Не любишь не хочешь смотреть. Анализ стихотворения Ахматовой "Не любишь, не хочешь смотреть?" Не любишь не хочешь смотреть о как

Читать стих «Смятение» Ахматовой Анны Андреевны сродни погружению в 3 разных океана чувств и эмоций. Это произведение поражает своей наполненностью, глубоким смыслом и искренностью. Данный триптих датируется 1913 годом. Критики затрудняются определить личность того, кому он был посвящен. Факты указывают на возможность того, что адресатами произведения могли быть литературовед Недоброво Н.В., чья деятельность оказала на Ахматову огромное влияние, или поэт Блок. Стихотворение вошло во второй сборник, изданный поэтессой - «Четки».

Текст стихотворения Ахматовой «Смятение» – словно 3 мазка на картине любви. Первая часть описывает встречу героини с тем, в кого она вскоре влюбится. Она сразу понимает, что этот уж точно сможет «приручить» её. Во втором стихотворении перед читателем предстает новое чувство - разочарование. Героиня чувствует свою слабость перед мужчиной, осознает неспособность сопротивляться его чарам. Но в ответ получает лишь безразличие. И вот, в третьей части, состоялась долгожданная встреча. Мимолетная, острая, последняя… А дальше - лишь боль и пустота. Стихотворение, безусловно, настраивает на лирический лад. Сложно представить, что такое сильное чувство, такую глубокую историю можно уместить в несколько строк. Однако, Ахматовой это удалось. Произведение до сих пор учат на уроках литературы в старших классах.

Прочесть стихотворение полностью или скачать его можно онлайн на нашем сайте.

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся –
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его – напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Анна Ахматова

Смятение
1

Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Анна Ахматова. Модильяни

Стихотворение Анны Ахматовой "Смятение" является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. "Смятение" представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.

В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.

Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать "приговор", дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её "взлететь" и полностью сковала её душу.

Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.

Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. "Замирания" и "крики" свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.

Это небольшое, но образно сильное стихотворение Анны Ахматовой входит в триптих "Смятение", который открывает книгу "Четки" (1913).

Первая строка "Не любишь, не хочешь смотреть?" - поражает и завораживает своей интонацией. Это не обыкновенные сетования на безответную любовь, но негодование, изумление, что такое произошло с той, что "с детства была крылатой". В следующей строке, построенной на оксюмороне, "О, как ты красив, проклятый", слышится растерянность перед этой неописуемой красотой. Мотив беспомощности, будто невольно вырвавшийся крик или стон контрастирует с первой строкой, где слышна возвышенно-удивленная интонация. К концу первой строфы смятение нарастает, указывая на главную причину растерянности героини, - ощущение утраты "крылатости" под напором внезапно застигнувшей ее страсти.

Последняя строфа довершает картину душевного трепета героини перед необъятностью чувства, в котором тонет, исчезает все:

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица...

Она любит столь сильно, что уже не в состоянии различать ничего, "кроме красного тюльпана в петлице" у любимого. Эпитет "красный" часто встречается у Ахматовой. В стихотворении он словно выписан киноварью и сразу же врезается в память, создавая характерный, зримый образ, передающий накал страсти, взрыв чувств.

Удивительно правдиво переданная драма женской души, предельная напряженность стиха, емкость словесного выражения любовных переживаний делает это стихотворение подлинным шедевром лирики Ахматовой.

Смятение

Душевное состояние героини ахматовских стихов совпадает с состоянием героя стихотворения 1907 г. А. Блока «Смятение» («Мы ли – пляшущие тени?..»). См. об этом в статье В. А. Черных «Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой» (Серебряный век в России). Автор статьи делает вывод о наличии блоковской «любовной» темы в раннем творчестве Ахматовой и, в частности, в сб. «Четки». Действительно, система образов и настроений в поэзии этого периода отражает напряженную «любовную» коллизию 1913 – нач. 1914 гг., связанную в судьбе Ахматовой с несколькими адресатами. В 1913 г. она знакомится с Н. В. Недоброво – поэтом, литературным критиком, 8 февраля 1914 г. или ранее в 1913 г. – с А. С. Лурье – талантливым музыкантом-модернистом. Оба были увлечены Анной Ахматовой, к обоим, хотя и по-разному, испытывала влечение она. По-прежнему сложными оставались отношения с мужем, Н. С. Гумилевым, в которых дружеское равноправие свободных личностей сменялось противоборчеством и почти враждой. Легкий оттенок чувственности появился в стихах, посвященных М. И. Лозинскому, с которым Ахматова была знакома с 1911 г. («Не будем пить из одного стакана…»). И, разумеется, в лирической теме «Четок» отразились два самоубийства – Всеволода Гаврииловича Князева (1891–1913) – 29 марта (умер 5 апреля) 1913 г. и Михаила Александровича Линдерберга – 23 декабря 1911 г. Оба самоубийства были «романтическими», связанными с любовными «многоугольниками», в один из которых входила О. А. Глебова-Судейкина, в другой – Ахматова. «Блоковская тема» «Четок» существует; она не сводится только к стихотворению «Я пришла к поэту в гости…» (январь 1914), но данных для точной адресации Блоку других стихотворений «Четок» недостаточно.

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Анализ стихотворения «Смятение» Ахматовой

Стихотворение-триптих «Смятение» (1912 г.) — яркий образец любовной лирики А. Ахматовой. С него начинается сборник поэтессы «Четки». В произведении отразились ощущения и переживания сильной и независимой женщины, которую поразило внезапно нахлынувшее любовное чувство.

Каждая из трех частей стихотворения описывает определенную фазу развития любви. В первой лирическая героиня поражена одним только взглядом мужчины, который обжигает ее, «как лучи». Она понимает, что встретила человека, который «может… приручить». Ахматова, как сильная творческая личность, обладала ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому такое откровенное признание имеет очень большое значение. В то же время она замечает, что эта любовь станет «камнем надгробным» на ее жизни. Поэтесса раньше не могла себе представить, что мужчина способен полностью завладеть ее мыслями и отодвинуть на второй план творчество.

Во второй части лирическая героиня уже сдается перед неотразимым мужским обаянием. Ее приводит в отчаяние, что «проклятый» красавец не обращает на нее внимания. Поэтесса уже не может продолжить свой свободный творческий полет («не могу взлететь»). Любовный туман не позволяет ей трезво оценивать происходящее («сливаются вещи и лица»). Перед глазами влюбленной женщины четко вырисовывается «только красный тюльпан» в петлице любимого. Он становится символом страстного чувства.

Третья часть триптиха посвящена развязке воображаемого романа. Мужчина не заметил смятения лирической героини. Он просто из вежливости подошел к ней и «полуласково, полулениво» поцеловал руку. Для женщины этот момент стал решающим. Долгие десять лет «бессонных ночей» в ожидании настоящей любви промелькнули в ее сознании. Все свои накопившиеся чувства она «вложила в тихое слово», но тут же пожалела об этом. Мужчина никак не отреагировал на это и ушел. Страсть исчезла так же быстро, как и появилась. В душе лирической героини вновь воцарилась пустота.

Стихотворение «Смятение» очень ярко характеризует особенности внутреннего мира Ахматовой. Эта независимая женщина способна на проявление глубокого чувства и уже давно ждет его прихода. Ради настоящей любви она может пойти на потерю своей свободы. Но ничто не заставит ее унизиться перед равнодушным человеком. Если мужчина отвергает ее любовь, то поэтесса никак не проявит своих оскорбленных чувств. Страдания и муки отразятся только на ее душе.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве