Освящение храма в троице лыково. Храмы троицы живоначальной и успения богородицы в троице-лыкове. Разгром и разграбление

Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-ой гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г.

В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились.

Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений.

30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.



Построена в 1694-97 гг., по другим источникам 1691-95 гг. (зодчий Яков Г. Бухвостов с товарищами М. Тимофеевым и М. Семеновым) на западе Москвы, на правом, высоком берегу реки Москва, напротив Серебряного бора, рядом (на севере) — Строгино, на средства и в усадьбе стольника М. К. Нарышкина. Село Троицкое название по храму, а Лыково — по владельцам князьям Лыковым. Они coopудили здесь первый деревянный храм Успения Божией Матери (начало XVII в.; сожжён в 1936 г.). Участником устройства храма был Петр I, посещавший в Троице-Лыкове своих родственников. Освящен в 1708 г.

В стиле «московского барокко», однопрестольный, летний. На невысоком подклете — гульбище, обнесённое балюстрадой с тремя широкими лестницами. Четырехугольный, с востока и запада обрамлён симметричными полукружиями алтаря и придела. На нём три восьмигранных яруса. К четырехугольному зданию с запада и востока примыкают притворы, каждый из которых завершён двумя декоративными восьмигранными ярусами с одной главой. Храм — «иже под колоколы» (здание завершает колокольня) с луковичной главой. Пышный белокаменный декор (резные колонки порталов и наличников окон первого яруса, витые колонки восьмигранных ярусов и обрамления восьмигранных окон северного и южного фасадов, волюты и раковины, фигурные фронтоны). Внутри был резной девятиярусный иконостас (не сохранился, предпринимаются попытки восстановить его по оставшимся деталям). Трапезная, алтарь и храм отделены арками. Между двумя стенами, с трех сторон идут двойные хоры.

В 1917 г. в Троице-Лыково создана Свято-Троицкая женская община. Около 1930 г. закрыт. Использовался под склад. До 1978 г. в усадьбе находилась школа военных музыкантов-суворовцев. С 1970 г. реставрировался (арх. И.В. Ильенко). Возвращен РПЦ. Ведутся работы по воссозданию внутреннего убранства.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=315



Сергия, мученика, и мученицы Иулии над усыпальницей Карзинкиных часовня (Одинцовская улица, дом № 24).

На кладбище Троицкой церкви в Троице-Лыкове (Строгино), вблизи алтаря находится часовня над могилами семьи купцов и известных благотворителей Карзинкиных, последних владельцев усадьбы Троице-Лыково. В часовне, над склепом, в котором упокоились Сергей Иванович Карзинкин, умерший в 1886 г., и его супруга Юлия Матвеевна Карзинкина, умершая в 1915 г., находились семейные иконы мученика Сергия и мученицы Иулии. Ю.М. Карзинкина основала в Троице-Лыкове Свято-Троицкую обитель, насельницы которой и сохраняли память об основательнице общины. По ее завещанию, в котором она передала усадьбу для устройства женской обители, дети Юлии Матвеевны и Сергея Ивановича Карзинкиных и члены их семей имели право быть погребенными в семейном склепе. Часовня была сделана из цветного стекла, богато украшалась цветами. После закрытия храмов усадьбы могилы и сама часовня были уничтожены.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы - каменный храм во имя Живоначальной Троицы - изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.

Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли "Белым лебедем". Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место - фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: "Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день". Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания "в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь". К счастью варварский замысел осуществить не удалось.

В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока "нарышкинского" барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом "Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком", вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.

Материал взят из брошюры "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"



Село Троицкое с деревнею Черевковою, на реке Москве, в XVI ст. Московского уезда, в Сетунском стане, пожалованная вотчина при царе Василии Шуйском князю Борису Михайловичу Лыкову, «за его службу из прежнего его же поместья». Князь Лыков построил в деревне Черевкове деревянную церковь во имя Св. Троицы и назвал деревню селом Ново-Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черевковой перенес в «старое село Троицкое и назвал деревнею Новая Черевкова».

В писцовых книгах 1627 г. значится: «в селе Новом Троицком церковь Живоначальной Троицы, да предел Николы чудотворца, да придел Флора и Лавра, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково - князя Бориса Михайловича Лыкова, а у церкви на церковной земле во дворе поп Микифор Кириллов, да с ним церковный дьячок, брат его, Панкратко Кириллов, в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, и 5 дворов людских, в них 5 человек; в деревне Новой Черевковой, на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских». В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Живоначальной Троицы в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, в селе Троицком; дани 8 денег, по наказу гривна». Под 1642 г. при Троицкой церкви упоминаются приделы Николая чудотворца, Флора и Лавра; дани по окладу 12 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

В 1646 г. в селе Ново-Троицком с принадлежащими к нему деревнями Черевкова, Рублево и Луково - владении князя Б. М. Лыкова, находилось 2 двора боярских, 16 дворов задворных, людей в них 27 человек, 47 дворов крестьянских и двор бобыльский, в них 118 человек. При Троицкой церкви был священник Степан Лукьянов, которому выдавалось жалование в год по 6 руб. и хлеба 14 четвертей.

В 1690 г. село Троицкое с деревнями пожаловано Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину и за ним утверждено в том же году отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь деревянная, рублена клетцки вверх, во имя Живоначальной Троицы, да два придела Николая чудотворца и Флора и Лавра не освящена». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1693 г. под статьею о Троицкой церкви отмечено: «сию церковь впредь писать в вотчине за боярином Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным, а преж сего было то село дворцовое, дани 12 алтын 5 денег, заезда гривна».

В 1698 г., по именному указу, село Троицкое с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью вдовою боярыней Анною Леонтьевною (мать царицы Натальи Кирилловны). В переписных книгах 1704 г. записано: «за боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным село Троицкое, на Москве реке, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да другая церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы; да в селе двор боярский, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, двор птичий, людей в них 19 человек, и 33 двора крестьянских, в них 105 человек».

По смерти Льва Кирилловича село Троицкое в 1732 г. досталось его сыну Ивану по разделу с его родным братом Александром Львовичем, а от Ивана Львовича в 1749 г. перешло к его дочери Екатерине Ивановне, жене графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а в 1784 г. - их сыну графу Андрею Кирилловичу Разумовскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.



Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин).

Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма.

Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, coopужённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен).

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=314



Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом № 24).

Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского.

Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине ХIХ века (1852 г.) владевший тогда имением Н. А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила Успенский храм. В 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. По духовному завещанию Ю. М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Монастырь просуществовал недолго. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон. После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения.

За 70 лет советской власти всё в Троице-Лыкове практически разрушилось и обветшало. В 1923 году усадьба была разделена на части и её существование как единое целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь так называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным. В феврале 1929 года колония загорелась. Огонь подозрительным образом оказался одновременно в различных местах. Пожар разгорался. Потушить его с помощью вёдер было уже невозможно. Вызванные пожарные не приехали. К счастью, никто не погиб. Так закончился один из социальных экспериментов первых лет советской власти. На месте колонии организовали обычный колхоз, который просуществовал недолго. После на этом месте располагалось Суворовское училище. Древнейший памятник - деревянная церковь, выстроенная как и каменная Троицкая в конце ХVII века, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин - сгорела в 1936 году. Это был преднамеренный поджог. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме. Нелёгкая судьба выпала этой церкви. После того как представители новой власти Успенскую и Троицкую церкви основательно пограбили, позже сняли с них колокола и кресты, которые увезли в неизвестном направлении.

Успенский храм закрыли в 1930 году. Были разрушены главка колокольни, абсиды и купол самого храма. Возле храма были варварски уничтожены некрополь и часовня-усыпальница, где была захоронена последняя владелица имения Ю. М. Карзинкина. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1989 году здесь произошёл взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращён Православной Церкви. Его окружали тогда горы мусора, на колокольне росли деревья, по стенам проходили огромные трещины. 31 марта 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, храм был вновь освящён малым иерейским чином. 25 октября 1999 года, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, в Троице-Лыково из Греции в сопровождении иноков была доставлена икона Божией Матери "Иверская". Она была написана в г. Салоники схиархимандритом Арсением по заказу благотворителей - специально для Успенского храма.

Сейчас Успенская церковь восстановлена: возведена колокольня, по старинным фотографиям воссозданы купол, декоративные кокошники и крыша здания, реконструированы иконостас, киоты, алтарь, перед которым уложен новый гранитно-мраморный пол. Перед алтарём храма Успения устроены две могилы, в которых захоронены останки, обнаруженные поблизости при земляных работах.

Материал был взят из брошюры: "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде.

Дворцовое село Троицкое известно по крайней мере с XVI века, и располагалось оно в стороне от высокого берега Москвы-реки. Тогда в нем была деревянная Троицкая церковь. В начале XVII века Василий Шуйский, став царем, пожаловал село князю Б.М.Лыкову, от которого пошло второе название местности. При Лыкове село вместе с церковью передвинулось ближе к реке. Судьба небольшого деревянного одноглавого храма клетского типа редкостна и печальна. Избежав пожаров, он был перенесен на новое место еще раз при строительстве барочного храма, переосвящен в честь Успения Божией Матери и простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранилось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты во главе с неким Шевалдышевым, возмущенные тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь – значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Наказаны они не были. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.

Село Троицкое-Лыково было пожаловано Нарышкиным в 1698г. (по другим сведениям – оно досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в приданое за Прасковьей Алексеевной Лыковой), тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. С 1749г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.

Предположительно строительство нового Троицкого храма велось зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым , всю жизнь работавшим на Нарышкиных и их родственников. Гипотеза о его авторстве принадлежит профессору В.С.Топорову: он отыскал в архиве документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…». Предположительно бумага касалась Троицкой церкви. Но едва ли это могло служить единственным основанием для такой версии, если бы сам храм композицией своей и декором не указывал бы на то, что он, Спасская церковь в Уборах и Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме (авторство которых не подлежит сомнению) с огромной вероятностью могли быть поставлены одним зодчим.

Кирпичный храм выстроен в стиле московского, или нарышкинского барокко, «под колоколы», то есть, с ярусом звона на основном объеме. По одним данным, работы начались в 1698г., по другим – раньше, в 1690г. и окончились уже к 1695г. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Так же роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялсярезной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хора было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кресты на трех главах золотили мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы – сказалось близкое родство Нарышкиных с царской фамилией. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

Во время войны 1812 года храм был разорен вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращенных партизанами, которые неподалеку отбили награбленное у французов. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.

В советское время, в 1933г., храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941г., во время войны, академик В.Н.Подключников из Академии архитектуры занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров. С 1970г. началась реставрация храма под руководством профессора И.В.Ильенко, но позднее финансирование работ прекратилось, и памятник снова начал рушиться. В 2000-х гг. реставрационные работы снова начались и обещают в течение нескольких лет окончиться полным восстановлением Троицкого храма.

Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней. С другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики. Оказавшись в Троице-Лыкове, можно вообразить, что храм просто еще не достроен и стоит в лесах, а вокруг – старинное село, а не большой город…


Всего 79 фото

Если есть места где в такую весеннюю солнечную погоду хочется пить этот воздух и также впитывать восхитительные визуальные впечатления - это как раз Троице-Лыково. И ключевое слово здесь, "благодатное". Я много раз бывал в Строгино, но как-то не доводилось добраться до Троице-Лыково. Теперь же Это свершилось. В субботний день искрящийся весенним солнечным светом мы с durasik переместились из Хорошёво, после осмотра (Хорошёво недалеко от Троице-Лыкова, в западной же части Москвы). Этот удивительный шедевр храмового зодчества "нарышкинского стиля" в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения. И мне давно уже хотелось его увидеть воочию.

Субъективно еще наверное порыв приехать сюда сдерживали множество негативных (в нелицеприятных деталях) отзывов в сети о неприемлемо-отвязанном отношении охранников подворья к посетителям с фотокамерой, когда тебя в ультимативно-грубой форме понуждают прекратить или изначально запретить съемку шедевра мировой культуры зеркальной фотокамерой и в снисходительно-брезгливой разрешают снимать на камеру смартфона. Эта проблема довольно болезненна для фотолюбителя, человека увлекающегося и изучающего нашу богатую культуру. Предстояло проверить ко всему прочему, так ли это и что происходит на Подворье сейчас!? И хотя с помощью квадрокоптера можно вполне себе подлететь издали и отснять с высоты птичьего полета все эти достопримечательности, но это все равно уже будет как в собственных глазах, так и в глазах зрителя и читателя чем-то неполноценным, как будто урванным тайком и даже снято "воровски" беспокойно оглядываясь)

Мы осмотрим Подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а главное Церковь Троицы Живоначальной. Как всегда будет подробный визуальный фото ряд. Так что этот материал для тех кто захочет в деталях рассмотреть достопримечательности Троице-Лыкова, прогуляться, не торопясь осмотреть архитектурные памятники, отдохнуть, получить порцию весеннего солнца, вдохнуть прозрачного и бодрящего воздуха все равно как глотка радости и благодати из святого источника.

Троице-Лыково расположено на западе Москвы (район Строгино), на правом, высоком берегу Москвы реки. История Троице-Лыкова и его храмов неразрывно связана с судьбами владельцев усадьбы, отразившими все драматические события русской истории XVI-XX вв. Свое название Троице-Лыково получило по имени возведенной в нем Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского.
02.

Село Троицкое (старинное название Троице-Лыково) известно по историческим документам с XVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского (в период междуцарствия) к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в том числе которых был и боярин Лыков.
03.

В смутное время он совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь, который известностью обязан преподобному Нилу Столбенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывапл монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
04.

В конце XVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Наталии Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу, а после его смерти по именному указу было передано во владение, пожалуй, самому известному родственнику царя - боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, воглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный .
05.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал - фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины II.
06.


Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почетному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребен в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма имения. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
07.


Троицкое-Лыково. Усадебный дом Карзинкиных. 1897 год. Источник:М.Ю.Коробко.

Архитектор В.В. Барков построил в усадьбе в 1880-е - 1900-е гг. несколько деревянных "теремообразных" зданий. Это Главный и Летний господские дома; Воскресная школа; Женская богадельня; Конный двор; Скотник; Кухня; Жилой дом для прислуги. К 2011 году осталось только два из них, в руинированном состоянии.

08.


Руины господского дома Карзинкиных. 1990 год.

Центральное место усадьбы занимали храмы. На территории Троице-Лыково в разное время было посторено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своем вотчинном селе еще князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной.

В переписных книгах за 1698-1704 годы есть запись о деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин. Этот Успенский храм считался редким памятником русского деревянного зодчества XVII века, о котором написано большое количество исследований. Простояв два века, он пришел в крайнюю ветхость. Вступив во владение имением, Карзинкины приняли все меры по сохранению этого древнего храма, на свои средства отреставрировали и обновили его. Успенский храм оставался действующим, пока его не сожгли в 1936 году. Это был преднамеренный поджог, и преступник хорошо известен. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском Храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме.
09.

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1900 год.


Для начала осмотрим Успенскую церковь поскольку она предстает перед нами сразу по мере вступления на землю Подворья Покровского женского монастыря в Троице-Лыково. Кстати это тот самый где находятся мощи святой Матроны. В свое время я там столкнулся с абсолютно бескомпроиссным и отвязанным запретом на фотографирование о чем даже отдельно упомянул в моем материале об этом монастыре. Очевидно раз хозяин один значит и порядки все те же. Это я о массовых жалобах на запреты фотографирования в Троице-Лыково. Как только мы появились на территории подворья нас тут же стал опекать странного и неприятного вида охранник подозрительно косившийся на мой еще даже не расчехленный фоторюкзак. Первые фото Успенской церкви в результате пришлось делать украдкой и часть фотографировать на камеру смартфона. Так что качество некоторых снимков, а точнее баланса белого будут не совсем совершенными)

Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году освятили придел великомученицы Екатерины.

10.

Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.
11.

Благочестивые владельцы имения строили на свои деньги храмы и украшали их, а также делали вклады в монастыри и разные богоугодные заведения, помогали малоимущим. Купцы Карзинкины в 1876 году построили богадельню, а в 1891 г. в сосновом парке имения открыли больницу, в которой бесплатно лечились все нуждающиеся.
12.

По духовному завещанию Ю.М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Однако монастырь просуществовал недолго.
13.

Мозаичный образ святителя Николая Чудотворца на южной стороне фасада храма.
14.

Вид на Успенскую церковь с юго-востока.
17.

Это фасад церкви с северной стороны.
18.

Мозаичная икона святой Екатерины Великомученицы на северной стороне Екатерининского придела.
19.

Раз уж мы здесь оказались обходя храм посмотрим и на трапезную для паломников. Она как раз находится напротив северного фасада Успенской церкви. По сути это приличная по размером столовая с большой кухней и соответственно выбором разных блюд. Готовят вкусно, но по ценам не совсем бюджетно)
20.

Еще при самом первом появлении на территории мы обратили внимание на постоянное присутствие в воздухе около Успенской церкви какого-то странного печного запаха более всего похожего на запах отработанных паровозных угольных дымов. Оказалось что все так и есть. В том смысле, что котельная подворья и пищеблока очевидно топится либо углем либо угольными брикетами. За северной стеной подворья где мы запускали коптер женщина "с зеленым пакетом" в руках (на фото ниже) пожаловалась нам на этот постоянный тошнотворный запах и сообщила что все "близкоживущие" местные жители постоянно возмущается этим обстоятельством, а на их жалобы Покровское подворье никак не реагирует)
21.

Рядом с воротами Подворья построен вот этот деревянный терем очевидно административного назначения.
Довольно приличный по своей стоимости как мне кажется)
22.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.
23.

Карзинкины были благотворителями - большими поклонниками искусства. Их дом всегда был полон гостей. В усадьбу часто приезжали братья художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, собиратели картин Третьяковы, семья Шаляпиных. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон.

24.

После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения. За десятилетия советской власти все в Троице-Лыкове разрушалось и ветшало. В 1923 г. усадьба была разделена на части и ее существование как единого целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным.

В Успенской церкви, памятнике XIX века с 1943 по 1979 год был устроен репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в нем устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв и случился пожар уничтожившие остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращен Православной Церкви.

Сейчас мы направляемся в сторону Церкви Троицы Живоначальной.

25.

Слева от парковой дорожки территория бывшего Господского дома.
26.

Это как раз и есть бывший Господский дом усадьбы Троице-Лыково.
27.

Сейчас здесь частное учреждение - общеобразовательная организация "Православная гимназия в Троице-Лыкове" г. Москвы.
Так и вертится на языке слово "элитная" от его дорогого помпезного внешнего вида)
28.

Однако наша главная цель - Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове - главное украшение парка и всей усадьбы - изумительный по красоте каменный вотчинный храм XVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви в верхней его части завершается колокольней).
29.

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году.
30.

Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.
31.

Так как многие подобные храмы ( , Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще "нарышкинское барокко". Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов (предположительно) - известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.
32.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане.
33.

С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухярусных восьмигранных барабанах.
35.

Храм поставлен на невысокий подклет - гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой.
36.

38.


"История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова.
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.

39.

40.


В.Н. Подключников "Три памятника XVII столетия" /Памятники русской архитектуры, в. 5, М., 1945.

Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

41.

Церковь была разорена французскими войсками в 1812 году, затем восстановлена. В 1933 году закрыта, но не снесена.
В 1941 году была обмерена, а в 1960-1970-х годах была проведена тщательная реставрация.
42.

47.


В.Н. Подключников "Три памятника XVII столетия" /Памятники русской архитектуры, в. 5, М., 1945.

Отвлекусь немного на земное, пока мы обходим церковь вокруг. Через какое-то время я осмелел, достал фотокамеру и начал интенсивно снимать эту церковь в том числе и ее удивительные архитектурные детали. К моему удивлению два охранника проходжившие мимо отнеслись довольно спокойно к съемке из чего я сделал вывод, что что-то с тех пор как фиксировались жалобы относительно запретов к фотографированию, изменилось в позитивную сторону. Тем более как вы вы видите я снимал даже не с дорожек, а с газонов и прямо под видокамерами что установлены на изгородях усадьбы.
48.

Часть ракурсов церкви будет явно летом визуально недоступна из-за будущей густой зелени парковых деревьев.
49.

Рассмотрим еще внимательней декор Троицкой церкви.
50.

Лично у меня декор Троицкой церкви вызывает просто искренний восторг!
55.

Понятие Святой Троицы обозначает Триединого Бога. Душа христианина устремлена к Всевышнему Создателю. Помыслы верующего человека воплощаются в храмах, где проходят церковные службы. Словно рвущийся в небеса храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове олицетворяет желание православных россиян быть ближе к Спасителю.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых - Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин - известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.


История церкви

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре складывается специфическое направление, получившее название «нарышкинского барокко». В имениях бояр Нарышкиных возводились церкви, в которых сочетались элементы традиционного русского зодчества и европейского барокко. Яркими примерами являются: храм Покрова в московском районе Фили и церковь Успения на Покровке.

Здания, построенные в стиле «нарышкинского барокко», отличают следующие характерные черты:

  • сочетание различных архитектурных направлений;
  • внутренняя целеустремленность композиционного построения здания;
  • многоярусность;
  • разнородность отделки интерьера;
  • симметрия компонентов и равновесие частей строения.


Возведение и основание

Первая деревянная Троицкая церковь в селе возведена вотчинными крестьянами князя Лыкова-Оболенского. Здание имело приделы Николая Чудотворца и мучеников Лавра и Флора. Позднее постройку из дерева заменил каменный храм.

Вступив во владение Троице-Лыковым, Мартемьян Нарышкин начинает строительство парадной каменной церкви. На высоком холме у Москва-реки в 1694 году появляется величественный собор, который освятили в 1708 году в честь Живоначальной Троицы. После завершения отделочных работ белокаменный храм становится украшением усадьбы.

Архивные данные позволяют предположить, что над заказом боярина трудился зодчий Я. Г. Бухвостов. Сравнение здания в Троице-Лыкове с архитектурой религиозных строений в Филях, Китай-городе и Зюзино, авторство которых доподлинно установлено, подтверждают версию участия Якова Григорьевича в сооружении Троицкого собора.

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Строгино построен в 1704 году по заказу Льва Кирилловича Нарышкина. Несмотря на подновления, здание постепенно ветшало. В 1936 году большевистские активисты сожгли строение. Каменная церковь Успения Богородицы возведена в конце XIX века.


Историческая судьба

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагались французские кавалеристы, которые разорили Троицкую церковь. Оккупанты украли антиминс, золотую чашу для причащения, церковную утварь. К счастью, русским партизанам удалось отбить награбленное имущество. Все вещи, за исключением паникадила из серебра, которое мародеры распилили и растащили по кускам, вернулись в храм.

Царь Александр I возместил утрату, прислав бронзовый всесвещник с подвесками их хрусталя. В течение зимы помещение приводилось в порядок. 14 февраля после освящения церкви богослужения возобновились

Семья купцов Карзинкиных бережно относилась к культовому зданию. В 1879 году производится капитальный ремонт храма. Отреставрирован иконостас и настенная живопись, новой позолотой покрыта центральная главка, наружные стены заново отштукатурены и побелены.

Разгром и разграбление

Под лозунгом борьбы с религией в 1933 году Советская власть закрывает Троицкий храм. Большевики хотели использовать помещение для устройства выставки народного хозяйства Туркменистана. Воинствующие атеисты сняли колокола и вынесли иконостас. В планах строителей коммунизма было изъятие куполов, уничтожение барельефов и украшений, связанных с православием.

Однако в 1935 году Лига Наций объявила собор Живоначальной Троицы архитектурным памятником всемирного значения. Сооружение взяла на учет комиссия ЮНЕСКО. Храм был спасен от разорения, но церковные службы не проводились.

Реставрация здания

В 1941 году академик архитектуры В. Н. Подключников снял размеры здания и составил подробное описание церкви во имя Святой Троицы. Василий Николаевич подготовил иллюстрированный альбом, который был издан через четыре года. Материалы, представленные в книге, использовались при реставрации храма в 70-х годах прошлого столетия. Работами руководил профессор И. В. Ильенко.

С 2000 года начались повторные восстановительные работы, ранее прерванные из-за скудного финансирования. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл решает организовать здесь подворье Покровского женского ставропигиального монастыря. Руководит ремонтом помещений и уборкой территории настоятельница обители - игуменья Феофания (Мискина).


Современное положение

В апреле 2013 года в храмовом комплексе открывается официальное подворье Покровского монастыря в Троице-Лыково. В церквях восстановлены купола и крыша, воссозданы иконостасы, возвращены колокола.

5 июня 2017 года Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм. После Божественной литургии Предстоятель РПЦ (Русской Православной Церкви) передал собору в дар икону с житийными клеймами преподобного Серафима Саровского.

В церкви сохраняются святыни:

  • антиминс с дарственной надписью от Петра I и царевича Алексея;
  • чтимая икона Божией Матери «Иверская», привезенная от монахов горы Афон в 1999 году;
  • список святого образа Богоматери «Державная»;
  • местночтимый извод иконы «Ченстоховская».


Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.


Архитектура и убранство сооружения

Возведение религиозных помещений для богослужений происходит в соответствии с установленными правилами, которые требуют, чтобы церковь имела три части:

  • алтарь;
  • среднюю часть, называемую наос;
  • притвор.

Наос увенчивается одним или несколькими куполами. Над притвором строится колокольня.

При сооружении Троицкого собора зодчие отходят от общепринятых норм. В храме отсутствует притвор, а колокольня возвышается над средней частью. Уникальная композиционная структура создает впечатление, будто здание вот-вот устремится в небеса.


Внешний вид

Церковь Святой Троицы построена по схеме «восьмерик на четверике». Четырехугольный первый этаж, который окружает гульбище, покоится на возвышенном цоколе - подклете. На втором уровне восьмигранная коробка с высокими окнами служит основанием для четырехметровой колокольни. Сооружение венчает золотой купол на узорчатом барабане.

Над алтарем и притвором установлены двухъярусные барабаны с главками, выкрашенные в черный цвет и украшенные золотыми звездами. Позолотой крестов и купола занимались мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы. В северной и южной частях храма расположены боковые входы.


Колокола

В церковной звоннице подвешиваются колокола, которые созывают верующих прихожан на богослужение или возвещают о важных частях литургии, проходящей храме. Звон одного колокола именуется «благовест». Колокольное многоголосье в честь радостного праздника определяют как «трезвон», а события, связанные с печалью, сопровождает «перезвон».

В колокольной башне собора Живоначальной Троицы подвешены 24 колокола. Разница в размерах придает им различные голоса. Как и много веков назад, нынешние церковные службы в Троице-Лыкове сопровождает колокольный звон.


Отделка фасадов

Красота наружных стен позволяет назвать храм Святой Троицы «песней в камне». Вертикальные элементы фасада - окна и двери - отделаны колоннами, украшенными орнаментом. Углы здания отмечены гладкими колоннами коринфского ордера.

Круглые окна и карнизы прямоугольных окон отделаны резным каменным декором. В том же стиле выполнен и десюдепорт - украшение над дверным проемом. Каждая грань сооружения завершается вычурным фронтоном, устремленным вверх. Элементы настенных деталей композиционно уравновешены и гармонично дополняют друг друга.


Внутреннее оформление

Интерьер Троицкого храма так же роскошен, как и отделка внешних стен. Иконостас в девять ярусов украшают резные колонны с виноградными лозами, обремененными гроздьями, экзотическими плодами и растениями. Вдоль стен в двух уровнях протянулись хоры. Стены, когда-то расписанные под мрамор, сейчас покрыты светло-голубой краской.

С левой стороны на первом ярусе хоров обустроено место для царской семьи. Архитектурный фонарь сверху украшает золотая корона. На боковых ограждениях изображен символ самодержавия - двуглавый орел.


Как проходят богослужения

Церковные службы проводятся в просторном помещении Успенского храма. В 8 часов утра начинается литургия, а в 16.45 вечерняя служба. В дни великих праздников проходит ранняя и поздняя литургия. Регулярно проводятся водосвятные и акафистные молебны.

Устремленная к небу белокаменная церковь Живоначальной Троицы на высоком речном берегу так прекрасна, что москвичи называют ее «Белый лебедь». В дачный поселок приезжают православные россияне, чтобы полюбоваться уникальной архитектурой храмового комплекса. Сюда приходят верующие для вознесения молитв Спасителю.

Видео

Видеорепортаж рассказывает об освящении Троицкого собора.

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег