Биография тура хейердала. Тур хейердал

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Хейердал Тур (06.10.1914 – 18.04.2002) – норвежский путешественник, археолог, автор книг о собственных путешествиях и исследованиях. Известен своими авантюрными морскими экспедициями на древних лодках и плоту.

Начало карьеры путешественника

Тур родился в небольшом норвежском городе Лаврик. Отец содержал пивоварню, мать была работником антропологического музея. С ранних лет мальчик интересовался жизнью животных, теорией эволюции. Даже создал мини-музей у себя дома и лучшим экспонатом в нем считал гадюку. В детстве Тур дважды едва не утонул, поэтому имел сильную боязнь воды, и вряд ли бы тогда он поверил, узнав, сколько времени ему придется провести в морских путешествиях. Только в возрасте 22 лет, когда он случайно оказался в реке и смог выплыть, страх воды его покинул.

В 1933 году Хейердал стал студентом географического отделения столичного университета. В Осло он встретил с Б. Крепелина, известного путешественника, который за время проживания в Полинезии собрал уникальную коллекцию книг. Это знакомство оказалось судьбоносным для Хейердала, повлияв на его профессиональный выбор. Он много времени проводил за изучением книг Крепелина, интересовался историческими и культурными особенностями развития Полинезии.

В конце 1936 года Тур женился на Лив Кушерон-Торп, она училась на экономическом факультете того же университета. После бракосочетания молодые отправились в Марсель, откуда отплыли в Таити. Целью путешествия было изучение возможности выживания в условиях дикой природы. Первый месяц они прожили у местного вождя, потом перебрались на отдельный остров Фату-Хива, относящийся к Маркизским островам. В течение года Тур и Лив прожили в естественных условиях, не пользуясь благами цивилизации, пока не были вынуждены обратиться за врачебной помощью из-за появления язв на ногах. Поправившись, они вернулись на остров, но были встречены открытой неприязнью местных жителей. Пара приняла решение возвращаться домой.


Т. Хейердал с первой супругой Лив

О жизни на Фату-Хива Тур написал свою первую книгу в 1938 году – «В поисках рая». После публикации произведению не было отдано должного внимания из-за начинавшейся войны, но позже, став известным путешественником, Тур подготовил к изданию обновленный вариант, получивший название «Фату-Хива».

К началу Второй мировой войны Хейердал оказался в Канаде, где изучал жизнь индейцев, искал следы азиатских моряков каменного века. Узнав о войне, он бросил исследования и примкнул к армейским рядам. Обучался в английской радиошколе, после чего готовился попасть в оккупированную Норвегию. По дороге его отряд подвергся нападению фашистских подводных лодок, но отбился с помощью кораблей советского флота. По прибытии Хейердала в Норвегию война закончилась.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».


Необыкновенное и нашумевшее путешествие «Кон-Тики», 1947

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.


Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Последние годы

Хейердал до последнего дня был занят многочисленными исследованиями. В 1991 году женился в третий раз. Ранее, после 12 лет первого брака, в котором родились два сына, в 1949 году Тур развелся с женой и вступил в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен. В этой семье родились три дочери. Третья жена путешественника – актриса Жаклин Бир была младше его на 18 лет. Супруги жили на Тенерифе. Скончался Хейердал в 2002 году из-за опухоли мозга.

Несмотря на постоянную критику в свой адрес, Хейердал был известным и уважаемым путешественником, ему были присуждены многочисленные награды в знак признания. В 1999 году Хейердала объявили самым известным норвежцем. В Норвегии ему установлен памятник, открыт музей. В 2011 году новый фрегат норвежского флота был назван в его честь.

Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Деятельность: археолог, путешественник, писатель

Семейное положение: был женат

Тур Хейердал: биография

ХХ века – так называют норвежского путешественника, археолога, историка и писателя Тура Хейердала. В 1999 году земляки признали его самым знаменитым норвежцем прошлого столетия, ведь больше никому из соотечественников не удалось получить 11 почетных степеней европейских и американских университетов.


Книги великого практика экспериментальной археологии послужили источником вдохновения для поколений юных мечтателей, а документальный фильм Хейердала «Кон-Тики» получил «Оскар». Знаменитый путешественник побывал во всех уголках земного шара и путем экспериментов доказал, что океаны не разъединяют, а соединяют людей.

Детство и юность

Родился будущий исследователь континентов и океанов на юге Норвегии, в коммуне Ларвик. Глава семьи варил пиво на собственной маленькой пивоварне, а мама, поклонница учения , работала в музее антропологии. Именно она пробудила в сыне интерес к исследованию мира во всем его многообразии.


Парень с удовольствием погрузился в премудрости зоологии и даже открыл собственный «зоомузей» в комнатке, которую отец отвел сыну на пивоварне. Главным экспонатом музея стала гадюка. Зато водная стихия будущему мореплавателю внушала страх: в детстве и юности Тур Хейердал дважды взглянул в глаза смерти, едва не утонув.

Позже путешественник признался, что в 17 лет даже мысль о том, что он окажется в бушующем океане на самодельном судне, привела бы его в неописуемый ужас. Но в 22 Хейердал победил страх: упав в бурную реку, он выбрался на сушу и почувствовал, что преодолел стихию.


В 1933 году 19-летний юноша стал студентом старейшего университета страны, расположившегося в столице. Как и планировал, поступил на естественно-географический факультет, где с головой погрузился в увлекательный мир науки.

Путешествия

Окончив 7 университетских семестров, Тур Хейердал сошелся с двумя немецкими учеными-зоологами. Кристина Бонневи и Эльмар Брок разработали проект, позволявший исследовать фауну удаленных полинезийских островов. Цель проекта – выяснить, как на острове очутились материковые виды животных.


Хейердал, грезивший путешествиями и исследованием неизведанных земель, давно подготовился к поездке. В университете он сблизился с норвежским ученым и путешественником, прожившим несколько лет на островах Полинезии. Бьерн Крепелин вошел в доверие таитянских вождей и вывез на материк богатую коллекцию предметов обихода островного племени.

Любознательному Туру Хейердалу исследователь позволил пользоваться библиотекой, из которой молодой ученый почерпнул знания о жизни на таинственных островах. Дружба с Крепелином, а позже с профессорами из Берлина дала базу, от которой Хейердал оттолкнулся в научных поисках.


В 1937-м ученый с молодой супругой Лив отбыл на Маркизские острова. Маршрут молодоженов пролег в Марсель, оттуда через Атлантический океан и Панамский канал пара переправилась в воды Тихого океана и добралась до конечной цели – Таити.

На острове молодожены поселились в доме вождя, которому белокожий и голубоглазый 23-летний Тур так пришелся по душе, что глава туземного племени усыновил его, дав имя Голубое небо.

Тур с женой постигали науку выживания без благ цивилизации, пользуясь тем, что дала природа. Изучали островную флору и фауну. Спустя год исследователь описал «таитянскую» главу биографии в первой книге, названной «В поисках рая».


В конце 1940-х Тур Хейердал отправился вдоль берегов Британской Колумбии, чтобы получше изучить индейское население. Но Вторая мировая война прервала занятия ученого, посчитавшего долгом влиться в ряды армии.

В Британии Хейердал выучился на радиста и вместе с союзнической армией освобождал страну от нацистов. За проявленную храбрость удостоился награды, а полученная специальность пригодилась в путешествиях, которые ученый продолжил после войны.

В 1946-м Тур Хейердал, проанализировав материалы и наблюдения довоенной экспедиции, выдвинул смелую гипотезу о заселении Полинезии людьми из Америки, а не юго-востока Азии, как до этого считали историки. С ученым не согласились многие коллеги, и он, дабы доказать правоту, собрал экспедицию. Желание отправиться в путешествие с норвежцем выразили четверо соотечественников и один швед.


В Перу участники экспедиции смастерили плот, назвав его «Кон-Тики», и пустились по волнам Тихого океана. Спустя 101 день плот причалил к скалам островов Туамоту.

Таким образом ученый доказал, что на самодельном плоту с парусами, учитывая попутное течение, можно переплыть океан и причалить к островам Полинезии. Так по его теории делали предки полинезийцев, об этом говорилось в летописях испанских конкистадоров.

Наблюдения и приключения экспедиции Тур Хейердал описал во второй книге, ставшей бестселлером – «Путешествие на «Кон-Тики». Увлекательное и познавательное сочинение перевели на 66 языков, а документальный фильм о мореплавателях в 1952 году получил «Оскар». Ленту снял сам Хейердал.

В середине 1950-х ученый отправился исследовать остров Пасхи и по результатам путешествия написал новый бестселлер, назвав его «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи». Как и вся литература, вышедшая из-под пера норвежского ученого, книга получила горячий отклик читателей во всем мире.

В путешествии Тур Хейердал заинтересовался лодками из тростника. В 1969 году исследователь нанял корабелов с озера Чад. Строители, основываясь на макетах и рисунках древнеегипетских суден, сконструировали судно из тростникового папируса, который раздобыли на эфиопском озере.

Лодку, которой команда дала название «Ра», спустили на воду у берегов Марокко. Но она продержалась на волнах Атлантики несколько недель и разломалась. Команда оставила «Ра».


В 1970-м Тур Хейердал с врачом и путешественником из России и пятью другими коллегами со всех континентов погрузились на «Ра-II», построенную с учетом прежних ошибок боливийскими мастерами. Члены экспедиции достигли цели – острова Барбадос. Хейердал доказал, что древнеегипетские мореплаватели, используя паруса и Канарское течение, могли преодолеть океан и причалить к берегам Америки. И в первой, неудачной, и во второй, увенчавшейся успехом, экспедициях участвовал Сенкевич.


Весной 1978 года путешественники сожгли еще пригодный к путешествиям «Тигрис», протестуя против войны. Тур Хейердал обратился с письмом к возглавлявшему ООН Курту Вальдхайму и ко всем людям доброй воли, призывая подумать о судьбе цивилизации, которая может сгореть и пойти ко дну, как «Тигрис».

В 1983-84 годах норвежец исследовал курганы, ранее обнаруженные на Мальдивах, и нашел фундаменты и дворы, «смотревшие» на восток, а также исполинские каменные фигуры древних мореплавателей. Все увиденное изложил в книге «Мальдивская загадка».

В начале 1990-х ученый отправился на Тенерифе и осмотрел пирамиды Гуимар. Хейердал первым догадался, что это культовые строения, а не случайные нагромождения камней, как думали современники. В 1993-м Тур Хейердал раскопал на Канарах возвышения и нашел пирамиды, построенные в 15-м веке истребленными испанцами племенами гуанчей.


В начале 2000-х путешественник отправился в Россию, намереваясь найти доказательства того, что норвежцы прибыли на территории, которые сейчас занимают, с Азовского побережья. Ученый проанализировал увиденное и описал в сочинении «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Побывал неутомимый и любознательный норвежец и на Кавказе, провел раскопки на Дону. Он выдвинул теорию о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию, чем навлек поток критики историков и географов, назвавших исследователя псевдоученым. Но обоснованно опровергнуть версию Хейердала не смог никто.

Личная жизнь

Первой супругой исследователя была экономист по образованию Лив Кушерон-Торп. С девушкой Тур Хейердал встретился в университете. С Лив он отправился в первое путешествия, проведя медовый месяц в доме вождя на Таити. Потом молодожены перебрались на один из Маркизских островов, где прожили год вдали от достижений цивилизации.


Война и последовавшее затяжное путешествие на «Кон-Тики» отдалили супругов. Знакомство с красавицей Ивонн Дедекам-Симонсен поставило точку в предыдущем браке, где остались двое сыновей Тур и Бьерн.


Тур Хейердал вторично женился. Ивонн подарила мужу трех дочерей. Женщина сопровождала супруга в самых рискованных экспедициях и наводила порядок в двух домах Хейердала – в Осло и Италии.


В конце 1960-х путешественник расстался с Ивонн. Третий брак случился в 1991 году, когда Хейердалу исполнилось 77. Француженка Жаклин Бир, бывшая победительница конкурса красоты, вышла замуж за Тура и прожила с ним до конца жизни. Поначалу пара обитала на итальянской Ривьере, потом супруги перебрались на Тенерифе.

Смерть

Тур Хейердал скончался весной 2001 года. 87-летний ученый умер от опухоли мозга в Италии, в живописном имении в городке Алассио. Рядом с ним до конца были дети и любимая Жаклин. За месяц до смерти Хейердал отказался от лекарств и еды.


Похоронили знаменитого путешественника в итальянском имении. Памятник Туру Хейердалу благодарные соотечественники воздвигли при жизни.

В 2006-м по пути «Кон-Тики» прошла экспедиция «Тангароа» (название небесного божества полинезийцев) из шести человек, среди которых оказался внук ученого Улав Хейердал.

Библиография

  • 1938 - «В поисках рая»
  • 1948 - «Путешествие на «Кон-Тики»»
  • 1952 - «Приключения одной теории»
  • 1957 - «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи»
  • 1970 - «Ра»
  • 1974 - «Фату-Хива. Возврат к природе»
  • 1975 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1978 - «Древний человек и океан»
  • 1979 - «Экспедиция «Тигрис»
  • 1986 - «Мальдивская загадка»
  • 1989 - «Остров Пасхи: разгаданная тайна»
  • 1992 - «Уязвимый океан»
  • 1998 - «По следам Адама»
  • 2001 - «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого»

Открытия

  • Хейердал доказал возможность контактов между цивилизациями Средиземноморья и Южной Америки
  • Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Полинезия была заселена из Америки, а не из Юго-Восточной Азии
  • Доказал возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки
  • Тур Хейердал нашел часть пресловутого золота инков
  • Путешественник обнаружил заброшенные пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, выразив мнение об астрономической ориентации сооружений
  • Доказал невозможность сбережения кокосовых орехов в морской воде, а значит, и невозможность случайного занесения (посредством течений) кокосовых пальм из Южной Америки на острова Полинезии. Семена перевезли люди
  • Доказал существование торговых связей между Индской цивилизацией и Месопотамией

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl). Родился 6 октября 1914 года в Ларвике, Норвегия - умер 18 апреля 2002 года в Алассио, Италия. Норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг.

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции.

С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка.

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным.

Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

В 1933 году 19-летний Тур Хейердал поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился в Бергене с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, жившим в период Первой мировой войны в Полинезии, на Таити.

Бьёрн Крепелин, заслуживший уважение вождей острова Таити, собрал огромную коллекцию предметов и книг. Тур получил доступ к библиотеке Крепелина и самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии (позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики). Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив выбор им карьеры исследователя и путешественника.

После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора́ зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брок разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни.

В декабре 1936 года, в сочельник, Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп , с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).

В начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал и Лив покинули Осло и отправились поездом в Марсель. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити . Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации.

Им казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» .

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война.

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск.

В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь его и застало окончание войны.

К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников - Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер - прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики» .

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах.

Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией: наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь».

По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, как можно было бы считать по их речи.

В 1949 году Хейердал развёлся с первой женой Лив, с которой прожил в браке 12 лет (она родила ему двоих сыновей - Тура-младшего и Бьёрна). В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен , и в этом браке у них родились три дочери - Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. Со второй женой Тур развёлся в 1969 году и женился в третий раз в 1991 году.

Тур Хейердал - экспедиция на остров Пасхи

В 1955-1956 годах Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи.

В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на возвышенностях Оронго и Поике.

Позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи» . Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века. Они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы.

Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и «совсем белых», и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих».

«Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.

Первая лодка, названная «Ра» , спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы.

Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В своей статье «По следам бога Солнца», опубликованной в каирском журнале Egypt Travel Magazine, Тур Хейердал писал: «Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики» .

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.

Тур Хейердал - Тигрис

В 1977 году Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис» (так на латыни звучит название Тигра), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты.

«Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю.

По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка» .

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого» .

Тур Хейердал - В поисках Одина

В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе.

В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда.

Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан.

В 1994 году он побывал в Гобустане, где изучил наскальные рисунки. В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш. Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с ). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри.

В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек.

В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма.

В 1991 году 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком . Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир , которая была моложе мужа на 18 лет. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. В последний месяц жизни отказался от приёма еды и лекарств.

На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей. 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат «Thor Heyerdahl» (F312), названный в честь великого путешественника.

Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей.

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестричек».

В 1954 и 1959 гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики» на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики» повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа» и была организована в память Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане. Об этом путешествии был снят фильм.

В 2015 году норвежец Тургейр Хиграфф организовал экспедицию «Кон-Тики 2» в составе 14 человек, отправившуюся по следам Тура Хейердала на двух парусных плотах из Перу до острова Пасхи и обратно, в Чили.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с