Битва при Шауляе. Основание Тевтонского ордена. Объединение тевтонского ордена и ордена меченосцев С какой целью был образован орден меченосцев

немецкий католичекий духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства" основан в 1202 г. при содействии рижского епископа Альберта и римского папы Иннокентия III для захвата Восточной Прибалтики. Традиционное наименование Меченосцы произошло от изображения на их белых плащах красного меча с крестом. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает кристится, тот должен умереть. В начале 13 в. меченосцы предприняли крестовые походы против ливов, эстов, земгалов и других прибалтийских народов, захватив многие земли в Восточной Прибалтике, третья часть которых с санкции папы (1207 г.) была закреплена за орденом. Вскоре Меченосцы вторглись в пределы Полоцкого княжества, стали угрожать Новгороду и Пскову. В 1234 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович нанес Меченосцам тяжелое поражение близ Дерпта (современный Тарту), а в 1236 г. объединенные силы литовцев и земгалов наголову разгромили Меченосцев близ Сауле (современный Шяуляй в Литве). Остатки ордена Меченосцев в 1237 г. слились с Тевтонским Орденом и образовали в Восточной Прибалтике Ливонский Орден. (См. историческую карту «Прибалтика в 13 в.»)

Рассматривая Тевтонский орден, невозможно обойти вниманием одно событие, которое увеличило его территорию в два с половиной раза - это присоединение к нему Ливонского ордена Меченосцев, также немецкого. Нам этот орден должен быть известен из истории России - именно его рыцари на Русь ходили с крестовыми походами и по большей части терпели неудачи. Также ливонская орденская организация стала предтечей государственных образований Эстонии и Латвии , так что интересно будет разобрать, что и откуда у них там пошло.

Началось всё как обычно - с попыток христианизировать местное население . Жили в то время там ливы - родственное эстам (современным эстонцам) племя. Их территория располагалась по побережью Рижского залива, занимались они в основном рыболовством и ремесленничеством. Однако, первые попытки христианизации оказались неудачными - ливы в бою побеждали и убивали приезжих миссионеров. После смерти нескольких священников высокого чина папа Римский Целестин III одобрил в начале 13 века Ливонский крестовый поход .

Первый успех в освоении немцами прибалтийских земель ждал епископа Альберта Букстовена . Он лично набирал добровольцев из Саксонии для ежегодных весенних походов в земли прибалтийских язычников, добился папской буллы о прощении всех грехов переселенцам. Своей опорой он выбрал место впадения реки Двина (Даугава) в Балтийское море, там, где в неё напоследок впадала река Рига. Так появился епископский замок Рига . Для обеспечения защиты переселенцев и было создан Орден Меченосцев . Его отличительной особенностью от других орденов было непосредственное подчинение местному Епископу. Сам Альберт начал успешно воевать с местными ливами, а также балтским племенем латгалов, находящимся восточнее. Треть завоёванных земель он отдавал Ордену Меченосцев, а две трети употреблял под церковные нужды. Им были основаны епископства по всей Прибалтике , что дало возможность рижскому наместнику папы Римского именоваться Архиепископом.

Карта, позволяющая лучше понять происходящее. Нас интересуют красные стрелки , описывающие путь Ордена Меченосцев и Епископа Рижского.

Основную помеху к окончательному завоеванию латгалов представлял князь Владимир Полоцкий , из Рюриковичей. Население вдоль реки Двины уже постепенно и добровольно принимало православие и платило Полоцку дань. Ливы также платили дань Полоцку, но к православию были равнодушны. Это и сподвигло их поначалу присоединиться к немцам-колонизатором, их племенной вождь Каупо даже принял католичество. Но когда гнёт немцев на местное ливское население стал невыносим, они подняли восстание, которое было с лёгкостью подавлено. Ливы попросили помощи у Владимира Полоцкого, так как не хотели зависеть от немцев, а латгалы присоединились к Рижскому Епископству, так как хотели избавиться от русского покровительства. За этим последовал ряд осад немецких крепостей русскими дружинами, а также ряд осад русских крепостей в районе Двины немецкими рыцарями. В 1209 году Владимир потерял вассальную ему крепость Герсик вместе с его родственниками , правившими там, и был вынужден пойти на мировую. На переговорах были епископ Альберт с орденом, Владимир с дружиной, а также представители ливов и латгальцев. Результатом была потеря русского влияния в Ливонии . После этого Владимир начал собирать союз русских князей против Ливонии, но в процессе этого скончался, и Полоцк погряз в феодальных разборках. Ливония досталась Рижскому Епископству .

Дальнейшее продвижение немцев сменило направление на север, к землям эстов , которые, как и их южные соседи, были раздроблены на разные племена. Первоначально, когда силы немцев и эстов были равны , после ряда сражений между ними было заключено перемирие на три года. За эти три года Орден и Епископство успели присоединить к себе ещё множество земель и пополнить свой состав обращёнными латгалами и ливами, а эстонские вожди так и не смогли договориться об образовании более централизованного государства , или хотя бы о совместной обороне. В результате всю территорию эстов начали делить между собой немцы, датчане и шведы. И если поначалу эсты обращались к немцам за помощью против Новгородских князей, то затем уже после 1219 года они обращались за помощью к Новгороду против Ордена. Но эта помощь лишь увеличила время, за которое юг Эстляндии был завоёван немцами, а север датчанами .

Третьей очередью завоевания немцами земель в Прибалтике стала территория куршей, земгалов и селей, располагавшаяся южнее . Однако тут немцы натолкнулись на соперничество с зарождавшимся Великим Княжеством Литовским , под контроль и защиту которого вышеперечисленные племена стали постепенно переходить. Поэтому Ордену удалось завоевать лишь их северные земли.

На этом эпоха успехов для Рижского Архиепископства закончилась . После завоевания большей части языческих племён, оно осталось в соседстве с Новгородским и Великим Литовским княжествами, которые уже поняли намерения немцев. В рамках Северного крестового похода в 1233 году Ливноский орден вторгся на территорию Новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Решающее сражение произошло у города Юрьев, на реке Омовже. Тяжёлые рыцари провалились под лёд, и битва была проиграна . В это время с юга Орден успешно атакует Великое княжество Литовское , пользующееся поддержкой ливов, земгалов и русских князей. 9 февраля 1236 года папой Григорием IX был объявлен Крестовый поход против Литвы, а 22 сентября того же года состоялось решающее сражение при Сауле, которое Орден Меченосцев в пух и прах проиграл , потеряв в бою своего магистра Фольквин фон Винтерштаттена. После такого поражения по территории всего Архиепископства Рижского подняли восстания местные племена.

Такое положение дел привело к присоединению Ордена Меченосцев к более успешному, но меньшему по территории Тевтонскому Ордену в качестве Ливонского Ландмейстерства (местного отделения). В итоге земли объединённого Тевтонского Ордена обрели протяжённость от Померании на западе до русских княжеств на востоке, от бывшего польского Кульма на юге до эстонских земель на севере, что позволило ему на тот момент стать государством регионального значения.

Оригинал взят у

ИСТОРИЯ ОРДЕНА МЕЧЕНОСЦЕВ. Ф.Г. БУНГЕ (В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ)

Источник:

Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. Рига, 1879.
Орфография частично осовременена (http://annals.xlegio.ru/balt/small/bunge.htm)

Начало ордена. Его назначение. Основы его управления.

Б ез всякого сомнения орден меченосцев при своем начале был незначителен и число его членов не велико. Мы не находим также, чтобы в орден в первое время поступали лица из особенно знатных фамилий. Не раньше как только в 1205 г. мы видим его принимающим участие в военном походе против языческих туземцев и приступающим таким образом к исполнению своей миссии. Последняя состояла в охране и защите новоучрежденных в Ливонии христианских церквей и в покорении и обращении в христианство ея врагов.
Поэтому во всем устройстве ордена находим два элемента: воинский и религиозный. В отношении последнего ордену был предписан папою к руководству устав храмоваго ордена (тамплиеров); устав этот служил также основанием для светского и военного управления, на сколько он был применим к местным условиям. На основании этого устава члены-братья ордена делились на три разряда: братья-рыцари, братья-священнослужители и братья-служащие. Во главе их стоял орденский магистр, которому были подчинены несколько низших начальников и чиновников. Братьям-рыцарям было назначено особое одеяние, с особенными знаками для отличия от храмовников; они сражались под своим собственным знаменем. Братьям других двух разрядов была назначена каждому особенная одежда. Орден находился в зависимости от епископов, в епархиях которых лежали его владения. Когда в 1207 г. число орденских братьев значительно увеличилось, они заявили притязания на часть завоеванной земли, которая была дарована епископу Альберту германским императором и империею как властителю земли. Епископ уступил им третью часть земли, однако, в духе того времени, только в виде лена. С учреждением новых епископств орден вошел в подобное же соглашение с их прелатами и приобрел таким образом мало по малу большие владения земли, которые он к концу своего существования увеличил некоторыми завоеваниями. Чем больше возрастало могущество ордена, тем сильнее становилось его стремление освободиться от подчинения епископам. Он выпрашивал и неоднократно получал утверждения императора на владение землями, как уступленными епископом, так и самостоятельно завоеванными, но все-таки не достиг желанной цели потому что при его слиянии с тевтонским (немецким) орденом с 1237 года папа с совершенною точностью определил продолжение прежней зависимости ордена от ливонских епископов.

Название ордена и его членов.

Самое первое и без сомнения самое верное название членов ордена, встречаемое у Генриха Латышскаго и употребляемое также в современных папских буллах и императорских грамотах, было: «Fratres militiae Christi » или сокращенно «Fr а tr е s militiae », часто с прибавлением «in Liv о ni а » или «de Livonia ». Название это переводилось «братьями рыцарства (вернее рыцарской службы) Христова». Реже, но тоже с давнего времени встречается, прилагавшееся в старину и к тамплиерам, название «Milites Christi » и равнозначное с ним «Milites Dei» Название это встречается в летописях Альбериха и Арнольда Любекскаго, как немецкое «Gottes Ritter» встречается в Ливонской рифмованной хронике, а русское «Божий дворянин» встречается в договоре квязя смоленского Мстислава с Висби и Ригою от 1229 года. Название меченосцев «Swert brüdere» не встречается ни в одном современном историческом документе, а лишь в рифмованной хронике и в хрониках немецкого ордена; название это, взятое от меча, находившегося в гербе ордена и на плащах орденских братьев, сделалось самым употребительным. Хотя в некоторых позднейших подлинниках летописи Генриха Латышскаго встречается в одном месте выражение: «Fratres gl а diferi », но это выражение очевидно позднейшее прибавление. Только в средине XVI столетия появляется название: «Fr а tr е s ensiferi ». В некоторых буллах папы Григория IX орденские братья называются «Fratres militia е t е mpli de Livoni а » или «Fratres , templariorum ordinem in Livonia profitentes ». Все эти названия относятся впрочем, лишь к первому разряду орденских братьев, к братьям рыцарям.
Для обозначения всех орденских братьев, ордена в его совокупности как корпорации, в источниках встречается особенное выражение крайне редко. В одной грамоте императора Оттона IV-го находим назвавие «Conventus Christi militum»; в грамоте императора Фридриха II — «Magister domus militiae Christi»; в прусской хронике Петра Дузбургскаго — «Magister de о rdin е militum Christi». Впрочем, словом «ordo» называет корпорацию тотчас же после ея учреждения не только папа Инокентий III, но и сам орден дает себе вазвание «ordo & collegium fratrum militiae Christi». Обыкновенно же везде в источниках, где речь идет обо всем ордене, встречается «Fratres militiae Christi» или «Magister & fratres militiae (Christi)», или «Magister militiae & fratres eius». Можно было бы смотреть на слово «Militia», как на определение корпорации, если бы, как уже было замечено, не было вернее переводить его «рыцарской службой». Поэтому нельзя оправдывать того, что новейшие историки для определения ордена как корпорации употребляют просто выражение «Рыцарство». Оно имеет собственно более широкое значение и уже в то время в Ливонии были другие рыцари и другое рыцарство, не принадлежавшие к ордену. Но также и название «Орденское рыцарство», строго говоря, не может относиться ко всему ордену, потому что не все орденские братья были орденскими рыцарями; но так как орденские рыцари были самым важным и властительным классом, то часть принята за целое и от их имени давали имя всей корпорации.
С теперешним употреблением языка более всего сообразно называть всю корпорацию орденом, а именно орденом меченосцев , членов же его вообще орденскими братьями и между ними различать: братьев рыцарей или орденских рыцарей , братьев священников или орденских священников и служащих братьев или орденских служителей .

Орденский устав.

Ордену меченосцев был предписан устав ордена тамплиеров. Устав этот, составленный знаменитым цистнрциенским аббатом Бернгардом Клервоским в 1128 г., на основаниях орденского устава св. Бенедикта, заключал в себе некоторые правила устава цистерциенцев. Этот устав, в его первобытной форме, не существует; самый древний его список имеет не мало прибавлений из позднейшего времени, которые однако, не восходят ранее 1180 г. Этот список устава, состоящего из 72 пунк., написан на латинском языке и напечатан сначала в Miraei deliciae ordinum equestrium (Кельн 1613) стр. 226 и след., а также и в истории ордена тамплиеров В. Ф. Вильке, т. II (Leipzig, 1827. 8.), стр. 203-222.
Кроме этого настоящего орденского устава, у тамплиеров были еще подробные статуты, которые были включены в устав уже в XII веке и расширили его мелочными определениями. Единственный известный теперь подлинник устава тамплиеров носит заглавие: «Les retraits et les etablissements de la maison du Temple», в нем содержится не мало прибавлений, доходящих до конца XIII века. Он издан на провансальском наречии и разделяется на 31 главу. Немецкий перевод его Фр. Мюнтер поместил в сочинении: Statutenbuch des Ordens der Tempelherren (т. I, Берлин 1794. 8). В этом переводе отдельные главы оригинала приведены в порядок, разделены на восемь книг со включением в надлежащие места выпущенных пунктов старого устава.
Не может подлежать никакому сомнению, что указанный выше латинский орденский устав служил руководством для братьев ордена меченосцев. Однако более чем вероятно, что меченосцы следовали также и статутам — Ketraits — насколько они принадлежат началу XIII века и не противоречат старому уставу, тем более, что статуты эти дополняют устав в отношении многих постановлений, которые еще не существовали во время составления основного устава и появились только в течении XII века. Поэтому в нижеследующем рассказе, который впрочем, должен ограничиться лишь главными чертами, будет обращено достодолжное внимание и на статуты.

Орденские обеты.

Кто хочет быть орденским братом, должен прежде всего на всю свою жизнь дать следующие четыре обета:
1) Обет послушания . Он обязывает брата к совершенному отречению от собственной воли и к безусловному и немедленному повиновению и исполнению приказов орденского магистра или его заместителя. Без разрешения этих начальников, брат не смеет покидать жилища ордена, ни получать, ни писать писем, хотя бы и и родителям. Какие либо посылки от родителей он не может принять раньше, пока не доложит магистру. Впрочем, орденские начальники не подлежат этому последнему правилу.
2) Обет целомудрия запрещает братьям сношения с женским полом. Запрещает даже пристально смотреть на лицо женщины, не говоря уже о том, что запрещает целовать женщину, не исключая матери и сестры.
3) По обету бедности ни один брат не смел иметь какой либо собственности; особенно он не смел без позволения иметь или возить при себе деньги. Все, что член ордена имеет или приобретает, принадлежит ордену как корпорации, поэтому все, полученное братом путем подарка или завещания, должно быть передаваемо орденскому магистру или орденскому капитулу. Без позволения старших ни один из братьев не смеет менять или требовать какой либо вещи от другого, хотя бы и самой ничтожной стоимости. Ни один брат не смеет иметь замка у своего чемодана или сундука. Из этого исключаются только путешествующие братья, магистр и командоры.
4) Эти три обета, обязательные для всех вообще духовных и рыцарских орденов, у тамплиеров и у ордена меченосцев дополнялись четвертым обетом: посвящать всю свою жизнь борьбе с неверными.

Орденские братья.

Хотя орденский устав предписывает, чтобы лица, желающие вступить в орден, подвергались до их принятия испытанию (Noviciat), продолжительность которого зависит от усмотрения магистра, однако это правило почти вовсе не исполнялось у тамплиеров, особенно в последнее время. На сколько его соблюдали братья-меченосцы — неизвестно; однако можно предположить, что, пока потребность увеличения числа братьев была настоятельна — а так было вероятно до распадения ордена — время испытания очень сокращалось. По тем же причинам правило орденского устава не принимать в орден детей и несовершеннолетних без сомнения соблюдалось у меченосцев строже, чем у темплиеров, так как первым важнее всего было приобретать мужей, могущих тотчас же вступать в бой.
Каждый брат обязан непременно присутствовать при ежедневных и ежечасных богослужениях, если тому не препятствуют какие-нибудь возложенные на него начальником служебные обязанности в другом месте и произведенная их исполнением большая усталость или серьезная болезнь. После начала последней вечерни (Complete) до первой утрени (Prime) каждый брат должен соблюдать глубокое молчание, которое может быть прерванным только в крайнем случае. О совершении молитв, соблюдении праздничных и постных дней и т. д. орденские статуты содержат особенно много подробных правил.
Братья должны жить в мире друг с другом, но также и смотреть друг за другом. Если кто заметит за другим ошибку, то должен укорить его в ней; если это не поможет, должен повторить увещание в присутствии третьего брата, а если и это окажется безуспешным, то увещание повторить пред собранием конвента. Старых и слабых братьев должно почитать, обращаться с ними с уважением и в отношении телесных их потребностей, на сколько это дозволяет устав, содержать их менее строго. За больными братьями следует старательно ухаживать в особенных больничных комнатах; только магистр может, если он болен, оставаться в своей комнате.
Все братья имеют общее жилище в домах (замках) ордена. Они едят, не исключая и магистра и остальных начальников, за общим столом. За трапезой брат священник читает святой урок, чтобы братья тем лучше хранили молчание.
Одеяние братьев должно быть простое, одинакового цвета, смотря по разрядам: белое, черное или коричневое — и из грубой ткани (burellum); так-же просто должно быть устройство постели для сна. Каждый брат получает необходимые вещи из запасов орденского дома. Поношенные платья, лишь только они будут заменены новыми, отдаются братьям несшего разряда или бедным. Точно то же делается и с военным вооружением. Волоса на голове должны быть острижены и борода также должна быть коротко подрезана.
В удовольствиях братья, по своим обетам, а именно по обету бедности, были ограничены. Устав запрещал охоту, и именно охоту с хищными птицами; даже брат не смел сопровождать брата, идущего на охоту с хищною птицею.

Братья рыцари.

Братья рыцари или орденские рыцари составляли первый, самый важный властительный класс орденских братьев, из них одних избирались высшие орденские сановники.
Кто хотел быть рыцарем, должен был отвечать клятвенно на следующие предлагаемые ему вопросы: 1) что он происходит из рыцарского рода и что его отец был рыцарем или мог бы быть им; 2) что он рожден в законном браке и 3) что он не женат; 4) что он не принадлежит ни к какому другому ордену и не принимал никакого посвящения; 5) что у него нет долгов, которых он не мог бы заплатить из своего имущества; 6) что он здоров и не заражен никакою скрытною болезнью, наконец, 7) что он никому, т. е. из тамплиеров, не сделал или не обещал подарка с целью сделаться членом ордена через его посредство. Когда все эти требования были удовлетворены, то кандидат должен был дать орденские обеты и тогда в собранном капитуле был торжественно принимаем в орден, причем магистр возлагал на него плащ брата рыцарей и препоясывал шнурком. Впрочем, принимаемый заранее должен был снискать звание рыцаря, так как орденский брат не мог быть пожалован рыцарем. Каждый брат рыцарь получал от ордена полное вооружение со всеми принадлежностями: щитом, мечем, копьем и палицей. В распоряжении его были три лошади и оруженосец для прислуги. Оружие должно было быть хорошее и прочное, но по возможности простое, без всякого украшения. Одеяние состояло из длинного, с вырезкою на верху, белого кафтана и особенно отличающего братьев рыцарей белого плаща, на котором на груди с левой стороны тамплиеры носили красный крест, которого нижний конец был длиннее трех других. На белом же плаще братьев рыцарей меченосцев был красный меч и над ним крест тамплиеров. Знак меча должен не только отличать братьев меченосцев от храмовых рыцарей, но и показывать, что они не подчинены последним.

Братья священники.

Для принятия в разряд братьев священников требовались те же условия, что и от братьев-рыцарей, за исключением только первого и четвертого, потому что им не нужно было быть рыцарского рода, но за то они должны были уже раньше принять духовный сан. Между обетами, кажется, также выпускался четвертый, о борьбе с неверными. Торжественному посвящению предшествовало чтение определенных псалмов.
Орденское платье, получаемое священником от магистра, состояло из узкого и застегнутого белого кафтана с красным крестом на груди. Бороду братья священники должны были брить. Они имели право только на кушанье и одеяние от ордена. Однако другие братья должны были особенно почитать их, они получали лучшие платья ордена, сидели за столом рядом с магистром и им прислуживали первым. Ни один брат не смеет исповедоваться у какого либо другого, а не орденского священника, и только от него может получить отпущение грехов.
От этих орденских священников, которые исполняли свою должность в орденских замках и домах, сопровождали членов ордена в походах, нужно отличать клириков, которые были назначаемы священниками в церкви, находившихся в орденских областях, и не должны были быть орденскими братьями.

Служащие братья.

Служащие братья ордена меченосцев в туземных хрониках и грамотах называются «servi fratrura militiae», а в своей совокупности называются «familia fratrum militiae», служащие братья назывались у тамплиеров «famuli» или «fratres servientes». При их принятии им предлагались те же вопросы, как и братьям рыцарям, они однако не могли быть рыцарского рода. Принимаемый должен был удостоверить, что он ни чей слуга или раб. После последовавшего принятия, они должны были поклясться в верности ордену.
Весьма вероятно, что и в ордене меченосцев, как и в ордене храмовых рыцарей, служащие братья разделялись на два подразделения: братьев оруженосцев , fratres armigeri и братьев ремесленников , fratres opifices. К первым принадлежали вероятно и часто упоминаемые у Генриха Латышскаго стрелки и арбалетчики братьев; к последним принадлежали менее почетные: кузнецы, повара, пекари и домашние слуги.
Одеяние служащих братьев состояло из кафтана (у оруженосцев — из кольчуги) темного, черного или коричневого цвета, тамплиеров с красным крестом; очень вероятно, что у братьев меченосцев также и в этом разряде прибавлялся меч. У каждого была в распоряжении лошадь, а у братьев оруженосцев легкое вооружение. Последние также ели за одним столом с рыцарями и священниками и во всех отношениях те обращались с ними как с братьями. Из них же братья рыцари получали оруженосцев, которые в военных походах ехали перед ними, везли их вещи и вели лошадей.

Собратья ордена.

Кроме перечисленных членов при ордене меченосцев, как и при тамплиерах состояли в виде собратьев «Confratres» и другие члены, не дававшие никаких обетов, но пользовавшиеся благодеяниями ордена. К ним же принадлежали вероятно встречавшиеся в виде исключений женатые братья. При принятии собратий не обращали внимания на звание поступавшего. Рижский бюргер имел даже право «отправиться в орден», если брал с собой все свое движимое и недвижимое имущество. Благодеяния или преимущества, которыми пользовались такие собратья, состояли главным образом в посещении богослужения в орденских церквах, именно в случае интердикта, в погребении на кладбищах ордена, в служении панихид и т. п. Вероятно таким собратьям не было запрещено выступать во всякое время из ордена, но затем вероятно следовало удержание части внесенного имущества.

Чины и должности ордена.

Орденский магистр.

Во главе ордена стоял орденский магистр, Magister fratrum militiae Christi, или сокращенно Magister militiae. Хотя Генрих Латышский упоминает о первом магистре братьев меченосцев, Венно, только в 1208 г., спустя 4 или 5 л. после основания ордена, однако не подлежит сомнению, что он был назначен главою ордена с самого учреждения его, потому что рыцарский орден, основанный по образцу тамплиеров, немыслим без верховной главы. Магистр выбирался орденскими братьями из числа орденских рыцарей; выбор не нуждался в утверждении. Местом жительства магистра была Рига. У него были в распоряжении четыре лошади, которых он мог себе выбирать, и для услужения оруженосец из дворянского рода. К нему назначался так же, как и великому магистру тамплиеров, орденский священник — «каппелан», который вероятно исправлял должность секретаря или канцлера и хранил орденскую печать. Печать изображала эмблему ордена: меч, над которым находился крест, и имела вокруг надпись: (S) D(omini) MAGISTRI ET FR(atru)M MILICIE CRI(sti).
Все братья были обязаны повиноваться магистру. Магистр вообще имел неограниченную власть, однако должен был в известных важнейших случаях следовать совету своего конвента или орденского капитула. У него не было ключа к сокровищнице ордена. Однако, ему было позволено делать подарки посторонним, то есть не принадлежащим к ордену лицам, умеренной ценности деньгами, оружием и доспехами, лошадьми и т. п.
На войне он имел власть полководца не только по отношению к орденским братьям, но он был также — по крайней мере со времени выбора второго магистра Волквина в 1208 г. — главнокомандующим всего христианского войска в Ливонии.

Орденские конвенты и капитулы.

Живущие в одном орденском доме или замке братья составляли конвент , во главе коего стояли проживавшие там высшие орденские сановники, или магистр, или попечители. Собрания братьев конвента, в коих обсуждались и решались дела ордена, назывались капитулами и происходили, как кажется, не регулярно и в определенное время, а по мере надобности. Орденский магистр не был обязан собирать всех братьев своего конвента на обыкновенный капитул, но мог выбирать тех, кого считал самыми способными и осмотрительными. Если же нужно было решать важнейшие дела, то он обязан был созывать все орденское братство для так называемого генерального капитула. К числу таких важнейших дел принадлежали: прием орденских братьев, назначение высших орденских сановников, отчуждение земель, предприятие военного похода и заключение перемирия или мира. Но и в этих случаях капитул не имел решающего голоса; напротив, орденскому магистру было предоставлено, по выслушании капитула, делать то, что он считал за лучшее и целесообразное.

Орденская область.

Ливовская рифмованная хроника, хроника Германа Вартберга и немецкая гохмейстерская хроника, а также большое число следовавших за ними летописцев указывают, что при самом учреждении ордена состоялись постановления или папы, или епископа Альберта, чтобы ордену была предоставлена третья часть или вообще часть завоеванной земли в наследственное владение. Правдоподобнее, однако же, и вернее подтверждаемый документами рассказ Генриха Латышскаго о том, что только в 1207 г., след., спустя несколько лет после основания ордена, когда увеличилось число его братьев, орден потребовал от епископа Альберта в награду за свою «работу» предоставить ему третью часть как завоеванной, так и еще подлежащей завоеванию земли.
Так как епископ Альберт и орден не могли придти к соглашению между собою на счет раздела земель, потому вопрос об этом разделе они представили на суд папы Инокентия III-го, который в 1210 году и присудил предоставить ордену треть уже завоеванной земли ливов и летов; на счет же земель, подлежащих еще покорению, орден обязан был условливаться с новоназначаемыми в те земли епископами, при чем за папою оставалось право на дальнейшие распоряжения. Сообразно с таким был предпринят прежде всего раздел земель ливов и летов, причем ордену досталась треть по левому берегу Аа до Двины. После учреждения дерптскаго епископства, ордену была уделена в 1224 г. половина земель, а именно западная часть епископства — местности Сакала, Нурмегунде, Moxa и половина Вайги. При основании эзельскаго епископства в 1228 г. орден получил от него третью часть земель, из коих некоторые находились на островах Эзеле и Моне, а остальные в Вике. Точно так же в епископствах семигальском и курляндском орден получил по трети их земель от каждого, однако о времени этого раздела, а также о положении и границах этих третей неизвество ничего положительного. Как бы то ни было, но орден получил более чем третью часть, около 36 проц. завоеванной земли, между тем как остальные неполные две трети были распределены между пятью епископами. Но еще более: в 1227 г. орден отнял у датчан эстонские округи: Гарриен, Вирланд и Иервен, из которых не дал ничего ни одному епископу, и этим самым распространил свою территорию до такого пространства, которое равнялось почти всем епископским владениям, вместе взятым. Орденския владения простирались от Финского залива и Наровы до другого берега Двины, большею частью в сплошных границах.

Внешние отношения ордена.

К епископам вообще.

Главная разница в политическом положении между орденом храмовников и орденом меченосцев состояла в том, что первый стоял вне всякой епископской судебной власти, второй же напротив — даже по отношению своей светской власти — был подчинен епархиальным епископам. Поэтому-то лишь только орден меченосцев окреп до некоторой степени, главное его стремление было направлено на то, чтобы освободиться от епископской зависимости. Это стремление скоро повело к обоюдным интригам, затем к разногласиям, и наконец после соединения меченосцев с могущественным тевтонским орденом, к окончательному разрыву, так как последнему, который до тех пор, подобно ордену храмовников, пользовался независимостью, было поставлено условием для слияния зависимость в ливонских владениях от епископа, как она существовала при меченосцах.
Почти непрерывная внутренняя вражда и скучные тяжбы перед императорами и папами составляют в течение более двух веков главнейшее содержание внешней и внутренней истории Ливонии. Об этих раздорах и тяжбах — подробности их здесь не уместны — упоминается тут лишь для того, чтобы заметить, что орденские летописцы, очевидно из желания доказать первобытную независимость ордена от епископов, даже превосходство первого над последними, представляют обоюдное отношение ордена к епископам ложно, даже вполне извращенно. В особенности они неправы, когда уверяют, будто орден тотчас же при своем основании получил часть земли в вечное, свободное владение, будто орден был принят под защиту (непосредственную) папского престола, будто епископ Альберт тотчас после основания ордена вступил в него членом.
Напротив отношение ордена к епископам, как описывается у современника Генриха Латышскаго и подтверждается другими документами, было совсем другого рода. Орден меченосцев получил во владение часть земли как епископский лен и должен был подчиняться епископам. И такое отношение должно было сохраняться не только к первому пожалованию, к епископу Альберту рижскому, но и к епископам дерптскому и эзельскому, и без сомнения также и к епископам семигальскому и курляндскому. Это отношение не было, как думают многие, отменено или изменено полученными орденом императорскими охранными грамотами и привилегиями. Напротив оно было вместе ясно перенесено и на тевтонский орден при присоединении к нему ордена меченосцев и впоследствии было неоднократно признаваемо первым. Только в 1360 г. архиепископ рижский отказался от своего ленного главенства над орденом. Такой же отказ, без сомнения, последовал единовременно, если еще не раньше, со стороны остальных епископов, хотя об этом и не сохранилось доказательств, засвидетельствованных документами.

Отношение к папе.

Несравненно большее политическое влияние, чем император, на Ливонию имели вообще папы. Ко времени основания ордена меченосцев, при папе Иннокентии III-ем, римский престол достиг высшего пункта своей власти и могущества. Папа вообще считался не только духовным, но и светским главою над всем христианством. Но в особенно тесное отношение к нему стала Ливония при обращении ея в христианство. Его старания способствовали больше всего к введению в этом крае христианства; новые землевладельцы были исключительно духовного звания; епископ Альберт посвятил всю Ливонию пресвятой Деве Марии. Папа вследствие этого считал себя настоящим главным властителем страны и объявил Ливонию собственностью римского престола. Поэтому все спорные вопросы, особенно между орденом и епископами, обращались к его папскому судилищу: папа решал споры или непосредственно сам, или же через своих легатов — и эти решения составляют основу всего политического устройства страны.

Соединение ордена братьев меченосцев с тевтонским орденом.

К концу третьего десятилетия XIII-го века орден меченосцев достиг занятием датской Эстонии высшей точки своего могущества, но вместе с тем увеличилось и число его врагов. Прежде всего орден должен был ожидать нападения сильной еще в то время Дании и нового отнятия Эстонии; на восточной границе русские ждали только удобного случая, чтобы возвратить отобранную у них часть земли эстов и летов, на юге куры и семигалы не были еще окончательно покорены, а за ними хищный народ литовцев грозил своими опустошительными набегами. Эти опасности — не мало увеличивавшаяся ненадежностью побежденных туземцев, особенно эстов — побудили орденского магистра Волквина, вероятно уже в 1231 году, к решению предпринять соединение своего ордена с тевтонским орденом, который именно в то время предпринял завоевание Пруссии. Переговоры об этом, однако, затянулись на шесть лет, задержанные отчасти разными сомнениями великого магистра тевтонского ордена, Германа Зальца, отчасти же, и главным образом, мерами, предпринятыми против меченосцев королем Вольдемаром II датским. Только роковое поражение меченосцев, которое они потерпели от литовцев при Сауле в Курляндии 22 сентября 1236 года, решило дело. 12 мая 1237 года в Витербо папой Григорием IX-м совместно с великим магистром Германом Зальца, совершен был торжественный акт слияния ордена братьев меченосцев с тевтонским орденом, причем папа освободил двух присутствовавших рыцарей меченосцев от устава их ордена, велев им снять прежнее орденское одеяние и надеть белые плащи с черными крестами тевтонских орденских рыцарей.
Так орден меченосцев, как самостоятельное учреждение, кончил свое существование после почти тридцатитрехлетнего знаменитого бытия.†

В такой трактовке символ веры и культ нравственности отодвигаются на второй план, а на авансцену выходит рыцарь веры, орден верующих и культ бескомпромиссной религиозной борьбы, которые подменяют символ веры и существо нравственности.

Александр Афанасьев. Мудрость, или нравственная философия здравого смысла.

Касаясь специфики распространения христианской веры среди германских народов, известный немецкий философ и историософ Вальтер Шубарт, застигнутый советской оккупацией в Прибалтике и сгинувший в сталинском ГУЛаге (1897-194?), подчеркивал в своем фундаментальном труде «Европа и душа Востока» (Europa und die Seele des Ostens.- Luzern: Vita Nova, 1938), что там евангельское учение натолкнулось на неожиданно неподатливую почву. По мнению философа, христианство приживалось среди германцев крайне медленно, на отдельных территориях и под эгидой окровавленных мечей. По мнению Шубарта, насильственное обращение германских язычников в новую веру (осуществлявшееся, главным образом, при поддержке войск франкских королей из династий Меровингов, а затем сменивших их на престоле Каролингов) отнюдь не свидетельствовало о врожденной склонности германцев к христианству. Новое учение насаждалось в ходе военных действий христиан против язычников, и там, где оно пускало ростки, сразу же становилось воинственным. Уже в саксонском эпосе IX в. «Гелианд» («Спаситель») Иисус Христос - Спаситель мира, рожденный в «замке Вифлеем» («бург Бетлегем») - предстает в виде воинственного «герцога» (то есть, воеводы - предводителя Воинства Небесного). И не случайно анонимный автор «Гелианда» так подробно, с явным одобрением и даже восхищением, описывает известный евангельский эпизод в Гефсиманском саду, когда апостол Петр мечом отсекает ухо рабу первосвященника Иерусалимского, явившемуся взять под стражу Иисуса Христа.

Христос «Утрехтской псалтыри» (написанной около 830 г. п.Р.Х.) разъезжает по небу в боевой колеснице, запряженной четверкой белых коней, и победно размахивает пылающим факелом над головами своих поверженных врагов. Христианский Бог становится у германцев «крепостью-твердыней, надежной защитой и оружием» (еще задолго до того, как именно в таких выражениях Иисуса Христа много позднее воспел в своем известном псалме Мартин Лютер, инициатор Реформации в Германии). Христианский биограф короля франков Хлодвига из дома Меровингов писал об этом германском «Новом Константине», что, когда Хлодвиг при своем крещении услышал о предательстве Иуды и страданиях Христа, он воскликнул, что если бы тогда находился рядом, то вместе со своими франками отплатил бы за это иудеям «кровавой местью».

Любопытно, что автор биографии Хлодвига, будучи смиренным христианским монахом, откровенно радовался словам воинственного франкского короля, подчеркивая: «Этим он доказал глубину своей веры, подтвердил свою преданность христианству».

Налицо явный пример германского, или «нордического», понимания христианства образца конца V - начала VI века п.Р.Х., но таким, в основе своей, оно было всегда. У германцев евангельская религия любви к ближнему перешла в культ меча, сравнимый с пришедшим из Ирана (Персии) воинственным культом древнего арийского бога Митры - «Непобедимого Солнца» (лат.: Sol Invictus), которого так почитали римские легионеры и солдатские императоры - в том числе будущий Креститель Империи - Святой равноапостольный Царь Константин (кстати, не случайно, в позднем античном и раннем средневековом христианстве Иисус Христос также получил аналогичный эпитет - «Солнце Правды»). У германцев христианство быстро стало милитаризованным, или, говоря по-русски, военизированным. Плодом этого христианско-воинственного духа стали, прежде всего, рыцарские Ордены германского Востока (и в том числе Орден ливонских братьев-меченосцев, о котором пойдет речь в нашем кратком очерке), где монастырь оказался объединенным с крепостью, а монашеская община - с военной структурой. И прибалтийские язычники, которым воинственные рыцари-монахи во имя Христа снимали голову с плеч, должно быть, удивлялись, как по-разному можно трактовать евангельскую заповедь «Возлюби ближнего твоего яко самого себя».

По мнению многих авторов прошлых лет и современной эпохи, воинственный дух германцев нарушал основную идею христианства. Они считали (и по-прежнему считают), что христианское учение, хотя и не исключает борьбы, но допускает борьбу только духовным оружием. А поскольку, по мнению сторонников данной точки зрения, нетерпимый дух римского права (в полной мере унаследованный римско-католической западной церковью) и воинственный темперамент германцев распространились по всему Западу (включая Польшу), Европа изначально явила собой неблагоприятную почву для христианского учения.

Между тем, подобная точка зрения представляется, по меньшей мере, не совсем точной. Священное писание и священное предание предписывают христианину не отвечать силою на зло, обращенное лично к нему. Но порой христианин попадает в ситуации, в которых просто обязан применить силу - для защиты Веры, Отечества и ближнего своего (именно потому, что обязан возлюбить последнего, яко самого себя). Поистине безупречный анализ данного вопроса содержится в книге русского философа, идеолога Белого Дела, профессора И.А. Ильина, которая так и называется - «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925). Профессор Ильин приводит в этой книге мудрый совет православных святых: «Живите мирно с друзьями и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Кстати, святой митрополит Филарет Московский, в свое время, предельно заострил эту формулу, заповедав православным христианам: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов Отечества»!

Приведем в заключение краткого данного вступления к нашей миниатюре о рыцарях Меча только два (но зато поистине хрестоматийных) примера такой защиты святыни от осквернения:

1)Христос, силою изгоняющий торговцев и менял из Храма;

2)Воины-монахи Александр-Пересвет и Родион-Ослябя, посланные Святым Преподобным Сергием Радонежским в помощь святому Благоверному князю Дмитрию Донскому и принявшие мученическую кончину в смертном бою с врагами Христа и Христианства на Куликовом поле.

Обо всем этом надлежит помнить, прежде чем произносить свой приговор над средневековыми христианами, по своему понимавшими евангельский завет просвещения заблудших душ светом истинной Веры ради их спасения от вечных адских мук.

После убийства второго епископа Ливонского (формально - Рижского) Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 году назначенный ему на смену Альберт фон Буксгевден (Бугсгевден) счел помощь обычных «сезонных» крестоносцев, приезжавших в Прибалтику на время (искупить очередные грехи участием в священной войне против неверных) недостаточной, и в 1202 году основал для борьбы с ливонскими язычниками на постоянной основе Орден Меча, или Орден братьев-меченосцев, окончательно утвержденный папой римским Иннокентием III в 1204 году. Кстати, подлинное и полное название этого созданного по образцу тамплиеров (храмовников) духовно-рыцарского Ордена звучало несколько иначе: «Братья рыцарства (воинства) Христова в Ливонии» (fratres Militiae Christi de Livonia).

Интересно, что, если верить русскому историку Н.И. Осокину, автору «Истории альбигойцев и их времени», несколько ранее было учреждено, по папскому указу, и еще одно «Воинство Христово» (Militia Christi), действовавшее против еретиков-альбигойцев (катаров) в Лангедоке (нынешней Южной Франции) и также использовавшее в качестве эмблемы красный «мученический» крест.

Что же касается ливонских «рыцарей Христовых», то «меченосцами» (лат.: Gladiferi, Ensiferi, нем.: Schwertbrueder. т.е. буквально «братьями Меча») их прозвали, поскольку на их одеяниях, напоминавших цистерцианские и состоявших из белого кафтана (полукафтанья) и белого же плаща, под нашитым на груди кафтана (полукафтанья, туники) и на левом плече плаща красным, как у храмовников, крестом (позднее замененным на красную шестиконечную или восьмиконечную звезду) помещалось изображение первоначально красного меча острием вниз, а позднее - двух скрещенных мечей, тоже красного цвета. Эта же эмблема - красный меч и красный крест (звезда) над ним помещались на щитах, копейных флажках-прапорцах и конских попонах членов Ордена меченосцев.

Как писал орденский хронист Генрих Латвийский (Латышский) в своей «Хронике Ливонии» (Livlaendische Reimchronik): «...брат Теодорих (или Дитрих, настоятель монастыря монашеского Ордена цистерцианцев в Трейдене-Торейде-Турайде - В.А.). предвидя вероломство ливов и боясь, что иначе нельзя будет противостоять массе язычников, для увеличения числа верующих и сохранения Церкви среди неверных учредил некое братство рыцарей (воинов) Христовых, которому господин папа Иннокентий (Иннокентий III - В.А.) дал устав храмовников (тамплиеров - В.А.) и знак для ношения на одежде - меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу (рижскому епископу Альберту фон Буксгевдену - В.А.)».

Аверс главного орденского знамени меченосцев украшал образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках, реверс - образ Святого Маврикия со Святым копьем, опирающегося на щит. При первом магистре гладиферов, именовавшемся по-немецки «геермейстером» (войсковым начальником) Венно (Винно, Вийно, Вейнгольде, Вайнгольде, Фьюнгольде) фон Рорбахе, епископ Рижский в 1207 году уступил меченосцам в полную собственность треть христианской Ливонии и еще не окрещенных прибалтийских земель.

Главной резиденцией меченосцев стал замок Венден (по-латышски: Цесис, по-эстонски: Вынну, по-русски: Кесь), бывший и местом погребения орденских магистров, первый из которых, упомянутый выше Венно фон Рорбах, был убит рыцарем собственного ордена, неким «братом» Викбертом, затаившим на него злобу за несправедливое заключение в тюрьму, и зарубившим, заодно с магистром, еще и орденского духовника «брата» Иоганна). Орден меченосцев, не обладавший большой военной силой, представлял собой небольшое братство рыцарей, прибывших по большей части из германской области Вестфалии, предназначенных для обеспечения христианизации Ливонии. Вообще же члены ордена, аналогично «тевтонам», иоаннитам, тамплиерам, добринцам и пр., подразделялись на «братьев-рыцарей», «братьев-священников» («братьев-клириков») и «услужающих братьев». Тем не менее, меченосцам, правда, не только своими собственными силами, а в союзе с датскими крестоносцами и с рижским епископом, удалось к 1229 году окрестить всю Ливонию (Лифляндию) и Эстонию (Эстляндию), а также часть Куронии (Курляндии). Однако учредивший этот рыцарский Орден рижский епископ пытался - подобно патриарху Иерусалимскому в отношении военно-монашеских Орденов тамплиеров и иоаннитов - превратить его в свое собственное войско.

Но князю церкви не удалось добиться желаемого. По прошествии всего нескольких лет Орден братьев-меченосцев стал проводить самостоятельную политику, направленную на защиту его собственных властных интересов, и вступил в полосу затяжных конфликтов с епископом.

Со временем руководство Ордена меченосцев пришло к выводу, что объединения с успешно покоряющим прусских язычников, значительно более крупным и занимающим более привилегированное положение Тевтонским Орденом Пресвятой Девы Марии пойдет меченосцам только на пользу. Второй (и последний) магистр меченосцев, Фольквин (Волквин, Вольковин, Фолькуин) фон Наумбург цу Винтерштаттен (Винтерштеттен), повел переговоры об объединении с Тевтонским Орденом Приснодевы Марии.

«Великий кунктатор» - Гохмейстер (Верховный магистр) «тевтонов» Герман фон Зальца медлил годами. Наконец он отправил своих посланцев в Ливонию ознакомиться с тамошним положением дел. При посещении владений «братьев-меченосцев» посланцы отнюдь не пришли в восторг, ибо «им не понравился образ жизни последних, которые намеревались жить по своей воле и не соблюдали правил собственного устава» (цитата из отчета об этой инспекционной поездке тевтонского рыцаря Гартмана фон Гельдрунгена, позднее ставшего Верховным магистром Ордена Пресвятой Девы Марии). Вероятно, ему не понравился не только более свободный образ жизни меченосцев, но и их стремление сохранить при объединении с «тевтонами» определенную самостоятельность и не допустить абсолютного поглощения своего Ордена Тевтонским (как мы увидим далее, такого полного поглощения и не произошло).

Однако 22 сентября 1236 года войско «братьев-меченосцев» (между прочим, имевшее в своем составе, наряду с местными прибалтийскими контингентами, большой отряд православных русских конных лучников из Пскова - 200 человек!) было, вследствие измены своих вероломных союзников - крещеных куршей (корси, куронов, куров) -, наголову разбито литовскими язычниками на реке Сауле в латышской области Земгалии (а не в районе литовского Шяуляя, как многие пишут и думают!). Многих беглецов истребили некрещеные земгалы. Спасти меченосцев могло только срочное вмешательство Тевтонского Ордена. Поэтому папа римский 12 мая 1237 года одним росчерком пера включил уцелевших после разгрома «братьев-меченосцев» в состав Тевтонского Ордена.

Сразу же в Ливонию был направлен «ландмейстер» (провинциальный магистр) Пруссии Герман Бальк (Балк, Бальке, Фальке или Валк) - между прочим, предок последнего петербургского градоначальника А.П. Балка - во главе то ли 54, то ли 60 тевтонских рыцарей (разумеется, в сопровождении оруженосцев, «услужающих братьев», наемных стрелков и т.п.). Они очень скоро водворили спокойствие в стране и довершили христианизацию Курляндии. С той поры управлявший бывшими ливонскими братьями-меченосцами «ландмейстер», «герренмейстер» или «геермейстер», то есть « войсковой (провинциальный) магистр» (лат.: magister provincialis) не избирался ими, но назначался Верховным магистром Тевтонского Ордена в Пруссии, а столицей гладиферов стал город Рига. Прежнюю эмблему на своих плащах они заменили черным тевтонским крестом.

«Ландмейстер» ливонских «тевтонов» носил на шее, как знак своей должности, особую цепь, к которой был подвещен украшенный разноцветной эмалью золотой образ Покровительницы Тевтонского Ордена - Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках, причем основанием престола Пречистой Девы служил гербовый щит Тевтонского Ордена с прямым черным крестом на белом поле, а звеньями «ландмейстерской цепи» - сдвоенные золотые мечи (в память о происхождении ливонского филиала Тевтонского Ордена от Ордена меченосцев).

Сильнейшим замком во владениях бывшего Ордена Меча по праву считался Кокенгаузен (Кокенгузен, по-русски: Кукенойс или Кукейнос), чьи три стены с мощными башнями с восточной стороны представляли собой как бы ступени стены на крутую гору.

Здесь нам представляется уместным сделать одно немаловажное замечание. Хотя созданный архиепископом Рижским и утвержденный папой римским Орден меченосцев и слился в 1237 г. с Тевтонским Орденом, слияние это оказалось на поверку достаточно формальным. Оба духовно-рыцарских братства оставались фактически во многом самостоятельными государствами, проводившими независимую политику. И не случайно ливонский ландмейстер Конрад фон Фитингоф(ен) не оказал Верховному магистру прусских «тевтонов» Конраду фон Юнгингену, подвергшемуся в 1410 г. нашествию объединенных армий Польши и Литвы, никакой поддержки, ограничившись, согласно некоторым источникам, присылкой в помощь «старшему брату», накануне решающего сражения под Танненбергом (Грюнвальдом, Жальгирисом), в лучшем случае всего одной-единственной «хоругви». Некоторые историки вообще отрицают какое-либо участие войск ливонского филиала Тевтонского Ордена в битве под Танненбергом. В пользу последней точки зрения говорит, между прочим, следующее обстоятельство. Среди вельмож (гроссгебитигеров, или гебитигеров, а не гроссбегутеров, как называет их современный белорусский компилятор и плагиатор А.Е. Тарас, не умеющий даже правильно списывать у историков, чью интеллектуальную собственность беззастенчиво присваивает!) Тевтонского Ордена, павших в сражении при Танненберге, и среди орденских знамен, захваченных поляками в этой битве, не было ни одного ливонского.

С другой стороны, и прусские «тевтоны», за исключением оказания эпизодической помощи ливонским «тевтонам», потерпевшим поражение от князя Ярослава Всеволодовича под Дерптом в 1234 г., от его сына - князя Александра Ярославича Невского - при Чудском озере в 1242 г. и от литовского князя Миндовга при Дурбе(не) в 1260 г., никогда не вступали в открытое вооруженное противостояние с Северо-Восточной Русью (будущей Московией, а впоследствии - Россией). Мало того! Силою обстоятельств прусские «тевтоны», сдерживавшие на Западе силы Литвы и Польши, оказались естественными стратегическими партнерами великих князей Московских.

Столь восхваляемые нашими отечественными историками и публицистами смоленские полки («хоругви»), приведенные Великим князем Литовским Александром-Витовтом в 1410 г. под Танненберг и принявшие на себя основной удар тяжелой кавалерии прусских «тевтонов» и их союзников, сражались под знаменами не русского, а литовского князя и состояли не из русских, а из литовских подданных. И после сокрушительного поражения, нанесенного Тевтонскому Ордену Приснодевы Марии при Танненберге, вся энергия объединившегося с Польским королевством Великого княжества Литовского обратилась... против Московского княжества (будущей России). В ходе продолжавшейся долгие годы ожесточенной борьбы с этим общим для «тевтонов» и московитов противником, вызванной схожими интересами сохранения своей территориальной целостности, Тевтонский Орден официально обратился за военной и финансовой помощью к государям Московским. В 1519 г. в Москве был заключен двусторонний договор о союзе, подписанный с «тевтонской» стороны Гохмейстером маркграфом Альбрехтом фон Бранденбург-Ансбахом из рода Гогенцоллернов, а с русской - Великим князем Московским и Государем всея Руси Василием III. Однако победившая к тому времени в Германии и распространившаяся на Прибалтику антикатолическая Реформация привела к упразднению государства Тевтонского Ордена в Восточной Пруссии и не дала окрепнуть двустороннему сотрудничеству, казавшемуся поначалу весьма перспективным.

Вследствие прогрессировавшей финансовой слабости Гохмейстеров после 1410 г. (в силу необходимости выплачивать огромную контрибуцию победоносной Польше и платить жалование наемникам, необходимость в которых постоянно возрастала, по мере уменьшения в орденском войске числа составлявших прежде его основную ударную силу добровольцев-крестоносцев, т.н. «гостей Ордена», в связи с крещением Литвы, отныне не считавшейся языческой - по крайней мере, с точки зрения римского папы), филиалы Тевтонского Ордена - германский (немецкий), прусский и ливонский - все больше отдалялись друг от друга. Дело зашло так далеко, что в 1431 г. Гохмейстер Пауль фон Русдорф в своем послании Генеральному прокуратору (послу Тевтонского Ордена при папском дворе) как писал, как о чем-то само собой разумеющемся, что он, Гохмейстер, ливонский магистр и магистр Германии («дейчмейстер») самостоятельно управляют каждый своей собственной территорией, подвластной только ему. При этом следует заметить, что Гохмейстер Русдорф лишь констатировал в своем послании тенденцию к обособлению, характерную для филиалов Ордена Девы Марии уже давно. Следствием представлений, изложенных в послании Гохмейстера Русдорфа Генеральному прокуратору «тевтонов» и прочно укоренившихся во всех трех филиалах Тевтонского Ордена, стала характерная для XV столетия практика набора магистрами этих трех филиалов своих орденских «братьев» по отдельности. Тот, кто желал отправиться в Пруссию и вступить там в ряды прусского филиала Ордена Девы Марии, уже не мог перевестись в баллей (бальяж) или комменду (командорство) Тевтонского Ордена, подчинявшееся магистру Германии («Священной Римской империи германской нации»).

Аналогично обстояло дело и с Ливонией. Если орденского «брата» переводили из Пруссии в Ливонию, то обычно в наказание. Таким образом, если Тевтонский Орден в правление Гохмейстера Русдорфа и не грозил еще окончательно расколоться, его единство уже было под угрозой.

После того, как «ландмейстер» Вольтер (а не «Вальтер», как часто неправильно пишут) фон Плеттенберг (1494-1535), успешно отразивший (главным образом, благодаря превосходству орденских войск в артиллерии и ручном огнестрельном оружии) наступление войск Великого князя Московского и Государя всея Руси Иоанна III, в 1513 году предоставил Тевтонскому Ордену крупную сумму денег, необходимую для войны с Польшей, тогдашний Верховный магистр - упомянутый нами выше маркграф Альбрехт Бранденбург-Ансбахский из рода Гогенцоллернов, в благодарность предоставил преемникам ливонских братьев-меченосцев еще большую, чем прежде, независимость в рамках Тевтонского Ордена и совершенно официально возвратил им старинное право самим выбирать себе «геермейстера».

Справедливости ради, следует заметить, что в действительности ливонские «тевтоны» сами возвратили себе это право гораздо раньше, еще в 1470 г. Поскольку Гохмейстеры и прусский филиал Тевтонского Ордена, после проигрыша ими Тринадцатилетней войны 1453-1466 гг. против восставших светских рыцарей и городов подвластной Ордену Пруссии и поддержавшей последних Польши, окончательно утратили власть над Ливонией, ливонские «тевтоны» в 1470 г. на «безальтернативной основе» (выражаясь современным языком) избрали единственным кандидатом в «ландмейстеры» Иоганна Вольтуса фон Герзе. Гохмейстеру пришлось признать их выбор и утвердить этого «безальтернативного кандидата» в должности магистра Ливонии.

Избранный и утвержденный в должности Гохмейстером в 1494 г. ливонский «ландмейстер» Вольтер фон Плеттенберг, подобно Верховному магистру Альбрехту фон Гогенцоллерну, поддержал проникшую в Ливонию из Германии Реформацию и даже присоединился в 1531 году к Шмалькальденскому Союзу протестантских немецких князей, поднявших меч на своего сюзерена - владыку «Священной Римской Империи» и короля Испании Карла I Габсбурга, о котором говорили, что в его владениях «никогда не заходит солнце».

С 1557 года начались победоносные походы Царя Иоанна Васильевича Грозного в Ливонию. Избранный в 1559 году ливонским «геермейстером» Готгард фон Кеттелер (Кеттлер, Кетлер), отчаявшись получить помощи от Императора и германских князей, отдался в 1560 году под покровительство Польско-Литовского государства, в 1561 году сложил с себя свой сан, снял орденское облачение, уступил Литве Ливонию и получил от Великого князя литовского, польского короля Сигизмунда Августа в лен Курляндию и Земгалию, положив начало династии герцогов Курляндских.

В заключение представляется необходимым упомянуть о существовании на Пиренейском полуострове Ордена меченосцев Святого Иакова Компостельского (Ордена Святого Иакова и Меча, именовавшегося также Орденом Сантьяго). Члены Ордена меченосцев Святого Иакова (имевшего две ветви - испанскую и португальскую) носили белые плащи и туники с изображением прямого красного меча (эспады) острием вниз (впоследствии превратившегося в красный лилиевидный крест с нижним концом, переходившим в лезвие меча).

Здесь конец и Богу нашему слава!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СПИСОК МАГИСТРОВ («ГЕЕРМЕЙСТЕРОВ» ИЛИ «ГЕРРЕНМЕЙСТЕРОВ») ОРДЕНА БРАТЬЕВ-МЕЧЕНОСЦЕВ

1202-1209 - Венно (Вейнгольд, Винно, Вингольд, Фьюнгольд) фон Рорбах

1209-1236 - Фольквин (Фолькуин, Волквин) фон Наумбург цу Винтерштаттен (Винтерштеттен)

1236-1237 - Рутгер (исполняющий обязанности «герренмейстера» гладиферов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СПИСОК «ЛАНДМЕЙСТЕРОВ» (ЗЕМСКИХ, ЗЕМЕЛЬНЫХ ИЛИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ, МАГИСТРОВ) ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА (ДОМА) ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В ЛИВОНИИ

1237-1238 - Герман Бальк;

1238-1241 - Дитрих фон Грюнинген (Грёнинген);

1241-1242 - Андреас фон Фельбен (Вельвен);

1242-1246 - Дитрих фон Грюнинген (вторично);

1246-1248 - Генрих фон Геймберг;

1248-1253 - Андреас фон Фельбен (вторично);

1253-1254 - Эбергард фон Сайн (Зайн) - исполняющий обязанности (и.о.) «ландмейстера»;

1254-1257 - Анно фон Зангерсгаузен;

1257-1260 - Буркхард фон Горнгаузен (Гернгаузен, Гергнгузен, Горнгузен);

1261 Георг фон Эйхштетт;

1261-1263 - Вернер фон Брейтгаузен;

1263-1266 - Конрад фон Мандерн;

1267-1270 - Отто(н) фон Лаутерберг;

1270 Андреас фон Вестфален (и.о.);

1270-1273 - Вальтер фон Нордек;

1273-1279 - Эрнст фон Ратцебург;

1279-1280 - Гергард фон Катценэльнбоген (Катценэлленбоген);

1280-1281 - Конрад фон Фейхтванген;

1281-1282 - Ман(е)гольд фон Штернберг;

1282-1287 - Вильгельм фон Ниндорф;

1288-1289 - Конрад фон Гаттштейн;

1290-1293 - Бальтазар Гольте;

1293-1295 - должность «ландмейстера» оставалась вакантной;

1295-1296 - Генрих фон Динклаге;

1296-1298 - Бруно;

1298-1307 - Готтфрид фон Рогге;

1307-1309 - должность «ландмейстера» оставалась вакантной;

1309-1322 - Гергард фон Йорк;

1322-1324 - Конрад Кессельгут (и.о.);

1324-1328 - Реймар Гане;

1328-1340 - Эбергард фон Монгейм;

1340-1345 - Буркхард фон Дрейлебен;

1345-1359 - Госвин фон Герреке (Герике);

1359-1360 - Андреас фон Штейнберг (и.о.)

1360-1364 - Арнольд фон Витингове (Фитингоф);

1364-1385 - Вильгельм фон Фримерсгейм;

1385-1388 - Робин фон Эльтц;

1388-1389 - Иоганн фон Оле;

1389-1401 - Веннемар фон Бруггеней;

1401 Бернгард Гёвельман (и.о.);

1401-1413 - Конрад фон Фитингоф(ен);

1413-1415 - Дитрих Торк;

1415-1424 - Зигфрид Ландер фон Шпангейм (Шпонгейм);

1424 Дитрих Кра (и.о.)

1424-1433 - Циссе (Киссе) фон дем Рутенберг;

1434-1435 - Франк Кирскорф;

1435-1437 - Генрих фон Бёкенфёрде-Шюнгель;

1437-1438 - Готтфрид фон Рутенберг (и.о.);

1438-1439 - Генрих Финке (Винке) фон Оверберг (и.о.)

1439-1450 - Генрих Финке (Винке) фон Оверберг;

1450 Готтгард фон Плеттенберг (и.о.);

1450-1469 - Иоганн фон Менгеде-Остгоф;

1469-1470 - Иоганн фон Крикенбек (и.о.);

1470-1471 - Иоганн Вольтус (Вальгауз) фон Герзе (Геерзе);

1471-1472 - Бернгард фон дер Борх (и.о.);

1472-1483 - Бернгард фон дер Борх;

1483-1485 - Иоганн Фрейтаг фон Лорингофен (и.о.);

1483-1485 - Иоганн Фрейтаг фон Лорингофен;

1494-1535 - Вольтер фон Плеттенберг (годы жизни: 1450-1535)

(в 1501-1502 гг. обязанности «ландмейстера» исполнял Веннемар фон Дельвиг);

1535-1549 - Герман фон Брюггеней (Бруггеней);

1549-1551 - Иоганн фон дер Рекке;

1551-1557 - Генрих фон Гал(л)ен;

1557-1559 - Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг;

1559-1561 - Готтгард Кеттлер (Кетлер, Кеттелер) - светский герцог Курляндии
с 1561 по 1587 гг.).

В периоды, в которые должность ливонского «ландмейстера» оставалось вакантной, управление ливонским орденским государством «тевтонов» осуществлялось непосредственно ведомством Верховного магистра («Гохмейстера») «тевтонов» из Пруссии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СПИСОК ЛИВОНСКИХ «ЛАНДМАРШАЛОВ» ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

1237–1239: Рутгер;

1241: Вернер;

1279: Гергард фон Катценэльнбоген;

1300: Генрих;

1306: Куно;

1316: Генрих;

1324–1328: Иоганн Унгнаде;

1330: Эмеко Гаке;

1342, 1347–1349: Бернгард фон Ольдендорф;

1354–1375: Aндреас фон Штейнберг;

1375–1385: Робин фон Эльц;

1387–1393: Иоганн фон Оле;

1395–1404: Бернгард фон Гёвельман;

1410: Герман Финке (Винке):

1417–1420: Гергард Вреде;

1420–1422: Вальрабе фон Гунсбах;

1422–1427: Дитрих Кра;

1427–1431: Вернер фон Нессельроде;

1432–1434: Франк Кирскорф;

1434–1435: Генрих фон Бёкенфёрде по прозвищу Шунгель;

1435–1441: Готфрид фон Роженберг;

1441–1448: Генрих фон Гортлебен;

1450–1461: Готтгард фон Плеттенберг;

1462–1468: Гергард фон Маллинкродт;

1468–1470: Иоганн фон Крикенбек по прозвищу Шпор (Спор);

1470–1471: Лубберт фон Фарссем (Варссем);

1471: Бернгард фон дер Борх;

1472–1488: Koнрад фон Герценроде;

1489–1494: Вольтер фон Плеттенберг;

1495–1501: Генрих фон дер Брюгген;

1502–1529: Иоганн фон дем Брёле по прозвищу Платер;

1529–1535: Герман фон Брюггеней по прозвищу Газенкамп;

1535–1551: Генрих фон Гален;

1551–1556: Каспар фон Мюнстер (Яспер фон Мюнстер);

1556–1558: Кристоф фон Нейгоф по прозвищу Лей;

1558–1560: Филипп Шал(л)ь фон Белль

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав