Исследовательская работа "лекарственные растения родного края". Урок по биологии "Весенние явления в жизни растений" (6 класс) Как защищать растения родного края

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №12 «Счастливый островок» РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

АИР БОЛОТНЫЙ Аир растёт по берегам рек и водоёмов на илистой, песчаной почве. В корне находится эфирное масло напоминающее пряный запах. В листьях находится витамин С. Корни используются в производстве ликёров, горьких водок, фруктовых эссенций, сиропов (как заменитель имбиря, корицы, мускатного ореха). Используется в парфюмерии и мыловарении. Из оснований листовых пластинок варят ароматное варенье. Отвар аира используют для возбуждения аппетита как у человека, так и у животных.

Брусника Не пихта и не ель я, Но в родном лесном краю Круглый год я зеленею, Холодов не признаю. (брусника)

Берёза Берёзы очень высокие. Стволы белые с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Очень любит солнечный свет, простор, не боится морозов. Живёт очень долго 150-180 лет. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок (медведь, муравьи, бабочки, зяблики, малиновки, синицы, дятлы).Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц. Из берёзовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далёкие времена люди писали на бересте письма.

Вороний глаз Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы чёрный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать её в рот нельзя, очень опасно - ОНА ЯДОВИТА.

Васильки Смотрят в небо васильки Синими глазами. Золотятся колоски. Ходит рожь волнами. Украинская легенда рассказывает: полюбила синеглазого крестьянского паренька Василия красавица русалка, стала звать его с собой в реку. Но как ни любил её Василёк, а не мог, не хотел оставить своё поле, землю. «Ах, так, - рассердилась русалка, - ну и будь ты вечно в своём поле!». И превратила его в синий цветок. Но время от времени поднимается она над голубой волной, всматривается в поле. Чтобы увидеть синие глаза василька.

Дуб Задевая тучи головой седою, Дуб стоит могучий с думой вековою. Буря птицей чёрной вдруг засвищет кроне. Дуб стоит спокойный, словно царь в короне. Смотрит в поднебесье всех в округе выше! Много знает песен, много сказок слышит.

Душица Лекарственное растение.

Ель Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (ель) Еловая древесина идёт на лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк, шерсть, кожу, спирты, глицерин, пластмассы. Белая, слегка блестящая древесина ели незаменима при изготовлении музыкальных инструментов.

Земляника На земле в траве краснеет Слаще делается, спеет Вкусная, да невеличка Ягода та...(Земляника) Ягода приятная, Очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет - ...(земляника)

Ива Ещё в лесу туманно, глухо, Но над рекою, под обрывом Оделась золотистым пухом И распустила кудри ива. Как будто облако спустилось С небес на маленькие почки, Зазеленело, превратилось В живые тёплые комочки. У ивы гладкий серебристый ствол, узкие продолговатые листья. Цветы (вербы) покрыты пушистыми волосками Ива любит влажную почву и растёт по берегам рек, озёр, и ручьёв, на склонах оврагов. Иву ценят за ранний ивовый мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов. Человек использует ивовые ветки для плетения корзин, коробов, мебели.

Крапива Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков, в них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Её побеги и листья съедобны, они богаты витаминами А,С,К. Крапива останавливает кровотечения.

Клён Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с клёнов полетели. Закрыжился листьев пёстрый хоровод, Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Колокольчик Динь-дон, динь-дон! Льётся нежный перезвон, Так звенит в глуши лесной Колокольчик луговой.

Липа Липа – средство от простуды. Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет, При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай.

Ландыш По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко, тогда как Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. Сказки утверждают, что ландыш – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки и счастливый серебряный смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Малина От простуды всем на диво Выросла в саду … (малина)

Мать-и-мачеха Распускается раньше всех трав. Невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Цветы собраны в крупное соцветие, потому что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью. Растёт на солнечных глинистых оврагах,на грядке. Проснувшиеся после долгой зимы пчёлы и шмели летят к цветкам мать-и-мачехи за мёдом. Листья, приложенные к груди, притягивают жар. Полезно пить настой (чай) для очищения лёгких.

Одуванчик Уронило солнце лучик золотой Вырос одуванчик первый молодой У него зелёный. золотистый цвет Он большого солнца маленький портрет.

Подорожник Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги. (подорожник) Многолетнее травянистое растение. Назвали так за то, что селится по разным дорогам, не боится жары. Лист подорожника используют в виде примочек для заживления ран.

Рябина Ствол со светло-серой гладкой корой. Листья ажурные, круглые, с зубчатыми краями. Цветёт в мае. Плоды ярко-красные, с сочной мякотью. Светолюбива. Ягодами рябины питаются дрозды, синицы, скворцы, свиристели, вороны, ежи, лоси, медведи. Из рябины приготавливают варенье, сок. Рябина зацветает – пора сеять лён. Рябина цветёт рядно – много будет овса. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет хороша.

Ромашка Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, Белые реснички.(ромашка) Многолетнее растение. Размножается семенами и делением корневища. В природе растёт на солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях. Человек выращивает на клумбах. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за мёдом.

Сосна Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Сосна)

Тополь Тополь – высокое стройное дерево с зеленовато – серыми гладкими стволами и густой зелёной кроной. В конце мая на деревьях появляются соцветия-серёжки. Затем они созревают и лопаются, и тополиная метель заметает улицы. Тополь неприхотливый и очень быстро растёт. Из древесины тополя делают бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

Хвощ полевой Предпочитает песчаные, довольно богатые, умеренно влажные почвы. Растение обладает кровоостанавливающим действием. Порошком хвоща присыпают раны и язвы у домашних животных. Побеги съедобны. Окрашивает шерсть в жёлтый и зелёный цвет.

Черёмуха Цвети черёмуха зелёная, цвети! Словно царевна в сказочном наряде, По ветру разметав соцветий пряди, Душистыми мелками шелести! И пусть никто не занесёт топор, Тебя не срубит и не искалечит, И не сомнёт твой свадебный убор – Убор Весны-царевны подвенечный. Ствол покрыт тёмной шершавой корой, продолговатые листья. Расцветает в мае и стоит, словно невеста в белом кружевном наряде. Запах черёмухи сильный и дурманящий, оттягивает от дерева мух, комаров, убивает многие вредные микробы. Из ягод варят варенье, кисели.

Шиповник Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. Кустарник с острыми колючками. Цветёт белыми или розовыми цветками. Растёт в лесу, а также может выращиваться человеком. Плоды красного цвета, очень витамины. Масло из шиповника применяют для лечения ран и ожогов.


Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.

наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»

Конспект НОД в старшей группе

Тема : «Растения – лекари родного края »

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края

Цель :.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом .

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав .

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах , чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас ?

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ? (из берёзовых почек приготавливают лекарства , берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева» .

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут . Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение . Она растёт в саду , в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение . Она растёт везде – в саду , огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение , он растёт везде , по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение . Сначала у мать мачехи вырастают цветы . Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение . Где люди ходят, там и подорожник растёт . Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти ,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Публикации по теме:

«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи - расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.

Окружающий мир Тест «Растения родного края» 3 класс 1. У какого растения плоды снабжены крючками и прицепками? а). лопух б). гусиный лук в). сон ­ трава г). мать – и – мачеха 2. Этот кустарник часто встречается в наших ельниках. Его часто пересаживают из леса в городские парки и скверы за красоту: листья овальные, расположены на темно – серых ветках супротивно, сверху ярко – зеленые, а снизу бледно – зеленые. Когда цветет, то кажется, что весь куст усыпан звездами. а). черника б). голубика в). жимолость г). барбарис 3. Отгадай загадку о самом распространенном дереве нашего края: По округе славится Зеленая красавица. Сарафан как колокол, По земле да волоком. Шапочка – с опушечкой, С острою макушечкой. а). сосна б). лиственница в). береза г). ель 4. Удивительное растение елового леса. Его можно было бы назвать цветик – семицветик. а). черника б). майник в). седмичник г). кислица 5. Это нежное травянистое растение елового леса не терпит резкого света, ударов, громкого крика. Цветет в мае – июне. А когда отцветает, на месте цветков образуются плоды – коробочки, а в них очень мелкие, почти как пылинки, семена.

а). кислица б). седмичник в). майник г). черника 6. Растение с темно – зелеными листьями по форме напоминает копыто. а). ветреница б).копытень в). медуница г). гусиный лук 7. Отгадай загадку о растении, занесенном в Красную книгу. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. а). купальница б). примула в). ландыш г). кислица 8. Это растение никогда не бывает зеленым, чаще всего серовато – белое, серовато – зеленоватое, а иногда желтое. Растет очень медленно. У этого растения нет стеблей, листьев, корней. а). кошачьи лапки б). вереск в). тимьян г). лишайник 9. Это растение еще называют прострелом. Очень красивы его цветки. У каждого растения он всего один – крупный ярко – сиреневый колокольчик с ярко – желтыми тычинками. Цветок появляется раньше листьев. а). кошачьи лапки б). тимьян в). сон ­ трава г). лишайник 10. Это растение с виду самое обыкновенное, а потрогаешь – вот так диво: одна сторона у листьев теплая и покрыта мягким пушком, а другая – гладкая и потому холодная. а). кошачьи лапки б). гусиный лук в). сон ­ трава

г). мать – и – мачеха 11.Там, где этого растения много, издали кажется, что лежит на земле кудрявая, в крупных завитках, шкурка. Отсюда и другое название – баранчики. а). первоцвет б). гусиный лук в). сон ­ трава г). мать – и – мачеха 12. Отгадай загадку о самом распространенном растении края: По всем странам славится Стройная красавица: Белые одежки, Золото – сережки, С расплетенною косой Умывается росой. Ветер пряди шевелит – Заплетать их не велит. а). клен б). береза в). ива г). осина 13. Вечнозеленый кустарник. а). черника б). брусника в). жимолость г). голубика 14. Это растение красиво, но ядовито. а). гусиный лук б). купальница в). ландыш г).медуница Ключи к тесту: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4­ в, 5 – а, 6 – б, 7 – в, 8 – г, 9 – в, 10 – г, ­ 11 – а, 12 – б, 13 – б, 14 – б.


МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

 
Статьи по теме:
Приснился цветущий сад. Магия чисел. Современный универсальный сонник
Сны – это бездонная шкатулка с образами, которые каждую ночь оживают в нашем сознании. Иногда сновидения бывают всего лишь ответом на утомительный долгий день, который был наполнен размышлениями и разговорами.А некоторые из них могут быть глашатаями перем
Маршрут первой камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедицияБудучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался
Транквилизаторы (анксиолитики): фармакологические свойства, направления совершенствования, проблемы безопасности применения
В психиатрической практике применяется достаточно обширная группа фармакологических препаратов. Психиатрия использует транквилизаторы чаще других медицинских областей. Но они применяются не только для лечения психопатических заболеваний.Так что такое тран
Послекурсовая терапия (ПКТ)
Для контроля уровня этих гормонов необходимо использовать специальные препараты, но производство тестостерона в большинстве случаев все же замедляется. После прекращения использования анаболиков атлетам необходимо в кратчайшие сроки восстановить синтез му