«Щелкунчик и мышиный король

Самая известная сказка Гофмана стала последней книгой, которую проиллюстрировал художник Валерий Алфеевский. Не нарушая литературной ткани произведения, он дал своё прочтение ЩЕЛКУНЧИКА и свою оценку героев. Алфеевский особо выделил маленькую девочку Мари, живущую в мире сказки, в мире поэзии. По воле писателя и художника читатель вслед за Мари перемещается по комнатам её родного дома, попадает на королевскую кухню, гостит у подданных любимого Щелкунчика и в конце концов на золотой карете уезжает на свадьбу в Кукольное царство, где отныне и останется жить Мари в награду за свою доброту, искренность и смелость.

Аннотация к изданию: май 2006 года (издательство "Азбука", ISBN 5-352-01863-6)


Однажды на Рождество Мари подарили удивительную куклу. Возможно, Щелкунчик был не особо привлекателен, но внутри у него билось бесстрашное и благородное сердце - сердце настоящего принца. История Щелкунчика, который победил самого мышиного короля, удивит детей и...

Великий немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман писал в начале XIX века, но его сказки любимы и в наши дни. Разве можно представить себе Рождество без "Щелкунчика" - самой жизнерадостной, светлой, остроумной сказки писателя?
Однажды на Рождество Мари подарили удивительную куклу. Возможно, Щелкунчик был не особо привлекателен, но внутри у него билось бесстрашное и благородное сердце - сердце настоящего принца. История Щелкунчика, который победил самого мышиного короля, удивит детей и взрослых неожиданными превращениями героев и напомнит, что под Рождество чудеса все-таки случаются.
Сказка "Принцесса Брамбилла" познакомит читателя с самым настоящим римским карнавалом и персонажами итальянских театральных представлений.

Аннотация к изданию: июль 2008 года (издательство "Азбука-классика", ISBN 978-5-91181-988-0)

В авторский сборник великого немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана включены сказочные повести "Щелкунчик и мышиный король" и "Принцесса Брамбилла", которые объединены темой рождественских праздников и единодушно признаны критикой и читателями шедеврами творчества автора.
На страницах гофмановских сказок встречаются детский домашний театр и игровая стихия римского карнавала, переворачивающая с ног на голову привычные отношения между людьми. За прихотливой чередой чудесных событий и фантастических персонажей обеих повестей незримо - а порой и явно - присутствует Автор, артистично и самозабвенно "играющий в литературу" и создающий виртуозные "отражения" Жизни и Искусства.

Аннотация к изданию: январь 2010 года (издательство "Эксмо", ISBN 978-5-699-12761-0)

В этой красочной книге вы найдете известную и всеми любимую сказку немецкого писателя Э. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" . В статье "О детских книгах" Белинский называет сказки Гофмана "чудными созданиями чудного гения", "единственными во всемирной, человеческой литературе... высокими образцами повестей для детского чтения", а их автора "самым лучшим писателем для детей". Сказке "Щелкунчик и мышиный король" без малого двести лет, но странное дело! Щелкунчик и маленькая Мари с тех пор нисколько не постарели, а мышиный король и его матушка Мышильда ничуть не подобрели.

Аннотация к изданию: январь 2011 года (издательство "Эксмо", ISBN 978-5-699-47646-6)

На Рождество Мари и ее брат получают в подарок игрушку, деревянного Щелкунчика, и от своего крестного узнают его историю. Оказывается, Щелкунчик не кто иной, как заколдованный принц и обрести свой прежний человеческий облик может лишь тогда, когда сразит Мышиного Короля и когда, несмотря на его уродство, его полюбит прекрасная девушка. Эта чудесная романтическая история о верности, любви и преданности пробуждает самые благородные и светлые чувства, и, несомненно, ее с удовольствием прочитают дети.

Аннотация к изданию: июль 2011 года (издательство "Эксмо", ISBN 978-5-699-49843-7)

Перед Вами книга из серии "Классика в школе", в которую собраны все произведения, изучаемые в начальной и средней школе. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков. В книгу вошли три сказки Э. Т. А. Гофмана в пересказе Л.Яхнина, изучаемые в средней школе.

Аннотация к изданию: май 2011 года (издательство "Астрель/АСТ", ISBN 978-5-17-073005-6)

В книгу вошли две классические сказки великого Гофмана, подлинные жемчужины немецкого романтизма.Они любимы и детьми, и взрослыми. Эти истории читают в разном возрасте, заново открывая для себя все их очарование.Романтика вымысла, изящество образов, "игрушечная" легкость колорита и неподдельная глубина эмоций.Таковы эти нестареющие сказки о любви и верности, дружбе и самоотверженной, искренней вере в мечту, которая однажды непременно станет явью.

Аннотация к изданию: май 2008 года (издательство "Профиздат", ISBN 978-5-255-01566-5)

Сказка "Щелкунчик и Мышиный Король" Э.Т.А.Гофмана (1776-1822) - одно из самых ярких произведений автора, которое называют шедевром детской сказочной прозы. Эта музыкально-художественно-поэтическая история о девочке Мари, Щелкунчике и Мышином Короле заставляет поверить в то, что искренность и самоотверженность получают великую награду, а любовь и доброе, отзывчивое сердце могут воплотить в жизнь самые заветные мечты.

Аннотация к изданию: ноябрь 2008 года (издательство "АСТ", ISBN 978-5-17-046589-7)

Это удивительная, таинственная,
добрая рождественская сказка.
Она познакомит вас с прекрасным
принцем, которого злая мышиная
королева превратила в уродливого,
но бесстрашного Щелкунчика,
и с девочкой Мари, которая своей
добротой разрушила злые чары.
Но главное, эта сказка напомнит
о том, что, если верить в чудо,
оно обязательно произойдет...

Аннотация к изданию: март 2007 года (издательство "Эксмо", ISBN 978-5-699-20667-4)

В 10-11 лет круг чтения детей значительно расширяется. Для того, чтобы обеспечить вашего ребенка необходимой литературой, мы создали серию книг для школьников, которая включает в себя все литературные произведения, изучаемые в 5-м классе.

- 45.50 Кб

Анализ сказки Гофмана Э.»Щелкунчик и мышиный король»

Замысел "Щелкунчика" родился в результате общения Гофмана с детьми своего друга Ю.Э.Г. Хитцига - Мари и Фрицем (недаром герои сказки носят их имена). Писатель частенько мастерил им к Рождеству игрушки, и среди них вполне мог быть, так называемый, Nubknacker.

В прямом переводе немецкое слово Nubknacker означает "раскалыватель орехов". Отсюда и нелепые названия первых русских переводов сказки - "Грызун орехов и царек мышей", или еще пуще - "История щипцов для орехов", хотя понятно, что у Гофмана это явно никакие не щипцы. Щелкунчик представлял собой популярную в те времена механическую куклу - солдатика с большим ртом, завитой бородой и косичкой сзади. В рот вкладывался орех, дергалась косичка, челюсти смыкались - крак! - и орех расколот.

В "Щелкунчике" нетрудно увидеть характерную для Гофмана двойственность сюжета. В чудесные события, которые происходят в ней, можно верить, а можно легко списать их на фантазию заигравшейся девочки, что, в общем-то, и делают все взрослые.

Говоря о композиции, отметим наличие сильных композиционных позиций, к которым традиционно относят начало и финал текста. Начало – как приглашение к разговору, финал – как вершина, позволяющая по-новому обозреть прочитанное. Так, рождественская атмосфера, заданная в начале «Щелкунчика и мышиного короля» Э.Т.А. Гофмана, накладывает особый отпечаток на все развитие сюжета. Сказка строится по принципу«рассказ в рассказе», которые соединены двумя персонажами – мастером Дроссельмейером и его племянником, молодым Дроссельмейером из Нюрнберга. На первом плане, в настоящем времени,перед глазами читателя разворачивается история о том, как Мари, дочь советника медицины Штальбаума, спасает Щелкунчика, заколдованного

молодого Дроссельмейера. В эту историю вкраплён рассказ из прошлого о том, как молодой Дроссельмейер превратился в уродца-Щелкунчика,–сказка о твёрдом орехе Кракатук и принцессе Пирлипат.

С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика. Главные герои произведения - Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари - маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она -единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце. Любовь Мари самоотверженна. Спасая Щелкунчика во время боя, она, обмирая от страха, бросила в мышей туфельку, а потом, плача, отдавала им своих любимых сахарных куколок, только бы они не трогали.

История Мари и Щелкунчика завершает и «отзеркаливает» историю Пирлипат и Щелкунчика. Злая фея Мышильда превратила красавицу Пирлипат в уродливое чудище. Молодой Дроссельмейер расколол для принцессы орех Кракатук, съев ядрышко которого, она возвратилась в свой облик красавицы. Но злая Мышильда превратила за это юношу в уродца-Щелкунчика. По обещанию короля, отца принцессы, герой,который расколдует Пирлипат, должен был получить её руку и королевство. Однако, когда бедный юноша предстал перед спасенной принцессой во всём своём безобразии, «принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала:

– Вон, вон отсюда, противный Щелкунчик!».

Мари увидела Щелкунчика в виде смешной и не очень складной игрушки. «Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо». Неожиданно попав в водоворот волшебных

событий, Мари спасла Щелкунчика и помогла ему победить Мышиного короля. Она узнала, что Щелкунчик – король волшебной кукольной страны. Услышав рассказ крёстного об орехе Кракатук, Мари поняла,что Щелкунчик и есть заколдованный молодой Дроссельмейер. Она

продолжала верить в это, когда все вокруг смеялись над ней.Однажды у Мари вырвалось вслух: «Ах, милый господин Дроссельмейер, если бы вы на самом деле жили, я не отвергла бы вас,как принцесса Пирлипат, за то, что из-за меня вы потеряли свою красоту!». После этой фразы она вдруг потеряла сознание, а очнувшись,узнала, что только что в гости к Штальбаумам приехал молодой племянник Дроссельмейера из Нюрнберга (то есть, к Щелкунчику возвратился его человеческий облик). Он благодарит Мари и просит её

руки. Сказка заканчивается рассказом об их свадьбе через год и о том,что «Мари, как говорят, ещё и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи,прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки».В литературоведческих работах, сказка«Щелкунчик и Мышиный король» представляет собой затейливые вариации на тему знаменитого сказочного мотива «Красавица и чудовище». В рамках сюжетной схемы «красавица и чудовище» обычно действуют три персонажа: героиня-красавица, отец,из-за которого красавица вовлекается в историю, и чудовище, которое оказывается заколдованным принцем и спасается красавицей.

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на

придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Гофман, с характерной для него виртуозностью и юмором, играет схемой «красавица и чудовище». Красавица Пирлипат превращается в чудовище. Молодой Дроссельмейер (в позиции «героя-красавца») расколдовывает чудовище Пирлипат. За это Мышильда превращает его самого в игрушку-уродца (позиция «чудовища»). Красавица Пирлипат

должна была бы спасти его в ответ, но она изгоняет его. Мари (в позиции

«героини-красавицы») находит Щелкунчика («чудовище») и расколдовывает его.

Красота Пирлипат – внешняя. Первое, что рассказывается о принцессе в сказке,– то, что у короля родилась красавица-дочь, и дальше описывается её лилейно-белое личико, лазурные глазки и золотые волосы. Сказка показывает, что внешняя красота ненадёжна и неблагодарна.

Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца,совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса.Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа»Но в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.

В истории Щелкунчика соприкасаются и взамодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря...». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а

само Рождество – со временем совершения чуда. Битва Щелкунчика и Мышиного короля происходит после того, как часы отбили 12,– число-символ времени, связанное с заданиями, часто тоже двенадцатью,которые должны быть выполнены,прежде чем герой сможет освободиться (по аналогии с двенадцатью подвигами Геракла,

например).

Прошлое (история Пирлипат и Щелкунчика) должно завершиться и разрешиться, «когда приходит срок»,– в настоящем (время истории Мари и Щелкунчика). И в самом настоящем тоже сосуществуют два разных времени: дня (мир обыденной жизни семейства советника медицины Штальбаума) и ночи (когда действуют мыши и куклы, свидетелем и

участником чего становится Мари).Все эти миры и времена связывает между собой Христиан Элиас Дроссельмейер. В прошлом он был придворным часовых дел мастером и чудодеем при дворе отца принцессы Пирлипат. В настоящем он является крёстным Мари, старшим советником суда и «великим искусником», умеющим чинить часы и создавать удивительные механические подарки для своих друзей. И в прошлом, и в настоящем, и среди людей, и среди кукол Дроссельмейер выступает как мастер времени и чудес.

Образ Дроссельмейера проявляется и как доброе, и как злое начало. Часто он воплощается в облике человека – волшебника,старца,сказочника, иногда в образе сверхъестественных существ –например, гномов,эльфов,леших и т. д., в целом ряде сказок – в облике волшебного животного, которое ведет себя и разговаривает, как человек.

Обычно «дух» появляется, когда герой находится в отчаянном положении и сам не смог бы из него выбраться без какого-то дополнительного знания или идеи (которые являются, по Юнгу, «духовными функциями»).

В полном соответствии с этим, мастер Дроссельмейер впервые возникает в «Щелкунчике» как «маленький темный человечек с большим ящиком под мышкой», прошмыгивающий через прихожую Штальбаумов в сочельник. В виде маленького кукольного человечка Дроссельмейер появляется и исчезает в дверях сделанного им для Мари и Фрица кукольного замка. Именно его Мари неожиданно видит сидящим на часах вместо совы перед битвой кукол и мышей.Дроссельмейер рассказывает Мари сказку о принцессе Пирлипат и как бы «ведёт» её через события: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты, как и Пирлипат, прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством. Но много придется тебе вытерпеть, если ты возьмешь под свою зашиту бедного уродца Щелкунчика! Ведь мышиный король стережет его на всех путях и дорогах.

Знай: не я, а ты, ты одна можешь спасти Щелкунчика. Будь стойкой и преданной».

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему.Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари,чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей,прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о

том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли,он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убъет Мышиного короля.

Красавица – человек из мира реального, чудовище – существо из мира условного, сказочного, которое благодаря красавице вернется в мир реальный. В состоянии «чудовища»,

его пол вообще может быть определен как «оно».Когда красавица жалеет чудовище, принимает его в его безобразном виде и добровольно вслух признается в своей привязанности и любви к нему и они соединяются в браке, замыкается круг – двое соединяются в одно. Именно такова традиционная концовка многих волшебных сказок. И именно поэтому человечество так любит “happy end”, истории со счастливым концом, который возвращает нас к нашему истоку, к целостности.

Есть в сказке Гофмана и ещё одна пара – Щелкунчик и Мышиный король.

В сказке «Щелкунчик и мышиный король» Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как

совсем рядом сосуществуют и взаимопересекаются миры и времена.Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза»,и кто в состоянии увидеть «...всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

Описание работы

Замысел "Щелкунчика" родился в результате общения Гофмана с детьми своего друга Ю.Э.Г. Хитцига - Мари и Фрицем (недаром герои сказки носят их имена). Писатель частенько мастерил им к Рождеству игрушки, и среди них вполне мог быть, так называемый, Nubknacker.
В прямом переводе немецкое слово Nubknacker означает "раскалыватель орехов". Отсюда и нелепые названия первых русских переводов сказки - "Грызун орехов и царек мышей", или еще пуще - "История щипцов для орехов", хотя понятно, что у Гофмана это явно никакие не щипцы. Щелкунчик представлял собой популярную в те времена механическую куклу - солдатика с большим ртом, завитой бородой и косичкой сзади. В рот вкладывался орех, дергалась косичка, челюсти смыкались - крак! - и орех расколот.

Название произведения: Щелкунчик и мышиный король
Гофман Эрнст Амадей
Год написания: 1816
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Щелкунчик - заколдованный принц, Мари - девочка, которой крестный подарил Щелкунчика, Фриц - брат девочки, Дроссельмейер - крестный детей, мышиный король .

Погрузиться в волшебный мир детской фантазии поможет краткое содержание сказки «Щелкунчик и мышиный король» для читательского дневника, на основе которой был создан один из самый известных балетов и множество мультипликационных фильмов.

Сюжет

Мари и Фриц получают подарки в новогоднюю ночь. Среди них девочка замечает Щелкунчика, некрасивую куклу. Забавляясь с ним, Фриц ломает ему челюсть. Мари перевязывает кукле голову платком. Ночью она видит, как игрушки ведут бой с мышиным королем и его армией. Дроссельмейер рассказывает девочке сказку про принца Щелкунчика. Мари помогает ему победить в схватке с королем мышей. Утром она понимает, что видела сон. К ним домой приходит племянник Дроссельмейера - Щелкунчик - и просит руки Мари.

Вывод (моё мнение)

Внутренняя красота важнее внешней, и доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу среди прочих и испытала симпатию к заколдованному принцу из-за его доброй души. Любовь помогла ей быть храброй и решительной и не бояться мышиного короля. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол.

Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик». Многие из нас знакомы с этой сказкой с раннего детства, другие узнали о ней благодаря мультфильмам или посещению балета. Так или иначе, история принца, превращенного в игрушку, известна практически всем. Давайте же поговорим об этом произведении подробнее.

О произведении

Сказку-повесть «Щелкунчик» Гофман опубликовал в 1816 году в сборнике «Детские сказки». При создании произведения на писателя большое влияние оказали дети его друга, которые носили имена Мари и Фриц. Именно так Гофман назвал своих главных героев.

«Щелкунчик»: краткое содержание. Завязка

На дворе 25 декабря, дети Штальбаума, советника медицины, Мари и Фриц сидят в своей спальне и ждут подарков, которые стоят под елкой в гостиной. Девочка с нетерпением хочет узнать, что же в этом году придумает для нее крестный - он мастерил своими руками для Мари на каждое Рождество игрушку. Однако девочка понимает, что подарки родителей намного лучше, так как их не забирают сразу после праздника.

Под елкой дети находят множество подарков. Среди прочего Мари замечает игрушку, предназначенную для разгрызания орехов, которая была выполнена в виде щегольски одетого человека. В этот момент мы знакомимся с главным героем сказки «Щелкунчик». Краткое содержание, к сожалению, не может передать радость девочки при виде этой игрушки. Мари взяла его под свою опеку и давала разгрызать только самые мелкие орехи. Однако Фриц специально подбирал самые большие и твердые, что привело к повреждению игрушки. Тогда девочка спрятала Щелкунчика от Фрица и постоянно носила с собой.

Появление Мышиного короля

Продолжаем описывать краткое содержание «Щелкунчика». Однажды вечером Мари слишком долго играет в куклы. Ее брат уходит спать, девочка остается в комнате одна. Когда часы бьют полночь, в гостиной начинается приглушенное шуршание, отовсюду появляются мыши. Из-под пола выбирается огромная семиглавая мышь в коронах - Мышиный король. Мари в испуге прижимается к стене. На нее начинает наступать мышиное войско.

Мари разбивает дверцу шкафа, чем пугает грызунов. Но разбитый шкаф тут же начинает светиться. Игрушки оживают. Щелкунчик собирает войско и ведет его в бой с мышами.

Начинается сражение. Поначалу армия игрушек продвигается успешно вперед. Но постепенно мыши начинают одерживать победу. Игрушки несут большие потери, а их генералы отступают. Щелкунчик оказывается в лапах противника. Мышиный король бросается на него, но Мари, желая спасти любимую игрушку, кидает туфлей прямо в предводителя грызунов.

После этого девочка теряет сознание.

Сказка

Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).

Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.

Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.

«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.

Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.

Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.

Мучения Мари

Мари считает, что эта история произошла на самом деле. Теперь она понимает, почему Щелкунчик и Мышиный король должны были сразиться. К девочке приходит Мышиный король и начинает ее шантажировать, требуя сахарных куколок и марципаны. Тогда Фриц предлагает сестре одолжить на время кота у булочника, а отец просит просто расставить мышеловки.

Мышиный король снова мучает Мари. Он просит, чтобы она отдала ему красивое рождественское платье и книжку с картинками. Тогда девочка жалуется Щелкунчику - скоро ничего у нее не останется, и тогда ей придется отдать себя саму. После этого игрушка оживает и просит ни о чем не волноваться и достать для него саблю. Следующей ночью Щелкунчик вызывает Мышиного короля на бой, одерживает победу и приносит Мари его семь корон.

Развязка

Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.

Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.

Героиня сказки «Щелкунчик»

Мари - маленькая девочка, которая полна сострадания, доброты, решимости и смелости. Она единственная, кому удается разгадать истинную сущность Щелкунчика. Именно поэтому Мари берет игрушку под свою защиту. Искренние чувства девушки спасают главного героя.

/ / «Щелкунчик и мышиный король»

Дата создания: 1816.

Жанр: повесть-сказка.

Тема: столкновение добра и зла.

Идея: добро должно торжествовать.

Проблематика. Отвага и смелость, сопутствующие добру, обеспечивают его победу.

Основные герои: Мари, Щелкунчик, Мышиный король.

Сюжет. Накануне Рождества в доме Штальбаумов вовсю идет подготовка к празднику. Очень ждут наступления праздника мальчик Фриц и девочка Мари. Они гадают, какого же подарка нынче можно ожидать им от крёстного Дроссельмейера, человека с фантазией и рукодельника. Он, будучи старшим советником в суде, нередко занимался починкой часов в их доме. Мари хотелось получить озеро с плавающими в нем лебедями или сад. Фриц отдавал предпочтение подаркам от родителей, более практичным, пригодным для игры.

Наконец наступил вечер, и детвора подошла к украшенной ёлке, увешанной подарками. Крёстный Дроссельмейер смастерил дивный замок, в котором танцевали куклы. Правда, движения их были однообразны, и в сам замок проникнуть не представлялось возможным, поэтому замок скоро наскучил детям. Когда подарков на ёлке и под ёлкой не осталось, Мари заметила Щелкунчика. Эта некрасивая на вид кукла пришлась девочке по душе. Фриц при помощи Щелкунчика стал колоть орехи, отчего тот лишился пары зубов, и Мари стала заботиться об этой игрушке. К ночи все игрушки уже находились в застекленном шкафу, возле которого Мари замешкалась, устраивая в нём своего Щелкунчика, и неожиданно она оказалась в центре сражения. Мыши, возглавляемыми своим королем о семи головах, бились с куклами, которыми руководил Щелкунчика. Армия кукол была разбита, и зубы короля угрожали уже Щелкунчику... Но Мари проявила инициативу: что есть силы запустила она в семиглавую тварь своим башмачком.

Девочка проснулась в своей кровати, но локоть ее был поранен, а стекло шкафа разнесено вдрызг. Ее повествование о ночной баталии вызвало у всех недоверие. Крёстный починил Щелкунчика и поведал Мари историю о принцессе Пирлипат, превращенной из красавицы в уродину злобной королевой Мышильдой. Сделала королева это в отместку за изведенную мышеловками родню (а мыши уничтожили все сало, назначенное для колбас королевского стола). Утешалась принцесса тем, что щелкала орехи. Придворный часовщик Дроссельмейер совместно с придворным звездочетом просчитали гороскоп Пирлипат. Оказалось, былой облик вернётся к ней при помощи ядрышка ореха Кракатук, который подаст ей юноша, не знавший бритвы и не носивший обуви. По приказу короля часовщик и звездочет пустились искать необходимое для спасения принцессы. Только через пятнадцать лет были найдены и подходящий орех, и подходящий юноша. И то, и другое находилось в доме брата Дроссельмейера. Принцы один за одним ломали зубы об орех Кракатук. Король дал слово отдать руку своей дочери тому, кто спасет его дочь. И тогда появился племянник часовщика. Орех был расклот, съеден принцессой, и преображение в красавицу состоялось. Но жениться племяннику на принцессе не суждено, так как он споткнулся о Мышильду и стал Щелкунчиком. Вся компания спасателей была изгнана королем. Звездочет предрек Щелкунчику стать принцем в случае его победы над мышиным королем и любви к нему красивой и доброй девушки.

Неделя прошла, и Мари поправилась. Она стала пенять крёстному, что он не оказал помощи Щелкунчику. Дроссельмейер загадочно отвечал девочке, что только в ее силах помочь Щелкунчику.

Мышиный король не оставлял Мари в покое. Он требовал у нее сласти, иначе грозился навредить Щелкунчику. Присутствие в доме мышей очень обеспокоило родителей Мари. А требования мышиного короля росли в своей наглости. Ему понадобились книжки и одежда Мари. Девочка взяла Щелкунчик и горько заплакала. Ей ничего не жаль, но когда у неё все закончится, мышиный король доберется и до нее. Вдруг Шелкунчик заговорил. Он утешил девочку, обещая защитить её. Однако ему нужна сабля. Саблю обеспечил Фриц. Щелкунчик явился к Мари ночью. Сабля его была в крови. Он принес ей семь золотых корон. А затем он пригласил ее в свое сказочное царство. Отправной точкой пути в это царство послужила лисья шуба отца. И вот Мари уже с сёстрами Щелкунчика, она занята с ними хозяйственными делами... И тут девочка проснулась.

Взрослые не приняли всерьёз рассказ Мари. Относительно корон крёстный объявил, что он подарил их Мари, когдаей исполнилось два года. Он не признавал племянника в Щелкунчике, который игрушкой находился в шкафу. Отец в сердцах пообещал кукол выкинуть, и Мари решила промолчать о событиях своей жизни.

Но как-то раз в дом к ним вошел племянник Дроссельмейера. В разговоре с Мари с глазу на глаз он признался ей, что бытность его Щелкунчиком окончена, и предложил ей руку и сердце, а заодно корону сказочного царства. Так Мари стала королевой.

Отзыв о произведении. Сказка очень интересная, несколько страшная, как все сказки Гофмана, с глубоким подтекстом.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно