Растительность приоритет пробираясь создавать излагающий. Чередующаяся, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне

Формулировка задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся (проверяемая, непроверяемая) гласная корня.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 8 (Правописание корней).

Теорию для выполнения задания можно изучить в статье Правописание корней . Рассмотрим, как решаются подобные задания на примерах.

Пример задания 1:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня:

  1. осв...щение
  2. несг...раемый
  3. м...стерская
  4. пром...хнуться
  5. закр...пление
  • осв...щение – корень св...щ не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово свЕт => освещение
  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • м...стерская – корень м...стер не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово мАстер => мастерская
  • пром...хнуться – корень м...х, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово промАхиваться => промахнуться
  • закр...пление – корень кр...п, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово закрЕпит => закрепление

Таким образом, только в слове несгораемый выделена безударная чередующаяся гласная корня.

Ответ: несгораемый

Пример задания 2:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:

  1. несг...раемый
  2. ст...рожить
  3. обж...гающий
  4. пор...сль
  5. к...нфорка

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • ст...рожить – корень ст...рож не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово стОрож => сторожить
  • обж...гающий – корень является чередующимся ЖИГ/ЖЕГ, так как после корня есть суффикс А, то в корне пишется И => обжигающий
  • пор...сль – корень р...с является чередующимся РОС/РАСТ/РАЩ, в РОС всегда пишется О => поросль
  • к...нфорка – корень к...нфорк не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => конфорка

Таким образом, только в слове сторожить выделена безударная проверяемая гласная корня.

Ответ: сторожить

Пример задания 3:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня:

  1. д...льнейший
  2. тр...туар
  3. р...внинный
  4. сх...матический
  5. экз...менатор

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • д...льнейший – корень д...ль не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово дАль => дальнейший
  • тр...туар – корень тр...туар не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => тротуар
  • р...внинный – корень р...вн является чередующимся РОВН/РАВН, так как прилагательное образовано от исключения равнина, пишем букву А => равнинный
  • сх...матический – корень сх...м не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово схЕма => схематический
  • экз...менатор – корень экз...мен не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово экзАмен => экзаменатор

Таким образом, только в слове тротуар выделена безударная непроверяемая гласная корня.

Ответ: тротуар

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

Исключение:
при´ гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар- //-зор-

без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

Исключение: зорева´ ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- //-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла ,
    ст или щ , то а : расти , выращенный ,
  • ж , пиши о : предложение ,
    г , то а : слагаемое ,
  • ч , пиши о : выскочка ,
    к , то а : скакалка .

Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

    Пояснение

    Итак, разберём слова:

    ВСТРЕЧАЯ – деепричастие, выделяем корень -ВСТРЕЧ- . Проверяем безударную гласную Е в корне однокоренным существительным ВСТРЕЧА , где гласная Е находится под ударением.

    АПЛОДИРОВАТЬ – глагол. Буква О пропущена в суффиксе глагола -ОВА .

    ИЗЛОЖЕНИЕ – существительное с корнем -ЛОЖ- , в корне пропущена буква О . Корни -ЛОЖ- , - ЛАГ- не проверяются ударением. Это корни с чередованием, написание которых зависит от последующих согласных. Перед Ж пишется О , перед Г пишется А .

    ПОТЕПЛЕВШИЙ – причастие. Буква Е пропущена в корне -ТЕПЛ- . Про­ве­ря­ет­ся од­но­ко­рен­ным сло­вом ТЁПЛЫЙ .

    ДИРЕКТОР – существительное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить - это словарное слово.

    ИЗЛОЖЕНИЕ .

    Пояснение

    Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную чередующуюся гласную в КОРНЕ слова.

    Итак, разберём слова:

    НАКОРМИТЬ – глагол, выделяем корень -КОРМ- . Проверяем безударную гласную в корне однокоренным существительным КОРМ

    БЕРЛОГА – существительное. Буква Е

    СОБИРАТЬСЯ – глагол. Буква И пропущена в корне с чередующимися гласными -БИР- , -БЕР- -А- , в корне пишется И , в остальных случаях Е .

    ТРАДИЦИОННЫЙ – прилагательное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.

    АПЕЛЛЯЦИЯ – существительное. Буква Е пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово

    Следовательно, правильный ответ: СОБИРАТЬСЯ .

    Пояснение

    Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную чередующуюся гласную в КОРНЕ слова.

    Итак, разберём слова:

    ЗАСЕЛИТЬ – глагол, выделяем корень -СЕЛ- . Буква Е пропущена в корне. Проверяем безударную гласную в корне, однокоренным глаголом СЕЛИТ , где гласная находится под ударением.

    ХАРАКТЕРИСТИКА – существительное. Буква А пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.

    ВЫТИРАТЬ – глагол. Корень -ТИР- . Буква И пропущена в корне с чередованием -ТИР- , -ТЕР- . Если после корня стоит суффикс , в корне пишем букву И , в остальных случаях пишется Е .

    КОРРЕКТНЫЙ – прилагательное. Буква О пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.

    ВНИМАНИЕ – существительное. Буква И пропущена в корне, но её нельзя проверить – это словарное слово.

    Следовательно, правильный ответ: ВЫТИРАТЬ .

    Пояснение

    Прежде чем определять пропущенную букву, поймите, в какой части слова она пропущена. В данном задании необходимо найти безударную проверяемую гласную в КОРНЕ слова.

    Итак, разберём слова:

    ВОР­СИ­СТЫЙ – прилагательное, корень -ВОРС- . Пропущена буква О . Проверяем безударную гласную в корне однокоренным словом ВОРС , где гласная О находится под ударением.

    АВАН­ТЮ­РА – существительное, корень -АВАНТЮР- , безударная гласная А пропущена в корне, но ударением не проверяется. Это словарное слово.

    ПРИ­ГО­РАТЬ – глагол, корень -ГОР- . Буква О пропущена в корне -ГОР- , -ГАР- под ударением пишется А , без ударения О .

    БЛА­ГО­РАС­ПО­ЛО­ЖЕ­НИЕ – существительное. Корни -БЛАГ- , и -ЛОЖ- . Буква О пропущена в корне, но ударением не проверяется. В корнях -ЛОЖ- , -ЛАГ- перед Ж пишется О , перед Г пишется А .

    ПРИ­КОС­НУВ­ШИСЬ – глагол. Корень -КОС - . Гласная пропущена в корне, но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -КОС- , -КАС- если за корнем следует согласная Н , в корне пишется буква О . , ударением не проверяется – это слово словарное.

    ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИЕ – существительное. Буква пропущена в корне -ЛОЖ- , но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -ЛАГ- , -ЛОЖ- перед Ж пишется О , а перед Г пишется А .

    КО­РИЧ­НЕ­ВЫЙ – прилагательное. Буква О пропущена в корне -КОРИЧНЕВ- , но ударением не проверяется – это слово словарное.

    ГО­РЕТЬ – глагол. Буква О пропущена в корне -ГОР- , но ударением не проверяется. В корнях с чередованием -ГАР- , -ГОР- под ударением пишется А , без ударения О .

    Следовательно, правильный ответ: ЗА­ДРО­ЖАТЬ .

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правилапроверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве