Сомалийские пираты. Куда уплыли сомалийские пираты













Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты.
Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и .

В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.

Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.

В следующем году и уже на другом судне мы заходили в на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.

Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.

По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?




Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством . Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ.

Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации.

Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.


В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления.

А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск . Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.


Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна.

Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.




Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней.

А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.


В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами.

Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое - пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

- Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, - безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии - один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова - рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали - далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

- Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов - это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда - де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов - выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда - буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

- А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, - это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы - удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат - наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. - Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70-80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США - не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии - несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность - от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность - около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений - прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру - 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. - 344
в 2002 г. - 370
в 2003 г. - 344
в 2004 г. - 329
в 2005 г. - 276
в 2006 г. - 239
в 2007 г. - 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды - один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп - 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» - одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы - акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Пираты сорят деньгами больше всех на Сомали. Они тратят свои деньги так опрометчиво, что быстро возвращаются к нищенскому образу жизни, от которого пытались убежать. Сегодня лучшие пиратские «боссы» жалуются, что в мгновение ока растратили миллион долларов.

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно


Фото: popsci.com

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

Фондовая биржа хорошо организована, на ней зарегистрировано более 72 пиратских групп (которые называются «морскими компаниями»). Заинтересованные инвесторы покупают акции и надеются, что их компания сорвет куш. Для приобретения акций не обязательно нужны наличные. Оружие, такое как автоматы АК-47 и гранатометы, также квалифицируется как валюта.

8. Пираты получают немного


Фото: reuters.com

Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли


Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

В 2009 году во время попытки взобраться на борт пираты обстреляли 18-тонный французский флагман La Somme. Как обычно, они бросились врассыпную, но французы кинулись за ними. Пираты сдались без единого выстрела. В начале того же года они напали на другой французский военный корабль, приняв его за грузовой. В другом случае они по ошибке напали на немецкий корабль снабжения Spessart.

6. Как происходит угон


Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее , пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

Когда корабль причаливает, команда А отправляется по другим делам, а команда Б берет на себя управление. Они сторожат корабль до окончания переговоров. Контроль за пришвартованным кораблем стоит денег. Экипаж нужно кормить. Здесь появляется другой бизнесмен. Он берет на себя расходы по уходу за экипажем в обмен на часть выкупа. Когда выкуп выплачивается, предприниматель получает свои инвестиции с процентами. Команда B получает 15 000 долларов за охрану судна. Основной инвестор похищения получает 30 процентов. Другие инвесторы получают деньги по своим акциям, а сообщество получает процент за «якорные права». Пираты, захватившие корабль, разделяют между собой остальное.

5. Как проходят переговоры


Фото: time.com

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали


Фото: time.com

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.

3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность



Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.

По иронии судьбы сами сомалийские рыбаки не ловят рыбу в «плодородных» водах, где рыбачат траулеры, потому что пираты разворачивают рыбаков. Иногда пираты даже захватывают те же траулеры, которые они защищают, и требуют выкуп. Являются ли такие захваты результатом неудачных сделок, остается неизвестным.

2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам



Фото: The Guardian

Учитывая, какое беззаконие творится в Сомали, если вы свяжетесь не с теми парнями, то навлечете на себя большие проблемы. Мы уже упоминали, что пиратство в Сомали внезапно прекратилось в 2012 году, когда грузовые суда начали использовать вооруженную охрану. Сомалийские пираты не захватывали ни одного судна вплоть до 2017 года, когда несколько пиратов захватили нефтяной танкер. Пираты едва начали обсуждать вопрос о выкупе, как вдруг отпустили корабль, не получив никаких денег. Судя по всему, нефтяной танкер Aris 13 перевозил для влиятельного сомалийского бизнесмена. В таком обществе, как Сомали, «влиятельный» означает, что правительство будет защищать ваши активы.

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты


Фото: boardofinnovation.com

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.

Было время, когда сообщения о сомалийских пиратах практически не покидали информационное поле. Морские разбойники успешно действовали в районах Аденского залива и соседней акватории Аравийского моря. Злоумышленники грабили торговые суда и наживали огромное состояние. Однако в последнее время об их «славных подвигах» ничего не слышно. Что случилось с пиратами XXI века?

Жизнь в море

Сомалийские пираты как явление - это прямое порождение масштабного внутриполитического кризиса в Сомали , из-за которого страна распалась на соперничающие друг с другом территории. Следствием фактического уничтожения государства стал небывалый рост преступности. Многие из сомалийцев, чтобы прокормить себя и свои семьи, стали пиратствовать. Самой распространенной формой их заработка был захват заложников. Так, только в период 2005-2012 гг. жертвами морских разбойников стали почти четыре тысячи человек из большинства стран мира. Погибли от рук пиратов около 100 граждан иностранных государств. За эти семь лет общая сумма денег, полученных бандитами в качестве выкупа за захваченных членов экипажей, достигла 385 миллионов долларов.

Центром пиратства в Сомали был регион Пунтленд, власти которого обеспечивали «крышу» морским разбойникам. Те взамен отдавали им львиную долю своей добычи: считается, что плата за прикрытие, по разным данным, составляла от 70 до 80 (а в отдельных случаях и 85) процентов пиратских доходов. Таким образом, покупалась гарантия, что региональные политики и прикормленные ими силовые структуры не будут вмешиваться в «бизнес» морских разбойников.

В 2011 году были зафиксированы 129 атак сомалийских пиратов на суда. При этом учитывались лишь более-менее крупные инциденты. В итоге морские преступники нанесли значительный урон торговле в регионе Аденского залива и Аравийского моря - транзитных акваторий, связанных с Суэцким каналом, на долю которого приходятся порядка 10% всех мировых морских сообщений.

По законам военного времени

Масштабы пиратства в регионе вынудили командование военно-морских сил разных стран применять к бандитам самые суровые меры. По некоторым данным, в 2012 году командиры боевых кораблей, дежуривших в водах Аденского залива, получили негласный приказ - топить пиратские судна без всякого предупреждения, а с выжившими бандитами не церемониться. Особенно отличились индийские моряки, которые убивали морских разбойников безо всякого сожаления. Так, в 2008 году фрегат ВМС Индии INS Tabar расстрелял из орудий захваченное бандитами таиландское судно. Как утверждали СМИ, вместе с пиратами погибли и члены экипажа. Спустя неделю после инцидента был обнаружен один из выживших тайцев, который подтвердил циркулировавшие слухи.

Военные суда в зону действия сомалийских пиратов направляла и Россия . В мае 2010 года весь мир облетела новость о дерзком захвате танкера «Московский университет» бандитской группой в размере 11 человек. На помощь пришли морские спецназовцы с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Прекрасно обученные военные после короткой перестрелки взяли судно под контроль и обезоружили разбойников. Отчет о дальнейшем развитии событий имеет несколько вариантов. В Минобороны России заявили, что пиратов посадили в надувную лодку, дали небольшой запас провизии и отправили по направлению к берегу. Однако туда они по каким-то причинам не добрались, погибнув в море. По другой версии, которая упорно тиражировалась в западных СМИ, морпехи расстреляли бандитов.

Для борьбы с пиратством использовались и частные военные компании. Одна из них - французская «Sicopex», состоящая из отставных офицеров армии Пятой республики, - с 2010 года несет службу на сомалийском побережье. Только за первые два года французы сумели ликвидировать более 300 корсаров, среди которых были и их командиры.

Не только кнут, но и пряник

Но побороть пиратство в Сомали удалось не только силовыми методами. Распространение получила также практика их легализации в качестве рантье и бизнесменов. Так, в 2007-2012 годах часть главарей морских разбойников вложили полученные незаконным путем средства (по некоторым подсчетам - около 100 миллионов долларов) в покупку жилой и коммерческой недвижимости в соседней Кении . Особой популярностью у решивших «выйти из тени» бандитов пользовался район Истли - пригород Найроби , населенный в основном выходцами из Сомали. Сейчас они получают неплохие доходы от сдачи недвижимости в аренду и вряд ли желают возвращаться обратно к «ремеслу» флибустьеров. Другим пиратам просто пообещали крупную сумму денег в обмен на уход из «профессии». Так, один из самых известных сомалийских морских разбойников Мухаммед Абди Харе («Большой рот») ушел в отставку и распустил свою группировку за 20 миллионов евро.

Что касается тех пиратов, которые отбывают срок в местах лишения свободы, то в отношении них практикуется христианское миссионерство. Считается, что перешедшие из ислама корсары менее склонны к рецидиву разбойничества.

Таким образом, сомалийских пиратов удалось если и не победить окончательно, то серьезно ослабить. Все благодаря слаженным действиям мирового сообщества, успешно применившего в борьбе с морскими бандами метод кнута и пряника. Сегодня словосочетание «сомалийский пират» уже не звучит столь грозно, а проходящие в регионе суда могут наконец чувствовать себя в безопасности.

Кто такие пираты Сомали? Как зарождалась эта банда? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Сомалийскими пиратами являются современные вооружённые группировки, с целью выкупа захватывающие корабли у берегов Сомали. Они вооружены, как правило, гранатомётами и автоматическим оружием. Используют в качестве транспортных средств малотоннажные суда (моторные лодки, катера, рыболовецкие шхуны).

Организация

Пираты Сомали зачастую великолепно организованы, но подготовлены не очень хорошо. Территориальные воды Сомали имеют статус места дислокации военно-морских баз некоторых стран и межнациональных организаций, а также милитаризованных (полицейских, военных, гуманитарных) зон ответственности охраняющих, патрулирующих или проверяющих сторон. Для того чтобы обеспечить судоходству безопасность, район действия пиратов патрулируют силы ВМФ России, стран-членов НАТО, Индии и иных государств.

Состав группировок

Пираты Сомали - это молодые люди 20-35 лет из Путленда (самопровозглашённое государство на северо-востоке Сомали). По сведениям агентства ВВС, пираты подразделяются на такие категории лиц:

  • эксперты, работающие с техникой, в основном с GPS-аппаратурой;
  • местные рыбаки, понимающие толк в морских ситуациях;
  • бывшие военные, участвовавшие во внутренних битвах Сомали в составе местных союзов.

Ассоциация содействия морякам Западной Африки выяснила, что есть около пяти базовых пиратских банд, в которых имеется тысяча боевиков при оружии.

Появление пиратства

Как и почему возникли пираты Сомали? С 1991 года эта страна фактически прекратила своё существование в виде централизованного государства, разделившись на зоны действия местных властей. С тех пор финансовая система и централизованная экономика в ней не действуют.

Страна насыщена оружием. Благодаря этому нюансу совершенно не сложно создавать великолепно оснащённые рейдерские команды. Местное правительство (вернее, племенные лидеры и полевые командиры) либо участвует в пиратском промысле, либо закрывает на него глаза. Оно не заинтересовано в каких-либо противодействиях боевикам, так как те не оказывают никакого влияния на его межнациональный статус.

Каким образом начали проводить пираты Сомали захваты судов? Вблизи этой страны пролегают маршруты кораблей, направляющихся через из стран Азии и Персидского залива в Средиземноморье. Кроме того, здесь часто ходят суда, следующие в порты индийской ривьеры Африки или из них. Известно, что страны Европы и Азии достаточно часто заключают между собой торговые контракты. В итоге внушительный поток кораблей с ценными грузами превращается в массу объектов для вероятного захвата.

Пиратство в этой области планеты с 2004 года стало развиваться ускоренными темпами. Межнациональное морское бюро сообщило, что в сомалийских водах с начала 2008 года на транспортные суда совершено более 100 нападений. За этот период боевики смогли захватить 40 кораблей, 13 из них не освобождены до сих пор. В плену по сей день находится около 268 человек из различных стран.

С 10 по 16 ноября 2008 года в этом районе было реализовано 11 атак (три корабля были угнаны), и зарегистрированы четыре эпизода, в которых велась стрельба. Пираты всегда использовали довольно мощное стрелковое оружие и даже гранатомёты, но до сих пор от их рук не погиб ни один моряк. Возможно, это связано и с отвратительной подготовкой и с преднамеренной тактикой боевиков, которые понимают, что если прольётся кровь, их ждёт жёсткое преследование на берегу. Именно поэтому пираты по отношению к заложникам-морякам лояльны, а выкуп требуют у компаний и корпораций, владельцев грузов и кораблей.

Конечно же, охота на пиратов Сомали открыта. Межнациональные силы и спецназ стран, отправивших свои ВМФ в район инцидента, всё чаще открывают огонь на поражение. В 2010 году боевики обвинили спецназ России в казни 10 пиратов без суда и следствия. Этот казус произошёл после освобождения русского танкера.

В 2011 году, 22 февраля, ситуация изменилась: морские разбойники лишили жизни заложников США на пойманной яхте, которая преследовалась американским судном. Боевики открыли огонь по военному кораблю из РПГ, но промазали. После этого на яхте были убиты 4 гражданина США.

Межнациональная реакция

Когда началась борьба с пиратами Сомали? В 2008 году, 7 октября, принял постановление № 1838, которое разрешило государствам использовать ВВС и ВМС в этом противостоянии.

В 2008 году, 8 декабря, ЕС начал операцию «Атланта», а в январе 2009 года была создана оперативная смешанная группа № 151.

Первостепенное значение имеет постановление № 1816, принятое Советом Безопасности ООН в 2008 году. Именно оно устанавливает основы борьбы с пиратством у берегов Сомали.

Оперативники смогли задержать всего 500 боевиков, две трети из которых потом были отпущены. В 2010 году, в апреле, по инициативе России была принята резолюция Совета Безопасности ООН об эффективном уголовном преследовании за пиратство.

Первые морские бои

Известно, что медаль за борьбу с пиратами Сомали СКР «Неустрашимый» была вручена многим оперативникам. 2003 года морские бандиты напали на русский танкер «Монерон», выполнявший рейс в Кению из Саудовской Аравии. Семь пиратов на двух моторных лодках преследовали судно около часа, стреляя из гранатомётов и автоматов.

В 160 км от берегов Сомали 5 ноября 2005 года боевики атаковали круизный лайнер «Сиборн спирит», который следовал из Александрии на Сейшелы. Известно, что в 2005 году пираты организовали около 23 рейдов.

Бой с корсарами, в котором также принимало участие два корабля ВМС США (эсминец и ракетный крейсер) произошёл в 2006 году. Эта баталия считается первой морской схваткой XXI века. Необходимо добавить, что Всемирная продовольственная программа ООН зафрахтовала сухогруз «Розен», а в 2007 году его захватили пираты. В этом же году они задержали японский танкер.

Убытки 2011 года

В 2011 году морские разбойники из Сомали нанесли ущерб в 6,6-6,9 миллиарда долларов. Об этом можно прочесть в отчёте Oceans Beyond Piracy (проект американского фонда One Earth Future).

2012 год

Пираты Сомали фотографироваться обожают с трофеями. В Аравийском море в 2012 году, 10 мая, они взяли на абордаж греческий танкер «Смирни», идущий под флагом Либерии. Он транспортировал 135 тыс. тонн сырой нефти.

Европейцы впервые в 2012 году, 15 мая, обстреляли пиратов на землях Сомали. Они нанесли ракетный удар с воздуха: в операции участвовала авиация, размещённая на кораблях ВМС Европы, патрулирующих Командир объединённых сил Европы в регионе контр-адмирал Поттс Данкан заявил, что обстрел был точечным и среди местных жителей не было потерпевших. Из европейцев также никто не пострадал. К какой стране принадлежала авиация, не сообщили.

Благодаря действиям межнациональной коалиции с мая 2012 по май 2013 года морским грабителям не удалось поймать ни одного корабля. В ликвидации пиратства сыграла важную роль и операция спецотряда морской полиции Путленда. Силами этой организации были уничтожены наземные базы боевиков. После её создания корсарам пришлось уйти на Галмудугское побережье.

Экономические последствия

Ущерб от деятельности пиратов Сомали возрастает каждый год. Размеры выкупов существенно увеличились, они взаимосвязаны с размерами пойманных судов. Если ранее сумма не превышала 400-500 тыс. долларов, то сегодня она уже составляет около 5 миллионов.

Программа круиза

В 2009 году появились туры «Сомали». Пираты так допекли людей, что некоторые начали в Интернете рекламировать круизы вдоль берегов этой страны. Программа туристического путешествия за 2009 год стоила всего 1500 долларов. Организаторы предлагали безнаказанную охоту на пиратов из любимого оружия.

Они писали, что их судно будет плавать вдоль сомалийского поморья, ожидая нападения корсаров. Туристам предлагалось брать с собой оружие или арендовать его у организаторов круиза.

Судно должно было выйти из Момбаса (Нигерия) и идти вдоль берега Сомали до Джибути, где путешествие и заканчивалось. Сообщалось, что на корабле каждый путешественник может бесплатно получить сто трассирующих патронов. Предприимчивые гиды обещали туристам, что пираты нападут как минимум два раза. А если этого не случится, утверждали, что вернут половину стоимости круиза.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О