Доклад на тему: «Актуальность метода проектов. Особенности его применения в начальной школе. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Памятка «Этапы выполнения исследовательской работы»

Разработана и составлена учителем начальных классов МОУ «ЦО №14» Богородицкого района Тульской области

Чикасовой Татьяной Андреевной.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами :

    Восполнение каких – либо пробелов в науке;

    Дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

    Своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

    Обобщение накопленного опыта;

    Суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

    Постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

    Выберите одно из слов типа:

Изучить, исследовать, выяснить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

    Добавьте название объекта исследования.

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

    Исследовать содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

    Исследование истории и роли посёлка в истории страны.

    Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

    Изучить пищевой рацион школьника.

    Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношение и деятельность.

    Изучить силу трения и её влияние на жизнь человека.

    Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

    Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

    Выявить влияние СЭЛФИ на психику человека.

    Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

    Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.

    Определение качества продуктов быстрого питания.

    Определить роль животных в жизни людей.

    Определение причин нарушения осанки у детей.

    Определить зависимость от СЭЛФИ и СМС среди обучающихся и учителей школы.

    Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

    Узнать , почему именно орёл изображён на гербе России.

    Узнать о происхождении животного мира.

    Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

    Выяснить , какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

    Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

    Показать отражение исторических событий страны в литературных произведениях Л.Н.Толстого.

    Привлечь внимание общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

    Привлечь внимание обучающихся и их родителей к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

    Доказать , что среди растений встречаются хищники.

    Познакомить с историей развития города, её жителями, традициями.

    Проверить : мороженное – это польза или вред?

    Проанализировать вероятность заболевания при неправильном питании.

    Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

    Обобщить материал по историческим событиям Куликовской битвы.

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы , нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить историю родного города
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.


Провести анкетирование обучающихся класса и их родителей
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

Определить калорийность исследуемых продуктов питания
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Обобщить полученные результаты

Описать практический эксперимент

Установить основные причины ухудшения зрения.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш
выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Наблюдение

Интервью

Анкетирование

Собеседование

Тестирование

Фотографирование

Измерение

сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

эксперимент

лабораторный опыт

моделирование

исторический

логический

индукция

дедукция

гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Я и моя семья

Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин

Желаю Вам творческих успехов!

План

1. Проектная деятельность.

1.1. Деятельность. Проектная деятельность.

1.2. Проект. Типология проектов.

2. Теоретические аспекты проектирования.

2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

2.2. Моделирование. Проектирование.

3. Организация проектной деятельности.

3.1. Трудности при проектировании.

3.2. Этапы работы над проектом.

3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.

4. Темы проектов.

5. Тезаурус.

6. Практикум.

Проектная деятельность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Деятельность. Проектная деятельность

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

    анализ проблемы;

    постановка цели;

    выбор средств ее достижения;

    поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

    оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

    повышение мотивации учащихся при решении задач;

    развитие творческих способностей;

    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

    формирование чувства ответственности;

    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Проект. Типология проектов

Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

    Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    Количество участников проекта.

    Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

    Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

КГУ «Начальная школа №9»
акимата города Рудного
Тема работы:
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)

Рудный 2018г.
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.
(из опыта работы)»
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с
успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­
тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его
достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых:
 принять и освоить цель, актуальную для них;
 выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта;
 решать творческие споры, достигать договоренности;
 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со
сверстниками;
 обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие
успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая
технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка
в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Основа этого метода –
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод
актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он
дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень
собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения
с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их
участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию
каждого ребенка.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется
проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно
проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие
черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,
чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он
направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих
способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта
способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на
развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут,
­ покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные
условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Приложение.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно ­ творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель
группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с
родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о
зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,
бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.













перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,
выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях
детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка
для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в
мини ­ центр.
Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем
говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.
Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
­ Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ­ ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
­ Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.

4 Конструирование.
­ Беседы.
­ Решение проблемной ситуации.
­ Наблюдение за птицами зимой.
­ Труд.
­ Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.




Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно ­ развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
 Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт ­ Зимующие птицы».
3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и
кошка», «Совушка».
Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,
«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся
о птицах зимой?».

2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,
наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и
воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
 Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр
мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет
синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».
3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
 Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап ­ заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая
среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о
птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод