Духовная жизнь 20 е годы века

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

, Общепедагогические технологии

Цели урока:

образовательные

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века;

развивающие

  • Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию;

Стадия вызова. “Вызываются” уже имеющиеся у учащихся знания по изучаемому предмету, создаётся мотивация для дальнейшей работы. Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову “свобода”. Ребята предлагают примерно следующие варианты: “что-то манящее и недоступное”, “ “делаю, что хочу”, “слушаю любую музыку”, “самостоятельно принимаю решения” и т.п. Создание ассоциативного ряда завершается подведением итога: - Итак, свобода – это возможность выбора, возможность беспрепятственно что-либо делать, осуществлять.

А как свобода проявляется в духовной сфере общества? (“Возможность выражать своё мнение”, “выбирать религию – свобода совести”, “читать любые книги” и т.д.)

Как вы считаете, существовала ли такая возможность у советских граждан в 20-е годы?

Учитель выслушивает мнения ребят, предлагает аргументировать свои предположения и графически оформляет результат этого диалога на доске. (Приём “дерево предсказаний”).

Стадия осмысления. Интерес к теме у учащихся сохраняется при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Учитель: - Будем искать ответы на наш вопрос, работая с документами.

Ребята сидят в группах, каждый в группе получает свою подборку документов (они пронумерованы, №№1-4, см. Приложение 2) Учащиеся читают и обдумывают прочитанное, затем садятся в новые группы, согласно номеру своего текста.

Задача новых образовавшихся групп, выделить главную мысль, объединяющую те документы, с которыми они работали, и создать общую схему ответа. Так, одна из групп, рассматривает вопросы развития образования в СССР, другие – взаимоотношения власти и церкви, власти и интеллигенции.

Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, уже являясь “экспертами-специалистами” по определённому вопросу, они информируют товарищей о результатах своей работы и выслушивают других. Группа обменивается мнениями и создаёт общую презентационную схему-ответ на поставленный вопрос, учитывающий всю полученную группами информацию. Схема может быть выполнена в виде кластера, выделения основных смысловых единиц текста и графическое оформление его в определённой логике на плакате.

Группы защищают свои работы. Интерес одноклассников к результатам деятельности других групп обеспечивается желанием сравнить себя, свой вклад, в общее дело. Особо выражен такой интерес, по моим наблюдениям, у ребят невысоких учебных возможностей, у неуверенных в себе, и поэтому малоактивных на большинстве обычных уроков. Применяемая на данном этапе стратегия “зигзаг” позволяет систематизировать большой объём материала и организовать взаимообучение учащихся.

Учитель: Подводя итог сказанному, вернёмся вновь к вопросу свободы духовной жизни советского общества 20-х годов…Борьба с безграмотностью, развитие самоуправления в школе, широкая просветительская деятельность, сохранение разнообразных течений в литературе, искусстве, свидетельствуют о некоторой свободе. В то же время нельзя не заметить попыток власти установить контроль за духовной жизнью советских граждан, идеологизации культуры.

Стадия рефлексии. Творческая переработка, анализ и интерпретация полученной информации.

Учитель: Перед нами мудрые слова великих людей. Дайте свои ответы на одну из цитат с помощью синквейна.

Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами. (А.Д.Сахаров)

Сила народа в его интеллигенции. (А.П.Чехов)

Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит. (Г.Гегель)

Синквейн

(с фр. пятистишие)

1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;

2 строка – описание темы, 2 прилагательных;

3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящихся к теме;

4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка – повторение сути, “синоним” 1 строки, обычно существительное.

Синквейны учащихся к теме данного урока:

Интеллигенция

Независимая, понимающая

Призывает, думает, страдает

Разум народа в её интеллигенции

Непредвзятая и бесстрашная

Добиваться, бороться, обладать

Единственная гарантия от раболепия

Одинаковомыслящие, банальные

Идут, существуют, едят

Когда мыслят одинаково – стадо

Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»

1. Борьба с неграмотностью
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)

30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.

Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.

В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.

Сельская школа для взрослых.

2. Власть и интеллигенция

События 1917-1922 гг. разделили
деятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культуры

Большевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.

3. Партийный контроль над духовной жизнью

Начался с 1921 г. или после гражданской
войны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.

До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.

4. «Сменовеховство»

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник
статей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История России XX век 9 класс Урок №26 Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.

1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.

Выделите выделите основные тенденции развития духовной жизни советского общества в 20-е гг? Задание на урок.

Ленин одной из главных задач построения социализ-ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой тру-довой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправле-ния, поощрялось педагогическое новаторство, ува-жение к личности ребенка.Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону-отменялись уроки, парты, домашние задания,отметки и т.д. 1.Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.

При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо-валась беднота.Для того чтобы рабочие и колхоз-ники могли учиться в ВУЗах при них создава-лись рабочие факульте-ты.Государство обеспе-чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безгра-мотностью.Все люди воз-расте от 8 до 50 лет долж ны были обучиться гра-моте на родном, или рус ском языке,для этого по всей стране были созда- ны специальные школы. 1.Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!

В истории русской культу-ры революция приш-лась на расцвет «сереб-рянного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества ока-зались за границей.М Го рький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Фран-цию.Часть деятелей ку- льтуры осталась в стра-не но ушла в глухую оп-позицию(А.Ахматова,М.Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский,А.Блок, Б.Кусто диев К.Петров-Водкин и др.восприняли идеи ре-волюции. 2.Власть и интеллигенция. Академик И.Павлов

Большевики стремились привлечь к сотрудничес-тву знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособ-ность страны. Этим лю-дям создавались условия для нормальной жизни и исследований.Многие ученые считали,что рабо тать надо на благо Роди-ны и поэтому не разделя-ли идеологию большеви-ков.В 20-е гг.продолжи-лась научная деятель-ность И.Павлова Н.Жу-ковского,К.Циолковско-го,Н.Зелинского,И. Ми-чурина В. Вернадского и др. 2.Власть и интеллигенция. К.Циолковский

После Кронштадтского мя-тежа большевики усили-ли контроль над духов-ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы -ла «разоблачена» Пет-роградская боевая орга-низация.По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу-милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль-туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др. 3.Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев

В 1922г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуруза всей печатной продукцией.В 1923 г.соз-дается Главрепетком с теми же функциями.Но до 1925 г. В культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар-тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.С возвышением Сталина ситуация изме-нилась-началась идеоло-гизация художественно-го творчества. 3.Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.

Борьба с религией была вызвана аттеистически-ми воззрениями партий-ных лидеров и стремле-нием убрать конкурента из духовной сферы.В н. 1918 г.школа была отде-лена от церкви, а цер -ковь -от государства.На- чалось цакрытие храмов и монастырей и конфис-кация их имущества.В к. 1917 г.Ленин восстано-вил патриаршество,но Тихон занял антисоветс-кую позицию,что обост-рило отношения церкви и государства. 4.Государство и церковь. Патриарх Тихон

В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступле-ние.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены,а Тихон посажен в тюрьму.В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены.Петр,взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4.Государство и церковь. Взрыв Храма Христа Спасителя

В 20-е г.в начала складываться «пролетерская куль-тура».Пролеткульт охватил ок.400000человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа-телей.Ей передали ряд цензорских функций.Поя-вилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени,Д.Моор) 5.«Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.

Ассоциация художников революционной России ста-вила задачу отображения «революционных буд-ней».Студия М.Грекова работает над военной тема тикой,А.Герасимов,И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек».И.Шадр,А.Матвеев тво-рили в жанре революционной романтики.В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало-жил основы современного индустриального дизай-на. 5.«Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».



Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет " О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР ", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина.


« Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.


Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил « Положение о единой трудовой школе РСФСР ». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП / б " О всеобщем обязательном начальном обучении ". К концу 30- х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена


Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно - интеллектуального уровня


« ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА " БОЖЬЯ ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)






« Сменовеховство » идейно - политическое и общественное движение, возникшее в начале х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника " Смена вех ", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.


« Сменовеховство » (результаты) А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:


Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры) г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).


Из Постановления Политбюро ЦК РКП (б) " О политике партии в области художественной литературы " 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе


Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.


Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.


На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.


Books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID= Источники: А. А. Данилов, История России XX – начало XXI века М., « Просвещение », 2008 г. Интернет - ресурсы:

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О