Почему людям все другим ничего. Почему одним всё, а другим ничего. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

Логично было бы предположить, что брак – удел самых красивых, самых молодых, самых стройных, с самым лучшим характером, но жизнь вообще редко поддается правилам логики. Те, что выходят замуж с частотой раз в несколько лет, с каждым новым «замужем» отнюдь не молодеют, но им это почему-то не мешают. А умниц-красавиц в загс как не звали, так и не зовут.

И эта загадка мучает миллионы людей (преимущественно женщин) во всем мире. Что мешает лично вам пополнить брачную статистику? Скорее всего, с вами происходит одна из наиболее типичных историй.

«Я бы ушел из семьи, но…»

Предположим, вы встречаетесь с женатым мужчиной. Он вас, конечно, «любит» (ну а как иначе), говорит, потерпи, – и так уже лет 15. Ведь у него дети и жена «при смерти» (но все никак не умрет).

Пора честно признаться себе: это пустая трата времени. Никаким замужеством тут и не пахнет. Нет, иногда в этой лотерее случаются выигрыши. Бывают истории, когда женщина знакомится с женатым, он с женой разводится и женится на ней, и живут они «долго и счастливо». Но вероятность выигрыша тут примерно такая же, как в «Спортлото».

Выйдите наконец из кинотеатра и вернитесь на землю. В реальной жизни соотношение тех, кому морочат голову годами, и тех, на ком женятся, – примерно сто к одному. Уверены, что станете обладательницей заветного приза, – флаг вам в руки. И все же помните: мясом торгуют в мясном отделе, а рыбой – в рыбном. Если хотите мяса, не надо стоять за рыбой, хотите замуж – встречайтесь с холостыми.

Принц на час

Другой сценарий: вы встретили «того самого» (холостого), полюбили его всей душой. А ему, мягко говоря, серьезные отношения не сдались. Секс раз-два в неделю его более чем устраивает. Ну, в кино еще иногда может вывести или покормить в Макдоналдсе.

А вы в отчаянии: ни с родителями вас не знакомит, ни с друзьями. Почему? Да кто его знает – может, стесняется, а может, не хочет усложнять себе жизнь. И совершенно точно не хочет жениться. По крайней мере, на вас.

Конечно, если секс с ним – лучшее, что было в вашей жизни, дело ваше. Но имейте в виду: это не жених.

Помните: на дискотеки и в ночные клубы все ходят «жениться», но только на одну ночь. А с утра планы резко меняются.

И у него на это 5 причин

Предположим, вы наконец встретили нормального человека, и все у вас хорошо. Но он не приглашает вас жить вместе.
Вы встречаетесь, встречаетесь, встречаетесь… и однажды говорите:
- Слушай, а почему мы до сих пор вместе не живем?
- Я пока не готов.

Варианты этого «я не готов» могут быть разными: нет своего жилья, в квартире ремонт, «ну не в съемную же я тебя приведу», «я живу с мамой» (с папой, бабушкой, собакой и очень беспокойной рыбкой в аквариуме). Или так: «я живу с мамой, бабушкой, собакой, кошечкой и младшим братом, а рыбка еще и мужа привела».

А мужчины наши, заметьте, в принципе не бегают наперегонки, кто быстрее до ответственности добежит. Это вообще не их фишка! Они будут тянуть до последнего. И те женщины, которые ведут себя как жертвы, соглашаются на все условия ради призрачного «когда-нибудь мы обязательно поженимся», обрекают себя на вечную неопределенность и отсутствие перспектив.

Партнер такой женщины невероятно изобретателен по части отмазок: «у нас нет денег», «сейчас не время», «лучше потом». Ясно, что невеста так и останется невестой: психология жертвы диктует ей, что «и так сойдет», «можно потерпеть».

Брак как идея-фикс

Для многих женщин и особенно молоденьких девушек замужество – это фетиш. Потому что подруги уже замужем. Потому что пупс на капоте. Потому что фата. Потому что это такой праздник, который «должен быть».

Но дело в том, что после праздника начинаются семейные будни. Женщина с трудной судьбой и мужчина с тяжелым характером делают эти будни суровыми. Загс, пупс и фата благополучно забыты – да здравствуют сплошные скандалы, конфликты, выяснение отношений, тяжелый быт, отсутствие денег, бесконечные подработки, съемные квартиры и так далее.

Некоторые наивно полагают, что после двух-трех «тренировочных» замужеств следующий брак пойдет как по маслу. Но нет.

Случается, конечно, что второй брак оказывается лучше первого, но чаще неудачный опыт накладывает отпечаток, и с ним приходится жить, внутренне ожидая повторения неудач. Как бы оставаясь все время настороже.

Оно вам надо?

Если нет – сделайте все возможное, чтобы выкинуть эту навязчивую идею из головы. Займитесь собой, полюбите себя наконец – а там уж, будьте уверены, и тот самый, на белом коне, объявится.

А вы уж сами решите, хотите ли куда-то с ним идти под марш Мендельсона или нет.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Прочитал книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?». Книга вобрала в себя очень много идей и живых примеров, которые заставляют взглянуть на обычные вещи с необычного ракурса. На много разных вещей. О них и поговорим.

О причинах

Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причину, не имея власти.

Во-первых, эта книга о причинах. Непрозрачных с первого взгляда и неочевидных причинах разных событий. Эта книга показывает, насколько правдивой оказывается мысль об ураганах, начинающихся из-за полёта бабочки.

Некоторое время назад я прочитал о продуктовых рисках, в самом начале которой в ролике TED был озвучен один очевидный тезис, на который мало кто обращает внимание: «Вы не знаете, что вы не правы, пока не узнаете, что вы не правы.». В контексте статьи имеется в виду следующее. Вы приняли какое-то решение и начали претворять его в жизнь. Ваше решение было неправильным и проект идет к краху. Однако, вы еще не знаете, что ваше решение неправильное, соответственно, и не знаете, что проект идет к краху. Но он идет вне зависимости от того, что вы о нем думаете. И в этом-то вся и соль. Что когда вы наконец-то прозреете, ваш проект не вернется к своему началу. В отличие от вас, вернувшегося в начальную точку принятия решения.

Хорошая стратегия базируется на понимании того, как себя будут вести ваши конкуренты, какое поведение они выберут. Но поведение само по себе не возникает на пустом месте. Наше поведение формирует сложная система причин и следствий. Зная причины, можно предсказать поведение. Зная поведение, можно реализовать беспроигрышную стратегию. Это логика лежит в основе теории игр. На Coursera есть отличный курс по теории игр от Высшей школы экономики, который всем советую. В рамках курса слушателям несколько раз давалась на решение одна и та же задача. Правда, не сразу, а через лекцию-другую. Это было очень увлекательно, т.к. количество баллов, которые выигрывает слушатель в ходе решения задачи, зависят от того, как эту задачу решат другие участники курса. Самое интересное было наблюдать, как каждый раз меняются ответы учащихся, когда они начинают получать новую информацию из лекций о причинах своего поведения и поведения других людей. Картина общих результатов каждый раз становилась совершенно иной, чем в прошлый раз. Поведение игроков изменялось, когда им становились ясны причины.

Понимание причин поведения людей крайне важно в бизнесе и управлении продуктами в частности. Это и умение правильно выстроить ход переговоров при заключении сделок, когда нужно знать, что именно движет другой стороной, чтобы выбрать правильные аргументы и тактику. Это и принятие стратегических решений в условиях конкурентного рынка, когда необходимо выстроить среднесрочную или долгосрочную стратегию компании или продукта с учётом изменяющейся конъюнктуры, экономических и политических факторов, трендов развития технологий и структуры спроса. Это и правильное проектирование user experience интерфейса продукта, когда необходимо понимать не только то, как пользователи себя ведут и думают, но и то, как они себя НЕ ведут.

Несмотря на то, что господин Меровинген из Матрицы мало кому нравится, говорит он на удивление здравые вещи.

О людях

Я не знаю другого способа достичь успеха, кроме как усердно работать. Только тогда человек действительно чувствует, что успех является заслуженным (Дианочка Шурыгина, прости, но ты отстой). Именно поэтому мне больше понравилось читать биографию Элона Маска, а не Стива Джобса. Ведь в отличие от Джобса, в «Tesla, SpaceX и дорога в будущее» фокус делается не на самой личности Элона и её психических отклонениях, а на том, каким образом Маск создавал свои компании. Не на том, как он переживал трудности, а на том, как он с ними справлялся.

Все действительно великие люди — это китайские крестьяне Гладуэлла, взрастающие рис.

О судьбе

И вот тут, если абстрагироваться от всех отдельных личностей, их историй и причин их историй, о которых написано в книге, если посмотреть на картину чуть повыше, возникает старый философский вопрос: все эти хитросплетения случайностей не являются ли закономерностью? Книга не даёт ответа на вопрос. Более того, она его даже не ставит. Но именно этот тезис является логическим следствием из всего, что в ней было сказано.

Вообще, одно из моих увлечений, это метаматематика , наука о причинах и следствиях; место, где рождаются аксиомы. И в будущем я намерен написать очень вкусный пост обо всём этом, чтобы показать всю красоту этого теоретического мира, но не сейчас. Сейчас я хочу лишь подвести вас к одной из её дверей.

Вы бросаете монету. Знания теории вероятностей подсказывает вам, что вероятность выпадения орла составляет 50%. И это правильно. В рамках этой модели мира. Используем другую — теоретическую физику. Мы знаем, как монета лежит в руке до броска, мы знаем силу и её вектор, сопротивление воздуха, силу гравитации и то, что монета упадет на стол с твердой поверхностью. Также, мы знаем плотность монеты, её массу и полную геометрическую структуру, как и физические характеристики стола. С какой вероятностью выпадет орел? Компьютерная симуляция эксперимента при прочих равных условиях каждый раз будет выдавать только один результат. Со 100% вероятностью. В рамках этой модели мира.

Что изменилось? Когда случайность превратилась в истинное знание? Рассмотрение по отдельности массы монеты, вектора силы или сопротивления воздуха ничего даст. С точки зрения уже упавшей орлом монеты, то, что сила притяжения была именно такой — случайность. По крайней мере, мы так думаем. Но если посмотреть на всю систему в целом, то именно такое сочетание свойств среды и дало возможность монете упасть орлом. Точно также, как и Стиву Джобсу стать самым великим визионером нашей эпохи.

То, как определенные события происходят, никогда не бывает случайностью, так как на всё существуют определенные причины. Сила тяжести такая, потому что наша Земля именно такой массы и состоит из определенных металлов (ну или из чего она там). Плотность металла монеты именно такая, потому что её кристаллическая решетка выглядит определенным образом. Сила, с которой монету подкинули, была именно такой, потому что такова физиология тела подбрасывающего. Рожденный ползать летать не может. Примеры из книги это доказывают.

О мышлении

Немаловажную роль в моем воспитании играли бабушки. А что есть бабушки для человека, родившегося в конце 80-ых? Это люди, которые родились как раз до Второй Мировой войны. Как вы думаете, что отличает этих людей от других? Их детство пришлось на самое сложное время в российской истории. Голод и лишения сформировали мышление «лишь бы не было войны», при котором довольствуешься малым. Коллективизм превыше либерализма. Частная собственность минимальна, свободного рынка нет. Государство — единственный благодетель кроме собственного огорода. После обучения в вузе ты будешь распределен на производство. Государство даст тебе квартиру, правда, нужно будет постоять в очереди. Но можно и по блату…

Когда я родился, осталось три года до распада самой крупной державы этой планеты. Однако, еще до наступления этого события, которое мало кто мог себе представить, в стране была полная неопределенность в завтрашнем дне, сказавшаяся в том числе и на моих родителях. Мы часто переезжали в поисках «лучшей жизни», пока не обосновались в Норильске, где нас ждали «лихие 90-ые» и дефолт. Многие люди в те времена искали островок стабильности. Стабильность — это единственное, чего хотелось всем в то время, чтобы не перебиваться с макарон на воду.

Каким могут воспитать ребёнка люди, имея подобную модель мышления? Своеобразный вопрос. Но не вина этих людей, что среда сформировала их мышление именно таким. Эффект маугли на уровне психики, ничего не поделаешь. И к сожалению, все воспитание меня моей семьей при таких вводных и не могли идти по другому сценарию, кроме как «снижение рисков». Учись прилежно, иначе не поступишь в вуз. В вузе нужно учиться, иначе не возьмут на работу. Как поликлиника не позволяет пройти бесплатную мануальную терапию? Ты хоть питаешься-то там нормально, в своём Питере? На работе-то все в порядке, зарплату-то хоть платят, а то сейчас всякое бывает? Как не получается ребенка в садик устроить, какие вы в очереди?

Раньше, не осознавая причин такого их поведения, я дико злился и ругался. Но сейчас я владею знанием причин. Они и не могли иначе, и советовали мне так, как диктовала им их модель поведения. Они все были рождены не в лучшее время и не в лучшем месте. С другой стороны, именно у моего поколения появился первый шанс «начать все с начала».

Чтобы выйти за рамки вбитых в голову стереотипов пришлось потратить слишком много времени. В итоге, я научился рисковать. Я научился принимать решения и нести за них ответственность. Я научился делать всё сам. Я научился говорить нет (что очень важно для продактов, не так ли). Я научился не воспринимать во внимание мнение людей, которые не важны для меня. Я научился плевать на то, что думают о мне другие. Я научился ошибаться и не быть идеальным. Я научился идти к своей цели во что бы то ни стало. Мне хочется верить, что я нашел свое признание, и стратегия снижения рисков в нём — лишь одна из возможных, но никак не определяющая. Единственное, о чем я немного жалею, это то, что будь всё по-другому, мои 10.000 часов могли наступить намного раньше. Однако, история не знает сослагательного наклонения.

О воспитании

Именно поэтому моей целью при воспитании сына будет не показать ему то, чем славилась моя эпоха и научить его тому, как жить в ней. А подготовить его к тому, что его может ожидать завтра. Все, что я знаю и умею сегодня, безбожно устареет, когда он закончит школу. Бессмысленно учить его этому.

В книге немаловажное внимание удаляется воспитанию. Пример с частной американской школой — очень показателен. И именно поэтому моим долгом будет показать сыну, насколько мир большой и полный смысла. Насколько он интересен и разнообразен в своих проявлениях, в своих лицах и эпохах. Я покажу ему бесконечные варианты возможностей, выходящих за пределы видимых ограничений. Я покажу ему взаимосвязи причин и событий, и научу в них разбираться. Уже сейчас он показывает хорошие способности к ассоциативному мышлению и поиску закономерностей. Я научу его учиться и находить ответы самостоятельно. Я научу его терпеть поражения и одерживать победы, потому что не научившись падать, не научишься стоять. Я научу его принимать решения и нести за них ответственность. Я буду развивать его сильные стороны и не обращать внимания на слабые. Я покажу ему, где лежат границы морали и совести, чтобы он сам выбирал, по какую сторону ему становиться.

Я не знаю, кем он станет, когда вырастет. И у меня нет предпочтений и пожеланий. Будущее намного интереснее, когда его не предугадываешь. Я не знаю, как он будет поступать в тех или иных случаях. Я не знаю, будет ли он любить математику и слушать рок. Мне все равно, во что он будет одеваться или какая у него будет прическа. Главное, чтобы он понял, что в этом мире возможно всё , если он сам этого захочет, даже если он был рожден не в нужное время, и не в нужном месте.

И снова о причинах

Давайте отмотаем назад и еще раз поговорим о судье и причинах. Что, если совокупность причин событий, которые происходят в жизни людей, не являются совокупностью, а представляют собой систему и связанную последовательность? Вернемся снова к теории вероятностей. Какова вероятность, что у ларька с мороженым, возле которого вы проходите только начинается 10-минутная распродажа? Какова вероятность, что вы, узнав об этом, купите себе мороженое? Какова вероятность, что пройдя три шага, у вас упадет из рук это мороженое? Какова вероятность, что у вас украдут сумку с важными документами? Какова вероятность, что после этого вор пробежит десять метров и подскользнется на упавшем у вас из рук мороженом? Какова вероятность, что чисто случайно рядом окажется наряд полиции?

Каждое событие по отдельности вполне имеет место быть, но совместное их последовательное возникновение настолько маловероятно, что таких маленьких чисел еще не придумали. Но, так или иначе, эти события произошли. Являются ли они совокупностью случаев или здесь видна некоторая система? Я уже о своей трактовке Бога и не буду повторяться. Я не знаю, так ли оно на самом деле, или нет. Но одно я вижу точно: всё, что Бог ни делает, всё к лучшему. Порой причины настолько отдалены по времени от следствий, что нельзя разглядеть никакой связи, и события кажутся нам случайностями.

Но есть кое-что сильнее этих причин. Это наша — воля. В последнем абзаце статьи я писал, что видение — это вера, строящая реальность. Так вот, делает это она при помощи воли. Воля — это то, что позволяет встать седьмой раз, когда шесть раз упал. Воля — это то, что позволяет идти вперед, когда другие уже прошли. Воля — единственное, что может быть сильнее причин. Главное, чтобы она была, и тогда

Сам Бог не сможет защитить нас от нашей воли.

Жизнь несправедлива. Деньги, власть, слава и успех распределяются между людьми крайне неравномерно. Но почему одним все, а другим ничего? Только из-за их личных качеств - или есть что-то еще?

Малькольм Гладуэлл первый, кто обнаружил скрытые законы успеха. Билл Гейтс, «Биттлз», Моцарт, безусловно, талантливы. Но мы сильно ошибаемся, думая, что талант - синоним слова «успех».

Мы могли бы контролировать механизм достижений - в спорте, музыке, где угодно. Но не делаем этого, потому что уверены: успех приходит только к талантливым. А зря.

Я хочу доказать, что не стоит сводить причины успеха исключительно к личным качествам. Это не объясняет природы достижений. И не дает ответа на ключевой вопрос: что отличает особенных людей от всех остальных?

Хоккейный парадокс, или Ошибка системы

Тысячи канадских мальчиков приходят в любительский спорт еще в детском саду. В каждой лиге - в своей возрастной группе - игроков оценивают. Лучших готовят к следующему уровню. Неважно, какая у тебя семья и как далеко ты живешь. Успех в хоккее приносят личные достоинства. Или все-таки нет?

Психолог Роджер Барнсли увидел странную закономерность: чаще всего у хоккеистов дни рождения были в январе, феврале и марте. Как оказалось, в Канаде отбор заканчивается 1 января. Значит, если ребенку исполняется 10 лет 2 января, он будет играть с теми, кому 10 лет будет аж в декабре. В этом возрасте различия в физической форме огромны. Значит, лучшими игроками станут самые сильные и ловкие, а попросту… самые старшие ребята.

Система, призванная находить самых талантливых, предоставляет преимущество людям, которым посчастливилось родиться в определенную пору года, - .

Подумайте: по такой же схеме в классической музыке отбираются будущие виртуозы, в балете - балерины, а в системе образования - будущие ученые и интеллектуальная элита.

Здравствуй, школа

И если хоккей - всего лишь игра, в школе дело обстоит серьезнее. Оценивая детей в детских садах и первых классах , многие учителя путают развитость и способности. Поэтому старшие дети попадают в продвинутые группы, где приобретают лучшие навыки. И на следующий год показывают еще более высокие результаты. Так и «рождаются» (на самом деле воспитываются) звезды.

Подготовка выдающихся людей мало похожа на модельное агентство. Скорее на морскую пехоту: если вы нашли пригодных мужчин и женщин, то при правильном обучении и тренировках вы практически любого из них сумеете превратить в уникального бойца.

Небольшое изначальное преимущество ребенка, родившегося в январе, перед ребенком, родившимся в декабре, сохраняется надолго, -

Мир по образу и подобию модельного агентства наводит уныние и тоску, поскольку красота от рождения дается немногим. Мир, больше похожий на морскую пехоту, вселяет оптимизм: достижение успеха не будет зависеть от произвольных факторов.

Правило 10 000 часов

В своей книге Гладуэлл впервые рассказал - а чтобы понимать суть идеи, лучше читать первоисточники - о волшебной цифре в 10 000 часов. Это 20 часов в неделю в течение 10 лет. Столько нужно практики, чтобы стать экспертом мирового класса: в музыке, юриспруденции, экономике - где угодно.

Анализ биографий выдающихся людей показал: даже те, кого с детства считали чрезвычайно одаренными, тоже много работали.

  • Возьмем для примера Моцарта. Он начал писать музыку в 6 лет, а первый великий концерт сочинил в 21 год. К этому времени Моцарт писал уже 10 лет, а это… 10 000 часов.
  • Билл Гейтс. Блистательный молодой математик переселяется в компьютерный класс, программирует с 3 ночи до 6 утра; будучи юношей, он уже наработал 10 000 часов.
  • . Если проанализировать их путь, он приобретает до боли знакомые черты. Неизвестную рок-группу пригласили в Гамбург, где они играли семь дней в неделю по 8(!) часов. К тому моменту, когда их ждал шумный успех, они дали 1200 живых концертов. Они работали и дальше - и снова 10 000 часов.

Интересно и то, что у всех этих людей была возможность заниматься тем, что им нравилось, - .

Важен не только талант, но и стремление работать часами - до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать.

Ложное вдохновение

Особенных можно определить как людей, чья жизнь - исключение из правил. На первый взгляд кажется, что так и появляются гении, миллионеры и звездные спортсмены. Но их истинная сущность кроется в том, что они вовсе не являются особенными - и это не может не будоражить воображение.

Мы вдохновляемся ложными историями успеха - про людей, которые сделали себя сами, прошли путь от бедности к богатству. Но такие рассказы превращают великие достижения в неповторимые. Успех - в недосягаемость. Настоящие же истории успеха - при всей своей сложности, своеобразии и нюансах - намного более вдохновенны.

Из книги Ларисы Парфентьевой

То, что мы называем талантом, - результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и упорного труда. Зная, из чего состоит успех, человек может управлять им. Вывод? Секреты успеха можно раскрыть и воспроизвести.

Что ещё полезного в книге

Мы не можем влиять на то, что с нами было. Но вполне можем на то, что с нами будет. Если постараться, в жизнь можно добавить даже щепотку счастливого случая. Например, правильно выбрав среду и круг общения.

Кому будет полезна эта книга? Тем, кто хочет чего-то добиться в жизни. Родителям, которые желают счастья своим детям (покажите других). Молодым людям, которые только выбирают . Размышления Гладуэлла - сочный штрих в нашей картине мира.

Есть скрытые законы за тем, что всегда казалось исключительно волей случая, -

Из книги вы также узнаете:

  • Как использовать возможности по максимуму
  • Из чего состоит успех
  • Что нужно, чтобы не потерпеть фиаско
  • Неизвестные подробности из жизни богатых и знаменитых
  • Как создать для ребенка лучшее будущее
  • Как Роберт Оппенгеймер чуть не убил преподавателя
  • Нужно ли талантливым людям усердно работать
  • Какова роль счастливого случая в нашей судьбе
  • Почему с гениями не все так просто
  • Какой характер у людей, добивающихся успеха

… и ответ на главный вопрос - «Почему одним все, а другим ничего».

Успех - мозаика из множества кусочков. Возможностей и случайностей. Это так. Но запомните: никто не может вам запретить быть успешным. Если нет ветра, беритесь за весла.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку по саморазвитию : раз в неделю присылаем полезные письма и скидки на новинки МИФа.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

 
Статьи по теме:
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо