Забытые соотечественники. создатель магнитофона понятов. Первый в мире видеомагнитофон изобрел житель Татарстана! А м понятов первый в мире магнитофон

Русский и американский инженер , внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании, родился 25 марта 1892 года.

При его руководстве созданной им компанией Ampex в 1956 году выпущен первый коммерческий видеомагнитофон.

Создатель видеомагнитофона

А.М. Понятов

Александр Понятов родился в 1892 году в селе Русская Айша, что в Казанской губернии. Его отец был купцом - бывшим крестьянином, разбогатевшим на лесозаготовках. Как свойственно таким людям, отец не жалел денег на образование сына, и Александр Понятов учился не только в Казани (на математическом факультете университета) и в Императорском Московском техническом училище (будущем МГТУ имени Баумана), но и во Фридерициане, старейшем техническом вузе Германии. Увлечением Понятова была авиатехника: он изучал ее в Москве и в Карлсруэ, куда уезжал по рекомендации основателя аэродинамики Николая Жуковского. В Германии Понятов якобы скрывался от возможных преследований за участие в студенческих обществах, но в 1913 году, получив повестку, вернулся в Российскую империю, окончил школу летчиков и служил пилотом гидросамолета, пока не был ранен.

В годы Гражданской войны Понятов записался в Белую армию, затем бежал в Шанхай, где впервые занялся энергетикой, работая в Shanghai Power Company. Затем через Париж он выехал в США, где инженеры-электрики были особенно востребованы; он работал в General Electric, Pacific Gas and Electric Company и Dalmo-Victor, а в 1944 году основал собственную компанию Ampex. AMP в названии означало Александр Матвеевич Понятов, а EX - от excellence; по легенде, это значило не только «превосходство» (с точки зрения качества товаров), но и «Превосходительство»: Понятов был полковником царской армии. Впрочем, версия о слове experimental, «экспериментальный», кажется более правдоподобной. Между прочим, именно в Ampex начал свою карьеру 16-летний Рэй Долби, будущий изобретатель знаменитой звуковой системы.

Во время войны фирма Понятова занималась радиолокационными антеннами, а после переориентировалась на средства магнитной звукозаписи - тоже благодаря войне. Пионер американской звукозаписи Джек Муллин переправил в Америку трофейные немецкие магнитофоны фирмы AEG. Муллин, Понятов и коллега последнего Гарольд Линдсей стали изучать достижения немецкой звукозаписи и скоро преуспели в разработке собственного магнитофона - с конца 1940-х годов фирма выпускала одну популярную модель за другой. Успеху Ampex, в частности, способствовала умелая маркетинговая кампания - фирма заключила контракт с певцом и актером Бингом Кросби. Главная звезда радио тех времен, он был энтузиастом новых технологий и не зря поставил на компанию Понятова: первая переданная в записи радиопередача (1948) стала настоящим прорывом в вещании.

О производстве устройств, воспроизводящих не только звук, но и движущееся изображение, Понятов задумался в начале 1950-х. Задумался не один: видео стала заниматься и RCA, корпорация пионеров телевидения Владимира Зворыкина и Дэвида Сарнова. Однако Понятову удалось обогнать Зворыкина: вместе с Линдсеем, Долби и руководителем конструкторской бригады Чарльзом Гинзбургом он разработал первый в мире катушечный видеомагнитофон, использовавший метод поперечно-строчной записи. Массивный аппарат VRX-1000 (его можно было использовать только в студии) и пленка к нему были представлены в Чикаго 14 марта 1956 года на национальной конференции радиовещателей. А через полгода - 30 ноября 1956-го - с помощью нового аппарата канал CBS пустил телепрограмму в записи (это был выпуск вечерних новостей).

За видеомагнитофон Ampex моментально получил премию «Эмми», а чуть позже - «Оскар». В 1958 году видеомагнитофонами Ampex начало пользоваться NASA. Позднее компания Понятова изобрела электронный монтаж, освоила цветное видео, создала аппарат замедленного воспроизведения сигналов (необходимый для спортивного телевидения и съемок клипов и рекламы), разработала систему видеографики и стала пионером спецэффектов. Как технологию фотокопии часто называют ксерокопированием, так и запись на видео долгое время называли «ампэксированием».

Понятов умер 24 октября 1980 года, к тому времени он уже давно отошел от дел, занимая должность почетного председателя совета директоров Ampex. Он помнил о своем русском происхождении и, по легенде, велел высаживать березы перед офисами своей фирмы в разных странах. Осенью 1959 года Понятов встречался с Хрущевым. Ему, несомненно, было о чем рассказать руководителю страны, из которой он уехал 40 лет назад, и Хрущев знал об этом: незадолго до встречи советский лидер получил запись собственного разговора с Никсоном, сделанную на технологии Ampex. Однако посмотреть ее Хрущев не смог - было просто не на чем.

Русские на чужбине. Александр Понятов.


Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша, неподалеку от Казани . Его отец был купцом первой гильдии - торговал лесом, держал склады природного камня, имел свою мельницу и пасеку... Но Александр не захотел идти по его стопам. В семь лет он впервые увидел чудо-техники - паровоз, и с того момента решил стать инженером. Он окончил реальное училище и поступил в Казанский императорский университет на физико-математический факультет, но после перевелся на более прикладную специальность - в Императорское московское техническое училище (теперь МГТУ имени Баумана ). Его учителем стал «отец авиации» Николай Жуковский, от которого Понятов заразился любовью к авиации и полетам, затем по его совету уехал доучиваться Германию , в Политехникум города Карлсруэ , где получил степень бакалавра по электромеханике.

В 1913 году Александр вернулся на родину - окончил школу летчиков, и во время Первой мировой войны служил пилотом гидросамолета военно-морского флота. В Гражданской войне он выступал на стороне Белой армии и в 1920 году вынужден был эмигрировать. Сначала он работал помощником инженера в шанхайской компании, потом перебрался во Францию , а в 1927 году оказался в США. Сперва он устроился на работу в General Electric, но тяга к полетам привела его в компанию Dalmo-VictorWestinghouse, где он разрабатывал электроприводы для авиационных радаров.

В Калифорнии он наконец знакомится со своей половинкой - американкой Хейзел Хесс. Впрочем, сам он ее называл Еленой... Детей у них не было, и сведений о личной жизни изобретателя сохранилось очень мало.

Параллельно он экспериментировал со звукозаписью в собственном гараже. И в 1944 году созрел для создания собственной фирмы - Ampex, от собственных инициалов и слова «экспериментальный» - Alexander M. Poniatoff EXperimental. Сперва фирма была субподрядчиком Dalmo-VictorWestinghouse и поставляла электродвигатели для радиолокационных антенн самолетов. Но после войны заказы прекратились - пришлось искать изобретениям мирное применение. И Александр решил сконцентрироваться на только появившихся тогда устройствах магнитной звукозаписи.

Он начал совершенствовать магнитные ленты, чтобы сохранить все тонкости звучания. Фирме удалось заинтересовать популярного в то время певца Бинга Кросби , который вложил в разработку нового магнитофона 50 тысяч долларов. И за семь лет Ampex стала одним из самых популярных в США производителей звуковой аппаратуры!

К тому моменту Понятов стал задумываться над тем, как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку. Основной проблемой была продолжительность записи: для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки! Вместе с помощниками он начал экспериментировать со способами записи и в конечном итоге остановился на поперечно-строчной записи вращающимися головками. Это позволило совместить высокую скорость записи с низкой скоростью движения самой магнитной ленты. Таким образом изобретатель смог добиться, чтобы на одном рулоне ленты помещался более-менее продолжительный видеоролик.

Понятов вспоминал: "Если бы я представлял себе все трудности, то ни за что не взялся бы за создание видеомагнитофона!"

Если бы тогда я заранее представлял все трудности, которые предстоит преодолеть при создании видеомагнитофона, мы бы никогда не взялись за эту работу! - вспоминал впоследствии Александр Матвеевич. - Ведь сам видеомагнитофон - это лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700 градусов). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике - использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и, чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!

Первый видеомагнитофон AmpexVRX-1000 был продемонстрирован Понятовым в 1956 году в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов. Меньше чем за полгода аппарат стал использоваться во всех ведущих телестудиях страны. Процесс записи видео даже стали называть «ампексированием» - по имени фирмы. А в 1958 году видеомагнитофоны стали использоваться в NASA для записи космических полетов…

В 1959 году видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве. Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по распоряжению Понятова разрешал фотографировать всю техническую документацию. По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

На этой же выставке Хрущеву подарили кассету с записью его встречи с президентом США Никсоном, но в те времена в СССР просто не на чем было ее посмотреть! Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи… А позже туда пришла и посылка от Ampex с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона. Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

А Ampex тем временем выпустила линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования, а также серию техники для видеожурналистики. В 1963 году был разработан видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром, в 1964-м освоили цветную видеозапись, а в 1967-м появилась функция замедленного просмотра. В том же году компания впервые стала использовать для записи 15-дюймовые диски - тогда их хватало на 30 секунд записи…

Параллельно компания занималась инновационными разработками в области звуко- и видеотехники. Например, в 1978 году Ampex создала систему видеографики, а позже освоила цифровые спецэффекты. К тому времени Понятов уже отошел от дел - за ним сохранилась должность почетного председателя совета директоров. В 1974 году по просьбе Гостелерадио с ним записали небольшую передачу, в которой он сформулировал свои главные правила: «Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».

Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Понятов в конце жизни, - но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю...

В 1980 году Александр Матвеевич скончался. Русская диаспора в Калифорнии до сих пор чтит его за то, что он дал работу тысячам русских эмигрантов. А Американское общество инженеров кино и телевидения учредило медаль имени Понятова, которую ежегодно присуждают за заслуги в этой области. Заслуги инженера отмечены и многими другими наградами.


Оригинал взят у lubovkrossii в

Originally posted by slavynka88 at Русский эмигрант Александр Понятов: создатель видеомагнитофона

…Когда в 1959 г. в США Хрущёву подарили кассету с записью его встречи с Кеннеди, он рассердился, затопал ногами: оказалось, в СССР нет оборудования, на котором эту кассету можно посмотреть. Чуть позже Никита Сергеевич узнал, что в США видеомагнитофоны и многие другие ноу-хау радиоэлектроники появились благодаря русскому эмигранту Александру Понятову.

«Для американцев Понятов - святой, - рассказывает Николай Комиссаров. - Всё телевидение - и коммерческие, и государственные каналы - боготворят его. В учебных заведениях, где есть кафедры физики или радиоэлектроники, о нём говорят в превосходной степени. Но на своей родине он до сих пор был известен лишь специалистам».

Александр Матвеевич родился в деревне Русская Айша (сейчас дер. Русско-Татарская Айша в Высокогорском районе) в большой зажиточной семье. Понятовы владели складами из природного камня (одна из стен сохранилась до сих пор), домом, пасекой, мельницей.

Окончив реальное училище в Казани, Понятов поступает на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Юноша мечтает связать свою жизнь с авиацией, поэтому, проучившись в Казани год, переводится в Московское техническое училище (сейчас МВТУ им. Баумана). Затем уезжает учиться в техническое училище в Германию. Когда в 1913 г. родители пересылают ему повестку о призыве на военную службу, возвращается в Россию. В Гражданскую войну поручик Понятов сражается на стороне Белой армии. Когда война проиграна, бежит через Сибирь в Китай, в конце 20-х гг. едет в Америку. В 1944 г. Понятов создает фирму «Ампекс», название которой расшифровывается так: «Александр Матвеевич Понятов - экселенс», (в пер. с англ. -. высшее качество).

С окончанием войны для компании, выпускавшей узлы для радаров, наступают сложные времена, она теряет заказы и оказывается на грани закрытия. Чтобы выжить, Понятов берётся за сверхдерзкую задачу: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи. К слову, вначале эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимирым Зворыкиным отказались: «Это невозможно сделать!»

На выпуск первого видеомагнитофона у Понятова уходит 8 лет. Как писал известный журналист Михаил Таратута, разработкой магнитофонов после войны занималось несколько компаний, но «Ампекс» всегда оставался лидером, заложив с самого начала - и это служило предметом особой гордости Понятова - очень высокие стандарты качества в индустрии магнитозаписи. Кроме того, эта компания создала важнейший компонент всей послевоенной технологии: на принципе магнитозаписи была основана память первых компьютеров. Спецоборудование «Ампекса» использовалось в медицине, авиации, космонавтике. Эта же компания принесла в телевидение цвет.

В 50-е и 60-е гг. знаменитая сегодня компания «Сони» могла только мечтать о такой славе и том уровне технологий, которыми обладал «Ампекс». За 10-15 лет империя Понятова прошла путь от никому неизвестной кучки энтузиастов до мирового лидера, гиганта индустрии. В 60-е г.г. на ее заводах трудилось около 12 тыс. человек. Такому успеху компания во многом обязана своему руководителю.

«Понятов выгодно отличался от закрытых американских топ-менеджеров, - говорит Николай Комиссаров. - Он ставил задачу перед подчиненными, вдохновлял их, вёл за собой. Всегда находился в центре событий. Духовность, склонность к добру - это присуще, в первую очередь, русскому характеру».

Александр Понятов всегда гордился своим происхождением. Непременным атрибутом его офисов были русские берёзки, он поддерживал, русский женский монастырь, основал дом Св. Владимира для престарелых людей в Сан-Франциско. Он помогал многим русским уже просто тем, что брал их на работу в компанию.

В конце жизни Александр Понятов признавался: «Я всего достиг, у меня замечательная фирма. Но у меня нет детей, продолжить мое дело некому... Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать...». Великий инженер умер 24 октября 1980 года в штате Калифорния. Его компания в виде небольшого КБ работает до сих пор.

Правила успеха А. Понятова

Всю жизнь учиться. (У Александра Матвеевича была привычка разрывать нужную книгу на части по 10 - 12 страниц, носить в кармане и читать при любой возможности).

Стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник.

Избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50%.

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский
25 марта 1892(1892-03-25)

Алекса́ндр Матве́евич Понято́в (англ. Alexander Matveevich Poniatoff, 25 марта 1892 года - 24 октября 1980 года) - электроинженер (родом из Российской Империи), внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией Ampex в 1956 году выпущен первый коммерческий видеомагнитофон.

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Работа в США
  • 2 Признание и память
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Ранние годы

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии (ныне - деревня Русско-Татарская Айша Высокогорского района Татарстана) в зажиточной семье. Его отец - Матвей Понятов - происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии. Понятовым принадлежали склады из природного камня, дом, пасека, мельница.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909-1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета. Потом он переводится в Императорское Московское техническое училище, возможно, из-за увлечения авиатехникой.

Опасаясь преследований со стороны властей за участие в студенческих сходках в Москве, А. М. Понятов переезжает учиться в Карлсруэ, где получил образование в Высшей технической школе. На учёбу в Германию он уезжал с рекомендациями профессора Н. Е. Жуковского.

Когда в 1913 году родители пересылают ему повестку о призыве на военную службу, А. М. Понятов возвращается в Российскую империю. Накануне Первой мировой войны он успел окончить школу лётчиков, и некоторое время прослужил пилотом военного гидросамолёта; однако после аварии получил тяжёлое ранение и долго лечился.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах А. М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого он некоторое время прожил во Франции, после чего переехал в США.

Работа в США

В конце 1920-х годов А. М. Понятов прибыл в США, а в 1932 году получил американское гражданство.

Первое время он работал в научно-исследовательском отделе компании General Electric в Нью-Йорке.

После переезда в Калифорнию А. М. Понятов женился на американке Хейзел (Hazel) и жил в пригороде Сан-Франциско Атертоне (англ.)русск., где работал инженером в компании Pacific Gas and Electric. Потом Понятов перешёл в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, разрабатывавшей электрооборудование для самолётов.

А. М. Понятов также экспериментировал с электроникой в собственном гараже. Там в 1944 году он учредил собственную фирму Ampex (до 1946 года - Ampex Electric and Manufacturing Company, до 1953 года - Ampex Electric Corporation, после - Ampex Corporation). Название фирмы представляет акроним, образованный от первых букв имени создателя и слова «экспериментальный» - Alexander М. Poniatoff EXperimental. Впоследствии, окончание «ex» в названии фирмы стали трактовать как сокращение от слова «превосходный» (англ. exellence), обозначавшее высокое качество выпускаемой фирмой продукции.

Ampex изготавливала электромеханические устройства для точного следящего привода радиолокационных антенн. Во время Второй мировой войны фирма являлась поставщиком электродвигателей для электроприводов авиационных радаров, производимых Dalmo-Victor.

После войны деятельность фирмы была переориентирована на перспективное направление - разработку устройств магнитной звукозаписи. Этому способствовала встреча Понятова с Гарольдом Линдсеем (H. W. Lindsay, 1909-1982), рассказавшем о трофейном немецком магнитофоне фирмы AEG, использованном Джеком Муллином (Jack Mullin, 1913-1999) для демонстрации в Сан-Франциско 16 мая 1946 года преимуществ магнитной звукозаписи. Г. Линдсей стал главным конструктором первого магнитофона Ampex. Работы по совершенствованию магнитной ленты велись под началом Д. Муллина.

В 1947 году был создан прототип аудиомагнитофона - Model 200A - продемонстрированный в Голливуде. том же году фирме Ampex удалось привлечь инвестиции известного артиста Бинг Кросби в размере $50 000. следующем году фирма Ampex выпускает несколько студийных магнитофонов, которые стали применять радиовещательные компании для трансляции сигнала с задержкой (broadcast delay). C 25 апреля 1948 года компания ABC с помощью Model 200A начинает регулярное профессиональное использование магнитозаписей.

В последующем фирма Понятова выпускает ряд успешных моделей магнитофонов: в 1949 году - Model 300; в 1950 году - Model 400 (низкой стоимости для независимых радиостанций); с 1953 года - Model 350 и Model 400; в 1954 году - Model 600 (портативный). Понятовым в фирму приглашались перспективные специалисты, например, 16-летний Рей Долби (1933-2013).

Схема поперечно-строчной видеозаписи (Quadruplex system) Студийный видеомагнитофон Ampex VR-1000A

В 1951 году 59-летний Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург (1920-1992), Вейтер Селстед и Мирон Столяров (Myron Stolaroff, 1920-2013) решили разработать видеозаписывающее устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками (такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне).

14 апреля 1956 года фирма Ampex демонстрирует в Чикаго на конвенте NAB первый коммерческий видеомагнитофон (videotape recorder) VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту формата Q. Вскоре в телеэфир США вышли первые передачи в записи (30 ноября 1956 года CBS транслирует видеозапись «Doug Edwards and the News»; 13 октября 1957 года произведена видеозапись передачи «The Edsel Show» для ретрансляции в западной части страны).

До 1955 года А. М. Понятов занимал должность директора компании Ampex, а после был избран председателем совета директоров. Возглавлямая им фирма долгое время являлась ведущим производителем видеомагнитофонной техники.

Когда в 1970 году А. М. Понятов вышел в отставку, за ним сохранялась должность почётного председателя совета директоров. Он умер в 1980 году.

Признание и память

Заслуги А. М. Понятова отмечены рядом наград, в том числе медалями Американской ассоциации электроники (AeA) («За достижения», 1968), Национальной ассоциации промышленников (NAM) («Пионер творческой промышленности») и почётным членством Общества звукоинженеров (AES). Он также был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники (IEEE).

В 1961 году компания AMPEX и её руководитель получили премию Оскар за вклад в технологию.

Разработки его фирмы отмечены многочисленными премиями Emmy Awards, присуждаемыми американской Академии телевизионного искусства и науки (Academy of Television Arts and Sciences).

После смерти Понятова, отмечая его выдающийся вклад в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) в 1982 году учредило «Золотую медаль им. Понятова» (SMPTE Poniatoff Gold Medal), присуждаемую за заслуги в области магнитной записи электрических сигналов.

В Стенфордском университете открыт музей магнитной записи (Ampex Museum of Magnetic Recording) с материалами, посвящёнными Понятову и его фирме.

Имя Александра Понятова было мало известно в СССР. Одним из первых в российской массовой печати о А. М. Понятове рассказал В. Г. Маковеев, советский и российский деятель телевидения и радиовещания, который провёл изыскания в архивах Казани и Москвы. 1993 году он же помог М. А. Таратуте сделать выпуск телепередачи «Америка с Михаилом Таратутой», посвящённой Понятову.

9 апреля 2012 года в Музее истории Казанского университета прошли мероприятия, связанные с празднованием 120-летия со дня рождения Александра Матвеевича Понятова: открытие выставки, выступления учёных-физиков, родственников А. М. Понятова.

  • Основным конкурентом Ampex в разработке устройств видеозаписи первое время была компания Давида Сарнова (David Sarnoff, 1891-1971) RCA, производившая телевизионные камеры. Свой первый коммерческий видеозаписывающий аппарат (TRT-1A) компания RCA выпустила на год позже (в 1957 году) и назвала «Television Tape Recorder», так как слово «videotape» (рус. видеолента, видеоплёнка) было зарегистрировано Ampex как торговый знак.
  • Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне - ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем.
  • Осенью 1959 года во время визита Н. С. Хрущёва в США он встречался с А. М. Понятовым.
  • У главного входа представительств фирмы Ampex в различных странах, по распоряжению А. М. Понятова, высаживали берёзы.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Изобретатель видеозаписи учился в Казанском университете // Казанские ведомости. - 7 апреля 2012 года.
  2. Ольга Любимова. Ценное видео // «Аргументы и Факты - Казань». - № 16. - 13 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 5
  4. Ampex History. www.ampex.com. Проверено 9 апреля 2016.
  5. 1 2 3 4 5 6
  6. Маковеев В. Г. Гений из села Русская Айша! // Проект «TVMUSEUM.RU» - Музей радио и телевидения в Интернете.
  7. Сегодня в КФУ почтут память изобретателя видеомагнитофона, уроженца Казанской губернии // «Аргументы и Факты - Казань». - 9 апреля 2012 года.

Литература

  • In Memoriam Alexander M. Poniatoff // Journal of the Audio Engineering Society. - 1981. - Vol. 2: № 3, March. - P. 221.
  • Дунаевская Н. В., Урвалов В. А., Шульман М. Г. Вклады Бориса Рчеулова и Александра Понятова (Из истории магнитной видеозаписи) // Электросвязь. - 1999. - № 12. - С. 46-49.
  • Маковеев В. Г. Александр Понятов - создатель видеомагнитофона. 110 лет со дня рождения // Broadcasting. Телевидение и радивещание. - 2002. - № 1. - С. 86-90.
  • Афанасьев А. В. Первый видик придумал русский // «Russiandigital». - 2002. - август-сентябрь.
  • Лейтес Л. С. Разработчики первых профессиональных видеомагнитофонов // Техника кино и телевидения. - 2003. - № 1. - С. 84-87.
  • Самохин В. П. Александр Понятов и его Ampex // Звукорежиссёр. - 2008. - № 4. - С. 75-79.
  • Лейтес Л. С. Вклад Александра Понятова в создание первых профессиональных магнитофонов и форматов видеозаписи // Журнал «625». - 2009. - № 1 (45). - С. 72.
  • Patrick Seitz. Alexander Poniatoff Made Tape Recorders Roll // Investor’s Business Daily. - 2009, September 9.
  • Piero Scaruffi. Alexander Poniatoff // A History of Silicon Valley. - 2011. - 537 p. - ISBN 978-0-9765531-8-2
  • Самохин В. П. Александр Матвеевич Понятов (120-лет со дня рождения) // «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». - 2012. - № 4.

Ссылки

  • History of The Early Days of Ampex Corporation. As recalled by John Leslie and Ross Snyder - брошюра о ранних годах деятельности компании Ampex

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский

Маковеев В.Г.

Гений из села Русская Айша!

(О Понятове А.М.).

Александр Матвеевич Понятов, русский инженер и американский бизнесмен – изобретатель, стал широко известен миру в 1956 году как создатель первого в мире видеомагнитофона и основатель знаменитой фирмы «Ампекс», в течение полувека удерживавшей мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Мировые электронные гиганты, - Сони, Мацусита, JVC , Филипс, Тошиба и т.д. в течение десятилетий шагу не могли ступить в производстве бытовой видеоаппаратуры без принадлежащих ему патентов.Он прожил 88 лет и был удостоин в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого,- он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине он до сих пор известен лишь специалистам.

Впервые это имя я услышал еще студентом в 1958 году, когда вышло «широко известное в узких кругах» секретное по форме и свирепое по содержанию постановление Совета Министров СССР о начале разработки линейки советских вещательных видеомагнитофонов. Осенью 1959 года эти работы были резко активизированы после визита тогдашнего руководителя страны Н.С. Хрущева в Америку, - ему подарили видеозапись его встречи с Президентом США Д. Эйзенхауэром, и он очень рассердился узнав, что ее в СССР нет возможности воспроизвести. На кафедру телевидения Московского электротехнического института связи (теперь это МТУСИ), где я тогда учился и работал, по тогдашнему обыкновению «упало как снег на голову» серьезное поручение из несекретного приложения к этому постановлению. Поиск по зарубежной литературе привел к американской фирме «Ампекс» и ее основателю и владельцу Александру М. Понятову, которого по невозможности в то время уточнить отчество именовали на всякий случай «Михайловичем». В научно – технических отчетах эта фамилия вопросов не вызывала, но попытки сослаться на него в печати не проходили через «Главлит» (так сокращенно именовалось тогда цензурное ведомство) ни тогда, ни на 20 года позже. Горжусь тем, что я 1992 году поднял архивы в Казани и Москве, и первым в стране в печати рассказал о заслугах А.М. Понятова, ав 1993 году помог Михаилу Анатольевичу Таратуте сделать телепередачу о Понятове в его тогда знаменитом цикле «Америка с Михаилом Таратутой».

Магнитную запись электрических сигналов на металлический носитель – стальную проволоку изобрел в 1898 году датчанин В. Паульсен. Многие недостатки этого носителя не позволили магнитной записи проникнуть в сферу радиовещания и телевидения. Известно лишь о применении в 30 – е годы прошлого века проволочных магнитных носителей в малосерийных профессиональных диктофонах. Однако другие свойства подобного магнитного носителя в виде стальной ленты (проволоки – «плющенки») привели его во многие виды аппаратуры специальной магнитной записи, в том числе в автоматические бортовые самописцы на самолетах, кораблях и т.д., известные широкой публике как «черные ящики», хотя они обычно имеют шарообразную форму и красятся в ярко оранжевый цвет.

Но в довоенное время в бытовой сфере господствовали и быстро совершенствовались методы механической записи, - снижались скорости вращения пластинок с 78 до 45, а потом до 33 оборотов в минуту, вводилась стереофония, шеллачная основа (смола, вырабатываемая тропическими насекомыми) заменялась синтетическим винилом. Мировым лидером в этих технологиях была возглавляемая выходцем из России Давидом Сарновым гигантская Американская радиокорпорация (RCA), точнее ее дочерняя фирма граммзаписи «Виктор». Нам теперь более известен ее бывший японский филиал «JVC -Джапан Виктор Компани» (в самой Японии ее зовут более нежно, - «Ни – Ви – Ко»), и фирма эта, как мы видим, «высоко несет флаг» своих основателей.

В профессиональной звукозаписи в то время пытались применять «мокрые» кинематографические технологии. В России первая радиопередача с фрагментами таких записей прозвучала в августе 1931 года; позднее была создана специальная студия «Радиофильм» для проведения записи внестудийных радиопередач на кинопленку.

Многочисленные попытки упростить и удешевить эти технологии, сделать их оперативными («говорящая бумага», «говорящий целлофан» и т.д.) успеха в то время не имели. Технологический прорыв состоялся в начале 1940 – х годов в воюющей Германии, где фирмы «АГФА» и «БАСФ» объединенными при выполнении военных заказов усилиями создали дешевый и эффективный носитель для магнитной записи электрических сигналов, - магнитную ленту на пластиковой основе. В конце войны в Германии уже была аппаратура магнитной записи, пригодная для целей радиовещания, - союзники по антигитлеровской коалиции удивлялись отменному качеству музыкальных программ Берлинского радио, когда было доподлинно известно об уничтожении всех его студийных комплексов. Вывезенная победителями из Германии трофейная аппаратура и документация в области магнитной записи дала толчок развитию этих технологий во многих странах. Магнитные ленты в то время имели ацетатную основу, схожую с основой негорючей кинопленки, и делились на два типа: в первом тонкий игольчатый порошок из окиси железа замешивался в саму пластиковую основу ленты, во - втором формировался отдельный магнитный рабочий слой, наносимый с одной стороны основы в виде лакового покрытия, в которое замешивался магнитный порошок. Лет 10 потом эти технологии соперничали, но теперь, как мы видим победила вторая. Трофейные магнитофоны, которые мне приходилось встречать, все были знаменитой в то время фирмы «Телефункен», которая позже, в 1967 году подарила миру систему цветного телевидения «ПАЛ», и растворилась во времени по примеру многих других великих «брендов».

В США «его величество Случай» доверил развитие трофейных технологий магнитной записи А.М. Понятову, владельцу скромной фирмы «Ампекс», аббревиатура названия которой состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent»- несравненный, превосходный. Фирма Ампекс была основана в начале 1940 – х годовв Калифорнии в г. Редвуд – сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже ина первых порах производила сельсины, - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч. Андерсен, Ч. Гинзбург и Ш. Хендерсон (фото …). С двумя первыми я был хорошо знаком и встречался последний раз лет 10 назад,- очень симпатичные талантливые люди. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Интересно, что позже в 1952 году к этой группе присоединился совсем юный студент Рей Долби, - основатель знаменитой в наше время фирмы «Долби». По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать « новый хлеб», - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией, - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К

этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки.(Во времена моей молодости в Москве были в большой моде «песни на косточках», - кустарные граммпластинки из отработанной рентгеновской фотопленки, изготовленные по похожей технологии).

Команде Понятова было нечего терять, ифирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу. Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами. Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б. Кросби почему – то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты.Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу. Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно – техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по – настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности иоставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно – белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пыталисьи не смогли решить эту головоломно сложную задачу, - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA , разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов. Лучше всех ираньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под мудрым руководством64 – летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно – строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q », применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом. Кстати заметим, что в ряде стран для самого процесса видеозаписи на магнитную ленту некоторое время бытовал термин «ампексование»!

Во время нашей встречи с Понятовым в мае 1974 года он сказал, что если бы он и его коллеги заранее представляли себе все трудности, преодоленные при создании видеомагнитофона, то никогда не взялись бы за ее решение! Ведь сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон по общему мнению оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторскихусилий с гениальными научно – техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: « В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо – восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей. В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д. Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико – математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. При нашей с ним встрече он сказал, что считает себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е. Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе. Из Германии на наш запрос ответили, что А. М. Понятов значится в списках студентов в 1911-1913 годах, но никаких других документов не сохранилось, в том числе и сведений о завершении образования.

Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился. Поиски сведений о Понятове в российских военных архивах не дали результатов, - не было точной зацепки. В списках личного состава всех 144(!) авиационных частей Российской армии с 1913 по 1917 года Понятов А. М. не значился. К сохранившимся архивам Белой армии тогда добраться не удалось. Родственников Понятова в его родном селе и окрестностях также не осталось.

Выступая как – то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», апотом через Китай в 1927 году добрался до Америки. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Встретиться мне с Понятовым удалось только один раз в мае 1974 г., когда первая делегация Гостелерадио СССР посетила фирму в г. Редвуд-Сити в Калифорнии. Нам сразу же объяснили, что Понятов в делах фирмы уже не участвует, но на фирме очень чтят основателя, для него сохранен рабочий кабинет, и мы с ним обязательно встретимся. Мы видели, как сам он подъехал наавтомобиле к персональной стоянке (крупными белыми буквами на асфальте было написано "Ponjatoff") и пересел в поданную ему электрическое кресло - коляску (у него были парализованы ноги, - последствия авиакатастрофы в военной молодости). Во время встречи в кабинете нас приветствовал поднявшийся за столом высокий худощавый старик - ему тогда было уже 82 года. По-русски он говорил очень правильно, но иногда долго подыскивал слова. После официальных приветствий он сказал, что выписывает газету "Известия" и старается следить за событиями в России. Мы коротко рассказали ему о развитии телевидения на его родине и о наших работах по видеозаписи, подчеркнув, что считаем себя его последователями. Однако он уклонился от технической беседы, адресовав нас к инженерам фирмы. Потом показав на лежащую перед ним местную газету, обратил внимание на "чудовищную несуразность" - вся первая полоса посвящена "дураку-столпнику" (человек на пари просидел несколько дней на высоком столбе и в итоге разбился), а самая важная информация о том, что средняя продолжительность жизни американцев постоянно сокращается, дана короткой заметкой в глубине толстой газеты.

Мы попросили его рассказать молодым российским инженерам, как он добился столь выдающихся успехов и что он может им посоветовать. Понятов оживился и сказал, что у него есть несколько собственных правил и они могут быть интересны и другим:

- нужно всю жизнь учиться. Он учится и сейчас, - разрывает нужную книгу на части по 10 – 12 страниц, носит в кармане и читает при любой возможности.

- ничего не надо считать догмой.

- старайтесь всегда сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник. И это будет обязательно замечено.

- избегайте любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у Вас не более 50%.

При расставании Понятов попросил нас прислать ему книгу П.П. Владимирова "Особый район Китая" (АПН, 1973 г., о военных действиях в северо-восточном Китае в 1942-1945 г.г.). О причинах своего интереса к книге он не сказал, но, как я потом выяснил, с этими местами была связана часть его жизни после гражданской войны. Книгу была ему передана через корреспондента Гостелерадио СССР в США.

Поc ле нашего возвращения и доклада «в инстанции», Гостелерадио СССР официально пригласило А.М. Понятова посетить Россию и свою «малую родину», но он вежливо ответил, что не совсем здоров и с некоторых пор принципиально не летает самолетами. Уже потом мы узнали, что дело было здесь сложнее: у Понятова в свое время случился очень неприятный спор с Н.С.Хрущевым о проблемах демократии в СССР и США на его встрече с бизнесменами в Сан – Франциско. Понятов после этой «беседы», видимо, решил для себя, что дорога на родину ему теперь «заказана».

Великий инженер Понятов умер в 1980 году. Через 15 лет умерла и основанная им знаменитая фирма Ампекс. Однако его имя и заслуги перед человечеством не должны быть забыты ни в Америке, ни в России.

Великие русские достижения. Создатель видеомагнитофона - Александр Михайлович ПОНЯТОВ 10 марта, 2014

Первый в мире видеомагнитофон с поперечно-строчной записью VR-1000 продемонстрировал 14 апреля 1956 г. офицер-связист, русский эмигрант Александр Михайлович ПОНЯТОВ (25.03.1892 г., с. Айша, р-н Зеленого дола Казанской губ. - 24.10.1980) - создатель фирмы «Ампекс» в США.

Изобретение произвело технологическую революцию в телевидении, ознаменовав появление видеомонтажа. Если раньше почти все телепередачи шли в «прямом эфире», то теперь появилась возможность готовить передачи заранее, компоновать и записывать на видеопленку. Качество телепрограмм резко улучшилось.

Долгое время процесс видеозаписи во всем мире назывался ампексированием , а на стенах аппаратных видеозаписи висели портреты А. М. Понятова.

Название “Ampex” расшифровывается как «Александр Михайлович Понятов, excellence». Слово “excellence” переводится как «превосходительство» и означает в данном контексте титул Понятова как полковника Русской армии до 1917 г.

Позже Понятов создал первую программу для воспроизведения аудиозаписей на компьютерах с операционной системой Windows - “Winamp”. (Данное утверждение остаётся на совести академика Пецко. Первая версия Windows официально появилась в 1983-м, сколько она разрабатывалась - неизвестно, а А. М. Понятов скончался в конце 80-го. Маленькая вероятность его участия в Winamp-е остаётся, плюс -амп- действительно неплохо согласуется со словом Ampex и инициалами изобретателя.)

Первые три буквы названия программы - отсылка к названию операционной системы, последние - снова инициалы А. М. Понятова. В российском Институте звукозаписи в том же 1956 г. под руководством Б. И. Черняева проводилась научно-исследовательская работа по видеозаписи, но, к сожалению, тема была закрыта .

На американской выставке в Москве в 1958 г. Хрущеву подарили видеозапись, которую у нас прочитать не смогли, и только после этого работы по видеозаписи были возобновлены.

В результа-те 20 февраля 1960 г. по центральному телевидению состоялась трансляция первой экспериментальной программы в записи на магнитной ленте.

Незадолго до смерти в разговоре ссоотечественником Понятов сказал: «Я всего добился, у меня прекрасная фирма. Но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но ты же знаешь, это невозможно. И я страдаю ».

Лит.: Лишин Л. К 50-летней годовщине видеозаписи в России/ Научно-технический журнал. - М., 2008;
Пецко А. А. Творцы русской славы. Первый видеомагнитофон Понятова / Память. - Новосибирск. - 2011. - №1-4. - С. 1.
Из книги Александра Пецко В еликие р усские д остижения”. Тег -

 
Статьи по теме:
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про