«Звук. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Фронтальное логопедическое занятие на тему "Звуки З-Ж". Конспект для старшей логопедической группы Логопедические занятия на букву ж

Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

Конспект фронтального занятия по развитию речи.

Тема: звук [Ж].

Цель : познакомить детей со звуком [Ж].

Задачи:

1. Образовательная:

· уточнитьартикуляции звука [Ж]

· дать характеристику звуку

· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

· составление предложений по опорному слову

· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

· активизировать и расширить словарь детей.

2. Коррекционно-развивающая :

· развитие фонематического слуха

· развитие слухового и зрительного внимания

· развитие кратковременной и зрительной памяти

· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

· коррекция речи.

3. Воспитательная:

· воспитание культуры поведения на занятии

· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

· наборное полотно

· карточки с заданием

· картонный цветок с разноцветными лепестками

· маски пчел

· карточка с буквой Ж.

Ход занятия

Этап занятия

Хронометраж

Организационный

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

Введение в тему занятия.

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

Изучение нового материала.

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

Физкульминутка.

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

Закрепление материала.

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

(снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издает жужжащий звук:

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

Итог занятия.

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). На занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей с ФФНР (конспект прилагается) дети учатся правильно произносить звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой анализ и синтез слогов, слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения. Особенностью данной работы является то, что она проводится с опорой на имеющееся зрение и с использованием всех сохранных анализаторов: слухового, речедвигательного, тактильного. В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты, а также частично компенсировать последствия зрительной патологии.

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание и память, зрительное восприятие, мышление, интонационную сторону речи, межполушарные связи, совершенствовать навыки проведения звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений, через опору на вспомогательные средства, упражнять в словообразовании, развивать координацию, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитание активности, творческой инициативы, желания говорить красиво и правильно.

Оборудование: фланелеграф, картинки-символы, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков, предметные и сюжетные картинки, звуко-слоговые схемы слов, наборы цветных полосок для составления схемы предложения, мяч, тетради, карандаши, ТСО (магнитофон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Катя подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован круг. Наташа подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован треугольник.

Дети занимают свои места.

2. Отгадывание загадки

Логопед:

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам огород!

Дети: Дождик.

Логопед: Назовите третий звук в слове. Показывает схему слова дождик.

Дети: Звук [ж].

Логопед: Кто издает такой звук?

Дети: Жук.

3. Сообщение цели занятия

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со звуком [ж]. Будем учиться правильно его произносить.

На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку-символ: изображение жука

4. Уточнение правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов. Характеристика звука

Логопед: Возьмите зеркала. Прижмите правую ладошку к горлышку. Произносим вместе звук [ж]. По одному. Скажите, в каком положении губы?

Дети: Окошечком.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Сближены.

Логопед: В каком положении язык? Поднимает кисть руки «чашечкой».

Дети: Чашечкой.

Логопед: Касается ли кончик языка потолочка?

Дети: Нет.

Логопед: Поднесите ладошку ко рту, произносим звук [ж]. Какой воздух выходит теплый или холодный?

Дети: Теплый.

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж].

Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Почему звонкий?

Логопед: Выберите мне схему артикуляции звука [ж]. Объясните свой выбор.

На фланелеграфе – профили артикуляции трех разных звуков, выполненные из бархатной бумаги. Дети обводят их руками и выбирают соответствующую схему.

5. Игра «Чуткое ушко»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко? Я буду называть слова, вы вставайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Слова: жалко, поземка, кружево, дедушка, заноза, мороженое, пушок, порошок, слушать, дружба, макушка, этажи.

6. Подвижное упражнение «Слоговые дорожки»

На полу – «дорожка» из трех цветных квадратов.

Логопед: Хотите побегать по слоговым дорожкам? Запоминайте слоги: жа-жо-жу.

Ребенок идет по «дорожке» и повторяет цепочку слогов.

Логопед: Поставь третий слог первым, а первый третьим. Какая получится дорожка?

Ребенок: Получится жу-жо-жа.

Логопед: Что общего в этих слогах?

Ребенок: Звук [ж].

Логопед: Чем отличаются?

Дети: Гласными звуками.

7. Произношение звука [ж] в словах

Игра: «Из нескольких слов – одно»

Логопед на фланелеграфе показывает перевернутые изображения предметов.

Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять одно слово из нескольких слов. Назовите предметы на картинках.

Дети: Жираф, утка, кот.

Логопед:

Дети: Звуки [ж], [у], [к].

Логопед: Соедините звуки [ж], [у], [к]. Какое слово получится?.

Дети: Жук.

Логопед: Назовите следующие предметы на картинках.

Дети: Жакет – аист – радуга – арбуз.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [а], [р], [а].

Логопед: Соедините звуки [ж], [а], [р], [а]. Какое слово получится?

Логопед: Припомните и назовите все слова, которые вы составили.

Дети: Жук, жара, жаба, ужата.

Логопед: Назовите одинаковый звук в словах. Подберите звуко-слоговую схему к слову жаба. Почему эту схему?

Дети: В этом слове два слога, а слово состоит из четырех звуков.

Логопед : Какой по счету звук [ж] в слове?

Дети: Звук [ж] по счету первый.

8. Зрительная гимнастика

Логопед: Теперь пусть ваши глазки отдохнут. Проведем зрительную гимнастику. Вам надо внимательно следить глазами за полетом жука.

Логопед перемещает картинку-символ по фланелеграфу: вверх, вниз, по центру, налево, направо.

9. Произношение звука [ж] в словосочетаниях

Игра: «Составь слово»

Логопед: Вы, наверное, обратили внимание, сколько новых домов построено в нашем городе. Дом, в котором один этаж – какой?

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором два этажа – какой?

Дети: Двухэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором много этажей – какой?

Дети: Многоэтажный дом.

Игра с мячом: «Посчитай правильно»

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Два…

Дети: Одноэтажных дома.

Логопед: Пять…

Дети: Одноэтажных домов.

10. Произношение звука [ж] в предложениях.

Логопед: Давайте и мы представим себя строителями. Только строить мы будем не дома, а мостик из предложений. У каждого на столе картинка. Составьте по ней предложение. Повторите предложение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией. Дети составляют предложения по картинкам.

Логопед: Назовите сколько слов в предложении. В каком слове слышится звук [ж]. Составьте схему предложения. Разделите слова на слоги. Звук [ж] поставьте в слог на свое место.

Дети составляют схему предложения и проводят его анализ.

11. Игра «Медвежата» (на релаксацию)

Логопед: Я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, которые готовятся к зимней спячке. Сейчас вы услышите прекрасную музыку (П. Чайковский «Сладкие грезы») под которую медвежата засыпают. Но как только запоет жаворонок («Песня жаворонка») вы проснетесь. После отдыха логопед предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

12. Работа в тетрадях

Логопед: Вы знаете, как зовут детенышей у медведицы. А как зовут детенышей у ежихи?

Дети: Ежата.

Логопед:

Сейчас мы с вами выучим чистоговорку.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Дети проговаривают чистоговорку в умеренном темпе и одновременно двумя руками обводят контурное изображение ежа в тетради.

13. Итоги

Логопед: Наше путешествие со звуком [ж] закончилось. Чему мы научились?

Дети: Мы научились правильно произносить звук [ж]

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж]

Дети: Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.

Литература :

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» 2007.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд- во «Экзамен», 2003г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение, 1990.
4. Шаховская С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. – Москва, 1992.

АНАСТАСИЯ ЛЕШУКОВА
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы

Лексическая тема : «Насекомые»

Образовательная область : Познавательно речевое развитие.

Тип : Совместная деятельность педагога с детьми.

Форма организации : Групповая .

Цель : познакомить детей со звуком и буквой Ж .

Образовательная область – коммуникация.

Программное содержание :

Коррекционно –образовательные задачи :

Научить характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный твердый, глухой звук » ).

Нучить детей узнавать и прописывать букву Ж .

Коррекционно –развивающие задачи :

- закреплять понятия : гласный звук , согласный звук ;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику детей ;

Развивать у детей фонематическое восприятие;

Развивать зрительное восприятие;

Закреплять понятие о месте звука в слове ;

Упражнять детей в выделении звука [ж] в начале , в середине слова;

Коррекционно –воспитательная задача :

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.

Предварительная работа :

Упражнения на определение наличия звука в слове ;

Упражнения на подбор слов на заданный звук ;

Разучивание потешки «Жук» ;

Оборудование :

Демонстрационный материал.

Картинка жук-Жужжа; магниты синего и красного цветов; мультфильм.

Раздаточный материал.

Зеркала; звуковой домик ; картонные жучки; листочки с заданиями; картинки.

Орг. момент Здравствуйте! Присаживайтесь! Ребята сегодня к нам в гости прилетел жук Жужжа, как вы думайте, какой его любимый звук ?

Вот и мы сегодня будем изучать звук [ж] ;

Кто расскажет Жужже про этот звук ?

Характеристика звука [ж]- согласный , т. к. есть преграда зубы, язычок

Звонкий, т. к. горлышко вибрирует

Твердый, обозначается синим цветом.

Артикуляционная гимнастика А сейчас, мы покажем Жужже, какие упражнения мы умеем выполнять для звука [ж] : заборчик, бублик, лопаточка, чашечка, облизываем вкусное варенье, фокус, лошадка, грибок, гармошка.

Фонематический слух А теперь поймаем звук [ж] ,приготовили ладошки :

[ш, б, п, ж, н, к, ш, з, м, ж, с, ж]

[за, ма, жа, ка, жу, ши, му, жа ]

Ребята посмотрите на доску, перед вами картинки, назовите те картинки в названиях которых нет звука [ж] (пчела, бабочка, гусеница, кузнечик)

Молодцы!А оставшиеся картинки нужно расселить в домик :

1 подъезд – картинки со звуком [ж] в начале слова

2 подъезд- картинки со звуком [ж] в середине слова

Динамическая пауза Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Знакомство с буквой Сейчас мы с вами отправимся в гости к тетушке сове и познакомимся с буквой Ж :

Мультфильм с тетушкой совой.

Тренировка памяти Запомнили слова со звуком [ж] ?

А Букву Ж запомнили ?

На что она похожа?

Из скольких элементов состоит?

Гимнастика для глаз Надеваем на указательный пальчик жучка (спинка прямая, голова не двигается, следим за ним только глазками) :

Прописываем букву Ж ; отводим пальчик в право, вверх, в лево, в право, в низ, в право.

Работа на листочках Возьмите листочки и переверните их, что там нарисовано?

Нарисуйте дорожки с буквой Ж , найдите букву Ж в словах и обведите в кружок, зарисуйте квадратик, где стоит звук [ж] в начале слова , середине или конце.

Итог Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятии ? Что понравилось больше всего? Запомнили буквы Ж ? Наш Жужжа похож на букву Ж ? Он дарит вам свои раскраски, что бы вы не забывали его и букву Ж .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «Звук и Буква К» Цель занятия: закрепить навык произношения звука «К». Познакомить с буквой К. Учить выкладывать схемы слогов. Задачи: Образовательные: Научить.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова - учитель – логопед первой квалификационной.

Елена Ермакова
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Тема урока : «Звук и буква Ж » .

Цель :

Систематизировать знания о звуке [Ж] ;

Развивать фонематический слух;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .

Задачи :

Учить соотносить звук[Ж] с буквой Ж ;

Развивать фонематическое восприятие;

Обогащать и уточнять словарь детей;

Закреплять знания норм орфографии;

Формировать навыки использования обобщающих понятий.

Этапы работы Содержание

1.1 -Организационный момент

Цель :

эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению новой темы

Методы :

речь логопеда, создающая положительный настрой обучающихся

Цель :

Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие

Подготовка к восприятию новой темы

Методы :

Устный, фронтальный опрос обучающихся

Критерии достижение цели :

Обучающиеся должны чётко различать [ж] в словах, приводить примеры и давать пояснение.

Оценивается деятельность обучающихся словами : умница, молодец, хорошо

Деятельность учителя Деятельность ученика

Опрос обучающихся по заданному на дом. -Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Начнем наше занятие с девиза :

Говорим всегда красиво,

Правильно, неторопливо.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Сядет тот, кто назовет слово со звуком[Ш]

Назовите место звука[ш] в слове .

Какой это звук ?

Какое правило мы должны помнить?

Ученики называют слова со звуком [ш] .

[ш]-согласный, твердый, парный глухой.

ШИ-пиши с буквой –И .

Изучение нового материала Цель : -учить соотносить звук с символом и буквой

Развивать фонематические стороны речи

Развивать внимание

Охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы

Методы :- использование игровых технологий

Индивидуальная работа по листам из альбома Мазановой Е. В.

Критерии достижения цели :

Обучающие должны четко различать как произносится звук .

Что помогает произносит ь звук ж .

Учить вспоминать слова с заданным звуком .

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Послушайте скороговорку и назовите часто встречающийся звук :

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу,жужжу.

Правильно, в этой скороговорке часто встречается звук ж .

Кто произносил звук [ж] в скороговорке ?

Этот жук прилетел к нам в гости со своими друзьями и принес интересные задания.

В каком положении находятся органы артикуляции?

Давайте пожужжим вместе с жуком, то тихо-когда жук далеко; то громко-когда он к нам приближается.

Какой это звук ?

Каким символом обозначается?

-Звук[ж] обозначается буквой Ж . (вывешивается буква ж )

Назовите тему нашего занятия .

-Жук принес задание : послушайте звуки , хлопните, когда услышите [ж]

О Ж Л Т Ж Ф У Ж К М

Чему мы учились?

Жук усложнил задание, нужно поднять карточку- символ (буква ж )

ЖУ ТРЕ НА ЖА ОХ МКА ЖО

Чему мы учились?

Жук приготовил картинки, посмотрите на слайд и определите в какой картинке спрятался[ж]

Какой звук мы выделяли из слова?

Какой это звук ?

Звук [ж] .

Жук- Божья коровка.

Ученики работают по артикуляционному профилю.

Ученики выполняют дыхательную гимнастику (ж-ж-Ж-Ж-ж-ж)

Согласный, твердый,парный звонкий

Т. к. звонкий,то колокольчиком.

-Звук и буква Ж .

Учились замечать [ж] среди других звуков .

Учились выделять слог с[ж]

Называют слова с[ж]

Согласный, твердый, звонкий, парный.

2.3 Работа в тетрадях. - С какими гласными дружит [ж]?

Запишите по два слога с[ж]

Посмотрите на листочки, что вы видите?

Составьте слово, запишите в тетрадь.

Записывают в тетрадь слоги.

Записаны слоги.

Составили слова жаворонок, журавль,чижи

Физминутка.

Эта буква широка

И похожа на жука

Да при этом словно жук

Издаёт жужжащий звук .

Выполняют физ. минутку.

Жук принес телеграмму

Прочитайте слова.

Что вы заметили?

Подберите схему к словам.

Определите место звука , по звуковой линейке .

Соотносят сова со схемами, определяют место звука по звуковой линейке .

Во всех словах есть [ж]

Учитель-логопед организует устный опрос, привлекает детей к оцениванию ответов других детей,поощряет словами : хорошо, молодец, умница.

3.1 Заключительная часть.Цель :

Выявить уровень полученных знаний учениками на данном занятии .

Методы :

фронтальная беседа с обучающимися с элементами самооценки работы на занятии

Критерии достижения цели :

Чёткое различия буквы , звука ж в слогах , в словах, тексте;

Понимание когда звучит,то он всегда твёрдый;

Понимание прочитанного текста.

Отвечают на вопросы логопеда, анализируя свою деятельность.

Деятельность логопеда.

Деятельность ученика.

3.2. Итог занятия . -С какой буквой мы знакомились ?

Какой звук она обозначает ?

Дайте характеристику звука ж .

Уточните артикуляцию звука .

3.3. Анализ домашнего задания. Раскрасить цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук ж .

Спасибо, вы сегодня все хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.

Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы Лексическая тема: «Насекомые» Образовательная область: Познавательно речевое развитие. Тип: Совместная деятельность педагога с детьми. Форма.

Конспект занятия по звукопроизношению «Звук [Р] и буква Р» Цель: Формирование навыка чёткого произнесения звука Р. ЗадачиКоррекционно-образовательные: 1. Формирование умения делить слова на слоги.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг