Парадокс личности: Владимир Красное Солнышко - язычник-сластолюбец и великий Креститель Руси. Князь Владимир Красное Солнышко: биография

Этим исторически значимым событием страна обязана святому князю Владимиру. Историки прозвали его Великим, церковь причислила к лику святых, равных апостолам, а народ прозвал его не иначе как князь Владимир Красно Солнышко.

Биография до прихода к власти

Точная дата рождения князя не известна. В летописях упоминается только, что его отец Святослав появился на свет в 942 году, а старший сын Вышеслав - в 977 году. Исходя из этих данных историки называют приблизительную дату - 960 год.

Как гласит история, будущий великий князь Владимир Красное Солнышко появился на свет в захолустном местечке под названием Будутино, что находилось где-то под Псковом. По легендам, именно туда разгневанная княгиня Ольга сослала свою бывшую ключницу Маклушу из города Любеч, которая понесла от ее сына Святослава Игоревича. Обычаи язычников позволяли сыну наследовать от отца, несмотря на то, кем была его мать. Поэтому, как только Владимир подрос, его тут же забрала княгиня Ольга. Его опекуном был дядя по матери - дружинник Добрыня.

Князь Владимир Красное Солнышко был младшим из сыновей Святослава Игоревича. Перед смертью тот всю Русскую землю поделил между своими детьми. Так, Ярополку (как старшему) достался Киев, Олегу (среднему) - земля Древлянская, а Владимиру (младшему) - Новгород. Существует мнение, что Владимир был средним по возрасту, так как Новгород куда значительнее земли Древлянской.

Междоусобицы

В 972 году, когда князь Святослав умер, Киев перешел во власть его старшего сына Ярополка. И между братьями разгорелась нешуточная война. Владимир и Олег объединили свои силы и двинулись на земли Киевские. Однако в 977 году их постигла неудача. Отступая во время боя с Ярополком, князь Олег свалился в ров и был раздавлен лошадьми. Владимир с остатками войска сбежал в Норвегию к своему покровителю королю Хакону Могучему. Так Русью стал править князь Ярополк.

Однако князь Владимир вместе со своим верным помощником Добрыней набрал войска в Скандинавии и вернулся на родину. Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев. Владимир убил правителя Рогволода и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду, которая считалась невестой Ярополка, насильно сделал своей женой. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его. Теперь уже Киевский князь, Владимир Красное Солнышко обманом заманил, а затем и убил своего брата Ярополка. Его беременную жену сделал своей наложницей.

До крещения

Согласно летописям, воцарился в 980 году в Киеве князь Владимир Красно Солнышко. Биография правителя того периода полна жестокости и прелюбодеяний. Так, началось с того, что государь распустил свое варяжское войско, отправив часть солдат на службу в Константинополь, а остальную оставив в своей дружине.

Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов - Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды.

Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении (наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке) на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру - варяги Иоанн и Федор.

Образ язычника

Согласно древнему летописному своду «Повесть временных лет», во времена своего языческого правления князь Владимир Красное Солнышко был жестоким, властным и себялюбивым повелителем. У него было несколько жен и огромный гарем практически в каждом большом городе. Он приводил к себе замужних женщин и растлил малолетних.

Он присутствовал на языческих ритуалах, где в жертву приносили людей. А кроме похоти, его интересовала только война. В те годы он совершил успешные походы против Польши (отвоевал червенские города), волжских булгар, ятвягов, а также вятичей и радимичей.

Необычное крещение

Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам, иудаизм, западное «латинское» христианство. Все происходило до тех пор, пока после разговора с философом из Греции князь не отдал предпочтение христианству византийского обряда. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя. Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. Согласно западным источникам, «они еле уцелели». Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии.

В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». В тот же год Владимир штурмом взял византийский город Херсонес и, угрожая захватом Константинополя, потребовал себе в жены сестру правителей Византийской Империи - царевну Анну. Константин и Василий согласились на брак их сестры с Владимиром только под условием, что он примет их веру. Князь дал добро. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп. Анна решила, что это кара небесная, и посоветовала своему нареченному скорее креститься. А во время церемонии князь внезапно с криком «Я узрел Истинного Бога!» открыл глаза. Пораженные бояре тут же кинулись креститься следом.

Во крещении Владимиру дали новое имя - Василий - в честь святого апостола. В тот же год в Херсонесе прошла церемония венчания русского князя с византийской принцессой. В знак своего расположения и признания князь Владимир Красное Солнышко вернул Херсонес обратно его законным владельцам. Однако просил возвести в городе в честь святого Иоанна Предтечи великий храм.

Крещение Руси

Князь Владимир Красное Солнышко (фото выше) возвратился на родину не только вместе со своей новой княгиней, но и привез константинопольских священнослужителей, которые начали распространять христианство по округе. Князь взял из Византии иконы, книги, церковную утварь, а также святые останки Римского епископа, Фивы и Климента. Владимир всячески пытался укрепить межгосударственные связи между Византией и Русью.

Приняли христианство двенадцать сыновей князя, весь его дом, а также многие бояре. А затем князь Владимир Красное Солнышко занялся полным искоренением язычества. Он приказал истреблять идолов и сжигать неверных. И если в Киеве распространение христианства прошло мирно и спокойно, то в Новгороде, где наместником князя был Добрыня, народ восстал, и его пришлось подавлять силой. Владимир приказал, чтобы на местах, где раньше стояли каменные идолы язычников, начали возводить православные храмы.

Изменение в образе

Согласно летописцам, после принятия христианства Владимир изменился. После возвращения из Византии он тут же освободил своих прежних жен от их супружеского долга. Православные источники утверждают, что даже Рогнеде, пытавшейся его некогда убить, князь предложил самой выбрать будущего супруга. Но женщина отказалась и ушла в монастырь.

Изменился и характер князя. Он стал добрым, мягким, милостивым. Начал проявлять заботу и щедрость к нищим и обездоленным. Стал интересоваться книгописанием и церковным учением.

Русский князь Владимир Красное Солнышко в лице Византии нашел верного и надежного союзника, который помог ему в укреплении государства. В течение всей дальнейшей жизни правитель заботился о своем народе, боролся за его безопасность и единство. Владимир совершил еще множество походов и завоевал огромные территории на Северном Кавказе, по берегам Волги и Каспийского моря. Князь во многом превзошел даже своего великого отца Святослава Игоревича.

Семья и личная жизнь

Как уже говорилось раньше, Владимир до своего крещения прослыл как «великий распутник». У него было больше сотни наложниц и несколько официальных жен. Так, первой была Рогнеда, от которой у него родился сын Изяслав. Также были жены «чехиня», от которой имел сына Вышеслава, и «болгарыня».

Одной из наложниц была бывшая жена его брата Ярополка, которая родила ему сына Святополка Окаянного.

После принятия христианства у Владимира было две жены. Первая - византийская принцесса Анна, которая умерла в 1011 году. После ее смерти князь взял другую жену, имя которой нам, к сожалению, не известно.

Всего у князя было двенадцать сыновей, сколько было дочерей, история умалчивает. Все дети князя Владимира Красное Солнышко вслед за отцом приняли христианство.

Откуда же такое прозвище?

Итак, в народе князя называли и Крестителем, и Святым, и Великим. Здесь все более-менее понятно. А вот почему «князь Владимир Красное Солнышко»?

На это есть две вариации. Согласно первой версии, его так прозвали потому, что он открыл новую эру в истории всех восточных славян, он заложил новый фундамент духовенства для народов (и белорусов, и россиян, и украинцев).

Согласно второй версии, Владимир решил устроить пир, на который были приглашены простые люди из ближайших городов. Нищие и бедные приходили в княжеские покои и брали еду. Таким образом, князь завоевал любовь и расположение народа, который прозвал его «солнышком».

От преданий до кинематографа

Народ почитал и любил своего князя. О нем слагали песни и сказания. Также в песнях говорится и о его дядюшке Добрыне Никитиче, и о других богатырях и дружинниках князя. Самая известная былина - князь Владимир Красное Солнышко и трое богатырей сражаются против Змея Горыныча. Ее, наверное, знает каждый. В фольклоре князя называют «ласковым», «светлым» и «славным».

В 2012 году был снят фильм «Князь Владимир Красное Солнышко». Картина рассказывает о русском правителе, о периоде его возмужания и становления, о крещении Руси, о гибели Бориса и Глеба и многом другом. Фильм «Князь Владимир Красное Солнышко» - документальная картина, которая позволит зрителю своими глазами увидеть знаменитые фрески, иконы и картины того периода.

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 - 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.


В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.


Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).


Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.


Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру . Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.


Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.


Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.


Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.


Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.


Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

Продолжаю серию публикацию о великих исторических личностях нашей Родины! Сегодня я хотела бы рассказать о
князе Владимире Святославовиче (или Владимир Красное Солнышко - как ласково называл его народ и прославлял в былинах). А вы можете ознакомиться с моей статьей о княгине Ольге.

Итак, начинаем!

Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

Владимир - внук святой равноапостольной Ольги - родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич - внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.


Добрыня Никитич и Малуша - наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)

Малуша - христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, - полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.


Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром

Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.

Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».


Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них - полоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).


Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 - ок. 1000) - дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».


Капище у озера

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.


Борис Ольшанский. Клятва Сварожича

Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.


Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.


Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.


Васнецов. Владимир-язычник

Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.


Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру...
Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.


Выбор веры

По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией они созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.


Послы киевского князя были ошеломлены увиденным

«Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».

По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.


Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение

У князя Владимира явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного состояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду с византийской принцессой Анной (+1011). Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос и династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопровождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.


По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.


Перов В.Г. Крещение Руси.

Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество...

Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.


Князь Владимир

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.


Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви

Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь "мраморяной". Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.

Святые мощи Владимира были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом.


Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Князь Владимир - кровавое "Ясно Солнышко". Основой взяты материалы из "Никоновской Летописи", летописи "Повесть Временных лет" и Радзивилловского свода. А родился князь Влодимир Киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его был могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простолюдинка Малуша, бывшая в услужении ключницей у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что Малушка ждёт ребёнка от Святослава, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятине, толи в Гомель, сейчас точно уже не выяснить, так-как разные летописи описывают это по разному. Но факт один - Владимир родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что Владимира, годов трёх отроду, забрала к себе княгиня Ольга. Владимир так и рос под присмотром княгини Ольги и воспитывался старшим братом своей матери - варачем (витязем, т.е. офицером) княжеской охранной дружины Добрыней (что развеивает миф о том, что мать Владимира была рабыней). Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай, который давал право сыну, рождённому от простолюдинки, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. В 969 году, повзрослевший князь Владимир оказался в центре тайного заговора против его отца. За это, был сослан в посёлок Орша, где неожиданно проявил себя, как не по возрасту умный и искусный правитель В том же году, князь Светослав, "сменив гнев на милость" направил на княжение в стратегически важный по тем временам, но весьма свободолюбивый город Новгород. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. Предположительно в начале 972 года, вновь Владимир оказался в центре открытого восстания против князя Светослава, за что был изгнан из страны и буквально милостиво просил убежища в купеческих кварталах Царьграда. За это, в последствии, "расплачивался с купцами щедрой благодарностью. В этом же году, погибает князь Святослав Игоревич и на киевский княжеский престол становится Ярополк. Но Новгород убивает посадников Ярополка и призывает на княжение Владимира. Однако в 977 году, желая заполучить более могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а Владимир бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии Олафа Трюггвасон. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Норвегию, Владимир, заручается поддержкой Новгорода и вместе со своим дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. В этом походе его сопровождает первая его жена Мора (единственная из жён князя, которая по непонятной причине совершенно "забыта" официальной историей). Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, которая ранее была обещана в жены Ярополку. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он "держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю". Современные исследователи установили, что имя "Рогволод" - чисто словянское, двусложное, наподобие имени "Володимер". И означает оно "владелец рога", то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Западную Двину. Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало poг: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, "имяше свою волость в Полотьске" - Рогнеда. Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил Великий Путь "из варяг в греки" - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Светославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду. Владимир был по природе своей жесток до такой степени, что публичные казни, совершавшиеся по его приказу доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно. Ярким проявлением этой черты его характера стала и первая жена Владимира Мора. Перед сватовством Владимира к Рогнеде, она неожиданно становится жертвой клеветы одного из приближённых своего мужа и обвинённая в готовящемся покушении, была публично казнена. Несмотря на то, что Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке Юлии, расстриженной православной монахине, первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: "Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка". Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда стала женой Владимира и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали - князь Владимир зверски убивает Ярополка, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Вступление в княжество киевское князь Владимир также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам. Одной из основных черт князя Владимира была крайнее суеверие. Бич, который часто терзает людей, отказавшиеся исполнять традиции Веры. Владимир ни когда не пытался успокоить преступную совесть, изменив свои цели, но тщательно старался заглушить муки раскаяния исполнением суеверных обрядов, строгими покаяниями и щедрыми дарами. Он воздвиг по всей Руси многочисленные капище и Светилища, реформировал даже сам культ, уничтожал первые зачатки христианства, массовыми убийствами создавая первых словянских "мучеников", и этим даже ввёл практику человеческих жертвоприношений. В "Повести Временных лет" описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращенных девиц и чужих жен (количеством около 800). Но: "... был князь Владимир "ненасытен в блуде" и после крещения...". Самый яркий случай, по некоторым летописям, произошедший уже после принятия крещения, как и само крещение, связан с знаменитым Корсуньским походом Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. И была у этого византийского наместника красавица дочка (чьё имя летописи умалчивают). Решил Владимир отправить послов в Корсунь. Действуя по уже имевшему место плану, Владимир обвинил свою жену Рогнеду в покушении на него (о действительности этого покушения проповедал лишь в своей поэме "Рогнеда" К. Рылеев, но других источников не найдено) и собирался было казнить. Но помешал его планам их сын четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь родителю, Изяслав сказал ему: "...отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне..." Смилостивившись над Рогнедой, "воздвигнул ей отчину", "устроил город и нарече имя городу тому Изяславль" - по имени своего отважного сына. Но Владимир не отказался от своей цели - женитьбы на дочери Корсуньского наместника. Для этого, он решил принять христианство и "отпустить жену язычницу". Но всё равно и Корсуни получил отказ. И тогда Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, как обычно, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал её за предателя замуж. "...а князя Корсуньского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трёх днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за предателя замуж выдал и дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...". Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. И вновь, как будучи язычником, так и приняв христианство, проявилась его суеверная сущность. Летописи повествуют - князь Владимир прошёл "испытание верой". Каждый день ко двору призывались проповедники, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришёл к мысли, что христианской станет верой и его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение по закону "греческому". Однако само действо состоялось год спустя, когда в 988 году (в некоторых источниках 2 годами ранее), а сам Владимир возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие было дано, потому-ка князь Владимир уже принял крещение, и ни чего не мешало ему "...быть с женой одной веры...". С намерением желанием женится на девице от византийских императоров, князь прибыл в Константинополь. Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времён рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Одни утверждают, что год был 986, другие 988. Наречён Владимир был в крещении именем Василий и так совпало, что и у корсуньского князя и у брата Византийской невесты было именно это имя. А иные вообще излагают историю по-своему. Разногласий множество, но факт неизменен князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Так свершилась история!

Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам , чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

– Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

Владимир был сначала очень ревностным язычником : с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога , Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

– Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

– Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

– Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

– Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

Сказание об испытании вер

Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан , было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

– Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету .

– Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

– Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

– Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

Владимир-христианин

Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

– Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

– Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

– Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

– Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль . (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

Много пришлось потрудиться княжей дружине , отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

 
Статьи по теме:
Тематическое занятие на тему:
Урок мужества «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» Оформление доски : плакаты с цитатами о Сталинграде; Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Подсчитайте, живые, Сколько ср
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка Эксперименты с губками
Евгения Куваева Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы » . Цель : дать представление о грибах и ягодах ,
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение