою Смоленеск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град в Москву привезен» . В Смоленске Евфросиниевский Крест пользовался большим почитанием, так что в 1495 году даже была изготовлена из меди его близкая копия, вероятно, для того чтобы не опускать древний Крест с мощами в воду при водосвятии. Копия эта, согласно надписи, значившейся на ней, принадлежала смоленскому окольничему Александру Васильевичу. В 1514 году, когда великий князь Василий III покорил Смоленск, многие из смоленских святынь им были перевезены в Москву, и в их числе - древний Полоцкий Крест. Как большая драгоценность и военный трофей, Крест попал не в митрополичью, а в царскую казну; при совершении богослужений его использовали крайне редко – лишь в дни самых больших церковных празднеств. Впоследствии сын и наследник престола Василия III царь и самодержец всея Руси Иоанн IV Грозный повелел отреставрировать реликвию, так как к тому времени некоторые из эмалей на Кресте поистерлись, а некоторые были утрачены. Отправляясь в 1563 году в поход на Полоцк, Иоанн Грозный взял Крест с собой, «имея надежду на милосерднаго Бога и на крестную силу победити враги своя, еже и бысть» . Вероятно, царь убоялся слов завещания, начертанных на Кресте. Готовясь к осаде и штурму города, он дал обет, в случае победы, вернуть святыню в Полоцкую девическую обитель, что и исполнил. Первое документальное упоминание о Евфросиниевском Кресте имеется в Никоновской, или Патриаршей, летописи под 7071 (1563) годом именно в связи с событиями Ливонской войны. Летописец, повествуя о том, как Крест был привезен в Москву, сообщает, что царь Иоанн Грозный взял его с собой в поход на Полоцк вместе с такими общерусскими святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты» .

В 1579 году Полоцк завоевывают войска короля Речи Посполитой Стефана Батория. Желая распространить влияние католицизма в белорусских землях, Стефан Баторий в 1582 году издает привилей , согласно которому все местные православные храмы и монастыри, а в их числе и древняя обитель «у церкви Спаса», передаются в ведение католического ордена иезуитов. Желая сохранить свою святыню, православные заблаговременно перенесли Евфросиниевский Крест в Софийский собор. Однако уже в 1596 году, в связи с принятием Брестской унии, Софийский собор был передан униатским монахам базилианского ордена, которые тогда же завладели и Крестом. Сильные в то время своим влиянием в Полоцке иезуиты неоднократно пытались отнять у униатов святыню. Они затеяли судебную тяжбу, а впоследствии, потерпев неудачу, предприняли попытку похитить бесценную реликвию, заменив ее подделкой. Однако и это им не удалось. Таким образом, Евфросиниевский Крест находился в Софийском соборе вплоть до 1841 года. Во время Отечественной войны 1812 года, для большей безопасности, он хранился в стене собора – в нише, наглухо замурованной кирпичом.

В феврале 1839 года в Полоцкой Софии был подписан соборный акт о воссоединении западнорусских униатов с Православной Церковью. Спустя два года Высокопреосвященный Василий (Лужинский), архиепископ Полоцкий и Витебский, памятуя предсказание преподобной о том, что возрождение ее обители последует «через Крест», совершил с Евфросиниевским Крестом путешествие в Москву и Санкт-Петербург. В обеих столицах святыне были оказаны особые почести: поклонение Кресту было грандиозным. С великой радостью встретила Полоцкую святыню древлеправославная Москва. Некоторое время Евфросиниевский Крест находился в Успенском соборе Московского Кремля «на устроенном для него прекрасном налое» . Отсюда святыню торжественно крестным ходом переносили в другие московские храмы. Стечение богомольцев везде было огромным. В своих воспоминаниях архиепископ Василий (Лужинский) рассказывает о том, что по благословению митрополита Филарета (Дроздова) по ночам соборное духовенство возило Евфросиниевский Крест по домам «чиноначалий, вельмож, князей, графов и богатых купцов для совершения в их помещениях молебствий с водоосвящением» . Причем опускать Крест в воду во время водосвятий возбранялось: для этой цели использовали другой крест, а древнюю Полоцкую святыню держали лишь близко к поверхности воды. Из Москвы Высокопреосвященный Василий направился в Санкт-Петербург, где Крест находился вначале в Синодальной церкви, а затем, по распоряжению императора Николая I, был перенесен для всенародного поклонения в Казанский собор. В Москве, а особенно в Санкт-Петербурге, в кружки, выставляемые при Кресте, поступали щедрые доброхотные пожертвования. Только в Санкт-Петербурге, кроме множества различных церковных вещей, было собрано около 9.495 рублей. Поскольку уже 14 ноября 1841 года вышел Высочайший Указ о возрождении древнего Полоцкого монастыря «у церкви Спаса», все эти средства были использованы на восстановление обители.

По возвращении из Петербурга Евфросиниевский Крест некоторое время находился в Полоцком Софийском соборе. 23 мая 1842 года, в день памяти преподобной Евфросинии, он был торжественно перенесен «на вечное хранение» в Спасо-Преображенскую монастырскую церковь и положен в келии преподобной, на хорах храма. По воспоминаниям Высокопреосвященного Василия, торжества, связанные с перенесением Креста, получили особенно грандиозный характер. Все присутственные места в Полоцке в этот день были закрыты, учащиеся всех местных учебных заведений были освобождены от занятий и вместе «с кадетским корпусом и войском участвовали в параде» . Крестьяне ближайших к Полоцку деревень были освобождены от барщины, и многие из них пришли в Спасскую обитель на праздник. «Даже раскольники г. Полоцка и его окрестностей не только присутствовали в соборе при богослужении и сопровождали крестный ход, но и покланялись святому кресту» .

В 1921–1922 годах, в период проведения советской властью кампании по изъятию церковных ценностей, древний Евфросиниевский Крест был реквизирован из Спасского монастыря и передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность судьбой Креста как выдающегося памятника древнерусской культуры в этот период проявили сотрудники Оружейной Палаты Московского Кремля. Дважды, в 1924 и 1925 годах, ученым советом Оружейной Палаты направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса о местонахождении святыни и «степени обеспечения ее сохранности» . В 1928 году стала возможна специальная экспедиция Белорусского государственного музея во главе с директором В. У. Ластовским, которая и доставила Евфросиниевский Крест в Минск, где он находился некоторое время в вышеупомянутом музее. В 1929 году, в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилев, святыня была передана в Могилевский краеведческий музей. Спустя несколько лет в здании музея, где оставался сейф с экспонатами, среди которых находился и Евфросиниевский Крест, разместился Могилевский обком и горком партии. 26 июля 1941 года Могилев заняли немецкие войска. Сейф с музейными ценностями эвакуировать не успели, и Евфросиниевский Крест бесследно исчез. Существуют различные версии относительно дальнейшей судьбы Полоцкой святыни, однако ее местонахождение и до сегодняшнего дня остается неизвестным.

Работы по воссозданию древней реликвии начались спустя полвека, в 1992 году, в Бресте. Еще в 1950-х годах известным российским ученым, историком и археологом Л. В. Алексеевым, в фотоархиве Ленинградского отделения Института археологии были обнаружены фотонегативы Евфросиниевского Креста на стекле, сделанные в 1896 году в Полоцке фотографом Императорской Археологической комиссии И.Ф. Чистяковым. С этих негативов уже в наши дни были отпечатаны фотографии, увеличенные во много раз до такого размера, чтобы можно было основательно изучить все фрагменты Креста. К 1994 году стадия изучения истории и эскизной реконструкции мельчайших деталей этой всеправославной святыни XII столетия была полностью завершена. К практической работе по ее воссозданию приступил художник-ювелир Николай Петрович Кузьмич. В августе 1994 года, с целью собирания святынь для Креста, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет с группой паломников, в числе которых находился и Николай Кузьмич, посетил Святую Землю. Блаженнейший Диодор, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины, преподав благословение богоугодному и спасительному начинанию, передал Его Высокопреосвященству для воссоздаваемого Креста частицу Животворящего Древа, камни от Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы святых мощей. Частицу мощей святого великомученика Пантелеимона митрополит Филарет привез из Брестского Свято-Никольского собора, а частицы Крови Христовой, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были переданы «специально для вложения в Полоцкий Крест» из ставротеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Во время паломничества во Святую Землю Патриаршим Экзархом Белорусской Православной Церкви кипарисовое основание будущего Креста освящалось на Гробе Господнем, на Голгофе, на Гробе Пресвятой Богородицы, у мощей преподобного Феодосия Великого. По возвращении в Беларусь работы по воссозданию святыни продолжились. Для того чтобы приблизиться к технологии времен Лазаря Богши, художнику-ювелиру Николаю Кузьмичу приходилось идти путем проб и ошибок, путем «нащупывания» того единственного метода, которым пользовался мастер XII столетия.

