В каком музее хранится голова шамиля. «Призрачный» горец. Почему легендарный Хаджи-Мурат лишился головы. «Так называемый череп Хаджи-Мурата»

«Если решение о захоронении тела Ленина будет принято, то оно будет самым верным с исторической точки зрения. При этом решение о захоронении не должно быть выборочным. Предать земле нужно как тело Ленина, так и наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого по сей день хранится в музее Санкт-Петербурга», — сказал Глава Чечни Рамзан Кадыров.

Череп Хаджи-Мурата важнее тела Ленина

В канун столетия революции о судьбе тела Ленина заговорил уже и глава Чечни Рамзан Кадыров. Его призыв захоронить вождя поднял новую волну споров вокруг Мавзолея. Но Кадыров заодно потребовал и захоронить останки героя Кавказской войны Хаджи-Мурата, до сих пор лежащие в петербургской Кунсткамере. И для жителей Кавказа это куда более важное заявление.

С приближением столетия Октябрьской революции опять зазвучали призывы похоронить наконец ее вождя Владимира Ленина. Импульс теме в четверг придал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который выразил мнение, что захоронение стало бы «самым верным с исторической точки зрения» решением.

«Решать вопрос о захоронении Ленина должен, конечно же, президент России Владимир Путин. Но я лично убежден, что довольно глазеть на труп Ленина. И руководителя революции давно пора похоронить, это и разумно, и человечно», – написал Кадыров в Telegram-канале. Он назвал «неправильным» то, что в центре российской столицы «стоит гроб с мертвым человеком».

«Так называемый череп Хаджи-Мурата»

«При этом решение о захоронении не должно быть выборочным, – добавил глава Чечни. – Предать земле нужно как тело Ленина, так и наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого по сей день хранится в музее Санкт-Петербурга».

Судя по всему, Лениным Кадыров заинтересовался не просто так, у него свой интерес: заодно добиться захоронения головы другого исторического героя, более важного для Кавказа – Хаджи-Мурата.

Имеется в виду аварский вождь и военачальник Хаджи-Мурат Хунзахский, правая рука Шамиля, предводителя горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии во времена Кавказской войны 1817–1864 годов. Хаджи-Мурат успел побывать и на русской службе, и на стороне «Северо-Кавказского имамата». Погиб в стычке с казаками в 1852 году.

Отсеченная голова предводителя горцев была переслана в Петербург. Череп Хаджи-Мурата хранился в Военно-медицинской академии, в 1959 году передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). По словам собеседника агентства «Интерфакс», череп находился там в качестве экспоната до 2001 года, когда его убрали на хранение. Кстати, споры о принадлежности останков ведутся до сих пор: подтверждением считаются надписи на русском и арабском языках на самом черепе.

В 2000 году экс-депутат Госдумы Надиршах Хачилаев также призывал захоронить череп, но после его убийства вопрос на долгое время забыли. Однако с ноября 2015 года заработала комиссия по захоронению черепа Хаджи-Мурата, в которую входят Минкультуры, МИД, Российское военно-историческое общество, научные организации. «В разное время заинтересованность в экспонате проявляли Азербайджан, где захоронено тело Хаджи-Мурата, и Дагестан», – сказал собеседник.

В Кунсткамере же хранился череп «казахстанского батьки Махно» Нурмагамбета Кокембаева (более известного как Кейки Батыр), возвращения которого в прошлом году потребовал Казахстан. В итоге 6 октября 2016 года череп Кейки Батыра был доставлен в Астану.

В пресс-службе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (МАЭ РАН) газете ВЗГЛЯД дали комментарий, в котором череп аварского вождя назван «так называемым черепом Хаджи-Мурата». Музей сухо заявил, что тема вообще засекречена – черепом занимается межведомственная комиссия, специально созданная Министерством культуры. Комментировать же документы комиссии, имеющие гриф «для служебного пользования», администрация МАЭ не имеет права.

Журналист, член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко в комментарии газете ВЗГЛЯД выразил полную солидарность с главой Чечни в этом вопросе:

«То, что голова героя аварского народа находится в Кунсткамере, уподобляет Россию каким-то папуасам и ИГИЛ*. Хранить в музеях современного цивилизованного государства головы, мне кажется, это позор России. Безусловно, голова Хаджи-Мурата должна быть соединена с его телом».

Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская тоже считает тему захоронения останков Хаджи-Мурата болезненной для народов Кавказа, особенно для аварцев. По ее словам, не только Кадыров, но и многие неравнодушные люди давно пытаются добиться решения этого вопроса. Кроме того, лидеру Чечни такой призыв принесет, по ее мнению, и дополнительный пиар.

Сокирянская подчеркнула, что для многих на Кавказе Хаджи-Мурат остается героем. «Такие люди являются для общества важными историческими фигурами, частью исторической коллективной памяти. Понятно, что в повседневной жизни мало кто озабочен этой проблемой, но мобилизовать возмущение, связанное с памятью таких символических фигур, очень легко», – полагает Сокирянская.

«Пуповиной был связан с местом, где произошел выстрел Авроры»

Что касается Ленина, то вопрос его захоронения обсуждается в России уже больше четверти века и по-прежнему неоднозначно воспринимается в обществе. По данным ВЦИОМ, 63 процента россиян уверены в необходимости похоронить Ленина. Многие, тем не менее, настроены резко против такого шага. Кроме того, доля граждан страны, отмечающих положительный вклад Ленина в историю страны, выросла с 40 процентов в 2006 году до 56 сейчас.

Председатель КПРФ Геннадий Зюганов уверял в августе, будто бы президент Владимир Путин обещал ему не допустить перезахоронения Ленина и других советских деятелей, погребенных у Кремлевской стены. Однако сам Путин этого не подтверждал.

Конечно, Кадыров вспомнил о теле Ленина не на ровном месте. Он отреагировал на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая накануне выразила мнение, что захоронение Ленина рано или поздно произойдет. «Еще один очаг противостояния стране не нужен. И поэтому, я думаю, будет найден какой-то спокойный, неконфликтный способ решения этой проблемы. Может быть, путем референдума, что позволит выявить мнение большинства граждан. Но это будет не сегодня и не завтра», – заявила Матвиенко.

И, естественно, высказывание Кадырова незамеченным остаться не могло. Его точку зрения тут же разделил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который давно призывает убрать тело Ленина из Мавзолея. «Мы предлагаем вообще все захоронения с Красной площади убрать. Эти люди фактически не захоронены, а лежат в общем склепе. На Руси никогда так с покойниками не поступали. Красная площадь – это место торжеств, праздников, концертов, спортивных мероприятий. Нельзя это все совмещать с кладбищем», – подчеркнул он в своем Telegram-канале.

Поддержала Кадырова и депутат Госдумы Наталья Поклонская. «Если решение о захоронении будет принято, наступит новый этап развития нашей Родины, с перевернутой страницей прошлого и готовностью идти дальше», – подчеркнула она. На своей странице в Facebook Поклонская написала, что смотреть на труп в центре столицы – «по меньшей мере не гуманно и не по-человечески». Тут нельзя не вспомнить о том, что Кадыров в свое время поддержал Поклонскую, когда она боролась за запрет фильма «Матильда». Что ж, вот и депутат в долгу не осталась.

Как ни странно, солидаризировались с главой республики даже в чеченском отделении КПРФ. «Я солидарен с ним. Это не только его заявление. Это мнение многих людей по всей России», – заявил секретарь чеченского отделения КПРФ Магомед Дадуев. «Считаю, что величие жизни и дел Владимира Ильича Ленина совершенно не пострадает от того, что он будет похоронен по-христиански. Это было бы очень верно, очень правильно. И Россия после этого обретет стабильность и спокойствие», – добавил он.

Однако коллеги Дадуева в Москве с такой точкой зрения явно не согласны. Ведь именно коммунисты являются самыми ярыми противниками захоронения тела Ленина. Депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов накануне возразил Матвиенко. «На месте Матвиенко, если бы я родился в Ленинграде, я бы пуповиной был связан с местом, где произошел выстрел Авроры и где началась революция. Я бы никогда так об этом не заговорил. Тем более она такой прожженный комсомольский вожак! Я ее не понимаю, что на нее нашло? Мы с ней примерно одного возраста – она и галстук носила, и комсомольский значок, и идеология у нас была одна», – указал он.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов подчеркнул, что решение о судьбе тела Ленина должен принимать не Кадыров и даже не Владимир Путин. «Сейчас принимать решение о перезахоронении может, возможно, Дума, Совет Федерации, президент – совместно, а может быть, и референдум», – указал он.

«Вопрос сложнее, чем кажется Рамзану Ахматовичу»

А вот Максим Шевченко решил увязать тему похорон Ленина с его заслугами в национальной политике, в частности на Кавказе: «Вопрос с телом Ленина – намного более сложный вопрос, чем кажется Рамзану Ахматовичу». «Я считаю, что Ленин дал, в том числе чеченскому народу, свободу. Чеченцы поддерживали Ленина во времена советской власти, и в данном случае надо разделять политику Ленина и политику Сталина», – объяснил он.

Более сдержанно отнеслись к этому вопросу в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул: «Мы знаем, что высказываются разные точки зрения, это достаточно резонансная тема, но она не является темой повестки дня кремлевской администрации».

Подключилась к дебатам в своем «Инстаграме» и тележурналист Ксения Собчак, объявившая о своем выдвижении в президенты России. Она напомнила, что раньше Кадырова подняла эту тему. «Теперь вот Рамзан Кадыров вслед за мной призывает похоронить Ленина. Правда, добавляет, что решать должен Путин. Решать, Рамзан Ахматович, должен не Путин. Решать должен российский народ. Решать он это должен на свободных выборах и референдумах», – заявила Собчак.

Альтернативную идею предложил глава СПЧ Михаил Федотов.

«Я думаю, что настало время решить проблему мавзолея. Но только не таким радикальным образом, а сделать мавзолей музеем.

Не надо ничего менять. Но это должен быть музей, на входе должен стоять билетер, дальше спускаетесь, и там экспозиция, посвященная созданию мавзолея, его внутренней машинерии, технике, технологии бальзамирования и так далее. Это очень интересный будет музей, я вас уверяю», – подчеркнул он.

«При этом он перестанет быть местом поклонения, а то, что тело может там находиться… Так что же, в Британском музее тоже есть мумии фараонов, но никто не приходит к ним с цветами, слава богу. Нужно относиться к этому как к истории, это исторический факт», – добавил Федотов.

Судьба легендарного Хаджи-Мурат

5 мая 1852 скончался Хаджи-Мурат, один из самых знаменитых горских вождей, чья судьба вдохновила Льва Толстого на написание повести. SPB.AIF.RU вспоминает, чем прославился аварский военноначальник.

Имя этого дагестанского воина известно далеко за пределами Кавказа. История жизни и смерти Хаджи Мурата поражала современников и историков. Лев Толстой посвятил ему повесть, а в XX веке режиссеры пытались перенести образ аварского вождя на телеэкраны.

В 1930 году на берлинской студии был снят фильм «Белый дьявол» (Der weiße Teufel), где главную роль исполнил актер немого кино Иван Мозжухин. А в 1959 годы в кинопрокат вышла картина «Хаджи-Мурат — Белый Дьявол», в которой блистал Стив Ривз, «Мистер Вселенная», известный по ролям древнегреческих героев в американском кинематографе. Хотел снять фильм о Хаджи Мурате и кинорежиссер Георгий Данелия, но в итоге Госкино СССР закрыло проект.

В годовщину смерти человека-легенды SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из его жизни.
«Вождь кавалерии»

«Бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», — писал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

Военный же историк Арнольд Зиссерман называл этого военноначальника «гениальным дикарем» и храбрейшим из самых храбрых горцев.

«Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении… Перенеси этого гениального дикаря, каков он был - в армию французов, либо ещё лучше - в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурат явился бы лихим и лучшим командиром кавалерии», — писал он в своих мемуарах, отмечая, что этот «витязь» умудрялся даже «держать как на сковороде» таких умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь Михаил Воронцов.

Уроженец Хунзаха то сотрудничал с русскими войсками, то 15 лет был «правой рукой» имама Шамиля, который в свою очередь назначил того наибом (уполномоченным имама – прим.) всех аварских селений.

Историки сходятся во мнении, что Хаджи-Мурат, несмотря на то, кто был его союзником, оставался, в первую очередь, верен себе, своим интересам и убеждениям.

В 22-летнем возрасте он оказался во главе хунзахцев после убийства имама Хунзаха Гамзат-бек, которое совершил его старший брат Осман. Несмотря на то, что в это время набирал силу мюридизм, Хунзах на девять лет стал «островом непокорности». В это время Хаджи-Мурат и сторонник мюридизма Шамиль были по разные стороны баррикад.

Когда российские войска, воевавшие с Шамилем, нанесли врагу поражение на Гоцатлинских высотах и заняли Хунзах, то Хаджи-Мурат принял решение остаться при дворе. Российские власти назначили его фактическим командиром всеми аварскими воинскими подразделениями, но провозгласили ханом малолетнего Султан-Ахмеда.

Между молодым воином и Ахмед-ханом началось соперничество, переросшее во вражду. В итоге Хаджи-Мурата обвинили в том, что он ведет тайные переговоры с Шамилем. Горца арестовали и под конвоем отправили в Темир-Хан-Шуру, населенный пункт известный сейчас как Буйнакск. Несмотря на то, что Хаджи-Мурат был связан, ему удалось бежать. Он совершил безрассудный по своей смелости прыжок со скалы, по которой пролегала тропинка. При этом он утащил за собой двух конвоиров. Историки сходятся в том, что беглецу удалось выжить после такого падения потому, что он упал как раз на них. С переломом ноги он смог добраться до населенного пункта, где ему местные пришли на помощь.

Правая рука

После этого случая Хаджи-Мурат перешел на сторону Шамиля. Имам так ценил его, что сделал своей «правой рукой». Более 10 лет их сотрудничество наводило страх на российские войска. Хаджи-Мурата стали назвать «призрачным» воином. Он организовывал дерзкие набеги и проводил карательные акции ради мести. Известно, что русское командование выделяло лучшие отряды из элитных воинских частей туда, где мог объявиться уроженец Хунзаха.

Но и дружбе с Шамилем пришел конец. Своенравный Хаджи-Мурат исполнял не все указания имама, в итоге тот лишил его наибства. Дело дошло даже до открытых столкновений представителей двух сторон. В итоге, чтобы решить конфликт интересов, в Чечне должен был состояться съезд наибов. Хаджи-Мурат почувствовал, что может попасть в ловушку Шамиля, и с четверкой преданных воинов отправился к крепости Воздвиженская, где сдался русским властям.

Такое развитие событий было на руку русским. Они принимают его с почестями, но до конца не доверяют, зная взрывной характер горца. В итоге, несмотря на вежливое обхождение, Хаджи-Мурат находился фактически в положении пленника. Когда же он узнал, что Шамиль хочет убить его семью, то предпринял попытку бегства.

Со своими сподвижниками он стремится в горы, но недалеко от селения Нухи их настигают казаки и милиция. По легенде, пятерым воинам противостояли 300 человек. Несмотря на такой перевес сил, схватка продолжалась несколько часов. Потеряв друзей, раненый Хаджи-Мурат продолжал отбивать атаки. Даже получив 12 пулевых ранений, он кинулся на идущих на него казаков с кинжалом в руках. Сохранилась история, что герой погиб под шквальным огнем, обняв дерево. Непокорному военноначальнику отрубили голову, которую отправили графу Воронцову в качестве доказательства смерти смутьяна.

«…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…», — писал позже Воронцов князю Чернышеву.

Так голова воина и осталась в Петербурге. Сначала она хранилась в Военно-медицинской академии, затем была передана в Кунсткамеру. В 2009 году череп передали в Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга.

Тело же Хаджи-Мурата было похоронено. В настоящее время его могила стала зияратом - почитаемым местом.

Могила Хаджи-Мурата


(Посещено: в целом 489 раз, сегодня 1 раз)

"Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли - ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), в три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. - Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее" (Л.Н. Толстой, 19 июля 1896 года, село Пирогово).

Так в Пироговских имениях графов Толстых родилась всемирно известная повесть "Хаджи-Мурат", потребовавшая от Льва Толстого сил и времени не меньше, чем его самый объемный труд - роман "Война и мир".

Двадцать три начала, десять полных редакций всего текста, 2152 черновые страницы и около полутора тонн справочных материалов для всего 250 готовых к печати страниц. Страниц, обреченных самим автором не быть изданными при его жизни. Значит, повесть о Хаджи-Мурате того стоила?

Повесть-наследие, повесть-ключ к пониманию Кавказской войны, повесть-завещание потомкам своим и Хаджи-Мурата, читателям и писателям, солдатам и правителям. Сегодня она известна во многих уголках мира, а в прошлом году ее перевели еще и на хинди, дав возможность еще более чем полутора миллиардам жителей Земли познакомиться с ее главным героем.

"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою..." (Л.Н. Толстой "Хаджи-Мурат".)

С этого момента голова бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", оставив тело погребенным недалеко от древнего селения Закаталы (Азербайджан), начала свой собственный, незавершенный до сегодняшнего дня путь. В первую очередь она была отправлена в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Здесь очень многие хотели убедиться, что Хаджи-Мурат мертв и теперь можно спокойно спать и ездить по дорогам. В Тифлисе в ставке наместника хотели того же, и голова Хаджи-Мурата под усиленной охраной была препровождена в Тифлис.

А ее уже ждали для высочайшей аудиенции в Санкт-Петербурге, где после встречи с императором она осталась бессрочно заключенной, сначала - в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Сменяли друг друга императоры, вершились революции, начинались и победно заканчивались войны... Сто сорок восемь лет о голове Хаджи-Мурата вспоминали только историки, археологи и работники музеев. Но в 2000 году общественность, родственники и руководство Республики Дагестан начали кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения. Возглавил эту кампанию депутат Государственной Думы Омар Омаров. Велась переписка на уровне правительства, Федерального Собрания РФ и МИД Азербайджана.

Воссоединения и захоронения останков тогда добиться не удалось. Результатом общих усилий стало исключение черепа Хаджи-Мурата из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Утратив статус музейного предмета, он, тем не менее, остался объектом федеральной собственности.

Шесть лет назад, работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата. Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей.

В городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительством Республики Дагестан.

Началась долгая переписка с различными государственными структурами в поисках возможностей возвращения черепа Хаджи-Мурата на родину. В адрес руководства страны направлялись обращения с просьбами о помощи и содействии в этой гуманной акции, направленной на укрепление культурных связей между народами и доверия к федеральному правительству. Инициативную группу поддержали своими подписями студенты и преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.

Пять лет назад, в 2007 году автор статьи обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.

Потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации было направлено письмо с просьбой о прямом участии В.В. Путина в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата. Музей, в свою очередь, готов взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека направлено письмо Патриарху Московскому и всея Руси Святейшему Кириллу.

При поддержке руководства Республики Дагестан и города Махачкала в мае этого года будут открыты два памятника: Льву Толстому в Махачкале и Льву Толстому и Хаджи-Мурату в горном местечке Матлас, построенные и на личные пожертвования группы неравнодушных людей во главе с академиком Ш.Г. Алиевым. Одной из школ Хасавюрта, первой в новом тысячелетии, будет присвоено имя великого русского писателя.

Говорят, что война не закончена, пока не захоронен ее последний погибший воин. Я верю, что с захоронением Хаджи-Мурата Россия, наконец, закончит ту старую Кавказскую войну XIX века. А закончив ее, получит возможность примирить Кавказ с собой, миром и самим Кавказом.


Хаджи-Мурат на фоне села Хунзах (рисунок Григория Гагарина, 1848 год)

Рамзан Кадыров призвал захоронить Владимира Ленина и череп Хаджи-Мурата.

СМИ кинулись обсасывать слова о Ленине, и мало кто заметил вторую часть сказанного. Хотя с Лениным все давно ясно, а Хаджи-Мурат - что-то новое и интересное.

Человек, упомянутый главой Чечни - ключевая фигура самой продолжительной в истории России Кавказской войны, правая рука имама Шамиля, герой одноименной повести Льва Толстого

Шамиль учил, что происхождение человека ничего не значит, важны только заслуги в бою или толковании Корана. Последнего хана Аварии, откуда был родом Хаджи-Мурат, 11-летнего Булач-хана, он утопил в горной речке.

Хаджи-Мурат вырос в простой семье в дагестанском селении Хунзах и был одним из наибов - военачальников и советников, выдвинутых за личные достоинства.

Но Шамиль постарел, размяк и изменил собственным принципам: объявил наследником любимого сына Гази-Магомеда. Хаджи-Мурат, возможно, видевший в этой роли себя, осмелился возразить, стал неугоден, бежал.

Если решение о захоронении тела Ленина будет принято, то оно будет самым верным с исторической точки зрения. При этом решение не должно быть выборочным. Предать земле нужно как тело Ленина, так и наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого по сей день хранится в музее Санкт-Петербурга

Рамзан Кадыров, глава Чечни

По одним данным, собирался перейти на сторону русских, вел переговоры, но передумал и решил вернуться в ряды борцов за веру и независимость, по другим просто скрывался в горах.

5 мая 1852 года Хаджи-Мурата и четырех его спутников окружили около 300 казаков. Прежде чем погибнуть под градом пуль, 36-летний наиб уложил 17 противников.

Его тело было похоронено на месте боя возле села Онджалы (ныне Гахский район Азербайджана), а голова оказалась в петербургской Военно-медицинской академии.

В 1959 году в ходе ревизии сотрудник обнаружил череп с нанесенными на нем надписями на русском и арабском языках, гласившими, что он принадлежал Хаджи-Мурату. Находку передали в Музей антропологии и этнографии (бывшая Кунсткамера).

Агентство "Интерфакс" выяснило, что музей находится в федеральном ведении, и судьбой черепа с 2015 года занимается комиссия министерства культуры.

Посмертное обхождение

Говорят, что люди перестали быть обезьянами, когда начали разрисовывать стены пещер и хоронить покойников.

Нередко с телами усопших обращались, на современный взгляд, возмутительно.

Первобытные времена практиковали каннибализм - не столько от голода, сколько из-за веры, будто с плотью воина победителю достается его сила.

Североамериканские индейцы охотились за скальпами. Жители Центральной Африки достигли большого мастерства в засушивании голов, уменьшавшихся до размеров кулака, но сохранявших черты лиц.

Новозеландские маори ужаснули англичан тем, что частоколы их поселков были украшены черепами врагов. Впрочем, в Лондоне, по историческим меркам, недавно, тоже выставляли на кольях головы казненных.

Во время восстания сипаев в Индии в 1857-1859 годах британцы привязывали бунтовщиков к жерлам пушек. Поскольку индуисты верили, что для попадания в рай тело должно быть сожжено на погребальном костре с соблюдением ритуалов, подобный способ казни лишал их надежды на вечное блаженство.

Иногда покойников не хоронили от большого уважения: египетские мумии, мощи святых, Ленин и Мао.

У мусульман погребальные обычаи всегда были строгими и единообразными.

В современном обществе утвердилось мнение, что изгаляться над телами или превращать их в экспонаты аморально. Каждый имеет право на уважительное упокоение путем предания земле или огню. Экзотика вроде рассеивания пепла над океаном допускается по желанию усопшего.

Можно сказать, что концепция прав человека распространилась и на мертвых.
Загадки и странности

Кто и зачем отрезал голову Хаджи-Мурата, почему Военно-медицинская академия приняла ее на хранение? Подобных традиций в России не было.

Бесстрашие Хаджи Мурата было поразительно даже на Кавказе. Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, решительный в атаке, неуловимый в отступлении. Бывали моменты, когда этот витязь держал как на сковороде столь умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь Воронцов. Перенеси этого гениального дикаря в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурат явился бы лучшим командиром кавалерии

Арнольд Зиссерман, историк, участник Кавказской войны

Из полученного "Интерфаксом" ответа вытекает, что тема возникла не спонтанно, а была поднята минимум два года назад, возможно, тем же Кадыровым.

Надо признать, что в данном случае он прав, и непонятно, что здесь решать так долго.

Кое-что можно предположить.

На череп претендуют Азербайджан, где похоронен Хаджи-Мурат (голова должна воссоединиться с телом), и Дагестан, откуда он родом и чьим национальным героем является.

Богатое углеводородами стратегически важное соседнее государство и собственная, достаточно проблемная, гордая республика. Кого обидеть отказом?

А в случае "дагестанского варианта" - не станет ли могила местом паломничества и генератором антирусских сантиментов?

Вот не было властям заботы, так подай.

Между тем, это не первая драматическая история о судьбе голов, отделенных от тел.

Голова Иоанна Предтечи

Последний библейский пророк, предсказавший пришествие Мессии, первым начавший крестить людей водой и поклонившийся Иисусу Христу. Большинство исследователей, даже атеистов, считает его исторической фигурой.

Иоанн публично обличал Иродиаду, бросившую прежнего мужа ради брака с царем Иудеи Иродом Антипой. За оскорбление величества царь посадил Иоанна в тюрьму, но казнить не решался.


Крещение в реке Иордан
Люди погружаются в воды Иордана две тысячи лет

Во время очередного пира юная дочь Иродиады Саломея ублажила отчима эротическим танцем, и тот сгоряча пообещал выполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя, которая и была вручена ей на блюде.

Согласно легенде, Иродиада велела бросить голову в отхожее место, откуда она была спасена и захоронена благочестивой служанкой.

Впоследствии, согласно церковному преданию, голова трижды чудесным образом находилась и снова терялась. Последний раз ее якобы видели в Константинополе около 850 года.

Предполагаемые фрагменты черепа Иоанна Предтечи хранятся во французском Амьене, в базилике Сан-Сильвестро в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске и в других местах.

Выходит, что череп был кем-то разрушен, но когда и как, неизвестно.

Не исключено, что голова пророка навеки упокоилась сразу после его гибели, но по сей день продолжает будоражить воображение людей.

Голова Кунимунда

Следующая история произошла в 556 году, ровно через 80 лет после падения Рима, когда варвары продолжали делить Европу.

Предводитель жившего на территории современной Австрии германского племени лангобардов Альбоин победил соседнюю народность гепидов, и из черепа их вождя Кунимунда велел изготовить чашу для вина.

Усилив свое войско покоренными гепидами, а также саксами и славянами, Альбоин завоевал северную Италию и основал там Лангобардское королевство, которое, то распадаясь на герцогства, то вновь объединяясь, существовало более 200 лет, пока не вошло в империю Карла Великого.

От него пошло нынешнее название региона - Ломбардия, и слово "ломбард", поскольку одалживать деньги под залог вещей придумали примерно через 700 лет после описываемых событий ломбардские финансисты.



Скульптура "Рим и варвары" в палаццо Грасси в Венеции
Несколько веков после падения Рима границы в Европе были условными и шла война всех со всеми

Дочь Кунимунда Розамунду Альбоин взял в жены. С нашей точки зрения, чудовищное надругательство, но в те времена женщины побежденных считались такой же законной и почетной добычей, как кони. Князь Владимир, тогда еще не Святой, и даже не Киевский, аналогичным образом поступил с дочерью убитого им полоцкого князя Рогнедой, и та жила с ним, и рожала ему сыновей, включая будущего Ярослава Мудрого.

Но Альбоин совершил нечто превосходившее "нормальный уровень средневекового зверства", как сказали бы Стругацкие: заставил жену пить из черепа отца!

Вот этого Розамунда не стерпела: взяла в любовники мужниного оруженосца Гельмидиса и подговорила его зарезать Альбоина, когда тот храпел после очередной попойки.

Лангобардская знать мужеубийцу не поддержала, да и кто она была для них - полонянка из чужого племени?

Розамунда и Гельмидис бежали в Равенну просить покровительства у византийского полководца Лонгина, пытавшегося именем базилевса Юстиниана вернуть Италию в лоно империи.

Вероятно, Розамунда была дама красивая и бойкая, поскольку предложила себя Лонгину и имела успех.

Прежний любовник оказался лишним, и она, ничтоже сумняшеся, решила от него избавиться. Но Гельмидис что-то заподозрил и силой заставил Розамунду выпить предназначавшееся ему отравленное вино. В общем, все умерли.

Голова Святослава

В 971 году киевский князь Святослав Игоревич, возвращаясь с неудачной войны против Византии, отправил большую часть войска в Киев, а сам с малым количеством людей остался зимовать у днепровских порогов.

Печенеги перебили русов, а из черепа Святослава, прозванного за воинственный нрав и стремительность Барсом, их каган Куря, опять-таки, сделал чашу. Ну, был в раннем средневековье такой милый обычай.

Благодаря "Повести временных лет" эта чаша, наряду со щитом и змеей Вещего Олега, стала общеизвестным атрибутом древнерусской истории.

И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него

"Повесть временных дет", русская летопись XI века

В тени остался вопрос: почему Святослав сразу не пошел в столицу? Побоялся пути через степь, где хозяйничали кочевники? А остаться с ними лицом к лицу в импровизированном лагере, значит, не боялся?

И с какой стати большая часть дружины бросила своего князя? Сам Святослав мог отдать такой приказ, только утратив рассудок.

Некоторые современные исследователи утверждают, что старший сын Святослава Ярополк, остававшийся в Киеве "на хозяйстве", устроил переворот. Потому-то Святослав и не мог идти в ставший враждебным город, а должен был накопить сил, поискать союзников, вообще разобраться в ситуации. Часть дружины ушла к новому повелителю.

Младший сын Владимир, по воле отца сидевший в Новгороде, явился под Киев с новгородцами и скандинавскими наемниками, перекупил главного советника Ярополка с говорящим именем Блуд, и тот убедил хозяина отправиться на переговоры в лагерь Владимира, где два варяга "вздели Ярополка мечами под пазухи".

Если данная версия верна, то делается ясно: отчего тогдашнее общество не особенно осуждало Владимира за вероломное убийство брата.

Голова принцессы де Ламбаль

Мария-Луиза Савойская, по мужу французская герцогиня де Ламбаль, была одной из ближайших подруг королевы Марии-Антуанетты.

Ее супруг, правнук Людовика XIV и великий егермейстер Франции, любил греховные радости и умер от сифилиса через полгода после свадьбы. Мария-Луиза овдовела в 18 лет, детьми обзавестись не успела, и целиком посвятила себя королеве, которую, судя по всему, искренне любила.

Во всех воспоминаниях мадам де Ламбаль предстает ангелом.

Она была хороша трогательной красотой, добра, кротка, и, в отличие от другой наперсницы Марии-Антуанетты, Жюли де Полиньяк, беззастенчиво использовавшей свое положение в интересах кучи алчных родственников, бескорыстна. Впрочем, у нее и так было все, чего можно пожелать.

Я вижу, как с каждым днем возрастает дерзость наших врагов и падает мужество честных людей. Нет, еще раз повторяю вам, моя милая, не возвращайтесь ни за что! Не бросайтесь добровольно в пасть тигра! Я не хочу, чтобы вы жертвовали собою без надобности

Из письма Марии-Антуанетты герцогине де Ламбаль, сентябрь 1791 года

В относительно вегетарианский период Французской революции, который применительно к России можно сравнить с промежутком между февралем и октябрем 1917 года, герцогиня уехала в Англию, но, когда дела пошли хуже, вернулась, предварительно составив завещание.

После захвата Тюильри радикальными революционерами и заключения королевской семьи в Тампль 10 августа 1792 года принцесса оказалась в тюрьме Лафорс.

Менее чем через месяц санкюлоты ворвались в парижские тюрьмы и без суда перебили свыше тысячи человек - нечего, мол, кормить контрреволюционеров!

Кому-то пришла мысль напугать Марию-Антуанетту. Идея особенно понравилась из-за сплетни, будто бы королева и герцогиня являлись лесбийской парой.

Кто-то крикнул, что "надо привести принцессу в порядок". Отрубленной голове сделали прическу и нарумянили щеки, затем вздели на пику и подняли перед окном камеры Марии-Антуанетты. Желаемый результат был получен: королева упала в обморок.

Голова фельдмаршала Сайго

Сайго Такамори, самурай из находившегося на южном японском острове Кюсю княжества Сацума, сыграл ключевую роль в "революции Мэйдзи", упразднившей режим сегуната и вернувшей полноту власти императору Мутуцухито.

Вместе с двумя другими молодыми амбициозными южанами, Тосимити Окубо и Такеси Кидо, вошел в число так называемых "Трех великих героев эпохи Мэйдзи", в 1868 году ставших у кормила государства.

Еще один член сацумской группировки и участник революции, Ивао Ояма, в 1904-1905 годах командовал японской армией в войне с Россией.

Пока Окубо и Кидо проводили административную и земельную реформы, а министр иностранных дел Ивакура Томоми знакомился с зарубежным опытом в кругосветном путешествии, подобном "Великому посольству" Петра I , Сайго модернизировал армию.

Через несколько лет реформатор решил, что перемены зашли слишком далеко. Прежде всего, Сайго не мог смириться с упразднением вековых привилегий благородных самураев.

Формально оставаясь военным министром, он отошел от дел и уехал в родной город Кагосиму. Вокруг него стали собираться недовольные.

В 1877 году Сайго поднял самураев на "Сацумское восстание".

Его победила армия, которую он сам и создал.



Фестиваль старинных боевых искусств в Токио, 2015 год
В 1876 году самураи потеряли денежное содержание и право носить катаны, окончательно сделавшись обычными гражданами

23 сентября 1877 года Сайго и примерно 400 его сторонников укрепились на горе Сирояма. Их взяли в плотное кольцо 30 тысяч правительственных солдат с артиллерией.

Сайго отказался сдаться, в бою был ранен и совершил харакири.

Как правило, самоубийца взрезал свой живот мечом, а секундант тут же отсекал ему голову, чтобы избавить от долгих мучений. Обычно эту роль выполнял лучший друг.

Самурай Бэппу Синсукэ отдал отрубленную им голову Сайго слуге и велел хорошенько спрятать.

Узнав, что обнаружен обезглавленный труп, генерал Ямагата Аритомо обещал за голову Сайго огромную награду.

Несколько дней вся армия в прямом и переносном смысле рыла землю, но голову так и не нашли. Сторонники Сайго остались в уверенности, что их кумир спасся.

Японцев всех политических взглядов восхищало, что он принес себя в жертву не из личного честолюбия, а ради принципов, и безукоризненно следовал кодексу "Бусидо".

Современная американская писательница Хелен Девитт назвала свой роман о Сайго "Последний самурай". Борис Акунин описал царивший в Японии культ "искреннего человека" в "Алмазной колеснице".

Через 12 лет правительство полностью реабилитировало Сайго, объявив его действия честным заблуждением. Возникла удивительная ситуация, возможная, наверно, только в Японии: мятежник одновременно официально считался героем и патриотом.

Эта история причудливым образом аукнулась Николаю II, возможно, вообще не знавшему, кто такой Сайго.

В 1891 году, когда 23-летний наследник престола совершал ознакомительное кругосветное турне, в японском городе Оцу его ни за что, ни про что ударил мечом по голове служивший в полиции бывший самурай Цуда Сандзо.

Считается, что ярый консерватор и изоляционист таким образом выразил свое отношение к иностранцам. Это верно, но имелась еще одна причина.

Фанаты Сайго верили, что он живет инкогнито за границей в ожидании подходящего момента, и в качестве места его пребывания почему-то часто упоминали Россию.

Когда стало известно о визите цесаревича, Суда Цандзо вообразил, что тот привезет Сайго, а когда кумир не появился, выплеснул досаду таким вот образом.

This entry was originally posted at https://personalviewsite.dreamwidth.org/4424333.html . Please comment there using OpenID .

Буккер Игорь 05.05.2019 в 16:00

23 апреля или по-нынешнему 5 мая 1852 года был убит самый легендарный участник войны кавказских горцев против Российской империи, наиб Шамиля Хаджи-Мурат. Уже 160 лет его голова находится в отдалении от тела. Уважаемый как союзниками, так и врагами, он воевал за собственную правду, а не за Шамиля или Российскую империю. Что его и погубило.

Лев Толстой, оказавшийся на Кавказе вскоре после гибели Хаджи-Мурата, так описал бесславный конец знаменитого партизана: "Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою…". Впрочем, сегодня историки спорят между собой, кто именно отрезал его голову - лакцы или кумыки. Смерть Хаджи-Мурата народ воспринял неоднозначно: многие пребывали в печали, другие предавались радости.

"И все же конец мой еще не конец", - подметил поэт. С той минуты, как прервалась жизнь бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", начались приключения его головы. Если тело Хаджи-Мурата погребли недалеко от древнего азербайджанского селения Закаталы и его могила стала зияратом - святым местом, то его буйная головушка была отправлена в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии.

Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Сто шестьдесят лет о голове Хаджи-Мурата периодически вспоминают, чтобы благополучно забыть до следующего повода. Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Омаром Омаровым.

И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности.

В Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительство Республики Дагестан.

Ведь личность аварского старшины Хаджи-Мурата высоко оценивали даже его противники. Недаром "карту" Хаджи-Мурата хотели разыграть против Шамиля, когда два этих выдающихся политика рассорились. Видеть в Хаджи-Мурате только лишь отважного башибузука не совсем правильно. Молочный брат аварских ханов, после истребления ханского дома он стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен родственник аварских ханов Ахмед-хан Мехтулинский.

Его биограф, историк Шапи Казиев пишет: "Славу свою он (Хаджи-Мурат. - Ред. ) добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами. На сабле его было написано: "Не вынимай из ножен без нужды", но лишь благодаря Хаджи-Мураду, которому едва исполнилось 20 лет, горная Авария все еще оставалась независимой от Шамиля".

Когда Ахмед-хан казнил в Хунзахе ближайших родственников Хаджи-Мурата, он из дальновидного политика превратился в абрека - разбойника с большой дороги. Кровная месть стала краеугольным камнем его жизни.

Храбрость, как и харизма Хаджи-Мурата, практически никем не оспаривались. Вот как описывает Казиев начало разногласий между наибом и имамом Шамилем: "Разгневанный имам (Шамиль. - Ред. ) обвинил Хаджи-Мурада в алчности, которая и привела его отборных мюридов, торопившихся спасти свою добычу, к трусливому бегству от Аргутинского. Наиб в ответ заявил: "Что я не трус, знают на Кавказе даже малые дети. И горцы, и русские давно привыкли уважать мою храбрость". А затем намекнул, что простительно поражение 500 мюридов от несметных войск Аргутинского, когда Шамиль сам, с 15 тысячами, не справился с тремя батальонами Грамматика".

Исторические параллели не всегда правомерны, но здесь напрашивается сравнение с отношением к анархисту батьке Махно со стороны как белых, так и большевистской власти. Отважные рубаки, Робин Гуды, Хаджи-Мураты и Махно абсолютно не нужны и даже вредны с точки зрения тех, кто укрепляет самодержавие, имамат или Совдепию. Можно воспользоваться их воинскими талантами и отвагой, а позже сдать в утиль.

Имя этого дагестанского воина известно далеко за пределами Кавказа. История жизни и смерти Хаджи Мурата поражала современников и историков. Лев Толстой посвятил ему повесть, а в XX веке режиссеры пытались перенести образ аварского вождя на телеэкраны.

В 1930 году на берлинской студии был снят фильм «Белый дьявол» (Der weiße Teufel), где главную роль исполнил актер немого кино Иван Мозжухин. А в 1959 годы в кинопрокат вышла картина «Хаджи-Мурат - Белый Дьявол», в которой блистал Стив Ривз, «Мистер Вселенная», известный по ролям древнегреческих героев в американском кинематографе. Хотел снять фильм о Хаджи Мурате и кинорежиссер Георгий Данелия, но в итоге Госкино СССР закрыло проект.

Стив Ривз исполнил роль легендарного воина в фильме «Хаджи-Мурат - Белый Дьявол». Кадр из фильма

В годовщину смерти человека-легенды сайт вспоминает интересные факты из его жизни.

«Вождь кавалерии»

«Бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», - писал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

Военный же историк Арнольд Зиссерман называл этого военноначальника «гениальным дикарем» и храбрейшим из самых храбрых горцев.

Хаджи-Мурат. Гравюра с литографии 1851 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении… Перенеси этого гениального дикаря, каков он был — в армию французов, либо ещё лучше — в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурат явился бы лихим и лучшим командиром кавалерии», - писал он в своих мемуарах, отмечая, что этот «витязь» умудрялся даже «держать как на сковороде» таких умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь Михаил Воронцов.

Уроженец Хунзаха то сотрудничал с русскими войсками, то 15 лет был «правой рукой» имама Шамиля, который в свою очередь назначил того наибом (уполномоченным имама - прим.) всех аварских селений.

Историки сходятся во мнении, что Хаджи-Мурат, несмотря на то, кто был его союзником, оставался, в первую очередь, верен себе, своим интересам и убеждениям.

В 22-летнем возрасте он оказался во главе хунзахцев после убийства имама Хунзаха Гамзат-бек, которое совершил его старший брат Осман. Несмотря на то, что в это время набирал силу мюридизм, Хунзах на девять лет стал «островом непокорности». В это время Хаджи-Мурат и сторонник мюридизма Шамиль были по разные стороны баррикад.

Когда российские войска, воевавшие с Шамилем, нанесли врагу поражение на Гоцатлинских высотах и заняли Хунзах, то Хаджи-Мурат принял решение остаться при дворе. Российские власти назначили его фактическим командиром всеми аварскими воинскими подразделениями, но провозгласили ханом малолетнего Султан-Ахмеда.

Между молодым воином и Ахмед-ханом началось соперничество, переросшее во вражду. В итоге Хаджи-Мурата обвинили в том, что он ведет тайные переговоры с Шамилем. Горца арестовали и под конвоем отправили в Темир-Хан-Шуру, населенный пункт известный сейчас как Буйнакск. Несмотря на то, что Хаджи-Мурат был связан, ему удалось бежать. Он совершил безрассудный по своей смелости прыжок со скалы, по которой пролегала тропинка. При этом он утащил за собой двух конвоиров. Историки сходятся в том, что беглецу удалось выжить после такого падения потому, что он упал как раз на них. С переломом ноги он смог добраться до населенного пункта, где ему местные пришли на помощь.

Правая рука

После этого случая Хаджи-Мурат перешел на сторону Шамиля. Имам так ценил его, что сделал своей «правой рукой». Более 10 лет их сотрудничество наводило страх на российские войска. Хаджи-Мурата стали назвать «призрачным» воином. Он организовывал дерзкие набеги и проводил карательные акции ради мести. Известно, что русское командование выделяло лучшие отряды из элитных воинских частей туда, где мог объявиться уроженец Хунзаха.

Но и дружбе с Шамилем пришел конец. Своенравный Хаджи-Мурат исполнял не все указания имама, в итоге тот лишил его наибства. Дело дошло даже до открытых столкновений представителей двух сторон. В итоге, чтобы решить конфликт интересов, в Чечне должен был состояться съезд наибов. Хаджи-Мурат почувствовал, что может попасть в ловушку Шамиля, и с четверкой преданных воинов отправился к крепости Воздвиженская, где сдался русским властям.

Такое развитие событий было на руку русским. Они принимают его с почестями, но до конца не доверяют, зная взрывной характер горца. В итоге, несмотря на вежливое обхождение, Хаджи-Мурат находился фактически в положении пленника. Когда же он узнал, что Шамиль хочет убить его семью, то предпринял попытку бегства.

Со своими сподвижниками он стремится в горы, но недалеко от селения Нухи их настигают казаки и милиция. По легенде, пятерым воинам противостояли 300 человек. Несмотря на такой перевес сил, схватка продолжалась несколько часов. Потеряв друзей, раненый Хаджи-Мурат продолжал отбивать атаки. Даже получив 12 пулевых ранений, он кинулся на идущих на него казаков с кинжалом в руках. Сохранилась история, что герой погиб под шквальным огнем, обняв дерево. Непокорному военноначальнику отрубили голову, которую отправили графу Воронцову в качестве доказательства смерти смутьяна.

«…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек - ужас стольких людей и провинций - действительно умер…», - писал позже Воронцов князю Чернышеву.

Так голова воина и осталась в Петербурге. Сначала она хранилась в Военно-медицинской академии, затем была передана в Кунсткамеру. В 2009 году череп передали в Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга.

Тело же Хаджи-Мурата было похоронено. В настоящее время его могила стала зияратом — почитаемым местом.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О