По артикуляционной гимнастике для детей. Самые детские игры. Упражнения для губ и щек

Школа Юрия Окунева

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы плотно поговорим о вашем голосо-речевом аппарате, и я приведу вам нехитрые упражнения для артикуляции, выполняя которые вы сможете развить дикцию на уровне с известнейшими дикторами и ведущими федеральных телеканалов. Интересно? Тогда давайте приступать!

Даже если ваша деятельность не связана непосредственно с выступлениями на публике, в любом случае у вас возникали ситуации, когда необходимо было взять на себя функции оратора.

Дайте угадаю! Вы презентовали свой проект перед руководством, представляли доклад на волнующую вас тему, приходилось проводить мероприятие или просто рассказывать интересную историю в кругу друзей.

Каждый, кто хоть раз оказывался на сцене под пристальным вниманием публики, знает, как важно уметь правильно и красиво донести свои мысли, чтобы речь запомнилась слушателям, чтобы вас услышали, правильно истолковали и восприняли как профессионала в своем деле.

Посоветую вам одну полезную книгу, которая заставила меня по-новому взглянуть на вопросы тренировки речевого аппарата и развития дикции. Это работа тренера ораторского искусства Евгении Шестаковой, которая называется «Говори красиво и правильно». Кто хочет пойти дальше, может ознакомиться с

Что такое артикуляция

Для начала давайте разберемся, что такое артикуляция и с чем её едят. Она представляет собой правильное воспроизведение звуков согласно принятым канонам речи при свободной, естественной работе голосо-речевого аппарата.

В правильном варианте каждый звук четко обособлен один от другого и отличается от своих «соседей по слову». Потому упражнения на артикуляцию в первую очередь направлены на отработку произношения каждого из имеющихся в нашем языке звуков.

Особенности выполнения

Каждое из приведенных ниже заданий тренирует мышцы голосового аппарата, улучшает их подвижность. Во время их выполнения вам нужно внимательно следить за тем, чтобы нагрузка направлялась на конкретные группы мышц, а незадействованные в процессе были расслабленными.

Да и вообще, главная задача для вас - постараться расслабиться. Необходимо, чтобы шейно-плечевой отдел работал свободно. Кроме того, важно выполнять всё не спеша, в замедленном темпе - тогда приведенные упражнения принесут вам наибольший эффект.

Перед основным комплексом, который, кстати, подходит и для взрослых, и для детей, и даже для дошкольников, обязательно нужно выполнять гимнастику для разогрева. Достаточно всего пяти-семи минут, чтобы подготовить мышцы для основных занятий, а результативность в таком случае возрастет в разы.

Артикуляционная гимнастика

Предварительный разогрев разделяется на тренировки разных речевых отделов.

Разминаем щёки

  1. По очереди втягивайте и раздувайте щёки.
  2. Поперегоняйте воздух из одной щеки в другую, после чего направьте его под нижнюю губу, затем под верхнюю.
  3. Напрягите щёки и попытайтесь вытолкнуть воздух изо рта.
  4. Втяните щёки и попытайтесь при этом сомкнуть и разомкнуть рот.

Разогреваем нижнюю челюсть

  1. Упритесь кулаками в нижнюю челюсть и давите изо всех сил челюстью на кулаки.
  2. Подвигайте нижней челюстью в разные стороны: сверху вниз, назад-вперед, по кругу.

Внимание на мягкое нёбо

  1. Зевайте, широко открывая рот. Прочувствуйте каждую мышцу, которая участвует в этом процессе.
  2. Зевайте, произнося при этом гласные.

Разминаем улыбку

  1. Сначала улыбнитесь, сомкнув зубы, напрягая при этом по максимуму ваши уста. После этого резко вытяните их в трубочку.
  2. Аккуратно и несильно немного покусайте свои губы - это обеспечит приток крови к ним.
  3. Натяните губы на зубы, а потом улыбнитесь так, чтобы они проскользнули по зубам.
  4. Подтяните верхнюю губу вверх так, чтобы верхний ряд зубов обнажился. Аналогично проделайте и с нижней.
  5. Пофыркайте. Да-да, как ёжик.

Разогреваем самую сильную мышцу в организме

  1. Вращайте языком по кругу, но не во рту, а в пространстве между зубами и губами.
  2. Аналогично, как описано выше, немного покусайте язык.
  3. Вытяните язык вперёд и похлопайте по нему губами.
  4. Попытайтесь достать языком подбородок и нос.
  5. Попереворачивайте язык, подержите его как можно дольше у верхнего нёба.

После артикуляционной гимнастики можно смело переходить к основному комплексу, так как речевой аппарат разогрет и готов к выполнению комплекса.

Задача 1. Клин клином вышибают

Данное упражнение помогает натренироваться четко выговаривать те буквы, с произношением которых у вас имеются проблемы. Например, отработка звука р. Откройте словарь и начните читать подряд все слова на эту букву.

Внимательно вслушивайтесь, как вы её произносите. Многократное повторение убирает затруднения, упрощает произношение. Эффект будет еще более ярким и быстрым, если вы будете записывать себя на диктофон, а затем прослушивать записи и исправлять недочеты.

Обращайте внимание на то, чтобы оставаться расслабленным во время выполнения и не зажиматься. Можно таким же образом проработать все основные согласные.

Задача 2. Выдыхаем правильно

Вы делаете короткий вдох носом, а после резко полностью выдыхаете через рот и говорите при этом: «Фу». Сначала потренируйтесь так, а потом замените «Фу» на «К» и «Г».

Задача 3. Только гласные

Эта техника позволит вам выработать навык воспроизводить гласные звуки единым потоком, и добиться того, чтобы согласные внутри были четкими и ярко выделенными. Возьмите стихотворение, которое вам по душе и читайте его.

Только способ будет немного необычным: выбросьте все согласные, оставив поток из гласных. Произносите получившиеся слова из гласных букв, намеренно немного протягивая их.

Постепенно возвращайте согласные, но уделяйте внимание их четкому выговариванию, при этом следите, чтоб поток гласных не терял своей звучности.

Не забывайте также о скороговорках - это самый стандартный и самый надежный способ работы над произношением и усовершенствования дикции.

Я планирую в ближайшее время тренироваться каждый день, и уверен, что через неделю буду приятно удивлен результатами. Чего и вам желаю!

Рассказывайте о своих успехах в комментариях под этой статьёй, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями.

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Для чего нужны артикуляционные упражнения?

У деток органы артикуляции, это язык, губы, зубы, развиты еще слабо и поэтому они не могут правильно произносить звуки. В процессе жевания, глотания и сосания развиваются крупные мышцы, а вот для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Развитию моторики органов артикуляции способствуют специальные упражнения, которые и называются артикуляционными.

Как и другие виды зарядок, зарядка для артикуляционных мышц должна проводиться утром (желательно), продолжительностью — до 5 минут, по 4 — 5 упражнений в комплексе, каждый день.

Дыхательные упражнения

Выполняя артикуляционные упражнения, включайте также упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического, оно имеет короткий вдох и медленный выдох. Упражнения по речевому дыханию развивают способность ребенка произносить длинные фразы и являются профилактикой заикания.

23 артикуляционных упражнения

1. Бегемотики

Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 — 4 раза.

2. Лягушки

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать в таком положении до счета «пять» (или 10), затем вернуть зубы в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.

3. Слон

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета » 5 или 10″, вернуться в исходное положение.

4. Лягушка — Слон

Чередовать упражнения под счет (раз — два, три — четыре).

5. Месим тесто

а) улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та;

б) пошлепать языком по губам пя-пя-пя;

в) закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

6. Блинчики

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5-10.

7. Змея

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3 — 4 раза.

8. Качели

Улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка вниз, на счет «два» — поднять язык вверх. Повторить 5 — 10 раз.

9. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Повторить 4 — 5 раз.

10. Часики

Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. повторить 5 — 10 раз.

11. Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счет, затем за верхними зубами. Повторить 8 — 10 раз.

12. Чашка

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять края и кончик языка. Удерживать язык под счет до «пяти» или «десяти». Повторить 4 — 5 раз.

13. Ежик

Совершить круговое движение языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

14. Киска

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» языка поднять к верхним зубам. Удерживать под счет, до 8.

15. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться. чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

16. Парус

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки верхних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 8 — 10 раз. опустить язык и повторить 2 — 3 раза.

17. Маляр

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов назад до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 8.

18. Индюк

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед — назад, произнося: была — была — была.

19. Грибок

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы рот был широко открыт.

20. Гармошка

улыбнуться, открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, опустить нижнюю челюсть вниз — вверх.

21. Комарик

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться произнести «дззззззз», протяжно, в течении 10 — 15 секунд.

22. Дятел

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться кончиком языка с силой » ударить» по бугоркам за верхними зубами и произнести звуки: д — д — д. Выполнять 10 — 20 секунд медленно, затем все быстрее и быстрее.

23. Заведи мотор

Улыбнуться, широко открыть рот. поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить «дын-дын-дын» (быстро-быстро).

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве