Основная мысль произведения толстого детство. Л.Н. Толстой "Детство. Отрочество. Юность": описание, герои, анализ произведений. Тема: Из литературы XIX века

1) История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)

Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)

С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)

Образ матушки.

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)

В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)

Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)

Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)

Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)

Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)

Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)

Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)

Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)

Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)

», представляющая собою первую часть трилогии: «Детство», «Отрочество » и «Юность ». Говорят, Толстой хотел написать в четвертую часть и назвать свое произведение: «История четырех эпох», но этой заключительной четвертой главы, в которой, очевидно, говорилось о «возмужалости» героя, не было им написано.

Главный интерес повести «Детство» сосредоточивается на личности её героя – Николеньке Иртеньеве . Автор следит, шаг за шагом, за развитием его детской души, – за каждым, даже мелким, но характерным, проявлениям её. Таким образом, произведение это, по преимуществу, «психологическое». Но, кроме того, оно, в такой» же мере, может быть названо «моральным», – так как автор судит своего героя с этической точки зрения, – старается, пользуясь психологическим анализом, определить в нем моральную сторону его богатой, развивающейся натуры.

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано таких наблюдений над душой вырастающего человека. Тургенев от своего имени рассказал нам детство Лизы , юность Рудина . Гончаров изобразил один день детства Обломова . Толстой же ведет своего героя день за днем, – от его детской до университета, и все характерное постепенно определяется и выясняется в его душе.

Эпоха, с которой связано действие повести «Детство» – 1830 – 1840-е годы. Среда, в которой развертывается её содержание – богатая дворянская, помещичья, связанная с «землей». Это было время, когда в русской жизни, после событий 14 декабря 1825 года , те немногочисленные проблески общественного самосознания, которые, кое-где, мерцали в провинциальной дворянской среде в сердцах лучших русских людей того времени, за немногими исключениями, почти совсем погасли. В такое время и в такой среде не было никаких серьезных, духовных интересов, мысль спала, а потому отсутствовала всякая потребность в духовной пище. Время заполнялось строго-размеренным порядком жизни, установившимся этикетом, который возводился «чуть ли не на степень незыблемых законов», – так, даже «обед» в семье Иртеньевых был каким-то «ежедневным семейным радостным торжеством».

Жизнь в повести неизменно течет по раз заведенному воспринятому от родителей направлению, – она вся построена так, чтобы наполнять своими мелочами праздное время провинциального богатого дворянства. Крепостной строй и весь покоившийся на нем уклад жизни богатого помещика устранял от этого последнего всякий труд, не исключая и сколько-нибудь серьезных занятий хозяйством. Словом, эта была, в сущности, та же «обломовщина », только с лакеями в белых перчатках, с взысканной французской речью, с постоянными заботами о comme il faut.

В воспитании детей исключительное внимание устремлено было на внешность, на манеры; на развитие ума и сердца внимания не обращалось. О книгах никогда здесь не велось разговора, и к образованию относились несерьезно: если детей и посылали в университеты, то все по тем же побуждениям, которые заставляли Простакову учить Митрофана , Обломовых – своего Ильюшу. Полагая всю цель воспитания и подготовке ребенка к праздной, светской жизни, родители и воспитатели считала свою задачу выполненной, если забота о внешнем воспитании увенчивалась успехом. Им и в голову не приходило, что на их обязанности лежит развить в ребенке здоровое нравственное чувство, сильную волю, энергию, любовь и умение трудиться и многие другие положительные качества, необходимые для хорошей и счастливой жизни.

Много российских Обломовых явилось результатов такого воспитания. Но не таков вышел Николенька Иртеньев, благодаря своей сильной и богатой натуре, освободивший себя от влияний среды. Объясняется это, впрочем, и тем обстоятельством, что Толстой в своем Николеньке вовсе не хотел изобразить тип молодого барича, что типичность его не сословная, а вполне индивидуальная. В этом-то и заключается коренное отличие Толстого от других изобразителей детства. Своего Николеньку он понял и нарисовал вполне индивидуально и знакомит нас с малейшими подробностями его внутреннего мира, в котором очень много черт, совсем не зависящих от какой бы то ни было среды.

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Березина Софья.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни».
Отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Читая этот отрывок, каждый невольно пролистывает пленку лет и возвращается в детство. В голове всплывают образы родных и близких, друзей, учителей. Каждый из нас вспоминает чудесные моменты, навеянные добром и теплом, которые греют нашу душу и не оставляют нас равнодушными.

Действие начинается в родном доме Николеньки Иртеньева. День для мальчика начался, как обычно. Умывшись, он вместе с учителем Карл Иванычем и своим братом отправляется в гостиную, где завтракает его матушка и остальные живущие в этом доме люди. Николенька испытывает необыкновенные и светлые чувства к матери: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Николенька чувствует необыкновенную потребность в любви и ласке, он придает особое значение этим чувствам.

Отец говорит мальчику, что надо уезжать в Москву, разлука с родным домом, где остались любимые люди, к которым он привык за всю свою жизнь, оставляет отпечаток на сердце Николеньки. Жизнь в Москве внесла совсем небольшие коррективы, к которым мальчик все-таки долго привыкал. Через полгода пребывания в Москве, приходит письмо от матушки, в котором говорится, что она себя очень плохо чувствует и хочет увидеть своих детей. В день приезда в родной дом к близкому человеку – матери, мальчик понимает, насколько сильные чувства он к ней испытывает, насколько сильно сердце его стучит при виде родного и любимого человека, но он не теряет надежды на выздоровление матушки. Но судьбу не изменить, и через несколько дней она умирает…

Процесс формирования мыслей, чувств, эмоций мальчика – диалектика души, захватывает. Ты следишь за тем, как у Николеньки с каждым годом жизни, в голове возникает буря мыслей, которые его одолеваю в процессе каждого шага, каждого, пускай незначительного действия. Мы – читатели выступаем в роли психолога. Мы вместе с мальчиком хотим разобраться в этой жизни, понять, что важно, что нужно, кому и чем мы обязаны. Этот трудный, и вместе с тем радостный и беззаботный период – детство, а позже отрочество, являются главными временными частями в нашей жизни. Мы начинаем задумываться о том, кто мы, что мы, винтики в постоянно бурлящей жизни, или мы предназначены для более важного, ответственного дела.

Меня заинтересовали многие герои этой замечательной и доброй повести. Наталья Савишна – няня Николеньки. В молодости она влюбилась в молодого бойкого офицера, но на ее просьбу выйти замуж отреагировали весьма скептически, и она пообещала своим хозяевам, что больше ни единой мысли не будет у нее о любви и отношениях. Наталья Савишна показывает нам то, насколько трепетно и нежно может относиться русская женщина к совершенно первоначально чужим людям. Она готова отдать все, что у нее есть, она готова сделать все возможное, только бы угодить и порадовать своих хозяев. Наталья Савишна сыграла очень важную роль в становлении личности Николеньки. Он впервые испытал чувство совести и стыда за свой поступок, но смог осознать и понять, не у каждого это получается.

Особое чувство вызывала у меня матушка. Л. Н. Толстой не передает все точности внешности, через года он пронес только все самое важное, что осталось у него в памяти, и что вызывает в нем самые светлые и теплые чувства. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда ее одинаковую доброту. » – так писал Л. Н. Толстой. Между ними существует особая нить, которая связывает их, которая не обрывается даже спустя много лет, даже когда матушки нет уже на этом свете. Матушка подарила Николеньке самое важное, самое сокровенное – ласку, любовь, нежность, – все это автор пронес с собой через года и не забыл, он помнит ее светлую улыбку, от которой ему становилось хорошо на душе. Каждому из нас необходимо крыло матери, под которым мы чувствуем себя в безопасности, под которым мы готовы слагать стихи, петь песни, совершать безумные поступки, только бы хорошо было родному человеку. Николенька в душе называл свою матушку любимым существом – это словосочетание обнимает своей добротой весь мир… С почтенным уважением Николенька относится к своему первому учителю – Карл Иванычу (тему которого я затронула раньше). Он сыграл очень большую роль в его жизни, Карл Иваныч вызвал у мальчика чувство жалости, чувство сострадания. Простой немецкий уроженец, который в жизни поведал очень мало радости, его счастьем были дети, которых он учил, он передавал им не только научные знания, но и знания жизни, которые Николеньке не раз помогали в жизни. Папа Николеньки, несмотря на свой твердый, местами жесткий характер, многому научил своего сына: нельзя потешаться над людьми, нужно быть честным, вести себя достойно, уважать себя и других. Повесть «Детство» сыграла в моей жизни очень большую роль. Первая роль поведала мне: «Остановись, время идет, часы тикают, опомнись, не беги вперед, у тебя самая прекрасная пора – детство, воспользуйся моментом». Все дети хотят стать взрослыми, очень рано они бросают игрушки и стремительно идут вперед во взрослую жизнь. Вторая роль открыла своим ключиком новую шкатулку в моей голове, где мои мысли стали выстраиваться в тонкую линию, на которой засели осознанные решения «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015»
Автор рецензии: Березина Софья.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Повесть «Детство» была впервые опубликована в «Современнике» и сразу принесла известность Толстому и признание его таланта. Замечательное умение видеть человеческую душу рассмотрели в начинающем авторе известные в то время писатели Тургенев, Чернышевский, Некрасов. Льву Николаевичу было тогда двадцать четыре года. Он был офицером русской армии.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни - детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей - Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, - «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте - чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную - трогательную и грациозную - очаровательность», - подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч - человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

О чем «Детство» Толстого?

Первые впечатления о родном доме, близкие и любимые лица, живущие рядом люди. Второй важный момент в жизни мальчика - это разлука с родным домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», - письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки - человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, - это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» - поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг