В каком году состоялся 3 крестовый поход. Третий крестовый поход (1189–1192). Поход французских и английских крестоносцев

Крестовые походы Нестеров Вадим

Третий крестовый поход (1189–1192)

Третий крестовый поход

Между тем силы мусульманского мира продолжали возрастать, создавая угрозу самому существованию христианских государств в Палестине. Египет, Сирия, Месопотамия вошли в состав государства Саладина. В июле 1187 г. он нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериаде, множество рыцарей было взято в плен. Среди них был иерусалимский король Гвидо де Лузиньян и его брат Амальрих. Акра, Бейрут, Сидон, Кесария, Аскалон пали под ударами войск султана.

Наконец, случилось страшное для всего христианского мира событие – 2 октября того же года Саладин вступил в Иерусалим. Христианам разрешили покинуть город на условиях выкупа. 16 тысяч человек, не нашедших достаточно средств, были проданы в рабство. Получив известие о том, что Гроб Господень снова завоеван мусульманами, папа Урбан III скоропостижно скончался.

Осада Акры. Неизвестный художник

Сменивший его Григорий VIII провозгласил Третий крестовый поход. На призыв откликнулись германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Генрих II Плантагенет, которого после смерти сменил сын – Ричард Львиное Сердце. Столь представительный состав не спас поход от провала. Неудачи преследовали стотысячную немецкую армию с самого начала: при переправе через реку Селиф (Салеф, Гексу) в июне 1190 г. утонул Фридрих I; сменивший его герцог Швабии Фридрих VI вскоре умер от малярии.

Акра капитулирует перед Филиппом Августом и Ричардом Львиное Сердце. Художник Мерри-Жозеф Блондель

Наибольшего успеха в этом походе добились англичане – король Ричард захватил остров Кипр. Впоследствии остров был продан, и там образовалось Кипрское королевство, существовавшее с 1192 по 1489 г.

Ричард I Львиное Сердце. Неизвестный мастер британской школы живописи, ранее 1626 г. Далвичская картинная галерея, Лондон

Английские и французские войска совместно осадили Акру. Однако вследствие распрей между осаждавшими взять ее удалось лишь спустя два года, в июле 1191 г. Рассорившийся с Ричардом Филипп отбыл на родину, и вскоре началась война между Англией и Францией. Оставшийся в Палестине Ричард, однако, на войну не спешил и трижды безуспешно пытался штурмовать Иерусалим. В конце концов, 2 сентября 1192 г. с Саладином было заключено перемирие, согласно которому город оставался за мусульманами, но христианские паломники в течение трех лет могли посещать святые места. За крестоносцами сохранялось побережье от Тира до Яффы. Столицей остатков их державы стала Акра. Неудача похода объясняется как несогласованными (а подчас и враждебными) действиями крестоносцев по отношению друг к другу, так и позицией Византии, заключившей договор с Саладином.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

ЧТО УПАЛО-ТО ПРОПАЛО. ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД За морем назревал глобальный перелом. После ухода крестоносного войска в христианских государствах начались внутренние раздоры. В Иерусалиме королева Мелизенда конфликтовала со своим сыном королем Балдуином III, в Антиохии

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Третий Крестовый поход Третий Крестовый поход, состоявшийся в 1189 – 1192 годах, был инициирован Папой Григорием VIII и после его смерти поддержан Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов – германский император

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

«Мы захватили крест распятия, ведущий гордецов!» Третий крестовый

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Третий крестовый поход Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусалимом.Это послужило поводом к Третьему крестовому походу

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

II. Третий крестовый поход Ричард I Львиное Сердце (Из «Хроники Амбруаза») ...Французский король собрался в путь, и я могу сказать, что при отъезде он получил больше проклятий, чем благословений... А Ричард, который не забывал Бога, собрал войско... нагрузил метательные

автора Успенский Федор Иванович

4. Третий Крестовый Поход Положение христианских государств на Востоке после второго крестового похода осталось в том же состоянии, в каком оно находилось до 1147 г. Ни французский, ни германский короли ничего не сделали для ослабления Нуредина. Между тем в самих

Из книги История Крестовых походов автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА VIII ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1189-1191 гг.) 1187 г. В то время как в Европе велась проповедь нового Крестового похода, Саладин продолжал свой победный марш. Только Тир, к которому завоеватель дважды посылал флот и войско, продолжал держаться под руководством военачальника,

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Третий крестовый поход Саладин продолжал завоевывать государства крестоносцев. Отнимая приморские города, он везде уничтожал христианские гарнизоны и заменял их мусульманскими. Страшным поражением христиан обернулась битва при Тивериаде; король Иерусалимский и князь

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Третий крестовый поход В 1187 г. египетский султан Саладин (12) отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимского королевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, в котором участвовали германский император Фридрих

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 5 Третий крестовый поход (1189–1192 гг.)

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Третий Крестовый поход и Византия После безрезультатного второго Крестового похода положение христианских владений на Востоке продолжало вызывать серьезные опасения: внутренние раздоры между князьями, придворные интриги, споры между духовно-рыцарскими орденами,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Если можно себе представить «матч всех звезд» в Средние века, то им вполне можно назвать Третий крестовый поход. Практически все яркие персонажи того времени, все самые могущественные правители Европы и Ближнего Востока приняли в нем

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Третий крестовый поход В 1171 г. в Египте утвердился султан Салах-ад-дин (Саладин) - мудрый и смелый правитель. Он сумел присоединить к Египту часть Сирии и Месопотамии. На его пути стояло Иерусалимское королевство. В 1187 г. в битве при Гаттине Саладин разгромил армию

Из книги Саладин. Победитель крестоносцев автора Владимирский А. В.

Третий крестовый поход М. А. Заборов так писал об успехах Саладина, последовавших за взятием Иерусалима: «Овладев Иерусалимом и прекратив сопротивление последних крестоносных рыцарей во внутренней Палестине, Салах ад-Дин, однако, безуспешно пытался взять Тир, обороной

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVII Третий крестовый поход Поражение при Хаттине и последующая потеря территорий были показательным уроком для европейцев. Палестинские тамплиеры были разбиты, а их Великий Магистр оставался в плену у Саладина. Число храмовников резко уменьшилось. Тамплиеров

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Третий крестовый поход и Византия После безрезультатного Второго крестового похода положение христианских владений на Востоке продолжало вызывать серьезные опасения: внутренние раздоры между князьями, придворные интриги, споры между духовно-рыцарскими орденами,

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД


Карта третьего крестового похода

Если можно себе представить «матч всех звёзд» в Средние века, то им вполне можно назвать Третий крестовый поход». Практически все яркие персонажи того времени, все самые могущественные правители Европы и Ближнего Востока приняли в нём непосредственное участие. Ричард Львиное Сердце, Филипп II Август, Фридрих Барбаросса, Саладин. Каждый - личность, каждый - эпоха, каждый - герой своего времени.

Фридрих Барбаросса

После Второго крестового похода дела христиан на Востоке пошли ещё хуже. Лидером и надеждой мусульманского мира стал выдающийся государственный деятель и талантливый полководец султан Саладин. Вначале он стал правителем Египта, затем подчинил себе Сирию и другие территории на востоке. В 1187 г. Саладин взял Иерусалим. Известие об этом стало сигналом к началу очередного Крестового похода. Римские легаты сумели убедить двинуться на восток могущественных государей Франции, Англии и Германии - Филиппа, Ричарда и Фридриха.

Германский император избрал для движения уже известный путь через Венгрию и Балканский полуостров. Его крестоносцы во главе с умудрённым опытом и практичным 67-летним Барбароссой первыми отправились в поход весной 1189 г. Естественно, отношения немцев с византийцами традиционно испортились, как только латиняне оказались на территории Византии. Начались стычки, разразился дипломатический скандал. Фридрих всерьёз подумывал об осаде Константинополя, но, в конце концов, всё более или менее разрешилось, и германская армия переправилась в Малую Азию. Она с трудом, но уверенно продвигалась на юг, когда случилось непоправимое. Император утонул при переправе через речку Салеф. Это событие произвело на пилигримов удручающее впечатление. Многие из них вернулись домой. Оставшиеся двинулись к Антиохии.

"Смерть Фридриха Германского". Г. Доре

Французы и англичане договорились выступать вместе. Хитрый и тонкий Филипп со времён войны против Генриха II Плантагенета был в самых дружественных отношениях с молодым английским королём Ричардом I . Последний был Филиппу полной противоположностью. Государственные дела интересовали его постольку-поскольку. Гораздо больше его занимала война, подвиги, слава. Первый рыцарь своего времени, физически сильный, отважный, Ричард Львиное Сердце был недальновидным политиком и плохим дипломатом. Но пока, перед походом, дружба монархов казалась незыблемой. Некоторое время у них пошло на подготовку, в рамках которой в их странах был установлен специальный налог на все слои населения - так называемая саладинова десятина. Ричард вообще очень усердствовал, собирая деньги. Говорили, что король и Лондон бы продал, если бы на него нашёлся покупатель. В результате под его командованием собралась значительная армия.

Филипп Август и Ричард выступили в поход весной 1190 г. Путь их лежал через Сицилию. Здесь выявилась вся хрупкость их союза. Ричард предъявил претензии на этот остров. Он начал военные действия против сицилийцев (точнее - норманнов, владевших королевством), в ходе которых поссорился с более мирным Филиппом. Наконец англичане и французы отправились дальше. Войска Филиппа благополучно достигли восточного берега Средиземного моря, а англичан застигла буря, прибившая их к берегам Кипра. Ричард отвоевал остров у узурпатора Исаака Комнина и объявил своим владением. Вскоре он заложит его тамплиерам. Только в июне 1191 г. он прибыл к Акре.

Гвидо Лузиньян

У этого приморского сирийского города разворачивались основные события. Собственно, крепость не должна была представлять для христиан стратегической ценности. В борьбу за неё поначалу (ещё в 1189 г.) ввязался, лишённый своего города, правитель Иерусалима Гвидо Лузиньян. Постепенно к нему присоединились все приходившие поодиночке отряды из Европы. Поодиночке их и перемалывали мусульмане. Осада затянулась, возле Акры вырос, по сути, христианский рыцарский город. Акра была прекрасно защищена, по морю из Египта и по суше из Месопотамии ему поступало продовольствие и подкрепление. Саладин находился вне города и постоянно совершал набеги на осаждавших. Крестоносные войска страдали от болезней и жары. Прибытие французов, а особенно Ричарда, вдохновило крестоносцев на более энергичное ведение боевых действий. Рылись подкопы, строились осадные башни… Наконец в июле 1191 г. крепость была взята.


Осада Акры

Развить успех на востоке крестоносцам помешала привычная распря. Возник спор из-за кандидатуры нового иерусалимского короля. Филипп поддерживал героя обороны Тира Конрада Монфераттского. Ричард выступал за Гвидо Лузиньяна. Были проблемы и с дележом добычи. Свидетельством ожесточённых противоречий стал эпизод с Леопольдом Австрийским. Он водрузил над одной из башен Акры свой стяг, а Ричард приказал сорвать его. Чудом удалось тогда избежать кровавого столкновения христиан между собой. Филипп, недовольный и раздражённый действиями Ричарда, да и просто считавший свою миссию выполненной, отбыл во Францию. Английский король остался единственным лидером крестоносного воинства. Полного доверия и одобрения своих действий он не получил. Его отношения с Саладином были непоследовательными. Султан отличался большим политическим тактом и многими истинно рыцарскими качествами, которые ценили в нём европейцы. Он охотно шёл на переговоры, но когда Ричард любезничал с противником, его подозревали в измене. Когда же он предпринимал более резкие шаги, христиане имели все основания быть недовольными. Так, после взятия Акры рыцари предъявили Саладину чрезмерно тяжёлые для него условия выкупа мусульманских заложников: возвращение всех захваченных территорий, деньги, Древо Креста… Саладин медлил. Тогда разгневанный Ричард приказал умертвить две тысячи мусульман - акция, ужаснувшая их единоверцев. В ответ и султан приказал убить пленников христиан.

От Акры Ричард двинулся не на Иерусалим, а на Яффу. Путь этот был очень труден. Саладин постоянно тревожил рыцарские колонны. Большая битва произошла при Арзуфе; здесь Ричард проявил себя и как удивительно храбрый воин, и как хороший полководец. Рыцари наголову разбили численно превосходящего врага. Но результатами этой победы королю воспользоваться не удалось. Английский король и султан в 1192 г. заключили мир, совершенно не отвечавший целям похода. Иерусалим оказался в руках мусульман, хоть и был открыт для мирных христиан-паломников. В руках крестоносцев оставалась лишь узкая прибрежная полоса, начинавшаяся севернее Тира и доходившая до Яффы. Ричард, возвращаясь домой, в Австрии попал в плен к затаившему на него злобу Леопольду и провёл в темнице два года. Это был очень правильный конец неправильной войны.

(1096-1099) рыцари из Западной Европы обосновались в мусульманской Палестине и создали на её землях несколько христианских государств. Главным среди них было Иерусалимское королевство с центром в Иерусалиме. Однако мусульманский мир не смирился с потерей. Он начал яростно сопротивляться, стремясь вернуть захваченные территории обратно. Во второй половине XII века на политическую арену вышел Салах ад-Дин Юсуф (1137-1193), которого европейцы прозвали Саладином. Этот человек объединил под своим началом Египет и Сирию, стал султаном и основал династию Айюбидов.

Саладин возглавил борьбу с крестоносцами и 4 июля 1187 года наголову разбил воинов Христа в битве при Хаттине. При этом король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян и многие знатные рыцари попали в плен. Затем пали такие крепости как Акра, Сидон, Кесарий, Бейрут, а 2 октября 1187 года после непродолжительной осады пал Иерусалим.

Три европейских монарха, возглавивших Третий крестовый поход

Когда католический мир узнал об этом, то впал в состояние глубокой скорби. Говорили, что получив известие о потере Иерусалим, римский папа Урбан III рухнул на землю замертво. После этого новый папа Григорий VIII призвал благородных рыцарей начать Третий крестовый поход (1189-1192). Но слуга божий скончался 17 декабря 1187 года, поэтому всю инициативу взял на себя новый понтифик Клемент III (был папой по 20 марта 1191 года).

На призыв католической церкви откликнулись самые могущественные правители Европы: король Англии Ричард I Львиное Сердце, французский король Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый). Этих властителей поддержал австрийский герцог Леопольд V, а союзником выступил первый царь Киликийской Армении Левон I. Как видно, военные силы подразумевались мощные. Но среди них не было единства. Каждый монарх руководствовался своими политическими интересами и его мало интересовали интересы других венценосных особ.

Путь европейских монархов в Палестину на карте. Красной линией показан путь англичан, синей линией путь французов и зелёной линией по суше путь германских крестоносцев

Поход германских крестоносцев

Первым в Святую землю выступил германский император Барбаросса. Это был человек преклонного возраста. Родился он в 1122 году, а в Третий крестовый поход отправился в возрасте 66 лет. Но вначале 27 марта 1188 года он возложил на себя обет крестоносца в соборе Майнца. После этого император собрал армию, которая по словам летописцев насчитывала 100 тыс. человек. Из этой массы людей 20 тыс. приходилось на рыцарскую конницу.

В Палестину германская армия двинулась в мае 1189 года. Но столь мощная сила напугала византийского императора Исаака II Ангела. Он даже заключил тайный союз с Саладином, а вот Султанат Рума, наоборот, пообещал Фридриху I всяческую поддержку. То есть каждый властитель старался обезопасить себя, видя силу и многочисленность германского войска.

В марте месяце 1190 года Барбаросса со своим воинством переправился в Малую Азию, двинулся в юго-восточном направлении и к началу июня вышел к прибрежным горам Тавр, от которых уже рукой было подать до Палестины. Но видимо Бог отвернулся от германцев, так как 10 июня 1190 года при переправе через реку Салеф лошадь императора поскользнулась на камнях и сбросила седока в воду. Одетый в доспехи Фридрих тут же утонул.

После этого трагического события часть обезглавленной германской армии повернула обратно, а другая часть дошла до Антиохии. Это воинство возглавил сын императора герцог Фридрих Швабский. В Антиохии тело погибшего императора было погребено в церкви Святого Петра. Что же касается крестоносцев, то их количество ещё больше уменьшилось. Многие сели на корабли и отплыли в родные земли, а оставшиеся 5 тыс. рыцарей дошли до Триполи, где большая их часть заболела малярией.

Лишь с небольшим отрядом герцог Фридрих Швабский в октябре 1190 года прибыл к осаждённой крестоносцами Акре. Здесь он основал Тевтонский орден и умер от малярии 20 января 1191 года. После его кончины все германские крестоносцы отправились на родину. Так бесславно закончило Третий крестовый поход германское войско. Что же касается англичан и французов, то здесь события развивались совсем иначе.

Между английским и французским королями не было единства во взглядах

Поход французских и английских крестоносцев

Французы и англичане отправились в Палестину не по суше, а по морю. Ричард I Львиное Сердце отправил своих крестоносцев на кораблях в апреле 1190 года, а сам отправился во Францию, чтобы увидеться с французским королём Филиппом II. Два монарха встретились в Лионе в июле месяце. После этого Ричард I отправился в Марсель, чтобы встретить свои корабли, а Филипп II отбыл в Геную, чтобы нанять флот для перевозки своей армии.

Но прибыв в Марсель, Ричард увидел, что его кораблей ещё нет. Тогда он нанял судно и отбыл на Сицилию в Мессину. Туда же вскоре прибыли и его корабли, а чуть позже корабли Филиппа II. Таким образом, в сентябре 1190 года оба короля и их войска оказались на Сицилии. Приближалась зима, и крестоносцы решили переждать её на благодатном острове, а весной 1191 года отчалить к берегам Палестины.

В Мессине ярко проявились политические разногласия между французами и англичанами. В описываемый период Сицилия была завоёвана нормандцами, и Ричард I заявил о своих притязаниях на нормандскую корону. Данное заявление охладило отношения королей, и Филипп II отбыл в марте 1191 года к берегам Палестины. А Ричард I погряз в династических распрях и покинул Сицилию только в апреле того же года.

Флот англичан попал в бурю, и корабль, на котором плыла невеста короля принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на рифы возле острова Кипра. На этом судне находились деньги, собранные на проведение Третьего крестового похода. Ими завладел местный правитель Исаак Комнин. Он также объявил, что невеста английского короля теперь является его пленницей.

Неизвестно, каким местом думал этот правитель, бросая вызов Ричарду Львиное Сердце, но всё закончилось его полным разгромом. Английский король завладел островом в течение нескольких дней, заковал Исаака Комнина в цепи и устроил торжества в честь английской короны. В это время на Кипр прибыл бывший король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян. Ричард I тут же продал ему завоёванный остров и отплыл в Палестину.

Там в это время крестоносцы пытались вернуть себе крепость Акру, захваченную мусульманами. В осаде приняли участие Филипп II, австрийский герцог Леопольд V и присоединившийся к ним после Кипра Ричард I. В целом, осада продолжалась 2 года с 1188 по 1191, а войска Саладина постоянно нападали на осаждающих. Европейские властители, присоединившись к крестоносцам Палестины, увязли в этой осаде и свели на нет весь Третий крестовый поход.

Акра сдалась христианам 12 июля 1191 года. После этого французский король отплыл с частью своих рыцарей на родину, а английский король остался, так как главной задачей было освобождение Иерусалима. Но все военные потуги крестоносцев оказались крайне неудачными. В стычках с мусульманами Ричард Львиное Сердце начал использовать против всадников-магометан копейщиков и арбалетчиков. Тем самым прикрывались рыцари, ожидавшие атаки. Однако данное тактическое новшество положения дел не исправило.

Крестоносцы вернули Акру, а вот Иерусалим остался у мусульман

Иерусалим так и не был взят, и в сентябре 1192 года крестоносцы заключили мир с Саладином. Священный город остался во власти мусульман, но христианам было разрешено посещать его. В октябре того же года английский король отбыл на родину, и на этом Третий крестовый поход закончился.

В марте 1193 года скончался грозный султан Саладин. Это значительно облегчило положение воинов Христа, так как началась борьба за власть между наследниками мусульманского властителя. Однако кардинальных территориальных изменений на Латинском востоке не произошло, так как рыцари всегда действовали разрозненно и у них не было единого командования. А вот католическая церковь взялась за организацию следующего крестового поход, так как понтифики не могли допустить, чтобы Гроб Господний находился в руках представителей другой веры .

Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком Мухаммедом. Саддам Хусейн, захватив Кувейт, с удовольствием называл себя «новым Саладином».

Самой краткой характеристикой этого правителя, пожалуй, станет одна из его привычек: в седле он читал Коран.

Родился Саладин (вернее, Юсуф ибн Айюб, а Саладин, Салах-ад-Дин – это всего лишь почетное прозвище, означающее «Правота веры») в Тикрите (ныне Ирак) в 1138 году в семье курдов. Его отец Найим ад-Дин Айюб был правителем Баальбека. В Дамаске юный Саладин получил разностороннее образование (в том числе и теологическое) и был представлен при дворе тогдашнего халифа Hyp ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники.

Под началом одного дяди Ширкаха Саладин отправился на войну с халифатом Фатимидов, где постиг воинское искусство. В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нурад-Дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нурад-Дина Салах-ад-Дин возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой земле. Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-Дин получил в 1169 году титул визиря завоеванного мусульманами Египта.

Суннит Саладин не мог сильно влиять на египетскую армию, где правил шиитский халиф аль-Адид. Но когда тот в сентябре 1171 года умер, Саладин приказал провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, багдадского халифа. Фактически это было взятие всей полноты власти и отстранение прежних правителей. Официально Саладин был наместником султана Сельджуков Hyp ад-Дина, но правил сам. Он оживил экономику, провел реформу армии. Но будучи человеком мудрым, всячески избегал любых конфликтов с Hyp ад-Дином, своим номинальным повелителем. Только после его смерти в 1174 году Саладин провозгласил себя султаном Египта и стал основателем династии Айюбидов. На протяжении десяти лет Саладин присоединял к Египту земли, в 1174 овладев Хамой и Дамаском, в 1175 году – Халебом. В октябре 1187-го Саладин занял Иерусалим.

Король Иерусалима Бодуэн IV был слабым политиком, и, понимая, что не соответствует такой должности, он решил короновать своего малолетнего сына Бодуэна V, но возник спор из-за опеки. На нее претендовали Гвидо Лузиньян, зять Бодуэна IV, и Раймунд, граф Триполи.

Рено де Шатильон, иерусалимский аристократ, регулярно грабил мусульманские караваны, идущие из Египта, хотя это вызывало недовольство не только у мусульман, но и у христиан, чью торговлю опосредованно он подрывал. Как-то Рено ограбил караван, в котором находилась мать Саладина. Вряд ли это был уж такой сильный повод для нападения Саладина на христианское королевство, но это, несомненно, послужило некоторым дополнительным толчком для принятия такого решения. Несмотря на существующее перемирие, он объявил войну, и его мощная армия двинулась из Алеппо и Моссула. В Иерусалиме набрали всего около 2 тысяч рыцарей и 15 тысяч пехоты, и армия выдвинулась к городу Тивериаде навстречу Саладину. Несколько христианских князей, в том числе и граф Раймунд, увидев величину мусульманского войска, ничтоже сумняшеся перешли на сторону Саладина. Христианское войско было уничтожено, иерусалимский король и антиохийский князь попали в плен. Все пленные, кроме короля, были казнены. В короткое время Саладин завладел всеми христианскими береговыми замками и крепостями на берегу Средиземного моря. Саладин прекрасно понимал всю ценность приморских торговых укрепленных пунктов и потому, взяв их, не спешил завоевывать далее Иерусалим, Антиохию, Триполи и Тир.

В сентябре 1187 года Саладин подступил к Иерусалиму и предложил сдать город под условием дарования свободы жителям, но те отказались. Но когда началась осада города, христиане, увидев невозможность сопротивления, решили сдаться, но Саладин уже потребовал выкуп за каждую жизнь: с мужчины – 10 золотых монет, с женщины – 5 и с детей – по 2 золотые монеты.

2 октября побежденный город, подготовивший щедрый откуп, открыл ворота. Вскоре были завоеваны и оставшиеся христианские города, кроме Тира, который прибыл защищать из Константинополя граф Конрад из дома Монтферратских герцогов.

Для освобождения Иерусалима был собран третий Крестовый поход. И именно после битв Саладина с участниками этого похода он стал для европейцев жутким монстром, которым пугают детей.

Третий Крестовый поход

Третий Крестовый поход, состоявшийся в 1189 – 1192 годах, был инициирован Папой Григорием VIII и после его смерти поддержан Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V (герцог Австрии) и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Летом 1190 года короли выступили в поход. Ричард, человек страстей, окружил себя блестящей свитой и рыцарями и на свое войско, по свидетельству современников, издерживал в день столько, сколько другие короли издерживали за месяц. Собираясь в поход, свои владения он или отдал в аренду, или заложил, или продал, и его войско отличалось самым лучшим вооружением. Часть английского войска отправилась в Азию на кораблях, сам Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и пойти через Италию. Оба короля думали идти вместе, но многочисленность войск и возникшие трудности при снабжении пропитанием и фуражом заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл на Сицилию и остановился в Мессине. Ричард подошел уже осенью, и было решено отложить поход до весны.


Фридрих Барбаросса


Ричард Львиное Сердце


Леопольд V. Картина Ганса Парта (1489 – 1492)


Совместная зимовка королям на пользу не пошла. Ричард заявил свои притязания на норманнские владения, на которые и в самом деле имел какое-то смутное право, но на которые также претендовал, приводя свои веские доводы, и германский король. Ссора эта потом отразилась на походе не лучшим образом. Как и поведение английских рыцарей на Сицилии: местное население отказалось терпеть их буйное поведение, и дело чуть не дошло до восстания, которое утихомирил Филипп, выступив посредником. К весне французский король понял, что с англичанами ему не по пути, и в марте 1191 года переправился в Сирию, откуда выступил к городу Птолемаида (по-русски – Акра). Сюда уже были стянуты как христианские, так и мусульманские силы.

Ричард не скрывал, что не желает иметь ничего общего с Филиппом, после имущественных споров, а особенно после того, как тот отказался от женитьбы на его сестре. Флот Ричарда отошел от Сицилии в апреле 1191 года, но попал в бурю, и корабль, на котором ехала новая невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр, который находился в это время во власти Исаака Комнина. Исаак объявил невесту английского короля своей пленницей, и Ричард был вынужден начать войну с Кипром, которая потребовала много времени и сил. Завладев островом, Ричард заковал Исаака Комнина в серебряные цепи и стал праздновать обретение Англией первого владения в Средиземном море. Вскоре туда прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян, и Ричард от широты душевной... подарил ему завоеванный остров. Впрочем, ничего сверхрасточительного в этом не было: Англия все равно не смогла бы удержать так далеко находящуюся от нее территорию.

После этого Ричард прибыл к Акре, где в течение двух лет вместе с другими королями принимал участие в осаде города. Акра, по сути, ничего бы не прибавила к стратегическому положению христиан, и это была напрасная трата времени, денег, сил и жизней, только ради оставшегося без трона Ги де Лузиньяна.

Между тем участие в походе решил принять и император Фридрих I Барбаросса. 4 мая 1189 года он, намереваясь отправиться через Византию, вступил в пределы Венгрии. Надолго увязнув в дипломатических разборках в Европе, Фридрих переправился через Босфор только 25 марта 1190 года. Путь Фридриха продолжился по западным областям Малой Азии, частью разоренным сельджуками, частью занятыми ими. В мае Фридрих подошел к Иконии и одержал победу над сельджуками, вынудив их дать ему провиант и заложников. Но в Киликии, 9 июня, при переходе через горную реку Салеф Фридрих был увлечен потоком и утонул. Часть немецкого отряда возвратилась морским путем в Европу, а часть, под предводительством герцога Фридриха Швабского, отправилась под Акру, куда прибыла уже осенью.

Саладин, постоянно обновляя силы из Месопотамии, стойко держал оборону, христиане же гибли тысячами. Но наконец в июле Акра была доведена до истощения, и Саладин начал переговоры о сдаче. Он хотел заключить обоюдовыгодный мир, но христиане потребовали сдачи Акры, возвращения Иерусалима и других завоеванных Саладином областей, а также 2 тысяч заложников из знатных мусульман.

12 июля 1191 года Акра была сдана христианам. Герцог Австрийский, войдя в город, поднял немецкое знамя, но Ричард велел его сорвать и заменить своим. Оскорбление всему немецкому войску было весьма сильным. Опять начались ссоры между королями, и Филипп оставил Акру и отправился домой. Оказавшись во Франции, он начал мстить английскому королю в его французских владениях. Между тем, по заключенному еще до похода договору, короли не имели права нападать друг на друга в чье-либо отсутствие и не раньше чем через сорок дней после возвращения из похода того, на чью землю должны ввестись войска. Ричарду все эти поступки оптимизма не добавляли. К тому же Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. И Ричард совершил поступок, который напугал и потряс армию противника. Он велел заколоть 2 тысячи знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Нельзя сказать, что мусульмане всегда держали свое слово, посмотрите на того же Саладина, но этот поступок был все-таки из ряда вон выходящим в их понимании. И Саладин не замедлил ответить тем же: в его руках было много христианских пленных. После этого непоследовательный Ричард решительных действий против Саладина не предпринял, а ограничился мелкими стычками. И потом вообще вместо штурма Иерусалима отправился освобождать приморские города, в частности Аскалон. Он велел срыть стены Аскалона и превратил в груду камней весь город. Про задачу Крестового похода он не забыл и даже трижды выдвигался в сторону Иерусалима, но каждый раз его что-то отвлекало. Как считают историки, отвлекали его вещи, мягко говоря, весьма незначительные.

Например, Ричарда посетила одна удивительная идея из той же области: он предложил Саладину породниться: захотел выдать свою сестру Иоанну за брата Саладина Малек-Аделя. Не беря во внимание общую несбыточность идеи, если предположить, что брак бы состоялся, земли христиан все равно остались бы под мусульманами.

Наконец 1 сентября 1192 года Ричард заключил постыдный договор с Саладином, по которому за христианами оставалась небольшая береговая полоса от Яффы до Тира, а Иерусалим отдавался мусульманам. Саладин разрешил христианам беспрепятственно три года совершать паломничество к святым местам, а после этого должен был быть подписан новый договор, еще жестче предыдущего. В октябре 1192 года Ричард, презираемый как мусульманами, так и христианами, оставил Сирию. Он высадился в Италии, откуда хотел пробраться в Англию. Но около Вены был узнан, схвачен и заключен герцогом Леопольдом в тюрьму, где содержался около двух лет и был освобожден только под сильнейшим давлением Папы.

Из ста тысяч воинов, отправившихся в этот совершенно бездарный, благодаря Ричарду Львиное Сердце, поход, в Европу вернулось лишь пять тысяч.

Основанная Саладином династия Айюбидов правила до 1250 года. Все выходцы из рода Айюба имели в самостоятельном правлении отдельные провинции, и в 1238 году государство распалось на уделы.

В 1250 году мамлюки убили последнего султана из рода Айюбидов и захватили власть.

Четвертый Крестовый поход

В 1198 году Римским Папой стал Иннокентий III, который решил стать во главе очередного Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима. Папа разослал легатов во все католические страны с требованием выдать сороковую часть госимущества на новый поход, а всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, он пообещал освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Это привлекло громадное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свои финансовые дела за счет похода.

Войска крестоносцев собрались к лету 1200 года во Франции. В 1201 году дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в Крестовом походе и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20 000 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. В июне 1202 года корабли были готовы, но до Венеции к этому времени добралась лишь треть войска, и к тому же крестоносцы не могли собрать необходимой для оплаты переправы суммы.


Сон Иннокентия III. Картина Джотто (1297 – 1299)


Дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку, если крестоносцы помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром, незадолго перед тем перешедшим под власть венгерского короля, христианина. Несмотря на запрет Папы и части крестоносцев, которые просто покинули лагерь и отправились на родину, 24 ноября 1202 года Задар был взят штурмом и разграблен. Переправу предпринимать было уже поздно, и экспедиция решила зимовать в Задаре. Уже через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая битва, повлекшая за собой много жертв. Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре оставил отлучение только на венецианцах, хотя и разрешив крестоносцам пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Иерусалима.

Но венецианцы предложили крестоносцам еще раз отклониться от маршрута и высадили их в Византии, неподалеку от Константинополя.

Предлогом нападения на Константинополь послужила борьба за византийский престол, и крестоносцы собирались восстановить на троне законного, по их мнению, императора Исаака II Ангела. Константинополь был взят. Исаак II Ангел обещал за свое воцарение вознаграждение, которого бы хватило, чтобы без особых лишений добраться до Иерусалима, но, оказавшись на троне, передумал. Вскоре в Константинополе произошло восстание, императора с сыном сместили. Стало уже ясно, что никакой компенсации не будет. Крестоносцы весьма обиделись и, захватив Константинополь во второй раз, грабили его в течение трех дней, начиная с 13 апреля 1204 года. Часть населения погибла, было расхищено множество христианских реликвий, православные храмы были разорены, множество памятников античного искусства разрушено.



Второе завоевание Константинополя


Возникло еще одно крестоносное государство – так называемая Латинская империя, сами же крестоносцы именовали ее Римской империей. Часть земель отошла к Венеции, власть православного императора сохранилась в Малой Азии в так называемой Никейской империи.

Византийцы, заручившись поддержкой турок и соперницы Венеции – Генуи, стали отвоевывать у Латинской империи территорию за территорией и в 1261 году вновь овладели Константинополем. Латинская империя пала, но и Византия так и не оправилась от потрясения.

Четвертый Крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, не только уничтожил христианскую империю Византию, сдерживавшую своей силой мусульманские завоевания, но и привнес глубочайший раскол в христианство.

Третий крестовый поход (1189 - 1192 гг.) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III.
В этом Крестовом походе на Святую землю приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов - германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце.
Положение христианских государств на Святой земле после Второго крестового похода осталось в том же состоянии, в каком оно находилось до 1147 г.
В самих христианских государствах Палестины замечается внутреннее разложение, которым и пользуются соседние мусульманские властители. Распущенность нравов в антиохийском и иерусалимском княжествах обнаруживается особенно резко после окончания Второго крестового похода .
В начале 80-х годов XII века в Иерусалимском королевстве на Святой земле проживало 40000-50000 человек, из которых не более 12000 были латинянами (христианами с западноевропейскими корнями). Остальные являлись коренными обитателями этой страны: «восточные» христиане, мусульмане, евреи, самаритяне. 5

На Святой земле возросли мощь и влияние военно-монашеских орденов (тамплиеров и госпитальеров), в их распоряжении находилось подавляющее большинство христианских замков и крепостей, которые только они и могли эффективно защищать.
Теоретически защита Иерусалимского королевства являлась обязанностью всего западноевропейского христианства, но в действительности, после провала Второго крестового похода в 1148 году, латинским государствам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Их правители нуждались в большом количестве профессиональных воинов и финансовой поддержке, а не в пришлых ордах воинственных крестоносцев , которые убирались восвояси, взбудоражив мусульманский мир. 5

В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила I Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя за счет ослабевших христианских княжеств.
Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был осуществлять политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны.
Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно между прочим из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. 4
Таким образом, как на юге, вследствие успехов мусульман, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам Святой земли во второй половине XII столетия угрожал близкий конец.
Самоуверенность военной элиты латинских государств все еще питалась опытом легких побед Первого крестового похода , что, с одной стороны, положительно отражалось на моральном духе христиан, но с другой стороны, стало одной из основных причин разразившейся вскоре военной катастрофы.
После того, как власть над Египтом перешла к Саладину, исламские правители началицеленаправленную борьбу против «франков» (так здесь называли всех проживающих на Ближнем Востоке европейцев).
Важной переменой на Ближнем Востоке стало возрождение концепции «джихад» (jihad), «войны с неверными», долго дремавшей, но вновь призванной к жизни мусульманскими богословами-суннитами XII века. «Джихад» стал организованной кампанией по отвоеванию Святой земли , так же как крестовый поход ставил целью ее завоевание.
Мусульмане, однако, не стремились обратить врага в свою веру мечом, поскольку ислам никогда не одобрял насильственное обращение. Тем не менее, XII век стал временем ужесточения религиозной позиции ислама, большей нетерпимости и возросшего давления на местных христиан восточного толка. Те же принципы мусульмане-сунниты применяли и в отношении мусульманского меньшинства, шиитов. 5
Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как сознавал и собственные слабости. были сильны, когда держались вместе, но поскольку между ними шли бесконечные схватки за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону некоторых баронов, а затем начал натравливать их друг на друга.
Мало-помалу он вверг государства крестоносцев в полную изоляцию, объединившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой.
Тогдашний король Иерусалима Балдуин IV был правителем слабым и больным, он страдал лепрой, то есть проказой, весьма распространенной на Востоке.
Военная угроза все усиливалась, но сроки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184-1185 гг. крестоносцы отправили в Европу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока мусульмане не пустили в ход оружие, здесь не прозвучало и призывов к новому крестовому походу на Святую землю .
Весной 1187 г., еще до истечения срока перемирия, один из франкских баронов Рено Шатильонский (Рейнальд де Шатийон) вероломно напал на мусульманский караван, перевозивший товары из Дамаска в Египет. Он и прежде грабил мусульманских паломников, идущих в Мекку, и разорял портовые города на Красном море. И поскольку Рено не пожелал возместить ущерба, Саладин объявил войну.

До существенных потерь территорий, последовавших за битвой при Хаттине, Иерусалимское королевство располагало довольно значительной армией. Согласно реестрам времен короля Бодуэна IV, в феодальном ополчении королевства насчитывалось 675 рыцарей и 5025 сержантов, не считая туркополов и наемников.
Всего же королевство могло выставить свыше 1000 рыцарей, включая контингенты, присланные из графства Триполи (200 рыцарей) и княжества Антиохия (700 рыцарей). Некоторое количество рыцарей всегда можно было набрать из числа прибывших в Святую землю пилигримов.
Кроме того, тамплиеры содержали в Святой земле постоянный орденский контингент численностью свыше 300 рыцарей и несколько сотен сержантов и туркополов. Также и госпитальеры, еще в 1168 году обещавшие дать в помощь королю для вторжения в Египет 500 рыцарей и 500 туркополов (хотя остается неясным, где они могли собрать такие силы, поскольку их орденский контингент на Ближнем Востоке также насчитывал не более 300 братьев-рыцарей). Численность войск могла быть также повышена за счет местного туземного ополчения. 5
Саладин сделал ставку на полномасштабное сражение до того, как христиане выберутся с безводного плато и достигнут Тивериадского озера. Предполагаемое место сражения, разумеется, уже было осмотрено разведчиками Саладина. Его план действий был довольно простым: противник не должен достичь воды, пехоту следует отделить от конницы и обе части войск полностью уничтожить.
Дальнейшие события протекали почти в полном соответствии с замыслами Саладина, если не считать того, что с места битвы спаслось значительно большее количество христиан, чем он расчитывал. 5
3 (4) июля 1187 г. у селения Хаттин (Хыттин) разгорелось жестокое сражение (битва при Хаттине или Тивериадское сражение) между крестоносцами и мусульманами. Мусульманское войско Саладина численно превосходило силы христиан.
Христианская армия выступила из лагеря в обычных порядках: конница прикрывалась рядами пехоты, а также лучниками и арбалетчиками, готовая отбросить зарвавшихся мусульман контрударами.
Первые атаки армии Саладина были ею отбиты, но при этом было потеряно множество лошадей. Но, что более важно, христианская пехота дрогнула и в больших количествах начала оставлять свои порядки и отходить в восточном направлении. Мусульманские источники утверждают, что страждущие от жажды пехотинцы бежали по направлению к Тивериадскому озеру, несмотря на то, что оно находилось значительно дальше, чем источник в Хаттине, и, следовательно, не нужно было совершать столь длительный переход, чтобы напиться. Христианские хронисты объясняют это движение масс крестоносной пехоты ее стремлением найти убежище от врага на Рогах Хаттина.
Моральный дух пехотинцев был настолько подавлен, что они лишь безучастно взирали на бой, который продолжала вести христианская кавалерия вокруг трех расставленных шатров у подножия Рогов. Несмотря на неоднократные приказания короля Гвидо и увещания епископов защитить Святой Крест, они упорно отказывались спуститься, отвечая: «Мы не пойдем вниз и не будем сражаться, потому что мы умираем от жажды». 5
Тем временем оказавшиеся незащищенными лошади рыцарей -крестоносцев были сражены неприятельскими стрелами, и уже большая часть рыцарей сражалась в пеших порядках.
Остается неизвестным, когда сарацинами был захвачен Святой Крест, но то, что это было сделано воинами Таки ад-Дина, не вызывает сомнения. Одни источники указывают, что Таки ад-Дин предпринял мощную атаку на христиан после того, как позволил графу Раймону прорваться через линию мусульманских войск. В ходе этой атаки был убит державший Крест епископ Акры, но прежде, чем святая реликвия попала в руки Таки ад-Дина, она была перехвачена епископом Лидды.
Другие источники полагают, что после гибели епископа Акрского епископ Лиддский перевез святыню на южный Рог, где она и была, в конце концов, захвачена во время одной из последних атак, проведенных войсками Таки ад-Дина. Однако когда бы это ни случилось, с потерей реликвии дух христианских войск был окончательно подавлен. 5
В битве при Хаттине крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен.
Среди попавших в плен христиан оказались король Гвидо де Лузиньян, его братья Жоффруа де Лузиньян и коннетабль Амальрих (Амори) де Лузиньян, маркграф Гвиллельмо де Монферрат, Рейнальд де Шатийон, Гумфред де Торон, магистр Ордена тамплиеров Жерар де Ридфор, магистр Ордена госпитальеров Гарньс (Гарднер) де Наплус (очевидно, временно возглавивший Орден после смерти Роже де Мулена до избрания нового магистра, сам Гарнье официально занял этот пост лишь три года спустя, в 1190 году), епископ Лидды, множество других баронов, а также и Рено Шатильонский.
Еще перед сражением Саладин поклялся собственноручно отрубить голову этому нарушителю перемирия. Так, по всей видимости, и произошло. 2
Все попавшие в плен туркополы, как изменившие мусульманской вере, были казнены прямо на поле сражения. Остальные пленники 6 июля прибыли в Дамаск, где Саладин принял решение, оставившее кровавое пятно на его хваленой человечности.
Всем захваченным тамплиерам и госпитальерам был предоставлен выбор: или принять ислам или
умереть.
Обращение в веру под страхом смерти противоречило мусульманским законам, но, в данном случае, рыцари духовных орденов казались Саладину чем-то вроде христианских ассасинов и, таким образом, слишком опасными, чтобы их помиловать.
Поэтому 250 отказавшихся перейти в ислам рыцарей были зарезаны. Лишь некоторые воины-монахи совершили акт вероотступничества...
Остальные бароны и рыцари были отпущены за выкуп, а большинство крестоносцев незнатного происхождения и пехотинцев продали в рабство.
Сражение при Хаттине было выиграно в результате тактического превосходства мусульманской стороны, поскольку Саладин заставил своего противника сражаться в выгодном ему месте, в выгодное ему время и в выгодных ему условиях. 5
Поражение в битве при Хаттине имело роковые последствия для государств крестоносцев . У них больше не было боеспособного войска и Саладин мог теперь беспрепятственно действовать в Палестине.
По словам арабского летописца, он захватил 52 города и крепости.
10 июля 1187 г. войсками Саладина был взят важный порт Аккон, 4 сентября пал Аскалон, две недели спустя началась осада Иерусалима, который сдался в начале октября.
В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка.
Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке. 6
Мусульманские воины снова овладели своей святыней - мечетью аль-Акса. Триумф Саладина был безграничен. Даже такие неприступные крепости, как Крак и Крак-де-Монреаль, не выдержали натиска мусульман.
В Краке французы под конец даже выменяли своих жен и детей на съестные припасы, но и это им не помогло. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат...
Для того, чтобы спасти оставшиеся территории на Святой земле и отвоевать Иерусалим, был организован третий, наиболее известный крестовый поход .
Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода . В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам.
Кардиналы, пораженные событиями на Святой земле , дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его, пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов. 2
Обязательным налогом, непосредственно связанным с Третьим крестовым походом , была знаменитая Саладинова десятина (1188 год). Этот налог был также введен во Франции и в Англии, и его отличало то, что он был гораздо выше предыдущих, а именно - одна десятая доля годового дохода и движимого имущества всех подданных, как мирян, так и клириков и монахов. Не платили налог только крестоносцы , получавшие десятину от каждого своего вассала, не отправлявшегося в поход.
Саладинова десятина принесла колоссальный доход - один из хронистов пишет, что только в Англии было собрано 70 000 фунтов, хотя, возможно, он и преувеличивает. Во Франции введение этого налога натолкнулось на сопротивление, что помешало Филиппу II получить столь же значительную сумму. Более того, Филиппу даже пришлось пообещать, что ни он, ни его преемники не будут более облагать своих подданных подобным налогом, и, судя по всему, они это обещание сдержали. 7
И все же средств на третий крестовый поход было собрано довольно много...
Весной 1188 года германский император Фридрих I Барбаросса принял решение об участии в Третьем крестовом походе на Святую землю.
Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории. Это крайне раздосадовало византийского императора.
11 мая 1189 г. войско вышло из Регенсбурга, оно было огромно, до 100 000 человек, хотя, возможно, эта цифра и завышена. Возглавил его 67-летний император Фридрих I.
А сын Фридриха Генрих отплыл с итальянским флотом, который должен был помочь крестоносцам переправиться через Дарданеллы в Малую Азию.
В Анатолии крестоносцы вступили на земли сельджуков. Перед этим они заключили договор с турецким правителем Коньи о свободном проходе через его земли. Но тем временем султан Коньи был свергнут собственным сыном, и прежний договор утратил силу.
Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары крестоносцы продвигались вперед очень медленно. Среди них начались повальные болезни.
Значение Фридриха I Барбароссы вполне оценил Саладин и со страхом ожидал прибытия его в Сирию. В самом деле, Германия, казалось, готова была поправить все ошибки прежних крестовых походов и восстановить на Востоке достоинство немецкого имени, как неожиданный удар уничтожил все добрые надежды...
10 июня 1190 г. император Барбаросса утонул при переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для немецких крестоносцев .
Особого доверия к Фридриху, старшему сыну Барбароссы, у германских крестоносцев не было, а потому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха. 7 октября они подошли к Аккону (Акре) и осадили его. 2
Зимой 1190-1191 гг. в осажденном городе начал свирепствовать голод...


На успех Третьего крестового похода большое влияние оказало участие английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самих сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера.
Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями , на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его крестоносное войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия...
Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем Филиппом II Августом и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 года.
Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться.
Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король, движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 года. 2
Между тем Ричард по прибытии в Сицилию заявил свои притязания на норманнские владения. Фактически он обосновывал свое право тем, что за умершим Вильгельмом II была замужем Иоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда. Временный узурпатор норманнской короны, Танкред, держал в почетном заключении вдову Вильгельма.
Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставил за ним фактическое обладание норманнской короной. Этот факт, возбудивший вражду между английским королем и германским императором, имел большое значение для всей последующего.
Все это ясно показало французскому королю, что ему не удастся действовать по одному плану с королем английским. Филипп считал невозможным, ввиду критического положения дел на Востоке, оставаться далее в Сицилии; в марте 1191 года он сел на корабли и переправился в Сирию.
Главная цель, к которой стремился французский король, был город Птолемаида (французская и немецкая форма - Accon, русская - Акра). Этот город в течение времени от 1187-1191 годов был главным пунктом, на котором сосредоточивались виды и надежды всех христиан. С одной стороны к этому городу направлялись все силы христиан, с другой - сюда стягивались мусульманские полчища.
Весь Третий крестовый поход сосредоточился на осаде этого города; когда весной 1191 года прибыл сюда французский король, казалось, что главное направление дел дадут французы.
Король Ричард не скрывал, что он не желает действовать заодно с Филиппом, отношения к которому особенно охладели после того, как французский король отказался от женитьбы на его сестре.
Флот >, отплывшего из Сицилии в апреле 1191 года, был захвачен бурей, и корабль, на котором шла новая невеста >, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр.
Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина, который отложился от византийского императора того же имени. Исаак Комнин, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, которая была для него непредвиденна и неожиданна и которая потребовала от него много времени и сил.
Завладев островом, Ричард заковал в серебряные цепи Исаака Комнина; начался ряд торжеств, сопровождавших триумф английского короля: впервые англичане приобрела территориальное владение на Средиземном море. Но само собою разумеется, что Ричард не мог рассчитывать на долгое обладание Кипром, который находился на таком большом расстоянии от Британии.
В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, когда он устраивал торжество за торжеством, на Кипр прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян; мы называем его титулярным королем потому, что фактическии он не был уже королем Иерусалима, он не имел никаких территориальных владений, а носил только имя короля. Ги де Лузиньян, прибывший в Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние >, который и подарил (по сведениям из других источников - продал) ему остров Кипр.
В апреле 1191 г. к Аккону (Акре), осажденному немецкими крестоносцами , подоспел французский флот, а вслед за ним и английский.
После прибытия Ричарда I Львиное Сердце (8 июня) все крестоносцы молчаливо признали его лидерство. Он отогнал армию Салах-ад-Дина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон капитулировал. 6
Саладин всячески старался избежать заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 плененных мусульман. Саладину пришлось просить перемирия...
При занятии Акры среди христиан имел место весьма неприятный случай. Герцог Австрийский Леопольд V, завладев одной из стен города, выставил австрийкое знамя: Ричард I> велел сорвать его и заменить своим; это было сильным оскорблением для всего немецкого войска; с этого времени Ричард приобрел себе в лице Леопольда V непримиримого врага.
Французский король дошел до крайнего раздражения; неприязнь Филиппа к Ричарду раздувала слухи о том, что английский король замышляет продать все христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа. Раздраженный Филипп оставил Акру и отправился домой...
отошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.
Поскольку Филипп II ранее вернулся во Францию, в войске > воцарилось единоначалие, и его дальнейшие действия против Саладина, а также уважение, которое эти два воина питали друг к другу, составили самый известный эпизод в истории крестовых походов на Святую землю . 1
После умело подготовленного броска вдоль побережья (один из его флангов был защищен морем), Ричарддал бой и разбил Саладина под Арсуфом (1191 г.).
Вообще же столкновение это служило апофеозом двухнедельного противостояния турков и крестоносцев , которые 24 августа выступили на юг из недавно освобожденной Акры. Главной целью похода франков служил Иерусалим, дорога к которому лежала со стороны побережья от Яффы.
Почти сразу арьергард, состоявший из французских рыцарей герцога Гуго Бургундского, подвергся атаке мусульман, смешался и был окружен ими, однако Ричарду удалось выручить хвост колонны.
В результате на самые опасные участки - в авангард и в арьергард - он поставил братьев-рыцарей военню-монашеских орденов - тамплиеров и госпитальеров. Связанные строгим уставом и привычные к дисциплине куда больше, чем их светские товарищи, монахи в доспехах больше других годились для выполнения подобных задач.
Хотя крестоносцы вообще, и Ричард в частности, ассоциируются в массовом сознании с кавалерией, король понимал жизненную важность пехоты. Держа в руках щиты, одетые поверх кольчуг в толстые войлочные балахоны, копейщики прикрывали малочисленных рыцарей и особенно их коней на марше, а лучники и арбалетчики компенсировали «огневую мощь» конных лучников противника.
Основная нагрузка в обороне колонны на маршруте легла на пехоту. Насчитывавшая до 10 000 человек, она была разделена примерно надвое так, чтобы конница (всего до 2000 чел.) и обоз находились между двумя эшелонами. Поскольку крестоносцы двигались в южном направлении, правый фланг им прикрывало море. Кроме того, с моря они получали снабжение от крестоносного флота на всем пути там, где береговая линия позволяла кораблям подойти близко к берегу.
Ричард приказал, чтобы оба эшелона ежедневно менялись местами, один день сдерживая наскоки мусульман, а другой - в относительной безопасности шагая вдоль берега.
Саладин располагал не менее чем 30 000 воинов, которые делились в пропорции 2:1 на кавалерию и пехоту. Пехоту его хронисты называют «черной», хотя также описывают как бедуинов «с луками, колчанами и круглыми щитами». Не исключено, что речь может идти о суданских воинах, которых правители Египта часто брали о свои войска как умелых лучников.
Однако не они, а конные лучники представляли источник наибольшей тревоги для крестоносцев . Амбруаз, поэт и крестоносец , так говорит об угрозе го стороны противника:
«У турок одно преимущество, служившее источником большого урона для нас. вооружены тяжело, тогда как сарацины имеют лук, палицу, меч или копье со стальным наконечником.
Если им приходится уходить, за ними не угнаться - лошади их столь хороши, что нигде в мире нет подобных, кажется, будто они не скачут, но летят словно ласточки. Они словно жалящие осы: погонишь их - бегут прочь, а повернешься - догоняют». 8
Только когда неприятель был дезорганизован потерями и измотан, Ричард давал рыцарям приказ довершить дело сокрушительным броском.
На побережье возле Арсуфа Салах-ад-Дин устроил засаду, а затем организовал мощную атаку на тылы колонны Ричарда I, чтобы вынудить арьергард крестоносцев ввязаться в бой.
Сперва Ричард I> запретил оказывать сопротивление, и колонна упорно продолжала марш. Потом, когда турки совсем осмелели, а давление на арьергард стало совершенно невыносимым, Ричард приказал трубить заранее обусловленный сигнал к атаке.
Хорошо скоординированная контратака застала ни о чем не подозревавших турок врасплох.
Битва кончилась буквально за несколько минут...
Повинуясь приказам >, крестоносцы преодолели искушение броситься преследовать разгромленного противника. Турки потеряли около 7 тысяч человек, остальные обратились в беспорядочное бегство. Потери крестоносцев составили 700 человек.
После этого Салах-ад-Дин ни разу не решался вступать с Ричардом I в открытый бой. 6 Турки были вынуждены перейти к обороне, но несогласованность действий не дала крестоносцам развить успех.
В 1192 г. Ричард I> выступил на Иерусалим, по пятам преследуя Салах-ад-Дина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал все посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда волей-неволей прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска.

Он неохотно отступил к побережью. До конца года происходило множество мелких стычек, в которых Ричард I проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком.
Штабная служба и организация снабжения его армии на порядок превосходили типичные для средневековья. Ричард I предусмотрел даже прачечную службу чтобы одежда была чистой, во избежание распространения эпидемий. 6
Оставив надежду взять Иерусалим, 1 сентября 1192 года Ричард подписал договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращен.
Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам.
Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих.
Этот бесславный мир лег тяжелым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости...
9 октября 1192 г. Ричард покинул Святую землю ...
На троне Ричард I Львиное Сердце находился десять лет, но из них провел в Англии не более года. Умер он при осаде одного из французских замков 6 апреля 1199 г., раненный стрелой в плечо... 4
Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода ; крестоносцы бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, вполне бесполезного, которым хотели наградить иерусалимского короля Ги де Лузиньяна.
С уходом Ричарда Львиное Сердце героическая эпоха крестовых походов в Святую землю подошла к концу... 1

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Успенский Ф. «История крестовых походов »
3. сайт Википедия
4. Вазольд М. «»
5. Донец И. «Битва при Хаттине»
6. «Все войны мировой истории» (по Харперской энциклопедии военной истории Дюпюи)
7. Райли-Смит Дж. «История крестовых походов »
8. Беннет М., Брэдбери Дж., Де-Фрай К., Дикки Й., Джестайс Ф.«Войны и сражения Средневековья»

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с