История эфиопии кратко. Краткая история эфиопии

Название «Эфиопия» происходит от двух греческих слов: «Эфио», что переводится как «обоженый», и «Пиа», что переводится как «лицо». Все вместе переводится, как «обгоревшее лицо», потому что местный народ очень смуглолицый. Эсхил описал об Эфиопии: «далекая земля черных людей».

Гомер описывал народ Эфиопии, как очень благочестивых людей, которым благоприятствуют боги. Однако эти литературно-исторические сведения об Эфиопии были весьма расплывчатыми.

В конце девятнадцатого века император Менелик II расширил границы страны до тех самых пределов, какими мы знаем их сегодня. В марте 1896 года итальянские войска попытались войти в Эфиопию насильно и были разгромлены армией императора Менелика.

Сражение при Адуа было единственной победой африканской армии над европейской армией во время разделения территорий Африки, которые сохранились независимо от границ страны. Эфиопия является единственной африканской страной, которая никогда не была колонизирована, хотя итальянская оккупация длилась с 1936 года по 1941 год.

В дополнение к очень сильной монархии, чья имперская линия прослеживается от царя Соломона и царицы Савской, эфиопская православная церковь была главной силой в стране. Она очень хорошо сочеталась с политической системой, она способствовала развитию национализма, образованию географического центра в горной местности.

Сочетание церкви и государства было неразрывным союзом, который был сформирован с момента принятия христианства в 333 году. И так продолжалось до 1974 года, когда социалистическое правительство (Дерге), известное своей жестокостью, не начало регулировать нацию вплоть до 1991 года.

Революционно-демократический фронт эфиопских народов победил Дерге, установил демократическое правление, которое в настоящее время является системой правления в Эфиопии.

Последние двадцать пять лет ХХ века были временем восстания и политических волнений, но эти годы представляют собой лишь небольшую часть времени, в течение которого Эфиопия была политически активной. К сожалению, международное положение страны снизилась со времен правления императора Селассие, когда Эфиопия стала единственным африканским членом Лиги Наций, и ее столица, была домом для международного сообщества.

Военные конфликты, засуха и проблемы со здравоохранением сделали народ Эфиопии одним из беднейших африканских народов в экономическом смысле, но ожесточенная тяга народа к независимости и историческая гордость за людей делает население страны особенным.

Появление нации

Эфиопия была домом для некоторых ранних популяций гоминидов и, возможно, здесь впервые появился человек прямоходящий, здесь он развивался и расширял границы своего государства в Африке, чтобы в дальнейшем будущем заселить Евразию 1,8 млн лет назад.

Наиболее заметной палеоантропологической находкой в стране была "Люси", женщина-австралопитек, точнее ее кости были найдены в 1974 году и называются они «Dinqnesh», что в переводе с эфиопского означает «вы изумительны». Система письма среди значительной части населения восходит по крайней мере к 800 г. до н.э.

Прото-эфиопское письмо было выгравировано и инкрустировано на каменных дощечках, которые были найдены в горной местности, в частности в городе Йеха. Происхождение этой цивилизации является предметом спора.

Традиционная теория утверждает, что иммигранты с Аравийского полуострова поселились на севере Эфиопии, в результате чего с ними переселился их язык и их письмо, прото-эфиопская письменность (или сабей), которая также была обнаружена на восточной стороне Красного моря.

Эта теория о происхождении эфиопской цивилизации ставится под сомнение. Новая теория гласит, что оба побережья Красного моря были единым культурным блоком, и что рост цивилизации в горных районах Эфиопии не был продуктом диффузии и колонизации из южной Аравии, он представлял собой культурный обмен, в котором народ Эфиопии играет жизненную и активную роль.

В течение этого периода времени, водные пути, такие как Красное море, играли значение дорог, в результате чего совершался культурный и экономический обмен. Красное море связывало людей на обоих побережьях, и произошло появление единого культурного блока, который включал в себя Эфиопию и Йемен, которые в течение долгого времени расходились в разных культурах.

В первом веке нашей эры древний город Аксум стал политическим, экономическим и культурным центром в регионе. Аксумиты доминировали в торговых отношениях в Красном море в третьем веке. К четвертому веку они были одними из четырех стран мира, наряду с Римом, Персией и Кушанским царством на севере Индии в вопросе чеканки и оборота золотых монет.

В 333 году император Эзана и его придворные приняли христианство. В том же самом году римский император Константин тоже принимает христианство. Аксумиты и римляне становятся экономическими партнерами, которые контролировали торговлю на Красное море и Средиземное море.

Империя Аксум процветала до шестого века, особенно в период, когда император Калеб завоевал большую часть Аравийского полуострова. Тем не менее, аксумская империя в конце концов стала раскалываться в религиозном плане, потому что на территорию страны стал проникать ислам. В результате этого исторического момента произошла потеря контроля над торговлей в Красном море, а также произошло истощение природных ресурсов в стране, которые поддерживали состояние окружающей среды и жизни населения. Политический центр переместился на юг страны в горы Лалибэлы. Около 1150 года на правление взошла новая династия. Эта династия носила имя Цагве, она не контролировала большую часть северной Эфиопии с 1150 до 1270 года. Монархи династии Цагве утверждали, что свой род они ведут от Моисея, потому что в эфиопской политике было очень важно, чтобы правители были потомками каких-либо известных исторических деятелей.

Династия Цагве не смогла поддерживать национальное единство, поэтому склоки в сфере политического правления привели к снижению авторитета династии. Небольшое христианское царство Шоа на севере страны манеру правления династии Цагве, а также экономические моменты в тринадцатом веке.

Вскоре против династии Цагве случился заговор, и царя, который правил в это время. Правителем страны стал Йеунно Амлак, который убил царя династии Цагве. Новый правитель стал делать большой акцент на единстве нации, и это у него хорошо получалось.

Национальное единство Эфиопии

Большинство историков считают Йекунно Амлака основателем Соломоновой династии. В процессе легитимизации своей власти, император создал литературное направление, которое восхваляло правление царей, оно называлось Кебра Негаст («Слава царей»). В дальнейшем это литературное направление стало рассматривается в качестве национального эпоса.

«Слава царей» представляет собой смесь местных и традиции устного творчества, Ветхого и Нового Заветов, апокрифических текстов, а также и еврейских и мусульманских комментариев. Эпос был написан шестью книжниками, которые написали произведение на арабском языке.

В центре повествования находятся фигуры царя Саламона и царицы Савской, эти образы описаны здесь как исторические деятели, очень многое взято из Библейской Книги Царств. В эфиопской версии царь Соломон и царица Савская родили ребенка, назвали его Менелик (чье имя происходит от древнееврейского «бен-мелех», что означает «сын царя»), который организует еврейскую империю в Эфиопии.

При появлении этой империи Менелик I приносит с собой заветы, которые вместе с ним поддерживают старшие сыновья израильских вельмож. Менелик Первый восходит на престол и становится первым императором Эфиопии, основателем Соломоновой династии.

С данного литературного эпоса национальное единство Эфиопии стало общепризнанным, а эфиопский народ стал считаться богоизбранным. Считается, что монархи Эфиопии произошли от царя Соломона, а эфиопские люди являются потомками сыновей израильских вельмож.

И православная церковь, и монархия способствовали развитию национализма в стране. В эпилоге «Славы царей» христианство пришло в Эфиопию и было принято в качестве законной религии. Таким образом, империя была генеалогически соединена с великими еврейскими королями, но кроме того в Эфиопии признавали учение Иисуса Христа.

Соломонова монархия имела разную степень политического контроля над Эфиопией с момента прихода к власти Йекунно Амлака в 1270 до свержения Хайле Селассие в 1974 году.

Монархия в Эфиопии была сильной централизованной системой правления, но в другие периоды региональные цари усиливали ее мощь все больше. Менелик II сыграл важную роль в поддержании чувства гордости в эфиопском народе, он преподнес страну миру в качестве независимого государства. 1 марта 1896 года Менелик II и его армия разгромили итальянцев на Адве. Независимость, которая возникла в результате этой битвы, во многом способствовала эфиопской националистической гордости в самоуправлении, и многие воспринимают эту битву как победу всей Африки и африканской диаспоры.

Этнические отношения

Традиционно Амхара были доминирующей этнической группой, Тиграи всегда выступали в качестве вторичного народа. Другие этнические группы по-разному реагировали на эту ситуацию. Устойчивость Амхара к господству привели различные сепаратистские движения, особенно в Эритрее и среди народа Оромо.

Эритрея культурно и политически являлась частью горной Эфиопии еще до времен Аксума. Тем не менее, в 1889 году, император Менелик II подписал договор, в котором было прописано, что Эфиопия меняет Эритрею на итальянское оружие, а Эритрея в свою очередь отходит под правление итальянцев. Эритрея стала итальянской колонией и оставалась ею до конца Второй мировой войны.

В 1947 году подписала Договор, в котором отказалась от всех своих колониальных претензий в пользу Франции. Организация Объединенных Наций в 1950 году приняла резолюцию о признании Эритреи в качестве федерации, которая находилась под правлением эфиопской монархии. К 1961 году эритрейские повстанцы начали борьбу за независимость по средствам партизанской войны.

В ноябре 1962 года Хайле Селассие упразднил федерацию и послал свою армию, чтобы подавить сопротивление, насильно подчинить Эритрею против воли ее народа.

Африканские лидеры приняла Постановление Каира в 1964 году, закрепившее старые колониальные границы в качестве основных границ национального государства. По этому договору Эритрея должна была обрести независимость, но из-за международной политической мощи и военных сил Хайле Селассие Эфиопия сохранила контроль.

Эритрейские повстанцы сражались против императора до 1974 года. Эритрейскими Народный фронт освобождения сражался бок о бок с РДФНЭ и вытеснил Дерге в 1991 году, и в это время Эритрея стала независимым национальным государством. Политическая конфронтация продолжается, Эфиопия и Эритрея воевали с июня 1998 по июнь 2000 года на границе между двумя странами, при чем каждая из стран обвиняла другую в нарушении своего суверенитета.

В Эфиопии также существует проблема этнической группы Оромо. Хотя Оромо явлеются самой большой этнической группой в Эфиопии, она никогда в своей истории не имела возможности иметь политическую власть. В период европейского колониализма в Африке, эфиопские горцы предприняли внутриафриканское колониальное предприятие.

Многие этнические группы в нынешнем состоянии Эфиопии, например, Оромо, были подвергнуты этой колонизации. Завоеванные этнические группы принимали условия доминирующих этнических групп (их национальную культуру). Такая деятельность по отношению к другим этническим группам была незаконной до начала 1970-х годов, которые ознаменовали конец правления Хайле Селассие.

Даже сегодня после того, как этническое федеральное правительство было установлено над всеми этническими группами Эфиопии, народ Оромо все равно не слишком доволен политической ситуацией.

Принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн. лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Минейского и Саввского (Сабейского) царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией), Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV в.) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке.

Образование Арабского халифата и арабские завоевания на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке отрезали Аксумское царство от рынков вокруг Средиземного моря, что и привело к упадку аксумской экономики и распаду Аксума, который закончился в первой половине XI века. Однако культурное наследие древнейшего крупного государства Эфиопии стало фундаментом для формирования христианской культуры средневековой Эфиопии. В XII в. состоялось повторное объединение страны в нестойкий конгломерат феодальных христианских государств под властью правителя области Ласта. Творцом Эфиопской империи явился девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344), распространивший свою власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивший стране выходы к Красному морю, в том числе и Аденскому заливу. Хотя созданное государство было по существу феодальным, но рабовладение продолжало сохранять важное значение для экономики страны. Верховный правитель Эфиопии вновь принял титул негус негусти (так благодаря Николаю Гумилёву нам известно название древнего эфиопского титула - нэгэсти, то есть «царь царей»).


: История
Алжир | Ангола | Бенин | Ботсвана | Буркина Фасо | Бурунди | Габон | Гамбия | Гана | Гвинея | Гвинея-Бисау | Джибути | Замбия | Зимбабве | ¹ | Кабо-Верде | Камерун | Кения | Коморские острова | Конго, Демократическая Республика | Республика Конго | Кот-д’Ивуар | Лесото | Либерия | Ливия | Мадагаскар | Малави | Мали |

Краткая история Эфиопии

Кирилл Лесицко

Эфиопия - страна с древнейшим христианством и имперской организацией стала "землей обетованной" для всех раста. Но не каждый раста знает "откуда есть пошло-" Вот поэтому и попытаемся осветить этот вопрос хотя бы вкратце.
Эфиопия или Абиссиния (от арабского названия страны - Хабашат) в основном заселена народами семито-хамитской семьи, то есть семитами и кушитами. Если кушитов можно назвать неграми (негроидами), то семиты ближе к арабам и евреям. Семиты -- это основные народы создавшие первое эфиопское государство: амхара, тигре, тиграи, гураге.
Ландшафт страны в основном представляет собой плоскогорье с небольшими (50-800м в диаметре и 5-20м) округлой формы столовыми горами (амба). Как следует из названия у них абсолютно ровная поверхность и отвесные стены. Поэтому они являются естественными крепостями, которые во время нашествий при необходимости дополнительно укреплялись и служили укрытиями для населения.
Первое эфиопское государство - Аксум. Начинает упоминаться с конца I века. Возникло на севере современной Эфиопии, на территории населенной сейчас тиграи. Царствующая династия ведет свой от Менелика - сына библейского царя Соломона и царицы Савской, поэтому и называется Соломониды. Первым царем (негусом), был Зоскал. События дохристианской Эфиопии нам практически неизвестны из-за отсутствия летописей. Между тем слава Аксума росла и в конце III века копты-манихейцы уже называют его "одним из четырех царств света" наряду с Римом, Персией и Китаем. Аксум принимает участие в большой политике. Возводятся громадные оросительные сооружения, плотины, водохранилища. Столица застраивается величественными дворцами. В центре столицы возводятся семь гигантских стел. Самая большая из них представляла собой монолит высотой 33,5 м. До наших дней сохранилась лишь 23 метровая стела, украшенная изображениями окон, что делает ее похожей на современные американские небоскребы.
Языком Аксума был геэз. В отличие от общесемитской традиции письменность здесь развивалась слева направо, как и в Европе.
В 330 году два молодых христианина из Тира, после того как их корабль потерпел крушение, были приняты при аксумском дворе. Один из них, Фрументий, обратил в свою веру царя Эзану.
Рукоположенный в священники александрийским патриархом Афанасием, Фрументий вернулся в Эфиопию и стал первым епископом Аксума. Царствование Эзаны было блестящим: присоединена Южная Аравия, покорена Нубия и Шоа, представители Эфиопской церкви участвуют во вселенских соборах наравне с византийцами.
Затем наступило время преемников Эзаны, о которых нам мало известно, но то, что они утратили контроль над Южной Аравией (Химьяром) является неопровержимым фактом.
Через полтора века наступило правление Калеба (510-558), столь же славное, как и царствование Эзаны. Именно тогда Косма Индикоплов посетил и описал Аксум (около 520 г.). В то же время весь христианский мир был взбудоражен войной аксумитов с Химьяром. В Южной Аравии очень усилилось влияние иудеев; стали известны случаи религиозной нетерпимости. Один иудейский царек, Зу Нувас, устроил даже резню христиан в городе Награн. Калеб послал туда военную экспедицию. Таким образом правитель Аксума выступил поборником и защитником христианской веры, и кстати, опять присоединил Химьяр. Император Юстиниан счел нужным направить в 531г. к аксумитам посольство с просьбой о помощи у могущественных единоверцев против Персии.
После смерти Калеба один из наместников Химьяра, Абраха, объявил себя независимым. Испытывая зависть к великому святилищу Кааба и желая превратить собственную базилику в Санаа в религиозный центр Аравии, он снарядил против Мекки военный поход с участием слонов. Название одной из сур корана определяется этим событием: так год рождения пророка назван "годом слона". Неудачный поход повлек за собой тяжелые последствия. Он способствовал пробуждению арабов Хиджаза и тем самым подготовил рождение новой религии.
В качестве пассивного наблюдателя Аксум присутствует при рождении и развитии ислама. Вначале отношения между аксумитами и мусульманами, были дружественными. В 615 г. Осман, племянник Мухаммеда, укрылся в Эфиопии, а вслед за ним и другие сторонники пророка нашли убежище в Аксумском царстве в период хиджры, Билаль, первый муэдзин Мухаммеда, был эфиопом. Эфиопию не затронули великие волны арабских завоеваний, но происходила постепенная исламизация окрестных языческих племен (данакиль, хадендоа, занефадж, и др), что позже превратилось в большую проблему.
Некогда пышная цивилизация Аксума постепенно угасала. Отношения Эфиопии с христианскими царствами Нубии не были тесными. Да и в целом Эфиопия была отрезана от остального христианского мира: в течение веков Европа почти не вспоминала о ее существовании. Самые серьезные столкновения в раннем средневековье происходили не с мусульманами, а с язычниками и иудеями. Особенно с племенами агау (частично язычниками, частично иудеями). Эти древние племена занимали возвышенности в большой излучине Голубого Нила. Некая царица из Сымена, иудейка по имени Гудит, разрушив город Аксум, в течение 40 лет преследовала христиан. В самом конце Х века правитель Аксума направляет письмо царю Георгию в Нубию; он описывает опустошения, причиненные вторжением войска соседней царицы, и просит его выступить посредником перед патриархом Александрии, чтобы тот прислал в Эфиопию митрополита (абунэ). Действительно, правитель относил все невзгоды, постигшие его страну, за счет того, что место абунэ долго пустовало. Новый митрополит прибыл, и вторжение было отбито. Но тем не менее аксумская цивилизация клонилась к закату.
В начале ХII века правящий царь из династии Соломонидов, Дельноад, был свергнут, и царством завладела династия Загуэ, по происхождению агау. Она перенесла столицу, из Аксума в Роху, которая впоследствии стала называться Лалибэла, по имени самого знаменитого царя этой династии, которого считают святым. Ему мы обязаны 11 церквами, вырубленными в скале, которые являются жемчужиной мировой архитектуры. Его сын Наакуэто Лааб также строил церкви. Но это не помогло Загуэ удержаться на троне.
В середине XIII века Йикуне Амляк, потомок последнего царя династии Соломонидов, возглавил восстание против Загуэ, и пятый царь этой династии, Йетбарак был убит в битве в 1268 году. История падения Загуэ неясна ввиду противоречивых данных традиции и письменных источников, в которых говорится, что великий эфиопский святой Тэкле Хайманот убедил Йетбарака вернуть царство в руки законной династии.
Йикунэ Амляк царствовал 15 лет под именем Иоанн (Йоханныс), затем на престол взошел его сын, Ягбыа Цийон, царствовавший под именем Соломон, ему приписывают введение практики, просуществовавшей затем несколько веков: при восшествии царя на престол бросать в тюрьму на горе Амба Гешен, всех своих братьев, чтобы устранить возможных претендентов на трон из царской семьи, не предавая их смерти.
В 1312 на престол взошел Амдэ Цийон под именем Гэбрэ Маскаль. Именно в его правление произошло первое крупное столкновение с мусульманами. В 1329 году Сабр ад-Дин, царь Ифата напал на Эфиопию угрожая завоевать всю страну. Амдэ Цийон собрал свою армию и упорно сражался против гораздо более многочисленного войска мусульман, которое, в конце концов было им наголову разбито. Пять мусульманских государств - Ифат, Хадья, Даваро, Бали и Фатагар стали вассалами царя Эфиопии. В его правление абунэ (митрополит) Яыкоб (Иаков) учредил должность ычэге (главу всех монахов), сделав его вторым лицом в эфиопской церкви. И хотя впоследствии ычэге назначался царем, он обычно был настоятелем Дэбрэ-Либаноса (монастыря святого Тэкле Хайманота, главного в Эфиопии). В противоположность абунэ, который вплоть до 1950 г. всегда был египтянином, назначаемым Александрией, ычэге был эфиопом.
После Амдэ Цийона, из-за участившихся набегов мусульман, постоянная столица перестала существовать, и цари перемещались живя в шатре, а в сезон дождей обосновывались в различных местах, причем некоторые из этих временных резиденций в какой-то мере получили статус столицы. Такие резиденции охранялись тройным кольцом стражи, не только военной, но и духовной. Вокруг шатра царя, внутри периметра лагеря, и с внешней стороны его пределов днем и ночью сотни монахов читали молитвы, совершали крестные ходы, кропили святой водой не давая злу проникнуть внутрь.
Сын Амдэ Цийона - Невайа Крыстос царствовал под именем Сайфа Арад (1342-1370) он начал войну с Египтом, из-за того, что египетский султан заточил в тюрьму Маркоса, патриарха Александрии и добился его освобождения.
Давит I (1380-1409) сын Невайа Крыстоса известен только тем, что закончил войну с султаном Египта.
Йисхак (1412-1427) царствовал под именем Гэбрэ Маскаль. Младший сын Давита I, он сражался с мусульманами, которыми предводительствовал Саад ад-Дин. Он разбил Саад ад-Дина и гнал его до побережья и овладел портом Массауа.
Зэра Яыкоб (1433-1468), младший брат Давита I, царствовал под именем Кастантинос, был могущественным и умелым правителем. Царство, на которое распространялась его власть, простиралось от Тигре до Шоа. Он выстроил множество церквей, написал семь богословских книг. Боролся с теми, кто все еще поклонялся языческим богам, включая и собственных детей, четверых из пяти сыновей он убил.
Он реорганизовал административный аппарат. Наиболее значительным было учреждение должности бехтвадада (первого министра), при последующих царях эту функцию стали выполнять два бехтвадада, с правой стороны (высший) и с левой стороны (помощник).
Либнэ Дынгыль (1508-1540) царствовал под именами Ванаг Сагад, Давит, Ытана Дынгыль. В его правление случилось многое, главное, это конечно нашествие Граня, которое для Эфиопии является тем же, что нашествие Батыя для России. Но сначала был приезд посольства от португальского короля, с предложением союза против мусульман, которое возглавлял Родригу да Лима. В посольство входил также преподобный Франсишку Алвариш, который представлял, не столько португальцев, сколько иезуитов. Вследствие этого между Лимой и Алваришем происходили непрерывные ссоры, которые страшно шокировали эфиопов, непосвященных в тонкости европейской политики, и которым было странно представить в подобной ситуации своего царя и митрополита, что и послужило основной причиной провала посольства.
В несчастный год отъезда португальских послов Либнэ Дынгыль направил в Адаль войско, под командованием азмача (воеводы) Дыгальхана, для контрмер против набегов мусульман. К несчастью на его пути оказалась Зейла, войсками правителя которой командовал Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази, прозванный Гранем (Левшой). В короткой битве у стен Зейлы эфиопская армия была разбита, сам Дыгальхан убит. После чего мусульмане, поднятые призывом Граня истребить неверных, массой нахлынули в Эфиопию. Страна была опустошена с юга до севера. Было разграблено и сожжено множество монастырей и церквей, был даже уничтожен собор в Аксуме. За Либнэ Дынгылем гнались по пятам по всей стране. Он умер в 1540 г. когда страна впала почти полностью в руки мусульман.
В его же несчастное правление началось постепенное проникновение в Эфиопию скотоводов галла. Они распространились с юго-запада, придя, из района озера Рудольф, продвинулись к северу, заняв значительную часть Центральной Эфиопии. Галла не причиняли стране ужасных разрушений, их присутствие носило иной, более долговременный характер, они смешивались с эфиопским населением, оставаясь навсегда. Эфиопы были заняты войной с Гранем, и не смогли оценить размах и значение этого.
Галавдевос (1540-1559) царствовал под именем Ацнаф Сагад. Хотя Галавдевос был младшим из оставшихся в живых сыновей Либнэ Дынгыля, именно он стал царем, поскольку старший сын Минас был в плену у мусульман. Хотя он был молод и неопытен, продолжал войну с Гранем очень энергично и напористо.
Оставшийся в стране один из членов португальского посольства Жуан Бермудиш, был отправлен еще Либнэ Дынгнылем в Португалию с просьбой о помощи против Граня. Жуан III Португальский приказал вице-королю Индии, Гарсиа да Норонья, послать экспедицию в Эфиопию. Но Норонья внезапно умер, а его преемник Эштеван да Гама не торопился отправлять помощь, которой так не доставало; он снарядил незначительную экспедицию на Красное море лишь в 1540 г., когда умер Либнэ Дынгыль. Тем не менее около 400 португальских мушкетеров, вооруженных самым современным огнестрельным оружием, под командой брата вице-короля, Криштована да Гама, присоединились к эфиопской армии.
11 февраля 1542 г., к востоку от озера Тана, состоялось большое сражение, в котором Криштован да Гама, метким выстрелом сразил Граня. Это положило конец войне, страна постепенно была освобождена, везде восстановлена власть царя. Португальцы в награду за помощь получили обширные земли в лучших районах страны.
Бермудиш, приведший португальцев, был человеком невежественным и нетактичным, стал претендовать на титул главы эфиопской церкви, его поведение вызвало недоразумения между португальцами и царем. Его изгнали для общего мира и спокойствия.
В 1555 г. иезуиты послали в Эфиопию в качестве "епископа" Андре де Овьедо. Один из сопровождавших его богословов написал трактат, где обосновывал превосходство католической религии. На это Галавдевос, сам, блестяще ответил "Исповедью веры", имеющей богословское значение и в наши дни.
Считая, что бехтвадады, постепенно стали слишком могущественными, Галавдевос упразднил эти должности и стал править без помощи министров. Но такие меры сильно затруднили борьбу царя против вторжения галла.
В 1558 году Нур ибн Муджахид, эмир Харэра и племянник Граня, возобновил военные действия, чтобы отомстить за смерть дяди. В марте 1559 года в одной из битв он убил Галавдевоса и вернулся в Харэр с его головой на копье.
Минас (1559-1563) царствовал под именем Адмас Сагад. Он наследовал своему младшему брату, не имевшему сыновей, который освободил его из мусульманского плена. Но Минас, также, как и отец, был неудачлив в управлении государством. Восстала армия, провозгласившая царем некоего Тазкаро, незаконного сына одного из его братьев. Восстание было подавлено, но основной подстрекатель восстания - бахр нэгаш (губернатор прибрежных провинций) Йисхак бежал, и побудил турецкого пашу в Массауе, напасть на Минаса, который вскоре погиб.
Сэрцэ Дынгыль (1563-1597) царствовал под именем Мэляк Сагад. Этот сын Минаса стал царем в 13 лет. При поддержке Йисхака против царя продолжались выступления, провозглашались цари-марионетки. Пока продолжались восстания, царь организовал два военных похода на юг, против галла, напавших на Вадж, и нанес им серьезное поражение в 1572г.
Вероломный бахр нэгаш Йисхак вновь восстал в 1575г. Обещая свою поддержку, он побудил Мохаммада, царя Адаля, захватить Вадж; однако Мохаммад был разбит. Тогда Йисхак примкнул к туркам в Массауе. Сэрцэ Дынгыль направился в Тигре, разбил турок и убил Йисхака в 1579г. Кроме периодических сражений с галла (которые, в частности, терпели поражения в 1572, 1577, 1585, 1587гг.) Сэрцэ Дынгыль был занят войнами против фалаша в Сымене и агау кзападу от Годжама. Вожди фалаша были побеждены в 1590г. Агау были подчинены в ходе двух походов. Затем царь направился в Энарью, где он обратил в христианскую веру вождя Баданчо и возвел христианские храмы.
В 1588г. когда турки из Массауы вторглись в Тигре и победили Дахарагота, макваннына (губернатора) Тигре, царь поспешно прибыл туда во главе войска и подавил их.
Сэрцэ Дынгыль восстановил должность первого министра, хотя с некоторыми изменениями: вместо двух министров теперь был один, принявший титул рас; в его обязанности входили скорее военные дела, нежели гражданское управление.

Форма правления парламентская республика Площадь, км 2 1 104 300 Население, чел. 93 877 025 Рост численности населения, в год 1,01 Средняя продолжительность жизни 55 Плотность населения, чел./км2 77 Официальный язык амхарский Валюта эфиопский быр Международный телефонный код +251 Зона в Internet .et Часовые пояса +3






















Краткая информация

В Эфиопии проживает примерно 80 разных национальностей, а также множество религиозных и языковых групп людей, что говорит про очень красочный характер этой страны. Эфиопия – это сочетание бедности и богатства, урбанизации и природы. В этой стране можно увидеть скальные храмы, крупнейший африканский рынок, уникальную природу и не менее уникальный животный мир.

География

Эфиопия располагается в Восточной Африке. На севере граничит с Эритреей, на востоке – с Джибути и Сомали, на западе – с Суданом и Южным Суданом, а на юге с Кенией. Выхода к морю нет. Общая площадь этого государства – 1 104 300 кв. км., а общая длина государственной границы – 5 328 км.

Большая часть Эфиопии находится на Африканском Роге, который является самой восточной частью Африканского континента. Территория этой африканской страны очень разнообразна – там есть не только низменности, степи, пустыни и полупустыни, но и горы, а также тропические леса. Вообще, около 70% территории страны занимает Эфиопское нагорье. Самая высокая местная вершина – гора Рас-Дашен, чья высота достигает 4 620 метров.

Столица Эфиопии

Аддис-Абеба - столица Эфиопии. Население этого города сейчас составляет более 3 млн. человек. Аддис-Абеба была основана в 1886 году эфиопским императором Менеликом II.

Официальный язык Эфиопии

Официальный язык – амхарский, относящийся к эфиопской группе южносемитской ветви семитской языковой семьи.

Религия

Около 62 жителей – христиане (Эфиопская восточная христианская церковь и протестанты), около 32% - мусульмане, а примерно 2,6% считают себя сторонниками традиционных африканских религиозных культов.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1995 года, Эфиопия – это федеративная демократическая республика во главе с Президентом, избираемым на 6 лет.

Двухпалатный эфиопский парламент называется Федеральная Парламентская Ассамблея, он состоит из Совета Федерации (110 человек) и Совета народных представителей (547 депутатов).

Основные политические партии – «Революционно-демократический фронт эфиопских народов», «Демократическая партия сомалийцев» и «Демократическая партия народов Бенишангул-Гумуза».

Административно страна делится на 9 штатов и два самоуправляемых города (Аддис-Абеба и Дыре-Дауа).

Климат и погода

В Эфиопии три климатические зоны, в зависимости от высоты над уровнем моря. На высокогорье прохладней, а на низменности жарко. Kolla (тропическая зона) - среднегодовая температура воздуха +27С, а среднегодовое количество осадков 510 мм. Woina dega (субтропическая зона) – среднегодовая температура воздуха +22С, а среднегодовое количество осадков от 510 до 1 530 мм. Dega (холодная зона) – среднегодовая температура воздуха +16С, а среднегодовое количество осадков 1 270 мм.

Сезон дождей начинается в июне и заканчивается в сентябре. Сухой сезон – с октября по май (это лучшее время для посещения Эфиопии).

Реки и озера

Самые полноводные эфиопские реки протекают на западе страны. Это, прежде всего, река Голубой Нил, чья длина достигает 1 600 километров. На севере расположено озеро Тана, которое является источником Голубого Нила.

Культура

В Эфиопии проживает более 80 этнических групп людей, каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и традиции. В этой стране мужчины и женщины имеют четко распределенные роли в обществе. Традиционно мужчины отвечают за представление семьи вне дома, а женщины ответственны за всю домашнюю работу и за детей.

Эфиопские родители чаще более строги к своим дочерям, чем к сыновьям. Вообще, у мужчин больше свободы, чем у женщин. Тем не менее, с течением времени роли мужчин и женщин даже в таком традиционном обществе как эфиопское постепенно меняются.

В Эфиопии до сих пор можно встретить племена, которые не носят вообще никакой одежды. Люди в этих племенах просто украшают свои тела татуировками.

Кухня

Эфиопская кухня уникальна даже для Африки, она развивалась в отрыве от кулинарных традиций других африканских стран. Следует отметить, что эфиопы по религиозным причинам не едят свинину.

Традиционное эфиопское блюдо – «wat», представляющее собой горячее пряное тушеное мясо с большим тонким блином (лепешкой) «injera». Существует очень много разновидностей «wat» (с курицей, бараниной, говядиной, овощами, чечевицей, горохом). Часто это блюдо подают с острыми специями, называемыми «berbere».

«Berbere» изготавливают из сушеного острого красного перца, зелени, специй, сушеного лука, чеснока и соли. Обычно «wat» кладут на «berbere». Это блюдо, впрочем, как и многие другие, эфиопы едят руками.

Также рекомендуем попробовать «Asa wat» (тушеная рыба), «Doro wat» (тушеная курица), «Enkulal» (омлет с перцем и помидорами), «Kai wat» (очень острая говядина, или мясо козы или барана), «Messer» (чечевица карри), «Shiro» (пюре из нута), «Tere sega» (сырое мясо, считается деликатесом), «Tibs» (жареная баранина с чесноком и овощами).

Традиционный безалкогольный напиток – «bunna» (кофе) Приготовление «bunna» в Эфиопии очень уникально, и поэтому этот процесс называют «кофейная церемония».

Традиционные алкогольные напитки - «tella» (эфиопское ячменное пиво), «tej» (алкогольный напиток на основе брожения меда) и «kaitaka» (крепкий алкогольный зерновой напиток).

Достопримечательности Эфиопии

В Эфиопии есть много интересных достопримечательностей. Можно сказать даже, что путешествие к какой-либо достопримечательности еще интересней, чем она сама по себе.

В Аддис-Абебе рекомендуем обязательно побывать в Национальном музее, где представлена огромная коллекция предметов, рассказывающих о многовековой истории Эфиопии. Также не забудьте увидеть в эфиопской столице крупнейший африканский рынок «Меркато», дворец императора Менелика II, Археологический музей и коптский храм Св. Георгия, построенный в 1896 году в честь победы над итальянскими колонизаторами.

Большой интерес у туристов вызывает средневековый город Лалибэла, в котором до наших дней сохранилось 11 скальных храмов.

На севере страны находится огромный гранитный Аксумский обелиск, построенный в III веке н.э. Его масса составляет 160 тонн. В конце 1930-х годов итальянцы вывезли из Эфиопии этот исторический памятник, а вернули его только в начале XX века.

Города и курорты

Самые большие города – Аддис-Абеба (более 3 млн. человек), Дыре-Дауа (более 355 тыс. человек), Назреет (более 300 тыс. человек), Гондэр (250 тыс. человек) и Мэкэле (220 тыс. человек).

Большинство туристов приезжают в Эфиопию, чтобы увидеть достопримечательности этой страны, посмотреть на ее города, познакомиться с обычаями местных жителей и с уникальной местной природой.

Сувениры/покупки

В качестве сувениров из Эфиопии привозят изделия народных промыслов, вышитые мягкие игрушки (чаще всего носорогов и верблюдов), традиционные эфиопские ножи с ножнами из кожи, ювелирные украшения, эфиопское кофе в зернах.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Чт: 08:00-15:00
Пт: 08:00-11:00 и 13:30-15:00
Сб: 08:30-11:00

Магазины:
Пн-Пт: 08:00-13:00 и 14:00-20:00
Сб: 09:00-13:00, 15:00-19:00

Виза

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему Восточноафриканскому ареалу расселения человека. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis оценивается в 2,5-2,1 млн лет. В период становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской и нилотско-кушитской языковых групп.

Территории современной Эритреи и Северо-Восточной Эфиопии к VII веку до н. э. были включены в состав Саввского царства. Благодаря этому эфиопская царская семья Соломонидов была провозглашена потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской.

В начале нашей эры в результате объединения нескольких племен на территории Эфиопии образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. Аксум торговал с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже – Персией) и Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото. Во время правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается распространение христианства. Аксумские правители принимают новую религию, укрепляя тем самым торговые отношения с могущественными державами. Арабские завоевания на Ближнем Востоке и в Африке приводят к упадку аксумской экономики и распаду царства в XI веке.

Основателем Эфиопской империи становится девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344 гг.). Он распространяет власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивает стране выходы к Красному морю. Культурное наследие Аксума становится фундаментом для основания христианской культуры средневековой Эфиопии.

В конце XV века Португалия заключила союз с Эфиопией в борьбе с набиравшей силу Османской империей. Армия после долгих поражений одержала победу над мусульманами, но часть территории Эфиопии была потеряна. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению католичество, привели к многочисленным конфликтам. В итоге в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии, а последующие 150 лет страна находилась практически в полной изоляции от Европы.

В середине XVIII века власть императора пришла в упадок, и Эфиопию охватили феодальные междоусобицы. В 1855 г. Теодрос, один из военачальников, захватил императорский престол и попытался объединить страну. После гибели Теодроса к власти вернулся Йоханныс IV. В период его последующего правления Эфиопия вела многочисленные войны против экспансии итальянцев, англичан и египтян.

В 1889 г. с Италией был заключен договор, по которому Эфиопия полностью переходила под ее влияние. 1 марта 1896 г. в сражении при Адуа император Менелик II при поддержке российских и французских войск остановил итальянскую агрессию. В 1897 г. Эфиопия подписала соглашение с Францией и Великобританией об экономическом сотрудничестве.

Первая мировая война спасла территорию Эфиопии от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Вступление страны в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость от европейских держав. В 1930 г. на престол взошел последний император Хайле Селассие I.

3 октября 1935 г. итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хайле Селассие I получил политическое убежище в Англии. Весной следующего года земли Эфиопии, Эритреи и Итальянское Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка. Только через пять лет с началом Второй мировой войны государству удалось восстановить независимость. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

В 1945 Эфиопия становится инициатором создания Организации Объединенных Наций. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовывают независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы становится под эфиопскую корону.

В 1972–1974 гг. от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибают около 200 тыс. человек. По стране идет волна массовых восстаний, император отстраняется от власти. Управление страной переходит в руки Временного правительства, которое разворачивает репрессии и расстрелы бывших императорских чиновников. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, страдает от жесточайшей засухи. В 1983 г. начинается страшный голод, унесший к началу 1985 г. более миллиона человеческих жизней.

Для освобождения Эфиопии от беспредела, учиненного Временным правительством, в 1988 г. повстанческие группировки создают Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). Бои проходят по всей территории Эфиопии и Эритреи. К 1991 году разгромлены последние правительственные воинские части. 24 мая 1993 г. Эритрея официально провозглашается независимым государством. В июне 1994 проходят общенациональные выборы в правительство Эфиопии, и принимается новая конституция.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные