Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Развитие речевой культуры детей старшего дошкольного возраста

Поговорки, прибаутки, скороговорки,

иногда лишенные смысла, важны, чтобы

выломать детский язык на русский лад и

развить чутье к красотам родного языка.

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время ученые-лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.

Культура речи – это сравнительно молодая область в науке о языке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в XX в., учение об эффективности речи и ее качествах существовало еще с античных времен.

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения речевых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи » многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.

Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф.А. доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, а в коррекционной педагогике это еще осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью нарушения речевой деятельности, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.

На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, речью правильной, выразительной, логичной, точной. Поэтому введением элементов культуры речи в коррекционно-педагогическую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Ученые неоднократно подчеркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания ее культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы, сравнения. В основе многих пословиц и поговорок лежит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Все это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом. Все это определяет выбор в поиске средств, воспитания культуры речи старших дошкольников, имеющих речевые нарушения.

У детей с общим недоразвитием речи, по данным исследования, отмечается несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленных недостатками когнитивно (умственной) – речевой деятельности; обнаруживаются недостатки понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленных низким уровнем представлений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций, недостаточной сформированностью когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.

Поэтому воспитание культуры речи средствами малых фольклорных форм можно рассмотреть в русле общего коррекционно-речевого развития.

С этой целью можно выделить задачи по следующим направлениям:

1. Знакомить детей с наиболее типичными произведениями малых фольклорных жанров.

2. Развивать внимание и интерес к малым жанрам фольклора (загадкам, пословицам, поговоркам, потешкам…).

3. Формировать их эстетическое восприятие.

4. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок.

5. Формировать готовность к восприятию и освоению малых фольклорных форм, развивать представления о жанрах фольклорных произведений.

6. Формировать представления о языковых средствах, вычленять в фольклорных произведениях.

7. Обучать адекватному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в различных ситуациях.

Решение данных задач поможет детям:

Повысить уровень культуры речи, преодолеть каждому ребенку речевой дефект;

Развить его личностные качества и активизировать вербальные средства обучения;

Познакомить с произведениями малых фольклорных форм и их языковыми и художественными особенностями;

Научиться понимать и выделять художественные и смысловые средства малых фольклорных жанров;

Сформировать навыки правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия;

Развить грамматические и семантические компоненты языковой способности;

Сформировать связную речь;

Развить выразительность речи, психические процессы;

Адекватно использовать образные выражения пословиц и поговорок в различных ситуациях.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.



«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» – из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука [ш], слова «жук» и «жаба» - со звука [ж], слова «забор», «замок» - со звука [з], слова «цыпленок», «цапля» со звука [ц]).

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками [р](морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [рь] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [ль] (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук [т] встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход).

Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: [т-с] (троллейбус), [а-с] (автобус), [с-т] (самолет), [в-т] (вертолет), [м-о] (метро), [т-и] (такси).


Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам

А.И. Максакова

В современной дошкольной педагогике вопрос об обследовании речи детей освещен недостаточно. В методической литературе представлены, как правило, лишь отдельные приемы, при помощи которых воспитатель устанавливает, какие стороны речи не усвоены детьми, например наличие недостатков звукопроизношения, выявление разных типов грамматических ошибок и пр. Нет четких данных о том, по каким параметрам анализировать речевое развитие дошкольников, что считать на том или ином возрастном этапе нормой речевого развития.

Фундаментальные исследования и специальные наблюдения по усвоению отдельными детьми речи (например, работы А. Н. Гвоздева) не могут быть приняты за основу, так как индивидуальные различия в ее овладении часто очень велики.

Многочисленные наблюдения показывают, что среди детей даже одного и того же возраста нередко отмечается большой диапазон в усвоении речи. Это усложняет выделение критериев, по которым можно было бы выделять уровень речевого развития. Другая трудность заключается в том, что уровень овладения речью детьми обычно определяется уровнем усвоения ее различных разделов: фонетики, лексики, грамматического строя и т.д. Однако, как показывает практика, один и тот же ребенок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригировать занятия в группе. Выборочное обследование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов, дидактических игр, упражнений.

Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу дети должны иметь приблизительно одинаковый уровень речевого развития.

Знание критериев и способов выявления состояния речевого развития детей поможет руководителям дошкольных учреждений (старшему воспитателю, заведующему детским садом, методисту районного управления народного образования) контролировать деятельность воспитателей, определять качество их работы. Так, при проведении тематической проверки, используя задания различного типа, методист руно может составить достаточно четкое представление об уровне развития речи детей обследуемых групп и на основе проверки установить, как по данному разделу решаются в детском саду программные задачи.

Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному установлению уровня развития речи ребенка, но требует много времени. Чтобы сократить сроки проверки, можно кроме выборочного обследования, объединять ряд заданий, одновременно выявляя состояние сформированности разных разделов речи. Так, устанавливая знание ребенком художественной литературы и предлагая ему рассказать сказку (или прочитать стихотворение), проверяющий одновременно фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом и т.д.; при составлении ребенком рассказов по картине (выявление развития связной речи) проверяющий отмечает, какие предложения используются (выявление сформированности синтаксической стороны речи), какие лексические средства (выявление словарного запаса) и пр.

Некоторые методические приемы и задания могут быть использованы для проверки усвоения материала одновременно у целой группы или подгруппы детей, например, знание жанра.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и повседневной жизни: педагог или проверяющий в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее), а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.

Обследование речи может осуществляться и на контрольно-проверочных занятиях, когда воспитатель или проверяющий ставит задачу выяснить, как дети овладели тем или иным речевым материалом: например, правильно ли употребляют несклоняемые имена су­ществительные, разноспрягаемые глаголы и пр.

При наличии серьезных отклонений в речевом развитии детей проводятся беседы с родителями, в ходе которых выявляются возможные причины отставания ребенка.

Предлагаемые ниже материалы по обследованию речи детей шестого года жизни предусматривают различные типы заданий, направленных на установление сформированности у дошкольников навыков речевого общения (культуры общения), на выявление состояния развития произносительной стороны речи и ее восприятия, на определение лексического запаса детей, на умение составлять рассказы и пр.

I. Сформированность навыков речевого общения (культура об­щения) со сверстниками и взрослыми

1. Навыки речевого общения :

– охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

– может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую тему;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив .

2. Культура общения :

– умеет ли ребенок вежливо обращаться ко взрослому и сверс­тникам;

– как называет взрослых: по имени и отчеству, на "Вы" или иначе;

– первым ли здоровается со взрослыми и незнакомыми людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли прощаться;

– умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами: "спасибо", "извините", "пожалуйста" и др.;

– встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика;

– умеет ли ребенок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной силой голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шепотом, тихо; на занятиях – достаточно громко );

– умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонности перебивать говорящего;

– умеет ли ребенок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;

– каков у ребенка тон общения: доброжелательный, снисходи­тельный, требовательный;

– прислушивается ли он к замечаниям старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;

– умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится.

Способы обследования: наблюдения (на занятиях, во время игры и повседневной жизни); беседы с воспитателями, детьми.

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

  1. I. Введение

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь - это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи.

Примером является речь воспитателя- четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей, условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов), знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Поощряют детское словотворчество.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

II Через какую образовательную деятельность формируется культура речи у детей.

Направления ОО «Речевое развитие»

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда;

Обучение родной речи на занятиях;

Художественная литература;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

  1. Наглядные:
  2. Словесные:
  3. Практические:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Обобщающая беседа;

Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Метод наблюдения и его разновидности

Рассматривание картин

Чтение художественной литературы

Пересказ,

Заучивание наизусть

Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

Дидактические игры

Продуктивные - основаны на построении собственных связны высказываний в зависимости от ситуации общения

Обобщающая беседа

Рассказывание

Пересказ с перестройкой текста

Дидактические игры на развитие связной речи

Метод моделирования

Творческие задания

Приемы развития речи

Словесные:

Речевой образец,

Повторное проговаривание

Объяснение

Указание

Оценка детской речи

Вопрос

Наглядные:

Показ иллюстративного материала

Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые:

Игровое сюжетно-событийное развертывание

Игровые проблемно-практические ситуации

Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

Имитационно-моделирующие игры

Ролевые обучающие игры

Дидактические игры.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову.

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;

В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;

Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и т.д.;

Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь - доказательство), объяснения, речь - рассуждение).

- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

III Заключение.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Литература:.
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет..
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации;
5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.Москва,2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы;
9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010.

Доклад на тему: «Формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

Шипулина О.В.

г. Гагарин

2016г.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Работа велась по развитию связной и звуковой речи, работа по обогащению пассивного и активного словаря, грамматического строя речи, обучению грамоте и развитию интеллектуальных способностей. Дети умеют составлять рассказы о предметах, по содержанию картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Имеют представления о предложении, умеют составлять предложения, делить слова на слоги.

Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед нами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом нам помогает методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

В работе используем недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочки, пение, шепот, таинственные интонации) и зрительные эффекты (волшебная палочка, зажженная свеча, свет фонарика в функции указки и т.д.); элементы костюма воспитателя и детей, событийность и т.д. Коммуникативная и игровая мотивация учебных занятий, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, эмоциональная активность обеспечивают психологический комфорт детей, что оказывает положительное влияние на развитие их диалогического общения, на формирование всех сторон культуры речи (фонетической, грамматической, лексической).

В своей работе использовали такие игры на формирование речевой культуры:

Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из вишни... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т.п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».

В активный словарь детей ввели названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняем обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учим понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Н-р, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.» Развиваем у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.

На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Марату, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.

Учим детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Продолжаем формировать навыки повествовательной речи, сами принимаем непосредственное участие в составлении рассказов. Закрепляем представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Нами была проделана огромная работа по пополнению методических и дидактических подборок. Мы разнообразили новыми сказками и видами театра наш уголок театрализации. Были изготовлены различные игры по познавательному развитию. Подобрана картотека игр по речевому развитию, игр на развитие логики и мышления. Собрана картотека пальчиковых игр; Сделана дидактическая игра с емкостями для сыпучих предметов (чтобы дети в этих емкостях развивали моторику рук), игры со шнуровками и др.

Для развития моторики рук проводится рисование нетрадиционными методами: рисовать руками и пальцами.

Работа с родителями. В свою работу активно подключали родителей. Провели собрание «Развитие правильной речи ребёнка в семье», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми. Дидактические игры включаем в работу с родителями в форме «игры на дом».


 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно