Правильное отношение к работе: искусство жить счастливо. Отношение сотрудника к работе и его мотивация

Как изменить отношение к работе

Для Далай Ламы это был трудный день. Когда в половине восьмого утра пришло время скромного завтрака, состоявшего из тсампы и чая, он уже четыре часа провел в молитвах и медитации. После завтрака начался его обычный рабочий день, в тот раз особенно насыщенный делами. Один за другим шли посетители - представитель индийского правительства, верховный лама одной из древних сект тибетского буддизма, президент одной из республик Российской Федерации, один из высоких чинов тибетского правительства в изгнании, его помощники...

Ожидая своей очереди, я с восхищением наблюдал, как. Далай Лама принимал группу тибетских беженцев. Эти люди проделали трудный путь через Гималаи, радуясь, когда им удавалось сесть на попутный автобус или хотя бы в открытый кузов трясущегося грузовика. Кто-то пересек извилистую границу пешком, с мрачной решимостью взбираясь по горным тропам. У некоторых детей на руках или на ногах не хватало пальцев - результат обморожения. Многие приходили без копейки, абсолютно нищие. Их чубы - национальная тибетская одежда - были запыленными и превратились в лохмотья. На лицах стариков, загорелых, обветренных, страдание оставило свои следы - их дух закалился, пройдя сквозь ГОДЫ гнета, - страна находилась под властью китайских коммунистов. И вот сбылась мечта всей их Жизни - они увидели Далай Ламу. Для многих из Них этого было достаточно, чтобы они воспряли духом, а их сердца наполнились надеждой и радостью. Всем им - и молодым, и старым - Далай Лама говорил слова утешения наряду с разными практическими советами - от «Образование необходимо для успеха» и до «Будьте осторожнее с проститутками - можно подхватить дурную болезнь».

Наконец, в два часа дня пришло время для последнего посетителя - им был я. По уговору, Далай Лама уделял мне каждый день несколько часов для работы над книгой, которую мы должны были писать вместе. Но наши встречи были заполнены отнюдь не легкомысленной болтовней. Я засыпал его бесконечными вопросами. Многие из них он называл глупыми и говорил, что на них невозможно ответить. Эти вопросы стали потом предметом наших общих шуток, поскольку выводили из себя даже такого терпеливого человека, как Далай Лама.

Стоя на крыльце, увитом побегами бугенвиллеи, на фоне заснеженной гряды Дауладар, Далай Лама тепло приветствовал меня и пригласил в дом. Там мало что изменилось со времени нашей первой встречи двадцать лет назад. Те же тибетские танка на бледно-желтых стенах, тот же алтарь, украшенный изображениями буддийских божеств, а на противоположной стороне - рельефная карта Тибета во всю стену. Даже скромная мебель осталась все та же, только диван, кажется, поменял обивку.

Пока я доставал блокноты и возился с магнитофоном, мы поговорили о том, что Далай Лама успел сделать за день. Как правило, он просил меня приходить в конце рабочего дня. Ожидая в приемной, пока он освободится, я имел возможность наблюдать за посетителями. В тот день меня особенно поразило их разнообразие - это были люди со всех концов земного шара. Поэтому я начал разговор с Далай Ламой так:

К вам приходят самые разные посетители. Ваша деятельность чрезвычайно многогранна. На этой неделе я хотел бы поговорить с вами о работе...

Хорошо, - кивнул Далай Лама.

Поскольку на этой неделе мы будем говорить о работе, скажите, пожалуйста, что вы считаете своей основной работой?

Далай Лама взглянул озадаченно:

Что ты имеешь в виду?

Я, в свою очередь, тоже удивился, что такой простой вопрос вызывает у него удивление.

На Западе, - объяснил я ему, - знакомство, как правило, начинают с вопроса о профессии. Если абсолютно незнакомый человек, не имеющий понятия о том, кто такой Далай Лама, спросит вас, чем вы занимаетесь и как зарабатываете себе на жизнь, что вы ему ответите?

Далай Лама погрузился в молчание и долго обдумывал ответ. Наконец он объявил:

Ничем. Я ничего не делаю.

Ничем? Увидев удивление на моем лице, он повторил:

Да, скорее всего, я ответил бы, что ничем не занимаюсь.

Неужели ничем? Не может быть.

Я ведь знал, как он много работает, - больше, чем все остальные люди. Даже сегодняшний тяжелый день казался не очень напряженным по сравнению с насыщенной программой заграничных поездок. Я входил в его команду во время поездки по Соединенным Штатам и мог воочию видеть трудолюбие Далай Ламы и огромный объем проделанной им работы. Как государственный деятель, он встречался с президентом Джорджем Бушем, госсекретарем Колином Пауэллом и рядом высокопоставленных сенаторов и членов Конгресса. Как учитель, буддийский монах и ученый, он прочел множество лекций, касающихся самых тонких вопросов буддийской философии. Как лауреат Нобелевской премии и неутомимый защитник мира и прав человека, он выступал перед сотнями тысяч людей. Как религиозный лидер, стремящийся к диалогу конфессий, он беседовал с представителями многих религий: священниками, раввинами, даже с главой мормонской церкви. Он общался с учеными и людьми искусства - известными и не очень. И куда бы он ни приезжал, он обязательно встречался с беженцами из Тибета. Он работал с утра до ночи, менял города с калейдоскопической скоростью. Все эти встречи проводились не по его инициативе - его приглашали. И, что примечательно, - несмотря на жесткий график, он работал без устали. Казалось, работа делала его счастливым.

Разве можно после этого сказать, что он бездельничал?

Хорошо, - упорствовал я, - но если бы тот человек все-таки повторил свой вопрос?

Ну тогда я бы просто ответил, что забочусь о себе самом.

Конечно, я пошутил. Но, если вдуматься, здесь есть изрядная доля правды. Все шесть миллиардов людей на планете, в сущности, только и делают, что заботятся о себе. Разве не так? Поэтому, где бы мы ни работали, чем бы ни занимались, с колыбели и до рождения мы преследуем одну главную цель - заботимся о себе. Это наша главная задача.

Мои попытки выудить из Далай Ламы подробности его деятельности быстро сошли на нет. И я заметил, что уже не в первый раз он уходит от разговора о себе. Может быть, это результат полного отсутствия у него самомнения? Не знаю. Как бы то ни было, я решил перейти к другим вопросам.

Чтобы поддерживать свое существование, - начал я, - людям нужна работа. Вы много раз говорили, что цель жизни - счастье.

Правильно, - подтвердил он.

Стало быть, человеку необходимо чувствовать себя счастливым не только дома, но и на работе. А это не всегда удается. Приведу в качестве примера одну свою знакомую. Я подарил ей экземпляр «Искусства быть счастливым» вскоре после того, как книга вышла из печати. Она стала читать ее по вечерам, перед сном. Книга произвела на нее большое впечатление. По ее словам, она поняла, что стать счастливой - вполне ей по силам. Но потом добавила: «Ложась спать, я чувствую, что счастье - вот оно, рядом. А утром мне приходится вставать в пять утра, час добираться до работы на электричке. И когда я переступаю порог офиса, все меняется: начинается нервотрепка, претензии. Мой начальник - идиот, коллег своих я терпеть не могу. И счастье становится несбыточной мечтой. Я работаю в таком напряженном ритме, что едва успеваю перевести дух, - где уж там думать о духовном развитии. И, разумеется, компания, где я работаю, ничуть не заботится о том, чтобы я чувствовала себя счастливой. Но что делать - приходится работать, приходится зарабатывать деньги. Я не могу уволиться и ждать, когда подвернется другая работа. Так как же мне в таких условиях стать счастливой?»

Разумеется, случай с моей знакомой не единичный, - продолжал я. - Неудовлетворенность работой - распространенное явление во всем мире. Недавно я прочитал, что, по результатам опроса, половина всех американцев недовольны своей работой. А специалисты утверждают, что таких людей становится все больше и больше. По данным организации, проводившей опрос, число довольных работой людей сократилось на 8 процентов за последние 5-6 лет.

Почему? - удивился Далай Лама.

По разным причинам. Маленькая зарплата, однообразная работа, плохие условия труда. В общем, здесь играет роль много факторов: скучное окружение, недостаток признания, ежедневная рутина и т. д. Мне интересно было бы знать ваше мнение по каждому из этих пунктов. Я приведу один пример. Незадолго до отъезда я ужинал с двумя друзьями, которые работают программистами в крупных корпорациях. Большую часть ужина они жаловались друг Другу на свою работу. Сотрудники разных компаний, они были единодушны в одном: на работе им не позволяли проявлять инициативу. У них совершенно не было возможностей для творчества. Они жаловались, что начальник не дает им необходимых указаний. Получая очередное задание, они хотели бы выполнять его по-своему. А вместо этого над ними стоит надсмотрщик и дышит им в затылок, не позволяя делать работу так, как они хотят. Так есть ли какой-нибудь рецепт, как в таких обстоятельствах добиться большей свободы?

Не знаю, - ответил Далай Лама. - Конечно, все зависит от условий, в которых человеку приходится работать.

Он на секунду задумался.

Для примера возьмем заключенного в тюрьме. Конечно, лучше туда не попадать, но даже в тюрьме, в условиях несвободы, все равно можно разнообразить свою жизнь. Даже в тюрьме с очень строгими правилами содержания заключенный может найти возможность для духовной практики, уменьшить чувство неудовлетворенности и восстановить гармонию в душе. Главное - работать над своим духовным развитием. Я слышал, что в Индии есть программа обучения заключенных медитации. Если люди могут делать это в условиях тюрьмы, то почему бы им не заняться тем же на работе? Так они смогут разнообразить свою жизнь в мелочах. Можно работать даже на конвейере, но при этом общаться с товарищами, постараться подойти творчески к выполняемой работе. Может быть, в этом и есть выход?

Конечно, это не значит, что вы должны слепо подчиняться приказам начальников. Если работника эксплуатируют, если хозяин фирмы думает только о прибыли, платит мало, заставляет работать сверхурочно, выполнять то, что противоречит этическим нормам, то не стоит бездействовать, оправдываясь словами: «Видно, такова уж моя карма». Смирение здесь не поможет. Бездействие - плохая реакция на несправедливость. В буддийских текстах упоминается так называемое «неуместное терпение». Так, например, в случае с жителями Тибета, которых угнетают китайцы, речь идет именно о неуместном терпении. Поэтому и на работе, не сопротивляясь эксплуатации и несправедливости, мы ведем себя неправильно. Правильной реакцией в данном случае является активное сопротивление, стремление противодействовать несправедливости, а не мириться с ней. Словом, Необходимо действовать.

Но как? - спросил я.

Все зависит от ситуации, - рассудительно заметил Далай Лама. - Может быть, стоит поговорить с начальством и попытаться что-то изменить.

А если это не поможет?

Тогда надо бунтовать! - засмеялся он. - Так я обычно советую. Надо активно сопротивляться эксплуатации. А в некоторых случаях лучше уволиться с работы и поискать новую.

Конечно, в современном мире есть эксплуатация, - сказал я, - но она неявная, замаскированная. Иногда это выражается в большой нагрузке на работе. Если экономика переживает спад, компании вынуждены сокращать штаты и увольнять сотрудников. Оставшимся приходится работать за двоих. Как же им тогда поступить? Как справляться со стрессом?

Конечно, все зависит от личности человека и от того, где он работает. Если вы действительно цените свою работу, если в своей деятельности вы преследуете высшую цель, то сможете преодолеть любые трудности. Вас будет подбадривать мысль, что вы работаете на благо людей. Так что ситуации бывают разные.

Но так бывает не всегда, - возразил я. - Меня интересует, как в целом следует относиться к перегрузкам.

Что ты имеешь в виду под перегрузками? - спросил Далай Лама. Видно было, что это понятие ему незнакомо.

Ну, когда человек так загружен работой, что она становится для него источником стресса.

Все-таки я не до конца тебя понимаю. Например, начальник дает тебе некое задание, которое ты способен выполнить за определенное время, даже если для этого потребуется приложить усилия. Разве можно назвать это перегрузкой? Или ты имеешь в виду, что он ставит невыполнимые сроки? Тогда надо Просто сказать - «я не смогу это сделать». Что конкретно ты имеешь в виду?

Далай Лама не понимал меня. А я не мог понять, почему он меня не понимает. Ведь перегрузки - Явление не только американское и европейское, У японцев даже есть специальный термин кароши -- смерть от перегрузки на работе. Я решил воспользоваться близкими Далай Ламе понятиями.

Предположим, что вы - монах, изучающий и Практикующий буддизм. Ваш учитель в данном случае играет роль начальника.

Да, я понимаю, - кивнул Далай Лама.

Ваша работа заключается в том, чтобы учить и запоминать тексты. Начальник дает в качестве задания очередной текст, который вы должны выучить к следующей неделе. Текст очень трудный. Если напрячься, то можно выучить его к следующей неделе, но для этого придется изрядно потрудиться. И вот спустя несколько часов начальник снова подходит к вам и говорит: «Нужно выучить еще один текст - тоже к следующей неделе». Он - ваш начальник. Вы не можете сказать ему: «Я увольняюсь, я больше не хочу быть монахом». Перегрузка в данном случае означает, что количество работы, выполняемой в одни и те же сроки, постоянно увеличивается.

Кажется, теперь я понимаю, - сказал Далай Лама. - Когда мне было двадцать лет, я работал учителем в Тибете. Чтобы подготовиться, мне приходилось вставать рано утром и работать допоздна. Я вынужден был отрывать от сна несколько часов. Это и есть перегрузка?

Совершенно верно.

Тогда при определенном напряжении сил и внимания с перегрузками можно справиться. Но так может продолжаться лишь короткое время. Если бы мне пришлось недосыпать целый год, я бы, наверное, не выдержал.

Именно с этим сталкивается сегодня большинство людей, - ответил я.

А почему эти люди не могут с самого начала отказаться? Их уволят? - спросил Далай Лама.

Скорее всего, да.

Тогда нужно точно знать свои возможности. Если начальник дает такое задание, которое вам не по силам, следует сказать ему об этом и убедить его снизить нагрузку. Если это не поможет, наверное, стоит поискать другую работу.

Допустим, начальник соглашается заплатить за дополнительную работу, а подчиненный соглашается ее выполнить. Это его добровольное решение, и в этом случае не стоит жаловаться на увеличение нагрузки. Но если количество работы увеличивается, а зарплата - нет, то это действительно эксплуатация.

Думаю, что в такой ситуации работодатель должен правильно оценить возможности своих подчиненных. Давать человеку работу, превышающую его возможности, означает проявлять к нему неуважение. Даже животное не следует чрезмерно нагружать работой - тем самым мы проявляем к нему неуважение.

Эксплуатация - это несправедливость, - закончил он решительно.

Я рад, что вы затронули тему несправедливости, - ответил я, - поскольку она тоже порождает неудовлетворенность. Несправедливость - одна из самых распространенных причин неудовлетворенности.

Компании больше всего заинтересованы в повышении производительности труда - производить, производить, производить. Конечно, некоторые компании обращают внимание на создание благоприятных условий, но это скорее исключение - главной целью всегда является увеличение производства. Увеличение прибыли - благодатная почва для всевозможных проявлений несправедливости, стрессовых ситуаций и так далее. Как же при этом сохранить внутреннее спокойствие и чувство удовлетворенности?

Далай Лама засмеялся:

Говард, некоторые твои вопросы абсурдны. Это все равно что спросить: как, будучи в аду, научиться терпению и спокойствию? Есть вопросы, на которые непросто дать ответ. Современная жизнь дает множество примеров проявления несправедливости - подкупленные политики, раздача должностей родственникам и знакомым и так далее. Как с этим бороться? Как сохранять спокойствие? Это действительно проблема. Возьмем Тибет. Мы, тибетцы, - честные люди, мы не желаем китайцам зла, но китайцы выдвигают против нас ложные обвинения и притесняют нас. Юридически правы мы, а не они, Но реально страдаем мы. Мы побеждены. В таких обстоятельствах трудно сохранять спокойствие и быть довольным.

Миллионы людей испытывают ежедневно разного рода несправедливость. Необходимо активно бороться против несправедливости и в то же время сохранять внутреннее спокойствие, не падать духом и не сердиться. Это единственный выход. Нам может помочь вера, а также обычный здравый смысл. Главное - проанализировать ситуацию и посмотреть на нее с другой точки зрения. Это обязательно поможет, - убежденно закончил он.

Вспоминая наши прошлые беседы, я сказал ему:

В свое время мы говорили, что ключ к счастью лежит в тренировке ума, а тренировать его можно при помощи здравого смысла, меняя свое отношение к происходящему. Это так называемая аналитическая медитация.

Совершенно верно, - подтвердил Далай Лама.

Для примера возьмем ситуацию: мы ждем повышения на работе, но не получаем его - вместо нас на эту должность назначен другой. Мы чувствуем, что это несправедливо, что нас обошли. Мы завидуем более удачливому коллеге. Как тут быть?

Далай Лама подумал и сказал:

Сначала надо подумать, принесет ли такая зависть пользу? Сделает ли она нас счастливее, спокойнее или, наоборот, принесет несчастье. Стоит вспомнить прошлое: сделали ли нас счастливее зависть и ненависть, помогли ли достичь желаемых целей? Вспомните, как реагировали окружающие на вашу зависть. Улучшились ли после этого ваши отношения? Убедитесь, насколько губительны зависть, злоба и ревность и насколько полезны терпимость и спокойствие.

Хорошо, допустим, я убедился в деструктивности отрицательных эмоций. Что дальше?

Ты надеялся на повышение, ты обладаешь необходимыми качествами, ты достоин, но вместо тебя повышение получает кто-то другой. Можно обижаться и сердиться, но подумай, насколько деструктивно такое настроение. Это уже поможет умерить отрицательные чувства. Не зацикливайся на мыслях о неудаче. Есть масса других, более привлекательных должностей, которые тоже недоступны тебе. Не ревнуй и не завидуй, потому что так ты распалишь свою неудовлетворенность еще больше.

Чтобы успокоиться, используй умение критически мыслить, анализировать. Вспомни, что ситуация никогда не бывает абсолютно плохой или абсолютно хорошей. Я заметил, что многие люди, особенно на Западе, склонны все видеть в черно-белых тонах. Но в жизни все относительно. Выработай умение взглянуть на ситуацию под другим углом. Может быть, тогда ты поймешь, что новая, более денежная работа не решит всех проблем. Людям, которые получают много денег, всегда приходится чем-то жертвовать - у них ненормированный рабочий день, большая ответственность, работа связана с риском для жизни и т. д. Присмотрись внимательно, и ты увидишь, что к людям на высоких постах предъявляется больше требований, их окружают завистники и соперники. Может быть, сейчас ты получаешь меньше, но и работа твоя не такая напряженная или опасная. Поэтому следует утешать себя мыслью: «Да, я получаю меньше и работа моя не самая лучшая, но все-таки я зарабатываю достаточно, семью обеспечиваю, так что все не так уж плохо. Я счастлив. Все в порядке». Подобные рассуждения помогут сохранить спокойствие, даже если все идет не так, как нам хотелось бы.

Далай Лама сделал паузу и отхлебнул чаю.

Таким образом, - продолжал он, - философский взгляд на вещи помогает нам оставаться довольными тем, что у нас есть.

Недовольство работой - распространенное явление. Что еще вы могли бы здесь посоветовать? Как быть в такой ситуации? - спросил я.

Еще один способ остудить свое недовольство - вспомнить о том, сколько людей вообще не имеют работы. Скажите себе: в моей жизни, по сравнению с огромным множеством людей, так много хорошего. И это на самом деле так. Иногда мы об этом забываем, становимся избалованными. В Америке, например, всегда есть возможность получить работу, и вообще больше свободы, больше инициативы. Но одновременно с этим растет недовольство, неудовлетворенность тем, что есть. В других странах, например в Индии и Китае, выбор вакансий гораздо меньше. Многие люди вообще сидят без работы. Но я заметил, что при этом работающие люди получают больше удовольствия от труда и работают с большей отдачей. Точно так же можно вспомнить, насколько труднее была жизнь предыдущих поколений, живших в эпоху мировых войн и т. д. Мы иногда забываем такие вещи, но стоит подумать об этом, и появляется чувство благодарности и удовлетворения своим положением.

Да, вы, конечно, правы, - согласился я. - Я тоже побывал во многих странах, видел чернорабочих, носильщиков здесь, в Индии, эмигрантов, работающих на рисовых плантациях по всей Азии, кочевников, живущих в глухих уголках вашей страны. Многие из них были искренне счастливы и довольны жизнью. Да, я признаю, что по сравнению с этими людьми мы выглядим избалованными. Но моя родина, Америка, можно сказать, была построена на проявлении личной инициативы. Разве не логично, что МЫ не желаем мириться с существующим положением вещей, а хотим что-то изменить к лучшему?

Ты прав, Говард, но не следует путать удовлетворенность и равнодушие. Одно дело быть довольным своей работой, а другое - относиться к «тому равнодушно, не заботиться о собственном росте, не желать учиться, не стремиться к лучшему. Если мы занимаемся неквалифицированным трудом, но при этом имеем навыки и образование для другой деятельности, то, конечно же, нужно прилагать усилия, чтобы сменить работу. Если же это не получается, не стоит сердиться и расстраиваться, застревать на мысли: «Я пытался, но у меня не получилось». Вместо этого скажите себе: «Что же, пока буду продолжать работать на прежнем месте». Постарайтесь довольствоваться той работой, которая у вас есть. В случае неудачи философское отношение к ней поможет сохранить спокойствие и не поддаться гневу и разочарованию. Здесь-то и пригодится наша тренировка. Здравые критические рассуждения помогут развеять тревожные мысли. Итак, оставаться довольными тем, что мы имеем, - вот наша главная задача.

Пока он говорил, я думал о том, как трудно многим из нас избавиться от гнева и ненависти при помощи доводов разума. Я понял, почему Далай Лама постоянно говорит о том, как нелегко приучить себя философски относиться к неудачам. Для этого требуются постоянные усилия и время. Для того чтобы «аналитическая медитация» дала результаты, необходимы долгие размышления. Нужно приложить усилие, чтобы поверить в истинность новой точки зрения, иначе наши попытки убедить себя будут выглядеть неискренне - как у лисы, которая не могла достать виноград. «Да и зачем мне эта новая работа!» Нет, надо признаться самому себе, что ты действительно хотел получить новую должность, но не смог. Ты хотел получить ее всеми фибрами тела и души. Она была важна для тебя не только потому, что там больше платят, но и потому, что могла поднять тебя в собственных глазах и сделать счастливее.

Как же убедить себя, что более ответственная работа, более высокая должность не сделают нас счастливее? Очень просто - посмотреть на возможные результаты. Подумайте, сделало ли вас счастливее последнее повышение? Посмотрите на своих знакомых, занимающих высокие посты, - разве они счастливее своих подчиненных? Даже научные исследования подтверждают обратное. Так, например, согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Роберта Райса, доктора философии из университета в Буффало, люди, занимающие ответственные посты, ничуть не счастливее тех, кто занимает более низкие должности. Это подтверждается и другими исследованиями. Выводы ученых гласят, что, хотя удовлетворенность жизнью и удовлетворенность работой взаимосвязаны, специфика работы, ее престижность, принадлежность к сословию рабочих или служащих мало влияют на общую удовлетворенность жизнью.

Есть и еще одна причина, в силу которой нам трудно изменить свое отношение к окружающему миру и отказаться от привычной реакции на неудачи. Причина эта заключается в том, что нам нравится чувствовать себя несчастными. Я не раз наблюдал эту загадочную черту у своих пациентов. Каким бы несчастным ни был человек, он получает своеобразное извращенное удовольствие от праведного негодования по поводу того, что с ним обошлись несправедливо. Мы цепляемся за свои страдания, носим их, как орден, привыкаем к ним и уже не желаем с ними расстаться. Мысль лишиться их, какой бы вред они нам ни приносили, пугает нас, и этот страх живет в нас на подсознательном уровне. Кроме того, мы извлекаем дополнительное удовольствие из сочувствия окружающих - если это сочувствие действительно искреннее. Иногда так оно и есть - наши друзья, коллеги делятся в ответ своими бедами и проблемами, мы находим товарищей по несчастью, с удовольствием смакуем несправедливость жизни и обсуждаем грехи наших работодателей. Но чаще бывает наоборот: хотя внешне человек выражает сочувствие, в глубине души наши жалобы его раздражают, ведь у него хватает и своих проблем.

Думая о том, как трудно порой бывает изменить свое отношение к жизни, я сказал Далай Ламе:

Вы дали хорошие советы, но далеко не каждому под силу найти в них утешение.

Верно, - сказал Далай Лама, - поэтому моя точка зрения такова: если есть возможность изменить условия работы, нужно попытаться это сделать. Но одновременно необходимо понять фундаментальные причины наших проблем.

Итак, мы снова приходим к выводу о взаимосвязи всего происходящего. Если нас не продвигают или увольняют, если мы не можем найти работу, то здесь играет роль целый ряд факторов.

Вы неудовлетворены. Вы страдаете, не подозревая, что многое зависит от состояния экономики и общества в целом. В таком случае не стоит принимать неудачи близко к сердцу, жаловаться на компанию или направлять свой гнев на начальника. Гнев порою Может превратиться в ненависть, а ненависть выйти из-под контроля. Но даже если вы убьете ненавистную вам личность, это никак не повлияет на ситуацию и не поможет устранить глобальную причину проблем.

Возьмем для примера ситуацию с тибетцами, проживающими здесь, в Индии. Есть люди, которые недовольны работой тибетского правительства в эмиграции. Критикуя текущие действия правительства, они забывают, что правительство в эмиграции - это правительство в изгнании. Причиной всех бед является китайская оккупация Тибета, в результате которой правительству пришлось эмигрировать. В этом корень наших проблем. Осознав это, мы перестанем конфликтовать и враждовать друг с другом и сможем объединиться.

Поэтому вместо того, чтобы бесконечно жаловаться и направлять свой гнев на начальника, постарайтесь взглянуть на проблему шире и установить ее истинные причины. Подумайте о ситуации в мире, о мировой экономике, о состоянии окружающей среды. Вспомните различные формы проявления социальной несправедливости. Может быть, вам даже удастся внести свой собственный, пусть небольшой вклад в борьбу с ней.

Все это так, - заметил я, - но чаще всего мы бессильны как-либо повлиять на глобальные проблемы.

Это верно, - сказал Далай Лама, - попытки что-либо изменить могут оказаться безуспешными.

Но, по крайней мере, вместо того чтобы впустую сердиться и досадовать, вы направите свою энергию в более конструктивное русло. Может быть, у вас снова возникнет желание работать, делать что-то полезное для общества. Разумеется, для этого нужно время. Если у вас нет возможности изменить условия работы или сменить саму работу, попробуйте изменить свое отношение к ней. Иначе вы будете чувствовать себя несчастным как на работе, так и в жизни в целом.

Наша встреча подходила к концу. Решив, что Далай Лама сказал все, что хотел, я стал собирать бумаги, но тут неожиданно последовало продолжение. Далай Лама коснулся в своей речи суровой реальности, нас окружающей. В его голосе не было сентиментальности, зато звучало бесстрашие и сочувствие к людям.

Проблемы в жизни будут всегда, - сказал он. - Жизнь без проблем невозможна. Человек никогда не бывает доволен на все сто процентов, Правильно? Всегда остается место для неудовлетворенности. И чем скорее мы поймем это, тем легче нам будет бороться с трудностями.

Представь себе человека, который любит сладкое, но терпеть не может кислого. У него есть любимый

фрукт. Этот фрукт сладкий, но с кислинкой. И тем не менее человек продолжает его любить, даже несмотря на эту небольшую кислинку. Ему приходится мириться с ее присутствием, поскольку кислый и сладкий вкус фрукта разделить невозможно. Такова и вся наша жизнь. В ней много хорошего, но есть и неизбежные проблемы. Что делать - так уж она устроена.

Итак, жизнь сурова. Таким серьезным выводом закончилась наша встреча. И как бы в подтверждение на улице прогремел гром и начался дождь. Секунду спустя отключилось электричество - в Дхарамсале такое бывает почти ежедневно в это время года. Далай Лама оставался невозмутим. Его теплая улыбка и приветливое выражение лица резко контрастировали с темнотой комнаты и непогодой за окном. По всему было видно, что, несмотря на трудности, он все-таки чувствовал себя счастливым человеком. На его долю тоже выпало немало проблем. Он потерял свой народ и родину, когда после оккупации китайцами Тибета вынужден был покинуть страну. Тем не менее, он ежедневно продолжает решать важные проблемы: борется за сохранение культурного наследия Тибета, за свободу своего народа, за права всех людей. Порой его борьба не приносит успеха. Однако начиная с шестилетнего возраста, он воспитывал в себе спокойное и счастливое отношение к жизни, несмотря все ее превратности. Кажется, его усилия принесли свои плоды.

Итак, еще раз повторю его мысль. Если условия работы нас не удовлетворяют, мы должны их изменить. Если же такой возможности нет, следует (хоть это порой нелегко) изменить себя, свое внутреннее состояние и отношение к работе и быть счастливым.

2.10 Что означает в работе: «Ибо Я ожесточил его сердце», в духовной работе («Шлавей Сулам» том 4, стр. 142 Ночной урок от 14 Марта 2002 года)Написано в Торе: «Ибо Я ожесточил его сердце». Вопрос: почему не написано, что Творец ожесточил сердце Фараона сразу, в самом начале, а мы

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Как изменить намерение? Охватывает ощущение, что занимаюсь ради себя. Отчего испытываю стыд. Появляются противоречия с самим собой. Нахожусь в тупике и в большом отчаянии оттого, что не знаю, как поменять намерение, чтобы эта работа была не ради себя. Что делать?Все, что Вы

Из книги Назад в будущее. Разгадка секретного шифра Книги Бытия автора Ситчин Захария

Глава 1604: Слова Аллаха Всевышнего: «Они хотят изменить слово Аллаха». 2130 (7501). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах говорит: “Если решит раб Мой совершить дурное, не

Из книги Ценшаб Серконг Ринпоче: Уравнивание и замена отношения к себе и другим автора Берзин Александр

Из книги Искусство быть счастливым на работе автора Гьяцо Тензин

Я смогу поменять местами отношение к себе и отношение к другим Полагаясь на «врата» обдумывания множества недостатков чрезмерной заботы о себе и множества достоинств заботы о других, мы чувствуем, что должны сменить наши представления относительно того, о ком следует

Из книги Моя духовная биография автора Гьяцо Тензин

Я обязательно поменяю местами отношение к себе и отношение к другим. Мы снова думаем о недостатках себялюбия и пользе, проистекающей из заботы о других, но на этот раз мы чередуем эти два типа размышлений в одном. Другими словами, мы внимательно исследуем десять

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

Глава 9 Счастье на работе Сегодня мы в последний раз должны были беседовать с Далай Ламой у него дома, в Дхарамсале. Целую неделю мы говорили о природе труда, о том, Почему люди бывают недовольны своей работой и как сделать таких людей счастливее.Взбираясь по грязной узкой

Из книги Психиатрия и проблемы духовной жизни автора Мелехов Д. Е.

2 ИЗМЕНИТЬ МИР Я зову к духовной революции Можно обойтись без религии, но нельзя без духовностиКак буддистский монах я воспитывался в духе уважения к буддистским принципам. Мой образ мыслей был сформирован тем фактом, что я? ученик Будды. Однако мне захотелось расширить

Из книги Слова III. Духовная борьба автора Старец Паисий Святогорец

9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению Кипрская Православная Церковь активно трудится на поприще укрепления всеправославного единства. Она вносит свой вклад в лице своих представителей в решение проблем

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

IV. Отношение врача-психиатра к религиозным переживаниям больного и отношение священника к патологическим проявлениям в психике (общие положения) Вопросы, поставленные в названии этой главы, по существу являются задачей всех последующих глав, поэтому здесь даются только

Из книги Искусство трудного разговора автора Таунсенд Джон

Глава четвертая. О работе духовника над душами людей Умение обращаться с душой - дело тонкое- Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером?- Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брусьями. Однако

Из книги Молитва автора Янси Филипп

Глава 11. О работе христианской Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко, – говорит Христос. (Мф. 11:28-30) § 506. И

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 10. МОЖЕТ ЛИ МОЛИТВА ИЗМЕНИТЬ БОГА? Молитва - это сила, благодаря которой происходит то, чего иначе бы не случилось. Эндрю Мюррей «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал 3:6).«Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11:8)Оба эти стиха взяты из

Каждый человек должен понимать, что работа, это, прежде всего, способ достижения определённых благ. Не человек служит работе, а работа служит во благо человека. Все знают высказывание «труд сделал из обезьяны человека», но находчивые люди придумали продолжение: «и именно труд нас погубит». Так вот что бы труд не «погубил» человека, у каждого из нас должно быть правильное отношение к нему.

Работа бывает хорошей и плохой. Хорошая работа , этот тот труд, который доставляет вам удовольствие, соответствует вашим индивидуальным качествам и способностям, способна приносит благо не только вам (речь идёт в данном случае о материально благе), но и вашему работодателю. Плохая работа , лично для вас, не соответствует этим трём критерием.

Отношение к работе тоже может быть правильным , когда понимаешь, что работа это способ достижения поставленных результатов и целей, и неправильным , когда работа не являться способом достижения цели, а представляется, как цель всего вашего существования.

Нужно отметить, что соотношение работа и отношение к работе бывает четырёх видов:

  1. Плохая работа и неправильное отношение
  2. Хорошая работа и неправильное отношение
  3. Плохая работа и правильное отношение
  4. Хорошая работа и правильное отношение

Рассмотрим каждый из четырёх видов и к чему может привести каждая ситуация.

Плохая работа и неправильное отношение. Это самая критическая ситуация. От такого вида соотношения вы не сможете не получить удовольствия за свой труд, ни достигнуть поставленной цели.

Хорошая работа и неправильное отношение. С таким соотношением можно достигнуть определённых результатов, но достижение высшей цели вряд ли сможет реализоваться.

Плохая работа и правильное отношение. Вы сможете достигнуть кое каких целей, но при этом потратите кучу свих сил и энергии. Такое соотношение может привести к большому числу неудач и к вашей моральной истощенности.

Хорошая работа и правильное отношение. Самое оптимальное соотношение. Лишь с такой позицией можно добиться высших результатов и в кратчайшие сроки.

Эти четыре вида соотношения работы и отношение к ней, весьма простой способ проверить себя и понять, к какому виду вы относитесь. Если вас не устраивает то, что есть на данный момент, всегда можно изменить жизнь к лучшему. Не забывайте, что, прежде всего, работа должна приносить удовольствие, а то, что временно вы будете получать гроши за проделанный труд, что ж, «Москва не сразу строилась».

Человек сам управляет своей судьбой. Мы не должны забывать, что сами делаем себя такими, какими нас видят окружающие. И если вы хотите достичь определённый результатов в своём виде деятельности, то прежде всего начните с работы над собой , и самое главное с работы над отношением к труду. Как вы будете относиться к работе, таких результатов вы и добьётесь.

Вопрос психологу

Добрый день! мне 26 лет.В последнее время мне очень тяжело морально на работе, тяжело уже от мысли что нужно туда идти...Работаю на очень ответственной должности- экономист в бюджетном учреждении второй го год. В прошлом году так же было тяжело, т.к. приступила к новой должности- многому нужно было учиться, понимать, но сейчас легче не становится. Постоянно возникают проблемы которые нужно решать, часто я не знаю как, сложное взаимодействие с другими ведомствами... многое не успеваю, делаю ошибки..Хочется просто спокойно делать свою работу, качественно и в срок...
В конце прошлого года прибавилась еще одна проблема- главный бухгалтер запланировал увольнение и на свое место рекомендовал меня. Я была на распутье-с одной стороны я только освоилась на должности экономиста,много еще не знаю, с другой стороны- карьерный рост, большая зп. Все поголовно говорили идти на эту должность, но я приняла решение что нет, не готова пока. Первый раз в жизни не оправдала ожидания других людей. Вобщем на этом фоне у меня последнее время постоянная плаксивость,чуть что не так на работе- иду в туалет и плачу, чтобы никто не видел. Что делать с таким состоянием? Это сигнал организма сменить работу или просто "капризы"?

Мария, здравствуйте.

Вы верно толкуете свои слезы, как сигнал организма. Осталось разобраться, сигнал чего. Я предполагаю, что это сигнал стресса, который Вы переживаете и с которым уже не можете справиться самостоятельно. А плач - это бессознательный призыв о помощи.

Что же вызвало у Вас такой сильный стресс?

Вы пишете, что хотите выполнять свою работу качественно и в срок.

В принципе Вам нравится работа по Вашей специальности. Однако есть то, что вызывает у Вас наибольшие затруднения

Новый круг обязанностей.

Как человек чрезвычайно ответственный Вы, испытываете сильное беспокойство, когда чувствуете, что можете не справиться с тем, что Вам поручили.

Здесь можно уловить некоторую фундаментальную характеристику Вашей личности, исходя из которой дать Вам рекомендации по выстраиванию карьеры.

Во-первых, частая смена работы - не для Вас. Так что и прямо сейчас не стоит горячится и куда-то бежать. Не смотря на то, что Ваша работа все еще вызывает у Вас трудности. Сам факт смены работы для Вас создает стресс, поэтому, Вам имеет смысл хорошенько разобраться что на что Вы собираетесь менять, прежде, чем решаться на увольнение.

Во-вторых, у меня сложилось впечатление, что в теперешней работе самую большую сложность для Вас составляют согласования, не вполне порой для Вас понятные. То есть Ваш результат зависит не только от Ваших операций с цифрами или документами, но и от других людей. И именно рабочее общение с ними оказывается очень сложным и напряженным.

Это значит, что виды работы, где есть необходимость чего-то добиваться от других людей, Вам на данном этапе Вашего профессионального развития, Вам вряд ли подойдет. То есть, чтобы чувствовать себя комфортно, Вам нужна такая работа, где бы Вы отвечали только за свой участок работы.

В-третьих, Вам очень важно соответствовать ожиданиям других людей.

Не буду спорить, это важно. Но... все же, если ориентируясь на ожидания других людей Вы слишком далеко уходите из зоны собственного комфорта - это чревато страданиями.

И, думаю, Вам необходимо пересмотреть свою позицию насчет соответствия ожиданиями других людей. Сделать его более реалистичным.

Подумайте о том, что у людей могут быть на Ваш счет совершенно нелепые, нереалистичные или даже разрушительные для Вас ожидания. И соответствовать всем им никогда невозможно. Никогда.

В -четвертых, самое главное для каждого человека не соответствовать чужим ожиданиям, а жить в соответствии с собственой природой, следовать ей. И тогда окружающие люди будут изменять свои ожидания. Ожидания изменять это нормально, а изменять собственой природе не надо. Это путь к страданию.

Вы правильно поступили, что отказались от должности, к которой у Вас не лежала душа. Вы неправильно только сейчас мучаетесь из-за своего отказа.

Вместо это лучше себя похвалите, потому что Вы, как решили, так и поступили.

В- пятых, Вам необходимо учиться заботиться о себе, сохранять свои личные границы, любить себя, в конце концов. Учиться работать в удовольствие, не изматывая себя и развивать в себе здоровый эгоизм. Потому что это часть профессионализма и любой успешной работы. Подумайте об этом.

Всего доброго,

с уважением,

Алёхина Елена Васильевна, консультации в Москве и в skype

Хороший ответ 2
Плохой ответ 1

Спасибо большое тем, кто откликнулся на — высказал свое видение об этом явлении, дал обратную связь с пожеланиями и предложениями, задал вопросы. Несколько читателей обратили внимание на отношение к изменениям и его роль в сопротивлении изменениям. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос — сфотографируем отношение, понаблюдаем процесс его изменения и познакомимся с конкретными советами по управлению отношениями.

Об отношении…

В словарях под отношением чаще понимают взаимную связь между предметами или явлениями. Но в области управления изменениями речь о другом…

Если попытаться представить «отношение» к изменениям метафорично в виде какого-то физического проявления, то я бы говорил не о силе воздействия, а о поле, о магнитном поле. Когда мы рассуждали о сопротивлении изменениям, то возникал образ некой силы, которая противостоит организационным преобразованиям — подобно силе упругости, возникающий при нанесении удара. Отношение — явление другого порядка, оно притягивает или отталкивает. Когда мы к чему-то относимся хорошо, то помогаем, способствуем его существованию, стараемся притянуть в свою жизнь. Если относимся отрицательно — избегаем, отталкиваем, возможно даже уничтожаем. В последнем случае явно происходит приложении сил. Но это приложением сил скорее не отношение, а последствия нашего отношения. Кристофер Скот предлагает .

Факторы, влияющие на отношение к изменениям

Отношение влияет на то, как человек будет реагировать на изменения. , которые формируют отношения к переменам в настоящий момент: природа изменений; последствия изменений; история изменений; тип личности; индивидуальная история. Можно сказать, получилась этакая статичная фотография отношения в данный момент.

Крутейший специалист по управлению изменениями обращает внимание на отношение, как динамическое состояние. Оно непостоянно и на него можно влиять, нарушая зону комфорта. Дерил предложил шкалу измерения уровня дискомфорта, что позволяет избежать дисфункциональное влияние. Таким образом можно сформировать у сотрудника готовность к переменам, которую .

Киган и Лейхи так же обращают внимание на то, что человек — это не некая константа, а скорее сосуд борьбы и противоположностей:). Люди имеют разные мнения относительно одного явления и внутренние убеждения борются между собой. Помочь перевесить чашу весов в сторону положительного отношения к изменениям можно используя .

Причины негативного отношения

В области управления изменениями большое внимание уделяется негативному отношению сотрудников к переменам. В представлены самые разные взгляды, но в первую очередь обращаю внимание на разностороннюю модель С. Хеллер, выделяющую — рациональный, личный и эмоциональный. Автор также дает конкретные советы о том, как изменять отношения к каждом конкретном случае.

Процесс изменения отношения

Переход от негативного отношения к позитивному представляет собой процесс индивидуальных изменений, в котором разные авторы выделяют свой перечень этапов. Так Дж. Прохазка, апробировал на тысячах людей: отторжение и начало осознания; осознание; решимость; действие; поддержание действия; рецессия и начало нового цикла. Идея состоит в том, чтобы на каждом этапе дать человеку то, в чем он нуждается, а не навязывать силой.

Благодаря наглядности и простоте менеджерам нравится четырехфазная модель изменения отношения сотрудников. Согласно ей, человек вначале отрицает изменения, потом сопротивляется, но осознавая неизбежность начинает проводить разведку «боем» и найдя себя в будущей организации становится приверженцем. При этом на некоторых этапах он проявляет свою эмоциональность, а на других скрывает ее и менеджерам приходится несладко. Подробнее .

Полюса отношения

Как было упомянуто выше, отношение к изменениям может быть со знаком плюс или минус. Кругер выделяет четыре типа отношения сотрудников: сторонники; потенциальные сторонники; противники; скрытые противники. И вывести всех на чистую воду.

Изменение отношения с отрицательного на положительное превращает человека в сторонника, агента перемен. Такой сотрудник не просто становится винтиком, встроенным в новое состояние организации, а занимает активную позицию по отстаиванию интересов, притягивает новое организационное состояние. Д.Майстер для отсеивания агентов перемен от противников предлагает не ходить вокруг да около, а .

Важно отметить, что сотрудники с положительным отношением так же могут оказывать сопротивление и изменять свое отношение во время перемен. , как протекают процессы у людей с разными полюсами — у противников график предстает более кривым.

Способы формирования позитивного отношения к изменениям

Рассмотренные выше факторы, модели, процессы — это одновременно и предложения авторов относительно того, как оказывать влияние на отношение сотрудников к происходящим в организациях переменам. Но выделю еще ряд интересных способов…

С помощью убеждения… В первую очередь в том, что вы, как менеджер, сами привержены планируемым изменениям. Преодолеть неверие сотрудников в намерения руководства поможет .

С помощью повышения готовности… С.Ковалев предлагает помочь сотрудникам Руководитель тоже человек и с его отношением к переменам бывают проблемы. Как руководителю работать с .

С помощью управления установками … Приверженность человека к сильным «родным» установкам способствует необъективному взгляду. не переубеждать, а интегрировать новое к имеющемуся. По мнению Дж.Марш важно понять, об изменениях.

С помощью вовлечения… Попробуйте вовлечь сотрудника в работу по изменениям. Если его отношение негативно — пусть выступит критиком (главное конструктивным). Интересный способ вовлечения предлагает Р.Кантер — .

Не забывайте про социальный аспект — люди влияют друг на друга. И поскольку конечная цель провести не индивидуальные, а организационные изменения, то воспользуйтесь — приложив усилия к изменению отношения 5 % работников организации, добьётесь того, чтобы изменения пустили корни.

Всегда ли можно изменить отношение

Изменение отношения — это управление отношением к переменам. А управление — это всегда затраты. Иногда овчинка не стоит выделки и легче избавиться от сотрудника.

Чтобы корректировать предпочтения сотрудников, и дальше действовать в соответствии с возможностями, выяснив с какими сотрудниками не по пути. В Ситибанк для последнего .

Выводы

Отношение к изменениям является тем фактором, который отталкивает или притягивает желаемое будущее. Его можно изменять, но не всегда это является целесообразным (иногда лучше воспользоваться «непопулярными» мерами).

Организация — социальная система и в целях повышения эффективности управления изменениями усилия по управлению отношениями лучше направить на небольшое количество ключевых сотрудников.

Отношение является динамичным состоянием и даже положительно настроенные сотрудники и инициаторы перемен в определенные моменты испытывают сомнение относительно будущего.

Лидеры перемен, особенно вначале пути, оказываются в меньшинстве. И это постоянно проверяет их отношение к изменениям на прочность. В этом случае важно руководителю не оставаться наедине со своими идеями и переживаниями — существуют разные ассоциации, клубы по интересам, коучи и консультанты.

Успехов в Ваших начинаниях!!!

Едут две женщины, и одна другой жалуется: « Как мне всё надоело! Муж у меня - неудачник, зарабатывает мало, живём мы бедно, денег вечно нет. Дети стали наглые, плохо учатся, грубят, у меня здоровье плохое, начальник меня не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

За её спиной стоит ангел с блокнотом и записывает: «Муж - неудачник, зарабатывает мало, денег нет, дети наглые, плохо учатся, грубят, здоровье плохое, начальник не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

А потом пожимает плечами:» Не понимаю, зачем ей всё это надо. Но, раз заказывает, придётся выполнять…»

Как вы уже понимаете из приведенной метафоры, данная статья посвящена убеждениям (и связанными с ними восприятием и ожиданиями ) – одному из ключевых факторов, влияющих на качество жизни… Убеждения могут обеспечивать счастливость и эффективность человека, а могут, наоборот, блокировать и сводить на нет любые его усилия к достижению благополучия.

Сложность проблемы заключается прежде всего в том, что убеждения, как основополагающие карты жизни , формируются в детстве, и в большинстве своем они бессознательны. Они не осознаются, не замечаются человеком, хотя и определяют его поведение на уровне бессознательных программ (даже если очевидным образом затрудняют его жизнь. Лозунг «не поступлюсь принципами!!!» хорошо знаком всем и каждому) . Более того убеждения формируются в разных структурах психики, затрагивая не только поведение, но и состояния, Образы Я, определяя специфику восприятия и ожиданий. Убеждения могут возникать под воздействием среды, а могут быть продуктом собственного внутреннего опыта. На основе убеждений принимаются специфические бифуркационные (точка бифуркации – точка выбора, смена режима существования ) решения, что и определяет, в конечном счете, личную историю каждого конкретного человека…(но это уже отдельная тема). Все это – разные типы убеждений, которые требуют своего подхода и психотехнологий.

В Интегральном нейропрограммировании (ИНП) С.В. Ковалева сформулирована методология, описывающая структуру убеждений, динамику их формирования и систему воздействия на психику и жизнь человека. Смоделированы рабочие модели и психотехнологии, обеспечивающие комплексную проработку убеждений всех видов и на всех уровнях.

Коротко приведу основные значимые (с точки зрения психотерапевтического воздействия) положения методологического подхода к убеждениям, принятого в ИНП.

Убеждения это внутренние рамки и границы, определяющие наши достижения. Убирая и раздвигая которые мы открываем действительно безграничные ( ну, точнее, насколько позволит ваше конкретное бессознательное) возможности для улучшения качества жизни

В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха и благополучия – их называют Победители, или Благополучники. Также находились и те, кто при таких же условиях терпели неудачу – неудачники, проигравшие, неблагополучники. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками.

Конечно же, психологов и психотерапевтов привлек вопрос – чем же отличаются эти люди, при прочих равных условиях, материальных, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней Благополучия?

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в их восприятии (себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – другими словами субъективной картины мира и образа «Я» в нем ) и ожиданиях , реализация которых воплощается в конкретный результат. Кстати, этот феномен в психологии получил название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона»). Для иллюстрации приведу результаты одного оригинального эксперимента:

Так Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут закончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.

Дети, от которых учителя ожидали более высоко интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ. Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот, скорее всего, их продемонстрирует. И наоборот.

Возник следующий вопрос – как надо смотреть на этот мир, чтобы стать Благополучным? Каков мир глазами победителей?

Ответить на этот вопрос считаю возможным следующим значимым (с точки зрения рабочей эффективности психотерапии, а не теоретических изысканий психологов ) положением методологического подхода ИНП: на восприятие и ожидания влиять никак не надо, так как они являются всего лишь отражением других внутренних структур человека – убеждений, или, как их еще называют, верований. Вот на них и стоит влиять. Так как убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности. Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Важность и сила убеждений хорошо видна в модели «Нейрологические уровни» С. В. Ковалева, принятой в качестве рабочей в ИНП. Это – своеобразные уровни, описывающие и организующие наши взаимодействия с реальностью от простого (окружение – что нас окружает) к сложному (смысл – зачем мне этот мир?). Убеждения занимают один из верхних нейрологических уровней. Любое изменение в верхних уровнях влечет изменения всех нижележащих структур.

В качестве примера небольшой экскурс по нейрологическим уровням (сверху в низ). Так, если у человека есть убеждение , что деньги – это зло, то каким образом такое убеждение будет формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать материального блага – ценность богатства будет либо отсутствовать вообще, либо находиться в самых низах ценностной иерархии.

Соответствующим образом будет формироваться мотивация и повседневный выбор человека. В намерения человека на бессознательном уровне будут входить уход, избегание денег, желание быть без денег. Если они у него появятся, он их немедленно потратит, потеряет, сделает так, чтобы их украли – все это на бессознательном уровне. Потому, что это – зло.

Способности будут направлены на избавление от денег.

Поведение будет строиться по принципу избегания возможностей обрести деньги, их игнорирования.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами, или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если войдут, долго там не продержатся. Он создаст невыносимые условия для их нахождения там.

Какой будет результат? Человек будет без денег.

Предположим, он разглядел это убеждение и поменял его на новое, например: «Деньги расширяют мои возможности». Что произойдет в этом случае?

Немедленно возникнет ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег.

Появятся цели и намерения – человек захочет обрести деньги, у него сформируется образ желаемого будущего и ресурсы бессознательного будут направлены на достижение этой цели.

Подключатся необходимые для достижения целей способности . Нахождение денег, подключение необходимых умений и компетенций для их получения.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам – он будет их везде видеть, находить, притягивать в свою жизнь.

Окружение само выстроится вокруг такого человека. Это будут люди с деньгами. Это будут люди, которые будут давать деньги этому человеку.

Результат будет совершенно другим. Человек будет с деньгами.

Правда, (здесь сразу оговорюсь, чтобы не сложилось упрощенное представление ) если сумеет обнаружить и проработать другие мешающие ему убеждения, связанные с этой темой: касательно их получения (деньги достаются с трудом), заслуженности (я не заслуживаю иметь деньги), возможности (деньги это не про меня), способностей (мне не дано иметь деньги) и так далее. Как вы можете представить, наложив любое из таких убеждений на нейрологические уровни, каждое из них будет ощутимо влиять на все стороны реальности человека, определяя его успешность, или неуспешность в этой жизненной сфере.

Это справедливо для любой сферы жизни. Если человек хочет выздороветь, ему предстоит создать убеждение, что он может это сделать. Если он хочет встретить свою вторую половинку, человеку предстоит поверить в то, что это возможно. Если он хочет найти работу своей мечты, ему также предстоит обрести соответствующие убеждения. Это актуально для всего.

И все эти умозаключения позволяют коротко ответить на поставленный вопрос: Чтобы смотреть на мир глазами победителя и стать им, нам предстоит создать убеждения победителя.

Несколько подробнее об убеждениях как о предмете данной статьи. Какие бывают убеждения? Две основные категории – это убеждения неэкологичные – ограничивающие, и убеждения экологичные – расширяющие возможности человека.

При этом важно отметить, что мы не стремимся дать оценки убеждениям, как плохие, или хорошие. Они – продукт нашей психики, а значит направлены в помощь нам. У каждого убеждения, даже самого, казалось бы, отрицательного, есть позитивное намерение. Если вы поразмышляете, то всегда найдете его. Например, убеждение, что деньги – зло, содержит в себе намерение защитить нас, а значит обеспечить выживание в этом мире.

Вместе с тем один из ключевых методологических подходов к изменениям в ИНП заключается в позиционировании перехода от выживания к Жизни: Человеку для этого предстоит принять его ограничивающие убеждения, и с благодарностью их отпустить, как один из пережитков выживания. Перестать адаптироваться к реальности, и начать самому ее формировать, взять ответственность за свою жизнь, стать хозяином своей жизни.

Для этого важно понять, откуда берутся ограничивающие убеждения. Как выяснили психологи и психотерапевты, около 80% убеждений закладываются в детстве – в период от 0 до 4 лет. Поскольку любой ребенок в раннем детстве зависим, а потому довольно уязвим психологически; склонен обобщать, делать иррациональные выводы. Именно здесь, под влиянием родителей, которые часто допускают достаточно грубые ошибки в общении с ребенком, и в его воспитании, формируются ограничивающие убеждения.

Эта карта закрепляется как способ адаптации, который, при всех его ограничениях, все же позволяет выживать в этом мире, и за неимением других альтернатив, рассматривается бессознательным, как годный.

Так, ребенок, которому уделяют внимание только тогда, когда он заболевает, вырабатывает способ адаптации к жизни через болезнь. Поскольку для ребенка главное – внимание и желанность, а получает он это только заболевая, логику бессознательного понять довольно просто. Если ребенок радуется, чем раздражает усталых родителей, его бессознательное безошибочно считает эти реакции, и сделает соответствующие выводы о том, что радоваться в этой жизни не стоит, да и нечему. Или, например, ребенку дали деньги и отправили за хлебом, а он приволок килограмм конфет. Рассерженная реакция родителей и брошенная в сердцах фраза «тебе вообще нельзя доверять деньги», вполне вероятно, сформирует соответствующее ограничивающие убеждение о деньгах. И так далее.

Проблема заключается в том, что однажды сформировавшись, убеждение, как правило, уже не меняется. И, уже взрослый мужчина, забыв о ситуации с хлебом и конфетами, все еще терпит неудачи в деньгах, саботируя собственное благосостояние всеми способами. Другая взрослая женщина, у которой возникло убеждение, что ее никто никогда не полюбит (кто знает, на основе чего она сделала такой вывод), делает невыносимым существование рядом с ней любого нормального мужчины, который обратит на нее внимание.

Став взрослыми, мы можем сами выбирать, как смотреть на мир, как на него реагировать, и какие ожидания воплощать. Чтобы разобраться в том, как менять убеждения, давайте посмотрим, как они кодируются в нашей психике.

Большинство психических процессов (около 96%) происходят бессознательно, то есть нами никак не осознаются. Здесь же, в бессознательном, закодированы все наши убеждения. Соответственно, если мы хотим что-либо поменять в структуре нашего восприятия, нам предстоит обратиться к своему бессознательному, сделав это на его языке.

В ИНП для взаимодействия с бессознательным используется 4х уровневая система кодов человеческой психики. Перечислим эти коды по мере усложнения: модальности и субмодальности (VAKD), психосемантика, пространство, символы. На использовании этих кодов базируются все психотехнологии изменения убеждений.

Чтобы выстроить последовательность работы с убеждениями, давайте посмотрим, с какими их разновидностями нам предстоит иметь дело.

Так, в модели С.В. Ковалева, которая получила название Мерседес СК представлены пять психологических компонентовповедение, состояние, убеждения, Образы «Я» и взаимодействие с окружением. Любую ситуацию нашей жизни можно разложить по этим составляющим. Мы себя как-то ведем в ней, что-то испытываем, во что-то верим, как-то себя воспринимаем, и как-то взаимодействием с окружающим миром. Это может быть экологично, то есть помогать жизни, или неэкологично, то есть мешать жизни. Если ситуация нас чем-то не устраивает, то эта, прекрасно работающая, модель помогает выявить проблемы, неудачные способы адаптации. Например, мы чувствуем, что как-то не везет в личной жизни. А куда смотреть – непонятно. Берем эту модель и смотрим каждый из компонентов:

  • Поведение. Мы себя как-то не так ведем? Волнуемся, ревнуем, психуем?
  • Состояния. Мы чувствуем какой-то страх, одиночество, неудовлетворенность?
  • Убеждения. Мы не верим в то, что все будет хорошо? Что мы сможем встретить подходящую половинку?
  • Образ Я. Мы сами себя не принимаем в этой ситуации? С нами «в общем» что-то не так?
  • Взаимодействие с окружением. Нами манипулируют, используют нас, не любят?

Под каждый компонент предусмотрены свои психотехнологии, которые помогают не только выявить проблему, а еще и быстренько ее решить.

Эта же модель поможет нам классифицировать убеждения, чтобы эффективно их проработать:

Дежурные жалобы (соответствуют состояниям)

– вечно мне не хватает денег…

То, что люди любят повторять. Это – так называемые дежурные жалобы , которые мы вольно, или невольно произносим в моменты трудностей, стресса и других негативных состояний . Дежурные жалобы не являются глубинными верованиями, но имеют все шансы для того, чтобы ими стать, создавая эффект самопрограммирования. Эта разновидность убеждений наиболее простая для выявления и проработки (отрабатывается с применением дискретного, вербального кода), однако недооценивать опасность дежурных жалоб не стоит. При проявлении должной активности, это ограничивающее послание очень скоро станет другой, более глубинной разновидностью убеждений.

Мысли-вирусы (окружение)

– у твоих родителей никогда не было денег, и у тебя не будет…

Такие идеи похожи на вирусы. Они чужеродны нашей системе убеждений, так как не формируются внутри нас самостоятельно, а как бы приходят извне, от нашего окружения . Если такая мысль-вирус попадает на благодатную почву сомнений, стресса или беспокойства, она имеет все шансы интегрироваться в вашу систему убеждений, попутно сформировав самообоснования и самоподтверждения. Это несмотря на то, что в большинстве случаев они логически несостоятельны. В результате появления соответствующих ожиданий очень скоро мысль-вирус начнет воплощаться, как бы подтверждая саму себя.

Самоопределения (соответствуют образам «Я»)

я и деньги вещи несовместимые…

Самоопределения – это идеи, которые мы связываем с собственным образом «Я» . Эта разновидность убеждений тесно связана с верованиями, которые, в отличие от мыслей-вирусов, формируются из нашего личного опыта, и тесно переплетается с нашими представлениями о самих себе. Эти две категории убеждений рекомендуется прорабатывать в связке – сначала меняем самоопределение, создавая новое представление о себе самом, а затем сюда интегрируется новое верование, которое конгруэнтно (соответствует) новым представлениям о себе. Например, самоопределение «я та, которую обманывают мужчины» и верование «мужчины обманывают». Заменой может быть связка «Я та, которая привлекает в свою жизнь честных, искренних мужчин» и «в моем окружении есть подходящие мужчины».

Верования (соответствуют убеждениям)

­ – деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…

­­Верования – это идеи, описывающие нашу внутреннюю и внешнюю реальность. То, во что мы верим. Верования формируются из нашего опыта, вплетаются в систему убеждений и не поддаются вербальной, логической или любой другой сознательной проработке. Помните историю про психиатра и пациента, думающего, что он труп?

Пациент отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, - ответил пациент, - ведь у трупа прекращаются все физиологические функции». Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился - ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Это – классический пример верований. Психиатр не знал, что верования достаточно просто прорабатываются на языке бессознательного. Сначала следовало убрать самоопределение «Я – труп», а затем и созвучное верование «Я – труп», составляющее как бы наполнение и содержание этого восприятия себя.

Решения (соответствуют поведению)

– у меня никогда не будет много денег…

Решения – выражение воли, формирующее определенное отношение к какой-либо сфере жизни, на котором реализуется соответствующее поведение .

Решения бывают следующих типов:

  • «Я не могу» (быть здоровым, любить, получать деньги, вступать в нормальные отношения).
  • «Я должен»/«Мне необходимо» (быть больным, проявлять агрессивность в отношениях, работать на износ, быть бедным).
  • «Это правильно, закономерно» (болеть после сорока, работать, не требуя вознаграждения).
  • «Теперь я всегда буду» (болеть, быть обманутым, несчастлив в любви и отношениях).

Бросил мужчина – теперь я всегда буду несчастлива. Сорвалась крупная сделка? Я не могу получать деньги. И так далее. Все это реализуется в дальнейшем поведении, для изменения которого человеку предстоит принять новые, экологичные решения.

  1. Сначала фиксируются и отрабатываются дежурные жалобы.
  2. Затем выявляются и прорабатываются возможные мысли-вирусы, которые могли иметь место в этой области жизни.
  3. Затем выявляются ограничивающие самоопределения – каждому из них дается новая, экологичная формулировка. Из этого списка выбираются ключевые самоопределения для проработки.
  4. Затем прорабатываются верования, которые как бы наполняли старые самоопределения. Новые верования интегрируются с использованием всех четырех кодировок работы с бесознательным и объединяются с полученными ранее экологичными самоопределениями.
  5. После чего выявляется весь ряд неэкологичных решений, принятых за всю жизнь в аспекте рассматриваемой нами жизненной сфере. С использованием специальных психотехнологий мы не просто нейтрализуем эти решения, а заменяем каждое из них на экологичное, извлекая ресурсы из каждой ситуации позитивных состояний.
  6. Пристройка к будущему.

Данная последовательность психотехнологий позволяет выявить и проработать ограничивающие убеждения на всех уровнях психики и во всех областях жизни человека, что позволяет рекомендовать ее к работе с этой важной темой. Ее простота и доступность делает возможной работу с убеждениями в автоформате для всех желающих. В качестве иллюстрации приведу пример из своей психотерапевтической практики:

Так, ко мне обратилась клиентка, которая жаловалась на одиночество. Она никак не могла встретить подходящего мужчину, а если точнее – их вокруг нее не было вообще. По ее словам, складывалось впечатление, что все достойные мужчины закончились, остались либо женатые, либо не такие, какие ей нужны.

После формулирования желаемого состояния и создания готовности к достижению цели, мы приступили к работе с убеждениями в Интегральной модели.

Выяснилось, что у клиентки имеются дежурные жалобы «Мужчин нормальных больше нет» и «Я всегда буду одна». Для проработки дежурных жалоб использовалась психотехнология «Буквальный рефрейминг в аудиальной субмодальности». Клиентке предлагалось закончить своей дежурной жалобой фразу определенного содержания. Разность контекстов каждой фразы доводило до абсурда дежурную жалобу, тем самым, как бы выводя ее из структуры состояний клиента.

Как работали и дежурной жалобой «Мужчин нормальных больше нет»:

  1. Хор ветеранов поет: Мужчин нормальных больше нет!
    2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:
    Мужчин нормальных больше нет!
    3. Сталин говорит Берии:
    Мужчин нормальных больше нет!
    4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    5. Один компьютер посылает сообщение другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    6. Заголовок в газете:
    Мужчин нормальных больше нет!
    7. Надпись на могильной плите:
    Мужчин нормальных больше нет!
    8. В море выловили бутылку с запиской:
    Мужчин нормальных больше нет!
    9. Вы проснулись через сто лет и сказали:
    Мужчин нормальных больше нет!
    10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:
    Мужчин нормальных больше нет!

После работы с дежурными жалобами мы перешли к работе с мыслями-вирусами. Было выявлено, что клиентка в детстве получила от мамы послания «мужчинам доверять нельзя», «мужчины несут несчастье», и другие подобного рода. Работа с убеждениями этого типа проявила психогенетическую передачу мыслей-вирусов по женской линии в трех поколениях. Каждая из мыслей-вирусов была проработана и заменена на экологичное убеждение: «мужчинам вполне можно доверять», «с мужчиной можно построить счастливые отношения» и др.

Следующим этапом работы была связка самоопределения-верования. Путем вопросов «Почему?» была выявлена структура ограничивающих самоопределений клиентки. В частности, наблюдалась такая цепочка: «Я одинока» – почему? – «Потому что у меня несчастливая судьба» – почему? – «Потому, что я не заслужила быть счастливой» – почему? – «Потому, что я недостойна любви». И другие. Фактически, у клиентки работает самоопределение и верования, что она недостойна любви, что делает невозможным построение ею каких-либо счастливых отношений. Это вполне явственно проявлялось и в ее жизни – вокруг всегда были подходящие мужчины, это она их упорно не замечала, игнорировала или отпугивала. Все убеждения были переформулированы и проработаны при помощи психотехнологии «Генеральная уборка», мы перешли к работе с верованиями. Пример «Я та, Имярек, которая достойна любви по факту своего рождения», «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу», «Я та, Имярек, которая притягивает в свою жизнь подходящих мужчин» и т.д.

Когда определена подходящая форма ­– самоопределение, мы можем заполнить ее экологичным содержанием – новым верованием. Основываясь на психотехнологии «Сомнение и вера», был осуществлен переход из точки «Я прежняя» в точку «Я обновленная» с интеграцией новых верований «Я» в символическом виде. Верования формировались на основе самоопределений, а также на основе психосемантического кода. Например, из самоопределения «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу» был получен символ – многогранный светящийся алмаз, который означает «Целостность и уверенность». Работа на этом этапе предполагает включение сразу трех мощных кодов бессознательного – пространственный, символический, психосемантический, что делает изменения достаточно глубокими.

Завершением работы было выявление и проработка решений, принятых на основе ограничивающих убеждений. Работа выполнялась при помощи обобщенной линии жизни, на которой клиентка определила пять точек принятия ключевых решений, приведших ее к текущей проблемной ситуации. Ресурсирование клиентки в точке рождения и проход по линии жизни с изменением каждого решения и получением ресурса в символической форме завершило проработку убеждений в сфере «Любовь, секс». В частности, у клиентки решения выглядели следующим образом: в 1 год было принято решение «Теперь я буду одна», в 3 года было принято решение «Мне никто не нужен», в 7 лет было принято решение «Меня никто не сможет обидеть», в 12 лет было принято решение «Мальчики мне не интересны», в 17 лет было принято решение «Никого себе не буду подпускать». Ресурсирование в точке рождения позволило клиентке сформировать новые решения: в 1 год «Я открыта для мира и с интересом его изучаю», в 3 года «Это здорово, общаться с миром и людьми», в 7 лет «Я открыта для общения и познания людей», в 12 лет «Мальчики мне интересны», в 17 лет «Я буду с удовольствием строить отношения с противоположным полом». Следует отметить, что здесь нам не интересен контекст, в котором было принято ограничивающее решение. Наличие достаточно мощного ресурса, полученного в точке рождения, по определению перепрограммирует все негативные моменты, создавая условия и предпосылки для принятия экологичных решений.

Результатом нашей работы с убеждениями стало принципиальное изменение не только восприятия и поведения клиентки, но и ее реальности. Уже за следующую неделю она «внезапно» познакомилась сразу с тремя мужчинами, подходящими под ее пожелания. Еще через неделю у нее уже были цветы от двух мужчин, и с одним из которых она пошла на свидание, и осталась очень довольна. Такие изменения были удивительны для клиентки, хотя, по ее словам, «внутренне» это казалось ей вполне закономерным и естественным. По ее ощущениям, она всегда так жила. Такие эффекты – вполне типичны для описанной нами последовательности работы и расценивается нами, как успешные.

Описанная работа с клиенткой заняла 4 терапевтических часа – по два часа на одну встречу.

На первом сеансе я рассказал клиентке, чем мы будет заниматься, что такое убеждения, и почему стоит их прорабатывать. Были выявлены и проработаны дежурные жалобы и мыслительные вирусы. Также мы определили текущие ограничивающие самоопределения, вместе поменяли некоторые из них. Клиентка получила домашнее задание самостоятельно выявить и переформулировать ключевые ограничивающие самоопределения в каждой из сфер своей жизни.

На втором сеансе мы выявили список самоопределений для проработки и выполнили психотехнологию «Генеральная уборка». После чего мы трансформировали соответствующие верования, при помощи психотехнологии «Сомнение и вера», а также отработали на обобщенной линии жизни решения. Оставшаяся часть работы была посвящена проверке выполненных изменений, через пристройку к будущему и оценивание динамики ощущений до и после проработки.

Выводы

Резюмируя сказанное, отметим, что убеждения, без сомнения, являются одной из важнейших областей работы психотерапевта. Интегральное нейропрограммирование обеспечивает мощную методологическую и технологическую основу для эффективной проработки ограничивающих убеждений всех видов, на всех уровнях и во всех областях жизни человека. Интегральная модель обеспечивает комплексный подход, сочетая эффективность и простоту, что делает ее доступной даже при работе в автоформате.

  • Ковалев С.В. Введение в Нейротрансформинг / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013
  • Ковалев С.В. Основы самоконсультирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2014
  • © Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
    Эксклюзивные права на все материалы сайта сайт принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна.

     
    Статьи по теме:
    Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
    Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
    Уральский федеральный университет им
    schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
    Джозайя уиллард гиббс биография
    ] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
    «Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
    КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про