Ассертивные права. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки. Я имею право быть нелогичным в моих решениях

Ассертивность — это способность человека с достоинством и уверенно отстаивать свои права, при этом не зависеть от внешних оценок, влияний и не попирать права других. Эта способность проявляется в самостоятельности по урегулированию собственного поведения.

Обычная модель поведения человека сводится к двум крайностям: агрессия или пассивность. Первый случай отмечается завуалированным или явным желанием доминировать и манипулировать окружающими, подчиняя своим интересам. Второй случай характеризуется тем, что человек добровольно принимает на себя роль жертвы и ним руководит неуверенность, страх перед предстоящими переменами или, напротив, опасения потерять нажитое.

Ассертивное поведение руководствуется принципом: мы партнеры и никто никому ничего не должен.

Ассертивность заключается в самоутверждении без ложной скромности, а также бахвальства. Человек уверенно защищает свои интересы, учитывая точку зрения других людей.

Ассертивность в психологии

Под ассертивным поведением в психологии понимают открытое, прямое поведение, не имеющее умысла причинить вред другим людям. Существуют специальные разработки программ социально-психологического тренинга, целью которых выступает упрочение и развитие ассертивности. Отдельные программы придерживаются бихевиоральной ориентации, другие ориентированы на гуманистическую психологию, но все они нацелены на принцип развивать у человека способность быть твердым, дружелюбным и честным.

Ассертивность в психологии – это, прежде всего принятие ответственности за свое поведение. Речь идет, прежде всего, о том, что человек ответствен за личное поведение и не имеет права обвинять людей за их реакцию.

Термин ассертивность заимствован из английского языка и обозначает настаивание на своем или отстаивание своих прав. В разговорной речи употребляется редко, однако в психологии отмечается довольно часто. Под ассертивностью в психологии понимается личностная черта, которая характеризуется автономией, а также независимостью от оценок, внешних влияний и способности регулировать собственное поведение. Можно допустить в понимание ассертивности такое понятие, как самодостаточность.

Концепция ассертивности появилась в конце 50-х прошлого века в работах американского психолога А. Солтера, который соединил ключевые положения гуманистической психологии. Теория Солтера включает конструктивный, оптимальный способ межличностного взаимодействия, в противовес деструктивным способам — агрессии и манипуляции. Традиционные механизмы социализации непроизвольно формируют уязвимость человека, сталкиваясь со всевозможными манипуляциями от других людей. Человек испытывает влияние внешних воздействий, а окружающие этим зачастую злоупотребляют, манипулируя в своих целях. Испытывая на себе неприемлемые требования, человек не способен им противоречить, поэтому подчиняется в противовес своим установкам и желаниям. Зачастую собственные требования, а также притязания не высказывает, постоянно сверяя свои поступки, побуждения с чужими оценками, стесняясь своих чувств и боясь показать свое подлинное лицо. Стараясь преодолеть такое положение, человек невольно овладевает манипулятивными приемами, отвечая агрессией на агрессию или даже на справедливую критику. Эта тактика дает временный, иллюзорный эффект, обедняя человека в межличностных отношениях, а также в плане душевного комфорта. Формирование ассертивного поведения предусматривает, чтобы человек пересмотрел, насколько его личностное поведение выражает его собственные склонности, а также побуждения и насколько это навязанные кем-то установки. Необходимо осознать, когда и кем прописан вашей жизни сценарий, если он вас не устраивает, то его необходимо откорректировать. Зачастую происходит, что человек попадает во власть установок, которые ему чужды и от этого страдает. В этом случае необходимо возложить только на себя главную роль, что значит фактически переписать жизненный сценарий, выступив режиссером всей постановки. Ключевые положения тренинга ассертивности включают подмену негодных установок на новые.

Тренинг ассертивности

Мануэль Смит разработал самоутверждающую модель ассертивного поведения, которая включают следующие принципы и права:

— я могу оценивать мысли, собственное поведение, эмоции и поэтому, самостоятельно отвечать за последствия;

— я имею право не объяснять личностное поведение и не извиняться;

— я имею право обдумать решение проблемы самостоятельно;

— я имею право менять своё мнение;

— я имею право не знать чего-либо;

— я имею право отвечать за ошибки;

— я имею право высказаться о том, что мне не интересно;

— я имею право существовать независимо от доброжелательности людей, а также от их благосклонного отношения ко мне;

— я имею право на принятие нелогичных решений;

— я имею право высказаться, что кого-то не понимаю.

Ассертивность в переговорах это демонстрация уважения и самоуважения к другим людям, а также достижение рабочего компромисса, включающего выход, устраивающий обе стороны.

Ассертивность включает эффективное общение, которое отмечается в трех главных качествах — открытость, честность и прямота в разговоре. Эти принципы соблюдаются не за счёт эмоционального состояния собеседника. Прежде всего, речь идет о способности говорить то, что чувствуете и думаете относительно обсуждаемого вопроса, однако, не расстраивая, что важно, партнера по общению и демонстрируя уверенность, а также позитивную установку. Уверенность в себе отмечается следующими параметрами: самоуважением, а также причислением себя к профессионалам, владеющими своим ремеслом.

Ассертивность в общении это умение понимать и внимательно слушать. Человек стремится понять позицию и точку зрения собеседника. Зачастую мы относим себя к хорошим слушателям, однако возникает вопрос: почему, слушая, мы переходим от фактов к предположениям, часто перебивая и желая быстро изложить свою точку зрения?

Ассертивность в деловом общении очень важная способность, включающая в себя следующие принципы и права: выражать чувства, мнения и убеждения; говорить «нет» или «да»; менять мнение; быть самим собой, при этом не подстраиваясь под мнение других; сказать «я не понимаю»; не брать ответственность за чужого человека; просить о чем-либо; рассчитывать на серьёзное отношение к себе; ошибаться; устанавливать собственные приоритеты, принимая решения быть нелогичным; высказаться «мне это безразлично». Антонимом ассертивного состояния выступает манипулятивность, под которой понимают убеждения, развивающие пассивную модель поведения.

Ассертивность, являясь социальным качеством личности, проявляется в сотрудничестве, а также ориентации на компромисс. Другие психологи дают такое объяснение состояния, как продвижение своей воли и умение настаивать на своем, а также убеждать. Развитие этой способности нуждается в обучении спонтанным реакциям, при которых человек делает то, что хочет и ни в чём себя не ущемляет. Управление собой направлено на улучшение жизни. Если живёте в гармонии, то значит, управляете множеством вещей вокруг себя, включая и людей. Плывя по течению, люди сами разрешают манипулировать собой, позволяя решать все за себя. Что происходит в жизни: зачастую мы решаем чужие проблемы, наказываем за ошибки. Чем это грозит: вы садите человека себе на шею, а он потом впадает в состояние . Наказывая за ошибки – мы наказываем за полученный опыт. Решая чужие проблемы – мы делаем беспомощным человека.

Ассертивные навыки вырабатываются таким образом. Необходимо представить себя в свободной компании, где никто ничего никому не должен и не обязан. Свободные люди делают только то, что решили и хотят, и только поэтому они вызывают интерес друг у друга. Только представьте, насколько вы станете богаче и обаятельнее, когда будете делать, что желаете.

Тест на ассертивность

Обработка включает подсчет числа положительных ответов:

А – 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.

Б – 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.

В – 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Интерпретация

Высокий показатель в А говорит об представлении ассертивности, однако не использовании ее в жизни. Зачастую вы испытываете недовольство окружающими и собой.

Высокий показатель в Б свидетельствует, что вы правильно двигаетесь и способны овладеть ассертивностью. Изредка ваши попытки в действиях переходят в агрессивность.

Высокий показатель в В говорит об хороших шансах овладеть ассертивностью. У вас выстроилось мнение о себе, а также своем поведении, вы стали оценивать себя реалистично.

Наименьший показатель в А говорит о том, что не использованы шансы, которые дает жизнь. Необходимо научиться жить гармонично и с собой в согласии.

Наименьший показатель в Б свидетельствует, что ассертивности возможно научиться.

Наименьший показатель в В говорит о существовании проблемы. Вы очень переоцениваете себя и поэтому ведете себя не вполне искренне, представляя себя в лучшем свете.

Инструкция: вам необходимо поставить «+» за каждый ответ положительный, или « – » за каждый ответ отрицательный.

Текст опросника

1. Меня очень раздражают ошибки людей.

2. Я могу легко напомнить о долге другу.

3. Периодически я говорю неправду.

4. Я всегда в состоянии о себе позаботиться.

5. Мне приводилось ездить «зайцем».

6. Соперничество лучше, чем сотрудничество.

7. Я часто изматываю себя по мелочам.

8. Я человек достаточно решительный и самостоятельный.

9. Я люблю всех своих знакомых.

10. Я верю в свои силы при возникновении проблемы.

11. Находясь на чеку всегда можно защитить свои интересы.

12. Неприличные шутки не вызывают у меня смеха.

14. Никому не позволю вить из меня веревки. Сразу заявлю протест.

15. Я поддерживаю всегда всякое доброе начинание.

16. Никогда не лгу.

17. Я очень практичный человек.

18. Меня всегда угнетает тот факт, что теоретически могу потерпеть неудачу.

19. Согласен с суждением: «Руку помощи ищи изначально у собственного плеча».

20. Приятели оказывают на меня значительное влияние.

21. Я всегда прав, пусть даже другие считают иначе.

22. Согласен с изречением: «важна не победа, а участие».

23. Перед тем, как что-либо предпринять — подумаю, как воспримут это другие.

24. Я никому никогда не завидую.

Ассертивность – это способность отстаивать личные границы, защищать собственные цели и интересы, при этом сохраняя уважение к окружающим людям, давайте подробнее рассмотрим, что такое ассертивность. Развитие ассертивности помогает достичь более высокого уровня эффективности в рабочей обстановке. Стоит понимать, что определение ассертивности разница от понятия агрессивность.

В условиях карьерного роста, постоянной конкуренции, человек достаточно часто переходит в нападение. Причиной этому, может быть различные типы поведения или отсутствие навыков и опыта. Несколько рекомендаций, которые описаны в этой статье, позволят развить ассертивность, при этом не прибегая к насильственным формам по отношению к другим людям.

Отсутствие внутренней агрессии

Если внутри человека таиться агрессия, то при первой возможности она обязательно проявиться. К примеру, кто-то другой нарушит ваши личные границы, симметричный ответ такому поведению, это все та же агрессия. В этом случае, факт нападения может вновь вернуться, тогда человек неосознанно становиться на зыбкий путь. Существует другой вариант – завышенные и жесткие требования к окружающим людям, директивные указания, а это свидетельствует о наличии агрессии внутри. Спокойствие и уверенность, дипломатичность и справедливость, вот что способно вызвать благодарность и уважение. При этом, развитие ассертивности происходит в ускоренном темпе, помогая стать человеку прекрасным лидером.

Выбирайте собственную реакцию

Ассертивность в психологии – это осознанность, что никак не связанно с агрессией. То есть человек умеет самостоятельно выбирать свою реакцию, тем самым реагируя на раздражитель. Во время конфликтных ситуаций, формируется привычка задавать себе некоторые вопросы: «Как на данную ситуацию повлияют мои поступки/слова?», «Эта ситуация, каким-либо образом затрагивает мои интересы?». Подобные вопросы, предоставляют некоторый резерв времени для осмысления своих чувств и выбора модели поведения.

Развитие ассертивности у должностных лиц

Не опасаясь за свое поведение, ассертивный начальник умеет формировать активное сотрудничество в своем коллективе. Он не пытается самоутвердиться и не навязывает собственное мнение, как любит делать агрессивный руководитель. В работе современного шефа, сотрудничество – это главный момент в работе. Встречая не одобрение подчиненного, ассертивный начальник не станет пытаться подавить его, а постарается проанализировать причины несогласия. «Что необходимо для того, чтобы данная задача была сделана?», «Каким образом, мы можем наши усилия объединить?» - такие вопросы задают те руководители, которые высоко себя ценят.

Способность признавать собственные ошибки

Развитие ассертивности предоставляет возможность верно оценивать свою деятельность, то есть эффективность работы и потраченное время, что в нужный момент позволяет отказаться от не правильного и неэффективного плана. Ассертивный человек способен это сделать, даже если придётся признать свою неправоту. Основная масса людей, неспособны спокойно принимать на свой счет любую критику. Они как правило, включают защитную реакцию или отвечают нападками, тем самым полностью закрываясь. Ассертивный работник может адекватно и спокойно реагировать на критику, используя ее для лучшего выполнения своих обязанностей.

Спокойный, однако не робкий

Если человек обладает внешней тактичностью для других она может показаться . Главное, чтобы в любых желаниях присутствовало уважение к окружающим и забота о своих интересах. Ассертивность – это сложный навык, который требует некоторого времени для максимального развития. Простое правило окажет вам помощь, если вы сошли с верного пути. Следует во время каждого совещания – общения с руководством, коллегами, четко формулировать свои цели и потребности. Желательно их записать, чтобы после окончания обсуждения свериться с поставленными задачами.

Не забывать о своих жизненных и рабочих целях

Нужно создать в коллективе комфортные условия, так как от наличия гармонии среди своих коллег напрямую зависит производительность труда. Основную часть жизни, мы посвящаем работе, поэтому отношения в коллективе очень важны.

Мы подробно рассмотрели, и дали определение, что такое ассертивность . Развитие ассертивности – это навык, который позволяет достигнуть личных целей, в тоже самое время, не противореча целям других людей, что дает хорошую атмосферу в коллективе, большую производительность труда и достаточно высокий уровень жизни.

Ассертивность (assertiveness) - это внутреннее мироощущение человека, в основу которого положен принцип независимого отношения к внешнему вниманию и оценкам, а также его способность самостоятельного выбора собственной модели поведения, ответственность за реализацию которой, полностью лежит на нем.

Основным принципом ассертивного поведения человека является умение с достоинством и уверенностью отстаивать свое право на индивидуальность, не стесняя при этом, свободы выбора окружающих.

Теория ассертивности

Привычная жизнь человека в социуме обычно предполагает выбор модели его отношения к окружающим людям. Если представить весь спектр возможных вариантов этого выбора в виде градуированного отрезка, то крайними его значениями будут пассивность и агрессия Что же касается ассертивной модели поведения, то места для нее на нем, по всей видимости, не найдется вовсе.

То есть, графически точка ассертивности будет находиться вне плоскости воображаемого отрезка. Такой эффект «отрешенности» и «отстраненности» от стандартных общепринятых правил поведения, достигается за счет возможности выстраивать отношения с социумом по своему собственному усмотрению.

Пассивный человек часто становится объектом – он не уверен в себе, крайне негативно относится к любым кардинальным изменениям в привычном течении жизни, и ставит основным принципом своего существования — сохранение того, что есть.

Агрессивность, напротив, является крайним выражением постоянного стремления человека к безусловному доминированию и подчинению, не зависимо от отношения к этому стремлению людей с другими поведенческими установками.

Ассертивная модель поведения идет вразрез с любыми проявлениями крайности и базируется на совершенно иных принципах взаимоотношений, отрицающих какую-либо зависимость одного человека от другого — «я отдаю предпочтение только тому, что интересно мне, и никому ничем не обязан».

Принципы ассертивности

По своей сути, основные каноны и философия ассертивности базируются на едином принципе - «я лично несу полную ответственность за свое отношение к окружающим». То есть, каждый человек вправе самостоятельно определять свое позиционирование в социуме, но не имеет никакого права винить окружающих, за их негативную реакцию на свое поведение. Исходя из этого, можно определить пять основных принципов, на которых построена поведенческая модель ассертивности.

  1. Достижение баланса между уважением к себе и уважительным отношением к окружающим. Человек, который относится без должного уважения к себе, недостоин уважения и тех, кто находится рядом с ним.
  2. Выбор эффективной модели общения. При общении с людьми вы должны быть честны, прямолинейны и открыты. Преподносить информацию следует так, чтобы она легко воспринималась собеседником и не вызывала у него отторжения и негативных реакций.
  3. Уверенность и позитивный настрой. Ассертивная модель поведения предполагает присутствие двух этих установок при любых вариантах отношений с окружающими. Вы должны излучать уверенность в том, что делаете и позитивно относиться к любой реакции на эти действия.
  4. Умение слушать и понимать услышанное. Соблюдение этого принципа требует от человека терпения и уважения к своему собеседнику. Вы должны внимательно выслушать и понять точку зрения человека, который разговаривает с вами. Привычка перебивать других, чтобы высказать свое мнение о сказанном, входит в прямое противоречие с правилами ассертивности.
  5. Умение находить компромиссные решения. Поиск компромисса является основным принципом взаимоотношений с окружающими вас людьми – сглаживайте острые углы и избегайте конфликтных ситуаций.

Ассертивное поведение

Одним из первых последователем теории ассертивности, Мануэлем Смитом, были выработаны основные правила поведения для людей, которые эту поведенческую модель приняли как основу для повседневных взаимоотношений с социумом. Ассертивным называют поведение, в основе которого лежит открытость, прямолинейность, аккуратность и деликатность. Вы должны вести себя так, чтобы ваше поведение было всем понятно, не вызывало ненужных вопросов и не причиняло никаких неудобств окружающим. Рассмотрим некоторые рекомендации автора. Итак, человек обладает правом:

  • давать собственную оценку своему поведению, мыслям, эмоциям и нести личную ответственность за все, связанные с этим, последствия;
  • не объяснять мотивы принимаемых им решений и ни перед кем не отчитываться за своё поведение;
  • самостоятельно определять меру своей ответственности при решении проблем окружающих;
  • изменять свои решения или мнение о чем либо;.
  • совершать ошибки и нести личную ответственность за их последствия;
  • не знать ответа на поставленный вопрос;
  • сказать: «мне это не интересно», «я об этом ничего не знаю», «я отказываюсь это делать»;
  • соблюдать дистанцию с окружающими и не реагировать на их личное отношение к себе – быть независимым от них;
  • принимать нестандартные решения и решения, лишенные логического обоснования.

Развитие ассертивности

У человека, не имеющего опыта изменения модели своего поведения, может создаться ложное предубеждение, по поводу правил ассертивного отношения к окружающим. Некоторые критики в своих оценках делают акцент на отдельные формулировки, которые, по их мнению, пропагандируют эгоизм. Нельзя жить в социуме и пренебрегать мнением и оценками окружающих. Дело в том, что ими не берется в учет основной принцип этой модели – независимость от чьих-либо оценок.

Правила поведения выстраиваются человеком в четком соответствии со своими внутренними предпочтениями и установками, поэтому лучшей оценки своим действиям, чем он сам, не сможет дать никто. Психологи, к примеру, считают ассертивность одной из немногих приемлемых психических установок, развитие которых поможет современному человеку адекватно реагировать на вызовы современной цивилизации.

Любой человек может принять ассертивную модель поведения и в короткий срок к ней полностью адаптироваться. Для развития ассертивности, прежде всего, необходимо осознать себя личностью, свободной в своем выборе, и согласиться с тем, что окружающие вас люди обладают точно таким же правом. Остальное все приложится без всяких проблем.

Ассертивность является эффективным инструментом в борьбе с различными манипуляциями вашим сознанием и попытками навязывания иных шаблонов поведения. Умение легко отказываться от предложений, которые вас чем-либо не устраивают, воспринимается собеседником намного проще и понятней, чем самые тонкие и завуалированные намеки, а отсутствие реакции на оценки посторонних, освободят вас от внутренней замкнутости и во многом упростят жизнь.

Не стоит думать, что четкий и конкретный отрицательный ответ лишит вас возможности достичь разумного компромисса с оппонентом. Как показывает практика, приемлемый для обеих сторон вариант решения вопроса по которому, казалось бы, невозможно достичь согласия, находится в разы быстрее именно при четком обозначении своей отрицательной позиции одной из сторон. Отрицание, как правило, к конфликту не приводит – оно становится первой строкой нового результативного диалога.

Тренинг ассертивности

Ассертивность — это не что иное, как приобретенный навык. Его необходимо совершенствовать и развивать. Если ежедневно выполнять определенный набор рекомендаций на практике, со временем вы станете специалистом по разрешению практически всех, интересующих вас, жизненных вопросов. Давайте ознакомимся с некоторыми элементами такого тренинга:

Заезженная пластинка . Вам необходимо спокойным, но уверенным голосом повторять свою просьбу или идею, не обращая внимания на критическое отношение к вашей затее собеседника. В вашем монологе не должно быть никакого раздражения и суеты. Проявите настойчивость и терпение

Бесплатный сбор информации . Учимся слышать человека, с которым общаемся, и стараемся запомнить и осмыслить его фразы. В дальнейшем, повторение мыслей, сформулированных вашим оппонентом, поможет убедить его в том, что вам необходимо.

Презентация информации о себе . Всеми возможными способами постарайтесь донести до собеседника, как можно больше информации о себе любимом. Важно, чтобы ему стало понятно ваше отношение к тому, что говорит он.

Затемнение . Эта техника применяется при необходимости выдержать критику с противоположной стороны и не проиллюстрировать свою реакцию на нее.

Согласие с правдой . Тщательно проанализируйте информацию, полученную от собеседника в процессе разговора, и выберите из всего негатива те моменты, с которыми вы могли бы согласиться. После этого, ваша задача – заострить внимание оппонента именно на них и выразить полное согласие с вашим визави.

Одним словом, пробуйте. Удачи Вам.

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод