Животные и боги древней индии. Индийские боги и богини. Кто такие полубоги

В Индии количество богов огромное и у каждого из них есть своя конкретная ниша. Среди них особенно выделяются три главных правителя: Брахма, Вишну и Шива. Они входят в Тримурти (индуистскую троицу), как создатель, вседержитель и разрушитель.

Верховный бог индусов Брахма

В Индии его считают творцом мира. У него нет ни матери, ни отца, а рожден он из цветка лотоса, который находился в пупке Вишну. Брахма создал мудрецов, принимающих непосредственное участие в сотворении Вселенной. Также создал он 11 Праджапати, которые являются прародителями человечества. Изображают Брахму человеком с четырьмя головами, ликами и руками. Царь богов у индусов имеет красный цвет кожи и одет он в такого же цвета одежды. Есть информация, что каждая из голов Брахмы постоянно рассказывает одну из четырех Вед. К характерным чертам можно отнести белую бороду, символизирующую вечную природу его существования. Есть у него и собственные атрибуты:

  • скипетр в форме черпака;
  • сосуд с водой, который сделан или из металла, или из ;
  • молитвенные четки;
  • книги Вед или цветок лотоса.

Бог индусов Вишну

Представляли его человеком с синей кожей и с четырьмя руками. На голове у этого бога корона, а в руках атрибуты, имеющие важное значение: раковина, чакра, жезл и лотос. На шее находится священный камень. Передвигается Вишну на Орле с получеловеческим лицом. Почитали его как божество поддерживающее жизнь во Вселенной. Этот четырехрукий бог индусов обладает огромным количеством положительных качеств, среди которых можно выделить: знание, богатство, могущество, силу, мужество и великолепие. Есть три основные формы Вишну:

Великий бог индусов Шива

Он является олицетворением разрушения и трансформации. Кожа у него белая, а вот шея синяя. На голове находится спутанный пучок волос. Голову, руки и ноги украшают змеи. Надета на нем шкура тигра или слона. На лбу у него находится третий глаз и трипунда из священного пепла. Изображали его в основном сидящим в позе лотоса. В шиваизме многорукий бог индусов считается верховным, а в других направлениях ему причисляют лишь способность разрушителя. Считается, что именно Шива создал известный звук «Ом».

Индия - родина индуизма, одной из древнейших религий на земле. Сейчас индуизм исповедуют 80 процентов индусов. Главная особенность этой религии - поклонение многим богам. Почитаются священными некоторые реки, горы и животные. Предметом поклонения служат и разные необычные явления природы. Боги древней Индии до сих пор занимают важное место в поклонении индуистов. Так кто же они - боги древней Индии?

Один из главных божеств - Брахма, творец мира. Его нередко изображают с четырьмя телами, четырьмя лицами и восемью руками. Согласно преданиям, живет он на вершине величайшей горы Меру и передвигается верхом на лебеде.

Вишну - охранитель, способный превращаться как в людей, так и в животных. У Вишну множество обликов, но на средневековых картинах он чаще всего представлен в виде прекрасного юноши с четырьмя руками, плавающего на мифическом змее Шеше в водах океана Вселенной. В одной руке он держит волшебное оружие наподобие бумеранга, в другой - раковину, в третьей - палицу, а в четвертой — цветок лотоса или лук. Шеша в индуистской мифологии — тысячеголовый змей, поддерживающий телом Землю.

Третий главный бог - Шива. Шива многорук и имеет на лбу испепеляющий третий глаз, который появился, когда его жена Парвати, подойдя сзади, закрыла ладонями два других глаза. Часто Шиву называют «синегорлым», так как однажды, спасая людей, он выпил яд калакуту, и из-за этого его шея посинела, а тело окружил огненный ореол. Волосы Шивы украшает лунный серп, через который протекает река Ганг.

Есть и другие, менее значимые, божества: бог солнца Сурья, бог неба Дьяус, богиня утренней зари Ушас и многие другие.

Жизнь богов, по мнению древних индийцев, во всем подобна человеческой: они дружат, ссорятся, имеют жен и детей. Например, у Шивы, обитающем высоко в Гималаях на горе Кайлас, есть жена Парвати и два сына: мудрый четырехрукий Ганеша и бог войны Скан да с четырьмя головами. Супругам богов также предписываются выдающиеся способности. Считается, что Брахма, Вишну, Шива и их супруги, а также другие боги передвигаются на определенных животных и держат в руках различные предметы, которые являются их атрибутами.

Помимо поклонения различным богам, в Индии особое значение придают животным. Например для индуистов как коровы, так и быки являются священными животными. И если быков все же используют на работах, то коровы попросту безнаказанно бродят по улицам деревень и городов. Молока они почти не дают, а их убийство и употребление в пищу говядины считается величайшим грехом. Лишь в последнее время в Индии стали создавать молочные фермы, однако о забое священного скота все еще речь не идет.

В Индии также считаются священными обезьяны - тысячи их живут в специальных посвященных им храмах и кормятся за счет подношений паломников.

Интересны также верования индуистов, связанных со священной рекой Ганг. В Индии Ганг - священная река, воды которой способны смыть грехи с души паломника, а также избавить его от мучительного цикла реинкарнации. Поэтому ежегодно тысячи паломников совершают долгие путешествия к Гангу, чтобы искупаться в этой священной реке и напиться ее воды. Особенно много паломников - до нескольких миллионов - посещают Ганг в дни праздника богини Ганги, который проводится один раз в 12 лет.

Согласно преданиям, река Ганг когда-то текла по небу, однако по просьбе индийского царя Бхагирати боги ее отправили на землю, чтобы оросить прах предков. Падающие тяжелые воды могли погубить человечество, но на помощь людям пришел бог Шива, принявший реку на свою голову. С его головы она стекла вниз семью потоками и, слившись с океаном, ушла в подземный мир - каталу. Богиня Ганга -олицетворение реки Ганг. Изображается она на фантастическом морском животном - макаре, с лотосом и наполненным водой сосудом в руках.

Главным центром священного омовения в Ганге является город Варанаси. Индусы заходят в воду по пояс или по самые плечи прямо в одежде. Некоторые паломники омывают в воде только ступни. Женщины в ярких одеждах делают реке ритуальные подношения в виде пищи и цветов, пьют воду из ладоней, а затем набирают ее в кувшины и несут в храм, где продолжают ритуальные обряды.

Город Варанаси - главное место погребения индусов, поскольку считается, что именно здесь богиня Ганга освобождает души людей от бесконечного цикла перевоплощений. Тела усопших сжигаются на берегу в погребальных кострах, сложенных из сандалового дерева, а прах сбрасывается в воды Ганга. Родственники, желающие таким образом кремировать своих близких, обязаны приобрести для этого дрова и необходимые благовония, а также заплатить домам - служителям этого своеобразного крематория. Домы поддерживают священный огонь в погребальных кострах и ночь напролет читают на берегу древние тексты - пураны.

Изучая культуру и обычаи современных индуистов можно увидеть отражение поклонения богам древней Индии.

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма - древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

Тримурти - индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица - Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну - сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм - Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы - хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них - бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона - любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати - это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали - богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми - богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама - бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги - высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Индийские боги

В индуизме мифологический элемент отступает на задний план: центр тяжести последнего лежит именно в практической деятельности. Главные философские воззрения в индуистских теориях зачастую выполняют гораздо более важную роль, чем представления о богах. Тем не менее эти воззрения во многих отношениях представляют большой интерес. В первую очередь надо сказать об отношении индуизма к прежней, брахманской, мифологии.

Сикандра

Хава Махал (Дворец Ветров)

В процессе развития индуизма ведический пантеон уступил место иной иерархии богов неарийского происхождения. Из прежних богов, разумеется, нет ни одного, который бы на этой позднейшей стадии имел тот же самый характер или то же значение, какие он имел ранее. Те боги, которые в эпоху Вед по преимуществу играли ведущие роли, теперь уходят на задний план, и наоборот, боги, менее уважаемые в Ведах, достигают наибольшего почета. Могущественнейшее божество Вед, царь богов Индра, не исчез окончательно в индуизме, но он пережил самого себя. И пусть еще сохраняется память о его былом величии, а любимые герои мифов продолжают носить почетное имя «сына Индры», но времена его действительного могущества уже в прошлом.

Наоборот, богиня солнца Сурия, по всей видимости, сохранила много приверженцев. Для Западной Индии вообще было характерно почитание солнца. Некоторые секты считали Сурию мужчиной; ему поклонялись, даже как главному богу, и отождествляли с Брахмой, Шивой и Вишну.

Именно эти три божества составили тримурти – триаду, помогавшую Ишваре, единому Верховному Богу, символу брахмана, где абсолютное проявляется в Брахме как творце, в Вишну как охранителе и в Шиве как разрушителе и обновителе. С христианской Троицей это сочетание богов имеет очень мало сходства. Тримурти никогда не возводилась в степень догмата или настоящей теории, и ни для верования, ни для умозрения этот образ не имел значения, сколько-нибудь заслуживающего внимания.

По-видимому, это было проявление индийского синкретизма, стремления соединить и сравнять культы, которое мы на каждом шагу встречаем в индуизме. Еще одним примером подобного синкретизма стало одновременное почитание и сопоставление как равных Вишну и Шивы, которое привело к частому смешению обоих культов и даже к соединению обоих богов. Так, они чтились вместе под именем Хари-Хара (т.е. Вишну-Шива), и это сочетание двух богов слилось наконец в двойной образ, которому присвоен был свой особый культ.

Действия индуистской троицы совпадают с трехтактным ритмом мировых циклов. Сначала они возникают из брахмана; затем достигают полного своего воплощения; потом поглощаются либо брахманом, либо эпохой, за которой следует очередной век. Сотворение мира, так же как и история, разделяется на циклы. Нет ни истинного начала, ни конца. Начало является концом, а конец новым началом.

Верховный бог брахманского времени, сам Брахма, владеющий силой творения, постепенно утрачивает свое значение. Он продолжает жить в Праджапати, но его действительные функции перешли к другим.

Брахма является в большей степени абстрактным божеством. Тем не менее он часто упоминается, и его изображение нередко можно отыскать среди изображений богов. На одном из них он стоит прямо на цветке; цвет его тела темно-желтый; у него четыре лица или головы; пятую у него отрубил Шива за то, что он называл себя высшим существом и утверждал, что сотворил самого Шиву; в локоны его волос вплетены нитки жемчуга. Две его руки воздеты для молитвы, две другие держат горшок и четки. Иногда его изображают верхом на лебеде. Еще одно распространенное изображение – верхом на цветке лотоса – символизирует его нерожденность и происхождение из самого себя. Как уже говорилось, в честь Брахмы почти не сооружались храмы, и упоминание его на первом месте при перечислении великих богов – лишь дань традиции.

Шакти, Великая Мать

Важное значение имеет Сарасвати, жена Брахмы. И хотя ей также не посвящено особого культа, однако она как богиня красноречия и учености занимает свое определенное место в индусском пантеоне, есть даже известия о праздниках в ее честь.

Культ Вишну как верховного бога возник, по-видимому, одновременно с возникновением индуизма. Его, великого охранителя, считали ответственным за человеческие судьбы. В качестве верховного божества Вишну занял сразу место и Брахмы, и Вишну. В то же время Вишну, подобно Индре, есть живой, деятельный бог, который является помощником людей и в своем телесном образе отличается определенными признаками, из которых некоторые унаследованы им от Индры.

Вишну в образе полурыбы-получеловека

Его оружие – диск (чакра) и боевая раковина (санкха), а также булава, на четвертой руке у него кольцо, если только обе верхние руки не представлены распростертыми «для утешения и даяния». Цвет тела часто зеленый или темно-синий; он пышно одет, увешан цветами и стоит на цветке лотоса. Он также изображается спокойно лежащим на тысячеглавом мировом драконе, символизирующем хаос. У его ног восседает его супруга Лакшми (богиня красоты и счастья), и из его пупа на длинном стебле растет цветок лотоса, на котором помещается совсем маленькая фигура Брахмы. Наконец, Вишну изображается сидящим на птице Гаруда, убивающей змей, которой тоже оказывается почитание, в особенности на юге, и которой в таком случае придается смешанный вид человека и птицы.

Вишну присуща постоянная благосклонность, он олицетворение божественной любви, постоянное стремление которого – приносить людям различного рода помощь, сообщать им истину, охранять их в опасности, избавлять от зла и принимать их к себе на свое небо, Вайкунту, которое представляется в виде рая. Но высшее блаженство заключается в том, чтобы сделаться тождественным с Вишну.

Вишну в образе получеловека-полульва

Участие Вишну в судьбе людей осуществляется им посредством его аватар, то есть воплощений, или, собственно, «нисхождений», благодаря которым он приближается к людям или становится им подобным. В теологии эти аватары являются в виде глубокого таинства. Несомненно, что и эта мистическая черта, и происходящее при воплощении превращение божественного начала в чувственное, влияли на распространение и утверждение религии в народе. В самом деле, в аватарах можно проследить весь религиозно-исторический путь, пройденный вишнуитским культом: мы встречаем здесь и ведические переживания, и образы из эпического периода, любимые черты местных культов. Даже сам Будда должен был выступить в качестве одной из форм проявления этого бога.

Культ Шивы, третьего члена тримурти, по всем признакам имеет очень древний характер. В этом божестве сосредоточились и слились в единое целое различные противоположности. Вообще, Шива есть всеобъемлющий и всепроникающий бог, и вследствие этого, по индийскому обычаю, ему приписываются всевозможные свойства. Несомненно и то, что многосторонний образ Шивы возник посредством смешения многих культов. Хотя его символом и считается фаллос (лингам) и его повсеместно отождествляют с мужской силой, Шиву часто изображают вечным девственником. В то же время в большинстве шиваистских храмов видное место занимает статуя бычка, распространенного символа половой зрелости.

Под именем Шивы его поклонники почитают его за высшего из богов. Отсюда такие его имена, как Магадева («великий бог») и Ишвара («господин»). Но он может быть не только злым и разрушительным. Шива также является обновителем и тому, кто его умоляет, он может выказать себя милостивым и благосклонным избавителем и спасителем. Образ танцующего Шивы, вообще, широко распространен. Танец символизирует ритм существования, в нем проявляются желания и чувства, заключающие в себе конфликт знания и иллюзии. Шиву также признают богом письменного искусства и учености. Таким образом, он удовлетворяет разного рода требованиям и имеет своих поклонников во всех слоях общества.

Две стороны характера Шивы, суровая и милостивая, отражаются и в его супруге, почитаемой всегда вместе с ним. Имена ее различны: Парвати и Дурга («недоступная») напоминают горное божество; именем Деви она обозначается как богиня, Кали – как черная, Шакти – как магическая сила Шивы. Кали прежде всего богиня дикая и жестокая, богиня истребления и смерти. Сила и влияние этой богини берут свое начало еще в доарийский период. Возможно, там же лежат корни шактизма, которому свойственно представление божественной сути в женских образах и почитание активного женского начала, преобладающего над пассивным, мужским выражением божественности.

Вишну с головой лошади, считающийся богом учености

Изображениям Кали присуща парадоксальность символики. С одной стороны, в ней присутствуют элементы жестокости, отождествление с наказанием и смертью – это выражается в самом виде Кали, в ее юбке из отрубленных рук и украшениях из человеческих черепов. В то же время считается, что такой вид богини способствует обретению мира ее последователями, так как помогает им преодолевать страхи. Кали символизирует спокойствие и олицетворяет ночь покоя на рубеже циклов мирового развития. Благодаря таким своим качествам она является объектом ревностного и страстного поклонения.

С культом Шивы обыкновенно соединяется почитание его сына Ганеши, божества мудрости. Его обычно изображают в виде слона или со слоновьей головой, а также с одним бивнем, что свидетельствует о силе этого защитника человеческой жизни. Ганеша всегда призывается перед началом всякого предприятия; этому соответствует и его функция как бога письменности и учености, поэтому в начале многих книг с благоговением упоминается его имя. Некоторые индуистские секты почитают Ганешу как высшее божество.

Кришна и его мать Язода

Путтапарти и Прашанти Нилаям

Курма Аватара. Инкарнация в образе черепахи

В южноиндийской эпической поэме «Рамаяна» важную роль играет предводитель обезьян Гануман, обладающий большими челюстями. В борьбе против демона Раваны он сильно помогает герою Раме, седьмой аватаре Вишну, почитаемому во многих местах как бог. Гануман не случайно занимает видное положение в эпосе. По всей вероятности, это был древний деревенский бог, почитаемый в образе обезьяны (вообще, во многих странах обезьяны считаются священными; даже в Веде встречаются следы культа обезьян). Благодаря священному эпосу могущество Ганумана значительно возросло, и в настоящее время он – одно из наиболее почитаемых божеств Индии в качестве защитника людей от злых духов. Его неуклюжее изображение в виде обезьяны, написанное маслом и красной охрой, встречается каждому, кто посетит индийскую деревню. Шиваиты и вишнуиты одинаково почитают Ганумана, а в храмах часто можно видеть его в качестве бога-привратника, с поклонения которому начинается ежедневное богослужение.

Как и Ганеша, Гануман выглядит зооморфно. Вообще, почитание животных (культы змей, слонов, обезьян, возможно, тотемического происхождения) в индуизме получило узаконенную форму.

Культ коровы заслуживает отдельного разговора. Арийские племена издавна почитали это животное. Корова является живым символом Матери-Земли, которая осчастливила человечество самим существованием этого животного. Даже простое кормление коровы – это уже акт поклонения. А коровья моча считается священной и используется, например, в ритуалах очищения.

В восьмой аватаре мы видим Вишну, слившимся с богом Кришной. Соединение этих двух божеств было, несомненно, полезно для культа обоих. Вишну, ранее чисто брахманский бог, благодаря этому стал ближе к народной жизни и приобрел себе твердую почву для поклонения. С другой стороны, Кришна через ото ждествление его с великим богом возвысился до степени высшего божества. Вероятно, Кришна превратился в божество из образа героя.

Матсья Аватара. Инкарнация в образе рыбы

В исторических частях эпической поэмы «Махабхараты», в частности в «Бхагавадгите», он является возничим царя Арджуны и своей отвагой и хитростью содействует победе Пандавов над Кауравами. Судьба его здесь сложилась трагично: в отместку за жестокость, с которой он ранее уничтожил свой собственный род, он превратился позднее в газель и был убит охотником. Рассказывается, что Кришна был сыном Васудевы и Детки. Его злой дядя Камса хотел умертвить ребенка, поэтому он должен был бежать.

Богиня Кали

Кришна воспитывался пастухом Нандой и его женой Язодой. Юный бог провел веселое детство, лелеемый пастушками и получая от богов подарки в виде игрушек и драгоценностей.

Кришна-дитя (балакришна) – любимое представление индусов: в виде маленьких фигурок изображается, как он ползает кругом, играя шаром. Но молодой пастух скоро обнаружил свое божественное могущество. Когда Индра, рассердившись за почитание Кришны, послал на него и его товарищей по играм сильную грозу, семилетний мальчик поднял громадную гору Говардхану и держал ее в течение семи дней над устрашенными пастухами в виде защиты.

Говорят также, что однажды он победил царя змей, в пруд которого прыгнул, и с триумфом раздавил его голову; Кришна-змееубийца, в танцующем положении играющий на флейте, – другой любимый божественный образ индусов.

Известно также много преданий о Кришне-соблазнителе и его любовных похождениях. Существует мнение, что для своих почитателей он является отцом, другом и старшим братом, а для почитательниц – еще любовником и мужем. Эротическое изображение соединения с Кришной служит символом близости к богу и характерно для усиления роли бхакти в индуизме.

Ганеша

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Боги свои и боги чужие Когда греков спрашивали: «Кто ваш бог?», они отвечали: «Богов у нас много». Когда спрашивали: «А кто главный?», они отвечали: «Двенадцать олимпийцев: Гестия, Гера, Гермес, Деметра, Арес, Артемида, Зевс, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон и Афина». Список

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

ИНДИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Боги майя [День, когда явились боги] автора Дэникен Эрих фон

Эрих фон Дэникен БОГИ МАЙЯ [День, когда явились боги]

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Александрии Индийские Вопрос расселения греков и македонян в Индии остается одним из самых неясных. Поскольку, хотя мы располагаем монетами с изображением царей с греческими именами из высокогорных долин Инда вплоть до середины I века нашей эры и хотя есть

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Индийские арии – кто они? Известный математик, физик и филолог Герман Грассман в 1875 году составил словарь к гимнам Ригведы. Термин арий (arya), согласно исследованиям ученого, не имеет одного точного значения. В разных местах гимнов это слово употребляется в разных смыслах:

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Индийские корни советской мистики XIX век не любил химер, поэтому он часто отбрасывал идеи, которые следующий, XX век принимал и поднимал на щит. Одной из таких химер прошлого века были поиски загадочного арийского наследства. Многие теософы вольно или невольно создавали

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора

Туги – индийские киллеры В 1825 г. на полуостров Индостан прибыла супруга генерала Уэллингтона. Гарнизон, которым командовал ее муж, находился в штате Банделкханда. В этот отдаленный район британцы еще не успели проложить железную дорогу, поэтому леди Уэллингтон ехала в

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Индийские арийцы или индусы При расселении арийцев по роскошным, богатым всевозможными тропическими плодами равнинам Инда и Ганга часть первобытных жителей, называвшихся шудра, отступила в южные области полуострова Декан и в дикие, неприступные горы. Другая часть

Из книги Русская Индия автора Непомнящий Николай Николаевич

Индийские дневники Юрия Лисянского Будущий блестящий морской офицер и путешественник Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) родился в городе Нежине Черниговской губернии. После окончания морского кадетского корпуса с 1793-го по 1799 год служил на британском королевском флоте,

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Индийские корни советской мистики XIX век не любил химер, поэтому он часто отбрасывал идеи, которые следующий, XX век принимал и поднимал на щит. Одной из таких химер прошлого века были поиски загадочного арийского наследства. Многие теософы вольно или невольно создавали

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Индийские предания о потопе А теперь отправимся в Индию – страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности, в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Население «Индии», «индийские» этносы Одними из первых на «индийском» маршруте Александру встретились аримаспы, и это удивительно, потому что аримаспы традиционно считались северным народом. Аристей в Аримаспейе, позже Геродот, Эсхил, Павсаний и другие античные авторы

Из книги Россия и Запад на качелях истории. От Павла I до Александра II автора Романов Петр Валентинович

Индийские планы Наполеона и Павла Еще раньше гроссмейстера Мальтийского ордена ожидало разочарование в его взаимоотношениях с другим союзником по антифранцузской коалиции – англичанами. Двадцать третьего декабря 1798 года ради освобождения Мальты Павел подписал

Из книги Муссон. Индийский океан и будущее американской политики автора Каплан Роберт Д.

Глава 4 «Индийские края» Маскат, оманская столица, – это череда шелестящих волнами сказочных бухт. Причалы и пристани уходят далеко в воду, которая перед наступлением ночи становится серебристо-синей, завораживающей. Прибрежные дома, построенные во времена Великих

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Индийские жрецы Уже в брахманский период сложившаяся в Индии кастовая система наложила свой отпечаток на почитание богов. Например, бог Брахма, выполнявший теперь функции главного божества, превратился в бога жрецов-брахманов. Только они одни отныне имели право

Индуизм характеризуется ярко выраженным политеизмом. Никакая другая религия не может похвастаться таким большим количеством божеств. Но мы не будем перечислять всех. В этой статье перед вами предстанут самые главные индийские боги. Пантеон богов возглавляет Тримурти. Это тройной образ, состоящий из Брахмы, Шиву и Вишну. Расскажем об этих высших существах более подробно.

Брахма

Никакие индийские боги не сравнятся по силе с этим правителем мира и отцом всего сущего. Именно Брахма создал вселенную. Он имеет четыре головы и руки, в которых держит Веды, гирлянду роз, сосуд с водой и жезл. Сам творец восседал на лебеде или гусе.

Как гласит один из мифов, Брахма сотворил из своего тела богиню и назвал её Сатарупу. Она была настолько красива, что правитель не мог оторвать от неё взгляд. Как только богиня отходила в сторону, у Брахмы появлялась новая голова, смотрящая за ней. Так продолжалось на протяжении довольно долгого периода времени. Вскоре Брахме удалось убедить Сатарупу выйти за него замуж. В уединённом месте они провели вместе сто священных лет. После этого у влюблённых родился Ман, который стал первым человеком.

Шива

Индийские боги - это не только добрые защитники людей. Иногда они имеют двойственную натуру. Наиболее ярким примером этого является Шива. Помимо совершения хороших дел, он часто посещал поля сражений. Нередко его рисовали с верёвкой, на которой были нанизаны черепа.

Также Шиву изображали трёхглазым и четырёхруким. Третий глаз у него расположен посередине лба. Шива носил ожерелье из змей. Встречаются изображения этого бога с синей шеей. В такой цвет она окрасилась после того, как Шива проглотил яд, выпущенный змеёй для отравления океана.

С одной стороны Шива является творцом, с другой богом времени, а, следовательно, разрушения. Также он способствовал развитию плодородия, но при этом жил аскетом в горах.

Вишну

Является хранителем мироздания. По жестокости не уступает Шиве. Вишнуиты называют его «высшим богом». Иногда высшую реальность Брахман или индуистскую концепцию «Абсолюта» изображают как Вишну. Как гласит один миф, из пупка этого бога вырос лотос. В центре цветка восседал Брахма, который и начал процесс созидания. Главная же функция самого Вишну - способствовать торжеству добра над злом.

В древних текстах Ригведы он фигурирует как второстепенное божество. Согласно этим трактатам, Вишну появился как бог солнца и мог пересечь весь космос, сделав всего три шага. Позднее его стали ассоциировать с карликом и рыбой. Тогда же возникла и концепция инкарнаций Вишну. Когда космосу грозило уничтожение, он появлялся в разных аватарах и сражался с демонами, восстанавливая вселенский порядок.

Выше были перечислены главные боги Индии. Индийская мифология также содержит сказания о множестве второстепенных. Давайте рассмотрим некоторых из них.

Ганеша

В категории «второстепенные индийские боги» считается самым популярным. Олицетворяет мудрость и способствует устранению препятствий. Поэтому люди всегда призывают его перед предстоящим важным делом.

В индуистской мифологии является сыном Парвати и Шивы. Обладает человеческим туловищем (жёлтым или красным), головой слона с одним бивнем, четырьмя руками и большим животом. Согласно мифам, в честь рождения Ганеши был организован праздник. Но на него забыли позвать бога Шани. Тот в отместку испепелил голову младенца своим взглядом. Брахма посоветовал родителям приставить к телу младенца голову первого попавшегося существа. И этим животным оказался слон.

Лакшми

Занимает второе место в категории «второстепенные индийские боги». Олицетворяет процветание и удачу, а также является женой Вишну. В легендах она предстаёт как красивая девушка, которая сидит или стоит на лотосе. Иногда богиня держит в руках цветок. При каждом перерождении Вишну, Лакшми воплощалась вместе с ним.

Кама

Это индийский бог любви. Наиболее распространённое его изображение - юноша с луком в руках. Сам лук сделан из живых пчёл и сахарного тростника, а в качестве стрел Кама использовал цветы. Стрел было пять, и каждая из них вызывала в человеке определённое чувство. Каму сопровождали нимфы, несшие с собой его знамя. Сам бог передвигался на попугае. Насчёт появления Камы существует несколько легенд. В одном сказании его представляют как сына Вишну и Лакшми. В другом, он появляется в сердце Брахмы в образе девушки.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве