Крестный путь Иисуса Христа (Виа Долороза). Крестный путь

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою , или лобным местом , т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин , возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

Несение креста Спасителем

Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: "дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас".

Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21; от Луки, гл. 23, 26-32; от Иоанна, гл. 19, 16-17.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Крестный путь на Голгофу. Мф. 27: 31-34; Мк. 15: 20-23; Лк. 23: 26-33; Ин. 19: 16-17 После суда Христос был отдан в руки палачей, которые должны были привести страшный и беззаконный приговор в исполнение. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели Узника в Его собственные одежды и возложили на Него

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Иисус, еврей из Галилеи автора Абрамович Марк

Глава 10. Крестный путь Есть в синоптических Евангелиях место, которое можно назвать стержневым и кульминационным - это последнее посещение Иисусом святого города и так называемая «тайная вечеря». Именно в иерусалимский период окончательно сложилось то, что христиане

Из книги Тайная вечеря Понтия Пилата автора Коликов Кирилл

ЧАСТЬ 1. ПУТЬ НА ГОЛГОФУ. Фарисей и саддукей - братья навек! Экономика древнего мира была немногим проще сегодняшней. Но для того, чтобы понять тайные пружины, приведшие к гибели одного из множества бродячих иудейских проповедников, вошедшего в легенды и даже

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Крестный путь на Голгофу (Матф. 27:31-32; Марк 15:20-21; Лук. 23:26-32; Иоан. 19:16-17). О крестном пути Господа повествуют все четыре Евангелиста. Первые два - св. Матфей и св. Марк - говорят о нем совершенно одинаково. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Статьи разных лет автора Острецов Виктор Митрофанович

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Путь на голгофу Мало кто понимает, что официальная, тиражированная миллионами экземпляров, история России есть всего лишь грубая фальсификация. Русский народ обрёл по Божией благодати Православие, а затем, в длительной борьбе, утвердил выстраданное им самодержавие.

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Крестный путь России Кремнист России крестный путь и тяжек крест - ни уронить, ни отдохнуть нельзя ей не на миг. Прочь, прочь отыди, бес! В кресте – души живая суть, Безмолвный сердца крик. Нельзя России без Небес, без истинных начал. Пасхальный гимн: «Христос воскрес!» - в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Крестный путь С Господа Иисуса Христа сняли багряницу и одели снова в собственную Его одежду. Потом, вместе с двумя приговоренными к распятию разбойниками, Он был отведен на Голгофу – место около города, где казнили преступников. Несмотря на то что Господь был измучен

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Крестный путь на Голгофу После суда Христос опять отдан был в руки воинов для исполнения приговора. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели в Его собственные одежды и возложили на Него крест – два бревна, сколоченные в виде буквы «Т». По жестокому обычаю, приговоренный к

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

Путь на Голгофу Тогда воины взяли Иисуса в судилище, раздели Его, надели на Него багряницу - одежду багряного цвета, какую носили вельможи. Потом сплели венец из терна и надели Ему на голову. В правую руку Иисусу дали тростник и, издевательски становясь перед Ним на колени,

Из книги автора

Крестный путь Следуя по той же улице и пройдя под сводами обрушенной башни, воздвигнутой Иродом в честь Марка Антония, видишь с левой стороны, во внешней стене мусселимова дома, нижнюю широкую ступень полукруглого крыльца; остальные ступени перенесены были в Рим вместе с

Христос был распят при жизни – это было предсказано на протяжении множества пророчеств.

Но почему же распятие Иисуса Христа произошло и можно ли было бы его избежать?

Вот что об этом пишут современные источники.

За что распяли Иисуса Христа кратко

В Иудее ждали мессию, который должен был освободить народ Божий от рабства римского. Тогда евреи были рабами, их империя была во власти римского правителя, шли бесконечные войны и страдания.

Однако народ Божий знал, что однажды придёт Спаситель мира и сможет освободить их от грехов, которые и стали причиной всего зла на земле – болезней, смерти, бедности и рабства. И предсказано было, что такой человек родится и освободит мир от вселенского зла.

И вот родился Иисус Христос, чье рождение было связано с приметами рождения миссии.

В 33 года он стал проповедовать слово Божье и совершать чудеса. Если в детские годы Иисус был в храме и даже люди с раввинском образованием удивлялись, откуда он всё знает больше, чем они.

Однако, несмотря на чудеса и знамения, люди не поверили в то, что Христос действует от доброй силы. Они считали его еретиком, который смущает народ.

Еврейское правительство не слишком обращало на это внимание, но потом проповеди Христа стали вызывать зависть, раздражение и Иисуса стали презирать, даже хотели убить. Это случилось благодаря предательству Иуды, который выдал своего Учителя за 30 монет, как это было сказано в пророчествах.

Распятие Иисуса приходилось как раз на еврейскую Пасху. В это время было принято отпускать одного грешника. И евреи отпустили Варавана, который был разбойником и убийцей. В итоге Христа не помиловали и он был распят.

Место распятия Христа

Христа распяли на горе города Голгофы. Вместе с другими грешниками он нёс на себе крест, на котором его и распяли.

С тех пор таким словом в литературе означается страдание, мучение, боли. Голгофа фигурирует на полотнах многих художников как символ страданий, которые должен понести каждый человек в своей жизни.

Отсюда и выражение – «нести свой крест». Под крестом понимается жизненное испытание, с которым человек никак не может справиться и которое невозможно избежать. Его стоит просто достойно переносить и постараться от него избавиться при первой же возможности.

Путь на Голгофу

Иисус шел на Голгофу в течение нескольких часов. За это время он шёл с терновым венком на голове и 3 раза падал.

Сегодня путь на Голгофу к месту казни считается святым. Тот, кто его проделает, сможет увидеть будущее и найти свою дорогу в жизни.

Те места, где Христос падал, считаются святыми и на них стоит памятник. Христос шел по ним почти до самого места своей казни. И только после последнего падения ему помог нести крест воин по имени Симен.

Почему Иисуса распяли на кресте

Иудейские проповедники не поняли учения Христа и его святости. Они ждали от него земного царствования – освобождения от рабства, болезней и смерти, рая на земле, но не получили.

Его учение – это приготовление к духовному раю, который достигнет каждая душа после смерти. А иудеи ждали конкретных чудес и поэтому не приняли Христа, возненавидели его и распяли.

Икона распятие Иисуса Христа фото и значение

Церковь почитает Иисуса Христа больше других икон, кроме Бога отца – создателя всего живого. Поэтому икона распятие имеет историческое значение и почитается, как место прощения грехов всего человечества.

Крест считается главным символом смерти, ведь Христос взял на себя все грехи, чтобы освободить от этого человечество.

Однако до повторного пришествия Христа каждый человек несёт ответственность за свои грехи, а за некоторые согрешения и вовсе расплачиваются дети и внуки.

Кто помогал нести крест иисусу

Никто не помогал – он сам нёс собственный крест. И только в конце пути воин Симен помог ему принести крест на место гибели.

Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа

При Христе была и его Мать.

Богородица читала молитвы и страдала, тексты её слов были положены не только в слова пассий в Великий пост, но и на церковные песнопения. Многие из них исполняются в светских концертах церковной музыки.

Что стало с Иисусом после воскрешения

В течение некоторого времени он проповедовал на Земле, совершая чудеса и знанемия. Даже мог проходить через стены, рассказывая о Царствии Божьем.

Затем вознёсся на небеса, обещая второе пришествие.

Жизнь апостолов после распятия Христа

Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.

Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.

Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.

Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ

(Христос, несущий Свой крест; Крестный Путь;

« Via Dolorosa »)

(Матфей, 27:31-32; Марк, 15:20-21; Лука, 32:26-32; Иоанн, 19:16-17)

(31) И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (32) Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

(Мф. 27:31-32)

(16) Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

(17) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.

(Ин. 19:16-17)

W последнем пути Христа из дома Пилата на Голгофу, Скорбном Пути - Via Dolorosa , - повествуется во всех четырех Евангелиях, хотя имеется суще­ственное различие в свидетельствах синоптиков, с одной стороны, и Иоанна - с другой.

С точки зрения Иоанна, никак нельзя было дать помощника Христу нести крест - Христу, этому Агнцу Божиему, который Сам нес грехи мира. Ведь Христос как заместитель человечества Сам взял на Себя его страдания и самую жестокую казнь. И теперь, если Его заменяют в несении креста, то Его можно было бы заменить и на кресте (гностик Василид, кстати, так и учил, что вместо Христа был распят тот самый Симон Киринеянин).

Это на первый взгляд необъяснимое расхождение в описании крестного пути, всегда служившее доказательством якобы неподлинности (вымышленности) всего рассказа, на самом деле отнюдь не является противоречием. Симон мог подключиться к несению креста, как это и утверждают многие коммента­торы, позже, в тот момент, когда силы стали покидать Иисуса. Таким образом, рассказы евангелистов не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, как это было уже не раз.

Д. Штраус так объясняет различие в рассказах о несении креста у евангели­стов: «Но если Иоанновым рассказом нельзя опровергнуть рассказа синоптиков и если рассказ Иоанна возник на почве догмата, то перед нами, естественно, встает вопрос: не возник ли и рассказ синоптиков на почве догматических соображений? Крест Христов стал характерным символом христианства, когда исчез тот предрассудок и соблазн, который прежде был с ним связан. Возло­жить на себя крест Христов значило теперь подражать примеру Иисуса Христа, и делать это, по словам евангелиста, повелел Сам Иисус (Мф. 16:24), сказав: «Кто хочет идти за Мною, то отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Вообще, такого рода «образные речи» обладают тем свойством, что всегда наводят на предположение о каком-нибудь действительно случившемся происшествии. Фактически крест Христа мог быть понесен за Ним только тогда, когда Его вели уже на распятие, поэтому в воображении древних христиан легко вставала такая сцена: на пути к лобному месту появляется человек, который возлагает и несет на себе «крест Христов», следуя за Иисусом и тем исполняя волю Христа, изъявленную им в Нагорной проповеди (Мф. 5:41). Впрочем, вполне возможно и то, что крест Христа действительно нес кто-нибудь другой, следуя на Лобное место за Иисусом: недаром все синоптики сходятся друг с другом в указании имени и родины человека, несшего крест Иисуса на Голгофу» (Штраус Д ., с. 456).

В западноевропейской живописи нашли отражение обе евангельские версии крестного пути. Симона Киринеянина обычно рисуют седовласым, с округлой бородой и в коротком платье (Дуччо).

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Эта версия часто принималась итальян­скими художниками Раннего Возрождения, но со временем исчезла - впослед­ствии Симон изображался только в качестве помощника Христа (Тамаш из Коложвара , Фуке).

Тамаш из Коложвара. Шествие на Голгофу (1427). Эстергом. Христианский музей .

Жан Фуке. Шествие на Голгофу (из «Часослова Этьена Шевалье») (1450-1460).

Шантийи. Музей Конде.

Но такое изображение основано на ложном толковании слов Луки: «чтобы нес крест за Иисусом» (Лк., 23:26). Исходя из этих слов, некоторые думали, что Симон поддерживал лишь заднюю часть креста, в то время как переднюю, самую тяжелую, нес Сам Христос. Слова Луки ни в коей мере не защищают эту точку зрения и этот тип изображения крестного пути, поскольку нести крест за Иисусом или позади Него не то же самое, что нести крест вместе с Ним. Поэтому мнение это постоянно отвергалось еще Отцами Церкви. В живописи, когда художник избирает эту программу, Симон часто изображается идущим с крестом впереди, а не позади Христа.

Большее распространение в западном искусстве получил образ Христа, самостоятельно несущего свой крест. В XIII - XIV веках Христос изображался в этой сцене идущим или стоящим прямо и гордо. В более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, что кардинально меняет характер трактовки сюжета: теперь это не триумф, а трагический пафос, подчеркиваю­щий страдание. Христос падает под тяжестью Своей ноши, а римский солдат гонит Его вперед (Дюрер , Питер Брейгель Старший ).

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Большие Страсти», лист VI )

(1497-1500).

Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (1564).

Вена. Историко-художественный музей


Это был наиболее распространенный мотив, хотя и не имевший обоснования ни в одном из Евангелий. С исторической точки зрения это, однако, оправдано: при римском правлении осужденный на казнь действительно сам нес свой крест, правда, не весь, а только лишь его поперечину - patibulum , тогда как вертикальный столб заранее устанавливался на месте казни. Этой особенности ритуала старые мастера не знали или игнорировали ее.

Для Своего последнего пути Христос вновь облачен в Свои одежды, отнятые у Него в сцене Увенчание терновым венцом. Цвета Его одеяний - синий и красный (Эль Греко). На Нем по-прежнему терновый венец. Христа может тащить на веревке римский воин (Эль Греко, Дюрер ). Изображение процессии часто включает в себя и других римских солдат, несущих штандарты с начертанными на них буквами S . P . Q . R - Senatus Populusque Romanus (лат. - Сенат и римский народ) (Рубенс) (ср. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом ; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!» ; РАСПЯ­ТИЕ ХРИСТА ).

Петер Пауль Рубенс. Шествие на Голгофу (1634-1636).

Брюссель. Королевский музей изящных искусств

Порой изображение Крестного Пути выливается в многофигурную компози­цию в соответствии с рассказом Луки: «И шло за Ним великое множество народа (...)» (Лк. 23:27). Среди сопровождающих Христа можно видеть Его учеников - Петра, Иакова Большего, Иоанна.

В высшей степени оригинальную трактовку этого сюжета дает Питер Брейгель Старший: действие разворачивается на обширном пространстве, и фигура Христа, как это не раз было в других многолюдных композициях художника, как бы теряется на заднем плане; вокруг же разворачивается множество сцен - некоторые из них нарочито обыденные жанровые ситуации: одно из величай­ших событий мировой истории художник представляет в виде чего-то буднич­ного, призывая тем самым зрителя - своего современника - пробудиться от духовной спячки и увидеть это великое: оно творится здесь и сейчас!

Лука, и только он, говорит о том, что на пути к Лобному месту за Христом среди великого множества народа шли женщины, «(27) которые плакали и рыдали о Нем. (28) Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалим­ские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, (29) ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (30) Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (31) Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27-31). Черты, которыми Иисус при этом обрисо­вывает, по словам Луки, грядущую судьбу Иерусалима, заимствованы отчасти из большой речи Иисуса о светопреставлении, где, по свидетельству всех синоптиков, Иисус говорил: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», как Он говорил это и в данном случае. Но высказанное тут же пожелание, чтобы горы упали на страдальцев и холмы покрыли их собою, взято почти дословно из книги Осии (10:8). В живописи нередко встречается изобра­жение Христа, несущего Свой крест и обращающегося к женщинам в толпе со словами, переданными Лукой (Тамаш из Коложвара ; на бандероли, исходящей из уст Христа, этот текст приводится по-латински: « Filiae Hierusalem , nolite flere super me : sed super uos ipsas flete , et super filios uestros » - Лк., 23:28; позади Христа Дева Мария в характерной для нее скорбной позе (подробнее об этой позе см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ); облик Христа также, скорее, скорбный, чем страдальческий; за Марией одна из Св. Жен; конец креста поддерживает Симон Киринеянин).

Введение в состав персонажей картин Шествие на Голгофу Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложе­нии, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Св. Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств (подробнее см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Однако художники часто трансформируют этот рассказ и переносят его место действия на дорогу, по которой Христос шествовал на Голгофу. Таким образом, Мария теряет сознание в тот момент, когда Христос падает - первый из трех раз - под тяжестью креста (Питер Брейгель Старший ). В итальянской живописи эпизод потери чувств Девой Марией встречается в качестве самостоятельного сюжета, получившего известность как « Lo Spasimo » («Обморок»).

Еще один женский персонаж, приобретший популярность в западноевропейской живописи начиная с XV века под влиянием религиозных мистерий того времени, - Вероника. В канонических Евангелиях о ней нет упоминания. В Евангелии Никодима Вероника отождествляется с женщиной, излечившейся от кровотечения, которым она страдала двенадцать лет: «И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет и только края ризы Его коснулась - и остановился поток крови моей» (Евангелие Никодима, VII ; ср. Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48). Легенда повествует о том, что Вероника вышла из дома, когда мимо проходил Иисус, изнемогавший под тяжестью креста. Она платком отерла пот с Его лица. На платке отобразился Его лик. Согласно другой версии, Вероника, встретив Иисуса Христа на Его пути на Голгофу, попросила Его оставить ей что-нибудь на память, и Он передал ей Свой Нерукотворный Образ на платке. Этот вариант легенды нашел воплоще­ние в мистериях Страстей Господних, разыгрывавшихся во Франции, Германии и Англии. Вероника, стоящая на коленях перед упавшим под тяжестью креста Христом, - частый дополнительный мотив в Шествии на Голгофу (Дюрер , Рубенс ). Плат, на котором отобразился лик Христа, - плат Вероники, или, по-латински, sudarium - стал одним из символов Страстей Господних.

Среди толпы, сопровождавшей Иисуса Христа на Его Крестном Пути, были, естественно, и римские воины с их штандартами, на которых, по традиции, начертано S . P . Q . R - аббревиатура слов: « Senatus Populusque Romanus » (лат. - Сенат и римский народ), уже не раз встречавшаяся в «римских» сценах Страстей (см. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!»; РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Воины, кроме Христа, ведут двух разбойников, приговоренных вместе с Христом, к распятию. Их имена - Дисмас («хороший») и Гестас («плохой») - дошли до нас лишь в апокрифическом Евангелии Никодима. Свидетельств об их преступ­лениях не сохранилось. Высказывалось предположение, что они были из общества Вараввы. Марк замечает, что Варавва в «узах» был «со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк., 15:7). Это их преступление, конечно же, каралось распятием, и они должны были, как и Иисус, нести на Голгофу каждый свой крест. В живописи, однако, они часто изображаются ведомыми римскими воинами без своих крестов (Рубенс ).

В первые века христианства, а затем позже в эпоху крестовых походов существовала традиция паломничества во Святую Землю. Бесчисленное множе­ство пилигримов устремлялось к Гробу Господню, намереваясь пройти дорогой Христа на Голгофу. Возвращаясь в свои страны, пилигримы часто отмечали - на память себе и в назидание другим, кому только еще предстояло отправиться в Святую Землю - путь Христа с крестом. Поначалу число Остановок Креста варьировалось, и только к VI веку их установилось четырнадцать - число, оставшееся до настоящего времени. В XIV веке, благодаря францисканцам, выработался особый культ Остановок Креста. Остановкам этим стали соответ­ствовать определенные молитвы и религиозные обряды. Особенно популярным цикл картин на эти сюжеты стал в XV веке, а к XVII веку цикл из четырнадцати картин на эту тему стал непременным элементом декора каждой католической церкви. «Искусство отказывается наконец от своего высокомерно­го бесстрастия, - пишет известный французский историк Люсьен Февр. - На смену торжествующему Христу XIII века приходит страдающий, измученный пыткой и распятый Христос XV века. Драма Страстей Господних, драма, как бы медленно продвигающаяся от остановки к остановке, к последнему преде­лу - Голгофе, - искусство XV века пересказывает ее со всеми подробностями, беспощадно, не утаив ни одной язвы Христовой, ни одного Его падения, ни одной слезы. Оно выводит эту драму даже за пределы Креста Христова и продолжает ее Крестом Марии - распятием, быть может еще более мучитель­ным; поистине излюбленная тема XV века - « Pieta »: на коленях истерзанной Богородицы - тело Христа, окровавленное и жалкое» (Февр Л ., с. 319).

Остановки Креста, которые принято было изображать в этом цикле картин, следующие.

1.Иисус приговорен к смерти.

2.Иисус принимает Свой Крест.

3.Иисус в первый раз падает под тяжестью Креста.

4.Иисус встречает Свою скорбящую Мать Марию.

5.Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Его Крест.

6.Вероника вытирает лицо Иисуса своим платком.

7.Иисус во второй раз падает под тяжестью Креста.

8.Иисус говорит с женщинами иерусалимскими.

9.Иисус в третий раз падает под тяжестью Креста.

10.С Иисуса снимают Его одежды.

11.Иисуса пригвождают к Кресту.

12.Иисус умирает на Кресте.

13.Тело Иисуса снимают с Креста.

14.Тело Иисуса кладут в гроб.

Эти сюжеты, исполненные в единой художественной манере, можно видеть в католических церквах в виде картин единого цикла, развешенных в приведен­ной композиционной последовательности по колоннам (если их достаточно) или стенам нефов по часовой стрелке, начиная от алтаря.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Шествие на Голгофу (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора. .

© Александр МАЙКАПАР

 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел