Томирис значение. «Томирис» - значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы. Как это было на самом деле


Томирис - имя, которое наверняка известно человеку, даже не увлекающемуся историей. Не так много женщин-воительниц существовало на этой земле, чтобы не знать их имена. А Томирис, беспорно, была не только умным и смелым стратегом - обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства.

Как это было?

Томирис (приблизительно 570-520 гг. до н. э.) - царица саков-массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» I 205-214).

Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая. Правнучка Мадия, внучка или дочь легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).

Примерно в 530-529 гг. до н. э. царь Мидии - Кир, покорив множество стран и получив титул «властитель Азии», отправился в поход на Великую степь. Наступление начал с Сырдарьи, примерно между Туркестаном и Отраром. Саками в то время правила вдова их царя - Томирис. Мужем Томирис являлся принц тиграхаудов Рустам, который тоже погиб в бою от рук Кира. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица гордо ответила отказом.

Первый бой завершился победой саков, которых возглавил сын Томирис - Спаргапис. По сакским обычаям, победа всегда обмывалась, воспользовавшись этим, персы подкинули ночью сакским войскам сильное вино, в результате чего сакские воины оказались опьянёнными. Этим воспользовался Кир, захватив в плен одну третью часть войска саков и сына царицы - Спаргаписа. В плену он покончил с собой. Так же героический погиб при этой битве легендарный богатырь Рустам, сын царя тиграхаудов Кавад, муж царицы Томирис.

В решающей битве участвовали и женщины, девушки-саки, которые бросились с самой царицей в битву в последний решающий момент. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавый бой завершился победой саков, где персы не ожидали увидеть на поле сражения мужественных женщин.

По Геродоту, все персы погибли на поле боя, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого «властителя Азии». Так было окончательно разбито войско «властителя Азии» Кира сакской царевной Томирис. Впоследствии преемником Кира стал Гаумата (или Лжебардия), выдавший себя за Бардию (греч. Смердиса) - младшего брата Камбиса, но его вскоре сменил копьеносец Дарий, избранный заговорщиками убивщими Гаумата.

Победа была достигнута за счет потери большой части населения саков из родов массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов. Отрубив голову Кира и наполнив кожаный мешок его кровью вместе с кровью двух предателей, Томирис при всех воскликнула: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» - и бросила его голову в этот мешок.

Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями. Среди народа существует много легенд о героизме сакской царицы Томирис. В Казахстане очень популярно имя Томирис.

Как это было на самом деле?

Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой? Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним.

Об этом пишут сухие учебники истории. Об этом знают простые люди, если спросить их: «А что вызывает в вашей памяти это имя - Томирис?»

Мало того - даже художественные экранизации, многие балетные постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном историческом эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни Томирис.
Вы знаете этот эпизод. Вот он, вкратце:

В очередном удачном сражении персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. Поверженное племя потеряло своего вождя, Рустама, которого они, по преданию, называли «Белым Вождем». На трон саков садится Томирис.

Царя Кира поражает рассказ о царице, вдове Томирис... Женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. И Кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары - как будто прося руки Томирис, и корону - знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю. Но Томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так: «Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя достаточно без меня красивых наложниц».

И после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю - прикаспийские степи Средней Азии. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. Тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска - старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы яствами и винами... А сам с основным войском скрылся невдалеке. Войско Томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. И, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. Кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско.

Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами. Через своих послов она передала Киру: «Кровожадный Кир, не кичись своим подвигом! Ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Послушай меня: уходи из моей земли. Если не сделаешь так, клянусь тебе Богом Солнца - я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был!»

И скоро состоялась жестокая и страшная битва, какой не помнил даже сам Кир! Лишь к вечеру стало видно преимущество массагетов (саков), и персы были разбиты. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голову Томирис ритуально бросила при всем народе саков в бурдюк с кровью со словами: «Ты жаждал крови? Так пей, пей досыта!» Вся легенда. Но это неверно!

Все представлено так, что... явной ошибки в датах и последовательности событий как бы и нет, а в целом, многократное изложение этой истории оставляет просто извращенное представление о Томирис.

Какая-то ошибка в дате, по большому счету, даже не самое страшное... Страшнее, что личность человека утеряна, почти изолгана! История ведь не только из фактов состоит, она должна, в первую очередь, показывать жизни, судьбы людей, удивительных характеров прошлого.

Но... попробуем хотя бы немножко разорвать холст картины, на которую смотрят современники, полагая, что это они видят царицу Томирис. Разорвать лживый портрет так, чтобы хотя бы немножко проглянула из-за него настоящая, истинная Томирис. Ведь лгут даже ее портреты! Вы видели эти изображения. Пусть это будет...

Ложь первая

На них с царственной осанкой, величественная женщина - да, это верно. Статная, как говорят, «в теле», даже полная по современным меркам... А вот это совершенно не так. Томирис с детства была маленькой, ловкой, быстрой. И взрослая она всегда была довольно худенькой, тонкой, стройной! Цитата из романа Б. Джандарбекова: «...а всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс...»

Ложь вторая

«Копна иссиня - черных волос...» Кто знает, что Томирис была блондинкой? Да-да, настоящей, «золотой» блондинкой! «Из-под шлема выбивались распущенные волосы, и трудно было решить, чей блеск ярче - бронзового шлема или золотой россыпи волос...» Ни одного темного волоска не было на ее голове! Её любимый конь - да. Был цвета воронова крыла... царица же была блондинкой! Вот это неточность! Маленькая такая неточность...

Ложь третья

«Мужественная, сильная, она в рукопашной схватке с мужчиной одерживала верх...» Никогда Томирис этого не делала. Она прекрасно понимала, что проиграет в любой такой схватке (сегодня это обычно называется «весовой категорией»). Но она превосходно владела мечом. И только так - на мечах вступала в бои с воинами - их грубую силу побеждала ее ловкость. Обучал Томирис ее отец, с малых лет, который был ей и матерью тоже - настоящая мать умерла, когда царица была младенцем. Эпизод из романа: «Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов - прим. ред.). Отец шутя схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение - нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы... А через четыре года ему пришлось уже всерьез отбиваться от лихих наскоков дочери».

Ложь четвертая, самая главная ложь

Она связана с легендарным эпизодом, когда Томирис бросает голову Кира в мешок с кровью, громко, чтобы все слышали, говоря ему «Пей досыта!» Этому эпизоду предшествует огромная интрига, которая заплелась вокруг Томирис. Попробуем кратко, только лишь «расставить акценты» так, чтобы стал действительно понятным читателю кровавый эпизод с головой царя персов.

Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «...огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе... «...Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали ее...» Но однажды она увидела, как Рустам улыбается - по-детски и открыто... и Томирис решилась. Следом за свадьбой - угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником...

«Одна...» - пронзило грудь Томирис... Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему - слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного...» И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев дружков-бражников съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы... Досуг проводил на охоте...»

Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис...»

И как-то... «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. „Кажется, его зовут Бахтияр..." - подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете. Но... это Томирис - любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже... может быть, даже любя ее, но какой-то понятной ему одному любовью... он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и выбора-то не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем.

Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер.

Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре... она понимала, все понимала... и сердце ныло - прости, прости... „Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя!" И она вышла к начальнику охраны.
„Поставь у шатра надежных людей. Как крикну „Предатель!", врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной".

И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела. Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня - как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру.
Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову.

Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной - побежденный моей повелительницей, моей Томирис!

Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, иссиня-черные волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи... Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи... Но Томирис... пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: „Предатель!" В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра.
Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом - смертельную бледность, залившую любимое лицо...

Что прикажешь с ним делать, царица? - вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос:

Отрубите ему голову, - голос звучал ровно -. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! - голос царицы зазвучал угрозой. - Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите... Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой... найди мне останки Рустама... а теперь иди!

Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание - золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра».
И только после этого случился легендарный эпизод на кургане.

Но... совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним... Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое - кровь любимого».

И только после этого она сделала следующее: «И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок.

Массагеты! - крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана. - Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!

И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».

И в тоже время...

"И по сей день рассказывают легенды о Томирис, однако при вскрытии захоронения Кира обнаружили, что его голова на месте" (Булат Джандарбеков. «Томирис», Жалын, 1989 г.)

Томирис (греч. Τόμυρίς, др.-перс. Tahm-Rayiš , приблизительно 570-520 годы до н. э.) - царица (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.

История

По мнению одних исследователей, имена царицы Томирис (др.-греч. Τομύρι) и её сына Спаргаписа (др.-греч. Σπαργαπίσης) имеют персидское происхождение, по мнению других имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сход­ство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов..

Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней.

Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небоеспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пи­ровать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, пере­били многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен ».

Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни.

Томирис же, когда Кир её не послу­шался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтоже­на тут же на месте, а сам Кир погиб. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех, наполненный человеческой кровью и добавила следую­щее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погу­бил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кро­вью » (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта! »). Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров.

Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888, т.1.

Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис, пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии), назвав его по своему имени.

Отражение в культуре

История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события в её жизни.

Томирис отведена роль лидера скифов в компьютерной игре Civilization VI.

В астрономии

В честь Томирис назван астероид (590) Томирис, открытый в 1906 году.

Томирис это:

Томирис Томирис погружает голову мёртвого Кира в сосуд с кровью Царица Томирис перед головой Кира, Питер Пауль Рубенс

Томирис (др.-перс. Tahm-Rayiš , приблизительно 570-520 гг. до н. э.) - полулегендарная царица саков-массагетов, кочевого скотоводческого иранского народа, проживавшего в Центральной Азии к востоку от Каспийского моря. Время её жизни примерно определяется как 530-е годы до нашей эры. Рассказ о войне Томирис и персидского царя Кира приводит древнегреческий историк Геродот («История» I 205-214).

История

Имена Томирис и её сына Спаргаписа, который был главой её армии, имеют иранское происхождение. Поскольку те историки, которые впервые писали о ней, были греками, греческая форма её имени с тех пор используется наиболее часто.

Многие греческие историки писали о том, что она «победила и убила» персидского царя Кира Великого во время его вторжения и попытки завоевания её страны. Геродот, живший примерно с 484 до 425 годы до н. э., является наиболее ранним (по времени жизни) из древнегреческих писателей, повествующим о её жизни, писавшим о ней почти сто лет спустя времени её предполагаемой жизни. Её история была хорошо известна в античном мире и стала легендой. Такие писатели античности, как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан (в De Origine actibusque Getarum ), также писали о ней.

По свидетельству греческих историков, Кир одержал победу в своём первом нападении на массагетов. Его советники предложили устроить необычную ловушку для преследующих их войско массегетов: персы оставили после себя заброшенный лагерь, по-видимому, содержащий богатый запас вина. Массагеты не были знакомы с вином, предположительно используя в качестве одурманивающих веществ гашиш и ферментированное козье молоко, поэтому вследствие употребления вина впали в сильное опьянение. Персы напали на лагерь, когда их противники были недееспособными, разбив силы массагетов и захватив сына Томирис Спаргаписа, военачальника её армии. Примерно одна треть сражавшихся массагетских сил была захвачена в плен, а затем убита. Согласно Геродоту, Спаргапис уговорил Кира снять с него оковы, что позволило ему совершить самоубийство в персидском плену.

Томирис затем якобы направила послание Киру, осуждая его вероломство, и со всеми своими силами вызвала его на второе сражение. В битве, которая последовала, массагеты, по сообщению Геродота, одержали верх, и персы якобы были разбиты с высокими потерями. Кир был убит, а Томирис обезглавила и распяла его труп, а его голову сунула в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Она, как сообщается, при этом сказала: «Я предупреждала, что утолю твою жажду крови, и я сделаю это».

Отражение в культуре

Портрет Томирис кисти Андреа дель Кастаньо, XV век.

История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу многих деятелей искусства, которые изображали события в жизни Томирис и её победу над Киром и его армией.

В астрономии

В честь Томирис назван астероид (590) Томирис (англ.)русск., открытый в 1906 году.

Примечания

  1. Этимологию имени см.: F. Altheim und R. Stiehl, Geschichte Mittelasiens im Altertum (Berlin, 1970).pp. 127-8
  2. The Origin And Deeds Of The Goths. ucalgary.ca (22 апреля 1997). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 14 мая 2010.
  3. Mayor, Adrienne. Greek Fire, Poison Arrows, and Scorpion Bombs: Biological and Chemical Warfare in the Ancient World. New York, Overlook Duckworth, 2003; p. 158.
  4. Halsall, Paul Herodotus: Queen Tomyris of the Massagetai and the Defeat of the Persians under Cyrus. Internet Ancient History Sourcebook (August 1998). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 14 мая 2010.
  5. Mayor, pp. 157-9.
  6. Геродот, Книга первая (205)-(214)
  7. More Women Rulers. Women in World History Curriculum (1996-2010). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 14 мая 2010.
  8. Питер Пауэль Рубенс (Peter Paul Rubens). Queen Tomyris before the Head of Cyrus. Масло на холсте. The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA. staratel.com (Russian) (2006). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 14 мая 2010.
  9. Francesco Allegrini, attrib. to Italian, 1587 - 1663, Tomyris and Cyrus, 17th century. Fine Arts Museums of San Francisco (2006).(недоступная ссылка - история ) Проверено 14 мая 2010.
  10. Queen Tomyris with the head of Cyrus the Great by Ferrari, Luca (1605-54). Bridgeman Art Library. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012. Проверено 14 мая 2010.
  11. The Frick Collection. collections.frick.org (1998–2005).(недоступная ссылка - история ) Проверено 14 мая 2010.

Ссылки

Категории:
  • Персоналии VI века до н. э.
  • Женщины-главы государств и правительств
  • История Центральной Азии

Какое значение имеет казахское имя Томирис (женского пола)?

Полное значение имени. По возможности более подробная информация. Всем заранее спасибо.

Красоточка

Томирис - это женское имя, имя скифской царицы.

Данное имя тюркского происхождения .

Означает оно - "сокруши железо" или "согни железо".

Также есть предположение, что имя Томирис - это греческое переложение древнеиранского имени Томруз .

Какой перевод у имени "Томирис". Знаю, что это сакская царица, но что оно означает?

Юлия л.

Томирис (приблизительно 570-520 гг. до н. э.)
Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая. Правнучка Мадия, внучка или дочка легендарного царя Сыпыра (Спаргапис) . Имя мужа Томирис не установлено. По некоторым источникам, мужа звали Рустем, он был сыном царя тиграхаудов - Кавада.
Примерно в 530-529гг. до н. э. царь Мидии - Кир, покорив множество стран и получив титул "властитель Азии", отправился в поход на Великую степь. Наступление начал с Сырдарьи, примерно между Туркестаном и Отраром. Саками в то время правила вдова их царя - Томирис. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица ответила отказом. Первый бой завершился победой саков, которых возглавил сын Томирис - Спаргапис. По сакским обычаям, победа всегда обмывалась, воспользовавшись этим, персы подкинули ночью сакским войскам сильное вино, в результате чего сакские воины оказались опьяненными. Этим воспользовался Кир, захватив в плен одну третью часть войска саков и сына царицы - Спаргаписа.
Царица Томирис перед головой Кира. Питер Пауль Рубенс
В решающей битве участвовали и женщины, девушки-саки. Этот бой Геродот назвал "самым жестоким и великим". Кровавый бой завершился победой саков, где персы не ожидали увидеть на поле сражения мужественных женщин. По Геродоту, все персы скончались на поле боя, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого "властителя Азии". Так было окончательно разбито войско "властителя Азии" Кира сакской царевной Томирис.
Победа была достигнута за счет потери большой части населения саков, в том числе и сына Томирис. Отрубив голову Кира, Томирис при всех сказала: "Ты хотел крови, вот пей! " - и бросила его голову в лужу крови. Она говорила, что чужих стран нам не надо, но свою ковыльную степь с голубым куполом неба мы никому не отдадим.
Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после ее смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя ханами.
Среди народа существует много легенд о героизме сакской царицы Томирис. В случае рождения дочери многие стараются назвать ее Томирис, в честь полководца-царицы Томириc .

Значение имени Томирис

Краткая форма имени Томирис. Тома, Томи, Риса.
Синонимы имени Томирис. Томриз, Томрис, Томира, Тамара, Дамира.
Происхождение имени Томирис. Имя Томирис мусульманское, казахское.

Имя Томирис – это женское имя, имеющее тюркские корни. По первой версии, имя Томирис произошло от «temir», которое в переводе с тюркского языка означает «железная». В данном контексте имя Томирис идентично татарскому имени Дамира.

По второй версии, имя Томирис носила царица массагетов. Она жила в 570-520 гг. до нашей эры, а у массагетов, возможно, были иранские корни. Древнегреческий историк Геродот и его современники считали массагетов скифским племенем.

Готский историк Иордан называл Томирис гетской царицей и основательницей города Томы, несколько веков бывшим столицей Малой Скифии (в настоящее время – это город Констанца, Румыния). В своём историческом трактате «Гетике» он называет её Томира, поэтому возможно, что это имя каким-то образом перекликается с именем Тамара. Так как известная грузинская царица Тамара была из династии Багратионов, которые правили на землях, которые некогда заселяли скифские племена, и назывались Скифией.

Это имя также произносится как Томриз. Имя Томирис употребляется среди казахов, турок, таджиков и реже встречается у других мусульман.

Обладательница имени Томирис в меру мягкая, приятная и обаятельная женщина. Она стремится понравиться, чтобы о ней не говорили плохо. И это может отразиться в беспокойстве за свой внешний вид, умение вести себя как принято и т.п. Точно также она сильно обеспокоена атмосферой в семейной среде, Томирис чувствует необходимость жить в гармонии, даже если ей придётся пожертвовать личными увлечениями.

Томирис преуспевает, когда ставит себя в положение того, кого опекает, поддерживает. Эта женщина ценит ответственность. Однако, если её воспитывали потаканиями её прихотям и желаниям, то, вполне возможно, что она пойдёт по противоположному пути – станет эгоисткой. Часто Томирис является перфекционисткой, иногда до маниакальности, хотя эта тенденция выражается полностью только в определенных областях или склонностях. Во-первых, она будет уделять особое внимание своей одежде. Во-вторых, она будет сильно заботиться о своей семье, контролируя всех и всё, потому что чувствует себя ответственной и обязательной по отношению к ним.

Её требования могут быть реализованы в профессиональной сфере, где Томирис не допускает для себя никаких послаблений, проявляя себя одинаково в требованиях, как к себе, так и к коллегам и подчиненным. Поэтому на работе могут активно проявиться её требовательность и авторитаризм.

Томирис независима, любит перемены. Это выражается в необходимости узнавать что-то новое, путешествиях, скорости или ведению разговора. Эту девушку привлекают приключения, и это может привести к тому, что она выберет экстремальные виды отдыха или же маршруты. Её деятельность непостоянна, тесно связана с её мотивацией. Она колеблется между гиперактивностью, слабостью и ленью.

Маленькую Томирис лучше воспитывать, не забывая про гибкость, но и твёрдой рукой. Не очень полезно задаривать и ограничивать ребёнка, чтобы воздействовать на неё, потому что у девочки большая склонность к самоудовлетворению. С другой стороны, ей нужна любовь и чувство равновесия. Было бы желательно дать Томирис с раннего возраста определённые обязанности, в том числе и семейные, чтобы избежать формирования эгоистического начала. Также художественная деятельность может помочь девочке развить чувство прекрасного и гармонии.

Томирис любит командовать, руководить, брать на себя бразды правления. Свою судьбу она никому вверять не будет. Она амбициозна и идеалистична, стремится сиять, излучать и быть первой. Щедрая, она способна на красивые жесты, но это не исключает определённого эгоцентризма. Сентиментальная жизнь и удовольствие занимают важное место в жизни Томирис. Это не всегда характеризуется преданностью партнёру, но если партнёр показывает ей неограниченное восхищение, то она останется с ним.

Томирис будут особенно привлекать профессии художественного или эстетического характера, связанные с едой, питанием, гостиницами, гастрономией. Также её могут заинтересовать области медицины, администрирования, профессии, связанные с учётом. Свои увлечения она может сделать профессией — мобильность, скорость, путешествия.

Именины Томирис

Томирис именины не празднует.

Известные люди с именем Томирис

  • Томирис Тастанбекова (казахстанская певица)
  • Томриз Инджа ((1948-2015) турецкая актриса)
  • Томриз Уяр ((1941-2003) турецкая писательница-новеллист, переводчик)
  • Томрис Огзалп ((1932-2013) турецкая актриса, закадровый художник)
  • Томирис Жангазинова (казахская певица)

Томирис – это женское имя, имеющее тюркские корни. По первой версии, имя Томирис произошло от «temir», которое в переводе с тюркского языка означает «железная». В данном контексте имя Томирис идентично татарскому имени Дамира.

По второй версии, имя Томирис носила царица массагетов. Она жила в 570-520 гг. до нашей эры, а у массагетов, возможно, были иранские корни. Древнегреческий историк Геродот и его современники считали массагетов скифским племенем.

Готский историк Иордан называл Томирис гетской царицей и основательницей города Томы, несколько веков бывшим столицей Малой Скифии (в настоящее время – это город Констанца, Румыния). В своём историческом трактате «Гетике» он называет её Томира, поэтому возможно, что это имя каким-то образом перекликается с именем Тамара. Так как известная грузинская царица Тамара была из династии Багратионов, которые правили на землях, которые некогда заселяли скифские племена, и назывались Скифией.

Это имя также произносится как Томриз. Имя Томирис употребляется среди казахов, турок, таджиков и реже встречается у других мусульман.

Обладательница имени Томирис в меру мягкая, приятная и обаятельная женщина. Она стремится понравиться, чтобы о ней не говорили плохо. И это может отразиться в беспокойстве за свой внешний вид, умение вести себя как принято и т.п. Точно также она сильно обеспокоена атмосферой в семейной среде, Томирис чувствует необходимость жить в гармонии, даже если ей придётся пожертвовать личными увлечениями.

Томирис преуспевает, когда ставит себя в положение того, кого опекает, поддерживает. Эта женщина ценит ответственность. Однако, если её воспитывали потаканиями её прихотям и желаниям, то, вполне возможно, что она пойдёт по противоположному пути – станет эгоисткой. Часто Томирис является перфекционисткой, иногда до маниакальности, хотя эта тенденция выражается полностью только в определенных областях или склонностях. Во-первых, она будет уделять особое внимание своей одежде. Во-вторых, она будет сильно заботиться о своей семье, контролируя всех и всё, потому что чувствует себя ответственной и обязательной по отношению к ним.

Её требования могут быть реализованы в профессиональной сфере, где Томирис не допускает для себя никаких послаблений, проявляя себя одинаково в требованиях, как к себе, так и к коллегам и подчиненным. Поэтому на работе могут активно проявиться её требовательность и авторитаризм.

Томирис независима, любит перемены. Это выражается в необходимости узнавать что-то новое, путешествиях, скорости или ведению разговора. Эту девушку привлекают приключения, и это может привести к тому, что она выберет экстремальные виды отдыха или же маршруты. Её деятельность непостоянна, тесно связана с её мотивацией. Она колеблется между гиперактивностью, слабостью и ленью.

Маленькую Томирис лучше воспитывать, не забывая про гибкость, но и твёрдой рукой. Не очень полезно задаривать и ограничивать ребёнка, чтобы воздействовать на неё, потому что у девочки большая склонность к самоудовлетворению. С другой стороны, ей нужна любовь и чувство равновесия. Было бы желательно дать Томирис с раннего возраста определённые обязанности, в том числе и семейные, чтобы избежать формирования эгоистического начала. Также художественная деятельность может помочь девочке развить чувство прекрасного и гармонии.

Томирис любит командовать, руководить, брать на себя бразды правления. Свою судьбу она никому вверять не будет. Она амбициозна и идеалистична, стремится сиять, излучать и быть первой. Щедрая, она способна на красивые жесты, но это не исключает определённого эгоцентризма. Сентиментальная жизнь и удовольствие занимают важное место в жизни Томирис. Это не всегда характеризуется преданностью партнёру, но если партнёр показывает ей неограниченное восхищение, то она останется с ним.

Томирис будут особенно привлекать профессии художественного или эстетического характера, связанные с едой, питанием, гостиницами, гастрономией. Также её могут заинтересовать области медицины, администрирования, профессии, связанные с учётом. Свои увлечения она может сделать профессией - мобильность, скорость, путешествия.

Поиск имени, его история и значение:

🙈 Комментарии 12

Раиса 3 месяца назад

Полностью себя узнала)) у меня два сына)

Никита 3 месяца назад

Привет я Никита у меня день рождения 😘

Лена 3 месяца назад

С днем рождения тебя брат

ъ 3 месяца назад

Имя Томирис означает потребность доминировать. Всегда и везде. И – вне зависимости от того, насколько оправдано такое стремление в конкретных обстоятельствах. Конфликт с тем, кто заведомо сильнее – не пугает, а скорее наоборот – раззадоривает. С возрастом меняется только «весовая категория», а приоритеты остаются прежними «Сильнее, выше, быстрее», даже когда в этом нет практической необходимости. Зато – есть результат.

Внешний облик

Вероятно, громкие названия элитных домов моды существуют в том числе и для пополнения вашего словарного запаса. Вы всегда должны выглядеть «comme il faut», это Ваше свидетельство о принадлежности к определенному кругу, подтверждение Вашего веса и статуса.

Совместимость имени Томирис, проявление в любви

Томирис, вы часто забываете о том, что семейная жизнь несовместима с сохранением статуса «друга для всех». Вы можете быть искренне влюблены и привязаны к предмету своих чувственных устремлений и в то же время стараться «пристроить» свои личные взаимоотношения к уже имеющимся на тот момент общественным.

В результате можно потерять вторые, так толком и не создав первых. Если Вы чувствуете, что любовь действительно важна для Вас, отдайтесь ей целиком, не устанавливая рамок и границ. Тогда Вы станете прекрасным возлюбленным, оставшись при этом хорошим другом.

Ваша натура идеалиста заставляет Вас потворствовать тем движениям души и желаниям сердца, которые направлены на улучшение нашего несовершенного мира. На меньшее Вы не согласны.

Разбрасываться по мелочам – не намерены. Если есть хотя бы совершенно фантастическая возможность облагодетельствовать человечество, Вы выберете именно ее, отказавшись от того, что буквально лежит под ногами.

Вам часто кажется, что никто в мире не способен по-настоящему понять Вас, оценить по достоинству Ваши побуждения и грандиозные замыслы. Но если это и огорчает Вас, то лишь ненадолго. Чем не пожертвуешь ради великой цели?

И Вы – жертвуете. Часто – «не глядя». И, как следствие, теряете «по дороге» многое из того, что могло бы сделать Вашу жизнь более «земной».

Нередко Ваши действия приносят реальные плоды, иногда – просто ошеломляющие. Но, возможно, следует подумать над тем, что, имей Вы более прочные связи с окружающим миром, Ваши представления о его нуждах тоже были бы более реалистичными. А результаты действий – более ценными.

Характеристика имени Томирис

Вы – воплощение кипучей активности, вы всегда чем-то заняты. Ваша бурная энергия может заставить вас принимать участие сразу в нескольких видах деятельности на удивление менее работоспособным коллегам и во вред собственному здоровью.

Такая активность способна «свести на нет» даже саму цель, во имя которой вы трудитесь. Поэтому вам нужно учиться вовремя отдыхать и расслабляться, а также избавиться от напряженности и чувства соперничества, которые всегда сопутствуют чрезмерным усилиям.

Ваше число – это число искренности и честности. Иногда вам свойственно высказываться прямолинейно и грубовато, а частые грубые ошибки окружающих могут довести вас до гневной вспышки.

Но вы быстро успокаиваетесь и склонны винить скорее себя в возникших проблемах, чем других. Вы нередко склонны к постоянному «самокопанию» и чувству вины – не заходите в этом чересчур далеко! Тем более, когда необходимо решать проблемы или разбираться с трудностями.

У вас сильный характер, вы привыкли не говорить, а делать; от вас нередко зависят окружающие. Но чтобы достичь гармонии в жизни, вам требуется найти и установить равновесие между отдыхом и работой.

Вы – отличный и надежный товарищ, у вас много увлечений и интересов. Вы великолепно ладите с представителями любых слоев общества, любите влиятельных людей. Вам нравится красивая, яркая одежда и большие дома.

Нумерология – это система эзотерических понятий или верований, как написано в словарях.

Она утверждает, что числа, связанные с личностью, влияют на ее судьбу, определяют способности, формируют характер. Самой главной является дата рождения человека. Она состоит из некоторого количества чисел.

В нумерологии рассматривают, как каждое отдельно, так и их сумму. Эзотерики уверены, что любая цифра имеет набор уникальных характеристик, определенных космической энергетикой.

Если понимать, как это работает, то можно предсказывать и корректировать судьбу конкретной личности. На самом деле, нумерология – это еще один способ познания мира. Почитайте на досуге древних мыслителей, они думали не о добывании денег или иных благ, а о том, что есть человек или животное, как они взаимодействуют с природой и космосом, для чего созданы.

Такие размышления способствовали созданию унифицированной, как ныне бы сказали, системы исследования личности. Она позволяет человеку глубже и объемнее посмотреть на происходящие с ним события, подобрать ключики для решения сложных задач.

А еще нумерология по дате рождения многим подсказывает причины неприятностей и пути выхода из замкнутого круга проблем. Ознакомившись с материалом, вы все сами увидите.

Для чего совершенствоваться?

Мы живем в обществе, настроенном на материальное благосостояние. На земле так было не всегда. Кроме того, никто не доказал, что нынешний путь развития правилен.

Эзотерики считают, что люди на планете не наживают добро, а проходят уроки развития. От того, насколько они выучены, зависит качество жизни. Если другими словами, то рождаемся мы для того, чтобы быть счастливыми.

Этот состояние является нормой для личности, которая должна сохранять его, независимо от внешних обстоятельств. А последние зависят от наработанной кармы. Если она тяжела, то у человека много бед, неприятностей, предательств, болезней.

Отработка кармы – это умение сохранять внутреннюю гармонию, проходя через череду провалов, не поддаваться унынию, злобе и ненависти.

Кроме того, у души есть задача, которую нужно успеть выполнить за время жизни. Согласитесь, труд довольно тяжелый, особенно с учетом того, что обычные граждане даже не задумываются над тем, как и когда к нему приступать. Вот тут поможет нумерология.

Рассчитать цифры, являющиеся на самом деле подсказками, просто. А дальше необходимо проработать информацию, начать выполнять кармические задачи. В нашем сугубо материальном мире такая тактика даст возможность улучшить свое положение.

Если совсем просто говорить, чем больше уроков пройдено, тем интенсивнее человеку помогает быть счастливым вселенная (Господь, Небо, ангел-хранитель). Многие это уже осознают, потому нумерология по дате рождения становится все популярнее.

Пусть идея, подталкивающая людей к осознанию своей основной цели на планете, отдает эгоизмом, но плоды ее реализации полезны всему мирозданию.

Число души

Вернемся к ведической нумерологии. Число души соответствует дню рождения. Однако есть некоторые отличия от привычного нам исчисления. В Индии считают, что день начинается с рассветом.

То есть у человека, рожденного пятого января в 3 ночи, число души – четыре. Если дата рождения двузначная, то цифры складывают, приводя их к виду: от 1 до 9.

Число души связано с планетами и их энергетикой. Оно влияет на личность всю жизнь, помогая в реализации целей, проработке кармы. Можно сказать, что оно отвечает за характер, таланты и способности.

Существуют наиболее удачные сочетания чисел души и рождения. К таким относятся: единица – 28; двойка – 29; тройка – 12, четверка – 31; пятерке соответствует 23; шестерке – 24; семерке – 25; восьмерке – 26, девятке – 27. Уточним для понимания: в наших парах сначала проставлено число души, следом – дата рождения.

Люди, у которых есть такие совпадения, получают от рождения гармоничный, уравновешенный характер. Остальным не так везет в жизни.

Когда в дате рождения встречается 0, например, 20-е или 10-е, это считают дурным знаком. Он отрицательно влияет на характеристики той цифры, с которой находится в паре.

Числа являются своеобразной невидимой основой, на которой держится жизнь каждого из нас. Удивительное и непредсказуемое число 8 в нумерологии представляет особый интерес.

Еще в древности это число было символом райской жизни, единения всех сфер материальной жизни, совершенства.

Характеристика числа

Цифра восемь является символом удивительной, «окольцованной» планеты Сатурн. Под ее влиянием находятся все люди, родившиеся в числах: 8, 17, 26. Они обладают жестким и волевым характером. Также им свойственна энергичность и властность, решительность и целеустремленность.

Придают большое значение материальному благосостоянию. Непредсказуемым восьмеркам присуща тяга к легким деньгам, тщеславие, что часто сказывается на взрывном, изменчивом характере.

Только цифре восемь свойственна симметрия в написании. Символ бесконечности – «лежащая на боку» восьмерка – имеет значение безбрежной мудрости, безграничного процветания и удачи, обладает сильнейшей энергетикой.

Издавна таящий загадки китайский узел, образованный из переплетенных особым способом восьми «8», является мощнейшим оберегом, который притягивает госпожу Удачу, заряжает невиданной по ощущениям энергией, означает нескончаемый поток жизни.

Загадочная цифра является достаточно сложной и неоднозначной для восприятия и объяснения. Она олицетворяет два мира – духовный и материальный, что и отражается в касании окружностей (колец) при написании. Кольца символизируют двусторонность, двойственность человеческой натуры.

Одна окружность подразумевает философское мышление, увлеченность необычными силами и явлениями, фатальным взглядом на многие стороны жизни. Другая часть олицетворяет эксцентричность, своенравие, переворот, анархию, революцию.

Особенности восьмерки

Человек с числом жизненного пути «восемь» инициативен в жизни, обладает лидерскими качествами, способен мотивировать на весомые результаты себя и окружающих.

Ему свойственна целеустремленность, практичность, стойкость. Жизнь постоянно испытывает его, подбрасывает новые «задачки», но он не пасует перед трудностями, становится только сильнее, решительно идет к намеченным целям.

Если индивид по своему рождению связан с цифрой «8», то в его характере есть и достоинства, и изъяны.

Целеустремленные личности легко достигают успехов в карьере и бизнесе, занимают высокие должности, уверенно чувствуют себя при любых обстоятельствах. «Восьмерки» способны видеть вещие сны, часто обладают сверхъестественными способностями.

Развитое природное чутье способствует выгодному капиталовложению. Для многих из них власть и финансовое благополучие являются целью № 1 в жизни.

Число важно для людей, работающих в сфере политики, а также занятых недвижимостью. Оно будет способствовать их финансовому благополучию, процветанию, поможет выстоять в сложных ситуациях.

Также является талисманом для журналистов, литераторов, писателей и всех, кто связан с творческой деятельностью. Особо удача будет сопутствовать тем, кто выполняет работу с радостью, любовью и удовольствием.

Восьмеркам также свойственна завышенная самооценка, нетерпение к недостаткам окружающих, жажда властвовать и управлять другими. У них часто бывают перепады в настроении, душевное истощение, что изначально определено контуром цифры, спиральностью прохождения внутренней энергии.

В различных христианских учениях это число символизирует возрождение и начало новой жизни. Иногда его изображают восьмиугольником – промежуточной фигурой между квадратом (соответствует цифре «4») и кругом.

Цифра «4» означает порядок материальный, а круг – вечность. Цифра «8» символизирует плавный переход от мира вещизма к миру духа.

Божественный смысл жизни восьмерки кроется в достижении максимальной гармонии между бесконечным и конечным. Китайские мудрецы считали восьмерку символом совершенства и завершенных деяний. Буддисты изображали ее в виде лотоса с восемью лепестками, считали счастливым числом и знаком удачи.

По древнему китайскому календарю мы живем в Период 8, в котором преобладает энергия 8-ой Звезды. Начался он в 2004 году и закончится 03.02. 2024. Это время благоприятно для избавления от ошибок, совершенных ранее, приумножения успеха, очищения кармы, отказа от излишеств. В этот промежуток времени велико значение духовного совершенствования.

Отношения

Цифра восемь любит общаться и находиться в центре внимания. Особый интерес она питает к богатым и влиятельным людям, которые достигли головокружительных высот.

Восьмерка является сильной личностью, имеет широкий круг интересов, берет активное участие в различных мероприятиях, придает огромное значение результату, получаемому от своей деятельности.

Цифре восемь для достижения амбициозных целей необходимо постоянно ощущать восхищение, любовь, заботу окружающих. Восьмерке важно научиться быть снисходительной и терпеливой к близким людям, чтобы жизнь радовала, приносила облегчение и удовлетворение.

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег