Значение бартольд василий владимирович в краткой биографической энциклопедии. Значение бартольд василий владимирович в краткой биографической энциклопедии Академик бартольд

Василий Владимирович Бартольд

Родился в семье биржевого маклера. После окончания 8-й петербургской гимназии (1887) поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду. Средства отца позволили Бартольду не останавливаться перед расходами для пополнения своего образования, в том числе за границей, осуществления поездок и путешествий.

В 1891 - 1892 гг. посетил научные центры Западной Европы (Германия, Финляндия, Швейцария, Сев. Италия, Австро-Венгрия). В 1892 г. оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории Востока. В 1896 г. в звании приват-доцента приступил к чтению лекций. За сочинение «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (Ч. 1–2. 1898–1900), представленном в качестве магистерской диссертации, удостоен степени доктора истории Востока (1900). Публиковал сведения о русских работах по востоковедению в выходившем в Берлине издании «Orientalische Bibliographie». С 1901 г. – экстраординарный, с 1905 г. – ординарный профессор Петербургского университета, с 1910 г. – чл.-кор. РАН, с 1913 г. – академик. Был секретарем основанного в 1903 г. Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, член Комиссии по изучению племенного состава населения России, член Лингвистической комиссии РАН, член Русского археологического общества, редактировал «Путешествия Марко Поло».

Основные направления научной деятельности – история народов и государств Центральной и Средней Азии, взаимодействие культур Востока и Запада, история ислама.

Его статьи и книги посвящены Греко-Бактрийскому, Куманскому царствам, Тюркскому каганату и другим государствам; языку и письменности согдийцев, тохатов, тюрков, эфталитов и др.; этногенезу киргизов, таджиков, туркмен, узбеков, уйгуров и др.; биографии Чингисхана и чингизидов, Тимура и тимуридов и др. Ему принадлежат очерки по социально-политической истории, исторической географии, археологии Средней Азии. Сохраняют свое значение работы Бартольда по анализу восточных источников по истории древних славян, а также других народов Восточной Европы. Исследования Бартольда по ранней истории ислама, основанные на критическом анализе источников, обогатили мировое исламоведение. Его труды (более 400) высоко оценивались современниками, переводились на различные языки.

Бартольд занимался педагогической, организационной и общественной деятельностью, состоял почетным и действительным членом многих учреждений, ученых обществ и университетов, участвовал в международных научных съездах. Бартольд способствовал становлению сети научных учреждений, учебных заведений в Средней Азии, созданию научных библиотек, формированию рукописных восточных фондов, их собиранию и изучению. Одной из важных задач, к решению которых Бартольд был подключен в первые годы Советской власти, было создание письменности для бесписьменных народов и народностей и замена арабского алфавита на кирилловский. Участник и организатор Первого тюркологического съезда в Баку (1926). Организатор Туркологического кабинета (ТУРК, 1928–1930), который находился в квартире Бартольда и располагал его личной библиотекой.

Он занимался во многих библиотеках мира (Англии, Германии, Франции, Турции и др.), СССР (Ленинград, Москва, Ташкент, Баку и др.). Главной целью поездок Бартольда за границу и по СССР было исследование восточных рукописных собраний. Хорошее знание работы библиотек позволяло ему не только читать лекции по истории архивного дела для слушателей Архивных курсов при Петроградском археологическом институте (1918), но и выступать со статьями и обзорами о состоянии библиотек, их рукописных отделов, высказывать предложения по собиранию материалов, раскрытию их через каталоги и т.п.

Публичная библиотека занимала одно из важных мест в его научной деятельности. Здесь Бартольд не только черпал необходимые в его исследованиях источники, но и, как ее сотрудники, принимал непосредственное участие в ее деятельности. В январе 1927 г. по предложению Н. Я. Марра он приглашен в качестве консультанта «по работам Восточного отделения» с оплатой из научных кредитов, а с 1 февраля 1928 г. зачислен нештатным сотрудником. В 1929 г. он вновь был консультантом. В Восточном отделении Бартольд руководил работой сотрудников, занимавшихся каталогизацией книг на персидском и других языках. Согласно трудовому договору на Бартольда возлагалось также описание «рукописей турецких, арабских, персидских и, в первую очередь, рукописей б. Крымского ханства».

С 1927-го по 1930 г. Бартольд занимался описанием рукописей регулярно, как правило, два раза в неделю, по понедельникам и четвергам посещая Публичную библиотеку. Всего было описано около 500 рукописей: арабских («Новая серия»); собр. И. В. Ханыкова; собр. А. С. Фирковича; персидско-таджикских. («Персидская новая серия»); тюркоязычных («Турецкая новая серия»). Труды Бартольда представляли исключительную ценность, так как позволили ввести в научный оборот неизвестные ранее

Материалы. Судя по пятилетнему плану, составленному Бартольдом в 1929 г., он предполагал посвятить каталогизации несколько лет. Смерть помешала ему завершить эту работу.

Труды

  • «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» («Записки Восточного Отдела Императорского Русского Археологического Общества», т. VIII (1893 — 94), немецкий перевод: «Zur Geschichte des Christentums in Mittel-Asien bis zur mongolischen Eroberung» (Тюбинген, 1901);
  • «Образование империи Чингисхана» («Записки Восточного Отдела», т. X, 1896);
  • «Отчет о поездке в Среднюю Азию в 1893 - 94 годах» (СПб., 1897, и «Записки Академии Наук», историко-филологический отдел, 8- я серия, т. I, № 4);
  • «Очерк истории Семиречья» («Памятная книжка Семиреченской области», т. II, Верный, 1898);
  • «Отчет о командировке в Туркестан» («Записки Восточного отдела Археологического Общества», т. XV, 1902 - 03);
  • «Историко-географический обзор Ирана» (СПб., 1903, университетский курс);
  • «Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII века» (Ташкент, 1902); немецкий перевод: «Nachrichten uber den Aralsee und den unteren Lauf des Amu-Darja» (Л., 1911); «Zur Geschichte der Saffariden» («Orientalische Studien», I, 1906);
  • «О некоторых восточных рукописях в библиотеках Константинополя и Каира» («Записки Восточного Отдела», т. XVIII, 1908);
  • «Обзор деятельности факультета 1855-1905 годов» («Материалы для истории факультета восточных языков», т. IV, 1909);
  • «К истории Мерва» («Записки Восточного Отдела», т. XIX, 1909);
  • «Персидская надпись на стене Анийской мечети Мануче» («Анийская серия», № 5, 1911);
  • «История изучения Востока в Европе и в России» (СПб., 1911, университетский курс).
  • «Из прошлого турок». Пг., 1917;
  • «История изучения Востока в Европе и России». Л., 1925;
  • «Иран: Исторический обзор». Ташкент, 1926;
  • «История культурной жизни Туркестана». Л., 1927;
  • «Киргизы: Исторический очерк». Фрунзе, 1927
  • Собрание сочинений в 9 томах. М., 1963-77.
  • Тюрки. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Василий Владимирович Бартольд

Бартольд Василий Владимирович (1869-1930), востоковед, академик Петербургской Академии наук с 1913 г.

Бартольд, Василий Владимирович (1869-1930 гг.) - один из основателей русской востоковедческой школы. Бартольд внес огромный вклад в исламоведение. Организатор и редактор журналов «Мир ислама» (1912-1913 гг.) и «Мусульманский мир» (1917 г.). В своих трудах по истории ислама: «Ислам» (1918 г.), «Культура мусульманства» (1918 г.), «Мусульманский мир» (1922 г.), «Му-сей-лима» (1925 г.) и др. - Бартольд собрал огромный фактический материал. Способность Бартольда сделать глубокий и всесторонний анализ источников, сформулировать точные выводы и корректные обобщения позволили ему во многом по-новому осветить историю раннего ислама, его распространение среди народов Востока и развитие мусульманской культуры.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 28.

Бартольд, Василий Владимирович (03.11.1869, Петербург - 19.08.1930, Ленинград) - российский востоковед, академик. Родом из обрусевшей немецкой семьи. Свободно владел русским и немецким, говорил по-французски. В 1887 году закончил классическую гимназию с золотой медалью и поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду. Большое влияние на формирование научных взглядов Бартольда в годы учебы оказали востоковед Н. И. Веселовский, арабист В. Р. Розен, тюрколог В. В. Радлов и иранист В. А. Жуковский . Бартольд блестяще закончил университет, получив диплом первой степени. По результатам защиты магистерской диссертации («Туркестан в эпоху монгольского нашествия», 1900) Бартольду была присвоена степень доктора истории Востока. Вскоре он получил звание экстраординарного, а в 1906 году - ординарного профессора Петербургского университета. В 1910 году избран член.-корр., в 1913 году - академиком Петербургской академии наук.

Бартольд внес огромный вклад в развитие отечественного востоковедения и исламоведения. Главные труды (кроме диссертации): «О христианстве в Туркестане в домонгольский период», «История изучения Востока в Европе и в России» и др.

С. Ю. Серегичев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 354.

Бартольд Василий Владимирович (1869- 1930) - востоковед, академик Петербургской АН (1913), академик Российской АН (1917), академик АН СССР (1925). Научные направления: история Средней Азии, Ирана, Арабского халифата, ислама и история востоковедения. Основные научные труды: «Образование империи Чингисхана» (1896), «История изучения Востока в Европе и в России» (СПб., 1911), «История культурной жизни Туркестана» (Ленинград, 1927). Имя Бартольда встречается у Гумилёва в связи с историей Древних Тюрок. История тюрок привлекала внимание многих ученых, и на протяжении более 200 лет интерес к ней возникал несколько раз. По мнению Гумилёва, ближе всего к решению задач кочевниковедения подошла научная традиция русской школы в лице ее представителей Бичурина, Григорьева, Аристова, Грумм-Гржимайло, Иностранцева, Руденко, Артамонова и других ученых. В перечисление не попало имя Бартольда, крупнейшего специалиста по истории мусульманского Востока, поскольку, считает Гумилёв, «работы Бартольда по истории тюрок хотя и сыграли положительную роль в истории вопроса, но не внесли той ясности, которая смогла бы стать перспективой исследования. Очень уж разнились между собой в VI-VIII вв. кочевые тюрки и персы, в историю которых Бартольд вжился» («Древние Тюрки», 108).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 85-86.

Сочинения:

О христианстве в Туркестане в домонгольский период // Записки Восточного Отдела Императорского Русского Археологического Общества. Т. VIII. 1893-1894; Образование империи Чингисхана // Записки Восточного Отдела. Т. X. 1896; Отчет о поездке в Среднюю Азию в 1893-1894 гг. СПб., 1897; Очерк истории Семиречья // Памятная книжка Семиреченской области. Т. II. Верный, 1898; Отчет о командировке в Туркестан // Записки Восточного отдела Археологического Общества. Т. XV. 1902 -1903; Историко-географиче­ский обзор Ирана. СПб., 1903; Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII в. Ташкент, 1902; О некоторых восточных рукописях в библиотеках Константинополя и Каира // Записки Восточного Отдела. Т. XVIII. 1908; Обзор деятельности факультета в 1855-1905 гг. // Материалы для истории факультета восточных языков. Т. IV. 1909); К истории Мерва // Записки Восточного отдела. Т. XIX. 1909; Персидская надпись на стене Анийской мечети Мануче // Анийская серия. № 5. 1911; История изучения Востока в Европе и в России. СПб., 1911; Из прошлого турок. Пг., 1917; История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925; Иран: Исторический обзор. Ташкент, 1926; История культурной жизни Туркестана. Л., 1927; Киргизы: Исторический очерк. Фрунзе, 1927; Собрание сочинений. В 9 т. М., 1963-77.

Литература:

История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997;

Милибанд С. Д. Востоковеды России. Биобиблио­графический словарь. М., 2008. С. 107-110.

БАРТОЛЬД Василий Владимирович , российский востоковед, академик Академии Наук СССР (1925; академик Петербургской Академии Наук с 1913 года; академик РАН с 1917 года). Окончив в 1891 году факультет восточных языков Петербургского университета, продолжал научную и преподавательскую деятельность в университете и академическх центрах Санкт-Петербурга (с 1901 года профессор). Ученик В. Р. Розена и Н. И. Веселовского. Автор свыше 400 работ по истории, географии, культуре и религии Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, в том числе классических трудов по исламоведению.

Позитивист по методологическим воззрениям, Бартольд называл целью труда историка «построение общей картины фактов в их причинной связи». Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на общественное развитие, Бартольд выделял культурные влияния и заимствования, а также географическую среду.

Центральное место в научном творчестве Бартольда занимала Средняя Азия. Его монография «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (ч. 1-2, 1898-1900) - фундаментальное исследование домонгольской эпохи в мусульманской истории региона (2-я половина 7—13 века). Бартольд полагал, что монгольские завоевания и создание монгольской государственности помогли политической стабилизации Средней Азии. Точка зрения Бартольда была положительно воспринята евразийцами (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилёв), но отвергнута впоследствии большинством отечественных историков (А. Ю. Якубовский и др.). Среди других трудов Бартольда по истории Средней Азии выделяются монографии «Улугбек и его время» (1918), «История культурной жизни Туркестана» (1927).

Большое внимание Бартольд уделял изучению тюркских народов («Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии», 1927; статьи «Образование империи Чингисхана», 1897, «Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов», 1929, и др.). Целый ряд работ Бартольда посвящён иранистике. Наиболее важны «Историко-географический обзор Ирана» (1903) и «Иран. Исторический обзор» (1926). Постоянный интерес учёного к исторической географии Средней Азии нашёл отражение в книгах «Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времён до XVII в.» (1902) и «К истории орошения Туркестана» (1914).

Труды Бартольда по исламоведению отличают толерантность, отсутствие европоцентристско-христианских стереотипов. В ранней статье «Современный ислам и его задачи» (1894) Бартольд дал оценку состояния мусульманских народов конце 19 века и прогноз их будущего. В работах «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве» (1903) и «Халиф и султан» (1912) проанализирована ключевая проблема истории мусульманского Востока - отношения светской власти и религии. Бартольд доказал легендарность восходящих к 18 веку известий о передаче в 16 век халифами из династии Аббасидов духовной власти османским султанам. Обзорные очерки «Ислам», «Культура мусульманства» (оба 1918) и «Мусульманский мир» (1922) взаимно перекликаются и дополняют друг друга. В них учёный обрисовал историческую обстановку зарождения и становления ислама, охарактеризовал эволюцию ислама в ходе его адаптации к меняющейся исторической и политической действительности. Бартольд проанализировал синкретический характер мусульманской культуры, её основные элементы, причины её взлётов и падений, поставил вопрос о месте и роли мусульманского мира во всемирно-историческом процессе.

Немалое значение Бартольд придавал истории востоковедения, которой посвятил фундаментальный труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911; 2-е изд., 1925).

Бартольд вёл активную научно-организационную работу: в 1912 году создал и редактировал журнал «Мир ислама», с 1925 года возглавлял Коллегию востоковедов. Особое внимание уделял собиранию восточных рукописей. Востоковедческая библиотека Бартольда включена в книгохранилище Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, его научный архив (517 единиц хранения) - в Санкт-Петербургский филиал Архива РАН.

Соч.: Сочинения: В 9 т. М., 1963-1977.

Лит.: Умняков И. И. Аннотированная библиография трудов академика В. В. Бартольда // Туманович Н. Н. Описание архива академика В. В. Бартольда. М., 1976.

Василий Владимирович (3.11.1869, С.-Петербург - 19.08.1930, Ленинград), рус. востоковед, историк, филолог. Академик Петербургской АН (1913, с 1910 г. чл.-кор.). В 1887 г. окончил 8-ю с.-петербургскую гимназию с золотой медалью; в 1891 г.- фак-т вост. языков (араб.-персид.-тур.-татар. разряд) С.-Петербургского ун-та с дипломом 1-й степени (за студенческую работу «О христианстве в Средней Азии» удостоен серебряной медали). В 1891-1892 гг. в целях ознакомления с западноевроп. востоковедением посетил Финляндию, Германию, Швейцарию, Сев. Италию, Австро-Венгрию. По возвращении из-за границы был оставлен при фак-те вост. языков «для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории Востока» (1892). С 1896 г. приват-доцент на фак-те вост. языков, с 1901 г. профессор С.-Петербургского ун-та, в 1897-1901 гг. хранитель Минц-кабинета. За соч. «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (Ч. 1-2, 1898-1900) присуждена степень д-ра истории Востока (1900). Наряду с исследовательской и педагогической деятельностью, с научными поездками в Ср. Азию, на Кавказ, за границу много времени и энергии отдавал научно-организационной работе: с 1903 г.- секретарь Русского комитета для изучения Ср. и Вост. Азии (РКИСВА), в 1905-1912 гг. секретарь Вост. отд-ния Русского археологического об-ва (ВОРАО), в 1908-1912 гг. редактор «Записок Восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО), в 1912 г. редактор научно-популярного ж. по исламоведению «Мир ислама», в 1918-1927 гг. научный сотрудник Ин-та истории искусств, в 1918-1930 гг. председатель Радловского кружка и комиссии по переизданию «Опыта словаря тюркских наречий» В. В. Радлова, в 1921-1930 гг. зам. председателя Коллегии востоковедов, в 1928-1930 гг. директор Туркологического кабинета, один из организаторов I Всесоюзного туркологического съезда (Баку, 1926), редактор ряда изданий АН.

Огромная эрудиция, прекрасное знание ряда вост. языков, исключительная работоспособность позволили Б. создать более 400 научных трудов в различных областях востоковедения. Большое значение имеют его работы по истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., персид. и местных авторов по вопросам истории, географии, культуры и религии. Труды Б. по Ср. Азии были первыми работами в отечественном и мировом востоковедении, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. Его работы («О христианстве в Туркестане в домонгольский период», 1893; «Образование империи Чингисхана», 1896; «Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.», 1902, и мн. др.) содержат огромный фактический материал и представляют в совокупности энциклопедию знаний о средневек. Ср. Азии. В его книгах и статьях дана социально-политическая история Греко-Бактрийского и Кушанского царств, Тюркского каганата, прослежен этногенез киргизов, таджиков, туркмен, узбеков и др. народов.

В 90-х гг. XIX в. вышел ряд исследований, связанных с историей христианства в Центр. Азии в домонг. и монг. эпоху («Мусульманские известия о Чингизидах-христианах», 1892; «Еще о христианстве в Средней Азии», 1896). К этой тематике Б. возвращался в 1914 г. («К вопросу о Чингизидах-христианах»). В 10-х гг. ХХ в. Б. рассматривал проблемы исторической роли христ. Востока, межконфессиональных культурных влияний в ср. века в обзорных работах «Турция, ислам и христианство» (1915), «Культура мусульманства» (глава «Христианский Восток и его значение для ислама», 1918). В этих и др. сочинениях Б. касался тем христ. влияния на Мухаммада , роли и места христиан в сасанидском Иране, отношения к христианству малоазийских суфиев и ранних османов и др. Ряд работ Б. посвящен контактам христ. Запада и мусульм. Востока («Карл Великий и Харун ар-Рашид» (1912), «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» (1915) и др.).

В трудах «Ислам» (1918), «Мусульманский мир» (1922) и др. рассматривались проблемы сущности ислама, преемственности в восприятии различными народами мусульм. культуры. В исследованиях о раннем периоде ислама («К вопросу о сабиях», 1917; «Мусейлима», 1925; «Коран и море», 1925), а также в статьях, опубликованных в «Энциклопедии ислама», Б. показал себя мастером научной аргументации и толкования текстов вост. авторов.

Следуя традиции рус. историков-востоковедов, Б. занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах», написана в 1918, опубл. в 1940). Б. уделял большое внимание истории востоковедения («История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 19252), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905» (СПб., 1909)), регулярно публиковал статьи по вопросам взаимоотношений средневек. Востока и Запада в сб. «Христианский Восток».

Б. вел большую педагогическую работу, состоял членом комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на лат., участвовал в организации Среднеазиатского гос. ун-та, в создании востоковедческих б-к и собирании вост. рукописей. Выступал с докладами на международных конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Мн. его монографии переведены на иностранные языки (англ., нем., тур. и др.).

Соч.: Сочинения. М., 1963-1977. 9 т.; Алф. указ. работ В. В. Бартольда / Сост. Д. Д. Васильев // Бартольд В . В . Сочинения. Т. 1. С. 14-21.

П. И. Жаворонков

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод