Вопрос. Педагогическая деятельность и идеи шацкого. Педагогическое наследие С.Т.Шацкого С т шацкий основные идеи

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Личность П.П. Блонского

Имя Павла Петровича Блонского сегодня известно немногим. А ведь он одна из самых крупных и ярких фигур в плеяде отечественных педагогов новаторов 1920-х годов. Среди тех, кто поддержал советскую власть, охотно согласился сотрудничать с Накомпросом и вошел в узкий круг педагогов создателей первых государственных учебных программ, его отличал ряд особенных черт. Среди них можно выделить прежде всего ясное осознание важности своей деятельности, подлинную образованность, широчайшую эрудицию, глубокое знание философии, психологии, физиологии, педагогики. Но также, несомненно, и резкий характер, нетерпение и нетерпимость. Какие обстоятельства сформировали эту яркую и неоднозначную натуру? Сам Блонский был убежден в том, что все характерные черты личности могут быть выведены из особенностей ее развития в детском возрасте – это кредо в полной мере относится и к нему самому. Он родился 14 мая 1884 года в Киеве в бедной дворянской семье, сложной по своим национальным корням. Один его дед был испанец, другой поляк, одна бабушка – русская, другая – украинка. Кстати, самому Павлу Петровичу такая смесь очень нравилась.

Философские и психологические идеи П.П. Блонского

К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современной идеалистической философии.

После революции ученые степени были отменены, и диссертацию Блонский не защитил. Его книга «Философия Плотина» вышла в 1918 году. Крупнейший философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа открыла эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто цитировал Плотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.

Не меньшее значение в его судьбе сыграло и знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете. За доброе отношение и участие Блонский был ему благодарен всю жизнь, хотя впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего, по политическим мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть перестроена на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из им же созданного Психологического института.

Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудны, прежде всего в материальном отношении. Поэтому он начинает педагогическую деятельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве преподавателя был в достаточной степени вынужденным, но эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику.

Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими педагогами, бескорыстно преданными своему делу. Стремление помочь им в нелегкой деятельности стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей построения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Блонского через несколько лет, впервые послереволюционные годы. Так постепенно из занятий, которые начинались только ради приработка, вырастал новый интерес, определивший всю дальнейшую деятельность ученого.

блонский шацкий личность педагогический деятельность


Педагогическая деятельность П.П. Блонского

Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания, а сама эта работа рассматривалась Блонским как продолжение его прежней агитационной и просветительской работы. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества.

В этот период (1912-1916) появляются и первые статьи Блонского в печати. Неудовлетворенность деятельностью Московского психологического общества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который он считал оторванным от действительности и ориентированным преимущественно на идеалистическую и религиозную философию и психологию, привела его к сотрудничеству, как с педагогической, так и с публицистической прессой.

В 1922 году Блонский был привлечен Н.К. Крупской к составлению учебных программ для школы. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) оказала на Блонского большое влияние, во многом определила эволюцию его взглядов в направлении марксизма.

В суровые годы гражданской войны Блонский активно работал, написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в США и Германии. По словам профессора Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог».


Личность С.Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения. Как и позднее А.С.Макаренко, Шацкий, больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте научных кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

Философские и психологические идеи С.Т. Шацкого

Научный подход к педагогике, согласно взглядам Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде.

Все воздействующие на формирование ребенка факторы Шацкий разделил на природные –первичные и социальные – вторичные. К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим - орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам - жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй».

Сам Шацкий писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

Таково общее представление Шацкого о факторах воздействия социальной среды на личность ребенка, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Во взглядах и деятельности Шацкого особо ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

Шацкий отмечает: «Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом, пассивно воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, не свойственным натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу». Он подмечает также, что ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности.

Авторитет старших только тогда действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны взрослых, а для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого

В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

B мае 1919 г. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Она вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Сравнение педагогических систем Блонского и Шацкого

Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «…Воспитание,- писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,- должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего - творца - строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.

По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «…естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности - метод, программа, организация - должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитательного процесса».

Таким образом, в трудах П. П. Блонского и С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Если сравнить педагогические системы С.Т. Шацкого и П.П. Блонского, то в них обнаружится очень много общего: приоритетными для них была личность ребёнка, уважительное отношение к ней и его интересам. Фундаментальной основой объединяющей их педагогические системы выступает гуманизм, проявившийся, прежде всего в великой вере в огромные возможности и творческие силы ребёнка и определившийся в постановке цели педагогической деятельности как всестороннем и гармоничном развитии его личности. Идея всестороннего и гармоничного развития ребёнка как цель воспитания и образования является основополагающей в педагогических системах педагогов – новаторов 20-х и 30-х годов XX – го века.


Предварительный просмотр:

Проект «Педагогическое наследие»

Российский заочный конкурс «С.Т. Шацкий»

Вострикова Надежда Александровна,

г.Нарьян- Мар, Ненецкий автономный, округ, учитель истории, зам. директора Ненецкой школы- интерната.

КОНКУРСНЫЕ ВОПРОСЫ

Станислав Теофилович Шацкий – талантливый педагог, экспериментатор (1(13).06.1878 -- 30.10.1934)

Это П.Ф. Лесгафт.

Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта:

- Роль воспитания в развитии человека. Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребенка П.Ф. Лесгафт отводил воспитанию. П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности.

- Природосообразность воспитания в раннем возрасте. «Обыкновенно,- писал он,- приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки - все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект»

Школьные типы. В своем труде “Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

лицемерный тип; мягко забитый тип; злобно забитый тип; угнетенный тип; честолюбивый тип.

По его мнению, проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».

О семейном воспитании. П.Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

- о воспитании в детских садах. П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них еще нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера».Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

- О физическом воспитании. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. П.Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями».

Об образовании. Используя при этом термин «образование», П.Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П.Ф. Лесгафта – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П.Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П.Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания.

Это Маргарита Кирилловна Морозова, урожд. Мамонтова (1873-1958). Морозовы - владельцы текстильных мануфактур, известные меценаты.

Маргарита Кирилловна - жена Михаила Абрамовича Морозова (1871-1903). Семья Михаила Морозова жила в особняке на Смоленском бульваре. Интересна судьба супруги М. Морозова - Маргариты Кирилловны, урожденной Мамонтовой - женщины необыкновенной красоты, «активной деятельницы музыкальной, философской и издательской деятельности Москвы», хозяйки салона, ставшего одним из интеллектуальных центров города. Занималась благотворительностью: на протяжении многих лет материально поддерживала композитора А. Н. Скрябина , помогала Русскому музыкальному обществу , одним из директоров которого являлась, на ее финансовую помощь опирался С. П. Дягилев , организуя в Париже концерты русской музыки. Немало средств было переведено М. К. Морозовой на счет Религиозно-философского общества, объединившего в своем составе созвездие русских мыслителей «серебряного века» - Н. А. Бердяева , С. Н. Булгакова , В. Ф. Эрна , П. А. Флоренского и др. С глубоким уважением отзывался о Морозовой Василий Розанов. Одним из ее очень близких друзей был поэт Андрей Белый - Маргарите Кирилловне посвящены многие строки в симфонии «Кубок метелей» и поэме «Первое свидание».

Маргарита Кирилловна обычно проводила в Михайловском все лето и часто приезжала сюда ненадолго в течение года. Здесь она вместе с детьми наслаждалась деревенским раздольем, отдыхая душой от суеты светской жизни . В мае 1911 года на Морозовскую дачу прибыла группа детей со своими руководителями, Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Это были дети московской окраины, Марьиной Рощи , из семей рабочих, не имевших возможности создать для них нормальные условия жизни.

Материальное обеспечение детей взяла на себя М. К. Морозова. Она познакомилась с Шацким в Москве в созданном им обществе «Детский труд и отдых». Маргарита Кирилловна принимала самое активное участие в делах общества, оказывала ему финансовую поддержку. Зимой 1911 года она предложила Шацкому устроить на ее земле постоянную колонию для летнего отдыха детей. Она обещала обеспечить это дело средствами на обустройство колонии, на постройку необходимых сооружений.

До колония существовала главным образом за счет средств общества «Детский труд и отдых» и М. К. Морозовой. В 1917-1918 годах прежний мир рушится, летом 1918 Маргарита Кирилловна с детьми вновь переезжает в Михайловское. В начале сентября усадьба была национализирована. Шацкий сумел добиться через Наркомпрос передачи ее в ведение колонии «Бодрая жизнь», а сам он был назначен ответственным заведующим имением.

В 30-х годах Морозова вынуждена была вместе со своей сестрой сменить несколько временных пристанищ. Лишь после войны они получили две комнаты в новостройке на , около МГУ. Свою старость бывшая меценатка, когда-то оказавшая неоценимую поддержку многим выдающимся деятелям искусства, доживала в беспросветной нищете. Уже на девятом десятке лет она начала получать персональную пенсию в 50 рублей, а сестра не имела и этого. Все свое время Маргарита Кирилловна посвящала работе над мемуарами, но закончить их так и не успела. Она умерла в 1958 году в возрасте восьмидесяти пяти лет. В это время ее любимое имение, в котором ей так и не довелось больше побывать, уже вошло в границы молодого растущего города Обнинска.

  1. Какие основные педагогические идеи были заложены в концепции создания летней трудовой колонии «Бодрая жизнь»?

"Бодрая жизнь"- летняя трудовая колония для детей и подростков из рабочих семей одной из окраин Москвы. Образована в 1911 С. Т. Шацким и В. Н. Шацкой (в создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882-1978), жена С.Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей) под Калугой (на территории современного Обнинска). До 1919 входила в состав детских учреждений общества "Детский труд и отдых" - и содержалась на его средства. В «Бодрой жизни» ежегодно проводили лето 60-80 детей, посещавших детские учреждения (клубы) общества. В 1919 году «Бодрая жизнь» стала постоянной школой - колонией и вошла в состав первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. С 1923/24 уч. г. в ней начали учиться дети из окружающих деревень. В школе - колонии продолжалось изучение содержания и организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия школьной работы и трудовой жизни, разрабатывались вопросы связи деятельности школы с пионерской и комсомольской организациями, окружающей средой. Основой жизни в колонии был физический труд. Школьники вели работу с населением. В «Бодрой жизни» был накоплен большой опыт художественного развития детей (театр, живая газета, хор и др.). В 1934 школа- колония преобразована в среднюю школу, ей присвоено имя С. Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).

Педагогические идеи, заложенные в концепцию создания летней трудовой колонии (содержание, методы и формы новаторской воспитатательной работы в колонии обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С. Т., «Бодрая жизнь» , 1915г):

В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности: самообслуживание, благоустройство территории, приготовление пищи, работа в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Особенно Шацкий подчеркивал необходимость смены различных видов труда, систематичность и посильность его и такую организацию дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоционально окрашен, доставлял им истинную радость.

Принцип учета взаимовлияния социальной среды и воспитательной организации. В будущем – концепция «Школа как центр воспитательной работы в районе своей деятельности».

Принцип «Изучение жизни и участие в ней».

Принцип детского самоуправления. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Придавая огромное значение самоуправлению, С.Т. Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива - большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника.

Принцип развития детского коллектива. Жизнедеятельность детского коллектива - в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, в движении вперед и вперед - закон его жизни.

Принцип организации досуга. Свободное время дети проводили по своему желанию (игра, чтение, пение, постановка спектаклей-импровизаций, музыкальные и др. занятия, содействующие развитию творческих способностей воспитанников). Организация досуга детей, способствовала обогащению их коммуникативной деятельности. Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. С.Т. Шацкий с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».
Под системой эстетического воспитания Ш. понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, народных масс. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практических и эмоционально-эстетических процессов.
Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Принцип компенсации отсутствия y детей школьного образования.

Принцип демократической педагогики. Идея Шацкого предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу Шацкий считал возможным лишь на демократических принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. Детский коллектив в колонии вместе с педагогами обсуждал все дела.

Принцип работы педагогического коллектива как творческой организации единомышленников. Учителей должны быть способны не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно- исследовательской работой.

Принцип взаимосвязи элементов детской жизни . Принципиально новая идея С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. С.Т. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. По С.Т. Шацкому, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. С. Т. Шацкий размышлял об «элементах» детской жизни следующим образом: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой - деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни».

  1. На каких основных принципах, по мнению С.Т. Шацкого, должно строиться воспитание в детских дошкольных учреждениях?

Станислав Теофилович Шацкий - родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Ф. Фрёбелем и современницей Шацкого М. Монтессори. После 1917г., когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания - ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий». Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детском саду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд.

В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детской жизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляет термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.

С. Т. Шацкий выдвинул принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей и создания соответствующих программ. Этот принцип получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,- писал Шацкий,- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста.

5.Любимыми писателями С.Т. Шацкого были...

«У меня страсть к чтению. В гимназии книги давали редко - дома запрещено было читать книги для взрослых, романы. Я пользовался временем, когда отец отдыхал после обеда, прятался под фортепьяно и прочел Толстого, Достоевского и Гоголя - сочинения, которые откуда-то выписывались в рассрочку отцом…» (из кн. «Годы исканий»)

6.Первое педагогическое дело С.Т. Шацкого называлось «Сетлементом». В чём была основная идея этого педагогического дела?

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С.Т. Шацкого и (1871-1953). Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 г. приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). В 1906 на базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент» в Калужской губернии, которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду за попытку «проведения социализма среди детей», а сам Шацкий С.Т. был арестован . Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов - поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью. B обучении акцент был сделaн на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления .

  1. Идеи какого американского психолога оказали серьёзное влияние на развитие педагогических взглядов С.Т. Шацкого?

С.Т. Шацкий интересовался педагогической системе Д. Дьюи. В автобиографических заметках, относящихся к 1910 г., он отмечал «известное влияние идей Джона Дьюи» на развитие своих педагогических взглядов. Некоторое время Шацкий действительно был подвержен иллюзиям, навеянным работами Дьюи, о будто бы надклассовом характере воспитания. Став на позиции марксизма, Шацкий во многих своих работах в 20-е гг. Шацкий критиковал американскую педагогику, в том числе и работы Дьюи, прежде всего за цели воспитания, состоявшие, как известно, в достижении личного успеха в конкурентной борьбе за существование. «Вся американская обстановка заражена духом практицизма, который носится в воздухе... интересами конкуренции, лицемерия. Школьники награждаются всеми этими качествами»,- писал Шацкий. Не менее известно, что американский педагог сам живо интересовался экспериментальной работой Первой опытной станции Наркомпроса, которую посетил в 1927 г. После знакомства с нею Дьюи отмечал, что школы здесь действительно оказывают реальное воздействие на окружающую среду, помогают социальному прогрессу, активно формируют новый тип человека. Нигде в мире ничего подобного в педагогической практике не наблюдалось. «Русские школьники,- писал он,- более демократически организованы, чем наши. Через школьную систему самоуправления они получают более систематическую, чем в нашей прославленной демократической стране, подготовку к активному и сознательному участию в общественной и производственной деятельности».

  1. Назовите особенности программы курсов для педагогов, разработанной С.Т. Шацким.

Подготовку учителя к инновационной деятельности наиболее активно в педагогической литературе начали обсуждать в конце 80-х годов ХХ столетья. Это, связано с тенденцией перехода от авторской педагогики (когда на системные изменения в образовании претендовали отдельные педагоги, имеющие собственные разработки в области обучения: В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин и др.) к оформлению общественно-педагогических движений (ассоциации педагогов, инновационные комплексы, «Новая школа», «Эврика»).

Однако историко-педагогические предпосылки этой проблемы в своих работах обсуждал еще С.Т. Шацкий. Он создал первую опытную станцию Наркомпроса, соединив теоретические занятия с творческими «мастерскими» по разработке научных основ новой школы. Учебный год состоял из нескольких чередующихся сессий практических занятий с детьми и теоретических занятий с учителями на курсах. Он разработал исследовательский подход к подготовке учителя, где осуществлялся непрерывный, многократный анализ практики, ее обобщение и постановка новых педагогических проблем. Он же одним из первых поставил вопрос о необходимости обеспечения непрерывного процесса повышения квалификации учителей и его связи с практической работой в школах.

По представлению С.Т. Шацкого, учитель в ходе своей педагогической деятельности накапливает факты и наблюдения, которые требуют анализа и обобщения. Задача курсов повышения квалификации – помочь учителю осмыслить собранный материал, сделать теоретические выводы, которые уточняются, апробируются в ходе дальнейшей работы. Постепенно опыт, практика ставят перед учителем новые проблемы. Вновь возникает потребность в теоретическом обосновании накопленного опыта. Таким образом, периоды практической работы и курсовых мероприятий должны чередоваться, помогая учителю непрерывно совершенствовать знания и педагогическое мастерство и это, по мнению автора, является необходимым условием профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

9. Какое влияние оказали произведения и жизнь Л.Н. Толстого на формирование мировоззрения С.Т. Шацкого?

С. Т. Шацкий признавал известное и довольно сильное влияние педагогических идей Л. Н. Толстого. Его привлекал целостный подход великого писателя к воспитанию детей, педагогический эксперимент в Яснополянской школе, внимание Толстого к ребенку, к развитию творческих сил детей, к живому, педагогическому опыту, к роли среды в воспитании детей. Глубоко интересовала Шацкого сама идея создания на новых педагогических началах школы в сельской местности. Но Шацкий, будучи материалистом, был далек от религиозно-философской системы взглядов Л. Н. Толстого.

Очень ясно выражено отношение С. Т. Шацкого к педагогическому наследству классика русской и мировой литературы в статье «Толстой - педагог», написанной к 100-летию со дня рождения гениального писателя.

Следуя ленинской характеристике Л. Н. Толстого, Шацкий утверждал, что понять Толстого можно только в его противоречиях. «Толстой,- писал Шацкий,- оставил большой след в русском педагогическом деле. Как бы ни относиться к нему, всегда будет одно верно. Толстой будит огромный интерес к педагогическому делу, к детям, и не только интерес, но и желание работать. Это испытали на себе многочисленные кадры русских и иностранных педагогов». И далее: «...нам нужна и долго будет нужна критическая мощь Толстого, чтобы все больше и больше разъяснять массам все лицемерие воспитания в капиталистическом строе. И не для того, чтобы миллионы детей трудящихся прониклись кротостью его и всепрощением, а для того, чтобы создать новую молодежь, которая может строить новое общество и крепко бороться за его создание».

Известно, что Л. Н. Толстой поддерживал идеи свободного воспитания В начале XX в. Характерный для этого течения крайний индивидуализм, отрицание направляющей роли педагога для Шацкого и ого сотрудников были не приемлемы. «Здесь я вспоминаю те основания, которые никак не могли меня примирить с так называемым течением свободного воспитания,- говорил С. Т. Шацкий.- По своему опыту я, конечно, видел, что свободною ребенка не существует, а существует ребенок, отражающий всевозможные воcпитательные влияния среды, а поэтому во все проявления ребенка необходимо внести значительные социальные поправки... Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе, если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

Ближайший соратник С. Т. Шацкого Л. К. Шлегер писала: «Мы с Шацким брали ребенка со всеми наслоениями среды и наследственности и допускали свободное его проявление для изучения всех этих наслоений, чтобы знать, чем бороться, что укреплять и развивать. Шацкий требовал свободы творчества, личного опыта и исследования ребенка под наблюдением педагога, с его помощью и при его воспитательном воздействии. Некоторые товарищи подхватили это слово «свобода», откинув все остальное, и провозгласили нас приверженцами свободного воспитания».

  1. Прочитайте статьи С.Т. Шацкого «Наша новая школа» и «О том, как мы учим» (См. на сайте http://www.future4you.ru в научно-образовательном электронном журнале «Академиан» в разделе «Образование»). Идеи какой статьи для Вас близки? Почему?

Я прочитала обе статьи, для анализа выбрала работу «Грядущая школа». Почему?

В последние годы педагогам приходится работать в достаточно сложных условиях - в условиях перемен или в ожидании их.

Национально- образовательная инициатива «Наша новая школа», закон о реформе бюджетной сферы, дискуссии по новому интегрированному Закону «Об образовании» (1 декабря новая редакция проекта была опубликована для общественного обсуждения), изменения в учебном плане школы в связи с введением третьего часа физкультуры, работа по учебным планам для специальных (коррекционных) классов 7 вида, разработка и введение федеральных образовательных стандартов второго поколения - реалии сегодняшнего дня. Стандарт начальной школы принят, в сентябре 2010 началась апробация, через год планируется повсеместное внедрение. Подготовлен стандарт основного общего образования, обучение по нему планируется начать с 2014 года. Отношение к ним неоднозначное и у педагогов, и у самих разработчиков.

Какой она будет – наша новая школа- школа грядущего? Какие мысли С.Т. Шацкого созвучны сегодняшнему дню?

Он пишет о том, что в основание грядущей школы должны быть положены четкие основания – идеи и принципы. От сегодняшних нововведений есть ощущение «размытости» идей и принципов. В настоящее время педагогическое сообщество изучает и апробирует новые стандарты, например. Главное отличие школьных стандартов второго поколения от ныне действующих состоит в том, что они не регламентируют содержание образования, а лишь прописывают требование к структуре и результатам освоения основной образовательной программы и условиям ее реализации.

Это и создает «размытость» нового стандарта. Таким образом, содержание отдано на откуп издателям учебников. В этих условиях ЕГЭ и ГИА может стать единственным цементирующим компонентом, показывающим учителям, на что им надо ориентироваться, преподавая свой предмет.

Также не определено, что должно быть в примерной (типовой) образовательной программе, составляемой Минобрнауки, и в основной образовательной программе, которая разрабатывается на базе первой.

Если перевести стандарт на язык педагогики, то ясно, что новые стандарты утверждают, что задача системы образования состоит в том, чтобы научить учиться. На первый взгляд все просто и правильно. Про «учить учиться» уже несколько десятилетий идет речь. Но, с другой стороны, все строже требования к отработанности конкретных навыков, к точности выученного, к безошибочности на ГИА и на ЕГЭ.

Недостаточно четко прописаны разработчиками условия реализации стандарта – имеются в виду кадры, финансирование, материально- техническая база.

Разделение учебного процесса на обязательные предметы и дополнительные образовательные услуги может вызвать неоднозначные результаты.

С.Т. Шацкий очень точно сказал: «С теоретической стороны ясность б о льшая, чем с практической».

Еще обращает на себя внимание тезис статьи «можно хоть как назвать школу будущего, но она должна быть построена на научном фундаменте». Наука + изучение «потоков жизни»!

Привлекательна мысль Шацкого и о том, что воспитательный процесс –это единое целое – метод+программа+ организация.

Импонирует в статье, безусловно, отношение к ребенку- ребенок- растущий организм, задача педагога- содействовать росту, создавать условия для этого роста. Содействовать явлениям роста, индивидуальным и групповым, в специально организованных формах – вот что должна делать школа! Это то, что мы сегодня называем «социализация».

Задача педагога - организовать деятельную жизнь детей. Надо сказать, что сегодня системно- деятельностный, практико- ориентированный подход снова актуален в образовании. Шацкий против «винегрета из знаний», против «готовых знаний»- сегодня мы говорим о качестве знаний, добытых самостоятельным трудом («дай мне это сделать самому, и я запомню»). В образовательный процесс прочно входит компетентностный подход.

Очень актуальна мысль о том, что ребенок включен в детский коллектив, детское сообщество, которое живет по своим законам. Учителю надо учиться технике организации этого детского сообщества, учиться понимать его.

Чтобы научить жить в будущем, надо научить ребенка жить сейчас, в данный момент – это, на мой взгляд, совершенно правильно.

Очень современный взгляд у Шацкого на курсовую переподготовку педагогов. Учитель должен быть респондентом научных учреждений, ведь он- не только организатор детской жизни, но и наблюдатель ее и исследователь. Ненецкая школа- интернат, в которой я работаю, не раз становилась экспериментальной площадкой для научных учреждений. Разрабатывалась модель организационно- педагогических условий функционирования национальной школы на Крайнем севере, модель организации экологического образования школьников в условиях интерната. Наши учителя и воспитатели привлекаются к работе во время курсовых переподготовок, обобщили опыт работы на различных уровнях.

И еще: я бы выделила отдельно фразу Шацкого о том, что педагог должен не только знать явления роста у ребенка, но и уметь вызвать их у себя, только тогда он будет интересен детям.

Пример тому сам Станислав Теофилович - актер, режиссер, певец с большим репертуаром, педагог- экспериментатор, Человек на все школьные времена.

  1. Предлагаем Вам выдержки из произведений С.Т. Шацкого (Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. М. Педагогика, 1980.) Напишите эссе, отталкиваясь от одного из предложенных отрывков.

А). «Когда я учился, то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе» (т.1 с.41-43). А у вас возникало такое чувство в детстве? Что повлияло на Ваш выбор стать педагогом?

Б). «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства » (т.2 с.15). Ваше отношение к игре. Как вы используете в своей деятельности это замечательное изобретение человечества?

Для своего эссе я выбрала высказывание С.Т.Шацкого о игре. Без сомнения, актуальны и сегодня представления Станислава Теофиловича о той роли, какую играет игра в жизни детства: «игра- лаборатория детства», «игра- социальная обработка жизненнго материала».

Жизнь человека- деятельная. Основными видами человеческой деятельности являются труд, ингра, учение, общение, творчество. В труде, игре, учении, общении человек изучает, познает мир, самого себя. Игра- особый вид деятельности. Игры соровождают человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, искусством, спротом. Игра - элемент не только раннего детства. Играют, например, старшеклассники в День самоуправления, или играют взрослые в деловые игры на семинарах по переподготовке. Но у взрослых игра не является ведущим видом деятельности. Для ребенка же игра имеет огромное значение: ребенок имитирует ситуации из жизни, осваивает социальные роли. В игре развивается ребенок.

Высказывание Шацкого о игре как социальной обработке жизненного материала можно проиллюстрировать на примере народной педагогики северных народов.

Игра занимала особое место в народной педагогике. Раннее привлечение детей к посильному труду шло через игру. У северных народов- эскимосов, коряков, юкагиров, эвенков, ненцев широко бытовали игры, воспроизводящие различные эпизоды охоты либо отдельные элементы оленеводства. Игра вошла в практику малочисленных народов Севера как разумная форма ускоренного приближения к уровню умственного, нравственного, трудового и физического совершенства старших поколений. Игра помогала не только укреплению здоровья, развитию интеллекта, но и учила дисциплине, развивала смекалку, наблюдательность. Традиционные северные игры имели производственно- промысловое направление и развивали необходимые жизненные качества – ловкость, глазомер, сноровку.

Эти качества они закрепляли конкретной помощью родителям во всех практических делах. Мальчиков на Севере с 8-9 лет брали на охоту, приучали выслеживать зверя и птицу, ставить ловушки, устраивать приваду. В 10-11 лет мальчики уже самостоятельно охотились, блуждали по тайге и тундре, дневали и ночевали на морозе. Дети оленеводов с 5-6 лет учились набрасывать аркан на оленя, а в 9-10 лет начинали пастушить. К 12- летнему возрасту они уже умели обращаться с животными и упряжью, править при езде на нартах, ездить верхом. Все это развивало детей физически.

Сегодня в Ненецкой школе- интернате элементы ненецких народных игр используются на спортивных занятиях, национальных видах спорта, внеклассных занятиях. Очень интересные исследования по ненецким играм готовят ученики к различным конференциям – о ненецких куклах, технологии их изготовления (этот материал изучают и на уроках технологии), о ненецких шахматной игре – «семидырке», об игрушках из клюва птицы.

Как учитель истории, использую игру в различных видах на уроках. Такие уроки долго готовятся, интересно проходят и надолго запоминаются. Учебный материал, проведенный через игру, усваивается прочно.

Не могу не высказать озабоченность в связи с увлечением детей компьютерными играми. Помимо явного влияния на физическое здоровье детей, виртуальная жизнь, виртуальная гибель, оружие и т. д. оказывают разрушающее воздействие на детей. Здесь требуется мера. Сам ребенок ее установить не может, у него еще нет развитых волевых качеств. Проблема виртуальных игр сегодня стоит остро. Это реалии сегодняшнего дня.


О творческом использовании педагогического наследия С.Т.Шацкого

Ю.К.Березкин,
руководитель РОО СПК «Форпост в Лужниках»,
генеральный директор Московской просветительской
общественной организации «Знание»

Когда вы в информационной сети Интернет наберете имя Станислав Теофилович Шацкий, то увидите около 200 ссылок с его упоминанием. И это, как правило, биография, серьезные статьи о педагогическом наследии, выдержки и упоминание сегодняшних научных работах, рассказ школе № 1 города Обнинск и других учреждениях, где помнят С.Т.Шацкого. Уже само это говорит, что его педагогическое наследие и опыт востребован в кругу исследователей, студентов, педагогов и учителей.

Что же мы, кроме исторической роли С.Т.Шацкого в развитии советской педагогики, можем применить и сегодня из его наследия?

Имя Шацкого вплетено в мою жизнь и работу с 1970 года. Тогда я жил в городе Щелково, Московской области, окончил школу и стал студентом педагогического института. Именно в то время я прочитал том Педагогических произведений С.Т.Шацкого, и очень занимательную книгу Симона Соловейчика «Час ученичества». Это было удивление и открытие. В 1905 году, именно в Щёлково, С.Т.Шацкий вместе с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и другими соратниками привез детей из Москвы и организовал для них летний отдых в загородной колонии (по-нашему, детский лагерь). Передо мной раскрылся удивительный пример педагогической практики, когда небольшое объединение детей и нескольких энтузиастов последовательно развивалось и выросло в большое педагогическое учреждение государственного масштаба.

Кстати, этот долговременный, почти 30-ти летний социально-педагогический эксперимент, можно рассмотреть под углом выживания в эпоху радикальных революционных общественно-экономических и политических изменений периода с 1905 по 1932 годы. Но это отдельный вопрос для специального анализа. Как гипотезу можно высказать предположение, что сохранению и развитию педагогического опыта С.Т.Шацкого, способствовало сочетание им в организации жизни детей пяти элементов: физический труд, игру, искусство, умственный труд, социальную деятельность.

По-настоящему новаторским в воспитательных коллективах С.Т. Шацкого была социальная деятельность, которая целенаправленно предполагала взаимодействие с окружающей средой. Им была сформулирована социально-педагогическая идея «педагогизации среды». Именно это позволило педагогическим учреждениям, жить с окружающими в определенном сотрудничестве и взаимопонимании. Революционные бури не смогли разрушить воспитательную работу коллективов С.Т. Шацкого. Они видоизменялись, в соответствии с обстановкой и требованиями времени. Когда полицейские власти в 1908 году закрыли общество «Сетлемент» за распространение среди детей социалистических идей, появилось новое название: Общество «Детский труд и отдых». В 1911 году, когда к московским помещениям присоединился земельный участок в поселении Обнинск, Калужской губернии. Это общее педагогическое хозяйство было названо: Колония «Бодрая жизнь». В 1919 году на базе колонии «Бодрая жизнь» была создана 1-ая Опытная станция народного образования.
Итак, мы и мои коллеги, в сегодняшней практике социально-воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, использовали ряд педагогических идей и принципов С.Т.Шацкого.

Во-первых, «педагогизации среды», которая стала основополагающей идеей для работы «Форпоста культуры» им. С.Т.Шацкого, созданного в 1971 году в Ленинском районе Москвы (ныне район Хамовники). Сейчас юридическое название «Форпоста» - Региональная общественная организация социальный педагогический комплекс «Форпост в Лужниках».

В период с 1971 по 1991 годы на базе «Форпоста» работал 1-ый экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института.
Фактически, это вторая идея, взятая из опыта С.Т.Шацкого – добровольческая работа представителей интеллигенции и студенчества с детьми. Нужно отметить гуманитарную, социальную, просветительскую миссию, которую выполняли воспитатели. Общество «Сетлемент» находилось на самой окраине Москвы в районе «Марьиной Рощи». Педагоги - яркие представители творческой интеллигенции работали с детворой рабочей окраины. Сам С.Т.Шацкий имел хороший голос, его брали в труппу Большого театра, его супруга В.Н.Шацкая, блестяще закончила Московскую консерваторию по классу фортепьяно. А. У. Зеленко был известным архитектором.

Педагогический отряд «Форпоста» состоял из студентов различных факультетов пединститута, работавших на общественных началах. Затем, в него влились студенты других столичных Вузов и молодые специалисты шефских предприятий. Они, уже представители студенчества и интеллигенции 70-90-х годов стали инициаторами организации социально-педагогической работы по месту жительства. Сегодня, в начале ХХI века, множатся примеры добровольческой работы молодежи и взрослых. Они объединяются в общественные формирования и приходят на помощь в беде, работают в социальных и педагогических сферах. Их работу поддерживают государственные органы и представители бизнес сообщества. На их работу обратили внимание и нынешние законодатели.

Третья принципиальная идея. Совместная, сотворческая работа педагогов и детей в общем клубном коллективе. Клубная форма работы с детьми и взрослыми по месту жительства, является наиболее плодотворной. Она дополняет учебную деятельность, позволяет заниматься творчеством в общественном самодеятельном объединении. Виды детской развивающей деятельности в клубных объединениях во многом схожи с видами, которые выделял С.Т.Шацкий. Физические, игровые и развивающие занятия, искусство, познавательная и умственная деятельность, техническое творчество, социальная общественно полезная деятельность. Трудовая деятельность представлена участием в самообслуживании и ведении клубного хозяйства.

С.Т.Шацкий по праву считается основоположником социально-педагогической работы в России. На этапе работы Колонии «Бодрая жизнь» и 1-ой Опытной станции – педагогические и воспитательные учреждения - школа, детский сад, клуб, приусадебное хозяйство, мастерские представляли единый педагогический комплекс. Имелись свои педагогические курсы, где готовились педагогические кадры.

Именно, организационную социально-педагогическую идею С.Т.Шацкого – координацию и взаимодействие всех воспитательных институтов: школы, дошкольных и внешкольных учреждений, общественных клубных объединений, семьи, на протяжении всей работы пропагандирует наш «Форпост».

В процессе социально-экономического развития общества идет процесс модернизации содержания и управления современного образования. Воспитательные общественные институты приобретают новые формы и возможности. Социально-педагогические подходы к этим процессам, по нашему мнению, только помогут на пути развития. Формирование комплексов нескольких школ с дошкольными учреждениями, внеклассная и внешкольная работа усиливает образовательные и социально-воспитательные возможности отдельно взятых субъектов.
В период 1988-1992 годов на базе «Форпоста» работала 1-ая экспериментальная площадка Временного научного исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа-микрорайон» Академии педагогических наук СССР. В результате работы ВНИК, в России появилась новая профессия «социальный педагог». Работа таких специалистов в образовательных учреждениях помогает шире и глубже строить воспитательный процесс, ставить задачу социальной подготовки к жизни.

С 1997 года по 2007 года на базе «Форпоста» работала Городская экспериментальная методическая площадка по социальному воспитанию Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. В результате были разработаны методические рекомендации по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками, молодежью по месту жительства. Клубные общественные организации стали рассматриваться как учреждения социального воспитания, дополняющими и помогающие работе школы. И здесь есть социально педагогическая идея С.Т.Шацкого – создавать возможность несовершеннолетним воспитанникам участвовать в окружающей жизни.
Были сформулированы организационные принципы современного социально-педагогического учреждения по месту жительства:
Свободное посещение и свобода выбора деятельности личности ребенка на основе его интереса.

Опосредованное воспитательное воздействие на личность через организованный коллектив, опора на традиционные российские ценности, морально-нравственные принципы и принципы здорового образа жизни, непринятие антиобщественных проявлений.

Построение разновозрастного воспитательного коллектива на основе уважения личности несовершеннолетних и взрослых.
Привлечение к работе взрослых общественников из числа родителей и жителей, работа на основе содружества и взаимодействия молодежи и старших поколений, ветеранов.
Освоение подростками и молодежью умений и навыков, полезных для освоения будущей профессией.
Участие в социальных программах и проектах по различным направлениям деятельности в сфере молодежной политики.
Организация хозяйства на основе хозрасчета и ответственности за его сохранение и развитие, создание модели организации, включенной в рыночные социально-экономические отношения.
Участие в улучшении окружающей жизни в районе и городе на основе целенаправленного формирования гражданской позиции детей, подростков и молодежи.

На основе анализа различных форм работы в современных клубных учреждениях были выделены основные направления деятельности социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью:

  1. Организация содержательного досуга и оздоровительного отдыха детей и подростков. Работа с семьями и родителями.
  2. Социально-полезная, общественная деятельность, гражданское воспитание (детско-юношеское движение).
  3. Художественно-эстетическое творчество, различные виды искусств.
  4. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.
  5. Военно-прикладное, историко-патриотическое направление, оборонно-спортивная работа, патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи.
  6. Туристическая деятельность.
  7. Техническое творчество и прикладные виды творчества, основы ремесла.
  8. Профилактика асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде. Социально-реабилитационная работа и психолого-педагогическая помощь семье и детям.
  9. Социально-реабилитационная и коррекционная работа с детьми и молодежью, имеющими ограниченные физические возможности.
  10. Информационно-коммуникативная деятельность. Журналистика.
  11. Познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская деятельность.
  12. Профориентационная деятельность, трудовые объединения подростков, молодежное предпринимательство.

Внимательное прочтение педагогических работ С.Т.Шацкого помогает понять и осмыслить истоки социальной педагогики. С.Т.Шацкий заложил принципы живой развивающейся педагогики. Нет остановки, есть движение!

Москва, октябрь 2013 г.

Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) начал свою педагогическую деятельность еще в дореволюционный период. Он создал в Москве для детей из бедных семей детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой. С 1919 года по 1932 он руководил созданной им Первой опытной станцией по народному образованию. Еще в дореволюционные годы С.Т. Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством.

В России ставилась цель создать новое общество и государство, воспитать нового человека, в чем главную роль должна была сыграть школа. Во взглядах и деятельности Шацкого особенно ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

Шацкий считал, что "труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь", но при некоторых условиях:

труд должен быть интересен для детей,

труд должен иметь для детей личную и общественную значимость,

он должен быть направлен на развитие сил и способности детей,

С.Т. Шацкий больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

Термин "воспитание" Станислав Теофилович употреблял в широком и узком смыслах. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. - большим педагогическим процессом.

Известный педагог утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, соглашающихся с установками педагогов, но поступающих им вопреки. Поэтому задача школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка и, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия общественных организаций и населения.

Шацкий выделял три возможных типа школ:

  • 1. Школа, изолированная от окружающей среды.
  • 2. Школа, интересующаяся воздействием среды, но не сотрудничающая с ней.
  • 3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействия среды на ребенка.

Шацкий работал над практическим воплощением шаколы третьего типа в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функцию организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая ценный опыт ребенка и его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые использовали в общей полезной деятельности.

Особую роль для Шацкого играла семья. Анализ контактов школы с родителями выявляет определенные трудности на пути к их совместной работе. Вмешательство школы в жизнь семьи было новым для традиционных отношений между школой и семьей. Признание пришло лишь после того, как родители убедились в целесообразности начинаний школы, в их ценности для здоровья и деятельности детей.

Кроме работы с семьей, необходимо было тесно сотрудничать с общественными организациями. Поэтому педагоги старались укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Для работы этих организаций были характерны ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность. Все общественные организации деревни - сельсовет, жилищные товарищества, профсоюзы и т.д. - также планировали воспитательную работу с детьми.

Педагог справедливо считал, что проблемы воспитания нельзя рассматривать и тем более правильно решать в рамках только учебного заведения, так как на формирование личности ребенка оказывает сильное влияние окружающая среда: природа, хозяйство, семья, общественные организации. Поэтому система воспитания Шацкого включала элементы культуры материальной, духовной (в том числе эстетической), социальной. Говоря современным языком, опытная станция Шацкого представляла собой первое в стране и мире научно-производственное педагогическое объединение.

Анализируя опыт своей работы, С.Т. Шацкий сделал вывод: "Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни". [С.Т. Шацкий. Пед. соч. в 4-х тт., т.2.М., 1964, с.33]

 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел