Страшная история Анании и Сапфиры: лишает ли Бог жизни за грехи? Анания и сапфира

Анания и Сапфира - одни из загадочных персонажей Священного Писания. Сведения о них крайне скудны, но событие, с ними связанное. ставит многие вопросы перед современными Православными христианами. Многих поражает, почему эта семейная пара с такой жестокостью была наказана и почему Бог допустил этому совершиться.

Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся вникнуть в контекст жизни Церкви первых христиан. Ап. Лука повествует о ней так:

32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного

35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин,

37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

(Деян.4:32-37)

Итак, мы видим, что жизнь первых христиан была как жизнь единого тела в котором каждый из членов помогал друг другу, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

И вы - тело Христово, а порознь - члены.

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,

2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

(Деян.5:1-12)


Что совершили Анания и Сапфира?

Нам кажется, что Анания и Сапфира всего лишь не отдали всех своих денег. Но что же тут страшного, в чём грех?

1. Сам ап. Пётр раскрывает смысл греха: Ты солгал не человекам, а Богу. (Деян.5:4). Примечательно, что это одно из тех мест Писания, где св. Дух назван личностью Богом. Итак, Анания поражён за мысль о том, что грех перед лицом Церкви ничего не значит. Свт. Феофан Затворник говорит об этом так: "За что поражены смертию Анания и Сапфира? — За неправедное помышление, что можно солгать Духу Святому. За что отвержен Симон? — За неправое помышление, что можно купить дар Духа Святого. Да, Бог зрит в сердце твое и готов наказать тебя за то, что и там есть неправого. Смотри же ты туда, и прежде Божия суда сам изгоняй оттуда все неправедное". О том же говорит и свт Игнатий Брянчанинов: «Когда Анания и Сапфира солгали пред Апостолом Петром, то пали мертвыми; а Апостол объяснил их вину, что они солгали Богу, хотя пред собою видели не Бога, а только человека — Апостола. Но этот человек был сосуд Святаго Духа; сделанное по отношению к нему отнеслось к Богу». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не просто хотели обмануть Св. Духа, но и смеялись над благодатью св. Духа.

2. "Вина их была святотатством, потому что после обещания эти деньги уже не принадлежали им" - говорит свт. Иоанн Златоуст. Получается, что утаили они уже не своё золото, а украли то, что принадлежит Церкви и Богу.
3. Корнем их греха явилась страсть сребролюбия, преп. Иоанн Кассиан говоит, что из одного корня сребролюбия проистекли два плода: предательство Иуды и обман Анании и Сапфиры: "Там истина предается, здесь порок обмана допускается. Хотя поступок их кажется различный, но в том и другом последовал один конец". Таким образом, хоть и плоды разные, но если корень один, то и конец один.
4. Анания впустил дьявола в сердце свое: "сам был виновником (того, что сатана исполнил сердце его); так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою," - говорит блаж. Феофилакт Болгарский. Сходную мысль высказывал преп. Ефрем Сирин: они "коснели в каком-нибудь тайном пренебрежении", тем самым впуская в сердце своё дьявола.

5. Анания и Сапфира - первые люди, совершившие сознательный грех в новозаветной Церкви, "как первые виновники нового преступления, подавшие прочим пример греха, должны были послужить примером наказания и страха, чтобы всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет, и что если откладывается в настоящее время его наказание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания" - говорит преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Мы видим, что Анания и Сапфира являются словно новыми Адамом и Евой, которые совершили грех первыми и за это постигло их страшное наказание, как урок для будущих поколений. Но те совершили первый грех в Ветхозаветной Церкви, а эти преступили заповедь находясь в Новом Завете.

Почему Бог сейчас не наказывает так же?

Святитель Иоанн Златоуст решая этот вопрос говорит, что Бог ждёт либо того, что мы по Его долготерпению исправимся, либо подвергнемся тягчайшему наказанию. Поэтому "когда мы, согрешая так же, как уже грешили другие, потерпевшие наказание, не терпим того же, то не будем самонадеянны, но еще более будем страшиться" - говорит Св. отец.

Могли ли покаяться Анания и Сапфира?

Свт. Иоанн Златоуст отвечает положительно, Он говорит: "Анания и Сапфира, обличаемые Петром и слыша его слова: "что это согласились вы искусить Духа Господня" (Деян.5:9)? - не сознались в своем грехе, не поверглись ниц, не просили, не сказали, что по человеческой слабости мы погрешили, - но что? - обличаемые им, они противоречили его словам, пытаясь обмануть его и не понимая, что над Духом Святым смеяться нельзя". Этой мыслью святитель пытается нас научить, что грех тогда только может быть прощён, когда человек сознаёт его и кается в нём. Смерть же является платой за грех для тех, кто не может переступить собственную гордость и самооправдание. Блаж. Феофилакт особенно отмечает возможность Сапфиры прийти к покаянию, т.к. зачинщиком обмана был муж: "Он (Петр) хотел спасти ее; потому что муж был зачинщиком греха. Поэтому-то он и дает ей время оправдаться и раскаяться, говоря: рцы ми, аще на толице... Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко; но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова, то много более (должен быть наказан) святотатец; потому что деньги эти были священны. Почему она упала у ног Петровых? Потому, что стояла близ него. А стояла она близ него для того, чтобы, если пожелает раскаяться и исповедать свое прегрешение, могла исполнить это, не стыдясь посторонних, которые в противном случае слышали бы ее исповедь". Преп. Ефрем Сирин говорит более сурово: "им не дано времени для оправдания, без сомнения за то, что коснели в каком-нибудь тайном пренебрежении". Т.е. их грех явился плодом небрежности к Богу, смехом над благодатью - замечает свт.Иоанн Златоуст. Одной фразой - потеря страха Божия

Кто лишил их жизни?

Многие упрекают ап. Петра, что он по жестокости лишил супругов жизни, но так ли это? Блаж Феофилакт говорит: "Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святый. То же нужно сказать и о Сапфире; потому что не Петр убил ее; но так как прегрешение было делом обоих, то Судия одинаково наказал того и другую. Поэтому-то Петр, как знавший об этом и всегда вещавший Духом Святым, и изрек этот, принятый им от того же Духа, глас". Мы видим, что Пётр является оргАном Духа Святого. Лишение их жизни было не в его воле, но в воле Духа Св., а Пётр в данном случае является лишь глашатаем.

Какое наказание заслужили Анания и Сапфира?

Видимо не самое страшное. Так святитель Иоанн Златоуст делит всех людей на три типа. Первые - те, кто претерпел здесь наказание, вторые тут не наказываются, но всё наказание получают после смерти, а третьи наказываются и тут и там: «Кого же из этих трех родов вы считаете блаженными? Хорошо знаю, что первых, тех именно, которые здесь наказываются и слагают грехи. А следующих за ними - кого? Вы, быть может, тех, которые здесь ничего не потерпели и которые все наказание понесут там, а я - не этих, но тех, которые и здесь, и там наказываются, - потому что для понесшего здесь наказание легче покажется тамошнее наказание, а кто принужден будет нести там все наказание, потерпит неумолимую казнь». Анания и Сапфира относятся либо к первой, либо к третьей группе людей, большее нам не открыто. Но это бесспорно лучше чем находиться во второй группе и понести всю тяжесть наказания за чертой могилы. Поэтому Божье наказание для Анании и Сапфиры можно расценивать как милость.

Какой вывод мы должны извлечь из этой истории?

Святитель Григорий Богослов через свои богодухновенные стихи нам советует: «Ничего не обещай Богу (Еккл. 5:4), даже и малости, потому что все Божие прежде, нежели принято от тебя. И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. Какой же необычайный примешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира.

Настоящую жизнь почитай торжищем. Если пустишься в торговлю, то останешься с прибылью, потому что за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее — вечное. А если пропустишь случай, другого времени для такого обмена уже не будет.

Тебе предлежит длинный путь, но еще большая награда. Представляя себе вдруг весь труд, не откажись от всего. И море переплывешь не все вдруг. А и это не редко бывает искушением неприязненного.»

Анания и Сапфира совершили грех первыми и как первые подверглись самому суровому наказанию. Но мы должны сознавать, что Бог не меняется и законы его непреложны. Мы заслуживаем такого же наказания, но Бог терпит ожидая, что мы исправимся, а если не исправимся, то наследуем худшую участь, чем Анания и Сапфира.

Спрашивает Наталья
Отвечает Виктор Белоусов, 11.06.2007


Мир Вам, Наталья!

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
()

За лжесвидетельство в вопросе "финансовой верности" обычно не полагалось смертного наказания, и нигде в Писании об этом не сказано. Данный случай исключителен.

Другое дело - когда Анания и Сапфира поставили идола мамонну (сребролюбие) выше Бога, и привселюдно произнесли лжесвидетельство своей веры.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Разное":

История Анании и Сапфиры

В четвертой и пятой главах Деяний святых апостолов рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первохристианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира решили обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств: Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. <…> Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Есть в Новом Завете история, которая вызывает страх и смятение у каждого, кто о ней знает. Это гибель Анании и Сапфиры - супругов, которые попытались обмануть Духа Святого, за что тут же были наказаны мгновенной смертью. И, наверное, более всего здесь шокирует радикальная непохожесть такого Божьего действия на все, что рассказывает нам о Боге Евангелие.

Иисус - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над бесами, природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания провинившихся. Он изгонял из людей бесов, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии такого, чтобы Иисус за грехи поразил человека болезнью, вселил в него беса или же умертвил его. А тут - немедленная смерть сразу же после согрешения. Евангелие называет Бога кротким Царем, который льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит. А тут - вырывание двух надломленных тростинок с корнем, без какого-либо снисхождения к человеческой слабости. Ну в самом деле, что такого ужасного сделали эти несчастные? Не убили, не украли, не прелюбодействовали. Всего только солгали. Но ведь и любой из нас тоже лгал, причем не один раз, и не два, и даже не десять. Разница лишь в том, что Анания и Сапфира солгали не людям, а Богу. И в этом-то как раз заключается самый большой страх. Выходит, наш Господь совсем не кроткий Царь, а вовсе наоборот - гневный и скорый на расправу, не дающий провинившимся времени на исправление и казнящий их тут же, без всякой жалости?

Так, или примерно так рассуждают очень многие люди, прочитавшие историю гибели Анании и Сапфиры. И им становится очень страшно жить во власти Бога, который способен вот так, за пустяковый обман, на месте убить человека. А поскольку этот эпизод, как уже было сказано, резко отличается от всех прочих новозаветных описаний, люди предпочитают просто отправить его на самую дальнюю полку в своем сознании и вспоминать пореже, как и любую другую травмирующую информацию. И тогда все, вроде бы, сразу становится на свои места: Бог наш по-прежнему кроток и милосерден, долготерпелив и многомилостив и кроме проклятия смоковницы никаких угрожающих действий во время земной Своей жизни не произвел. Но история Анании и Сапфиры все равно нет-нет, да и приходит на ум, разрушая этот целостный образ благого Бога, вселяя страх и липкие, противные мыслишки о том, что евангельское описание Христа - лишь красивая декорация, за которой скрывается совсем другой Бог, гневный и безжалостный.

Супружеская пара, погибшая на пороге Церкви, будучи обличенной словами старшего из апостолов, - это действительно очень страшное зрелище. И здесь крайне важно разобраться в причинах этой гибели. Потому что любое событие в Священном Писании - не просто описание исторического факта, но - некий архетип человеческого поведения, который может повторяться сколько угодно раз в каждом из людей, во все эпохи, в любом месте. «Не я ли, Господи?» - спрашивали испуганные апостолы, узнав от Иисуса, что один из них предаст Его на смерть. Точно так же любой верующий человек, прочитав об Анании и Сапфире, со страхом спрашивает себя и Бога: а не обо мне ли это написано? Не постигнет ли и меня такая же немедленная кара за какие-то грехи, которые я даже осознать толком не успею, не то что - покаяться в них?
Однако такой страх не учит добродетели, потому что в нем нет четких и понятных пределов, за которые нельзя переступать. Самый наглядный вариант: собрался человек пожертвовать Церкви тысячу рублей. А потом вдруг передумал, и решил пожертвовать всего лишь пятьсот. И чего ему теперь ждать? Примет ли Бог его жертву, или же он рухнет замертво, как только положит свою пятисотку в церковную кружку? А если брать шире, то чего вообще можно ждать грешному и слабому человеку от Бога, раз все обстоит так сурово и беспощадно?

Так что разбираться в этом вопросе обязательно нужно. Хотя бы для того, чтобы точно знать, отчего погибли Анания и Сапфира, как уберечь себя от подобного бедствия. А еще - для того, чтобы на смену этому гадкому беспредметному страху пришла нормальная здоровая бдительность и внимание к тем сторонам нашей жизни, которые могут оказаться для нас опасными.

Вклад «Обывательский»

Для современного человека непонятна уже сама ситуация, в которой произошла трагедия с Ананией и Сапфирой. Откуда в апостольские времена взялся столь радикальный отказ от собственности и почему люди, пришедшие в Церковь, с такой легкостью отдавали все свое имение на общее пользование? Однако для тогдашних христиан никакого вопроса здесь не было. Дело в том, что апостольская община первоначально состояла исключительно из иудеев, признавших в воскресшем Иисусе - Мессию, то есть - своего Царя, которого их народ ждал много столетий. И главный закон этого Царя им был хорошо известен - любите друг друга, как Я возлюбил Вас. То есть - любите друг друга, жертвуя ради возлюбленных собственным комфортом, благополучием, а если понадобится, то и самой жизнью. Кроме того, новый Царь перевернул все их представления о том, как соотносится богатство с благочестием. Из знака Божьей милости богатство вдруг стало для уверовавших иудеев тяжкой обузой, мешающей войти в Царство Небесное. Поэтому они с радостью отдавали все, что имели, зная, что тем самым дадут пропитание и одежду своим неимущим братьям. Дары Святого Духа изливались на них столь обильно, что они начинали жить в совершенно в ином духовном измерении, уже не имея в душе иных ценностей, кроме любви к Богу и ближнему. Писание говорит об этом удивительно простыми и трогательными словами: …У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян 4:32).
Вот в эту-то большую семью преображенных Духом людей и попытались войти Анания и Сапфира. Они видели членов апостольской Церкви на улицах Иерусалима и в Храме, видели, как народ прославлял их, видели, какой любовью и уважением пользуются они у окружающих. Но при этом они также видели, что отнюдь не все из тех, кто восхищался учениками Христа, примыкали к их общине. Потому что по сути дела это был переход в другое подданство - под власть долгожданного Царя Израилева. И всю свою жизнь без остатка новые подданные посвящали этому Царю, а на такое готов был далеко не каждый.

Анания же и Сапфира решили поступить по-обывательски прагматично: увидев, что в общину к апостолам идут весьма богатые люди, они тоже решили войти в это сообщество, чтобы иметь возможность пользоваться разделяемым между членами общины богатством. А чтобы было чем внести свой «вступительный взнос», Анания продал принадлежавший ему клочок земли, потому что других денег у него не было, как говорит об этом Иоанн Златоуст: «…когда была такая благодать, такие знамения, Анания при всем этом не исправился; но, будучи однажды ослеплен любостяжанием, навлек погибель на свою голову. “У которого была своя земля”, - так сказал автор Деяний, выражая, что больше ничего у Анании и не было».

Но при этом, точно так же, по-обывательски прагматично, Анания и Сапфира рассудили, что для «вступления в клуб» им совсем не обязательно отдавать все вырученные от продажи деньги. Ведь может так получиться, что этот «апостольский коммунизм» закончится вскоре полным крахом. Тем более что и первосвященники к ним как-то не очень доброжелательно настроены, да и вообще - мало ли чего…

Вот с таким примерно устроением души пришли Анания и Сапфира к апостолу Петру. Обличив Ананию перед всеми, Петр показал, что лукавство в царстве Мессии невозможно, никакая ложь не сможет укрыться от Царя, знающего не только тайные слова людей, но даже их тайные мысли. И неудивительно, что после этого трагического разоблачения никто из посторонних уже не смел пристать к ним: ведь очистить свои мысли и намерения куда труднее, чем просто - отдать деньги на общую пользу.

Но разве не мог апостол Петр раскрыть корыстные замыслы предприимчивой супружеской пары и просто отправить их с позором восвояси? Зачем нужно было лишать их жизни? Вот тут мы, наконец, и подходим, к самому больному вопросу в этой теме: кто и почему убил Ананию и Сапфиру.

Кто здесь убийца?

Обычно обвинения в негуманном отношении к провинившейся паре направлены непосредственно на апостола Петра. Действительно, в новозаветном повествовании он выглядит как вершитель чужих судеб, решающий, кому жить, а кому умереть. Но это очень поверхностный взгляд на события, потому что апостолы не были волшебниками, обладающими неким экстрасенсорным воздействием. Все чудеса они творили силой Божьей, или же, как еще более точно говорит об этом Священное Писание - сам Бог …во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса (Деян 14:3). Умервщление Анании и Сапфиры, безусловно, было хотя и страшным, но - чудом, совершенным на глазах у множества людей в назидание им. Поэтому блаженный Феофилакт Болгарский прямо пишет о том, что вовсе не Петр умертвил этих несчастных людей: «Многие из нечестивых, выставляя на вид то, что случилось с Ананией и Сапфирою, обвиняют верховного из апостолов в смерти. Но обвинение касается не Петра, а скорее Духа Святого, произнесшего на них справедливый приговор: потому что Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святой».

Вот это и есть самое страшное во всей истории - когда выясняется, что Податель жизни может также оказаться и отнимающим ее. Нет, понятно, конечно же, что Бог - властелин всего и вся и волен поступать так, как сочтет нужным. Но для немощного человеческого разума это выглядит примерно так же, как если бы мать задушила своего младенца, увидев, что тот оказался не таким, как ей хотелось бы.

Однако такие ассоциации не имеют ничего общего с действительностью. Дело в том, что в этом месте текста Деяний кроме Святого Духа упоминается еще одно духовное существо - сатана: Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? И это отнюдь не аллегорическое выражение и не фигура речи, а констатация вполне реального факта духовной жизни Анании, вступившего в общение с сатаной. Но если Святого Духа Церковь называет животворящим и Подателем Жизни, то сатана именуется в ней как человекоубийца от начала.

Анания со своим «вступительным взносом» пришел к тем, через кого Бог действовал с силой, неведомой иудеям со времен величайших пророков. То есть, по сути, - пришел к Самому Богу. И перед Ним же решил слукавить, послушав сатану и не веря, что Бог способен его хранить и питать. Опять, как и когда-то в райском саду, сатана оклеветал Бога. И опять несчастные люди - теперь уже Анания и Сапфира - поверили не Богу - источнику жизни, а духу лжи и убийства. А тот, кто отпадает от источника жизни, теряет и саму жизнь. О том же, как именно это происходит, предельно доходчиво и ясно написал Антоний Великий: «Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют». Соединение с духом лжи несет человеку смерть, поскольку дух этот - человекоубийца от начала. И если человек не желает покаяться в этом соединении, обратиться от него, и наследовать жизнь, тогда Бог отходит от этого человека, оставляя его наедине с полюбившимся ему демоном. Анания и Сапфира решили дружить с убийцей. И тот их убил.

В православном рассуждении о Боге всегда должна присутствовать непреложная аксиома: Бог - благ и желает человеку только добра. Но Бог не навязывает это добро, а лишь предлагает, оставляя человеку возможность свободного выбора: …жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 3:19). Поэтому, когда блаженный Феофилакт говорит о том, что Святой Дух лишил жизни двух лжецов, он подразумевает лишь одно: животворящий Податель жизни не стал насильно сохранять жизнь в людях, которые давно от нее отказались и по сути - уже были мертвы.

Волк рядом

Несмотря на множество предупреждений, мы почему-то никак не хотим поверить в то, что грех убивает. Быть может, потому что по опыту знаем, что Господь наш милосерден и не позволяет последствиям нашего греха убивать нас всякий раз, когда мы грешим. А тут вдруг описывается ситуация, когда согрешившие все-таки погибли от своего греха. И сразу же в благочестивой православной голове рождается сомнение: а так уж ли благ наш Бог? Не Он ли Сам убил Ананию и Сапфиру?

По большому счету весь ужас от этой истории сводится к неприятию людьми простого факта - того, что человек может погубить себя, и даже Бог не в состоянии ему в этом помешать. История Анании и Сапфиры страшит именно своей обыденностью: оказывается, погибнуть можно не только когда идешь грабить банк, охраняемый хорошо вооруженными секьюрити, но и когда в тихом домашнем кругу неспешно вынашиваешь планы укрепления семейного бюджета с помощью маленькой безобидной аферы.

Но как бы ни хотелось думать иначе, а все же следует набраться мужества и признать: на их месте может оказаться любой из нас, если не будет внимательно наблюдать за своим сердцем и умом. Потому что у нас есть в этом занятии очень грозный конкурент: сатана - этот «мысленный волк» - всегда следит за нами, выжидая подходящего момента для нападения. Мы действительно живем в ситуации смертельной опасности; мы и в самом деле можем отпасть от Бога; мы вполне реально способны через свои грехи соединиться с сатаной и погибнуть. И чем быстрее мы усвоим эту невеселую истину, тем надежнее защитим себя от возможного падения. Ведь в обыденной нашей жизни мы точно так же балансируем между свободой и осторожностью, определенным риском и соблюдением неких норм и правил, обеспечивающих нам безопасность. Только и здесь мы не особенно задумываемся, насколько хлипки эти наши усилия и сколько раз Господь не давал последствиям нашей небрежности погубить или покалечить нас. В духовной жизни все происходит похожим образом: милосердный и долготерпеливый Бог постоянно смягчает разрушительные следствия наших грехов, оставляя нам время на покаяние. Но если в какой-то момент окажется, что в своих заигрываниях с духом лжи мы переступили некий предел и Дух Жизни больше не может пребывать в нас, тогда мы умрем точно так же, как умерли Анания и Сапфира.

Бог не отнимает у нас и такой возможности. Однако по-прежнему любит нас и ждет, что выберем мы не смерть, а жизнь. Потому что никто не может сделать этот выбор за нас.

Иллюстрации sweetpublishing.com

Анания и Сапфира


Смерть Анания. Рафаэль. (1515).

В конце 80-х годов я верующим не был, но Библию читал (я, вообще, много читал). В те времена ореолом романтики были овеяны банды, занимающиеся рэкетом (то есть вымогательством). И вот как-то я увидел, что один мой приятель читает Библию; я его спросил:

― Ты знаешь кто был первым рэкетиром, согласно Библии?

― Кто?

― Апостол Пётр.

― Чево-о?!!

Большинство думающих людей и сейчас не может не задаваться подобными вопросами, например, такими:

● Почему Сапфира и Анания должны были отдать всё своё имущество? Разве Библия этому учит? А на что им потом жить?

● Почему они не могли отдать часть своего имущества?

● Христиане должны были расстаться со своим имуществом под страхом смерти?

● Выходит, Пётр отбирал у братьев последнее?

● Не слишком ли жестокое наказание за нежелание расстаться со своим кровным?

Если спросить ортодоксального христианина: «Неужели с этими людьми следовало поступить так сурово?». То он, скорее всего, ответит, что эти люди «солгали не людям, а Богу» (5:4), он скажет, что они «солгали святому духу» (5:3) … Не сомневаться же ему в справедливости Иеговы!!!

Но без понимания ситуации, такие слова остаются пустыми по смыслу и формальными по содержанию.

Приглашаю вас разобрать это библейское сообщение с исторической, юридической и религиозной точек зрения. Но сперва необходимо прочитать весь текст этого библейского сообщения.

Деяния 4:32 – 5:16

32А множество поверивших имели одно сердце и одну душу, и никто ничего из своего имущества не называл своим собственным, но всё у них было общее. 33И апостолы с великой силой давали свидетельство о воскресении Господа Иисуса, и незаслуженная доброта в изобилии пребывала на всех них. 34Среди них не было ни одного нуждающегося, потому что все владевшие полями или домами продавали их, а вырученное от продажи приносили 35и клали к ногам апостолов. И каждому давалось то, в чём он нуждался. 36Так, Иосиф, которого апостолы прозвали Варна́вой, что в переводе означает «Сын утешения», левит, родом с Кипра, 37владевший участком земли, продал его, а деньги принёс и положил к ногам апостолов.

5 Но один человек, по имени Ана́ния, вместе со своей женой, Сапфи́рой, продал имущество, 2утаил часть цены, о чём знала и его жена, и только часть принёс и положил к ногам апостолов. 3Но Пётр сказал: «Ана́ния, как ты допустил, чтобы Сатана вложил в твоё сердце мысль солгать святому духу и утаить часть из цены поля? 4Разве не твоим оно было, когда ты владел им, и то, что ты выручил от продажи не оставалось ли в твоём распоряжении? Зачем же ты замыслил в своём сердце такое дело? Ты солгал не людям, а Богу». 5Услышав эти слова, Ана́ния упал и умер. Тогда великий страх объял всех, кто это слышал. 6Молодые люди поднялись, обернули его полотнами, вынесли и похоронили.

7А по прошествии примерно трёх часов вошла его жена, которая не знала о случившемся. 8Пётр сказал ей: «Скажи мне, за столько ли вы продали поле?» — «Да, за столько»,— сказала она. 9Тогда Пётр сказал ей: «Что это вы сговорились испытывать дух Иеговы? Вот, похоронившие твоего мужа стоят у дверей, и они же вынесут тебя». 10В тот же миг она упала у его ног и умерла. Вошли молодые люди и, найдя её мёртвой, вынесли и похоронили рядом с мужем. 11И великий страх объял всё собрание и всех, кто об этом слышал.

12Также руками апостолов совершалось в народе много знамений и предзнаменований. Все они единодушно пребывали в колоннаде Соломона. 13Другие не осмеливались присоединиться к ним, однако народ превозносил их, 14а верующие в Господа продолжали присоединяться, множество мужчин и женщин, 15так что больных выносили даже на главные улицы и клали их на постелях и носилках, чтобы хоть тень проходящего мимо Петра упала на кого-нибудь из них. 16Также из городов вокруг Иерусалима сходилось множество людей, неся больных и мучимых нечистыми духами, и все до одного исцелялись.

Исторический фон

Из сообщения видно, что только что образованное христианское собрание практиковало какую-то форму коммунизма. Это не должно нас удивлять или настораживать, ведь они всецело отдавали себя служению, и безусловно нуждались в социальной составляющей для своей организации. Ученики Иисуса не были единственной религиозной организацией кто практиковал подобную форму коллективной собственности. Похожие социальные формы отношений существуют и в современном Израиле в виде кибуцев.

Ниже я привожу сокращённое описание организации ессеев, сделанное историком I века Иосифом Флавием. Ессеи, как и ученики Иисуса, практиковали подобную форму коммунизма.

Иудейская война. Книга вторая. Глава восьмая

2) … [Ессеи ] также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собою любовью. …

3) Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого. По существующему у них правилу, всякий, присоединяющийся к секте должен уступать свое состояние общине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства—все, как братья, владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них. … Они выбирают лиц для заведывания делами общины, и каждый без различия обязан посвятить себя служению всех.

4) Они не имеют своего отдельного города, а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест, члены ордена могут располагать всем, что находится у их братьев, как своей собственностью, и к сочленам, которых они раньше никогда не видели в глаза, они входят, как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собою в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того, чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами. … Друг другу они ничего не продают, и друг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то, что тому нужно, равно как получает у товарища все, в чем сам нуждается, даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимого от кого ему угодно.

6) Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц, стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах милосердия. Каждому предоставляется помогать людям, заслуживающим помощи, во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Но родственникам ничто не может быть подарено без разрешения представителей. …

8) Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата—он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения.

9) Очень добросовестно и справедливо они совершают правосудие. Для судебного заседания требуется по меньшей мере сто членов. Приговор их не отменим. После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [Моисея ]: кто хулит его, тот наказывается смертью. …

Наивно было бы думать, что ученики Иисуса, так уж сильно отличались от других своих современников. Нет. Они были людьми своего времени и жили по законам и обычаям своей эпохи. От других иудеев их отличало только то, что их учителем был сын Бога.

Подробного описания общины первых учеников Иисуса у нас нет; но на основании описания общины ессеев мы можем видеть, что считалось справедливым в то время.

Конечно, вступить в общину могли не все ученики; рабы не принадлежали себе и не имели имущества, а если ученики имели престарелых родителей, то в первую очередь обязаны были заботиться о них. Поэтому, вступление в общину было делом выбора и возможности. Некоторые ученики – состояли в общине; некоторые – нет. Но если ученик вступал в общину, то на условии того, что отдавал всё своё имущество. При этом, если он утаивал часть, то это рассматривалось, именно, как преступление, а не как простой обман.

Юридическая сторона вопроса

Правосудие в то время носило религиозный характер и отправлялось религиозными руководителями той религии, к которой принадлежал человек. Так от человека из другого народа не требовалось соблюдать закон данный через Моисея, а вот иудея за те же действия могли предать смерти.

В описании общины ессеев видно, что какие-то грехи у них наказывались смертной казнью (9-й текст). То есть религиозная община имела право отправлять правосудие и даже предавать человека смерти.

Надо сказать, что смертная казнь была в то время частым и обычным явлением. Объясняется это тем, что человечество ещё не было в достаточной степени развито, чтоб содержать большое количество заключённых в более или менее нормальных условиях, поэтому тюремное заключение не было распространённым наказанием. Преступника либо штрафовали, либо казнили. Если у человека не было денег, чтоб уплатить штраф, казнь была самым простым выходом, особенно если учитывать, что жизнь бедняка ценилась очень дёшево. Как вариант человек мог быть продан в рабство или подвергнут телесному наказанию. Эти слова кажутся циничными, но не сто́ит судить людей, живших в I веке, с высоты XXI . А много ли сегодня сто́ит жизнь бедняка?

Вряд ли Анания и Сапфира утаили большу́ю часть от продажи своей земли, ведь окружающие знали, сколько примерно она может стоить. Неужели, за несколько серебряных монет, эти двое заслужили смерть? Отношение к преступлению зависит от общества в котором оно совершается. Очевидно, что такие действия считались тогда тяжёлым преступлением.

Было ли право у апостолов предавать кого-либо смерти? Как бы это странно не звучало, но такое право у них было. Это объясняется тем, что только что образованное собрание ещё не было христианским, как и не было слова «христианин», оно состояло из иудеев, которые соблюдали Закон, и должны были принимать меры к его нарушителям. Христианами ученики Иисуса стали постепенно и не за одно десятилетие. Кроме того, Сапфира и Анания были казнены не Петром, а Богом. Пётр лишь объявил им приговор от имени Иеговы.

Религиозная составляющая – главная

Что именно было грехом, заслуживающим смерти, ложь или присвоение части имущества? Хотя ложь и является тяжёлым грехом, но обычно это грех не основной, а такой который идёт прицепом; иными словами, человек совершает грех, а потом лжёт что не совершал; так Каин был осуждён за братоубийство, а не за то, что солгал Богу.

За присвоение имущества могли наказать смертью, как это произошло с Аханом и его семьёй (Иисус Навин 7:1-26) . При этом не важно, что в случае с Аханом речь идёт о двухстах сиклей серебра и слитке золота, а в случае Анании и Сапфиры о нескольких серебряных монетах – важно то, что и Ахан и Анания оказались единственными отважившимися на этот поступок. Тяжесть их греха заключалась в том, что своими действиями они подрывали действие святого духа Иеговы в отношении собрания.

Та форма коммунизма, которая практиковалась учениками, практиковалась не ради, собственно коммунизма и процветания. Она практиковалась ради распространения благой вести о Царстве. Мероприятие это было свято и находилось под защитой святого духа. Было бы неправильно относиться к нему как к коммерческому предприятию, или решать с его помощью свои финансовые дела.

Анания и Сапфира могли рассуждать так: Наше поле даёт нам мало дохода, так что мы едва сводим концы с концами, да ещё сборщики налогов отбирают последнее. Вступать в какую-нибудь религиозную общину, не хочется – у них, очень строгий устав, длительный испытательный срок, да и не в любую примут. При этом, обязательное условие – расстаться со всем своим имуществом. А что если примкнуть к Пути? Эта конфессия не такая солидная как ессеи, но у них нет испытательного срока, они принимают всех, кто признает их учителя Мессией, да и устав у них не строгий. А часть денег можно утаить, чтоб отдать их в рост торговцам, и таким образом обеспечить себе тыл, пока пересидим тяжёлые времена.

Почему Иегова вмешался? Если бы Он попустительствовал духу лицемерия и практицизма, проявленному Сапфирой и Ананией, то очень скоро собрание превратилось бы в «яйцо страуса, выпитое змеёй» то есть, духовно погибло бы. Власть в собрании очень быстро захватили бы аферисты, выдающие себя за искренних учеников. Обратите внимание на слова из Деяний 5:13-14, «Другие не осмеливались присоединиться к ним, однако народ превозносил их, а верующие в Господа продолжали присоединяться, множество мужчин и женщин». Эти слова указывают на то, что после случая с Ананией и Сапфирой, лицемеры «не осмеливались» присоединиться к Пути из корыстных побуждений, однако «верующие в Господа продолжали присоединяться» в большом множестве.

*****

Итак, Иегова умертвил Ананию и Сапфиру не за ложь, и даже не за присвоение имущества, он умертвил их за то, что они из корыстных побуждений действовали против святого духа. А вмешался Он потому, что их действия серьёзно угрожали собранию.

б. Ложь Анании и Сапфиры (5:1-11)

Эта история напоминает об истории Ахана, записанной в Иис. Н. 7 (сравните Чис. 15:32-36; 16:1-35).

Деян. 5:1-2 . Грех Анании и его жены Сапфиры объясняется в стихах 3-4, 9. Они могли, конечно, удержать для себя часть дохода от продажи имущества, но, сговорившись между собой, предпочли солгать апостолам, сказав, что отдают им все вырученное, тогда как часть его утаили. То, что положили к ногам апостолов, они положили с ложью; употреблением выделенной фразы в случае Варнавы (4:35,37) и в их случае подчеркивается контрастность чувств и мотивов, которыми руководствовались "сын утешения" и эта пара.

Деян. 5:3-4 . Петр возлагает ответственность на Ананию, который допустил сатане вложить в свое сердце соблазн лжи. Это тем более был соблазн, что необходимости в этой лжи не было, ибо Анания и его жена вправе были распорядиться тем, что им принадлежало по своему усмотрению. Они солгали Духу Святому (стих 3), поддавшись вражескому внушению. В стихе 4 Петр говорит, что Анания солгал Богу. Так в контексте стихов 3 и 4 подтверждается Божество Святого Духа.

Деян. 5:5-6 . Услышав сии слова, Анания пал бездыханен. Как Петр напишет позже, надобно было "начаться суду с дома Божия" (1-Пет. 4:17). В той обстановке совершенное Аианией и Сапфирой было "грехом к смерти" (1-Иоан. 5:16). Суровость суда объясняется тем, что этому преступлению и последовавшему за ним наказанию предназначено было стать примером в условиях Нового Завета, как судьба Ахана сделалась примером для ветхозаветного Израиля (1-Кор. 10:6).

Деян. 5:7-10 . Сапфира, не зная о внезапной смерти мужа, солгала вслед за ним.

Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? "Искусить Духа Господня" (или Святого Духа) означает попытку выяснить, насколько далеко может зайти человек, не подвергаясь суду, обещанному Духом (сравните Втор. 6:16; Матф. 4:7).

Деян. 5:11 . При известии о наказании, постигшем Ананию и Сапфиру, великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (т. е. верующих и неверовавших). Об этом говорится дважды (стих 5 и 11). Рассказывая об этом случае, Лука преследовал несколько целей: 1) показать неприемлемость греха для Бога, особенно греха обмана, нечестности в пределах Тела Его - Церкви; 2) показать отличие Церкви от Израиля, где успели позабыть, к сколь суровой каре может прибегнуть Бог в воспитательных целях.

Слово церковь тут употреблено в книге Деяний Апостолов впервые. Здесь, как и в 9:31, а также в 20:28, оно употреблено в отношении Церкви как Тела Христова; в 11:26 и 13:1 этим словом обозначена местная община верующих; 3) на примере печальной участи Анании и Сапфиры Петр показал, что Бог начал действовать в новом, созданном Им, человеческом объединении.

3. ПРЕУСПЕВАНИЕ ЦЕРКВИ (3:12-42)

а. Апостолы подают "удостоверение" о себе (1:12-16)

Тем, что сообщается в этом разделе, читатели подготавливаются к последующим событиям.

Деян. 5:12 . Снова и снова Бог совершал через Апостолов… многие знамения и чудеса; любопытно, что местом постоянных встреч тех, кто составили первую церковь в Иерусалиме, стал храм, точнее. Соломонова крытая галерея в храме.

Деян. 5:13 . Посторонние, т. е. неверующие, не решались пристать (из любопытства, не имея тех же чувств, что они) к этим необычным людям - из благоговейного страха перед ними. Тем более после случая с Ананией и Сапфирой!

Деян. 5:14 . Зато и уверовавших во Христа становилось все больше. И они - множество мужчин и женщин - "не боялись" присоединиться к Господу. Это было феноменальным явлением - столь быстрый численный рост первоначальной Церкви (2:41,47; 4:4; 6:1,7; 9:31).

Деян. 5:15-16 . Чудеса, совершавшиеся апостолами, прежде всего были направлены на утверждение истинности Божиего слова. Люди убеждались в том, что им дана необычайная целительная сила. Думали (а, возможно, убедились в этом на опыте, хотя, по мнению некоторых богословов, это было проявлением суеверия), что исцеляются и те, которых тень проходящего Петра осенила. Так или иначе, но апостолы возвращали здоровье больным и изгоняли нечистых духов из одержимых. Все это они делали, как обещал им Господь (Матф. 10:8; Мар. 16:17-18).

б. Второе заключение апостолов и освобождение их (5:17-20)

Деян. 5:17-20 . Вторично были задержаны и заключены в… темницу… Апостолы, по-видимому, все 12, но явившийся им Ангел Господень сверхъестественным образом освободил их, повелев продолжать публичное провозглашение во храме (очевидно, во дворах его, поблизости от тех мест где собирались члены общины) всех сиих слов жизни (буквально - "этой жизни"; необычное обозначение Благовестия). в книге Деяний Апостолов это - первое из трех "тюремных чудес" (сравните происшедшее с Петром; 12:6-10, а также с Павлом и Силой; 16:26-27).

е. Испытание апостолов и слова их в свою защиту (5:21-32)

Деян. 5:21а . Повинуясь Божиему посланнику, апостолы с утра явились в храм и стали учить.

Деян. 5:21б-25 . Нижеследующее описание исполнено иронии. 1) Мы видим служителей, обыскивающих темницу, которая оказалась пустой, несмотря на то, что была заперта и охранялась снаружи стражами. 2) Перед нами облеченные властью иудеи, собравшиеся судить тех, кого в их распоряжении не оказалось. 3) И вот им, в гневе спрашивающим друг друга, куда подевались эти люди, сообщают, что они стоят в храме и учат народ.

Деян. 5:26-27 . Не прибегая к силе из страха перед народом, начальник стражи… со служителями… привел апостолов и поставил их перед синедрионом, чтобы допросить. (О синедрионе в толковании на 4:15.)

Деян. 5:28 . Не запретили ли мы вам… учить о имени сем? - прозвучал вопрос первосвященника. И вслед за этим обвинение: вы… хотите навести на нас кровь Того Человека.

Деян. 5:29 . Здесь Петр вновь провозглашает основополагающий для апостолов принцип (сравните 4:19-20). Верно и то, что христианам следует повиноваться своим гражданским властям, если это не вовлекает их в грех против Бога (Рим. 13:1-7; 1-Пет. 2:13-17).

Деян. 5:30-31 . В подлиннике слова Петра… вы умертвили, повесивши на древе …звучат с особой силой как обвинение в адрес "судей", упрекающих апостолов в том, что "хотят навести на них кровь Того Человека". Петр снова, как представитель апостолов, повторяет то, что говорил прежде: "вы… убили, но Бог воскресил Его" (сравните 2:23-24; 3:15; 4:10), дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов (сравните 2:38; 10:43; 13:38; 26:18).

Деян. 5:32 . Апостолы отлично сознавали свою ответственность перед Богом, как это следует из слов Петра: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый - в том смысле, что Он подкреплял их свидетельство, давая апостолам сверхъестественную силу, являвшую себя как в смелой проповеди их, так и в совершении ими чудес. Петр говорит, что Святой Дух дается всем повинующимся Богу, т. е. верующим в Иисуса Христа (Рим. 8:9).

г. Освобождение апостолов (5:33-42)

Деян. 5:33 . Охваченные яростью, религиозные начальники умышляли умертвить их. Все повторялось по той же "схеме", что за несколько недель до того в отношении Христа. Как росло сопротивление Ему, так росло оно теперь по отношению к Его ученикам.

Деян. 5:34-35 . Гамалиил, фарисей… и законоучитель, пользовавшийся всеобщим уважением, попытался повлиять на членов синедриона, чтобы они не преследовали апостолов. Руководствовавшийся не симпатией к церкви, а чувством духовной интуиции, он опасался помешать Божииму делу на земле (стих 39).

Деян. 5:36 . Ничего не известно об этом Февде с его 400 мятежниками, восстание которого не привело ни к какому результату. У еврейского историка 1-го века Иосифа Флавия записано о мятеже, возглавленном Февдой, но он происходил позднее и принял гораздо большие масштабы. А, кроме того, имел место ранее того, который возглавил Иуда (стих 37).

Деян. 5:37 . О мятеже под руководством Иуды Галилеянина, который Гамалиил приводит в качестве второго примера, Иосиф Флавий иаписал довольно подробно, рассказав и о казни Иуды, и о том, что эти беспорядки подлили масла в огонь новых мятежей.

Деян. 5:38-39 . Впечатляюще заканчивает свою речь Гамалиил. Это недавно возникшее движение само покажет, от человеков ли оно, или от Бога, заявил он. И в первом случае оно закончится также бесславно, как мятежи, поднятые Февдой и Иудой Галилеянином. Но если оно от Бога, то ваше сопротивление ему лишено смысла и берегитесь, чтобы вам не оказаться… богопротивниками. Любопытно, что речь Гамалиила явилась в каком-то смысле апологией Церкви Иисуса Христа, прозвучавшей из уст того, кто был в лагере ее противников.

Деян. 5:40 . И члены синедриона отпустили… Апостолов, однако, не удовлетворившись еще одним предупреждением, предварительно подвергли их бичеванию (и… били их). Отпуская же, повторили прежнее свое запрещение им говорить об имени Иисуса (относительно "имени Иисуса" толкование на 3:16).

Деян. 5:41-42 . И вот, несмотря на мучительное физическое наказание, апостолы пошли из синедриона, радуясь. (Снова звучит "тема радости", характерная для книги Деяний Апостолов; толкование на 2:46-47.) Бесчестие… за имя Господа апостолы сочли честью для себя. Позже Петр станет призывать христиан "радоваться" своему участию в "Христовых страданиях" (1-Пет. 4:13; сравните 1-Пет. 2:18-21; 3:8-17). Несмотря на повторное запрещение, апостолы не переставали учить и благовествоватъ об Иисусе Христе. Тем не менее, написанное Лукой в Деян. 5:17-42 имело целью показать, что Израиль в массе своей продолжал идти прискорбным путем отвержения Иисуса как Мессии.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О