В 1997 году, в канун всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, воссозданный Евфросиниевский Крест был торжественно принесен в Полоцкий Спасский монастырь. А спустя год в день этого праздника за всенощным бдением чин воздвижения воссозданного Креста совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на торжества в древнюю Полоцкую обитель.

23 июня 2001 года Крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в кафедральном городском соборе в честь преподобного Симеона Столпника был вложен в ставротеку, изготовленную Николаем Кузьмичом по авторской разработке. Освящение ставротеки было совершено также Святейшим Патриархом Алексием II, посетившим в те дни белорусскую землю. Ставротека для Евфросиниевского Креста представляет собой футляр прямоугольной формы, обшитый снаружи серебряными листами с наложенным на них литым вызолоченным орнаментом. Она украшена драгоценными камнями, а также эмалевыми изображениями Гроба Господня, святых Архангелов Михаила и Гавриила, преподобной Евфросинии Полоцкой, святых равноапостольных Константина и Елены и др. На оборотной стороне ставротеки изображен процветший крест – символ жизни.

В настоящее время воссозданный Евфросиниевский Крест хранится в алтаре Спасо-Преображенского монастырского храма. По воскресным дням, по окончании ранней Божественной Литургии, святыня износится для поклонения верующих.

Священный Синод Белорусской Православной Церкви решением от 24 сентября 1998 года учредил новую награду – орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Эта высокая награда впервые была вручена Святейшему Патриарху Алексию II «во внимание к трудам на благо Церкви Христовой».

Цит. по: Довгялло, Д. И. Крест преп. Евфросинии, княжны Полоцкой: исторический эскиз. – Витебск, 1895. С. 6.

ПСРЛ. Т. 13. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. – М., 2000. С. 347.

Довгялло, Д. И. Крест преп. Евфросинии, княжны Полоцкой: исторический эскиз. – Витебск, 1895. С. 17.

К истории Полацкаго женскаго Евфросиньевскаго монастыря // Прибавления к церковным ведомостям. – 1910. – № 18. С. 774.

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость - она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси - Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша - золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша - сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали - очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому - надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше - в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

В то время на выполненных изделиях мастер редко указывал свое имя, однако на обратной стороне креста Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал следующую надпись: «Г[оспод]и, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».

Высота креста - 52 см; верхнее перекрестие - 14 см, нижнее - 21 см. Крест был сделан из кипариса, покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали (именно эту технику было очень трудно воспроизвести при воссоздании креста, предпринятом в наше время, но все же ее удалось повторить) и украшен восемью драгоценными камнями и жемчугом. Изображения на кресте передают основные события Нового Завета.

Крест шестиконечный. По мнению богословов, это символизирует шесть дней творения мира. На верхних концах креста были поясные изображения Иисуса Христа, Матери Божией и Иоанна Предтечи, на концах нижнего перекрестия - архангелы Гавриил и Михаил, а в центре креста - евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии - частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, - свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня.

В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию.

В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен». Василий III оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых торжественных случаях.

Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским. Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть».

Весть о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского нунция в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней.

По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений стал массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего времени (и послуживший основанием для трибун стадиона «Спартак»). Этот вал до сих пор называется валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку - царь сдержал свое слово.

Пытаясь спасти положение, с их точки зрения - весьма неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского, тем более теперь, после возвращения городу креста Евфросинии Полоцкой.

10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии - государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского. В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства - Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и по сути стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм.

Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси.

Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия - славянских апостолов. Но крест Евфросинии Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать - его во время штурма православные монахи спрятали.

Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню.

В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

После упразднения унии уникальный крест в 1839 году был возвращен Православной Церкви. Два года спустя по инициативе епископа Василия (Лужинского), перешедшего из унии в Православие, состоялось принесение креста в Москву и Петербург. Столицы встречали святыню с ликованием. В соборной церкви Зимнего дворца реликвию осмотрел император Николай I. Государь подумал было оставить святыню в Петербурге, но затем все же отказался от этого, и крест вернулся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, для которого и был изготовлен.

Новые испытания начались после Октябрьской революции. В 1921 году крест Евфросинии Полоцкой изъяли большевики. В 1928 году минские ученые, понимая ценность реликвии, выехали из Минска в Полоцк и попытались ее отыскать. Это удалось, и крест перевезли вначале в Минск, а затем - в 1929 году - в Могилев, который планировали сделать новой столицей Белоруссии. Там реликвия как музейный экспонат сначала была выставлена в Могилевском историческом музее, но народ, подходивший в музее к кресту, осенял себя возле святыни крестным знамением, и опасный экспонат похоронили в одном из сейфов горкома партии.

В 1941 году на нашу родину напала фашистская Германия, Могилев заняли немцы, и крест бесследно пропал. После войны его искали, но безуспешно. Появилось множество различных версий его исчезновения и дальнейшей судьбы.

В 1990 году была предпринята попытка по линии ООН отыскать его следы в США, где он мог находиться в одной из частных коллекций, но она окончилась неудачей. Вносит путаницу в поиск подлинного креста Евфросинии Полоцкой и существование его копий. Такой копией является крест Параскевы Полоцкой, который находится в настоящее время в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. В свое время еще одну копию сделали иезуиты, когда пытались похитить подлинный крест Евфросинии Полоцкой из Софийского собора. Доктор исторических наук, сотрудник Эрмитажа Б. Сапунов утверждал, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию Морганов на аукционе в Западной Европе после окончания Второй мировой войны. Интересна и версия, согласно которой крест Евфросинии и вовсе не покидал Полоцка и находится там, надежно спрятанный в неизвестном месте, а большевиками изъята и бесследно исчезла во время войны лишь одна из его копий. Нам же остается только надеяться, что рано или поздно эта тайна будет раскрыта, и подлинный крест Евфросинии Полоцкой отыщется.


В 1992 году во время празднования 1000-летия Полоцко-Глубокской епархии было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым в 1997 году по благословлению Иерусалимского патриарха Диодора II и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета был изготовлен точно такой же крест. Воссозданный крест был освящен в Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место - в Спасо-Евфросиниевский монастырь.

С того времени каждый год 5 июня, в день памяти преподобной Евфросинии, в Полоцк съезжается множество людей. В монастыре в присутствии митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, и местного епископа выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается молебен. Крест Евфросинии Полоцкой, повторенный в нескольких копиях, является одной из главных православных святынь Белой Руси.

Всемирная реликвия и белорусский талисман

Светлана КИРПА

Следующий символ, о котором мы погово-рим, появился тогда, когда на карте восточной Европы еще не существо-вало Великого княжества Литовского. Речь идет о знаменитом кресте препо-добной Евфросинии По-лоцкой, который считается величайшей христианской реликвией. По преданию, внутри креста хранится кровь Иисуса Христа и ча-стица креста, на котором он был распят. Искусствоведы называют его непревзой-денным ювелирным шедев-ром Древней Руси. Судьба креста достойна пера рома-ниста. И, что самое главное, точка в этой истории, судя по всему, будет поставлена еще нескоро.

Крест Евфросинии Полоцкой - это напрестольное распятие, ко-торое, согласно православным канонам, должно храниться на престоле в алтаре храма и является обязательной его частью. Релик-вия была изготовлена для церкви Святого Спаса по заказу преподоб-ной Евфросиньи Полоцкой масте-ром Лазарем Богшей в 1161 году.

Основа шестиконечного креста была выполнена из кипарисово-го дерева, а сверху и снизу покры-та 21 золотой пластиной. Крест был украшен драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными по-золоченными пластинками, а край передней стороны креста обрам-ляла нитка жемчуга. На верхних концах креста, высота которого со-ставляла 51,8 см, были изображе-ны до пояса Иисус Христос, Ма-терь Божия, Иоанн Предтеча. В центре нижнего перекрестия на-ходились лики четырех еванге-листов, а на концах - архангелов Михаила и Гавриила. Ниже пе-рекрестия были нарисованы свя-тые покровители заказчицы и ее родителей: Евфросиния Алексан-дрийская, великомученик Георгий и София. К верхнему перекрестию был прикреплен небольшой 4-конечный, а к нижнему - 6-конечный крестик. На обороте креста нахо-дились изображения отцов церкви - святого Иоанна Златоуста, свято-го Василия Великого, святого Гри-гория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, свя-того Пантелеймона. Над каждым ликом частично греческими, ча-стично славянскими буквами шли надписи.

В середине креста было пять специальных квадратных выемок, куда поместили священные релик-вии: кусочки креста Господня с ка-плями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и целителя Пантелеймона, кровь святого Ди-митрия Солунского. Часть святынь прибыла в Полоцк из Византии благодаря обращению Евфроси-нии к императору Мануилу Ком- нину и патриарху Луке Хризовер- ху. Надо заметить, что Евфросиния была не просто настоятельницей монастыря. Даже будучи постри-женной в монахини, она остава-лась дочерью княжеской четы, по-этому высокопоставленные особы к ее просьбам прислушивались. Но за самыми главными реликви-ями для креста Евфросинии при-шлось отправиться в Иерусалим.

Внизу креста была сделана над-пись мелким шрифтом, в которой указывалось имя автора, что было нехарактерно для того времени: «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Была на кресте еще одна надпись, кото-рая размещалась на боковых тор-цах креста, по спирали в два ряда (приводится в переводе на совре-менный язык): «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спа-са. Дерево святое бесценное, об-рамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до. 40 гривен, пусть не выно-сят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не по-слушается кто и вынесет из мона-стыря, пусть не поможет ему свя-той крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами. и пусть постиг-нет его доля Иуды, который про-дал Христа. Кто осмелится учинить такое. властитель или князь или епископ или игуменья, или дру-гой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми...»

Каких же огромных затрат, уси-лий мастера, дипломатических та-лантов самой Евфросинии стоило создание этого креста! Он стал ве-личайшей святыней своего време-ни, хранителем народа Полоцкого княжества в те беспокойные вре-мена. Равных ему не было!

Во время своего паломниче-ства в Иерусалим преподобная Евфросиния умерла. Крест, в ко-торый на тот момент уже были инкрустированы величай-шие реликвии христианского мира, согласно завещанию привезла назад в Полоцк двоюрод-ная сестра Евфросинии Полоц-кой Евпраксия. Святыня была помещена в Спасо-Преображенский храм и оставалась там до 17 января 1222 года, когда По-лоцк захватили войска смолен-ского князя Мстислава Давыдовича. Крест был вывезен в Смоленск, где хранился вплоть до XVI века. Как свидетельствуют хроники, в 1495 году в Смоленске была изго-товлена его копия, чтобы во вре-мя обряда водосвятия не опускать бесценный крест в воду - ведь его основа была изготовлена из де-рева. После захвата Смоленска в 1514 году московским князем Василием III реликвия была доставлена в Москву. По при-казу Ивана Грозно-го крест был рестав-рирован. Следы этой реставрации очень хорошо видны на фо-тографиях, сделанных до исчезновения реликвии В 1563 году крест вернул-ся в Полоцк, но его возвраще-ние было свя-зано с весьма драматическим моментом нашей истории. Московский царь Иван Гроз-ный, поклявшись, что вернет крест на его законное место в случае победы, взял его с со-бой в поход на Полоцк. После осады, длившейся пятнад-цать дней, Полоцк пал. И, не-смотря на огром-ную ценность реликвии, Иван Гроз-ный выпол-нил свое обещание, отдав крест в храм, который Евфросиния назначила местом его хранения. Позже крест был пе-ренесен в Софийский собор, кото-рый после заключения Брестской церковной унии в 1596 году был отдан униатам. Почти два века он хранился в Полоцке. Во время вой-ны 1812 года священную реликвию вмуровали в стену Софийского собора, отстроенного после взры-ва 1710 года. Французские вой-ска использовали храм в каче-стве конюшни, не подозревая, какие ценности хранят его сте-ны. С окончанием вой-ны собор был вновь освящен, а крест вер-нулся на свое закон-ное место. После лик-видации унии в 1839 году крест Евфросинии Полоц-кой снова перешел в ведом-ство православ-ной церкви. В 1841 году святыню для поклонения ве-рующих возили в Москву и Петербург. По воз-вращении в Полоцк крест по-местили на его законное ме-сто в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевско- го монастыря, где он и пробыл почти 90 лет. В 1921 году крест был реквизирован и находился в местном финотделе. Семь лет спустя директор Белорусского государственного музея Вацлав Ластовский отправился с экспе-дицией в Полоцк, чтобы оты-скать реликвию. Найденный крест отправили в Минск, а за-тем в Могилев, где он хранился в комнате-сейфе Могилевско- го обкома и горкома партии. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, крест бес-следно исчез. Что произошло в те дни в Могилеве - вероятно, из-вестно лишь очень узкому кругу людей.

Доктор филологических наук, профессор Адам Мальдис пред-принимал неоднократные попытки найти крест, много раз поднимал этот вопрос в прессе. К сожалению, существенных результатов это не дало. Согласно его расследовани-ям, крест не был похищен немец-кими войсками, как заявляли со-ветские партийные деятели. Уже в наши дни исследователь Сергей Крапивин нашел в архивах стено-граммы высказываний предсе-дателя Совета Министров БССР П.К. Пономаренко, которые косвенно указывают на то, что советское руководство знало, где находится крест. Вероят-нее всего, крест был вывезен во время эвакуа-ции в Москву.

Возможно, был продан в США в качестве расче-тов по ленд-лизу, возможно, так и остался в столице России. Интерес-но, что в те памятные дни 1941 года из Могилева вместе с крестом ис-чезли и другие ценности. В дека-бре 1944 года был составлен спи-сок предметов, исчезнувших из Могилева в первые дни войны. В нем крест Евфросинии Полоцкой был записан под №3, а под №21 находилась не менее ценная ре-ликвия - Слуцкое Евангелие 1581 года.

Невероятно, но в 2003 году на Епархиальных чтениях, посвящен-ных 210-летию Минской епархии, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белару-си Филарет представил Слуцкое Евангелие на суд общественности. По его словам, реликвию передал ему один из священников, которо-му Евангелие отдал прихожанин. В связи с этим возникает множество вопросов: кто же этот прихожанин, каким образом такая ценность по-пала к нему и где Евангелие нахо-дилось более 60 лет? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, уда-лось бы обнаружить и следы кре-ста Евфросинии Полоцкой. Есть еще один момент в этой истории, который кажется любопытным. Ка-кова судьба копии креста, изготов-ленной в 1495 году в Смоленске? Была ли уничтожена или с тех пор на исторической сцене фигуриро-вали два креста? Вопросов возни-кает множество, а вот ответов пока ни на один нет.

А пока следы настоящего креста прячутся во мраке истории, было принято решение восстановить его. Трудность заключалась в том, что техника перегородчатой эмали, в которой был создан крест, утрачена. Но совместными усили-ями историков и брестского юве-лира-эмалировщика, члена Союза художников Республики Беларусь Николая Петровича Кузьмина крест был восстановлен. Сегодня он хранится в Спасо-Преображен- ском храме Спасо-Евфросиниев- ского монастыря рядом с мощами преподобной Евфросинии Полоц-кой.

Что же значит для нас этот крест? Самое главное - что он был изго-товлен белорусской святой для белорусов. Он задумывался пре-подобной Евфросинией Полоц-кой как защитник и хранитель на-рода Полоцкого княжества. Он содержал в себе реликвии миро-вого значения, вписывая тем са-мым Беларусь и белорусов в ев-ропейскую историю. Крест был уникален. Полоцкий ювелир Ла-зарь Богша не только сделал его по канонам средневекового евро-пейского искусства. Он привнес в крест национальный колорит, вы-делявший его среди подобных ре-ликвий. Факт восстановления кре-ста свидетельствует о важности его для православных верующих Беларуси. Утрачен ли для белору-сов настоящий крест Евфросинии Полоцкой навсегда? Полагаю, что нет. Как показывает история, рано или поздно все возвращается на круги своя. Придет время, ког-да крест Евфросинии Полоцкой - бесценная реликвия белорусско-го народа - вновь будет положен в храм.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О