Внешняя политика советского государства в предвоенные годы. Внешняя политика ссср в предвоенные годы (1936–1941 гг.)

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924-1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, и тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.

Ход Великой Отечественной войны

Положение в стране накануне войны

Внешняя политика СССР в предвоенные годы

Лекция 5. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

(1939-1945 гг.)

Международные отношения, сложившиеся после первой мировой войны, оказались недостаточно стабильными. Версальская система, разделившая мир на державы-победительницы и проигравшие войну страны, не обеспечивала равновесия сил. Восстановлению стабильности также препятствовала победа большевиков в России и приход к власти фашистов в Германии, в результате чего эти две крупнейшие державы оказались в положении изгоев. Они стремились выйти из международной изоляции, сблизившись между собой. Этому способствовал подписанный в 1922 г. договор об установлении дипломатических отношений и взаимном отказе от претензий. С тех пор Германия стала важнейшим торговым, политическим и военным партнёром СССР. Она, в обход тех ограничений, которые налагал на неё Версальский договор, на советской территории готовила офицерские кадры и производила оружие, делясь с СССР секретами военных технологий.

На сближении с Германией Сталин строил свои расчеты, связанные с разжиганием революционной борьбы. Гитлер мог дестабилизировать обстановку в Европе, начав войну с Англией, Францией и другими странами, создав тем самым благоприятные условия для советской экспансии в Европу. Сталин использовал Гитлера в роли «ледокола революции».

Как видно, появление тоталитарных режимов угрожало стабильности в Европе: фашистский режим рвался к внешней агрессии, советский - к разжиганию революций за пределами СССР. Каждому из них характерно было неприятие буржуазной демократии.

Сложившиеся дружественные отношения между СССР и Германией не помешали им вести подрывную деятельность друг против друга. Германские фашисты не отказались от продолжения антикоммунистической борьбы, а Советский Союз и Коминтерн организовали в октябре 1923 г. восстание в Германии, которое не получило массовой поддержки и было подавлено. Также не удались восстание в Болгарии, поднятое месяцем ранее, и забастовка английских горняков 1926 г., которая финансировалась Советским правительством. Неудача этих авантюр и стабилизация демократических режимов Запада не привели к отказу от планов осуществления мировой революции, а лишь побудили Сталина изменить тактику борьбы за неё. Теперь уже не коммунистические движения в капиталистических странах, а Советский Союз был провозглашён ведущей революционной силой, и верность ему считалась проявлением подлинной революционности.

Социал-демократы, не поддержавшие революционные выступления, были объявлены главным врагом коммунистов, и Коминтерн заклеймил их как «социал-фашистов». Такая точка зрения стала обязательной для коммунистов всего мира. В результате так и не был создан антифашистский единый фронт, что позволило национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером в 1933 г. прийти к власти в Германии, а еще раньше, в 1922 г., Муссолини стал править Италией. В позиции Сталина просматривалась логика, подчиненная замыслам мировой революции, и с ней, в основном, согласовывалась внутренняя и внешняя политика страны.



Фото: Адольф Гитлер .

Уже в 1933 г. Германия вышла из Лиги наций (первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН), а в 1935 г. в нарушение обязательств по Версальскому договору ввела всеобщую воинскую повинность и возвратила /через плебисцит/ Саарскую область. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую область. В 1938 г. был произведен аншлюс (аншлюс - насильственное присоединение) Австрии. Фашистская Италия в 1935-1936 гг. захватила Эфиопию. В 1936-1939 гг. Германия и Италия осуществили вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Испании, послав на помощь мятежному генералу Франко примерно 250 тыс. солдат и офицеров (а СССР помогал республиканцам, отправив около 3 тыс. «добровольцев»).

Другой очаг напряженности и войны возник в Азии. В 1931-1932 гг. Япония аннексировала Манчжурию, а в 1937 г. начала масштабную войну против Китая, захватив Пекин, Шанхай и другие города страны. В 1936 г. Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», через год его подписала и Италия.

Всего в период от первой до второй мировых войн произошло до 70 региональных и локальных вооруженных конфликтов. Версальская система держалась лишь усилиями Англии и Франции. К тому же стремление этих стран сохранить статус-кво в Европе ослаблялось их желанием использовать Германию против большевистской угрозы. Именно этим объяснялась проводимая ими политика попустительства, «умиротворения» агрессора, на деле поощрявшая растущие аппетиты Гитлера.

Апогеем такой политики явились Мюнхенские соглашения в сентябре 1938 г. Гитлер, считавший Германию достаточно усилившейся, приступил к осуществлению своих планов мирового господства. Сначала он решил объединить в одном государстве все земли, заселенные немцами. В марте 1938 г. немецкие войска оккупировали Австрию. Пользуясь пассивностью мирового сообщества и поддержкой немецкого народа, связывавшего с Гитлером надежды на возрождение страны, фюрер пошел дальше. Он потребовал, чтобы Чехословакия передала Германии Судетскую область, населенную преимущественно немцами. Территориальные претензии к Чехословакии выдвинули и Польша, и Венгрия. Чехословакия не могла в одиночку сопротивляться Германии, но была готова бороться в союзе с французами и англичанами. Однако встреча в Мюнхене 29-30 сентября 1938 г. премьер-министра Великобритании Чемберлена и премьер-министра Франции Даладье с Гитлером и Муссолини закончилась позорной капитуляцией демократических держав. Было предписано Чехословакии отдать Германии важнейшую в промышленном и военном отношении Судетскую область, Польше - Тешинскую область, Венгрии - часть словацких земель. В результате этого Чехословакия потеряла 20% территории, на которой проживало 2 миллиона 800 тысяч судетских немцев и 800 тысяч чехов. На этой территории размешалась широко разветвленная система чешских укреплений, считавшихся самыми неприступными в Европе.

В Чехословакии была нарушена сложившаяся система железных и шоссейных дорог, телеграфная и телефонная связь. Согласно немецким данным, расчлененная страна лишилась 66 % своих запасов каменного угля, 80 % запасов бурого угля, 86 % запасов сырья для химической промышленности, 80 % цемента, 80 % текстильной промышленности, 70 % электроэнергии и 40 % леса. Процветающая индустриальная держава в одну ночь была разорена и разорвана на части.

Английское и французское правительства надеялись, что Мюнхенское соглашение удовлетворит Гитлера и предотвратит войну. В действительности политика умиротворения лишь поощрила агрессора: Германия сначала присоединила Судеты, а в марте 1939 г. оккупировала всю Чехословакию. Захваченным здесь оружием Гитлер мог вооружить до 40 своих дивизий. Немецкая армия быстро росла и укреплялась. Соотношение сил в Европе стремительно менялось в пользу фашистских государств. В апреле 1939 г. Италия захватила Албанию. В Испании закончилась гражданская война победой фашистского режима Франко. Наступая дальше, Гитлер вынудил литовское правительство вернуть Германии г.Мемель (Клайпеду), аннексированный Литвой в 1919 г.

21 марта 1939 г. Германия предъявила Польше требование о передаче ей Гданьска (Данцига), населенного немцами, находящегося в окружении польских земель и имевшего гарантированный Лигой Наций статус вольного города. Гитлер хотел оккупировать город и построить дорогу к нему через польскую территорию. Польское правительство, учитывая то, что случилось с Чехословакией, ответило отказом. Англия и Франция заявили, что гарантируют независимость Польши, то есть будут за неё воевать. Они вынуждены были форсировать свои военные программы, договориться о взаимной помощи, предоставить гарантии некоторым европейским странам против возможной агрессии.

В середине 30-х годов, осознав опасность фашизма, советские лидеры попытались наладить отношения с западными демократическими государствами и создать систему коллективной безопасности в Европе. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, в 1935 г. были заключены договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Однако военная конвенция с Францией не была подписана, а военная помощь Чехословакии, которую предлагал СССР, была отвергнута, т.к. она была обусловлена оказанием такой помощи Чехословакии со стороны Франции. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна призвал к образованию народного фронта из коммунистов и социал-демократов. Тем не менее, после Мюнхенского соглашения СССР оказался в политической изоляции. Обострились отношения с Японией. Летом 1938 г. японские войска вторглись на советский Дальний Восток в районе озера Хасан, а в мае 1939 г. - на территорию Монголии.

В сложной ситуации большевистское руководство начало маневрировать, результатом чего стали драматические изменения во внешней политике СССР. 10 марта 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) Сталин подверг жесткой критике политику Англии и Франции и заявил, что СССР не собирается «таскать из огня каштаны» для «поджигателей войны», подразумевая под ними именно эти государства (а не фашистскую Германию). Тем не менее, с целью успокоить общественное мнение на Западе и оказать давление на Германию, советское правительство 17 апреля 1939 г. предложило Англии и Франции заключить Тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии. Подобный шаг сделал и Гитлер, чтобы не допустить блок западных держав с Россией: он предложил им заключить «пакт четырех» между Англией, Францией, Германией и Италией. СССР начал переговоры с Англией и Францией, но лишь в качестве дымовой завесы, чтобы побольше выторговать у Гитлера. Другая сторона также использовала переговоры, чтобы оказать давление на Гитлера. В целом, в Европе велась большая дипломатическая игра, в которой каждая из трех сторон стремилась переиграть другие стороны.

3 мая 1939 г. нарком иностранных дел М.М.Литвинов, являвшийся сторонником союза с западными демократами и евреем по национальности, был заменен В.М.Молотовым. Это было явным симптомом изменения акцентов внешней политики СССР, что было в полной мере оценено Гитлером. Советско-германские контакты сразу активизировались. 30 мая германское руководство дало понять, что готово к улучшению отношений с СССР. СССР продолжал ещё переговоры с Англией и Францией. Но взаимного доверия сторон не было: Сталин после Мюнхена не верил в готовность англичан и французов сопротивляться, они тоже не доверяли СССР, тянули время, хотели столкнуть немцев и русских. По инициативе СССР 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры с военными миссиями Англии и Франции. И здесь выявились трудности в переговорах, особенно в части взятия на себя военных обязательств, готовности выставить войска против агрессора. К тому же Польша отказывалась пропустить через свою территорию советские войска. Мотивы польского отказа были понятными, но иначе Красная Армия не могла действовать против германских войск. Все это затрудняло переговоры СССР с Англией и Францией.

30-е годы явились тем десятилетием в истории современной цивилизации, когда искры все новых и новых локальных войн превратились в мировой пожар, подобного которому не знало человечество за всю предшествующую историю. Взгляд на эти события с позиции сегодняшнего дня - не просто дань истории, а поиск необходимых ответов на вопросы сегодняшнего дня.

Основные направления экономического и политического развития ведущих государств мира в 30-е годы. Что же представляла собой международная обстановка тех лет? Каким вступил мир в третье десятилетие XX века? Каковы основные направления, тенденции экономического и политического развития ведущих капиталистических государств? Первым проявлением мирового экономического кризиса 1929-1933 годов явилась паника на нью-йоркской бирже, где продавались и покупались акции американских, а также международных компаний 68. К осени 1929 года слухи о перепроизводстве автомобилей, стали, машин и другой продукции заставили владельцев соответствующих акций усиленно их продавать. Однако покупателей находилось все меньше, и наступил день, когда акции панически хлынули на биржу, самые солидные предлагались за бесценок, но никто не хотел их брать. Тем самым обнаружилось отсутствие сбыта, перепроизводство товаров.

Естественно, началось свертывание производства, закрытие фабрик и заводов, сокращение посевных площадей. Все отрасли - промышленность, сельское хозяйство, финансы - всех капиталистических стран были охвачены кризисом. С момента его возникновения и до конца 1932 года промышленное производство сократилось в Англии на 16,5%, во Франции - на 31,9%, в Японии - на 32,4%, в Германии - на 46,7%, в США - на 46,2%.

Катастрофой обернулся кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Денежные доходы фермеров США, к примеру, сократились почти вдвое. Свыше 14% фермерских хозяйств разорились и подверглись принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов. Поскольку кризис охватил весь капиталистический мир, то ни одна страна не могла выйти из трудностей и за счет экспорта - внешняя торговля также резко сокращалась, а с нею сокращались и работа транспорта, приток золота, валюты.

Чрезвычайное ухудшение материального положения пролетариата и средних слоев (армия безработных достигла почти 30 млн. человек) вызвало резкое обострение классовой борьбы. Это проявилось, прежде всего, в массовом стачечном движении, нараставшем вплоть до войны, повороте к Народному фронту, в обострении борьбы по вопросу - "фашизм или демократия".

Кризис сказался и на международных отношениях, именно в эти годы начался крах версальско-вашингтонской системы, возросла напряженность.

Правящие классы стремились найти средства и методы поддержания своего господства. Какой же был найден выход? Возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления. Обнаружилась тенденция к усилению государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, к ускорению развития государственно-монополистического капитализма. Буржуазия использовала силу государства, с одной стороны, для преодоления экономических трудностей, с другой - для сдерживания классовой борьбы. Как же решались эти задачи? Первая - путем расширения хозяйственных функций государства за счет усиления косвенных методов регулирования экономики: кредитов, субсидий, ссуд из бюджета государства. Вторая - как посредством репрессий против трудящихся, так и с помощью использования различных форм социального маневрирования.

Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, вызванное мировым экономическим кризисом, протекало прежде всего по двум основным направлениям - либо по буржуазно-реформистскому, либо по фашистскому типу.

1. Буржуазно-реформистские тенденции стали преобладать в эти годы в политике многих капиталистических государств. Наиболее характерное воплощение они нашли в реформах правительства Ф. Рузвельта, вступившего в марте 1933 года на пост президента США69, которые в совокупности получили название "нового курса".

Что же представляла собой эта политика? Ее содержание в значительной степени выражено четырьмя законами: о восстановлении национальной промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях и о социальном обеспечении.

а) Закон о промышленности. Он устанавливал право государства вмешиваться в дела частных промышленников: определять объем производства, уровень цен, нормы выпуска изделий и введения нового оборудования, длительность рабочего дня и т. п. Цель этого вмешательства - уменьшить выпуск товаров, остановить перепроизводство, которое было главным проявлением кризиса. Уступкой трудящимся был специальный пункт 7а - об обязанности предпринимателей признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, которые ограждали бы права рабочих. Закон предусматривал также организацию крупных общественных работ за счет государства: строительство дорог, электростанций, портов, жилищ и т. п. Все это должно было уменьшить безработицу.

б) Закон о сельском хозяйстве. Он ставил задачу ликвидировать затоваривание, повысить цены на продукты и сырье, упавшие настолько, что шло массовое разорение фермеров. Закон предусматривал сокращение посевных площадей и уменьшение поголовья скота, что стимулировалось специальными премиями правительства, а также скупку государством хлопка, зерна, мяса и другой сельхозпродукции, ее переработку и хранение на государственных складах. Фермерам предоставлялись субсидии из государственной казны и отсрочка по выплате долгов банкам.

в) Закон о трудовых отношениях. Он не только предписывал капиталистам признавать профсоюзы, но и установил наказания за "нечестную трудовую практику" капиталистов, т. е. за преследование профсоюзных организаторов, наем на работу штрейкбрехеров и за другие виды борьбы с профсоюзами.

г) Закон о социальном обеспечении70. Он впервые в истории США вводил государственную систему пенсий и пособий (в значительной мере за счет взносов трудящихся).

Оценивая в целом политику "нового курса", можно сказать, что она сочетала в себе меры государственного антикризисного регулирования с социальными реформами. "Новый курс", таким образом (о Ф. Рузвельте говорили, что он подошел к капитализму с ножом не как палач, а как хирург)71, способствовал развитию и укреплению государственно-монополистического капитализма в США.

Разумеется, в каждой стране, проводившей политику буржуазного реформизма, имелись свои специфические черты в развитии государственно-монополистического капитализма. Так, в Англии, где кризисные явления протекали слабее, чем в США, социальное реформаторство также было умереннее. К тому же признания профсоюзов, введения социального страхования и т. д. рабочие в Англии добились еще раньше. В Нидерландах режим строгой экономии осуществлялся за счет уменьшения расходов на социальные нужды.

В некоторых странах реформы в интересах монополий правящие буржуазные партии осуществляли в союзе с правой социал-демократией. К примеру, так было в Бельгии, где в конце 30-х годов коалиционное правительство ввело 8-часовой рабочий день, 40-часовую рабочую неделю в тяжелой промышленности, приняло закон о ежегодных оплачиваемых отпусках и др.

Широкий круг экономических и социальных преобразований осуществили социал-демократические правительства Швеции, Норвегии, Дании. В этих странах значительно увеличился государственный сектор в промышленности и на транспорте. Активно стимулировался рост сельскохозяйственного производства. В социальной области ввели 8-часовой рабочий день, создали систему государственного страхования, расширили жилищное строительство, улучшили медицинское и пенсионное обслуживание.

Итог был таким: после резкого ослабления регулирующей роли государства в 1924-1929 годах в развитии государственно-монополистического капитализма был сделан еще один шаг на пути к постоянному и систематическому вмешательству государства в экономическую и социальную сферы.

2. Второе направление вело к усилению фашизма. Его зарождение в Европе обычно датируют 1919 годом, когда война и революция сомкнулись теснее, чем когда-либо прежде. Процесс возникновения фашизма шел с разной интенсивностью в различных странах. Но решающими были 1922-1923 годы. Тогда обнаружились его сходные черты в разных странах и он привлек к себе всеобщее внимание. В конце 1922 года Муссолини двинулся со своими чернорубашечниками на Рим, чтобы завоевать столицу, годом позже произвел путч Гитлер. В другой части Европы - в Праге 9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова.

В 1920 году очень мало людей в Европе знали слово "фашизм". Но уже в 1923 году по всей Германии левые силы провели "антифашистский день", выступив против немецких, венгерских и болгарских фашистов и особенно против чернорубашечников Муссолини. Понятие все более расширялось и приобретало всеобъемлющий характер.

Особенно тяжелые последствия имел приход фашистов к власти в Германии в январе 1933 года, которые подчинили всю свою внутреннюю и внешнюю политику подготовке к войне, к установлению мирового господства. Для выполнения этой "сверхзадачи" было мало построить новые танки, самолеты и создать многочисленную армию. Надо было переделать души людей. Заставить десятки миллионов немцев думать, как они, фашисты. Выбить из голов моральные ценности. Возможно ли это было в XX веке?

Оказалось - да. Но для этого потребовались:

1) мощная пропаганда - тотальная, бьющая больше на инстинкты, чем на разум;

2) террор, направленный на искоренение "внутренних врагов".

В 30-х годах фашизм быстро распространялся по Европе. На каких ступенях развития он находился в разных странах? Здесь можно выделить несколько уровней:

1. Страны, где правящие классы обеспечивали свое господство в рамках буржуазно-демократической системы. К ним можно отнести Англию, Францию, США, Бельгию, Ирландию, Норвегию, Бразилию и др.

2. Страны, где фашистское движение достигло такой степени развития, что смогло привлечь на свою сторону определенную часть населения, проникнуть в местные и центральные органы власти. Это, прежде всего, Дания, Нидерланды, Финляндия.

3. Страны (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния и Югославия), где фашистские партии и организации выступали в качестве партнеров в правительствах военных и военно-монархических диктатур. Так, венгерский диктатор адмирал Хорти возглавлял фашистский "Орден рыцарей", а фашистская партия "Скрещенные стрелы" была широко представлена в парламенте страны. В мае 1936 года премьер-министром Греции стал лидер фашистской партии И. Метаксас. Через три месяца он совершил переворот и объявил себя диктатором. Румынский монарх Кароль II в 1938 году отменил конституцию, упразднил все политические партии и создал единую партию фашистского толка - "Фронт национального возрождения".

4. В четырех странах: Германии, Италии, Португалии, Испании - фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства.

Фашистская система в Италии до середины 30-х годов служила моделью, но с установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней.

При всех различиях в программах и идеологии, организационных формах и политических структурах, методах завоевания массовой базы и средствах борьбы за власть фашизм представляет собой единый исторический феномен. Все его разновидности объединяют открыто террористические методы поддержания классового господства наиболее реакционных кругов общества.

Путем жестокого подавления рабочего и демократического движения, милитаризации экономики и государственно-монополистического регулирования фашизм добивался сохранения и укрепления классового господства финансового капитала. Агрессивная внешняя политика фашизма создала военную угрозу всему миру.

Уже к началу 30-х годов вопрос стоял так: или фашизм, или буржуазная демократия; или противостоять всем некоммунистическим силам в ожидании революционного кризиса, или вернуться к политике единого пролетарского фронта, прежде всего попытаться установить отношения сотрудничества с социал-демократическими партиями. Почему так? Дело в том, что опередить, как представлялось раньше, социалистическими революциями наступление сил фашизма и войны не удалось. Нужно было пересмотреть прежние установки, разработать новую стратегическую ориентацию.

В этом плане важное значение имела инициатива компартии Испании (1933 год), направленная на объединение всех сил в общий фронт борьбы против фашизма. На практике она стала реализовываться в 1934 году в форме "рабочих альянсов", создаваемых Испанской социалистической рабочей партией. В них активно сотрудничали социалисты и коммунисты, рабочие, представители крестьянства и городской мелкой буржуазии. Во Франции коммунисты предложили левобуржуазным партиям единство в рамках "Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир". В 1933-1935 годах рост фашистской угрозы рождал стихийное стремление демократических сил к единству и в других капиталистических странах.

Результаты борьбы за народный фронт в разных странах были неодинаковы. Там, где фашисты стояли у власти, удалось сделать лишь первые шаги к сплочению демократических элементов, в других странах организованный отпор силам реакции обеспечил сохранение и упрочение буржуазно-парламентских режимов, в третьих произошел общий сдвиг политической ситуации влево. В трех государствах - во Франции, Испании в 1936 году и в Чили в 1938 году - были образованы правительства Народного фронта. При этом, если эти правительства во Франции и в Чили представляли лишь начальную ступень в эволюции Народного фронта, то в Испании сложились в особую форму демократической диктатуры пролетариата и крестьянства72.

В годы мирового экономического кризиса коммунисты развернули активную борьбу за права трудящихся. Они вели агитационную работу на местах, организовывали марши безработных, забастовки и митинги, демонстрации протеста против реакционной политики буржуазных правительств. В ответ на это на компартии обрушивались репрессии со стороны буржуазных правительств, монополий, фашистских банд. В 1933 году лишь 16 компартий имели возможность действовать легально, 7 - находились в полулегальных условиях, 38 партий были загнаны в подполье. Вместе с тем в 1932 году в компартиях капиталистических стран насчитывалось 870 тыс. человек - почти вдвое больше, чем в конце 20-х годов.

В условиях кризиса 1929-1933 годов тактика коммунистов выражалась лозунгом "революционного выхода из кризиса". XI пленум МККИ (1931 год) сформировал главную задачу коммунистов так: завоевание большинства рабочего класса как необходимое условие победы над буржуазией и подготовка к решающим боям за диктатуру пролетариата. В этой связи необходимо отметить следующее:

1. Коммунисты преувеличивали степень зрелости субъективных предпосылок революции, учитывая настрой лишь части рабочих.

2. Коммунисты считали, что поскольку и фашистские и буржуазно-демократические режимы являются противниками социалистической революции, они должны быть свергнуты. В действительности на повестку дня в капиталистических странах вставали задачи общедемократического характера: отпор фашизму, отстаивание демократических завоеваний трудящихся. Однако коммунисты запаздывали с выработкой новой политической линии, адекватной сложившимся условиям.

3. С установкой на социалистическую революцию была связана и ошибочная трактовка тактики единого пролетарского фронта, которая сводилась Коминтерном к разоблачению соглашательства, а нередко была направлена и на дискредитацию социал-демократов. Такой подход часто отталкивал от коммунистов реформистски настроенных рабочих. Сектантско-догматическое толкование тактики единого пролетарского фронта стало средством углубления раскола международного рабочего движения.

4. В этот период широкое распространение в коммунистическом движении получил тезис о "социал-фашизме" для характеристики социал-демократии. Эта односторонняя оценка в какой-то мере отражала реакцию части рабочих на деятельность правых социал-демократов, осуществлявших политику классового сотрудничества с буржуазией и иногда использовавших реакционные методы подавления рабочего движения.

Применение формулы "социал-фашизм" влекло за собой обострение напряженности в отношениях рабочих-коммунистов и социал-демократов, исключало всякую возможность достижения единства между ними73.

Пути борьбы против фашизма и военной опасности нашел, хотя и с большим опозданием, VII конгресс Коминтерна (июль-август 1935 года). Он вскрыл классовую сущность фашизма, социальную базу, приемы и методы его борьбы, отметив, что фашизм смог прийти к власти прежде всего в результате классового сотрудничества вождей социал-демократии с буржуазией - многомиллионные массы разорившихся средних слоев общества, значительная часть пролетариата, которые шли за социал-демократами, обманутые безграничной социальной демагогией, шовинистической агитацией и составили в конечном счете массовую базу фашистской диктатуры.

Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Прежде всего, это была тактика разгрома социал-демократических партий (о чем говорилось выше), которые, по мнению Сталина, в условиях революционной ситуации 20-30-х годов должны были смыкаться с буржуазией. Когда в 1934 году Г. Димитров поставил вопрос: "Правильной ли является огульная квалификация социал-демократии как социал-фашизма?" - Сталин ответил: "Насчет руководства - да, только не "огульная". Такая позиция препятствовала достижению единства действий рабочих-антифашистов, помогала правым лидерам социал-демократии саботировать предложения коммунистов о совместных выступлениях, что на деле облегчало наступление реакции, расчищало путь фашизму.

Горький урок Германии показал, к чему ведет раскол в рабочем движении, какими последствиями чревата неспособность коммунистов пойти на компромисс с социал-демократами для сплочения сил против фашизма. Поэтому VII конгресс Коминтерна разработал тактику единого фронта всех антифашистских сил.

Линия VII конгресса Коминтерна явилась заметным поворотом в стратегии и тактике международного коммунистического движения, она означала преодоление левацко-сектантских установок, ранее имевших место в его политике. Однако в осуществлении этой новой линии оставалось много трудностей, связанных прежде всего с позицией Сталина, прямо противоречащей ей.

Вторая половина 30-х годов характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на общедемократической, антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму, осуществлялись социально-экономические реформы, направленные на улучшение положения трудящихся, - рабочий класс стал влиятельной политической силой. Возрос авторитет компартий. Коминтерн активизировал деятельность таких международных организаций, как КИМ, МОПР, Спортивный Интернационал и других.

Удалось добиться определенного единства международного профсоюзного движения. Большая часть красных профсоюзов объединилась с реформистскими, в связи с чем в 1937 году был распущен Профинтерн. Однако советские профсоюзы не были приняты в Амстердамский Интернационал. Этому воспрепятствовали правые реформистские лидеры Интернационала.

Вторая половина 30-х годов ознаменовалась усилением борьбы демократических сил против угрозы воины. В этом плане можно отметить ряд крупных событий:

1. Бурный всплеск негодования вызвала агрессия Италии против Эфиопии. Весной 1936 года в Париже состоялась Европейская конференция помощи жертвам агрессии, в которой приняли участие представители многих политических течений: коммунисты, социалисты, республиканцы, пацифисты и др.;

2. Важным шагом на пути объединения сил международных рабочих и демократических организаций для борьбы с военной опасностью явился Международный конгресс мира, состоявшийся в 1936 году в Брюсселе. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представлявшие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Главные ее требования:

a) нерушимость договоров;
b) сокращение вооружений;
c) коллективная безопасность и укрепление Лиги Наций;
d) создание эффективной международной системы предотвращения войны.

3. Пробным камнем для всех антифашистских сил явилась война в Испании. По призыву коммунистов в Испанию отправились добровольцы из 54 стран общей численностью свыше 50 тыс. человек. Проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств для республиканцев.

В условиях резкого усиления военной опасности в 1937-1938 годах Коминтерн, выступая за расширение рядов Народного фронта, привлекал все антивоенные, антифашистские силы, включая и буржуазию. В то же время в рядах правой социал-демократии усиливались антикоммунистические, антисоветские настроения, что мешало объединению усилий коммунистических и социалистических партий в борьбе против угрозы войны, против фашизма. Это положение усугублялось проявлениями культа личности Сталина. В эти годы были репрессированы видные деятели ВКП(б) Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Я. Э. Рудзутак, С. В. Косиор и многие другие.

Волна репрессий, поглотившая миллионы советских людей, перекинулась на Коминтерн. Террору подверглись крупные деятели международного коммунистического движения Б. Кун, Ю. Ленский, А. Варский, Э. Прухняк, Г. Эберлейн, Я. Анвельт и др., а также многие рядовые члены компартий различных стран. Серьезно пострадали руководящие кадры компартий Австрии, Венгрии, Германии, Румынии, Финляндии, Югославии, Литвы, Латвии, Эстонии и др. Вопреки Уставу Коминтерна, по указанию Сталина была распущена компартия Польши.

Последствия сталинизма были тяжелыми для международного коммунистического и рабочего движения. Культ личности Сталина нанес огромный урон как самому движению, так и всей международной политике. Углубился раскол между коммунистами и социал-демократами, а следовательно, и в международном рабочем движении. Росла волна антисоветизма во всем мире.

Международные отношения накануне второй мировой войны. После прихода в январе 1933 года к власти фашистов во главе с Гитлером международная обстановка крайне осложнилась. Германия взяла курс на установление господства как на Европейском континенте, так и на мировой арене. В качестве первого этапа на этом пути намечалось добиться пересмотра всех постановлений Версальского договора. Затем планировалось завоевание "жизненного пространства" на востоке Европы - на территории Польши, в Прибалтике, на украинских, белорусских и русских землях. Не удивительно, что США, Англия и Франция всячески помогали германскому империализму, не замечая нарушений Версальского договора74. С помощью же американских кредитов быстро восстанавливалась экономическая и военная мощь Германии.

С победой фашизма в Германии значительно активизировались фашистские организации в других капиталистических странах.

Уже к середине 30-х годов война по сути стала реальностью. Первой на путь агрессии вступила Япония в 1931 году, захватившая северо-восточную провинцию Китая - Маньчжурию и начавшая подготовку к захвату всего Китая и нападению на СССР. Возник опасный очаг войны на Дальнем Востоке.

Второй очаг войны образовался в центре Европы - в Германии.

Третьей державой, заинтересованной в переделе мира, была Италия, где фашизм утвердился еще в 1922 году. В 1936 году она начала войну против Эфиопии, а в 1936 году вместе с фашистской Германией поддержала фашистский мятеж в Испании.

В 1936 году Германия и Япония заключили так называемый "антикоминтерновский пакт", к которому присоединилась и Италия. Цель его - подготовка войны за передел мира в пользу своих монополий. Фактически этот блок угрожал не только СССР, но и интересам США, Англии и Франции. Однако эти великие державы предпочитали борьбе сговор с агрессорами. Расчет состоял в том, чтобы отвести удар от себя, направить его против СССР, а заодно ослабить конкурентов и утвердить свое господство в мире. Исходя из таких расчетов, правительства США, Англии и Франции проводили политику попустительства, "умиротворения" фашистской агрессии на Западе и Востоке75, в результате чего гитлеровцы в 1936 году ввели войска в демилитаризованную Рейнскую область, а в начале 1938 года захватили Австрию.

Кульминацией политики "умиротворения" Германии стало Мюнхенское соглашение 29 сентября 1938 года, заключенное главами правительств Германии, Великобритании, Италии и Франции. Было объявлено о разделе Чехословакии, с предписанием передать Германии Судетскую область и пограничные с ней районы, а также об удовлетворении территориальных претензий Германии к Польше и Венгрии. Это соглашение в конечном счете привело к ликвидации Чехословакии как самостоятельного государства и открыло путь германской агрессии на Восток. Наша страна попала в глубокую международную изоляцию. "Мюнхенское соглашение, - отмечают английские исследователи А. Рид и Д. Фишер, - стало в истории символом близорукости, предательства и коварства, высшим достижением политики умиротворения..." Оккупированная немцами Чехословакия превратилась в меч, направленный на Восток, в сердце Советского Союза.

В сентябре в Мюнхене и в декабре 1938 года в Париже были подписаны англо-германская и франко-германская декларации, равносильные пактам о взаимном ненападении. Гитлеровцы могли теперь спокойно разрабатывать планы нападения против СССР, которому в этих условиях нужно было в одиночку позаботиться о безопасности страны.

В противоположность дипломатической игре, затеянной правительствами США, Англии и Франции в предвоенные годы, Советский Союз последовательно проводил политику, направленную на создание системы коллективной безопасности, содействовал предотвращению войны. В 1934 году СССР по приглашению более чем 30 стран вступил в Лигу Наций. Наше государство было единственным, которое активно выступало в защиту стран, ставших жертвами фашистской агрессии.

Не добившись широкого соглашения о коллективной безопасности, правительство СССР заключило в 1935 году договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. По договору с Чехословакией обязательство нашей страны оказать ей помощь в случае агрессии вступало в силу при условии, что подобная помощь будет оказана и Францией. В то время силы этих трех стран намного превосходили силы фашистской Германии и были достаточны, чтобы обуздать агрессора. Но эти договоры остались без практического применения, поскольку французское и чехословацкое правительства пошли на капитуляцию перед Гитлером.

Политика уступок западных держав Германии привела к подрыву основы англо-французской концепции безопасности, рассчитанной на сговор с Германией и Италией. В результате английское и французское правительства объявляют согласие на контакты с СССР.

Советское правительство сразу же откликнулось на эту инициативу и в апреле 1939 года предложило им заключить договоры о взаимопомощи и военную конвенцию. В середине июня в Москве начались переговоры, которые в конечном счете были приведены в тупик.

В августе в Москве начались переговоры военных миссий этих же трех стран. Они также не принесли результатов не только потому, что Польша не согласилась в случае германской агрессии пропустить советские войска через свою территорию для совместного отпора немецким армиям, но прежде всего потому, что Англия и Франция не давали реальных гарантий создания вместе с СССР системы обуздания германской агрессии76.

Это ставило нашу страну в опасное положение, усугубляющееся возможностью объединения против СССР милитаристов Германии и Японии. Военные действия в районе озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, спровоцированные Японией, создали угрозу восточным границам страны и по сути явились пробой силы нашей армии.

В тезисах, подготовленных комиссией ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами, указывается, что после Мюнхенского соглашения и особенно после захвата Чехословакии в марте 1939 года в советской внешней политике начинает проявляться тенденция как-то нормализовать отношения с Германией, что объяснялось очевидным нарастанием потенциальной угрозы германской агрессии против СССР. Германия неоднократно предлагала Советскому правительству начать эти переговоры. Из имеющихся документов следует, что в Москве окончательно решили выбрать этот вариант 19 августа 1939 года, не исключая возможности достигнуть соглашение на переговорах с Англией и Францией "в последний час". Возникший на этих переговорах тупик, однако, не был ликвидирован, и 23 августа СССР подписал пакт о ненападении с Германией.

Введение

Ученые не обходили вниманием историю Второй Мировой войны. Нелегко подсчитать, но, видимо, по различным аспектам её истории в Советском Союзе и Российской Федерации написано больше, чем по любому другому хронологическому периоду.

Были изданы десятки тысяч исследовательских и научно-популярных книг и статей, появилось множество документальных публикаций и мемуаров, не говоря уж о необъятной художественной литературе.

Тематический охват с трудом поддается даже перечислению - фронт и тыл, промышленность и сельское хозяйство, культура, медицина, образование, дипломатия, разведка и т.д. и т.п.

Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью нашей работы является рассмотрение основных аспектов в истории Второй Мировой войны.

Для достижения поставленной цели, нами предпринято решить следующие задачи:

  • -рассмотреть внешнюю политику СССР предвоенные годы и вовремя войны;
  • - проанализировать начало Второй Мировой войны;
  • - выявить этапы Великой Отечественной Войны;
  • - в заключении сделать выводы.

Объектом исследования является Вторая Мировая война, а предметом СССР в годы Второй Мировой войны.

Внешняя политика СССР в предвоенные годы

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность заметно оживляется. Индустриально развитые страны, переживающие экономический кризис (1929-1933), проявляют интерес к улучшению отношений с СССР. И хотя переговоры, начатые в 1931г., шли с большим трудом, уже в 1932г. были подписаны пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Францией. Приход к власти парламентским путем фашистов в Германии (январь 1933) меняет обстановку. Тезисы нового курса были изложены 29 декабря 1933 г. в речи на IVсессии ЦИК СССР Литвиновым. Главная идея состояла в необходимости создать систему коллективной безопасности всех европейских стран. За два года (конец 1933-начало 1936г.) новый курс позволил советской дипломатии добиться определенных успехов: в ноябре 1933г. СССР признали США, в июне 1934г.- Чехословакия и Румыния. В сентябре 1934г. СССР был принят в Лигу Наций.

СССР осудил фашистскую Италию, начавшую захватническую войну в Абиссинии, а также Китаю.

Это время серьезного охлаждения отношений с Германией - особенно после заключения 26 января 1934г. германско-польского договора. Известно, что через сотрудников советских учреждений за рубежом (главным образом через торгпреда в Берлине Д. Канделаки) тайные отношения с Германией продолжались. Очевидно, Сталин, наталкиваясь на пассивность Запада, не исключал возможности внешнеполитической переориентации.

17 марта 1938г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для выработки практических мер против фашисткой агрессии. После того как предложение это было отвергнуто, в марте 1938 г. были подписаны новые экономические соглашения с Германией.

После так называемого мюнхенского сговора (30 сентября 1938 г.), договора о ненападении между Францией и Германией (6 декабря 1938г.) СССР окончательно разочаровывается в “ западных демократиях”. Вооруженное столкновение с Японией летом 1938 г. в районе озера Хасан и Халхин-Гола завершилось заключением 15 сентября 1939 г. перемирия. В апреле 1939 г. посол СССР в Германии известил госсекретаря фон Вайцзеккера о желании установить более тесные отношения с Германией. Через две недели после этого был смещен со своего поста. Это стало началом нового внешнеполитического курса.

23 августа, когда ещё продолжались военные переговоры с Англией и Францией, Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали в Москве Пакт о ненападении и секретные дополнительные протоколы к нему о разделе сфер влияния в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия: в немецкой – Литва, Польша.

Через восемь дней после подписания договора Германия напала на Польшу, а 17 сентября на территорию Польши вступила Красная Армия. В ноябре оккупированные советскими войсками польские земли были включены в состав Украинской и Белорусской советских республик. В следующем году в состав СССР включаются Латвия, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина.

31 октября 1939 г. СССР предъявил территориальные претензии Финляндии, которая возвела вдоль границы по Карельскому перешейку в 35 км от Ленинграда систему укреплений, известную как “линия Маннергейма”. Поскольку Финляндия отказалась демонтировать линию и перенести границу на 70 км, 29 ноября СССР был спровоцирован военный конфликт, который привел к значительным потерям с обеих сторон и закончился в марте 1940 г. уступкой Советскому Союзу всего Карельского перешейка с Выборгом.

Советско-германские отношения внешне казались очень благоприятными-28 сентября 1939 г. был заключен договор “О дружбе и границе”, затем-целый ряд экономических соглашений.

Между тем уже в июле 1940 г. в Берлине началось обсуждение перспектив войны с СССР. В августе- сентябре 1940 г. произошло первое ухудшение отношений из-за Румынии. 5 декабря 1940 г. Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР, подтвержденное 18 декабря “Директивой 21”. К началу 1941 г. имелся подробный план военных действий (“Барбаросса”), а переброска на восток первых войсковых соединений была начата в августе. Лишь вторжение в Югославию и Грецию ненадолго отсрочило нападение на СССР.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х - начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 г. На этом конгрессе проявились противоречия между Сталиным и Бухариным (одним из руководителей ИККИ) в области международных отношений. Если последний предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

Отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

Бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

Очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества двух стран. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 гг. на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.



В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны с Францией, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.



Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное - в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении к Германии Австрии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно. Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии, здесь бои длились несколько месяцев, и советским войскам удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии. Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа советско-германский пакт о ненападении, действие которого было рассчитано на 10 лет, был подписан. Он вступал в силу незамедлительно.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия, в немецкой - Литва. О судьбе Польши в протоколе ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Но эта поддержка носила весьма специфический характер. Во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко. Во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД. Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего, самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. Но большинство советских военных специалистов, вернувшихся из Испании, стали жертвами большого террора, а к началу второй мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

 
Статьи по теме:
Иоакимо — Анновский храм Можайска Французский блюда из мясо в духовке
Сегодня мясо по-французски в духовке стоит особняком в нашей кухне и занимает главенствующую позицию на столе. Существует до десятка, а то и больше, разновидностей этого блюда. Но непременно во всех рецептах присутствует три ингредиента - мясо, репчатый л
Пошаговый фото рецепт засолки хрустящих огурцов на зиму холодным способом без стерилизации
Ирина КамшилинаГотовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Традиционной зимней русской закуской являются консервированные огурчики. Пряные и вкусные зеленые плоды подают к отварному или жареному картофелю, кашам и супам, их режут в
Какие планеты видны с земли Великое противостояние Марса
Пик великого противостояния Красной планеты приходится на 27 июля, когда Марс будет находиться к Земле максимально близко. Sputnik Грузия расскажет, что за явление великое противостояние Марса и какое значение оно имеет в астрологии. Великое противостояни
Лексические особенности научного стиля речи
Лексика научного стиля речиТак как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и рас