Найти в тексте рассказа "Бежин луг" описания природы. Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Описание природы

В своем рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев отводит много места описанию природы. Природа в нем словно одно из действующих лиц, едва ли не самое главное. Так, автор хотел подчеркнуть уникальность и красоту просторов российской глубинки. Описанием природы начинается рассказ, им же он заканчивается. Этот рассказ из цикла «Записки охотника» буквально весь пронизан художественными пейзажными зарисовками. Когда мы его читаем перед глазами оживают гречишные поля, ароматы полыни, и самое главное - сухой и свежий воздух июльской ночи.

По сюжету рассказчик Иван Петрович заблудился в Тульской губернии, охотясь на тетерева. Но какие картины перед ним открываются? Едва ли другой автор смог бы так описать окружающую природу. Котлообразная лощина с пологими боками, смутно-ясное небо, белеющая ровной скатертью трава, широкая река, огибающая полукругом равнину, стальные отблески воды, частый осинник, лиловый туман - все эти и другие эпитеты применимы к русской природе в произведении «Бежин луг».

День выдался для охотника чудесный. Он даже успел набить свой ягдташ тетеревами. Одно только беспокоило - то, что он заблудился. Но вскоре он вышел к огромной равнине, над которой был обрыв. А под тем обрывом он заметил походный костер, несколько человек и пасущихся лошадей. Охотник спустился попросить у ребят ночлега. Как оказалось, им было не более двенадцати- четырнадцати лет, а самому младшему Ваньке и вовсе было семь лет отроду. Мальчишки пасли лошадей на лугу и коротали ночь у костра.

Попутно они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник тоже их слушал краем уха и наблюдал из интереса за ребятами, их повадками, характерным поведением. Самым сильным по духу был Павлуша - внешне неказистый, но полный твердой решимости паренек. Он не был из них самым старшим, но все остальные ребята именно к нему обращались с вопросами. Даже животные ему подчинялись. Сам он обладал природной смелостью. Мог пойти на волка без оружия, один сходить посреди ночи к реке за водой.

По мнению рассказчика чудесный был вечер в окружении деревенских мальчишек. Атмосфера была какая-то удивительная и располагающая. Воздух с «запахом русской летней ночи» казался свежим и томительным. Ребята то и дело рассказывали страшные истории, а в ключевые моменты природа, словно вняв их словам, посылала им небольшие сюрпризы. Например, протяжный звук из тишины, беспокойный лай собак, откуда ни возьмись подлетевший к огню белый голубок, резкий крик цапли и т.д. Все эти картины передают тревогу и напряжение ребят, подчеркивая их настроение.

Не последнюю роль играет звездное небо в рассказе, а маленький Ваня и вовсе называет красоту ночного неба «божьими звездочками». Описание природы сопровождает весь рассказ и даже в конце автор помогает читателю прочувствовать необыкновенно яркий и красивый пейзаж. Глазами рассказчика мы видим новый, свежий день с прохладной росой и «потоками молодого горячего света». Он снова встречает знакомых мальчишек. Отдохнувшие, они проносятся мимо него веселым табуном.

В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.

Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.

Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.

Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.

Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.

Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг

Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.

Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.

Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».

Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.

Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.

Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Люби и охраняй природу (охрана природы) 7 класс

    Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

  • Любовь! Как много смысла мы вкладываем в это слово. Оно имеет множество граней и определений, в нем заложена сила и слабость рода человеческого. С древних времен и до наших дней ее воспевают, ее проклинают

  • Анализ повести Бунина Деревня сочинение

    Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Написав эту повесть, Бунин полностью выполнил поставленную перед собой задачу

  • Сочинение Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова

    Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

Сочинение

И. С. Тургенев — проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.

День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота». И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением. Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней ночи».

С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что-то происходило. После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе. История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.

Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.

Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг»

Рассказ Ивана Тургенева о природе для детей среднего школьного возраста. Рассказ о лете, о летней погоде, о дождике.

БЕЖИН ЛУГ (отрывок)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Я нашёл и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо, но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озарённом более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился, наконец, вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне неизвестные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся... «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошёл, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в своё гнездо. «Вот как только я выйду на тот угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними далеко-далеко виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашёл? Так далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём.

Что я было принял за рощу, оказалось тёмным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам — наудалую... Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, тёмным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы...

Я узнал наконец, куда я зашёл. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина Луга... Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней; два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошёл к ним.

Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейниками в спутанной гриве.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.

Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства; сперва рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить своё желание. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нём варились «картошки». Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряжённо щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились.

Они покалякали о том и сём, о завтрашних работах, о лошадях...

Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к тёмному краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нём снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы... Слабое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю. Тело моё ответило ему лёгкой, весёлой дрожью. Я проворно встал и пошёл к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня.

Я кивнул ему головой и пошёл восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...

МБОУ ООШ с. Пестровка.

Конспект урока – практикума

по литературе на тему

«Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Класс: 6

Учитель: Л.А.Сорокина.

Тема урока:

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

И.С.Тургенев – мастер пейзажа.

Цель и задачи урока:

    показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;

    развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

    развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

    осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;

    воспитание трепетного отношения к природе.

Оборудование урока: ид

Презентация, портрет писателя.

Теория литературы: пейзаж, экспозиция.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста, сравнительный анализ текстов разных авторов на одну тему, тест.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Настрой на рабочий лад : нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

А чтобы результаты работы у нас были хорошие, проведем физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения.

1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

2. Слово учителя. (тема, цели, задачи, эпиграф)

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

3. Практическая часть урока:

а) Озаглавить отрывки – описания природы словами текста.

Показ слайдов (по мере озаглавливания отрывков)

А) «Прекрасный июльский день» - с.171-172.

Б) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» - с. 173-174

В) « У костра: запах русской летней ночи» - с. 176- 177.

Г) « Торжественно и царственно стояла ночь» - с. 190.

Д) «Недолги летние ночи!» - с. 196.

Е) «Утро зачиналось» - с. 196.

Ж) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» - с. 196-197.

Учитель: Впечатления детства и юности во многом определили содержание «Бежина луга», в котором автор нарисовал яркую картину средней полосы России с её пейзажами.

Вспомним, определение пейзажа.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Показ слайда

Слайд:

б) - Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день»?

При описание неба, солнца, облаков, ветра найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). (Каждому дать таблицу для заполнения.)

(После проверки – показ слайда)

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Физкультминутка.

А мы ручками- хлоп-хлоп-хлоп

А мы ножками топ-топ-топ

А мы глазками миг-миг-миг

А мы плечиками жик-жик-жик.

Повернулись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Потянулись, мы – деревья и тянемся к солнцу.

Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики.

в) Проблемный вопрос:

Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

1) Чтение первого отрывка « Прекрасный июльский день» (с.171 – 172): начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопросы:

- Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

- Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию .)

- Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное )

.2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» (с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…» до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…» и ответы на вопросы:

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

1- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

2- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

4-Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Рассмотрим эпизод с собакой. (с. 174.)

- Почему герою стало совестно перед своей Дианкой? (Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям. Какое чувства вызывает у вас этот эпизод? (смех, юмор)

3) а) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

б) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа (с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке?

(Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

- Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.

2) Решение проблемного вопроса.

Выводы учащихся:

-Как показана связь природы и человека в начале рассказа?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб», « летучие мыши уже носились,.. таинственно кружась и дрожа», «какая-то неторная дорожка», «все кругом быстро темнело и утихало», « нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «вдруг очутился над страшной бездной».

- Как проявляется эта связь, когда человек вышел к людям?

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

Утром: И церковь, и звук ее колоколов тоже вписан в пейзаж, тоже гармонируют с природой.

Для мальчиков природа с одной стороны – праздник, с другой - полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

г) Сравнительный анализ текстов.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» и И.С.Тургенев «Бежин луг». (Описание ночи).

Тест. Слайд.

Прочитайте отрывки из рассказов: И.С.Тургенева «Бежин луг» - «Ночь у костра» и Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - «Зимняя ночь». Выполните следующие задания:

1.Какой общей мыслью можно объединить тексты:

А) «…торжественно и царственно стояла ночь…».

Б) «…еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари…».

В) «…вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Г) «…день … прошел, наступила ночь…».

2. Определите стиль и тип речи:

А) Художественный, повествование.

Б) Художественный, описание.

В) Публицистический, повествование.

Г ) Художественный, описание с элементами повествования.

3. В каком значении употреблено слово месяц?

А) Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная

одной двенадцатой части года.

Б) Тридцать дней, посвященных какому –либо общественному

мероприятию, пропаганде чего - либо, месячник.

В) Диск луны или его часть.

Найдите синоним этого слова в тексте И.С.Тургенева. (луна)

Какие средства выразительности используются в текстах чаще всего:

А) эпитеты

Б) метафоры

В) антитеза

Г) сравнения

Приведите примеры.

Проверка.

4 . Выводы урока. Слайд

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2.Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

5.Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

5 . Оценки

Слайд

6. Домашнее задание : выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору.

Задание к уроку развития речи : написать небольшое сочинение – описание, взяв за основу главную мысль, объединяющую тексты Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен