Самые счастливые люди на земле. Где живут самые счастливые люди на земле. Франо Селак и счастливый полет

(О том, как христианский миссионер стал атеистом в джунглях бразильской Амазонии)

Христианский миссионер, задумавший перевести Библию на язык Пираха, после общения с туземцами стал атеистом.


Они не умеют считать - даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.
Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.
Они именуют себя «правильные люди», в то время как все остальные для них - «мозги набекрень». Они абсолютно довольны своей жизнью. Это очень счастливый народ - народ племени Пираха́.

У белых людей есть удивительный «талант» - нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации - яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.
Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал - наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.
Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.
Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений - это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».

«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», - вспоминает Эверетт.
Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» - в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.

Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу - лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.
Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя - это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь - о ребёнке, подростке, взрослом или старике.

25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений - абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».
«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них - они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».

Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира - «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.
В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует - коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных - помня все названия, свойства и особенности.

Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы - полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски - мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.
Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»
С частной собственностью - тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей - общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.

Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.
«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости - без психотропных препаратов и антидепрессантов» - делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.

Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», - поясняет Дэн.
Пираха видят себя неотъемлемой частью природы - детьми леса. Для них лес - это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды - тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.
Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами - так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ - мол, что тут непонятного - духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда - единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда - фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного - только мелочи», - комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.
«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им - хорошо. Если нет - тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».

Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.
«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», - продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек - куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» - о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье - это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», - говорят самые счастливые люди на свете - люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка - индейцы Пираха.
Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã - Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.

Учитель музыки

Самым счастливым человеком в мире по праву считается учитель музыки из Хорватии - Фрейн Селак. Хорват в июне 2003 (в возрасте 74 лет), купив впервые за последние 40 лет лотерейный билет, выиграл более $1 млн. Но всему миру он стал известен еще до выигрыша - за свое умение выживать. Селак без значительных последствий для здоровья пережил семь катастроф, грозящих летальным исходом.

В 1962 году, поезд в котором Селак ехал из Сараево в Дубровник, сойдя с рельс, упал прямо в ледяную реку. Тогда погибло 17 пассажиров, хорват сумел выплыть со сломанной рукой на берег, получив в итоге очень сильное переохлаждение, ушибы и шок.

Полет на аэроплане

В 1963 году Фрейн Селак вывалился из аэроплана DC-8, который летел из города Загреб в город Риека, - во время полета неожиданно распахнулась дверь самолета. Через пару минут самолет разбился, в результате погибло 19 человек, а Селак пришел в себя - его нашли с порезами и синяками в стогу сена.

В 1966 г. Селак ехал в автобусе в город Сплит, когда тот слетел с дороги и упал в реку. Погибло четыре человека, а хорват выплыл на берег с порезами и ушибами, испытав сильнейший шок.

В 1970 г. он ехал в своем автомобиле, который неожиданно загорелся, а Селак, успел выбраться наружу за несколько секунд до взрыва топливного бака.

На краю обрыва

В 1973 г. Фрейн Селак потерял практически всю шевелюру – неисправный топливный насос разбрызгал бензин по раскаленному двигателю авто, и прямо из вентиляционного отверстия вырывалось пламя.

В 1995 г. в Загребе Селак был сбит городским автобусом, но снова отделался лишь небольшими ушибами.

В 1996 г. Фрейн Селак ехал на автомобиле по горной дороге и за поворотом увидел мчавшийся на него грузовик. Автомобиль Селака врезался в дорожное ограждение, проломил его и завис на краю обрыва.

В последнее мгновение хорват выпрыгнул из автомобиля, приземлившись на дерево, и вскоре увидел, как 90 метрами ниже его Skoda взорвалась.

О, счастливчик

Самый счастливый в мире человек, получивший на родине прозвище Счастливчик, заявил после выигрыша в лотерею: «Я будто бы заново родился. Господь всю жизнь меня оберегает, а теперь преподнес такой сказочный подарок».

Что общего у Дании, Коста-Рики и Сингапура? Граждане этих стран живут, что называется, как у Христа за пазухой, верят в высший смысл бытия и наслаждаются каждым днем – минимум стресса и максимум радости.

Кто самый счастливый человек на свете?
Может, Алехандро Зуньига? Мужчина средних лет и крепкого здоровья, любящий отец, он наслаждается общением с людьми и знает, что у него есть несколько верных друзей, на которых можно положиться. Он редко спит меньше семи часов в сутки, на работу добирается пешком и почти каждый день съедает по шесть порций овощей и фруктов. Он трудится не больше 40 часов в неделю, любит свою работу и ладит с коллегами. Еще несколько часов в неделю он посвящает волонтерству, а по выходным ходит в церковь и на футбол. Одним словом, день за днем он выбирает счастье, чему весьма способствует наличие единомышленников, а еще – зеленые просторы и умеренный климат Центральной долины Коста-Рики.

Другой возможный кандидат – Сидсе Клемменсен. Вместе с преданным спутником жизни и тремя маленькими детьми она живет в дружной коммуне – жилищном товариществе, где семьи вместе хлопочут по хозяйству и присматривают за детьми. Сидсе социолог, а с такой профессией времени на отдых у нее немного. Все семейство ездит на велосипедах – на работу, в школу, в магазин – отличный способ оставаться в форме. Со своей скромной зарплаты Клемменсен платит высокие налоги, зато ей обеспечено медицинское обслуживание, образование для детей и в будущем – пенсия. В ее родном Ольборге в Дании люди уверены: правительство не бросит их в беде.

И наконец, третий претендент на звание самого счастливого человека: Дуглас Фу. Успешный бизнесмен, он ездит на BMW за 750 тысяч долларов и живет в доме за десять миллионов. У Дугласа жена и четверо детей, которые радуют родителей отличными отметками. Еще школьником он зарабатывал себе на учебу и открыл собственную фирму, которая в конце концов превратилась в международную компанию стоимостью 59 миллионов долларов.

Мистер Фу снискал уважение подчиненных, коллег и всех окрестных жителей. Успех стоил больших усилий, и, уверен Дуглас, он вряд ли сумел бы устроить себе такую жизнь где бы то ни было за пределами Сингапура.

Зуньига, Клемменсен и Фу олицетворяют три разных типа счастья. Я назову их наслаждение, целеустремленность, удовлетворенность достигнутым. К тому же каждый из наших героев живет в стране, где на благодатной почве процветает то или иное, «местное», счастье.

Пообщавшись со всеми тремя претендентами, соприкоснувшись с их родной культурой, мы попытаемся раскрыть секрет: почему именно в этих уголках планеты люди самые счастливые? Посмотрите на Зуньигу – как и многие жители Коста-Рики, он проживает день за днем на полную катушку, а сама атмосфера вокруг уменьшает стресс и умножает радость. Этот вид счастья ученые именуют испытанным счастьем, или позитивным аффектом. Измеряют его уровень очень просто: респондентов спрашивают, сколько раз за последние 24 часа они улыбались, смеялись или чувствовали радость. Родина Зуньиги – самая счастливая страна не только в Латинской Америке. Судя по опросам, соотечественники Зуньиги испытывают больше положительных эмоций в повседневной жизни, чем кто бы то ни было другой на планете.
Клемменсен выпала разновидность счастья, характерная для целеустремленных датчан. Как и в случае с другими формами счастья, по умолчанию предполагается, что базовые потребности удовлетворены, так что на работе и на досуге люди могут заниматься любимым делом. Таково эвдемоническое счастье – этот термин происходит от древнегреческого слова, означающего «счастье, блаженство». Само понятие получило распространение благодаря Аристотелю, который считал, что истинное счастье дает лишь жизнь, наполненная смыслом, – делом, стоящим труда. Проводя исследования, Институт Гэллапа предлагает респондентам вспомнить, что интересного они узнали или сделали за вчерашний день. В Дании – которая вот уже 40 лет неизменно занимает верхние строчки в рейтингах самых счастливых стран Европы, людям просто легко жить. Что до мистера Фу, то он, со всей своей энергией и множеством талантов, подтверждает репутацию сингапурцев, известных фанатичной тягой к успеху. Их счастье – «удовлетворенность жизнью». Чтобы определить его уровень, социологи часто просят респондентов оценить свою жизнь по шкале от нуля до десяти. Этот вид счастья еще называется оценочным. Во всем мире он считается мерилом благополучия. По части удовлетворенности жизнью Сингапур уверенно лидирует среди азиатских стран.

Исследователи Колумбийского университета, по заказу ООН публикующие ежегодный «Доклад о мировом счастье» (World Happiness Report), обнаружили, что на три четверти счастье человека определяют шесть факторов: стабильность экономического роста, продолжительность здоровой жизни, качество социальных отношений, щедрость, доверие и свобода самостоятельно выбирать свой путь. Все эти факторы напрямую зависят от правительства страны и ее культурных ценностей. В общем, можно сказать, что самые счастливые уголки планеты взращивают счастье своих жителей. Зуньига, Клемменсен и Фу упорно идут к своим целям – но только не в ущерб радости и смеху – и гордятся тем, что делают сейчас и чего уже достигли. Во многих ситуациях им помогает родной край – страна и город, улица и дом. Земля под ногами и люди вокруг дают поддержку, беспрестанно побуждая их к поступкам, которые притягивают счастье.

КОСТА-РИКА

РАДОСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ: ЗДОРОВЬЕ, ВЕРА, СЕМЬЯ

МЭТТЬЮ ПЭЙЛИ В разгар рабочего дня Мария дель Кармен Чорсреча Паттерсон (справа) решила сделать перерыв: из ресторана, которым она управляет в Лимоне, она отправилась в соседний бар, чтобы потанцевать под зажигательную музыку. Жители Коста-Рики всегда находят время для маленьких радостей, семьи и друзей.

Вернемся к Алехандро Зуньиге, торговцу фруктами и овощами на центральном рынке в городе Картаго к востоку от Сан-Хосе, столицы Коста-Рики. Этот 57-летний здоровяк работает здесь много лет. Всякий раз, когда заболевает кто-то из шести десятков других торговцев или у кого-то случается беда, именно Зуньига собирает денежную помощь. По выходным он устраивает вылазки на футбольный матч, чтобы поболеть за любимую команду города, C.S. Cartaginés (команда, увы, звезд с неба не хватает, но не это главное). Зуньига – харизматичный человек и прирожденный лидер.

Однажды вечером у него зазвонил телефон. «Ты выиграл в лотерею», – раздался в трубке голос друга.

Зуньиге, сказал звонивший, выпал счастливый билет: ему причиталось 50 миллионов колонов (по тем временам около 93 тысяч долларов). Но Алехандро не поверил другу, известному любителю розыгрышей: за плечами был трудный день, да к тому же авокадо не продались. «Я подумал, что это дурацкая шутка, – вспоминает он. – У меня в кармане восемь долларов осталось».

В сердцах он бросил трубку.

На следующий день, когда Зуньига пришел на работу, его встретил шквал аплодисментов. Новость о выигрыше облетела всю округу.

Чувствуя, что голова идет кругом, Зуньига двинулся вдоль прилавков, пожимая руку каждому торговцу. Все знали: жизнь его не баловала. Он вырос в трущобах, в 12 лет бросил школу, чтобы зарабатывать себе на хлеб, у него были проблемы с алкоголем, а в 20 любовь всей жизни разбила его сердце: любимая от него ушла.

И вот теперь Зуньига вдруг заделался миллионером, и товарищи мысленно с ним распрощались, решив, что он наверняка променяет их на новую, зажиточную жизнь. Но шла неделя за неделей, а наш герой потихоньку раздавал свалившиеся на него богатства. Миллион колонов другу, у которого купил тот самый счастливый билет. Миллион хозяину закусочной, который подкармливал его в голодные времена. Еще миллион знакомому нищему на рынке, а остальное – своей матери и четырем матерям своих семерых детей. Не прошло и года, как он уже опять был на мели. А ему и горе не беда. «Я абсолютно счастлив!» – твердит Алехандро.


МЭТТЬЮ ПЭЙЛИ Только три ученика ходят в школу в Ла-Сентраль, в фермерской деревушке в часе езды от Картаго. На фото: троица обедает в кафе в компании учителя. Распятие перенесли сюда из церкви во время извержения вулкана Турриальба: посчитали, что здесь оно будет в большей безопасности. Начальное и среднее образование является обязательным и бесплатным, и уровень грамотности в стране достигает 97,8%.

Чтобы понять его неунывающий характер, нужно хорошо знать Коста-Рику, где благодаря географии и социальной политике получился «коктейль счастья». Его составляющие: крепкая семья, всеобщее здравоохранение, вера в Бога, мирное небо над головой, равенство и щедрость. Из этих ингредиентов слагается рецепт: как получать от жизни удовольствие день за днем. Таков ключ к первой форме счастья – наслаждению. Здесь, на Коста-Рике, это приворотное зелье, замешанное на благополучии, приносит больше счастья на доллар ВВП, чем где бы то ни было на свете.

Попробуем понять Алехандро. У него нет ни машины, ни золота-бриллиантов, ни дорогой техники – но для счастья и самоуважения ему все это и не нужно. Он живет в стране, где последние 100 лет прошли под знаком поддержки каждого гражданина. В большинстве государств Центральной Америки после обретения независимости воцарились крупные землевладельцы, чьи интересы блюли президенты, опиравшиеся на поддержку армии, – но Коста-Рика пошла иным путем.


МЭТТЬЮ ПЭЙЛИ Фельдшер Илеана Альварес-Чавес в рамках государственной программы здравоохранения Коста-Рики пришла к 68-летней одинокой вдове Майеле Ороско, чтобы измерить пожилой женщине давление и взять анализы. За год Альварес-Чавес побывает в каждом доме Параисо. Упор на профилактическую медицину помог снизить детскую смертность и увеличить среднюю продолжительность жизни.

Неприступные, изрытые ущельями горные цепи не способствовали разрастанию плантаций. Зато международный спрос на кофе сыграл на руку мелким собственникам и свободолюбивым фермерам Центральной долины. Жители Коста-Рики избирали в президенты учителей, не обремененных колониальными пережитками – их политика запустила спираль благоденствия. В 1869 году в Коста-Рике был принят закон, сделавший начальное образование обязательным для всех детей, – что примечательно, и для девочек. К 1930-му уровень грамотности был одним из самых высоких в Латинской Америке. В то же время власти позаботились о чистой воде в деревнях, объявив войну смертельным детским болезням, а также холере и диарее. К 1961 году были приняты законы об общенациональном здравоохранении, и в большинстве деревень появились бесплатные медпункты. Коста-Рика и сегодня верна выбранному курсу. Как-то одним зимним утром я напросился в компанию к фельдшеру Илеане Альварес-Чавес, когда она отправилась на обход пациентов по утопающему в зелени городу Параисо в Центральной долине. Илеана – сотрудник Базовых групп комплексного медицинского обслуживания (EBAIS): эта национальная система была создана в середине 1990-х, чтобы поддерживать здоровье жителей Коста-Рики. Небольшим командам – врач, медсестра, регистратор и несколько фельдшеров – поручены заботы о здоровье порядка трех с половиной тысяч человек. Ежедневная норма обхода для Альварес-Чавес – не меньше десятка домов. В каждом она проводит полчаса, ведь нужно внести запись в медицинскую карту, померить давление, сделать прививку, дать рекомендации и убедиться, что вода нигде не застоялась (в стоячей воде плодятся комары – переносчики вируса Зика). Наведавшись к 89-летней Авроре Бренес, Илеана составила опись всех ее лекарств, померила давление и записала старушку к врачу своей команды. «Часто я успеваю поймать болезнь, пока она еще не переросла в диабет или сердечный приступ, – рассказывает Альварес-Чавес. – Многие из моих пациентов – люди одинокие, и они благодарны уже за то, что кто-то уделяет им внимание».

С 1970 года средняя продолжительность жизни в Коста-Рике с 66 лет подскочила до 80, а детская смертность сократилась в семь раз. По сравнению с США уровень смертности от сердечных заболеваний среди мужчин примерно на треть ниже, хотя расходы на здравоохранение на душу населения в десять раз меньше. Как утверждал бывший президент Хосе Мария Фигерес Ольсен, система здравоохранения Коста-Рики работает так эффективно, потому что охрана здоровья и есть ее главный приоритет. «В США существуют стимулы, ориентированные на увеличение расходов, – подчеркивал Фигерес в свое время. – А здесь уже много лет делается упор на профилактическую медицину, потому что, откровенно говоря, цель грамотной политики в области здравоохранения одна – чтобы люди не болели».

Словом, социальная система Коста-Рики удовлетворяет основные потребности граждан. Об этом говорит и уроженец здешних мест Мариано Рохас, экономист и эксперт в премудростях счастья, сотрудник Латиноамериканского факультета социальных наук в Мехико: «Социальная система дает им чувство безопасности, относительно крепкое здоровье и свободу от большинства главных жизненных тревог, создавая среду, в которой большинство людей могут заработать на хлеб насущный».

ДАНИЯ

КОГДА БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ, ЛЕГЧЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ


КОРИ РИЧАРДС На ферме к северу от Копенгагена школьники собирают овощи, которые они вырастили сами. Осталось собранное приготовить и дружно съесть – все это предусмотрено программой, которая учит детей любить и беречь природу. Датчане обожают подобные совместные мероприятия.

Дания тоже заботится о благоденствии своих граждан, и Сидсе Клемменсен лишь одна из них. Расположившись у себя на кухне, эта 35-летняя работающая мама – молодая женщина с короткими волосами, в блузке без рукавов и марокканских тапочках – прихлебывает чай, поблескивая бриллиантиком в носу.
«Государство обеспечивает меня всем необходимым, – говорит Клемменсен. – Дети счастливы. У меня прекрасный муж. И любимая работа. Я знаю, что ничего совсем уж страшного со мной не приключится».

Семейство Клемменсен обосновалось в Ольборге в жилищном товариществе – по-датски bofællesskab. Каждой из 22 семей принадлежит домик, а на общей территории имеются огромный сад, прачечная, мастерская, склад, парковка и столовая, где можно разделить трапезу со всеми.

Жилищное товарищество – изысканная смесь частного и общественного в истинно скандинавском духе, удачная метафора всего датского общества, где важную роль играют доверие и партнерство. Как считает социолог из Копенгагенского университета Петер Гунделах, эволюция датского общества уходит корнями во Вторую Шлезвигскую войну 1864 года, когда четверть территории страны досталась Пруссии. «То поражение погасило в нас стремление быть мировой супердержавой, – говорит он. – Оно нас усмирило. Правительство принялось укреплять нашу национальную самобытность – возводить опоры изнутри».


КОРИ РИЧАРДС Кубинский иммигрант, заразившись от датчан страстью к общению, танцует со своей дочуркой, наполовину датчанкой, на лужайке возле пляжа в Копенгагене, излюбленного места встречи горожан. Датчане всегда тепло встречали приезжих, правда, недавний миграционный кризис несколько остудил их энтузиазм.

Датчане сызмальства осознают свое право на медицинскую помощь, образование и финансовую защиту. Если в семье (в том числе и в однополом браке) появляется ребенок, родители вправе на целый год уйти в декретный отпуск и получать государственное пособие в размере почти полной зарплаты. В Дании люди трудятся усердно, но в среднем меньше 40 часов в неделю, а в отпуске гуляют пять недель в году. Цена столь щедрых социальных льгот – одна из самых высоких в мире ставок подоходного налога. Этот универсальный уравнитель позволяет уборщику мусора фактически зарабатывать больше врача.

«Счастье датчан тесно связано с их понятием tryghed – чувством защищенности, будто вы свернулись калачиком в постели и вам со всех сторон подоткнули одеяло. Оно начинается с материнской любви и заканчивается отношениями с правительством, – говорит Джонатан Шварц, американский антрополог, живущий и работающий в Копенгагене. – Система не столько гарантирует счастье, сколько удерживает людей от поступков, которые сделают их несчастными». Еще один важный компонент счастья по-датски – умение находить время для самореализации. Свыше 90 процентов датчан являются членами какого-нибудь клуба или общества по интересам – от плавания в холодной воде до разведения кроликов – и больше 40 процентов добровольно вступают в общественные организации. «Кажется, датчане как никто другой осознают всю совокупность потребностей человека, – говорит Михай Чиксентмихайи, психолог из Клермонтского университета последипломного образования в Калифорнии. – Людям нужно, чтобы их испытывали на прочность. Так уж мы устроены. Преодолевая трудности, мы становимся увереннее. На этом и строится счастье».

СИНГАПУР

ДОРОГА, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К УСПЕХУ


МЭТТЬЮ ПЭЙЛИ Чтобы отметить окончание учебки, солдаты устраивают ночной марш к самой большой в мире плавучей сцене. Военная служба формирует целеустремленность и единство, скрепляя прочными узами основные этнические группы страны. Армия – символ безопасности, столь высоко ценимой жителями Сингапура.

Сингапур нашел свой собственный путь к счастью. Яркий пример – Дуглас Фу. Мистер Фу управляет крупнейшей в Сингапуре сетью суши-ресторанов быстрого обслуживания Sakae Sushi и при этом умудряется выкраивать время для волонтерства в 22 организациях. В 14-часовой рабочий день он облачается в один из сшитых на заказ синих костюмов и председательствует на дюжине собраний. Его фирменный стиль – сочетание изысканной церемонности, внимательной сосредоточенности, решительности и юмора. Его умение разряжать обстановку неожиданным взрывом смеха, помноженное на неутомимую работоспособность, снискало ему как минимум все внешние атрибуты «успеха по-сингапурски». Он скажет вам, что счастлив, но в глубине души чувствует, что еще не покорил одну из вершин. В свои 48 Фу идет по жизни в строю поколений – между теми, кто в 1960-е отчаянно бился за жизнь и стоял у колыбели независимого Сингапура и нынешними 20-летними. За полвека с небольшим страна, расположенная на клочке земли длиной 49 километров, из рыбацкого поселка превратилась в государство, где 5,8 миллиона граждан живут среди тысяч высоток и свыше полутора сотен торговых центров – мегаполис, расчерченный зелеными улицами. Успех для сингапурцев лежит в конце известного пути – соблюдай правила, учись в хорошей школе, найди хорошую работу, и дело в шляпе! В обществе, нацеленном на равные возможности, талант и трудолюбие всегда вознаграждаются.


КОРИ РИЧАРДС Трое членов семьи погружены в молитву над урной с прахом усопшего родственника. Они участвуют в драматической онлайн-церемонии, сопровождаемой лазерным шоу, в роскошном колумбарии. Для многих сингапурцев богатство – и его эффектная демонстрация – важный элемент формулы счастья.

Сингапурцы могут жаловаться, что цены растут и на работе они вертятся, как белки в колесе, но почти все говорят о чувстве защищенности и доверии друг к другу. Творцом этого социального эксперимента был ныне покойный Ли Куан Ю, в 1965 году возглавивший движение за независимость Сингапура. Испытывая глубокое почтение к традиционным азиатским ценностям, Ли вознамерился построить общество на гармонии, уважении и труде. Каждый, кто принимался за работу, пусть даже на самом скромном поприще, мог рассчитывать на достойный заработок. В соответствии с программой трудового социального обеспечения низкие зарплаты компенсировались субсидиями на жилье и медицинскую помощь. Хотя основная часть населения состоит из китайцев (74,3%), малайцев (13,4%) и индийцев (9,1%), правительство Ли сохранило английский в качестве языка-посредника, чтобы ни одна из наций не могла перетянуть одеяло на себя. Он гарантировал свободу религии, равное образование для всех и выдавал субсидии на приобретение недвижимости. В результате сегодня сингапурцы олицетворяют третью разновидность счастья – ту самую, которую эксперты именуют удовлетворенностью жизнью. Показатель скачет вверх, если вы живете в соответствии с собственными ценностями и гордитесь своими достижениями. Вы добились финансовой стабильности и высокого статуса и чувствуете, что вы на своем месте. Увы, путь к такому счастью может растянуться на долгие годы, и часто за него приходится расплачиваться теми маленькими, сиюминутными радостями, на которые так щедра наша жизнь.

10:30 9.11.2017

ООН ежегодно проводит исследование, где же живут самые счастливые люди в мире, чтобы понимать, что нужно менять в других странах для появления чувства счастья и там.

В 2017 году исследования показали, что самые счастливые люди проживают в следующих странах.

Сложный климат, много пасмурных дней и дожди. В этом климате сложно быть счастливым. Но норвежцы сумели это сделать.

В Норвегии люди доверяют друг другу, а также чувствуют себя в безопасности.

Дания

Дания - еще одна страна с достаточно сложным климатом. Датчане знают, что такое «хюгге» и умеют создавать уют там, где это кажется невозможным.

В Дании люди уверены в своем будущем, а также в будущем своих детей. И это, несмотря на очень высокие налоги.

В Исландии - часто холодно, а лето можно просто не заметить. Однако это не мешает жителям Исландии быть счастливыми.

Они умеют наслаждаться мелочами и радуются любому позитивному повороту в жизни.

Швейцария - не только богатая, но и одна из самых счастливых стран в мире. Швейцарцы доверяют своему правительству, не боятся строить долгосрочные планы и уверены, что все будет хорошо.

А еще их радует возможность путешествовать.

В Финляндии живут не только самые счастливые дети, но и самые счастливые взрослые. И это, несмотря на суровый климат.

Все дело в том, что финны едят много шоколада, у них - высокие семейные ценности и они знают, что завтрашний день будет лучше вчерашнего.

Интересно: счастливыми себя чувствуют страны, где есть средний класс и фактически отсутствует социальное неравенство.

По данным на этот год, Норвегия стала самой счастливой страной, обогнав Данию, выйдя на первой место в опросе по изучению счастья. Казалось бы, столь эфемерная субстанция как счастье может не только оцениваться, но и измеряться по ряду совершенно точных параметров.

Богатая нефтью и фьордами страна заняла первое место в докладе ООН о Счастье в мире в 2017, поднявшись с четвертой позиции в прошлогоднем рейтинге.

В первую десятку вошли 7 государств Европы, в том числе 5 скандинавских стран.

“Норвегия взошла на вершину рейтинга, несмотря на снижение цен на нефть, - говорится в докладе. - Иногда говорят, что Норвегия обеспечивает и поддерживает свою высокую планку счастья не из-за своих нефтяных богатств, но несмотря на это”.

И этому есть разумное объяснение: “Выбирая не самые быстрые темпы в процессе добычи нефти, Норвегия предпочитает вкладывать полученные средства в будущее, а не тратить их в настоящем. Таким образом Норвегия оградила себя от нестабильности роста и падения цен, от которой страдают многие другие страны, богатые природными ресурсами. Для успешного выполнения задач требуются высокий уровень взаимного доверия, общность целей, щедрость и хорошее управление - то есть, все факторы, которые помогают сохранить позицию Норвегии и ряда других стран в рейтинге счастья”.

Наименее счастливыми из 155 стран, изученных авторами доклада, считаются страны Африки к югу от Сахары наряду с Сирией и Йеменом. Страны были оценены по таким параметрам как продолжительность здоровой жизни, свобода выбора, возможности для трудовой занятости, социальная защищенность, отсутствие коррупции в органах власти и бизнесе.Это уже пятый ежегодный доклад о счастье, опубликованном Организацией Объединенных Наций.

Что же делает страны счастливыми?

“Счастливыми странами являются те, которые имеют здоровый, позитивный баланс процветания, как он условно измеряется, и социального капитала. Это означает высокую степень доверия в обществе, низкий уровень неравенства и доверие к правительству”, - сообщил в интервью Джеффри Сакс, директор СДСН и специальный советник Генерального секретаря ООН.

Известный экономист заявил , что США падают в рейтинге (сейчас заняли 14 позицию) из-за неравенства, недоверия, коррупции и экономических мер, которые администрация президента Дональда Трампа намерена использовать. По его словам, люди ожидают худшего.

“Эти меры направлены на усиление неравенства - снижение налогов на верхней части, отменить обязательное страхование в здравоохранении, повышение расходов на оборону. Я думаю, что все, что идет в неправильном направлении”, - пояснил он.

За последние годы экономические и политические потрясения привели к значительному снижению уровня благополучия некоторых стран. Так кризис в зоне евро снизил ощущение счастья в Греции, Италии, Португалии и Испании. А самое резкое падение рейтинга произошло с Египтом. Авторы исследования говорят, что самый значимый фактор, который влияет на то, что люди не чувствуют себя счастливыми, — это невозможность делать свободный выбор, а не низкий доход, как могло бы казаться. Впрочем, бедность тоже еще никого не делала счастливым.

 
Статьи по теме:
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б