Социальное положение ольги ильинской и агафьи пшеницыной. Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов. Отношения с Обломовым

(375 слов) В произведении Гончарова «Обломов» мы знакомимся с двумя центральными женскими образами: Ольгой и Агафьей. Несмотря на то, что с главным героем их обеих связывают романтические отношения, каждая из них уникальна своей неповторимой натурой. Контраст, который возникает между персонажами, не только дополняет художественную картину романа, но и позволяет читателю увидеть личность Обломова с двух разных перспектив.

Начиная с портретной характеристики героинь, автор подчеркивает очевидную разницу между ними. Ольга предстает перед нами, как молодая красивая девушка с утонченными чертами лица, благодаря которым Обломов и обратил на нее внимание. Стройный силуэт и легкая походка являются ключевыми атрибутами, дополняющими внешний облик Ольги, в то время как внешность Агафьи не была исключительной. Будучи полноватой женщиной средних лет, она не выделялась на фоне других. Именно поэтому автор отзывается о ее лице, как о «простом». Однако физиологические различия только обрамляют сравнение двух девушек, полное контрастов. Расхождения продолжаются и в их образе жизни, который формируется, основываясь на их социальном статусе. Как мы знаем, Ольга ­­– это молодая дворянка, которая имеет небольшое имение. Можно сказать, она находится буквально в начале своего жизненного пути, именно поэтому ее привлекают движение и приключения. Гончаров говорит, что она полна энергии, которой заряжает всех вокруг. Агафья, напротив, жена покойного чиновника, которая осталась с двумя детьми. Весь доход ей обеспечивает скот, который она держит при доме. Несмотря на то, что женщина она хозяйственная и активная, и постоянно находится при деле, она не стремится к собственному интеллектуальному развитию: не посещает театры, литература ей не интересна, плохо пишет по-русски. Агафья несет в себе образ домашней женщины, современной домохозяйки. А Ольга олицетворяет русскую аристократию девятнадцатого века.

Различия в образе жизни и характерах объясняют натуру Обломова, которая раскрывается в его взаимоотношениях с ними. Будучи вместе с Ольгой, герой заряжался энергией, у него появлялось желание участвовать в кипящей жизни высшего общества. Но ему не удалось долго продержаться. Вернувшись к своей ленивой обыденности, он стал обременять девушку. Ритмы жизни героев попросту не совпадали, поэтому их отношения были заведомо обречены. Обломову нужен был тот, кто будет заботиться о нем, как это делала когда-то мать; тот, кто не будет менять рутину. Именно это он нашел в Агафье. Женщина стала для него хранительницей очага. Она сдувала с него пылинки, хлопотала по дому и относилась к нему, как к барину. В отношениях с ней он нашел ту «обломовщину», о которой мечтал.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему остался с Агафьей Пшеницыной - «простой бабой», а не с божественной Ольгой?

Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.

По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов «испугался» Ольги, ее требовательной любви.

Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов,- полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.

Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.

Иннокентий Анненский писал: «Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

В романе «Обломов» любовь - основа. Это чувство развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство - любовь. Но с какими разными началами, стремлениями.

Любовь Ольги Ильинской духовная, «оживляющая», нравственная, - следовательно, должен быть нравственный результат. Но любовь эта - мечта, предмет любви Ольги - образ Обломова в будущем, а не настоящий Обломов. Ольга руководит чувствами Ильи Ильича, направляет их в нужное ей русло. Ольга - человек тонкой духовной и нравственной организации, человек, который идет по пути долга и уважения, человек, который не знает бурных и разрушающих страстей. Она программирует, мечтает, что «он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..

Она даже вздрагивала от гордого радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Добролюбов и Писарев приветствуют Ольгу Ильинскую, как образ «новой, мыслящей женщины, устремленной в будущее».

Анненский же, говоря о чувстве Ольги к Обломову, пишет следующее: «Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь». Да, Ольга знает другой путь, путь нравственный, основанный на уважении, а это значит, что надежный.

Ольга из любопытства посмотреть, есть ли у Обломова душа, спела и затронула живые струны. Ведь прекрасное было доступно им, так как у Обломова была живая душа и чуткое, теплое сердце.

Обломов влюбляется в Ольгу. Это чувство такое неуклюжее, незнакомое, такое неоформленно детское, такое послушное, стыдливое, чувство благоговения. Мысли Обломова путаются, сбиваются, в него вливается что-то новое, живое. Он смотрит на Ольгу, «как смотрят в бесконечную даль, в бездонную пропасть, с самозабвением, с негой». Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать.

У Ольги же все наоборот. В силу своей нравственности, окрыленной мечтой, которая заключается в «оживлении» Обломова, она взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича и берет на себя трудную роль - роль «путеводной звезды». Ольга пытается «поставить Обломова на ноги», научить действию, вывести из покоя и лености. Все это просчитывается в голове Ольги, и поэтому-то, наверное, на многие вопросы чувств она пытается найти ответы в своей голове.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает «червь неуверенности и лености» и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на «страже», всегда поможет, всегда научит. Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Об-ломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

И вот оно, это противоречие!!! Ольга видит в своих мечтах

деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку, то есть «они выдают то, что говорит сердце, а голос сердца проходит через воображение». Только, увы, воображают они по-разному. Обломов не учится любить, не понимает, чего хочет от него Ольга, а стремится к своей идиллии, пытаясь поскорее покончить с «требованиями Ольги».

И Обломов постепенно понимает, что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. В силу его идиллического воспитания любовь Ольги для него превратилась из «радужной» в «требующую». Он тяготится ею: Обломов начинает чаще обедать дома, ездить в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: «Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...»

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

И происходит разрыв. С одной стороны, из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял. Анненский писал по поводу этого разрыва следующее: «Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает.

Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити».

Тот же Анненский пишет по поводу Ольги: «Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Так понимает это Ольга». Но у Обломова свое понимание. И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: «...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..»

Но для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. Это - обломовщина. Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

А какова же любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной? И любит ли ее Обломов?

Пшеницына - другой тип женщины. У нее другое воспитание, другой образ мыслей. Она простая, вся душа ее сосредоточена в хозяйстве. Агафья Матвеевна добрая, верная жена, но к будущему героя не ведущая.

Пшеницына любит Обломова без всякой внешней идеи, принимая его таким, каков он есть. Она любит человека, а не личину и не будущего Илью Ильича. И ее любовь намного естественней, задушевней и проще. Агафья Матвеевна просто добрая, преданная, заботливая. И любовь свою она выражает, как может, как позволяет ей ее воспитание: штопает рубашки, печет пироги. Она по-своему старается облегчить жизнь Обло-мову и делает для этого все, что может. В ее понимании, если человек накормлен, то он счастлив, и мы не можем осуждать ее за это. Каждый по-разному понимает счастье. Гончаров пишет о чувствах Пшеницыной: «Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому. Да и никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий.

Да, у Агафьи Матвеевны не было высоких идей, но ей было дано умение просто любить. Возможно, что она была исключением в своей среде, так как она обрела понятие, понятие такого чувства, как любовь. Просто выразить его не умела по-другому, кроме как печь пироги. Но главное в том, что оно было ей доступно».

Критик Григорьев в 1859 году писал: «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви которой противопоставлено душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне - это соединение обломовского образа и духа жизни».

А что же Обломов? Что же для него Пшеницына? Чувство это не духовное, оно не перерождает «героя, не затрагивает» в нем духовное, а скорее является физической, в нем нет «нравственной искры». А потому быт Агафьи Матвеевны так близок к его идиллии, а сама она такая простая, не требует ничего.

Все это расслабляет, успокаивает, Обломов постепенно засыпает, на него часто находит «тупая задумчивость».

И отношение Обломова к Пшеницыной совсем другое - физическое. Если Ольга - это ангел, на которого он смотрит с благоговением, то на Агафью Матвеевну он смотрит, как «на горячую ватрушку». И он сам не смеет сравнивать чувства к Ольге и к Агафье Матвеевне, говоря, что любовь Ольги можно сравнить только с жизнью в раю.

И мир Пшеницыной - это продолжение того, обломовского мира. Здесь, на Выборгской стороне, живя с доброй, хорошей женщиной, простой и заботливой, Обломов находит «тот покой, довольство и безмятежную тишину».

В романе написано: «...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой».

В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нем жизнь, действие, то есть с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство не продвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало.

Разница между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной мастерски изображена Гончаровым, начиная с портретной характеристики: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки... Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие...». Автор не давал такого подробного описания внешности Ольги, как будто желая подчеркнуть, что главными в ней были не внешние качества.

В облике Агафьи Матвеевны автор (значит, и его герой) отмечает «крепкую здоровую грудь», полные белые руки с круглыми локтями, пышную фигуру, обтянутую платьем. «У неё простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» И действительно, Агафья Матвеевна была доброй, сердечной, порядочной женщиной, она так заботилась об Илье Ильиче, что готова пожертвовать ради него многим. Например, отнесла в ломбард свои украшения, чтобы барин ни в чём не нуждался. На вопрос Штольца о долговой расписке (мошеннической подделке её брата и Тарантьева, про которую Агафья не знала) она простодушно ответила, что барин ей ничего не должен, хотя давно уже кормила его за свой счёт.

Однако душевные качества этой героини автор не выдвигает на первое место, и в повествовании преобладают бытовые и физиологические подробности, которые важны для главного героя. Это соблазнительные плечи, полные руки с круглыми локтями, которыми Обломов любовался «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Эта женщина вносила покой, умиротворенность в его душу, и он чувствовал благодарность к ней за удивительную атмосферу уюта, так напоминающую привычный и милый обломовский быт.

Агафья Матвеевна была трудолюбивой хозяйкой, и она готова ежеминутно служить человеку, которого всем сердцем полюбила. Её невозможно представить отдыхающей, и Обломову нравилась её неутомимость. Его также очень устраивало, что от него ничего не требуют, ничем не докучают, зато о нём неустанно заботятся. Любовь и жертвенность всегда рядом в жизни простых русских женщин, и Агафья Пшеницына – одна из них. Она не дворянка и не крестьянка («чиновница»), и зарабатывает себе на жизнь сдачей комнат постояльцам, выполняя много разной работы для квартирантов и для своей семьи. У неё обывательские взгляды на отношения мужчин и женщин, но когда она поняла, что полюбила Обломова, она готова на любые жертвы ради него, забота о нём стала смыслом её жизни.

Во многом похожа на Агафью Матвеевну её верная помощница Анисья, жена Захара, с которой хозяйка очень подружилась. Они обе очень трудолюбивы, к работе относятся не как к изнурительной, тяжёлой обязанности, а как к привычному и необходимому условию жизни, что было полной противоположностью взглядам на труд в Обломовке. Анисья была «проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой... и цепкими, никогда не устающими руками». Ленивому и ворчливому Захару, который с женой иногда разговаривал грозно и гневно, пришлось признать, что «Анисья – умнее его!» И поэтому все недоразумения с барином решала именно Анисья, которая так заговаривала Обломова, стрекоча без остановки, что он в недоумении успокаивался.

Автор отмечает взаимную симпатию Агафьи Матвеевны и Анисьи. «Если есть симпатии душ, если родственные сердца чуют друг друга издалека...», то таким примером является дружба этих женщин, которая свидетельствует также о доброте и душевности Агафьи Матвеевны. Да и как ей не ценить свою помощницу, если с её появлением всё в доме засияло чистотой и везде наведён порядок! Так Анисья стала «великой сподручницей» в хозяйских распоряжениях, а Агафья Матвеевна нашла «у себя место в сердце» для Анисьи, которая тоже поняла, что отныне она вместе с хозяйкой будет участвовать во всей жизни дома. «Две женщины поняли друг друга и стали неразлучны»: они делились секретами во всём, что было внесено в быт людей наблюдательными умами и вековым опытом.

Как все простые женщины, Анисья не только любознательна, но и любопытна, ей интересна жизнь барина, однако она не станет заниматься пересудами и в любой момент готова отстоять честь хозяина, если кто-либо рискнёт сказать лишнее.
Когда Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне, Анисья окончательно утвердила своё положение в доме Пшеницыной, и «взаимное влеченье Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». «Агафья Матвеевна выросла, Анисья расправила свои руки, как орлица крылья, и жизнь закипела и потекла рекой». Если так нужно для семьи, то Анисья и спать не ляжет, только бы всё было прилично, как хочет барин. И кухня стала «палладиумом деятельности великой хозяйки и её достойной помощницы», под пристальным оком которой находился весь дом, где распоряжалась её «проворная, всесметающая рука».

Образы женщин, вблизи которых протекает спокойная жизнь Обломова, введены автором не случайно. Читатель видит, как благотворно влияет любовь на души тех, кто способен любить самоотверженно, кто не боится труда, а окрылённые женщины готовы на многое. Работа их как будто раззадоривает, и глаза сияют ярче. Образы Агафьи Матвеевны и Анисьи помогают ещё отчётливее увидеть яркую противоположность на их фоне, барина Илью Ильича, и то разрушительное воздействие, какое оказали на Обломова воспитанные с детства лень и барство. Его не воодушевила на «подвиги» даже любовь Ольги, он страдал от необходимости каждый день прилагать усилия, когда давно уж надоело ему просто из дому выходить. Обломов не захотел и не смог работать над собой, менять себя и свой привычный образ жизни. А в доме Пшеницыной многое напоминало ему детство в Обломовке, когда можно любоваться чужим трудом, оставаясь в покое, ощущая при этом заботу и любовь.

Агафья Матвеевна боготворит человека, изменившего всё в её судьбе, считает его особенным, благородным и изнеженным дворянином, который одарил её своим вниманием. Вместе с любовью расцветала душа этой простой женщины, Агафья Матвеевна росла духовно, вызывая удивление своим преображением у тех, кто знал её раньше. Теперь она способна отстоять своё право на счастливую семейную жизнь, и брат с семьёй вынужден съехать, а Агафья Матвеевна живёт в мире и согласии с самым дорогим для неё человеком. Она приняла в нём всё (Ольга же сделать этого не смогла даже по просьбе Ильи Ильича: «прими меня таким, какой я есть»).

Агафью не раздражали бездеятельность, сонливость, лень Обломова, а его тихий, спокойный нрав и его образ жизни признала она за идеал. Эта женщина считала, что «бог вложил в её жизнь душу», когда появился в её доме Илья Ильич. Выйдя за него замуж, она по-новому стала осознавать себя, так как «теперь уже она знала, зачем жила». И даже после смерти Обломова, оставаясь вечно неутешной, Агафья Матвеевна понимала, что «на всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших как одно мгновение семи лет».

Сына Андрюшу Агафья Матвеевна любила не меньше, чем его отца, но мудро рассудила, что Штольц и Ольга сделают для его воспитания гораздо больше, чем она. И в конце романа автор сообщает о её сближении с Ольгой Ильинской, но не только по причине их общей заботы об Андрюше. Оказывается, их «связывала общая симпатия, одна память о чистой как хрусталь душе покойника».
Так, вначале бесконечно далёкие и разные женщины становятся ближе, благодаря способности сильно и самоотверженно любить, хотя судьба и жизнь повели их различными путями.

Меню статьи:

Образ Ольги Ильинской заметно выделяется на общем фоне персонажей романа. Благодаря своей честности, искренности и благородству девушка у многих ассоциируется с ангелом, сошедшим с небес на землю.

Происхождение Ильинской и ее семья

Ольга Сергеевна Ильинская была потомственной дворянкой. Родители ее умерли, и ее взяла на воспитание тетка. Автор не рассказывает, в каком возрасте Ильинская стала сиротой. Единственное, что известно: это случилось после того, как девочке исполнилось 5 лет. (Когда Ольге было 5, ее отец вместе с ней выехал из их поместья).

Имение Ольги было некоторое время под залогом, но на момент, когда разворачиваются основные события, все документы были приведены в порядок, и девушка уже могла жить в своем имении. Имение Ильинских не отличалось хорошим состоянием, но имело выгодное расположение, что было перспективным для его восстановления и развития.

Предлагаем ознакомиться с человека, отличающегося ленью и апатией к жизни, в романе И. Гончарова “Обломов”.

Семья Ольги немногочисленна – она была единственным ребенком в семье, поэтому у нее нет братьев или сестер. Единственной родственницей девушки является ее тетя, Марья Михайловна. У тетки ни мужа, ни своих детей – Ольга заменила ей семью.

Между теткой и племянницей возникли доверительные отношения, но Ольга не всегда и не все готова обсуждать с теткой. Так, например, она утаивает подробности их взаимоотношений с Обломовым, но делает это не потому, что не доверяет именно Марье Михайловне, а потому, что не готова обсуждать эту ситуацию с кем-либо.

Досуг

Роль женщины в обществе в то время была ограниченной. Для представительниц женского пола благородного происхождения была закрыта дорога к какой-либо службе. Женщины в то время занимались ведением домашних дел и воспитанием детей.

Как и все женщины, Ольга активно занимается рукоделием – она часто вышивает, ей нравится это занятие, ведь увлекает процесс создания необычных узоров.

Досуг Ольги не ограничен только рукоделием: в свободное время девушка не пренебрегает книгами. Ей нравится узнавать что-то новое, однако еще больше Ольге нравится слушать рассказы и пересказы книг.

Именно из-за этого Обломов начинает активно читать книги – благодаря пересказам сюжета, ему удается привлечь внимание возлюбленной к своей персоне и долгое время удерживать его.

Также Ильинская обожает театр – ее увлекает игра актеров. Девушка никогда не упускает шанс увидеть представление.

Ольга, как и основная масса дворян, умеет играть на музыкальных инструментах. Вдобавок к этому, у нее развит музыкальный слух, девушка хорошо поет, аккомпанируя себе на фортепиано.

Внешность Ильинской

Ольга Сергеевна – девушка, обладающая приятной, располагающей к себе внешностью. Окружающие считают ее красивой и милой девушкой. У Ольги приятные серо-голубые глаза, в них всегда можно найти что-то доброе и ласковое.

У Ольги брови разной формы. Одна из них всегда изогнута – как раз в этом месте заметна небольшая складка – по мнению автора, это указывает на упорство девушки. В целом же ее брови не были общепринятой – тонкой дугообразной, формы, они не обрамляли ее глаз. Брови Ольги были пушистые и больше напоминали прямую линию. Лицо ее было овальной формы, оно не отличалось классической красотой – не было безукоризненно белым, а щеки ее не были румяными, зубы ее не были похожи на жемчуг, но нельзя ее было считать непривлекательной.

На нашем сайте вы можете проследить за описанными в романе И. Гончарова “Обломов”.

Ольга всегда немного наклоняла голову, что придавало ей некоторое благородство. Этот образ усиливала шея – красивая и тонкая. Нос ее «образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию».

У девушки были красивые курчавые волосы, которые она завязывала в косу на затылке, что еще больше усиливало ее благородный образ.

Губы девушки были тонкие и всегда плотно сжатые. Складывалось впечатление, что ее губы не смеялись, даже в тех случаях, когда смеялось все ее лицо.

Руки у Ильинской были обычного размера, немного влажные и мягкие.

Ольга была красиво сложена – у нее была хорошая фигура. Походка ее была легкой и красивой. Окружающие считали ее подобной ангелу.

Одежда Ольги не отличается чем-то необычным. Ее платье всегда вычищенное и опрятное. Девушка не гонится за модными тенденциями, при выборе одежды она руководствуется личными предпочтениями, а не постулатами моды. В ее гардеробе можно найти одежду на любой случай – там есть и легкие шелковые платья и изысканные, кружевные, и теплые, на ватном подкладе для холодного время года. Во время знойных дней Ольга Сергеевна пользуется декоративным зонтиком, а в холодное одевается в мантилью с косынкой или шляпу и салоп.

Характеристика личностных качеств

Ольга всегда была «чудесным созданием». Она в самого детства была активной и сообразительной. Еще в детские годы Ольга заметно отличалась искренностью и эмоциональностью.

Ольга не умеет лгать и обманывать – ему чужды понятия фальши и обмана.

Ольга не похожа на большинство девушек высшего общества – ее отличительной чертой стало неумение кокетничать и заигрывать. Она никогда не поджимает губу, подобно большинству жеманных девушек в случае негодования, не выставляет ногу, во время игры за фортепиано, чтобы привлечь внимание мужской половины слушателей, не падает притворно в обморок и не разыгрывает призрачную болезненность, чтобы привлечь внимание к своей персоне.

Ольга – простая девушка. В ее речи отсутствуют заученные философские изречения. Она никогда не использует подслушанные суждения о чем-либо в корыстных целях и не выдает чье-либо мнение за свое. Исходя из этого, многие ее считают простушкой и не проницательной и недалекой.

В целом Ольга была робкой девушкой. Она редко вмешивалась в беседу не столько потому, что была мало что знала о предмете обсуждения, а потому, что по своей природе была неразговорчивым человеком.

Ольга искренняя и эмоциональная девушка, она редко остается равнодушной к происходящим событиям, но старается не афишировать своих чувств. Ее спокойный характер позволяет ей это сделать.

Ольга очень любопытная девушка, ей нравится слушать разные рассказы, как из реальной жизни людей, так и литературные истории. Время от времени девушка любит впадать в задумчивость.

По отношению к другим Ольга Сергеевна относится доброжелательно и терпеливо. Она доверчивый человек. Ильинская долго ожидает решительных действий со стороны Обломова, даже в тех случаях, когда можно было легко обозначить пренебрежение ее Обломовым. Однако, ее нельзя назвать бесхарактерной – убедившись в обмане Обломова, девушка следует велению своей гордости – она разрывает с Ильей Ильичем отношения, несмотря на то, что ее привязанность к нему все еще сильна.

Несмотря на то, что Ольга мечтательная девушка, она не лишена прагматичного и ясного ума. Ильинская – умная девушка, она часто становится советчиком Обломова, предложенные ею варианты решения удивляют Обломова своей простотой и в то же время результативностью.


Ольга обладает упорством и настойчивостью, она привыкла следовать своей цели в жизни, а не ждать, когда желаемое исполниться само собой.

Ильинская – нежная и чувственная натура. Она нежна и ласкова с человеком, которого любит.

Она – высокоморальная и верная. Ильинская не признает измены и не понимает такого отношения между возлюбленными людьми или супругами.

Бесспорно, Ольга обладает решительностью – она всегда открыта для перемен и не боится их. Ильинская не привыкла плыть по течению жизни, она готова кардинально менять свою жизнь.

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова

Знакомство Ольги и Ильи Ильича Обломова произошло по инициативе их общего знакомого – Андрея Штольца. Андрей Иванович в один из очередных своих визитов к Обломову решается активно взяться за модернизацию жизни своего друга.

В один из вечеров он привозит его в дом Ильинских. Чудаковатый и простодушный Илья Ильич стал предметом заинтересованности Ольги. Девушка на момент знакомства была еще совсем юной и неопытной, поэтому она целиком отдается возникшему чувству симпатии, позволяя ей перерасти в любовь.

Илья Ильич также влюбился в девушку. Так как он был ровесником Штольца, то с Ольгой Обломова разделял довольно большой возрастной промежуток – 10 лет, но в случае с Обломовым это было мало заметно. Илья Ильич был крайне неприспособленным человеком к жизни, а его аскетичный, ленивый образ жизни напрочь лишил возможности и умения общаться с людьми. Илья Ильич еще не имел опыта романтических отношений, поэтому его некоторым образом пугает возникшее чувство по отношению к Ольге, он смущается и стесняется своих чувств и не знает как ему нужно правильно себя вести.


В один из вечеров Ольга в заключении выполнила арию “Casta Diva”, которая была любимым произведением Обломова. Неожиданно сорвавшееся признание Обломова стало причиной активного развития отношений этих героев.

Илья Ильич заметно изменился под влиянием возникшего чувства – он постепенно начал отказываться от привычной ему Обломовщины, стал следить за своим гардеробом, состоянием жилья. Обломов активно читает книги и постоянно совершает выходы в свет.

Одним словом, ведет привычную жизнь аристократа. Однако такое изменение не было истинно его желанием – он совершает это ради своей любви и во имя Ольги. Обломов полностью отдается любви, он очень сентиментальный и романтичный человек. Илье Ильичу сложно понять другие проявления любви, отличные от этого. Он очень требовательный к Ольге, ему хочется, чтобы ее любовь была идентична его любви по отношению к девушке, а найдя различные черты, он подвергает любовь девушки сомнениям. В связи с этим Обломов пишет девушке письмо, в котором упрекает ее в отсутствии истинных чувств по отношению к нему и объявляет ей о расставании.

Прочитав письмо, Ольга очень расстраивается, она не понимает, почему ее чувства были подвержены сомнению, ведь она не давала повод думать Обломову, что его личность ему неприятна. Обломов, увидавший реакцию девушки на сообщение о расставании, понимает ошибочность своих действий, ему совестно за свой поступок. Возлюбленные объясняются и мирятся – их отношения продолжают развиваться.

Обломов делает предложение Ольге, и девушка отвечает согласием. Дело остается за малым – придать огласке их отношения (которые до этого времени были в тайне) и объявить о помолвке, но приступать к таким действиям Обломов не решается – он изменился, но не настолько. Кардинальные перемены пугают Илью Ильича и он все оттягивает время. К этому моменту Обломов устает от активности и решительности Ольги, ему чужда активная жизненная позиция, готовность изменить свою жизнь и развиваться как личность. Отношения с Ольгой все чаще и чаще у него ассоциируются с работой. Обломов не решается порвать с девушкой, но и развивать отношения дольше у него нет желания. Он занимает выжидательную позицию. Вначале Ольгу мало заботит такая безынициативность ее возлюбленного.

Она считает, что Обломову нужно некоторое время, чтобы приступить к действиям, но чем больше проходит времени, тем больше девушка осознает призрачность чувств ее возлюбленного.

Апогеем отношений становится обличение обмана Обломова с его придуманной болезнью. Расстроенная девушка решается порвать отношения с Обломовым.

На Ольгу это событие действует удручающее – несмотря на тайность их отношений, все вокруг уже начали говорить о них как о будущих супругах и это еще больше ранит уязвленную Ольгу.

Взаимоотношения Ольги и Андрея Штольца

Ольга Сергеевна и Андрей Иванович были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте (Штольц был старше Ильинской на 10 лет) не позволила им в начале их общения создать романтические отношения – в глазах Андрея Ивановича девушка выглядела совсем ребенком.

Долгое время их общение не выходило за рамки дружеского, хотя отрицать присутствие симпатии было невозможно. Поведение Андрея Ивановича подталкивало Ильинскую на мысль о том, что он равнодушен к ней как к женщине. Такое положение вещей значительно усилилось после того, как Штольц познакомил молодую девушку со своим другом – Ильей Ильичем Обломовым. Андрей Иванович умел преподнести даже самые непритягательные черты человека в выгодном свете, что и произошло в случае с Обломовым. Такой факт не происходит из корыстных целей, а стал виной положительного и оптимистического начала Штольца, который умеет рассмотреть в человеке положительные, привлекательные черты характера. Ольга переключает свое внимание на Обломова и влюбляется в него.

Развитие романтических отношений не заставило себя долго ждать – чувства Ольги оказались взаимными. Однако Обломовщина и мнительность Обломова не позволили этим отношениям перерасти и создать семью – помолвка Ольги и Обломова была расторгнута. Эта происшествие стало причиной хандры Ольги. Девушка разочаровалась в любви и мужчинах в целом.

В скором времени Ольга вместе с теткой уезжают за границу. Некоторое время они прожили во Франции, где встретили Андрея Штольца. Андрей Иванович ничего не знавший не только о помолвке Ольги с Обломовым, но и о романтической связи между ними, становится активным гостем в доме Ильинских.

Спустя некоторое время, Штольц замечает привязанность к девушке – он осознает, что его жизнь уже не мыслима без Ольги. Андрей Иванович решается объясниться с девушкой.

Некоторое время назад Ольга была бы счастлива услышать это, но неудачный опыт взаимоотношений изменил ее позицию. Ольга решается открыться Штольцу и рассказывает ему все подробности из взаимоотношений с Обломовым. Андрей Иванович неприятно поражен поведением своего друга, но что-либо изменить он не в силах. Штольц не намерен отказываться от своего намерения и делает девушке предложение. Ольга не испытывает страсти или же любви к Штольцу – чувство привязанности и симпатии связывают ее с Андреем Ивановичем, но девушка соглашается стать его женой.

Брак Ольги и Андрея не стал неудачным – Ольга смогла обрести гармонию в браке и стать счастливой матерью.

После брака с Андреем Штольцом Ольга преобразилась, она смогла абстрагироваться от негативных впечатлений, возникших после расставания с Ильей Ильичем Обломовым, но на этом их отношения нельзя назвать законченными.

Несмотря на такой печальный опыт, Ольга не остается равнодушной к судьбе Обломова, а после его смерти воспитывает его сына наравне со своими детьми.

Подведем итог. Ольга Ильинская – положительный персонаж романа Гончарова. В ней воплотились наилучшие черты и характеристики – она романтична, нежная и мечтательная натура, но, в то же время обладает холодным умом и рассудительностью. Ольга заметно отличается от образа жеманных девушек, так прижившегося в обществе. В своих поступках она руководствуется моралью и гуманностью, а не личной выгодой, что также выделяет ее из общества.

Характеристика Ольги Ильинской в романе Гончарова "Обломов" позволяет лучше узнать и понять этого персонажа. Это главный женский образ, который играет в произведении существенную роль.

Роман Гончарова

Характеристика Ольги Ильинской необходима, чтобы лучше понять суть этого произведения.

При этом стоит отметить, что над романом Иван Гончаров трудился на протяжении 12 лет - с 1847 по 1859 годы. Он вошел в его знаменитую трилогию, наряду с "Обрывом" и "Обыкновенной историей".

Во многом Гончаров так долго писал "Обломова" из-за того, что работу постоянно приходилось прерывать. В том числе и из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на Этой поездке он посвятил путевые очерки, только опубликовав их, он вернулся к написанию "Обломова". Существенный прорыв случился летом 1857 года на курорте Мариенбад. Там за несколько недель Гончаров закончил большую часть произведения.

Сюжет романа

Роман рассказывает о судьбе русского помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге вместе со своим слугой по имени Захар. Многие дни проводит лежа на диване, иногда вообще не вставая с него. Он ничем не занимается, не выходит в свет, а только мечтает об уютной жизни в своем поместье. Кажется, что никакие беды не способны сдвинуть его с места. Ни упадок, в которое приходит его хозяйство, ни угроза выселения из петербургской квартиры.

Расшевелить Обломова пытается его друг детства по имени Андрей Штольц. Он представитель обрусевших немцев, является полной противоположностью Обломову. Всегда очень деятелен и энергичен. Он заставляет Обломова на какое-то время выйти в свет, там помещик встречает Ольгу Ильинскую, характеристика которой есть в этой статье. Это современная и прогрессивно мыслящая женщина. После долгих раздумий Обломов решается и делает ей предложение.

Переезд Обломова

Ильинская неравнодушна к Обломову, но он сам все портит, когда поддается на интриги Тарантьева и переезжает на Выборгскую сторону. В то время это фактически сельская окраина города.

Обломов оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, которая со временем прибирает к рукам все его хозяйство. Сам Илья Ильич постепенно угасает в полной бездеятельности и безволии. Между тем по городу уже ходят слухи о предстоящей свадьбе героев. Но когда Ильинская приходит к нему в дом, то убеждается, что уже ничто и никогда не сможет его пробудить. Их отношения после этого прекращаются.

Вдобавок Обломов оказывается под влиянием брата Пшеницыной Ивана Мухоярова, который запутывает главного героя в своих махинациях. Расстроенный Илья Ильич тяжело заболевает, от полного разорения его спасает только Штольц.

Жена Обломова

Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.

Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.

Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.

Образ Ильинской

Характеристику Ольги Ильинской нужно начать с того, что это яркий и сложный образ. В самом начале читатель знакомится с ней как с юной девушкой, которая только начинает развиваться. На протяжении романа мы можем наблюдать, как она взрослеет, раскрывается как женщина и мать, становится самостоятельной личностью.

В детстве Ильинская получает качественное образование. Она много читает, разбирается в Она постоянно находится в развитии, стремится достигать все новых целей. В ней все говорит о собственном достоинстве, красоте и внутренней силе.

Отношения с Обломовым

В романе "Обломов" Ольга Ильинская, характеристика которой приведена в этой статье, предстает перед нами совсем юной девушкой. Она познает окружающий мир, старается разобраться, как все устроено вокруг.

Ключевым моментом для нее становится любовь к Обломову. Ольгу Ильинскую, характеристику персонажа вы читаете сейчас, охватывает сильное и вдохновляющее чувство. Но оно было обречено, потому что молодые люди не захотели принимать друг друга такими, какими они были в действительности. Вместо этого они создали некие эфемерные полуидеальные образы, в которые и влюбились.

Почему они не могут решиться на коренные изменения в себе для того, чтобы их вероятные совместные отношения стали реальностью? Для самой Ольги любовь к Обломову становится долгом, она считает, что обязана изменить внутренний мир своего возлюбленного, перевоспитать его, превратив в абсолютно другого человека.

Стоит признать, что в первую очередь ее любовь основывалась на эгоизме и личных амбициях. Важнее чувств к Обломову для нее была возможность уповаться своими достижениями. Ее интересовала в этих отношениях возможность изменить человека, помочь ему возвыситься над собой, превратиться в деятельного и энергичного мужа. Именно о такой судьбе мечтала Ильинская.

В романе "Обломов" сравнительная характеристика в таблице Ольги Ильинской и Пшеницыной сразу дает понять, насколько непохожи эти героини.

Замужем за Штольцем

Как мы знаем, из отношений с Обломовым так ничего и не вышло. Ильинская вышла замуж за Штольца. Их роман развивался неспешно, начался с искренней дружбы. Первоначально сама Ольга воспринимала Штольца больше как наставника, который был для нее вдохновляющей фигурой, по-своему недоступной.

В характеристике Ольги Ильинской цитату можно привести, чтобы лучше понять ее отношения с Андреем. "Он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах" - так Гончаров пишет о ее отношении к Штольцу.

Это замужество помогло ей оправиться после разрыва с Обломовым. Их совместные отношения выглядели логично, так как герои были схожи по натуре - оба деятельные и целеустремленные, это видно в романе "Обломов". Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной приведена в этой статье ниже. Она помогает лучше понять поступки этих персонажей.

Со временем все изменилось. Штольц уже не мог угнаться за постоянно стремящейся вперед Ольгой. А Ильинская начала разочаровываться в семейной жизни, в самой судьбе, которая была ей предначертана изначально. При этом она находит себя в качестве матери для сына Обломова, которого она вместе со Штольцом берет на воспитание после смерти Ильи Ильича.

Сравнение с Агафьей Пшеницыной

Приводя характеристику Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, нужно отметить, что второй женщиной, полюбившей Обломова, стала вдова мелкого чиновника. Она - идеальная хозяйка, которая не может сидеть без дела, постоянно заботится о чистоте и порядке в доме.

При этом сравнительная характеристика Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской будет в пользу последней. Ведь Агафья - малообразованный некультурный человек. Когда Обломов спрашивает ее о том, что она читает, та только тупо смотрит на него, ничего не отвечая. Но она все же привлекла Обломова. Скорее всего, тем, что полностью соответствовала его привычному укладу жизни. Она обеспечивала максимально комфортные для него условия - тишину, вкусную и обильную еду и покой. Она становится для него нежной и заботливой нянькой. При этом своей заботой и любовью она окончательно убила проснувшиеся в нем человеческие чувства, которые так пыталась разбудить Ольга Ильинская. Характеристика в таблице этих двух героинь дает возможность лучше их понять.

Сравнение с Татьяной Лариной

Интересно, что многие исследователи дают сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Татьяны Лариной. Действительно, если не вдаваться в детали, с первого взгляда эти героини очень похожи друг на друга. Читателя подкупает их простота, естественность, безразличие к светской жизни.

Именно в Ольге Ильинской проявляются те черты, которые традиционно привлекали русских писателей в любой женщине. Это отсутствие искусственности, живая красота. Ильинская отличается от современных ей женщин тем, что ей не хватает обычного женского домашнего счастья.

В ней чувствуется скрытая сила характера, у нее всегда имеется собственное мнение, которое она готова отстаивать в любой ситуации. Ильинская продолжает галерею прекрасных женских образов в русской литературе, которую открыла пушкинская Татьяна Ларина. Это нравственно безупречные женщины, которые верны долгу, согласны только на сострадательную жизнь.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве