Урок разнообразие живой природы царства живых организмов. Презентация Царства живой природы презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему. на тему: «Разнообразие живой природы»

Разделы: Биология

Цели урока :

  1. Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
  2. Дать представления о разнообразии живых организмов.
  • расширить знания школьников по предмету;
  • развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: “Схемы классификации животных и растений”, презентация “Разнообразие жизни на Земле”.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема “Разнообразие живых организмов”.

(Cлайд №1)

О разнообразии живой природы можно говорить очень и очень много... Но, если честно, то и времени у нас предостаточно…Ведь живую природу вы будете изучать на уроках биологии все годы обучения в школе. Сегодня мы вспомним, что вам уже известно о живой природе и узнаем, что-то новое и интересное.

(Cлайд №2)

Начнём наш урок с “Разминки”.

(Cлайд №3)

Дети отвечают на вопросы “Разминки”

  1. Что изучает природоведение?
  2. Что такое природа?
  3. Назовите признаки живых организмов.
  4. Когда началось развитие жизни на Земле?
  5. Что является единицей строения живых организмов?

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп.

1. Бактерии.

2.Простейшие.

4. Растения.

5. Животные.

(Cлайд №4)

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

(Cлайд №5)

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

(Cлайд №6)

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

(Cлайд №7)

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

(Cлайд №8)

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

(Cлайды №8-4)

Отвечают дети.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м.

Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Предлагаю детям рассмотреть “Схемы классификации растений” и составить подобную схему из слов: хвойные,ландыш,растения,ель,земляника, сосна, цветковые.

(Cлайд №15)

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

(Cлайды №16-23)

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные - это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рассмотрите “Схемы классификации животных” и составьте подобную схему из слов: беспозвоночные, птицы, бабочки, воробей, лягушка, ворона, земноводные, животные, позвоночные, насекомые.

Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Прошу вас сдать “Схемы классификаций растений и животных” и схемы, которые составили вы сами.

III. Домашнее задание: рассмотреть рисунки на странице 110-111. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном.

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

(Cлайд №24)

Этот слайд призывает каждого из нас беречь Землю, наш общий дом.

(Cлайд № 26)

До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!

Список литературы (слайд №25):

“Природоведение-5 класс”, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Рабочая тетрадь к учебнику “ Природоведение”

Фотографии и рисунки найдены с помощью поисковой системы GOOGLE.

МБОУ «СОШ №15»

г. Краснотурьинск

2015 г.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе

на тему: «Разнообразие живой природы»

Цель урока: формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.

Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.

Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; переживание.

Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.

Организационная форма урока: вводный урок - семинар.

Задачи урока:

    предметные – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.

    личностно-ориентированные - научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;

    развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Приложения:

    Презентация «Разнообразие живой природы».

    Задания для капитанов.

    Задания для команд.

Пояснения к занятию.

Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранее разделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (Приложение №3 ). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (Приложение №2 ).

Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1 )

План урока:

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Актуализация знаний (5 мин.)

    Изучение нового материала (20-25 мин.)

    Закрепление (6 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

    Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?

(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)

    Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)

(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)

Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)

    Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.

Как называется самый высший таксон?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.

Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)

Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).

Название Царства

Общая характеристика

Примеры

Бактерии

Растения

Животные

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.

(Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы (Слайд №7, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.

(Учащиеся выступают по плану : Одноклеточные грибы - Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.

Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения: ) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.

(Учащиеся выступают по плану: Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).

    Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.

(Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка)

Учитель: давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.

    Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?

(Учащиеся отвечают)

Когда мы го-во-рим об от-ли-чи-ях живой и нежи-вой при-ро-ды, по-лез-но пред-ста-вить ка-мень и кошку или со-ба-ку. От-ли-чия есть, и они оче-вид-ны. Как же их опре-де-ля-ет наука?

К осо-бен-но-стям жи-во-го су-ще-ства она от-но-сит сле-ду-ю-щие при-су-щие прак-ти-че-ски всем живым ор-га-низ-мам про-цес-сы: пи-та-ние, ды-ха-ние, вы-де-ле-ние, раз-мно-же-ние, по-движ-ность, раз-дра-жи-мость, при-спо-соб-лен-ность, рост и раз-ви-тие.

Без-услов-но, ка-мень может быть по-движ-ным, если его бро-сить, может раз-мно-жить-ся, если его раз-бить, может даже вы-рас-ти, если он имеет кри-стал-ли-че-скую при-ро-ду и на-хо-дит-ся в на-сы-щен-ном со-ле-вом рас-тво-ре (рис. 1).

Рис. 1. Действия с камнем

Для этого нужно внеш-нее воз-дей-ствие, при этом ка-мень вряд ли нач-нет пи-тать-ся, раз-дра-жать-ся и взды-хать от такой неспра-вед-ли-во-сти. В осо-бен-но-стях жи-во-го и нежи-во-го на-хо-дят от-ра-же-ние свой-ства жи-во-го, ко-то-рые уже ни с чем не пе-ре-пу-та-ешь. Что же это за свой-ства?

1. В ор-га-низ-мах и их клет-ках со-дер-жат-ся те же хи-ми-че-ские эле-мен-ты, что и в телах нежи-вой при-ро-ды. Но в клет-ках живых су-ществ есть еще и ор-га-ни-че-ские ве-ще-ства , ко-то-рые по-лу-чи-ли такое на-зва-ние, по-то-му что впер-вые были вы-де-ле-ны из живых су-ществ, из ор-га-низ-мов. Это белки, жиры, уг-ле-во-ды и нук-ле-и-но-вые кис-ло-ты. Эти ве-ще-ства об-ра-зу-ют упо-ря-до-чен-ные струк-ту-ры (рис. 2).

Рис. 2. Молекула ДНК

Но толь-ко на-хо-дясь в клет-ке, ор-га-ни-че-ские ве-ще-ства обес-пе-чи-ва-ют про-яв-ле-ния жизни. При-чем важ-ней-шая роль в жиз-не-де-я-тель-но-сти ор-га-низ-мов от-во-дит-ся в первую оче-редь нук-ле-и-но-вым кис-ло-там и бел-кам. Они обес-пе-чи-ва-ют са-мо-ре-гу-ля-цию всех про-цес-сов в ор-га-низ-ме, его са-мо-вос-про-из-ве-де-ние, а зна-чит, и саму жизнь.

За-пом-ним: белки, жиры, уг-ле-во-ды и нук-ле-и-но-вые кис-ло-ты - ос-нов-ные ком-по-нен-ты жи-во-го.

2. Ос-нов-ной струк-тур-ной и функ-ци-о-наль-ной еди-ни-цей почти всех живых ор-га-низ-мов яв-ля-ет-ся клет-ка . Почти, по-то-му что на Земле пре-крас-но чув-ству-ют себя ви-ру-сы, ко-то-рые пред-став-ля-ют собой некле-точ-ную форму жизни. В ор-га-низ-мах, в ко-то-рых много кле-ток - мно-го-кле-точ-ных, из кле-ток фор-ми-ру-ют-ся ткани, ткани об-ра-зу-ют ор-га-ны, ко-то-рые в свою оче-редь объ-еди-ня-ют-ся в си-сте-мы ор-га-нов (рис. 3).

Рис. 3. Объединение клеток в систему органов

Такая упо-ря-до-чен-ность стро-е-ния и функ-ций ор-га-низ-мов обес-пе-чи-ва-ет устой-чи-вость и нор-маль-ное про-те-ка-ние жизни.

3. Обмен ве-ществ - это со-во-куп-ность всех хи-ми-че-ских ре-ак-ций, всех пре-вра-ще-ний ве-ществ, по-сту-па-ю-щих в ор-га-низм из внеш-ней среды в про-цес-се пи-та-ния и ды-ха-ния. Бла-го-да-ря об-ме-ну ве-ществ со-хра-ня-ет-ся упо-ря-до-чен-ность про-цес-сов жиз-не-де-я-тель-но-сти и це-лост-ность са-мо-го ор-га-низ-ма, под-дер-жи-ва-ет-ся по-сто-ян-ство внут-рен-ней среды в клет-ке и в ор-га-низ-ме в целом. Т. е. обмен ве-ществ и энер-гии обес-пе-чи-ва-ет по-сто-ян-ную связь ор-га-низ-ма со сре-дой и под-дер-жа-ние его жизни (рис. 4).

Рис. 4. Связь организма со средой

4. Раз-мно-же-ние . Живое все-гда по-яв-ля-ет-ся от жи-во-го. По-это-му во-прос «Что было рань-ше: ку-ри-ца или яйцо?» для общей био-ло-гии нева-жен. В ко-неч-ном итоге ку-ри-ца все равно вос-про-из-во-дит ку-ри-цу, а че-ло-век вос-про-из-во-дит че-ло-ве-ка. По-это-му жизнь можно рас-смат-ри-вать как вос-про-из-ве-де-ние себе по-доб-ных су-ществ или са-мо-вос-про-из-ве-де-ние (рис. 5). И это очень важ-ное свой-ство жи-во-го, ко-то-рое обес-пе-чи-ва-ет непре-рыв-ность су-ще-ство-ва-ния жизни.

Рис. 5. Размножение

5. Если ударить ка-мень, он не от-ве-тит и никак не от-ре-а-ги-ру-ет. С со-ба-кой этот фокус не прой-дет: на агрес-сию хищ-ник от-ве-тит агрес-си-ей. По-то-му что живые су-ще-ства ак-тив-но ре-а-ги-ру-ют на дей-ствия фак-то-ров внеш-ней среды, про-яв-ляя, таким об-ра-зом, раз-дра-жи-мость . Имен-но раз-дра-жи-мость (рис. 6) поз-во-ля-ет ор-га-низ-мам ори-ен-ти-ро-вать-ся в окру-жа-ю-щей среде и, сле-до-ва-тель-но, вы-жи-вать в из-ме-ня-ю-щих-ся усло-ви-ях. Даже рас-те-ния, ко-то-рые, ка-за-лось бы, ли-ше-ны по-движ-но-сти, могут ре-а-ги-ро-вать на из-ме-не-ния. Мно-гие спо-соб-ны раз-во-ра-чи-вать ли-стья в сто-ро-ну солн-ца, чтобы по-лу-чить боль-ше света, а неко-то-рые, на-при-мер ми-мо-за стыд-ли-вая, сво-ра-чи-ва-ют ли-стья, если к ним при-кос-нуть-ся. Это тоже про-яв-ле-ния раз-дра-жи-мо-сти.

Рис. 6. Раздражимость

6. При-спо-соб-лен-ность. Если об-ра-тить вни-ма-ние на внеш-ний вид жи-ра-фа, можно уви-деть, что он иде-аль-но при-спо-соб-лен к су-ще-ство-ва-нию в усло-ви-ях аф-ри-кан-ской са-ван-ны. Длин-ная шея по-мо-га-ет до-бы-вать ему еду там, где ее никто не может до-стать, длин-ные ноги - быст-ро бе-гать и от-би-вать-ся от хищ-ни-ков (рис. 7).

Рис. 7. Приспособленность жирафа

Но в Арк-ти-ке жираф не вы-жи-вет, зато там себя пре-крас-но чув-ству-ют белые мед-ве-ди (рис. 8).

Рис. 8. Приспособленность белого медведя

7. При-спо-саб-ли-вать-ся ор-га-низ-мы могут мил-ли-о-ны лет, и это на-зы-ва-ет-ся эво-лю-ция . Эво-лю-ция - это еще одно важ-ней-шее свой-ство жи-во-го.

8. Живые ор-га-низ-мы с те-че-ни-ем вре-ме-ни из-ме-ня-ют-ся, чаще всего необ-ра-ти-мо. Эти из-ме-не-ния на-зы-ва-ют раз-ви-ти-ем .

Раз-ви-тие, как пра-ви-ло, со-про-вож-да-ет-ся ро-стом, уве-ли-че-ни-ем массы тела или его раз-ме-ра, свя-зан-но-го с по-яв-ле-ни-ем новых кле-ток.

Эво-лю-ция - это тоже раз-ви-тие, но не од-но-го от-дель-но-го ор-га-низ-ма, а всего жи-во-го мира в целом. Раз-ви-тие обыч-но идет от про-сто-го к слож-но-му и к боль-шей при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-ма к среде оби-та-ния. Так обес-пе-чи-ва-ет-ся то мно-го-об-ра-зие живых су-ществ, ко-то-рое мы можем на-блю-дать се-год-ня.

Мы рассмотрели различия жи-вой природы от нежи-вой, по-зна-ко-ми-лись с об-щи-ми свой-ства-ми живых ор-га-низ-мов. В сле-ду-ю-щий раз мы по-го-во-рим о мно-го-об-ра-зии живых су-ществ на нашей пла-не-те и об уров-нях ор-га-ни-за-ции жи-во-го.

Список литературы

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. - М.: Дрофа, 2011 - 304 с.
  2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература, 2012
  3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс, 2013
  4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
  1. Интернет портал «Tepka.ru» ()
  2. Интернет портал «Uchitelbiologii.ru» ()
  3. Интернет портал «Tepka.ru» ()

Домашнее задание

  1. Какие процессы присущи всем живым организмам?
  2. Что такое обмен веществ и чему он способствует?
  3. Какова связь между развитием и эволюцией?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Проверка домашнего задания Вариант 1 a c a c d d c a a , b , d да Вариант 2 b c d c c d c a a , b , d нет

Что изучает биология? Что изучает экология? Что такое эксперимент? Что такое наблюдение? Вопросы:

Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Растения Животные Бактерии Грибы

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

БАКТЕРИИ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО

КАЖДЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ СОСТОИТ ИЗ КЛЕТОК

ВСЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ СХОДНЫ ПО ХИМИЧЕСКОМУ СОСТАВУ

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

РАЗДРАЖИМОСТЬ

РАЗВИТИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

ПЛАН ПАРАГРАФА Царства живых организмов Отличия живого от неживого Клеточное строение Химический состав Обмен веществ Раздражимость Рост Развитие Размножение

Выберите верные утверждения Живые организмы имеют клеточное строение Живые организмы растут, питаются, размножаются. Все живые организмы образуют гидросферу Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами. Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Животные растут в течении всей жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф №3, вопросы Р.т. № 10, 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем. ...

Путешествие в царство живой природы

привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе; предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциалМетодика...

урок в 5 классе "Царства живой природы".

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности. Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных...

 
Статьи по теме:
Шашлык с дымком в духовке
Когда появляется желание полакомиться ароматным шашлыком, а за окном дождь или вообще зима, а очень хочется почувствовать запах лета и насладиться мясом с «дымком», тогда и вынимается из рукава вот этот рецепт. Домашний шашлык с запахом костра в «быстром»
Значение рыси в славянской культуре Работа с энергией тотема
...фигню всякую про вас думаю...:-)))Тотем Рысь... Будьте молчаливым.Станьте наблюдателем.Почитайте секрет мудрости,которую Вы храните! СЕКРЕТЫ Если Вы хотите узнать секрет, просите помощь у Рыси. К сожалению, трудно уговорить тихую Рысь, заговорить. Ры
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те