Кто искусит одного из малых сих. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Вопрос . Поскольку Господь наш Иисус Христос говорит: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ; что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение?

Ответ . Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» – за что и услышал: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 22–23) ; или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» – и присовокупляет к сему: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы, не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 10, 13) . Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виною соблазна; и в них опять бывает сие различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся. Подобно этому и в делах, ибо соблазняемый соблазняется, когда кто или исполняет заповедь Божию, или без опасения пользуется тем, что в его воле. Поэтому когда люди претыкаются о что-нибудь сделанное или сказанное по заповеди и соблазняются этим, как, по свидетельству Евангелия, некоторые соблазнялись тем, что Господь делал и говорил по воле Отца, тогда надобно припомнить ответ о таковых Господа, когда, «ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» И он отвечал им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15, 12–14) . И много подобного сему можно найти и в Евангелиях, и у Апостола. Когда же претыкается кто или соблазняется тем, что в нашей воле, тогда должно привести себе на память слова Господа, сказавшего Петру: «итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17, 26–27) ; и также написанное апостолом коринфянам, где он говорит: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 13) ; и еще: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21) . А как страшно в рассуждении того, что, по-видимому, в нашей воле, пренебрегать, что брат соблазняется тем, сие показывает повеление Господа, Который вообще запрещает всякий вид соблазна и говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10) . Свидетельствует и апостол, в одном месте говоря: «лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13) ; и в другом месте более пространным изложением сильнее запрещая сие непозволительное дело, когда говорит: «если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» , к сему присовокупляет: «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 10–13) ; и еще в другом месте, сказав: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Потом прибавляет: «но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9, 6, 12) . Когда же доказано, сколько страшно соблазнять брата тем, что в нашей воле, что сказать о соблазняющих тем, что они делают или говорят запрещенное? И особливо, когда соблазняющий или оказывается имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени? Таковой обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег хотя малым чем из написанного или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому суду, что, как сказано, «кровь его взыщу от руки твоей» (Иез.33, 8) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

а иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей

Чтобы сделать речь более убедительною, Он усиливает ее далее не только обещанием чести, но и угрозою казни. И иже аще соблазнит , продолжает Он единаго малых сих, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей . Как те, говорит Он, кто почитает таковых ради Меня, получат небо и даже честь большую самого царства, так понесут жесточайшее наказание и пренебрегающие их (это означается словом - соблазнит ). Не удивляйся, что Он обиду называет соблазном: многие малодушные нередко соблазнялись тем, что их презирали и бесчестили. Таким образом, увеличивая преступление, Он представляет проистекающий из него вред. Наказание же Он изображает уже иначе, чем награды, объясняя - именно - тяжесть его вещами нам известными. Так, когда Он особенно хочет тронуть людей нечувствительных, то приводит чувственные примеры. Поэтому и здесь, желая показать то, что они подвергнутся великому наказанию, и обличить гордость тех, которые презирают таких людей, представляет чувственное наказание - мельничный жернов и потопление. Сообразно с предыдущим надлежало бы сказать: тот, кто не приемлет одного из малых сих, Меня не приемлет, - что тяжелее всякого наказания. Но так как на людей бесчувственных и грубых это страшное наказание мало бы подействовало, то Он говорит о жернове мельничном и потоплении. Не сказал, что жерновный камень повешен будет на шею его, но что лучше бы было потерпеть такое наказание, показывая этим, что несчастного ожидает другое, тягчайшее зло; если то несносно, тем более это последнее. Видишь ли, какая ужасная угроза? Сравнивая ее с известною для нас угрозою, Он представляет ее в большей ясности; а указывая на большую тягость, заставляет страшиться большего наказания, нежели каково чувственное. Видишь ли, как Он с корнем исторгает высокомерие? Как врачует недуг тщеславия? Как научает нигде не искать первенства? Как внушает домогающимся первенства везде искать последнего места?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Вещи здесь сравниваются не просто так: такой соблазнитель должен быть потоплен в глубине морской и с жерновом и с ослиной поклажей - и так будет лучше ему. Но по общему признанию всегда полезно то, что благоприятствует. Так в чем же польза быть утопленным с мельничным жерновом на шее? Ведь смерть, столь тяжкая, подведет ближе к наказанию, так что не знаю, каким образом будет полезно испрашивать то, что из всех злосчастий самое ужасное!

Итак, возникает вопрос, как же это следует понимать? Работа жернова - работа слепоты, ибо животные на мельнице, когда их гоняют по кругу, ходят с закрытыми глазами. Далее, мы часто встречаемся с тем, что ослами называют язычников, - язычники не знают, что они делают, и в таком незнании все дела их жизни подобны труду слепых. А вот иудеям путь знания открыт законом. Они, когда соблазняли апостолов Христа, по праву заслуживали того, чтобы быть потопленными в глубине морской с мельничным жерновом на шее.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской

Что означают слова: Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов (букв.: ослиный жернов,) повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих ?

Малыми , я полагаю, Господь называет простодушных людей, которые по малости ума не могут различать суды Промысла. Тому, кто соблазнит таких людей, было бы лучше принадлежать к уделу язычников, которые, подобно ослу на мельнице, вовлечены только в движение мира сего, и быть брошенным в глубину морскую , то есть в смешение жизни. Это подтверждает и апостол Петр, говоря: Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, вернуться назад (2 Пет. 2:21) .

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня

Обрати внимание на то, что соблазняющий мал есть, ибо большие не подвергаются соблазну.

то для такого будет лучше, чтобы ему повесили движимый ослом мельничный камень на шею и потопили его во глубине моря

Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: кто - больше в Царстве Небесном (см. Мф. 18:01), давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях. А слова: Будет лучше, если бы такому на шею его был повешен мельничный камень, движимый ослом , сказаны соответственно обычаю страны, по которому за величайшие преступления у древних иудеев наказанием было то, что, привязав огромный камень, потопляли человека в море. Однако такому (соблазнителю) лучше было бы, если бы он за свое преступление принял (сравнительно) легкое наказание, чем подвергся вечным мучениям, ибо Господь одного и того же не накажет [или: не будет судить] дважды (Наум. I, 9) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской

Евфимий Зигабен

а иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей

Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым, принимая их ради Меня, удостаиваются великого блаженства, – так и причиняющие им бесчестие, презирая их, понесут тяжкое наказание. Одного из малых сих , т.е. малых с виду, простых. Говорит здесь о тех, которые становятся такими, как дети. Говоря же, что лучше ему понести тяжкое наказание здесь, показывает, что в будущем веке он потерпит более тяжкое.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской

(Мк. 9:42) . У Луки 17:1-2 - сходные выражения, но в другой связи. У Мк. 9:38-41 и Лк. 9:49-50 вставлены здесь рассказы о человеке, который изгонял бесов именем Спасителя; затем речь Спасителя приводится у Матфея и Марка почти с буквальным сходством.

Сказанное в рассматриваемом стихе, очевидно, противополагается речи в предыдущем. Там говорится о принятии с любовью; здесь - о вреде, происходящем вследствие соблазна, - это последнее слово (σκανδαλίση), как и в других случаях (см. прим. к 5:29) , указывает на падение. Как в 5 ст. “если кто примет” (букв.), так и здесь “если кто соблазнит”. Но если в 5 ст. - “одно дитя”, то в 6 - “один из малых сих, верующих в Меня”. Речь, таким образом, расширяется и обобщается. Стоящее среди учеников дитя служит образом для разъяснения сложных отношений, которые бывают среди взрослых, верующих во Христа. На первый взгляд кажется, что Спаситель переходит здесь к речи почти о совершенно новом предмете, и притом - по простой ассоциации, так что стих 6 как будто имеет только внешнюю связь с тем, что сказано было раньше. Но несомненно, что он имеет с предыдущими стихами и более внутреннюю, глубокую, сокровенную связь. Эта последняя выражается, по-видимому, преимущественно словом “соблазнить” (σκανδαλίση). Если в предыдущих стихах указан был достижимый для всех и надежный путь к приобретению себе не мнимых, а действительных преимуществ в учрежденном и учреждаемом Христом Царстве Небесном, то в ст. 6 указывается на препятствия, отклоняющие от этого пути, и последствия такого рода деятельности.

Полезнее , если бы ему повесили на шею мельничный жернов и потопили в морской глубине. Тогда тело его погибло бы, но душа была бы спасена вследствие воспрепятствования ему производить соблазн.

“Мельничный жернов” - перевод неточен; в слав. точно: “жернов осельский”, т.е. большой жернов, который вертит осел; последний назывался поэтому όνος μυλικός (осел жерновный). Неточный перевод в русском сделан, по-видимому, ввиду ассимиляции Лк. 17:2 (λίθος μυλικός - камень жерновный или мельничный жернов). Здесь, конечно, имеется ввиду верхний жернов, или так называемый бегун. Потопление в море не было иудейскою казнью; но она практиковалась у греков, римлян, сирийцев и финикиян.

Толковая Библия.

О том, кто больший в Царстве Небесном.

Мф.18:1 Тогда ученики пришли к Иисусу говоря: «Кто больший в Царстве Небесном»

Мф.18:2 Он подозвал маленького ребенка, поставил его посреди них

Мф.18:3 и сказал: «Истину говорю вам! Если не обратитесь и не станете как дети, нет, не войдете в Царство Небесное!

Мф.18:4 Поэтому всякий, кто умалит себя как этот ребенок, тот больший в Царстве Небесном.

Мф.18:5 И всякий, кто примет одного такого ребенка во Имя Мое, Меня принимает.

Мф.18:6 Но, если кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, то для него было бы лучше, чтобы ему повесили мельничный жернов на шею и утопили в глубине моря.»

О неотвратимости искушений.

Мф.18:7 Горе миру от соблазнов! Ибо необходимо прийти соблазнам, но горе человеку, через которого соблазн приходит!

Мф.18:8 Если же рука твоя или нога соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя. Лучше тебе войти в жизнь калекой или хромым, чем с двумя руками и двумя ногами быть брошенным в огонь вечный.

Мф.18:9 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Лучше тебе войти в жизнь одноглазому, чем с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную.

Мф.18:10 Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых этих. Говорю вам, что их ангелы на Небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

О ценности потеряной овцы.

Мф.18:11 Ибо Сын Человеческий пришел отыскать и спасти погибшее».

Мф.18:12 Как вы думаете? Если человек имеет сто овец и одна из них заблудится, разве не оставит девяносто девять на холмах и не пойдет искать заблудшую?

Мф.18:13 И если ему удастся найти ее, истину говорю вам, что радуется о ней более, чем о девяноста девяти, которые не заблудились.

Мф.18:14 И так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих.

О терпении в прощении брату своему.

Мф.18:15 Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его с глазу на глаз. Если послушает тебя, ты приобрел брата твоего.

Мф.18:16 Если же не послушает, то возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей утверждено было всякое слово.

Мф.18:17 Если же не послушает их, скажи собранию, если и собрания не послушает, пусть он будет тебе, как язычник или сборщик пошлин.

Мф.18:18 Истину говорю вам, все что ни свяжете на земле, будет связано на небесах, и все, что развяжете на земле, будет развязано на небесах.

Мф.18:19 Еще истину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле относительно всякого дела, то чего бы они не просили, совершится им от Отца Моего Небесного.

Мф.18:20 Ведь там, где двое или трое собраны в Имя Мое, там Я посреди них.

О важности прощения.

Мф.18:21 Тогда Петр подошел к Нему и сказал: «Господи, сколько раз прощать согрешающему против меня брату? До семи ли раз?»

Мф.18:22 Говорит ему Иисус: «Не говорю тебе до семи раз, но до семидесяти раз по семь!»

Мф.18:23 Поэтому Царство Небесное подобно человеку - царю, который захотел произвести расчет с рабами своими.

Мф.18:24 Когда он начал производить расчет, привели к нему одного должника, задолжавшего десять тысяч талантов.

Мф.18:25 Так, как он не имел чем отдать, приказал его господин продать и жену его и детей и все что имеет и рассчитаться.

Мф.18:26 Упав тогда, раб поклонился ему, и сказал: «Потерпи на мне и все тебе отдам.»

Мф.18:27 И сжалился господин раба того, и отпустил его и заем простил ему.

Мф.18:28 Раб тот вышел, нашел одного из сотоварищей своих, который должен был ему сто динариев, схватил его и начал душить, говоря: «Отдай, что должен!»

Мф.18:29 Сотоварищ его пал ему в ноги и стал умолять его: «Потерпи на мне и все тебе отдам.»

Мф.18:30 Но он не захотел, и пошел и бросил его в тюрьму, пока не отдаст должное.

Мф.18:31 Другие сотоварищи увидели, что произошло и очень опечалились. Они пошли и рассказали господину своему, все что случилось.

Мф.18:32 Тогда господин позвал того раба своего и говорит ему: «Злой раб! Я простил тебе весь тот заем, потому что ты упросил меня.

Мф.18:33 Так неужели и ты не мог помиловать своего сотоварища, как и я помиловал тебя?»

Мф.18:34 И рассердившись, господин его отдал раба того в руки истязателей, пока не отдаст все, что должен.

Мф.18:35 Так и Отец Мой Небесный сделает вам, если не простит каждый из вас от всего сердца брату своему.

4. О СМИРЕНИИ (18:1-6) (МАР. 9:33-37; ЛУК. 9:46-48)

Матф. 18:1-6 . Во время их пребывания в Капернауме ученики задали Иисусу вопрос, который несомненно не раз уже обсуждали между собою: Кто больше в Царстве Небесном? Мысли их все еще были направлены на некое могучее земное царство, в котором они будут занимать высокие посты. В ответ Иисус, подозвав дитя, поставил его посреди них (по закону ребенок не имел в обществе никаких прав).

Затем Он сказал ученикам, что им нужно переменить образ мышления (по-русски: если не обратитесь и уподобиться детям, которые не мечтают о власти и о том, чтобы возвышаться над другими. Ибо положение в Царстве определяется не великими делами и высокими словами, а смирением духа, столь присущим детям.

Итак, ученики были озабочены не тем, чем следовало. Не о положении своем в будущем Царстве надо было думать им, а о том, как лучше служить Господу. Служение же это в первую очередь должно было быть направлено на людей, и Иисус указал на это словами: кто примет (в значении "отнесется с любовью") одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает. Мысль эта подчеркивается строгим предостережением относительно соблазна.

А кто соблазнит (в англ. тексте - "толкнет к согрешению") одного из малых сих, верующих в Меня… (Да, малые дети способны верить в Иисуса!). (Тут дитя, "поставленное посреди учеников", служит Господу и прообразом взрослого человека, уверовавшего в Него, но духовно неопытного. Тому, кто толкнет такого человека на путь соблазна, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской, говорит Господь. - Ред.)

5. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СОБЛАЗНОВ (18:7-14)

Матф. 18:7-11 (Мар. 9:43-48). Иисус продолжает развивать тему соблазнов, "приходящих в мир". Источником их служат люди, которых немало было и в дни Христа. Он напоминает, что таковым не избежать страшного суда Божия (дважды повторенное Им "горе" в Матф. 18:7; "огонь вечный" - в стихе 8; "геенну огненную" - в стихе 9; сравните 6:22) - за то, что не пожелали противостать соблазнам, губившим их самих, а через них - и других людей.

Иисус, естественно, не призывал к членовредительству: "отсекать себе руки или ноги" или "вырывать глаза" (сравните 5:29-30). Тем более, что и поступивший так не избавился бы от источника греха, которым является сердце (15:18-19). (Приведенный Им образ, возможно, отражал ту Его мысль, что иным людям порочные их привычки и склонности так же дороги, как рука или нога. - Ред.) Для того, чтобы перестать "соблазняться" и соблазнять, человек часто нуждается в радикальной внутренней перемене.

Далее Иисус напомнил ученикам о ценности в очах Господних малых сих (сравните 18:6,14), т. е. детей (маленьких в физическом смысле) и взрослых, которые "малы духовно". Относиться к ним с пренебрежением - грех перед Богом, Который поручил заботиться о них особой группе ангелов (Ангелы их); эти Ангелы находятся в постоянном контакте с Отцом Небесным (сравните Пс. 90:11; Деян. 12:15). стих 11 в некоторых греческих манускриптах отсутствует; его иногда считают позднейшим заимствованием из Лук. 19:10.

Матф. 18:12-14 . В подтверждение мысли о том, что "малые сии" представляют особую ценность для Бога, Иисус привел ученикам в пример человека, имеющего сто овец, который вдруг обнаружил, что одна из них потерялась. Разве он не оставит… девяносто девять в горах и не пойдет… искать одну заблудившуюся? Подобным же образом поступает и Отец Небесный по отношению к малым сим (сравните стих 6, 10), не желая, чтобы кто-то из них погиб. Вот почему надо всячески остерегаться, чтобы не сеять соблазны.

6. О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСИЯ В СРЕДЕ ВЕРУЮЩИХ (18:15-20) (ЛУК. 17:3)

Матф. 18:15-20 . От темы соблазнов Господь логически переходит к тому, как надо поступать, если кто-то все-таки впадет в согрешение. Если брат согрешит против брата, им двоим следует обсудить случившееся. Если возникшую проблему удастся разрешить, то на этом все должно и окончиться. Однако, если согрешивший станет упорствовать (не послушает), то для беседы с ним надо привлечь других, чтобы свидетелей разговора было двое или трое. Это соответствовало ветхозаветным установлениям (Втор. 19:15).

Если и теперь согрешивший откажется признать свою вину, то дело должно быть представлено на рассмотрение всей церкви; если Господь употребил в этом месте слово "собрание", то ученики скорее всего подумали, что Он подразумевает "представление дела" собранию иудеев (возможно, в синагоге). После возникновения Церкви слова эти должны были приобрести для них расширительное значение.

Согрешивший, который и в этом случае не признал бы своей вины, должен был стать для них, как посторонний; отныне они обретали право относиться к нему, как к язычнику и мытарю.

Ответственность за согласованные совместные действия возлагалась Господом на всю группу апостолов, чьи решения и поступки будут направляться свыше. Иисус повторяет слова, сказанные Им в 16:19 Петру. Далее Он говорит о необходимости совместных молитв, напоминая ученикам, что там, где их двое или трое соберется во имя Его, Он будет посреди них, и что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного.

7. О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЩАТЬ (18:21-35)

Матф. 18:21-22 . Тогда Петр приступил к Нему и спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Апостол проявил в данном случае великодушие, поскольку раввины учили, что обидчику следует прощать не более трех раз. Ответ Иисуса: не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз, т. е. до 490 раз, подразумевает, что в готовности прощать пределов быть не должно. Мысль эту Он иллюстрирует притчей.

Матф. 18:23-35 . Иисус рассказал ученикам о царе (он уподобляется Царству Небесному в том смысле, что речь тут пойдет о сфере отношений верующих между собой и с Богом - от ред.), который захотел сосчитаться с рабами своими. Один из них был должен ему огромную сумму денег - 10000 талантов. В наше время эта сумма составила бы многие миллионы рублей, поскольку талант как денежная единица был эквивалентен примерно 25-30 кг. золота. А как раб тот не имел чем заплатить, то государь приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Раб взмолился, чтобы господин повременил со взысканием долга, пообещав ему все заплатить позднее. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил; ему.

Вскоре после этого прощенный раб нашел своего должника, который должен был ему несравненно меньшую сумму: всего 100 динариев. (Динарий был серебрянной римской монетой, стоимостью 10-20 копеек, и составлял среднюю дневную плату рабочего.) Заимодавец потребовал однако немедленно уплатить причитавшуюся ему сумму, не проявив при этом никакого милосердия.

Более того, он пошел и посадил своего должника в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, свидетели происшедшего, очень огорчились и, придя к государю, рассказали ему обо всем. Тогда государь велел вернуть к себе раба, не оказавшего милости товарищу, хотя сам был удостоен куда большей милости от своего господина, и бросил его в темницу.

Этой притчей Господь хотел сказать, что прощать нужно "в той же пропорции", в какой прощены мы сами. Злому рабу был прощен весь его долг, и он, в свою очередь, должен был все простить своему должнику. Дитя Божие, по вере во Христа Иисуса, получает прощение всех своих грехов. А, значит, и брата, который согрешит против него, следует ему прощать от сердца, сколько бы раз тот ни согрешал (сравните Еф. 4:32).

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Так как они видели, что Петр был почтен Христом (он же почтен тем, что получил повеление дать статир за Христа и за самого себя), то поэтому испытали нечто человеческое и, снедаемые завистью, подходят стороною, спрашивая Господа: "кто больше?".

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: "если не обратитесь ", показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.

И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской. Вам, говорит, не только должно быть смиренными, но если ради Меня почтите и других смиренных, то получите награду, ибо Меня примете, когда детей, то есть смиренных, примете. Затем и наоборот говорит: "кто соблазнит", то есть обидит, "одного из малых сих", то есть из тех, которые уничижают и смиряют себя, хотя бы и велики были, "тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею". Ясно указывает чувствительное наказание, желая показать, что многое мучение перенесут те, кто обижает смиренных во Христе и соблазняет их. Но ты пойми, что если кто соблазнит действительно малого, то есть слабого, и не поднимет его всячески, тот будет наказан, ибо взрослый не так легко соблазняется, как малый.

Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство. И если Господь говорит, что соблазны необходимо должны прийти, то как мы можем их избежать? Нужно им прийти, но нет необходимости нам погибнуть, так как есть возможность противостоять соблазнам. Под соблазнами разумей людей, препятствующих в добре, под миром же - людей дольних и пресмыкающихся по земле, которых именно и легко удержать от делания добра.

Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им. Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение. "И что говорю, - говорит Господь, - что таковые имеют ангелов? Я пришел для того, чтобы спасти погибшее и стать близким к тем, которые многими считаются ничтожными".

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась; то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение - ангелы, равно и люди, это сто овец, пастырь которых есть Христос; Он не овца, ибо Он не создание, но Сын Божий. Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Чтобы ты, говорит, будучи соблазняем, не пал совершенно по причине того, что соблазняющий имеет наказание, Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобой несправедливо и вредит, если он христианин. Смотри, что говорит: "если согрешит против тебя брат твой", то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибо не сказано "оскорби", но "обличи". "Если же послушает", то есть если придет в себя, ибо Господь желает, чтобы согрешающие были обличаемы прежде наедине, чтобы, будучи обличаемы пред лицем многих, они не сделались бесстыднее. Если же, и обличаемый при двух или трех свидетелях, он не устыдится, поведай падение его предстоятелям церкви. Ибо если он не послушал двух или трех, хотя закон говорит, что при двух или трех свидетелях стоит, то есть пребывает твердым, всякое слово, то пусть он, наконец, будет вразумлен церковью. Если же не послушает и ея, тогда пусть будет извержен, чтобы не передал своего зла и другим. Господь уподобляет таковых братьев мытарям, ибо мытарь был неким презираемым предметом. Утешением для обиженного является то, что обидевший его считается мытарем и язычником, грешником и неверным. Итак, это только и есть наказание для того, кто поступает несправедливо? Нет! Послушай и последующее.

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе.

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я (есмь) посреди их. Вводит нас этими изречениями в любовь. Запретив нам соблазнять друг друга, вредить и терпеть вред, теперь говорит и о согласии друг с другом. Под соглашающимися разумеются содействующие друг другу не во зле, но в добре, ибо смотри, что сказал: "если двое из вас", то есть верующих, добродетельных. И Анна, и Каиафа согласны были, но в том, что достойно порицания. Ведь часто бывает, что прося не получаем этого потому, что не имеем согласия друг с другом. Не сказал: "буду", ибо Он не намеревается и не медлит, но "семь", то есть тотчас оказываюсь там. Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь находится посреди. Соглашаются и три силы души - ум, чувство и воля. Но Ветхий и Новый Заветы, они оба согласны между собой; и среди них оказывается Христос, будучи проповедуем обоими.

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Это есть то, о чем спрашивает Петр: если брат согрешит, потом придет и, раскаявшись, будет просить прощения, то сколько раз я должен простить его? Он присовокупил: если согрешит против меня. Ибо в том случае, когда кто-либо согрешит против Бога, я, простой человек, не могу простить его, если только я не священник, имеющий божественный чин. Если же брат согрешит против меня, затем я прощу его, то он будет прощен, хотя бы я и был частный человек, а не священник. Сказал; "до седмижды семидесяти раз" не для того, чтобы числом ограничить прощение, - странно было бы, если бы кто-нибудь сидел, высчитывая, пока не составится четыреста девяносто (ибо столь велико седмижды семьдесят), но обозначает здесь бесконечное число. Господь как бы так говорил: сколько бы раз кто-либо согрешая ни каялся, прощай ему. Об этом говорит и следующей притчей, что мы должны быть сострадательны.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Мысль этой притчи учит нас прощать сорабам их грехи против нас, а тем более тогда, когда они падают ниц, прося прощения. Исследовать по частям эту притчу доступно только тому, кто имеет ум Христов. Но отважимся и мы. Царство - Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом. Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью.

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек - талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа. Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения. Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим. Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление - продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

Раб же тот, вышед, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен; тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе; но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Получивший прощение, выйдя, давит сораба. Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему. Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: "потерпи на мне, и все отдам тебе".

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога. Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы - это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар. Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался. Ибо "пока не отдаст всего долга" это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст. Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Не сказал: "Отец ваш", но "Отец Мой", ибо таковые недостойны иметь отцом Бога. Желает, чтоб отпускали сердцем, а не одними устами. Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, там не менее и они отвращаются.

Использованы некоторые фрагменты комментариев Женевской Библии и Баркли.

18:1-4 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Ученики по инерции мирских привычек интересуются возможностью выдвинуться в Царстве Небесном, показывая самим вопросом, что они не имеют пока что представления о будущем Царстве Бога. В мире для выдвижения авторитетов приходится прилагать большие усилия в том, чтобы выглядеть лучше других, говорить красноречивее, иметь больше полномочий и веса в обществе и т.д., интересно, а отличается ли возвышение – у Бога? Им хотелось знать портрет высокопоставленного и престижного члена Небесного Царства.

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
Иисус «огорчил» их ожидания: стать дитём по сути - оказывается даже не предпочтение, а острая необходимость для того, чтобы попасть ТУДА. Такой вид авторитетности в Царстве Небесном - обескураживает многих честолюбивых взрослых.

Слова Христа «ЕСЛИ не обратитесь» - показывают, что ученики на тот момент, идя к Богу, тем не менее шли в обратную сторону от Него: судя по образу их мыслей и жизни, и по характеру целей, которые они ставили перед собой – они были далеко не дети.

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Однако, что имел ввиду Иисус, говоря о необходимости умалится до состояния ребёнка? У детей много ценных качеств: они бесхитростны, искренни, торопятся исправиться в ответ на замечание, не затаивают обиду и т.д. (не о невинности идёт речь, как считают многие, ибо грех Адам а передаётся "по наследству" каждому ребёнку века сего, Римл.5:12).
Но о каком самом ценном качестве детей говорил Иисус? Узнать это помогает контекст беседы с учениками, ибо говорил он с ними о маловерии.

В связи с недавним обнаружением маловерия в учениках им следовало бы знать о ценнейшем качестве детства для Царства Божьего: о полном доверии Отцу и осознании полной зависимости от Него и Его решений.
Вместив эти ОСНОВЫ, христианин сможет легко стать УЧЕНИКОМ, передающим мнение ОТЦА (т.е. сыном), а НЕ учителем, настаивающим на СВОЁМ мнении (т.е. «отцом»).

18:5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
Кого обычно принимают люди в свой круг общения? Того, кто что-то из себя представляет и может быть полезным. Ученики Христа на данный момент имели ещё мирское вИдение ученичества, поэтому Иисус обратил внимание, что для христианского пути (во имя его) -гораздо ценнее принять доверчивое дитя по духу (не о возрасте речь), нежели матёрого «взрослого». Скромные, простые послушные и богобоязненные люди с «детским» сердцем - гораздо ближе к духовному возрасту Иисуса по своим внутренним качествам, ибо и он был богобоязненным, смиренным, готовым учиться у своего Отца и послушным своему Отцу.

18:6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Здесь - о вреде соблазнителей, отводящих духовных младенцев от истины.
Доверчивого ребёнка - взрослому нетрудно завести в любые дебри и научить делать непотребное, к тому же дети склонны подражать своим учителям в поступках и образе мыслей: как правило, дети воспринимают не только то, что им говорят, но и то, что они видят в своих учителях.

То же самое - и с духовными детьми, младенцами во Христе, с новичками в вере или с добросердечными, доверчивыми и простодушными верующими, которых легко ввести в заблуждение, насторожить и даже напугать: если кто-то станет виновником ломки их веры в Бога, разочарования в служении Богу или ухода от истинного поклонения - тому не миновать наказания от Всевышнего.

Вот почему ко всем духовным учителям, считающим себя взрослыми и способными наставлять в вере простодушных и доверчивых, у Бога повышенная строгость: если учитель отведёт от Бога и Христа Его хотя бы одного ученика, доверившегося ему на слово - то лучше бы он утонул до того, как собьёт его с толку. В этом случае он хотя бы не успел сделать своё чёрное дело и избежал бы наказания за него.

Можно себе представить, насколько Бог гневается на таких горе-«учителей», если даже быть утопленным насильно - для них большее счастье, чем пожать последствия своего горе-«учительствования», уводящего доверчивых и простодушных людей от Бога.

18:7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Соблазнам - быть. Они допущены Богом и служат катализатором для выявления наклонностей человеческих сердец. Однако сильно не поздоровится тому, кто этим "катализатором" в мире окажется. Или подсунет "катализатор". Или изобретёт его для того, чтобы отвести кого от Бога. И хотя человеческая развращенность - причина тому, что "надобно придти соблазнам ", однако личная ответственность каждого человека - не отменяется всеобщностью греха.

И тот, кто допустил, чтобы через него к кому-либо пришел соблазн поступить беззаконно вопреки заповедям Господним - по сути равен в своих действиях «горе – учителям» из 6 стиха потому, что своими действиями тоже отводит одного из малых, желающих прийти ко Христу.

18:8,9 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

Снова о необходимости быстрого реагирования на возникающие соблазны согрешить. Категоричность требования показывает, как радикальна этика Иисуса: не сказал «постарайтесь отсечь », но сказал: «отсеки! » в повелительном наклонении, ибо когда мы разрешаем себе постараться - не исключаем варианта, что «я старался , ну не получилось, извини ». В варианте «отсеки » - невозможно сказать, что «не получилось », а если не получилось - значит, просто не отсекал.

Конечно, Иисус говорит не о членовредительстве христиан, поскольку не в глазу и не в руке созревает похоть, а в сердце и в разуме.

18:10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Не презирать и не пренебрегать простодушными скромными людьми, а приглашать их ко Христу - обязанность каждого христианина.

«Ангелы их на небесах»….. Этот текст положил начало учению об ангелах-хранителях, закреплённых якобы за каждым человеком. Но это распространенное верование выходит за пределы библейских данных (Женев.).

В Писании говорится, что ангелы охраняют не в принципе людей, а служителей Божьих и служат им по мере необходимости в исполнении дела Божьего, а не по каждому пустяку якобы для сохранения жизни «подопечного» (Пс. 90:11; Евр. 1:14, Деян. 27:22)

Сами служители Божьи, заметим, часто претерпевали множественные трудности, болели и даже погибали от руки нечестивцев (Павел, Иаков).

Да и множество людей в этом веке страдают, мучаются и погибают от массы проблем, но это не означает, что ангелы-хранители – их плохо «охраняют». Это означает лишь, что ангелов- хранителей - просто нет у жителей земли, и такое вероучение – не более, чем мечты сердец верующих в эту красивую сказку.

18:11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Иисус подчеркивает, что его цель не убить и не добить погибшее, а попытаться спасти всё, что ещё можно спасти. Он пришел прежде всего спасать, а не казнить. Неплохо бы на вооружение и ЭТО от Христа взять христианам, а не только его пример обличения фарисеев.

18:12-14 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Кто-то может сказать что эта притча - только к "пастырям" относится. Дескать, это только на них лежит обязанность отыскивать отбившихся и потерявшихся от стада "овец" Божиих. Нет, не только на «пастырях».

К примеру, если христианин видит, что наш брат начинает отдаляться от собрания и блуждает мыслями, будем ли мы непременно ждать помощи от пастырей или и сами попытаемся "отыскать" своего "прежнего" брата?

Как показывает практика, "найти" заблудившуюся и вновь обрести "овцу", вкусившую вольных духовных хлебов в просторах философии и стихий мира, которые не по Христу - непросто. Но пробовать стоит. Как искать? Любовью к соверующим: она помогает быть внимательными к их нуждам.

18:15-17 Повеления Христа о последовательности действий, связанных с согрешившим. Рассмотрим три шага по обращению согрешившего - по отдельности:

1) 15 Если же согрешит против тебя брат твой,
Что означает против тебя? Некоторые считают, что если проступок совершён лично против тебя, тогда применимы эти шаги. А если, к примеру, ты видишь, что соверующий ворует у твоего соседа - то надо действовать по-другому: бежать с доносительством на вора сразу к старейшинам, применяя принцип Лев.5:1.
Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил , то он понесет на себе грех.

Однако, в Лв.5:1 не сказано, что надо бежать к старейшинам города, но сказано об объявлении греха: нельзя делать вид, что не слышишь - если слышишь, и нельзя делать вид, что не видишь - если видишь согрешение соверующего. Смысл этого постановления - не проходить мимо того, кто согрешает в общине твоей (в собрании верующих). Объявить - это и означает обличить согрешающего:
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха . (Лв.19:17)

Пророк Иезекииль тоже упоминает об этом принципе:
20 И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно... то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой..... и Я взыщу кровь его от рук твоих.
21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил,
и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою. (Иез.3)

Нельзя относиться равнодушно к согрешающим соверующим: все христиане - члены одного тела Христова, согрешающий в принципе (неважно против кого, даже если против язычника) - согрешает против тела Христова, а, значит, и против тебя. Поэтому объявлять о грехе - следует согрешающему, в первую очередь - ради того, чтобы вразумить его обратиться:
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак.5)

Кто стал свидетелем уклонения соверующего от истины - на том и ответственность об объявлении греха согрешающему ради обращения его. Обличение наедине - это проявление любви к брату: любовь старается сохранять добрую репутацию брата, если его случайно "бес попутал". Любовь не трубит о согрешении брата, если тот оступился случайно, но покрывает множество грехов, если это возможно (1Кор.13:6,7)

т о приобрел ты брата твоего;
Цель обличения наедине, как видим, приобрести брата не столько даже для себя, сколько - для Господа: согрешение отдаляет грешника именно от Господа (ибо мы сами - тоже потомки Адама), но если человек осознал, раскаялся пред Господом и прекратил согрешать - что ещё надо? Разговором один на один мы помогли ему подняться после падения, цель обращения достигнута. На этом можно остановиться, не требуя от согрешившего, чтобы он пошёл к пресвитеру и рассказал о своём согрешении. Но если у него самого будет потребность по совести идти к старейшине собрания и повиниться пред ним - на это мы влиять не можем, пусть идёт. Да и незачем нам на это влиять.

2) 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
Если брат упорствует и не считает, что согрешает - тогда полезно вдвоём или втроём попытаться его вразумить.
Конечно, самый лучший свидетель - тот, кто видел его согрешение. А если таких нет?
То тут нужен свидетель не столько его проступку - сколько разговору с ним: в разговоре в присутствии свидетелей выяснится, что к чему, может, он и не виноват вовсе, а просто мы неправильно его поняли.
Кто может быть свидетелем в этом случае?
Лучше всего - добрый пресвитер (старейшина собрания): они научены не разглашать тайны наших падений. Но если старейшина - законник и любитель экстренных наказаний, тогда, ради помощи согрешившему, лучше найти доброго зрелого соверующего, которому можно доверить чужие падения без разглашения.
Или в этом случае можно просто сказать согрешившему: "если ты сам не прекратишь то-то и то-то (согрешать), то я вынужден буду сказать об этом пресвитеру ". Иногда этого бывает достаточно для обращения согрешающего.
(кроме вины прелюбодеяния или блуда: прелюбодей и блудник согрешает против тела Христова, собрания, то есть (1Кор.6:15,16). С таким должны разбираться пресвитеры)

3) 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Если согрешающий будет упорствовать и после этих двух шагов - тогда меры жёстче: придётся сказать пресвитеру (Церковь представляют старшие). Но если и пресвитеров не послушается согрешающий и не раскается в согрешении своём, тогда его исключают из Церкви (в Иудее с язычниками и мытарями не общались, Деян.10:28).

Почему не следует оглашать согрешение соверующего (кроме старейшин, 1Тим.5:20 ) - пред всеми членами собрания? Это не было бы проявлением любви к согрешившему и собранию: степень духовности у всех - разная, иной - более зрелый, иной - новичок, и кто знает, как воспринята будет весть о согрешении брата, особенно учитывая наличие в собраниях желания посплетничать и нездорового, порой, любопытства - как следствий несовершенства.

В решении подобных проблем - нужен гибкий и индивидуальный подход. Главное - не стоит ограничиваться только первым шагом, но и сразу к третьему без первых двух - прибегать спешить не стоит. Не стоит также переставлять шаги местами. Решать подобные проблемы на свой лад - это не есть хорошо. Половинчатость решений (шагов), недопонимание важности приобретения брата для Господа, недосказанность, непоследовательность наших действий - всё это может привести к потере отношений друг с другом, но что гораздо серьёзнее - с Господом.
Итак, цель разговора с согрешившим - не показать ему, что он негодяй. А просить обратиться для возвращения его Господу.

И ещё - интересный момент: Иисус здесь упоминает о собрании, в то время, когда собрания христиан как такового - ещё не существовало:
а если и церкви не послушает, то...

Иисус по сути предсказал здесь наличие христианского собрания в целом - и поместных собраний в частности, в которых надлежит решать проблемы соверующих. Именно эти собрания апостол Павел и не советовал оставлять (Евр.10:25)

18:18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
«Связать на земле» означает для апостолов получить «мандат» больших полномочий от Бога и Христа Его на свободу действий в доверенном «участке». Например, если директор, хорошо зная компетентность своего друга и доверяя ему во всех своих делах, назначает его начальником цеха на своём заводе, то он не вмешивается в ведение дел этого цеха, будучи уверенным, что его друг справится с поставленными задачами по управлению цехом - прекрасно.
Так и апостолам Бог и Христос планировали доверить ведение дел на земле по организации христианских собраний, управлению христианской деятельностью и решению всех вопросов, связанных с делами собраний.

Откуда у Бога такое доверие и желание выдать такой «мандат» полномочий – апостолам? От того, что они приняли Христа, уловили суть пути Христова, имели определённые духовные качества и им в помощь планировалось дать святой дух.
Благодаря святому духу Бога, апостолам должно было открыться правильное понимание истины о Боге и Его намерениях, а так же тех принципов, которых должны были придерживаться христиане. Давая им ключи разумения Божьего слова и возможность запрещать или разрешать что-то в христианской деятельности, Христос показал, что доверяет им.

Могли ли Апостолы сами что-нибудь связать (запретить) или разрешить по своему усмотрению? Понятно, что не могли. Только то, чему научил их Дух Святой - они и могли применять в решении множества проблем, возникающих на христианском пути. И не сверх того: никакого произвола или личного мнения с личным отношением. Только Божья точка зрения – для решения ВСЕХ проблем в собраниях Божьих.
Только благодаря святому духу апостолы , а в дальнейшем - и остальные помазанники, смогут разобраться, что правильно, а что нет, и, руководствуясь этими знаниями, они смогут умело руководить церквями.

18: 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
Поскольку апостолы и другие помазанники могут просить у Бога только то, что в Его интересах - то им и сказано, что их просьба будет услышана и удовлетворена, ибо ангелы Бога помогают служителям Его в случаях, когда они действуют в интересах Всевышнего (Евр.1:14)
(далеко не всякие просьбы двоих - Вышние исполняют, но только те, которые помогают продвижению на Земле интересов Бога)

18: 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Заметим, "двое или трое" не просто собраны вместе для чаепития или приятного времяпровождения, а во имя Христа. Другими словами - для того, чтобы решать вопросы, связанные с путём Христовым и приближением к Богу.

Если посмотреть контекст, то можно увидеть, что здесь речь идёт о правовых дисциплинарных решениях Церкви, которые должны приниматься на основании Божьего суда, а не человеческого. Один член церкви не может решать правовые вопросы, ибо в Божьем суде должны принимать участие свидетели тому, что суд - Божий и основан на ключах небесных.
То есть, если правовое решение принято на земле на основании Божьего суда двумя или тремя членами Церкви Христовой, то это всё равно, что Христос принял такое решение: он посреди них.

Что ещё может подразумеваться под «собраны во имя моё »? Здесь речь не идёт об образовании автономной группы, независимой от народа Божьего. Согласно этого текста, члены Божьего собрания могут собираться вместе для любых дел, касающихся Божьего собрания - в любое время, в любом количестве и в любом месте при необходимости.

Для решения, в частности, правовых вопросов в собраниях на основании БОЖЬЕГО суда -апостолам обещана поддержка свыше. Ибо Отец небесный не оставляет без внимания даже двоих, если быть вместе - их побудило одинаковое желание идти путём Христовым. Если двое или трое объединены именно по этой причине - можно считать, что Христос среди них, а значит, Отец непременно их поддержит.

18:21,22 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

Пётр, спрашивая о прощении 7 раз, видимо, считал это небывалым великодушием. Что же ответил Иисус?
К счастью, вряд ли кто-то из читающих этот текст поймёт его буквально, увидит здесь только букву и начнёт считать количество согрешений брата по словам Христа "до седмижды семидесяти раз", 490 раз - простит, а на 491 - разрешит себе уже и не прощать. Здесь Иисус показал принцип: никогда не стоит держать зла с камнем за пазухой на согрешающего. Это тяготит, вынашивание запомнившихся обид – утяжеляет христианина и приземляет, побеждая в нём со временем - духовную
его часть. Другими словами, прощать нужно всегда (бесконечное число раз). Более того, если мы не прощаем своих обидчиков, то Всевышний и нас не простит: чуть позже Иисус об этом расскажет притчу (тексты 23-35).

Остановимся, однако, на одном моменте в связи со словами из Луки 17:3,4 о прощении в случае ЕСЛИ покается согрешивший брат в грехе своём и попросит прощения. А если брат согрешает и не просит прощения - надо ли прощать ему?
Здесь можно отдать предпочтение тексту Луки и не прощать никому, если прощения не просят: ведь Лука, казалось бы,
дал для этого основание по букве .

Так прощать или нет, если не просит согрешивший прощения? Если согрешение касается меня лично и я в состоянии на него не обращать внимание (например, брат опоздал на час, сказал обидное слово в мой адрес, потерял мои перчатки и т.д.) – то уж лучше простить и не держать недовольство братом в сердце своём. Если согрешение серьёзное (брат солгал мне, не возвращает долг, оклеветал и т.д) - используем три шага к решению проблемы по Мтф.18:15-17 для того, чтобы обрести брата хотя бы для Господа, ведь он должен осознать вину и раскаяться, перестав грешить (если уж для себя по причине несовершенства не получается сохранить прежних дружеских отношений).

18:23-35 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
Наглядный пример – притча о подходе Бога к прощению и не прощению согрешающих против Него, а также - о прощении тех, кто просит прощения. Ниже – подробнее.

18:24-27 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
На данном примере Бог хотел показать суть принципа: суд без милости - не оказавшему милости. Каждый христианин должен понимать, что тот подход, с которым ОН ПРОЩАЕТ ближних своих - может быть использован на суде Божием и по отношении к нему самому (так требует справедливость Божья). К этому - к тому, что какой мерой меряем мы, отмеряют и нам - надо быть готовым, решая проблемы прощения.
К тому же данная притча показывает, что мы во много раз больше должны Богу по сравнению с тем, сколько могут при жизни задолжать нам ближние наши, НО ПРИ ЭТОМ - Бог готов простить нас.
А потому для того, чтобы стать детьми Отца Небесного, надо научиться подражать Ему и в прощении с милосердием.

И ещё важная мысль: должник, которого выловил для возвращения долга раб государя - НЕ МОГ, а не НЕ ХОТЕЛ отдать требуемое. Так же и Бог прощает всех, кто НЕ МОЖЕТ отдать «долг» за своё не послушание Отцу, а НЕ тех, кто НЕ ХОЧЕТ «платить по счетам». Например, если бы товарищ сказал заимодавцу примерно следующее: «знаешь, есть у меня деньги тебе вернуть сейчас, прости меня, конечно – но мне они и самому сейчас нужны. Как-нибудь потом верну, извини ещё раз» - то на прощение вряд ли пришлось бы рассчитывать в такой ситуации и Бог не упрекнул бы заимодавца в том, что тот жесток, раз не прощает товарища своего.

Так и христианин, который понимает, как перестать согрешать, но не желает это прекратить немедленно, а откладывает на потом, когда из согрешения «выжмет» всё, что ему от согрешения нужно – не приходится надеяться на прощение Бога.

Обратим внимание также на то, что государь не отсрочил возврат долга, а ПРОСТИЛ должнику весь долг, то есть, никогда больше не потребует его вернуть: великодушие Государя небес к нам, грешникам, прощённым чрез Христа - не знает границ.

18:28 -30 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
Однако, прощенный должник сделал неправильные выводы. По идее великодушие и милосердие, проявленное по отношению к нему, должно было бы глубоко затронуть его сердце и совесть. Однако он ничуть не растрогался добротой государя и при первой же возможности стал выколачивать своё - у товарища, задолжавшего ему. Этот раб решил пойти по "легкому" пути: вместо того, чтобы заработать самому, он стал требовать возврата долга, напрочь забыв о том, что только что ему простили гораздо больший долг.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Обратим внимание также на то, что товарищ его пал к ногам его, умолял его и не запирался, не отказывался от долга, но говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но всё было напрасно: его посадили в тюрьму, лишив тем самым возможности трудиться и вернуть долг.
сто динариев: Римский динарий был дневным заработком простого работника (20:2) и равнялся греческой драхме (Деян. 19:19). Сумма, которую задолжал второй раб первому, сравнивается здесь долгом первого раба государю - она составляла приблизительно одну шестидесятитысячную от него. (Женевская)

Что было причиной такой жестокости, мелочности, немилосердия и отсутствия угрызений совести? Порочное сердце и более - ничего.

18:31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
Но не будем забывать, что за всем происходящим в нашей жизни всегда есть кому наблюдать и передать всю информацию о нас - куда надо и кому надо, где сделают правильные выводы и примут меры. Так, например, ангелы стоят перед лицом Божьим и за "малых сих" , обижаемых такими вот «хозяевами жизни» - дают Ему отчет, а когда надо - то и вступаются за них- Евр. 1:14. Так же произошло и с мелочным и неблагодарным рабом.

18:32-34 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
На злого раба пожаловались свидетели, но государь призвал раба на "сверку данных" и убедился, что раб его, оказывается, редкостный негодяй, заслуживающий самой суровой кары.
Выходит, прощённый Богом в "день расчёта" негодяй - не обязательно поспешит исправиться в дальнейшем. Хотя и шанс это сделать – может даже и получит (воскреснет).

18:35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Наш долг перед Богом - ВСЕГДА несоизмеримо больше, чем чей-то "долг" в виде прегрешения перед нами. Христианин обязан научиться прощать "мелкие долги" своим соверующим. Если он этого не сделает, то и Отец наш не простит "крупный долг" и ему.

Какой мерой станем измерять мы согрешения братьев своих - такой мерой измерят и наш долг пред Отцом. Если мы судим другого без милосердия, то и по отношению к нам - милосердия на суде Вышних - не проявят.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве