Техногенная катастрофа в мексиканском заливе. Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

Год назад произошел взрыв глубоководной буровой установки в Мексиканском заливе. Американский эколог Карл Сафина суммирует последствия катастрофы для экосистем этой акватории. По его мнению, в целом последствия не такие трагические, как предсказывали панически настроенные обозреватели вскоре после самого события. Но эта относительная безнаказанность явилась скорее результатом счастливого стечения обстоятельств, чем признаком закономерной неуязвимости природной системы. Человеческая технология, психологическая и профессиональная подготовка пока не способны справиться с теми рисками, которые неизменно возникают при глубоководном нефтяном бурении. Катастрофы при этом обязательны и неизбежны. Карл Сафина убежден, что правительственные вложения в глубоководное бурение - это недальновидная и тупиковая линия экономики. Необходимо вкладывать как можно больше ресурсов, материальных и творческих, в развитие альтернативных энергетических производств.

Прежде всего Сафина напоминает хронологию самой катастрофы.

Однако многие взрослые особи в это время года откочевали в открытое море. После взрыва было зарегистрировано 500 особей этих черепах, но многие, по-видимому, погибли не от нефтяного заражения, а от повреждений орудиями лова местных промысловиков. Многие, предвосхищая скорый запрет на лов в море, постарались загодя наловить побольше, поставив все имеющиеся орудия лова. Службы охраны постарались восполнить потери популяции этого редкого вида и перевезли на побережье Мексиканского залива 70 000 черепашьих яиц. Однако результат этой спасательной операции будет ясен только через полтора десятилетия, так как атлантическая ридлея размножается раз в 12–20 лет.

Что же касается гибели рыбных запасов в водах залива, то тут ситуация совсем не катастрофическая. После введения запрета на лов, запасы неизменно и очень быстро восстанавливаются. Так было после гибели рыбных популяций, произошедшей после катастрофы Exxon Valdez - будет, по всей вероятности, и теперь.

При этом отмечается, что нефтяная пленка, покрывшая донные осадки в некоторых частях залива, послужила причиной гибели донной инфауны и глубоководных морских кораллов.

То гигантское количество нефти, которое вылилось в воды залива, при относительно высокой среднегодовой температуре воды должно быть очень быстро переработано бактериальной микрофлорой и превращено в углекислоту. Так что бактериальные процессы должны сильно уменьшить последствия загрязнения.

Самые серьезные опасения вызывает судьба заливных лугов дельты реки Миссисипи .

Река несет огромное количество осадка, сформировав за 4–5 тысяч лет территорию дельты, выдающуюся в море на десятки километров. Протоки дельты меняют свой маршрут, высокая влажность и продуктивность почв создают благоприятные условия для растительности, биоразнообразие в дельте ошеломляюще высоко. Поэтому загрязнение этих территорий действительно грозит серьезными потерями биоразнообразия.

Цифры же таковы: в результате катастрофы из 18 000 км 2 заливных лугов нефтяными пятнами покрыто 9 км 2 . На этих загрязненных площадях к концу лета уже возобновилась нормальная вегетация. 9 км 2 - много это или мало? Для сравнения приведены данные антропогенного разрушения территории дельты: за время эксплуатации дельтовых земель площади сократились на 5 тыс. км 2 ; ежегодные темпы сокращения площадей оцениваются в 100–200 км 2 . Так что 9 км 2 нефтяных пятен выглядят не слишком впечатляюще на фоне остальных экологически агрессивных факторов.

Основными причинами сокращения территорий дельты считаются зарегулирование стока, нарушающего естественный терригенный снос , который восполняет вымывание дельты морскими водами, и опускание фрагментов суши вследствие добычи нефти на этих территориях.

Поэтому, анализируя последствия, естественно возникает вопрос: была ли эта катастрофа той «самой большой катастрофой в истории», как назвал ее президент США Барак Обама?

Именно эта катастрофа, по всей видимости, не была. Нейтрализуя человеческую нерасторопность и недальновидность, обстоятельства случайно сложились в пользу природы: массовые поселения птиц и млекопитающих находились далеко к северу, большая часть нефти всплыла на поверхность, не достигнув донной фауны, а голодные бактерии переработали нефтяные озера. Всё могло бы быть гораздо, гораздо хуже.

Но, как отмечает автор обзора, хуже всего то, что основной урок из этой катастрофы касается не сиюминутных мер по соблюдению экологической безопасности, а общей политики энергодобычи. Глубоководное бурение, на которое сейчас возлагают серьезные надежды многие топливные компании, а вместе с ними и правительства нефтедобывающих стран, - это чрезвычайно опасное мероприятие. Человеческая техника, человеческая психология и профессиональная подготовка еще не готовы справляться с рисками глубоководной нефтедобычи. И вряд ли в обозримом будущем справятся. Следует переориентировать технологический поиск на альтернативные задачи, творческие и сырьевые. Но Карл Сафина имеет серьезные и обоснованные опасения, что государственные деятели такой дальновидностью не отличаются.

20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе случилась одна из самых серьезных экологических трагедий за всю историю данного региона. В результате взрыва на нефтяной платформе компании BP - погибли 11 человек, еще известно о 17 пострадавших.

Последствия аварии до сих пор оказывают разрушительное влияние на животный мир. После катастрофы, в результате которой в воду попало около 5 000 000 баррелей нефти, сильно возросла смертность среди 14 видов животных, распространенных в районе залива. Нефть никуда ни пропала, она находится на дне залива, ее вымывает на берег и приносит водой в болото. По некоторым сведениям с апреля 2010 года было обнаружено 900 мертвых или выброшенных на берег дельфинов. Данное число значительно превышает зафиксированное ранее за такой же период продолжительности жизни.

Дельфины, которые живут в районах залива, загрязненных нефтью, страдают от многочисленных заболеваний печени и легких, отличаются вялостью и малой массой тела. Тот факт, что дельфины, находящиеся на вершине пищевых цепочек имеют столь многочисленные проблемы со здоровьем, свидетельствуют о глубоком ущербе, нанесенном экологии. После аварии в районе Мексиканского залива каждый год находили около 500 мертвых черепах, что является значительным увеличением по сравнению с обычными показателями.

Кроме того ученые выявили повышенное содержание токсичных веществ в крови у птиц, которые проводят зиму на побережье рядом с заливом, а в крови у кашалотов, часто заплывающих к тому месту, где произошла авария, зафиксировано аномальное высокое содержание хрома и никеля - металлов, оказывающих разрушительное воздействие на клетки.

Причиной разлива нефти на платформе, где британская нефтяная компания British Petroleum занималась бурением на скважине Макондо, стал взрыв, в результате которого погибли 11 человек. Остановить утечку удалось лишь спустя 5 месяцев. За это время в воду попало около 760 000 000 литров нефти. Образовалось одно из самых больших пятен в истории США. Разлив угрожает сотням километров береговой линии, а началось все с взрыва на платформе.

Почти тысячи судов боролись за то, что бы локализовать нефтяное пятно, подпитываемое из вскрытой скважины. Сырая нефть поступала со дна океана. Никто не мог предсказать произошедших событий.

На вышке было более ста человек и люди прыгали за борт. Нужно было незамедлительно действовать. Происшествие произошло в 213-и километрах от базы береговой охраны и 190 километров от спасательной базы вертолетов береговой охраны. Летевшие на помощь спасатели увидели зарево огня еще за 145 км до объекта, что еще раз подтверждало серьезность ситуации.

Когда платформа Deepwater Horizon затонула на глубине 1,5 км, ни каких знаков того, что из скважины и ее вертикальной трубы идет нефть - не было. Похоже, что утечка каким-то образом прекратилась. Пока огонь уничтожал нефть на поверхности моря, спасатели беспокоились о том, что трагедия еще не окончена. Скважина-то не закупорена.
Серьезность трагедии доходит до пика - с глубин залива начинает появляться нефть и это быстро усугубляет дело. Формируется пятно, которое становится самым большим загрязнением в мексиканском заливе за все времена.

Пиарщики нефтяного гиганта утверждают, что последствия аварии практически ликвидированы, но моряки, работающие в заливе, могут с этим поспорить. Их нынешний улов - безглазые креветки и рыбы-мутанты. Ничего подобного раньше не наблюдалось.

Креветки без глаз, рыбы с тяжелыми повреждениями, крабы с невиданными ранее пятнами - перестали быть дековеными. Мутантов и больных обитателей залива рыбаки ловят сотнями килограммов. Ночные уловы в 400 фунтов креветок могут содержать 100 или даже 200 фунтов креветок без глаз.

Ученые даже боятся предположить, какие еще сюрпризы преподнесет им катастрофа четырехлетней давности. Но они твердо уверены, что для того, что бы полностью очистить мексиканский залив, уйдет, по меньшей мере, 10 лет. Однако, у BP, немного иная точка зрения. Виновная в аварии нефтяная компания тратит миллионы долларов на рекламные ролики. Их цель показать, что залив очищен, а морепродукты безопасны. Видеокадры экологов и свидетельства местных жителей говорят об обратном.

В апреле 2010 года взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе унес жизни 11 рабочих привел к выбросу в океан 4,9 млн баррелей нефти. Авария на вышке компании BP поставила под угрозу животный мир Мексиканского залива и угрожала загрязнением сотен миль береговой линии. Каковы экологические последствия одного из крупнейших разливов нефти в истории и настолько ли они катастрофические, как опасались год назад? ..

Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Ученые предупреждают, что время для продуманной оценки воздействия аварии в Мексиканском заливе на природу еще не пришло, поскольку полной картины происходящего они за прошедший год не получили.

Разлив нефти затронул столь большую территорию, что на сбор данных уйдут месяцы и годы.

Однако некоторые основания для оптимизма все же есть, сказала в интервью агентству Ассошиэйтед пресс Джейн Любченко, администратор Национального управления по океанам и атмосфере США - одного из ведущих федеральных ведомств, занятых ликвидацией последствий аварии.

По ее словам, состояние Мексиканского залива "гораздо лучше, чем опасались".

"Пока преждевременно говорить о том, что все хорошо, - оговаривается она. - Определенные сюрпризы все еще обнаруживаются - вот, например, мы находит мертвых дельфинят".

Оценка ущерба

Американские федеральные ведомства собирают данные о последствиях разлива нефти в рамках официальной "оценки ущерба природным ресурсам" (NRDA).

Но доступ к материалам этого расследования сильно ограничен, говорят ученые и активисты-экологи.
Методика NRDA предназначена для оценки ущерба как окружающей среде, так и отраслям экономики, таким как сельское хозяйство и рыболовство, и расчета затрат на исправление нанесенного вреда.

"И мы, и многие другие пытались получить хоть какое-то представление о выводах этой группы ведомств и исследователей, и это оказалось почти невозможно", - говорит Клод Гаскон, глава отдела научных исследований некоммерческой организации Национальный фонд рыбы и дикой природы.

"А причина проста: компенсации будут предметом множества судебных разбирательств", - добвляет Гаскон.

"Если [процесс оценки ущерба] будет выполнен в полном объеме, то это займет несколько лет, возможно, и больше, затем нужно будет разработать план возмещения ущерба и выставить претензии ответственным сторонам", - поясняет Стэн Сеннер, директор по науке некоммерческой "Охраны океанов" (Ocean Conservancy).

Аналогичная процедура проводилась после разлива нефти с танкера Exxon Valdez в 1989 году. Сеннер в то время работал на федеральное правительство.

"Мы начали процесс и провели оценку ущерба. Но через два года после разлива правительство и Exxon урегулировали свои претензии во внесудебном порядке и до конца процесс NRDA доведен не был", - вспоминает эколог.

Продолжать наблюдения

Пляжи и птицы пострадали, но если бы не действия властей, ущерб мог бы быть еще больше

По его мнению, в этот раз сбор данных об ущербе окружающей среде будет необходимо продолжить, даже если BP удастся договориться с правительством США.

"Это может случиться, а может и не случиться, но я хочу подчеркнуть, что независимо от урегулирования претензий научная работа должна продолжиться. Это поможет нам понять, как долго мы будем сталкиваться с последствиями аварии, сколько времени уйдет на восстановление и так далее", - говорит Сеннер.

Он указывает, что эта информация будет необходима для оценки рисков, связанных с разработкой месторождений нефти и газа в Арктике.

"Об арктическом регионе, где предлагается разрабатывать месторождения нефти, известно попросту намного меньше", - говорит он.

"Кроме того, в Мексиканском заливе намного больше возможностей для реагирования на разлив нефти, а в Арктике никаких возможностей нет. На арктическом побережье Аляски, например, нет даже порта, который мог бы служить базой для операции по ликвидации последствий", - предостерегает ученый.

Основные последствия

За три месяца, в течение которых из скважины на глубине 1,5 км лилась сырая нефти в Мексиканский залив, нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров. Всего в море попало 4,9 млн баррелей нефти.

800 тыс. баррелей удалось собрать, примерно 265 тыс., поднявшихся на поверхность, было сожжено.
Над морем было распылено более 8 млн литров химических реагентов.

Загрязнение побережья

Нефть начало выносить на берег в июне 2010 года, загрязнению подверглись сотни миль побережья штатов от Флориды до Луизианы.

В первые несколько недель после разлива погода не способствовала загрязнению берегов, и это дало властям время для принятия превентивных мер. В частности, в море было выстановлено 4000 км заграждений.

Гибель морских черепах

Уменьшение популяции морских черепах Мексиканского залива вызывало озабоченность экологов еще до аварии: они гибли, попадая в рыболовные сети, а их естественная среда обитания сжималась.

После разлива нефти 25 тысяч черепашьих яиц были переправлены из Мексиканского залива на атлантическое побережье Флориды. Эта операция рассматривалась как способ предотвратить гибель целого поколения морских черепах в загрязненных водах.

Гибель птиц

Более 120 видов птиц пострадали от разлива нефти. Орнитологи говорят о тысячах особей. Больше половины из них погибло из-за загрязнения перьев. Сильнее других пострадали американские бурые пеликаны, которые ныряют в воду за рыбой. Для перелетных птиц удалось создать подобие болот за счет затопления сельскохозяйственных земель, что по словам экологов, спасло многих пернатых.

Загрязнение болот

В регионе Мексиканского залива расположен ряд прибрежных болот, играющих жизненно важную роль в поддержании жизнедеятельности перелетных птиц.

Благоприятная погода и быстрые действия властей позволили избежать худшего сценария. Тем не менее, нефть просочилась в некоторые болота и природные заповедники.

Гибель дельфинов

Ученых беспокоит резкий рост смертности дельфинов вида афалина, зафиксированный после разлива нефти. Экологи полагают, что реальная смертность может быть в 50 раз выше официальных цифр.

В первый сезон размножения дельфинов после аварии резко увеличилось количество найденных на берегу мертвых детенышей. Причины этого явления до конца не изучены.

Гибель кораллов

В Мексиканском заливе расположены тропические коралловые рифы, но на данном этапе трудно оценить воздействие разлива нефти на их хрупкую экосистему.

Экологи говорят, что если нефть полностью покроет риф, то коралл скорее всего погибнет.

Размножение рыбы

После аварии вылов рыбы на значительной части Мексиканского залива был запрещен. За последний год численность акул выросла на 400%, креветок - на 200%.

Однако ученые указывают, что год - это слишком короткий временной отрезок, чтобы судить о влиянии разлива нефти, а нарушения в пищевой цепи проявятся в долгосрочной перспективе.

20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon прогремел взрыв, в результате чего погибли 11 рабочих, сама вышка рухнула, а в океан вылились тонны неочищенной нефти. В Мексиканский залив попало около 5 миллионов баррелей нефти, загрязняя берега, громя экономики городов и уничтожая окружающую среду.

Изучение катастрофы до сих пор продолжается, рассматриваются проблемы эффективности дисперсантов и влияния долгосрочных последствий на здоровье людей и животных.

Последовавший после аварии разлив нефти стал самым большим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.

В этом посте мы посмотрим на то, что было до и спустя один год после этой катастрофы.

(Всего 39 фото)

Горящая вышка Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, в 80 км к юго-востоку от Венеции, штат Луизиана, 20 апреля. (AP Photo/Gerald Herbert)

Судно собирает нефть после взрыва на вышке Deepwater Horizon 28 апреля 2010 года. (Chris Graythen/Getty Images)

Распыляющий дисперсант самолет над водами Мексиканского залива у берегов Луизианы. (AP Photo/Patrick Semansky, File)

Стая дельфинов в нефтяной воде залива Шанделе. (AP Photo/Alex Brandon)

Столб дыма от сжигаемой нефти у берегов Луизианы 9 июня 2010 года. (Reuters/Petty Officer First Class John Masson/U.S. Coast Guard)

Неочищенная нефть на берегу Оранж-Бич в штате Алабама, 12 июня 2010 года. Большое количество нефти дошло до берегов Алабамы, оставив после себя лужи плотностью 13-15 см в некоторых местах. (AP Photo/Dave Martin)

Молодая цапля умирает в загрязненных нефтью зарослях после утечки нефти в заливе Баратария 23 мая 2010 года. (AP Photo/Gerald Herbert)

Эксперт Фонда защиты окружающей среды Анджелина Фриман берет образец нефти в заливе Баратария. (Reuters/Sean Gardner)

Фотограф Reuters Ли Селано в загрязненных нефтью зарослях недалеко от Пасс-а-Лутре, Луизиана, 20 мая 2010 года. (Reuters/Matthew Biggs)

Снимок катастрофы в Мексиканском заливе со спутника НАСА. (Reuters/National Oceanic and Atmospheric Administration)

Подводные кораллы на дне северной части Мексиканского залива, недалеко от места утечки нефти в сентябре 2010 года. Ученые проверяют, навредила ли катастрофа кораллам. (AP Photo/Discovre Team 2010)

Суда, помогающие бурить наклонную скважину, на закате 4 сентября 2010 года. (AP Photo/Patrick Semansky)

27-летняя Кортни Кемп оплакивает своего мужа Роя Уатта Кемпа, погибшего во время взрыва на вышке Deepwater Horizon, в Джонсвилле, штат Луизиана. (AP Photo/Gerald Herbert)

Капли дождя на нефтяной луже недалеко от места катастрофы. (AP Photo/Patrick Semansky)

Пострадавшую от утечки нефти северную олушу отмывают в центре спасения дикой природы в Форт-Джексоне 1 июля 2010 года. (Reuters/Sean Gardner)

Судно Q4000 тащит поврежденную взрывом противовыбросовую задвижку 4 сентября 2010 года. Задвижку, которую убрали с вышки и заменили на новую, отвезут на экспертизу. (Reuters/Petty Officer 1st Class Thomas Blue/U.S. Coast Guard)

Сотни кранов и судов в тихих водах порта Фуршон 3 декабря 2010 года в Голден-Мидоу, Луизиана. Кипящий жизнью порт застыл после запрета на бурение в Мексиканском заливе. (AP Photo/Kerry Maloney)

Здоровые розовые колпицы над островом Кат в заливе Баратария, недалеко от Миртл-Гров, 31 марта. (Reuters/Sean Gardner)

Эколог университета Тулэйн Джессика Хенкель устанавливает сеть для ловли прилетевших птиц на сбор анализов крови, фекалий и перьев, на пляже Фуршон 1 апреля. Это является частью исследовательского проекта о последствиях утечки нефти в Мексиканском заливе, которые могут сказаться на птицах, останавливающихся здесь во время миграции. «Легче заметить мертвого пеликана на пляже, чем последствия катастрофы, которые могут проявиться в будущем», - говорит Джессика. (AP Photo/Patrick Semansky)

Рабочие убирают нефть в национальном парке Пердидо-Ки в Пенсаколе, штат Флорида, 10 марта. Работы по очистке пляжей вдоль Мексиканского залива продолжаются до сих пор. (Eric Thayer/Getty Images)

Большая голубая цапля на заградительном барьере, используемом для защиты пляжа от утечки нефти с вышки Deepwater Horizon, 7 июня 2010 года в Пенсаколе, Флорида. (Joe Raedle/Getty Images)

Владелица компании по реализации морских продуктов Дарлин Кимболл приветствует клиентов в офисе компании в Пасс-Кристиане, штат Миссисипи, 29 марта. Кимболл, которой так и не возместили убытки, полученные после взрыва на Deepwater Horizon, боится даже подумать, куда местное правительство потратило фонды «BP». (AP Photo/Jason Bronis)

Дельфин по имени Луи в исследовательском центре дельфинов общается с ветеринаром Карой Филд 8 февраля в Марафоне, штат Флорида. Дельфина нашли 2 сентября 2010 года - его вымыло на пляж в Порт-Фуршоне в Луизиане, он полностью пропитался нефтью. С тех пор о нем заботятся в исследовательском и образовательном центре морских млекопитающих в Флорида-Кис. Луи прибыл в исследовательский центр после того, как его вернули к жизни в институте Нового Орлеана. (Joe Raedle/Getty Images)

Покрытая нефтью мертвая трава смешалась с вновь выросшей в заливе Баратария, недалеко от Миртл-Гров, штат Луизиана, 31 марта. (Reuters/Sean Gardner)

Мертвую морскую черепаху вымыло на берег в Пасс-Кристиане 16 апреля. Местный активист Ширли Тиллман только в апреле нашла 20 мертвых черепах в штате Миссисипи. (Mario Tama/Getty Images)

Закат над болотистыми местностями в заливе Баратария 13 апреля. Залив Баратария с его болотами больше всех пострадал в результате утечки нефти с Deepwater Horizon. (Mario Tama/Getty Images)

Ганс Холбрук в болотах с динамиками, из которых раздается птичье пение, на ежегодном рождественском пересчете птиц в Гранд-Айле, штат Луизиана, 22 декабря 2010 года. 60 тысяч любителей птиц со всего западного полушария стекаются сюда зимой, чтобы посчитать птиц на этих территориях и передать списки обществу Audubon. Эта традиция продолжается уже 110 лет. (AP Photo/Sean Gardner)

Гости наслаждаются морскими продуктами из Мексиканского залива во время мероприятия «Обед на песке: праздник залива» в Галф-Шорсе, штат Алабама, 17 апреля. Знаменитый шеф-повар Гай Фири накрыл стол на 500 персон в честь очистки пляжа после катастрофы год назад. (Michael Spooneybarger/ AP Images for Gulf Shores & Orange Beach Tourism)Исследователи института Одубон, Национального института океанографии и департамента Луизианы по делам дикой природы и рыбной индустрии выпускают спасенных от утечки нефти морских черепах обратно в Мексиканский залив в 72 км от побережья Луизианы 21 октября 2010 года. (AP Photo/Gerald Herbert)

Прайс Биллиот на месте для рыбалки в рыбацкой деревушке Пойнт-О-Шен в Луизиане 28 января 2011 года. Биллиот выживает отчасти благодаря 65 тысячам долларов, которые ему выплатила компания BP PLC в июне, возмещая убытки бизнеса. Еще до катастрофы в Мексиканском заливе американо-индийская деревня была на грани распада из-за социальных изменений и утраты прибрежных территорий. Теперь же индийцы, занимавшиеся рыбалкой всю жизнь, зависят от Кеннета Фейнберга - человека, раздающего чеки на миллиарды долларов за нанесение ущерба после катастрофы. (AP Photo/Patrick Semansky)

Солнце отражается от голубой воды на месте, где когда-то была вышка Deepwater Horizon, почти год спустя. Уродливые пятна прошлого лета превратились в угасающие воспоминания, как будто доказывая, что природе свойственно восстанавливаться. Однако это лишь блестящая поверхность, образ которой может быть обманчив. (AP Photo/Gerald Herbert)

Катастрофа на трубопроводе компании Petrobras в 2000 году. Взрыв на французском химическом комбинате AZF в 2001 году. Взрыв на нефтяной платформе компании Pemex у берегов Мексики в апреле нынешнего года. История нефтедобычи богата на катастрофы. Но самая крупная авария с самыми тяжелыми на сегодняшний день экологическими последствиями произошла в 2010 году. У берегов американского штата Луизиана взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, которую эксплуатировала британская компания ВР в Мексиканском заливе.

Она утонула

20 апреля 2010 года на Глубоководном горизонте (Deepwater Horizon) прогремел мощный взрыв, повлекший за собой сильный пожар. Всего на момент происшествия на буровой платформе размером в два футбольных поля находились 126 человек и хранилось около 2,6 миллионов литров нефтепродуктов. Уже одна только эта цифра дает представление о масштабах катастрофы.

Можно представить себе последствия, зная, что пожар длился 36 часов, после чего платформа затонула, а из скважины на глубине 1500 метров непрерывным потоком вытекала нефть. По одним данным, эта утечка составляла 5 тысяч баррелей в сутки (т.е. 700 тонн нефти), по другим – до 100 тысяч (около 14 тысяч тонн).

Бороться с убегающей нефтью пробовали по-разному: ограждали, выжигали, собирали с помощью сорбентов, накрывали скважину огромным защитным куполом. ВР даже организовала кампанию сбора человеческих волос и шерсти животных, которые набивали в нейлоновые мешочки и использовали как промокашки для сбора нефти. Кампания развернулась масштабная: по данным благотворительной организации Matter of Trust, в акции участвовало 370 тысяч салонов во всем мире, ежедневно в сборные пункты поступало 200 тонн волос и шерсти.

В кампании по сбору волос ВР вполне преуспела. А вот кампанию по сбору нефти провалила. Как объясняют эксперты, технология «разлилось - тут же собрали» спустя сутки после аварии не годится — она опускается на дно и ставить ограждения бесполезно. Ни микроорганизмы, расщепляющие нефть, ни сорбенты просто не могли справиться с такими объемами нефти. И не справились. По оценкам экологов, в почве вокруг скважины Макондо скрывается около 37 тысяч тонн нефти, что составляет от 5 до 14% от общего объема выброшенной нефти. Как отмечают исследователи, эта нефть пока покоится на дне, однако она постепенно будет просачиваться обратно в воду. Это приведет к серьезным экологическим последствиям, так как нефть в придонных слоях моря распадается очень медленно из-за недостатка кислорода.

В чем причина?


Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon признана одной из самых масштабных катастроф в истории человечества. Ее сравнивают с крушением Чернобыльской АЭС и даже называют «нефтяным Чернобылем». Обе катастрофы объединяет одно обстоятельство - с последствиями крушений долгое время не могли справиться, потому что такой сценарий не был предусмотрен в проекте.

По мнению руководителя экологической компании «Гринпис России» Владимира Чупрова, сегодня в нефтяной отрасли вообще нет технологий, которые на 100% исключают возможность возникновения таких катастроф. А когда они все-таки происходят, оказывается, что нет и технологий для ликвидации последствий аварий такого масштаба.

И все же у ВР был шанс «подготовиться», ведь специалисты еще до крушения платформы утверждали, что гибель Deepwater Horizon – это лишь вопрос времени.

Нефтяная платформа была спущена на воду в феврале 2001 года. В том же году она была сдана в аренду компании ВР, которая и привезла Deepwater Horizon в Мексиканский залив и спустя 9 лет, в феврале 2010 года, начала бурение скважины на месторождении Макондо. Тогда и начались проблемы: работы по бурению производились в спешке. И понятно, ведь платформа ежедневно обходилась ВР в полмиллиона долларов, а значит, компании нужно было поскорее начать добывать и зарабатывать. Не учли одного – в случае катастрофы ВР ждут огромные финансовые затраты и ответственность за ликвидацию последствий крушения. Но, как уже говорилось, такой сценарий в проект не входил.

Расследованием причин аварии занималось сразу несколько организаций: Министерство внутренней безопасности США и внутренних дел США, Конгресс США и Министерство юстиции США. ВР посчитал своим долгом провести собственное расследование причин аварии. 50 специалистов во главе с Марком Блаем, руководителем ВР по безопасности операций, занимались выяснением причин катастрофы. В результате компания ВР опубликовала доклад, согласно которому главной причиной крушения платформы стал… человеческий фактор. Да и причин для «беспокойства» названо всего-ничего - шесть. Более основательный доклад был сделан Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США. Из 35 причин катастрофы в 21 причине единственным виновником является ВР, а в 8 вина компании была признана частичной.

Возможно, в ВР были правы, и человеческий фактор действительно стал одной из причин гибели Deepwater Horizon - в погоне за прибылью и в попытке сократить расходы по разработке скважины компания пренебрегла элементарными нормами безопасности. Кроме того, среди причин неудачная конструкция скважины с недостаточным количеством барьеров для нефти и газа, неудачное цементирование, изменения, внесенные в проект по разработке скважины в последний момент.

Частичная вина признается за собственниками нефтяной платформы, компанией Transocean Ltd., и компанией Halliburton, занимавшейся подводным цементированием скважины.

Из-за чего страдает Мексиканский залив?

Итак, «человеческий фактор» деятельности ВР на нефтяной платформе Deepwater Horizon обернулся, в первую очередь, глобальной экологической катастрофой. Настолько глобальной, что по своим масштабам эта катастрофа затмила крушение танкера Exxon Valdez на Аляске, судна Prestige в Испании, да и большинство прочих аварий, ранее признававшихся самыми крупными по масштабам разлива нефти.

В нескольких словах последствия крушения платформы выглядят следующим образом.

За 152 дня, которые нефть непрерывно вытекала из поврежденной скважины, в воды залива попало более 5 миллионов баррелей.


Воды Мексиканского залива, как известно, богаты промысловой рыбой, устрицами и креветками, по берегам залива гнездятся редкие виды птиц, а на пляжи залива приезжают отдыхать многочисленные туристы. Но разлившаяся нефть достигла даже территорий прибрежных заповедников и болот, были загрязнены побережья нескольких штатов от Флориды до Луизианы. В последнем был введен почти полный запрет на рыбную ловлю. А пляжи остальных штатов не несколько месяцев закрыты для отдыхающих. Кроме того, было обнаружено мертвыми почти 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и еще в течение нескольких следующих лет сохранялась повышенная смертность среди китов и дельфинов

Но наибольшее опасение в среде ученых вызвало влияние последствий аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. По некоторым подсчетам температура течения снизилась на 10 градусов. Течение стало разбиваться на отдельные подводные потоки. Были замечены некоторые погодные аномалии. И все это как раз во время разлива нефти после гибели Deepwater Horizon. Конечно, это может быть лишь совпадением, да и специалисты не пришли к единому заключению по данному вопросу. Однако этот факт до сих пор беспокоит некоторых ученых.

Кто виноват и что было сделано?

После аварии в суды были поданы тысячи исков, главными ответчиками по которым выступали BP и Transocean. Первыми в суды обратились местные рыбаки, собственники жилья в прибрежной зоне, агентства недвижимости и рестораторы. В начале 2012 года к ним присоединились иски от владельцев бизнеса и от правительственных организаций, чьи дела понесли убытки из-за разлива нефти. С исками против ВР выступили акционеры компаний, где основными истцами были пенсионные фонды штатов Нью-Йорк и Огайо. Причина исков – «предоставление не соответствующей действительности информации о безопасности бурения в Мексиканском заливе».

ВР и Transocean нарушили закон об охране чистой воды, что позволило Министерству юстиции США направить иск в Федеральный суд американского города Новый Орлеан (штат Луизиана). Американское правительство требовало взыскать с компаний штраф в размере от 1,1 до 4,3 тысяч долларов за каждый баррель вытекшей нефти. И если Transocean признала себя виновной и выплатила почти 1,5 млрд долларов штрафа, то представители ВР решили «переложить с больной головы на здоровую» и подали иск к Transocean в федеральный суд Нового Орлеана, обвиняя компанию-подрядчика в некачественно выполненных работах и нарушении техники безопасности, что и послужило главной причиной аварии. А раз так, то, по мнению ВР, Transocean и обязаны понести материальную ответственность за ликвидацию последствий катастрофы.

Кстати, Transocean не единственная организация, попавшая под «горячую руку» ВР. Компания обвинила Cameron Internetional в ответственности за сбои в работе противовыбросового устройства, установленного на скважине. А на Halliburton обрушился иск о «мошенничестве, халатности и сокрытии фактов об использованных материалах». Однако как постановил федеральный судья Карл Барбье, 67% вины за происшедшую аварию лежит на самой ВР и только 30% и 3% на компаниях Transocean и Halliburton соответственно. В 2012 году федеральный суд Нового Орлеана вынес решение, налагающий на ВР штраф в размере 7,8 млрд долларов США. Это сумма компенсации, которую суд обязал ВР выплатить 100 000 истцам, пострадавшим от разлива нефти. Однако по заявлениям представителей компании, выплата данной суммы не является признанием своей вины в произошедшей аварии.

В феврале 2013 года в суде Нового Орлеана началось новое слушание по делу об аварии в Мексиканском заливе. Действующие лица все те же – британская ВР, ее партнеры и представители американского правительства, требующие выплаты максимального штрафа, т.е. 4,3 тысячи доллара за каждый баррель попавшей в воду нефти. Британская компания попыталась оспорить этот иск и снизить штраф до 3 тысяч за баррель. Но ход расследования сыграл не на руку ВР: оказалось, что один из инженеров компании, Курт Микс, попытался уничтожить переписку, в которой шла речь о важной внутренней информации ВР. В частности, о попытках специалистов законсервировать скважину после аварии. Также выяснилось, что нефтедобывающей компанией были представлены сведения, преуменьшающие количество вытекшей нефти.

В 2014 году в дело решило вмешаться британское правительство. В своем заявлении оно призвало суд пересмотреть некоторые свое решения в отношении компании ВР, а именно – снизить штраф, наложенный на ВР. И все же суд Нового Орлеана оказался неумолим и постановил, что «небрежные или умышленные действия британской компании привели к разливу 5 миллионов баррелей нефти в заливе», а значит и ответственность за такие действия должна быть максимальной.


Гражданский протест в GRAND ISLE, LOUISIANA. Символическое «кладбище», посвященное видам флоры и фауны, погибшим в результате нефтеразлива.
Фото: Katherine Welles

13,7 млрд долларов – цена, которую суд обязал ВР выплатить за жизнь 11 человек, погибших в результате аварии, за крупнейшую в истории человечества экологическую катастрофу и за огромный материальный ущерб, который понесли бизнесмены и частные лица.

Кристина Кузнецова

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт