Роль речи в психическом развитии ребенка. Роль речевой функции в психическом развитии ребенка

Татьяна Путинцева

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средство к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребёнка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.

Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.

В раннюю пору детства языка – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.

Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи, об этом говорил ещё Коменский

Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии языка.

Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать

обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка.

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении- таковы требования, которые должны предъявлены к воспитателю.

Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком, найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать -основная цель школы речи.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

Нелли Парамонова

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка . Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми .

Выделяют 3 функции речи :

Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими . Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития . Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка .

Развитие речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуления;

7 – 8,5 месяцев – лепет,

8,5 – 9,5 – модулированный лепет.

В 9 – 10 месяцев произносит отдельные слова.

Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка к концу первого года жизни. Примерно к середине второго года жизни в развитии речи происходит существенный сдвиг : он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. К 1,5 годам в активной речи используется примерно 100 слов, к двум годам – около 200 слов. Но индивидуальные особенности в развитии бывают различны .

Главное в этот период заключается не в количественном росте словаря, а в том, что ребенок начинает использовать слова в предложениях. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Нередко к четырем годам усваиваются все звуки родного языка. При нормальном развитии речи к 5 – 6 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков.

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка . Известно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся , обычно оказывается и наиболее ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде и во время родов, так и в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития : замедляясь, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности.

При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга, прежде всего, зависят от локализации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако, повреждения некоторых отделов мозга приводят к наиболее выраженным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых нарушений.

Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга : лобных, височных, теменных долей.

Рис. 1. Доли больших полушарий головного мозга

Среди причин, вызывающих поражение корковых отделов мозга, являются :

Интоксикация матери во время беременности

Токсикозы

Травмы мозга в первые годы жизни ребенка

Заболевания желудочно-кишечного тракта, так как нарушатся питание организма и коры головного мозга

Ранние органические поражения мозга с повреждением речевых зон впервые могут проявиться в 2 – 3 года в виде недоразвития речевой деятельности. В дальнейшем у таких детей формируется недоразвитие всех сторон речи , трудности в формировании зрительного и пространственного восприятия , нарушение интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушения памяти, внимания.

Легкие случаи поражения корковых зон могут проявляться наиболее отчетливо только в школе, когда к речевой функции предъявляются высокие требования.

Лобная доля отвечает за артикуляцию речи , письмо и движение.

1. Осуществляет регулирующую функцию речи . При недоразвитии ребенок отличается импульсивностью, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключаясь на побочные, несущественные раздражители. Лобная доля является центром артикуляции речи .

2. От артикуляции речи напрямую зависит письмо , здесь расположен центр письма. Поэтому в группах компенсирующей направленности мы проводим артикуляционную гимнастику. Рука – второй центр речи .

3. Развитие речевых зон идет параллельно с развитием тонких мелких движений пальцев рук.

При нарушении лобной доли у детей наблюдается так называемое «лобное поведение» . «Лобное» поведение – эйфория – повышенное настроение, неряшливость, апатия, полно снижение дистанции между людьми и чувство критики к себе.

Теменная доля включает стереогноз, мнестическую речь, праксис, гнозис, счет и чтение, осуществляет пространственную ориентировку, здесь усваиваются временные понятия, схема тела.

1. Для развития пространственной ориентировки предлагаются следующие виды заданий :

Обведение по трафарету фигуры человека (рисование, аппликация)

Составление фигур из частей

Закрепление понятий «правая рука» и «справа» , «левая рука» и «слева» . Затем эти понятия вводятся в активную речь детей. После этого понятия «вправо – влево» закрепляются на листе бумаги в рисунке.

Пространственная ориентировка закрепляется в рисовании, лепке, аппликации, использовании трафаретов, в обведении, раскрашивании. Необходимо развивать пространственное восприятие . Перед занятием показать, как ребенок должен держать карандаш, кисть, потом без зрительного контроля придать пальцам соответствующее положение.

2. Стереогноз – узнавание предметов наощупь. Закрепляется в играх : «Волшебный мешочек» (Что это? Форма, большой – маленький, гладкий – шершавый, мягкий – твердый, холодный – горячий. Определяем признаки предмета.)

3. Мнестическая речь (мнезис – память) .

Теменно-затылочные доли : праксис, гнозис.

1. Праксис – целенаправленные полуавтоматизирванные движения. При поражении – апрасксия, может быть нескольких видов :

Кинестетическая – не может выполнять артикуляционные движения.

Конструктивно -пространственная – тесно связана с пространственным восприятием , поэтому, для преодоления данных нарушений, предлагаются сборные картинки, строительный материал, мозаика, разрезные картинки из 2, 4, 6, 9 частей. На прогулке – конструирование из снега и песка .

2. Гнозис – узнавание. При нарушении – агнозия :

Зрительная – при нормальном зрении не может узнавать предметы и их изображение. Игры : «Чего не стало?» , «Что изменилось?» , «Соотнесение фигур и реальных предметов» , например , арбуз – круг, крыша – треугольник. «Определение предмета по части, по контурам» . В подготовительной группе – буквенный гнозис .

Слуховые – не узнает знакомые мелодии, звуки, шумы, голоса. Игры : «Скажи, что слышишь?» , «Кто что услышит?» , «Где звенит?»

Тактильные – не узнавание предметов наощупь. Игры : «Волшебный мешочек» , «Узнай букву» (из наждачной бумаги, пластмассы)

Височная доля – отвечает за фонематический слух, слуховое внимание.

Фонематический слух – это способность различать звуки. Мы учим различать звуки по различным признакам (твердости-мягкости, глухости-звонкости) . Предполагается несколько этапов :

1. Узнавание неречевых звуков (игрушки : бубен, колокольчик, погремушка, молоточек) . Игры : «Где звенит?» , «Что слышишь?»

2. Различение звука комплексов слов по высоте , силе, тембру. Игры : «Кто сказал «Ау?» , «Далеко или близко» , «Куклы плачут : тише-громче» . Сказки : «Три медведя» , «Теремок» , «Колобок» , «Дует ветер» , «Кукушечка» .

3. Различение слов-паронимов (близких по звуковому составу) : ком-том-дом, мишка-миска, коса-коза.

4. Слоговые ряды : сказать ребенку на ухо слог , он повторяет его вслух.

5. Различение фонем родного языка (использование звуковых сигналов из сказки «Теремок» : лягушка – звук [а], волк – [у], мышка – [и], медведь – [ы], лисичка – [о], зайка – [э].

Выделяют три уровня недоразвития речи :

Первый уровень характеризуется отсутствием речи как таковой . Это так называемые «безречевые» дети. У детей 4 – 5 лет словарный запас ограничивается лепетными словами, звукоподражаниями. Наряду с лепетными словами дети иногда употребляют общепринятые слова, но они так искажены, что оказываются непонятными для окружающих, родители часто говорят, что ребенок все понимает , но не говорит. Но понимание в данном случае ограничивается знакомой ситуацией.

Второй уровень характеризуется простой фразой, небольшим словарным запасом, нарушено произношение звуков всех групп , нарушение слоговой структуры слов и предложений.

Третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития фонетики , лексики и грамматики.

Для всех детей характерно нарушение психических процессов : памяти, внимания, восприятия ; навыков конструктивной деятельности .

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых , от того, как они говорят с ребенком , сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольников в усвоении языка. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи .

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.


С психологической точки зрения языковая способность рассматривается как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, с помощью которых он говорит в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами своего родного языка. В этом случае формирование речевого навыка показывает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации. При этом Е.Н. Негневицкая оценивал речевые навыки дошкольников по параметрам автоматизированности, устойчивости, способности быть перенесенными на новый речевой материал, произвольности вступления для управления содержанием высказывания; речевые умения - по параметрам целенаправленности, быстроты, неподготовленности, результативности в решении новых для человека коммуникативных задач. Их совокупная эффективность определяют успешность развития языковой способности дошкольников.

Механизма языкового умения выглядит следующим образом: ЗАДАТКИ - потребность - ОБЩЕНИЕ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ - "чувство языка" - языковая компетенция.

Языковая способность активизируется с раннего детства под воздействием с другими людьми. Этому способствуют биологические механизмы. По этому поводу высказывались многие исследователи. А.Р. Лурия в 1975 году писал: "Генетические корни языка следует искать вне языка", "в тех формах конкретных человеческих действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира, основных приемов общения ребенка с окружающими ".

Многие исследователи считают, что коммуникативная способность зависит о коммуникативной ситуации. Языковая компетенция связана с правилами построения предложений, а коммуникативная компетенция соотносится с правилами речевых действий. Соответственно, языковая компетенция характеризует владение нормами "речевых жанров", а коммуникативная отражает правила вербального и невербального общения. Сильно влияет здесь общение со сверстниками. Общение со сверстниками способствует переходу соответствующих способностей на другой уровень.

Итак, в процессе общения у ребенка младшего дошкольного возраста последовательно развивается языковая способность. Способность к речи свойственна человеку, так как он является общественным существом. Ее особенностью является отражение в языковых формах подлинных отношений, существующих в действительности. Поэтому предметная и познавательная деятельность является вторым после общения критерием развития языковой способности у дошкольников.

Несмотря на то, что социальные условия у детей могут быть схожими, дошкольники отличаются стратегией в овладении языком. По данным ученых есть дети с разной стратегией усвоения языка. Одни из них проявляют выше уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты, как говорил С.Н. Цейтлин; другие - скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов.

Кроме того, первые дошкольники не очень способны к имитации, а вторые, наоборот: на первом этапе развития речи они повторяют в основном нарицательные существительные и используют повествовательные конструкции. Позднее у обеих категорий детей возникают неосознанные языковые обобщения по поводу того, "как люди говорят". Они описывают чувство языка ребенка.

Выделяют два вида "чувства языка". Одно из них основывается на ассоциации, возникающие в памяти, другое возникает на подборке по аналогии. Первое сводится к преобладанию в речи канцеляризмов, второе - к появлению многих ошибок из-за неправильного переноса. Однако, многие ученые считают, что "чувство языка", основывается на аналогии, является более продуктивным. Чувство языка определяется уровнем компетенции. При этом, по данным Е. Кларк, дошкольники оценивают не собственное владение языком, а правила речевого поведения в коммуникативной ситуации. Это показывает, что ребенок оценивает не грамматическую правильность высказывания, а употребление его к месту, опирающуюся на знание вариативности грамматического компонента высказывания в разных речевых актах.

Однако чаще встречаются метаязыковые суждения, оценивающие не истинность сообщения, а соблюдение социальных норм и стереотипов, связанных с определенной ситуацией общения. В частности, это проявляется в способности переориентировать сообщение в зависимости от фоновых знаний собеседника, что возможно уже в пятилетнем возрасте.

ГЛАВА 3. Развитие речи в раннем возрасте

Роль речи в развитии ребенка

Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала или любой вокализации слово - это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, конечно же, общения.

Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь - это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга - мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь - в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около двух лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются и совпадают. По словам Л.С. Выготского, происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека. Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и речи, но и как единство общения и обобщения, коммуникации и мышления». Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни - вербальному, речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.

ГЛАВА 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста

ГЛАВА 2. Развитие познавательных процессов в раннем возрасте

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно