Хождение в народ движение связанное с деятельностью. «Хождение в народ» - это движение революционной интеллигенции в России

Весной 1874 г. объединенные призывами «идти и бунтовать народ» бакунисты и лавристы предприняли массовую попытку «хождения в народ». Лишенное организационного единства, стихийное по характеру, оно стало проявлением жертвенного порыва молодежи. Степняк-Кравчинский вспоминал: «Движение это едва ли можно назвать политическим. Оно было скорее каким-то крестовым походом, отличаясь вполне поразительным и всепоглощающим характером религиозных движений». Молодежь университетских центров покидала города, ехала на Дон, в Поволжье, где, по ее расчетам, были живы традиции Разина и Пугачева. Пропагандой были охвачены около 40 губерний.
Молодые люди переходили из деревни в деревню, звали крестьян к неповиновению властям, проповедовали идеи социализма. Прямые призывы к бунту чаще всего воспринимались крестьянами враждебно. К осени движение было разгромлено, власти арестовали более тысячи человек. «Хождение в народ» выявило невозможность осуществления бунтарских идей Бакунина на практике, следствием чего стали попытки ведения длительной оседлой пропаганды, когда революционеры под видом учителей, фельдшеров, писарей селились в деревне.
Власти устроили над участниками «хождения в народ» «процесс 193-х», который способствовал популяризации революционно-социалистических идей. Другой процесс — «процесс 50-ти», по которому судили членов кружка «москвичей», — дал тот же результат.
Тайное общество «Земля и воля». К 1876 г. разрозненные подпольные группы объединились в организацию, названную «Земля и воля». Это было крупнейшее тайное общество революционных народников. В Николин день 6 декабря члены организации после молебна, который отслужили в Казанском соборе Петербурга за здравие Н. Г. Чернышевского, устроили на площади демонстрацию, где подняли красное знамя с надписью «Земля и воля».
Программные требования землевольцев заключались в передаче всей земли общинам, в разделении Российской империи на части, «соответственно местным желаниям», в развитии общинного самоуправления. Достичь этого они надеялись «только посредством насильственного переворота», который они готовили, возбуждая народ к бунтам и стачкам и осуществляя «дезорганизацию власти». Их конечным идеалом была анархия и коллективизм. Особое внимание они уделяли выработке уставных требований, которые включали централизм, конспирацию, взаимный товарищеский контроль, подчинение меньшинства большинству. Душой организации был А. Д. Михайлов, который утверждал: «Если у нас не будет единства взглядов на наши взаимные отношения — это будет невыносимо и пагубно. Я первый постараюсь разрушить такой шаткий, жалкий и бессильный союз».
«Земля и воля» вела работу в деревне, создавая поселения своих последователей, однако крестьяне были глухи к пропаганде революционеров. Попытка Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в 1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского уезда с помощью подложной царской грамоты провалилась и дискредитировала организацию. Дезорганизаторские акты «Земли и воли» первоначально носили характер мести и самообороны.
В январе 1878 г. давняя участница народнического движения В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич, что с энтузиазмом было воспринято передовой общественностью. Для революционеров-народников вердикт суда стал показателем общественного сочувствия к их деятельности и подтолкнул их на путь террора.
Кризис «Земли и воли». Они стали устраивать покушения на правительственных чиновников, в августе 1878 г. С. М. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга главу III отделения Н. В. Мезенцова. Землевольцы стали рассматривать террор как средство воздействия на народ. Листок «Земли и воли» утверждал: «Следует поставить революционную партию в глазах крестьянства на то место, какое занимает у него его мифический царь». 2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным, Соловьев был повешен.
В рядах «Земли и воли» назрел кризис. Сторонникам террора, «политикам», противостояли его противники, «деревенщики». В июне 1879 г. состоялся съезд в Воронеже, который привел к компромиссу. Он оставил неизменной программу организации, но признал террор методом ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. Последовательным противником террора был Г. В. Плеханов, который, оставшись в одиночестве, покинул съезд и вышел из организации. Вскоре на петербургском съезде произошел полный раскол. «Деревенщики» составили общество «Черныйпередел», а «политики» — «Народную волю».
Чернопередельцы не принимали террор, отказывались от ведения политической борьбы; они продолжали пропагандистскую деятельность в деревне, что не давало никаких видимых результатов и обрекало их начинания на неуспех. Спустя несколько лет организация распалась.
Петр Никитич Ткачев. «Народная воля» объявила беспощадную войну самодержавию. Орган партии писал: «Из этой ожесточенной схватки нет другого исхода: либо правительство сломит движение, либо революционеры низвергнут правительство». Народовольцы следовали теории Ткачева, который был осужден по делу нечаевцев, бежал за границу, где издавал журнал «Набат».
П. Н. Ткачев был идеологом русского бланкизма и доказывал, что с помощью заговора группа революционеров может захватить власть и, опираясь на нее, начать социалистические преобразования. Он учил, что самодержавие «не имеет ничего общего с существующим социальным строем», оно «висит в воздухе», что дает возможность русским революционерам нанести несколько решительных ударов по «всеми покинутому правительству». Считая, что русский крестьянин «коммунист по инстинкту, по традиции», он полагал осуществление идеалов социализма делом нетрудным. Ткачев писал: «Непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное».

Хождение в народ

Движение среди русской студенческой молодежи в.7.0-е гг. XIX в.

В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие были исключены и оказались как бы выброшенными из жизни - они не могли ни устроиться на государственную службу (по причине «неблагонадежности»), ни учиться в других университетах.

В это время А. И. Герцен писал в своем журнале «Колокол»: «Но. куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.: В народ! К народу!- вот ваше место, изгнанники науки...» Изгнанные из университетов становились сельскими учителями, фельдшерами и т. д.

В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и «хождение в народ» стало массовым явлением.

Обычно под «хождением в народ» понимают его этап, начавшийся в 1874 г., когда в народ пошла революционно настроенная молодежь уже с вполне конкретной целью - «перевоспитать крестьянина», «революционизировать крестьянское сознание», поднять крестьянина на восстание и т. д.

Идейными руководителями такого «хождения» были народник Н. В. Чайковский (чайковцы), революцконер-теоретнк П. Л. Лавров, революционер-анархист М. А. Бакунин, который писал: «Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дело».

В современном языке употребляется иронически.

Хождение в народ", массовое движение демократической молодежи в деревню в России в 1870-х гг. Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 (см. "Колокол", л. 110). В 1860-х - начале 1870-х гг. попытки сближения с народом и революционной пропаганды в его среде предпринимали члены "Земли и воли",ишутинского кружка, "Рублевого общества", долгушинцы. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли "Исторические письма" П. Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу", и "Положение рабочего класса в России" В. В. Берви (Н. Флеровского). Подготовка к массовому "Х. в н." началась осенью 1873: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала чайковцам, налаживалось издание пропагандистской литературы (типографии чайковцев в Швейцарии, И. Н. Мышкина в Москве), заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодежь овладевала ремеслами. Начавшееся весной 1874 массовое "Х. в н." представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П. Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путем социалистической пропаганды, так и сторонники М. А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. В движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Практическая деятельность "в народе" стерла различия между направлениями, фактически все участники вели "летучую пропаганду" социализма, кочуя по деревням. Единственная попытка поднять крестьянское восстание - "Чигиринский заговор" (1877).

Начавшееся в центральных губерниях России (Московской, Тверской, Калужской, Тульской) движение вскоре распространилось на Поволжье (Ярославская, Самарская, Нижегородская, Саратовская и др. губернии) и Украину (Киевская, Харьковская, Херсонская, Черниговская губернии). По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Главными центрами были: имение Потапово Ярославской губернии (А. И. Иванчин-Писарев, Н. А.Морозов ), Пенза (Д. М. Рогачев ), Саратов (П. И. Войнаральский ), Одесса (Ф. В. Волховский, братья Жебуневы), "Киевская коммуна" (В. К. Дебогорий-Мокриевич, Е. К. Брешко-Брешковская ) и др. В "Х. в н." активно участвовали О. В. Аптекман, М. Д.Муравский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, М. Ф. Фроленко, С. М. Кравчинский и многие др. К концу 1874 большинство пропагандистов было арестовано, но движение продолжалось и в 1875. Во 2-й половине 1870-х гг. "Х. в н." приняло форму "поселений", организованных "Землей и волей", на смену "летучей" пришла "оседлая пропаганда" (устройство поселений "в народе"). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел., главные участники движения осуждены по "процессу 193-х". "Х. в н." потерпело поражение прежде всего потому, что оно опиралось на утопическую идею народничества о возможности победы крестьянской революции в России. "Х. в н." не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. "Х. в н." явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.

Контрольная работа по Истории России XIX в.

Первые народнические организации и хождение в народ


НАРОДНИЧЕСТВО - идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 - начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов - потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

В советской историографии история народничества тесно связывалась с этапами освободительного движения, начатого движением декабристов и завершенного Февральской революцией 1917.

Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур - культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.

Народничество было многоликим в своих концепциях, теориях и направлениях, зародившихся почти одновременно. Неприятие надвигающейся капиталистической цивилизации, стремление не допустить ее развития в России, желание свергнуть существовавший режим и осуществить частичное установление общественной собственности (например, в форме общественного фонда земли) объединяли этих идеалистических "борцов за народное счастье". Главными их целями были: социальная справедливость и относительное социальное равенство, поскольку, как считали они, "любая власть склонна портиться, любая концентрация власти ведет к стремлению властвовать вечно, любая централизация - это принуждение и зло". Народники были убежденными атеистами, но в их сознании свободно уживались социализм и христианские ценности (высвобождение общественного сознания из-под церковного диктата, "христианство без Христа", но с сохранением общекультурных христианских традиций). Следствием наличия в менталитете российского общества второй половины 20 в. народнических идей стала невосприимчивость самодержавия в России к разумным и взвешенным альтернативам государственного либерализма. Любой либерал воспринимался властями бунтовщиком, и самодержавие перестало искать себе каких-либо союзников за пределами консервативного окружения. Это, в конечном счете, и ускорило его гибель.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.

Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Ап. Григорьевым, Н.Н. Страховым). Его деятельность, в основном, представленная творчеством журналистов, сотрудников журнала "Неделя" П.П. Червинского и И.И. Каблица, наименее изучена.

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е годы было представлено Г.З. Елисеевым (редакция журнала "Современник", 1846-1866), Н.Н. Златовратским, Л.Е. Оболенским, Н.К. Михайловским, В.Г. Короленко ("Отечественные записки", 1868-1884), С.Н. Кривенко, С.Н. Южаковым, В.П. Воронцовым, Н.Ф. Даниэльсоном, В.В. Лесевичем, Г.И. Успенским, А.П. Щаповым ("Русское богатство", 1876-1918). Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название "пропагандистского", а в постсоветской - "умеренного") были П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Оба они были властителями дум, по крайней мере, двух поколений российской молодежи и внесли огромный вклад в интеллектуальную жизнь России второй половины 20 в. Оба стремились соединить народные чаяния и достижения европейской мысли, оба возлагали надежды на "прогресс" и вслед за Гегелем на "критически мыслящих личностей" из среды интеллектуалов, интеллигентов.

Петр Лаврович Лавров выдвинулся на международной политической арене позже Бакунина, но скоро завоевал не меньший авторитет. Артиллерийский полковник, философ и математик столь яркой одаренности, что знаменитый академик М.В. Остроградский восхищался им: "Он еще прытче меня", - Лавров был активным революционером, членом "Земли и воли" и I Интернационала, участником Парижской Коммуны 1870 г., другом Маркса и Энгельса. Он изложил свою программу в журнале "Вперед!" (№ 1), который издавал с 1873 по 1877 г. в Цюрихе и Лондоне.

Лавров, в отличие от Бакунина, считал, что русский народ не готов к революции и, следовательно, народники должны пробудить его революционное сознание. Лавров тоже призывал их идти в народ, но не сразу, а после теоретической подготовки, и не для бунта, а для пропаганды. Как пропагандистское направление лавризм многим народникам казался более рациональным, чем бакунизм, хотя иных отталкивал своей умозрительностью, ставкой на подготовку не самой революции, а ее подготовителей. "Подготовлять и только подготовлять" - таков был тезис лавристов. Анархизм и аполитизм также были свойственны сторонникам Лаврова, но меньше, чем бакунистам.

Сторонников третьего, социально-революционного крыла в русском народничестве (в советской историографии именуемого "бланкистским" или "заговорщицким"), не удовлетворяла нацеленность либералов на долгие годы пропаганды революционных идей, на долговременность подготовки к социальному взрыву для смягчения последствий его удара. Их влекла идея форсирования революционных событий, переход от ожидания революции - к ее деланию, что и воплотилось четверть века спустя в теории и практике социал-демократии большевистского толка. Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества - П.Н. Ткачев и в определенной мере Н.А. Морозов.

Петр Никитич Ткачев - кандидат прав, радикальный публицист, бежавший в 1873 г. за границу после пяти арестов и ссылки. Однако направление Ткачева именуется русским бланкизмом, поскольку ранее с таких же позиций выступал во Франции знаменитый Огюст Бланки. В отличие от бакунистов и лавристов, русские бланкисты не были анархистами. Они считали необходимым бороться за политические свободы, захватить государственную власть и непременно использовать ее для искоренения старого и утверждения нового строя. Но, так как современное российское государство, по их мнению, не имело прочных корней, ни в экономической, ни в социальной почве (Ткачев говорил, что оно "висит в воздухе"), бланкисты надеялись свергнуть его силами партии заговорщиков, не утруждая себя тем, чтобы пропагандировать, или бунтовать народ. В этом отношении Ткачев как идеолог уступал Бакунину и Лаврову, которые, при всех разногласиях между ними, сходились в главном: "Не только для народа, но и посредством народа".

народничество либеральное радикальное революционное

Четвертое крыло русского народничества, анархистское, было противоположно социально-революционному по тактике достижения "народному счастью": если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Теоретические постулаты критиков российской гипергосударственности можно обнаружить в работах народников-анархистов - П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина. Оба они скептически относились к любой власти, так как считали ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее. Как показала практика, анархистское течение выполняло скорее разрушительную функцию, хотя в теоретическом плане имело ряд позитивных идей.

Бакунин считал, что народ в России уже готов к революции, ибо нужда довела его до столь отчаянного состояния, когда нет другого выхода, кроме бунта. Стихийный протест крестьян Бакунин воспринимал как их осознанную готовность к революции. На этом основании он убеждал народников идти в народ (т.е. в крестьянство, которое тогда фактически отождествлялось с народом) и звать его к бунту. Бакунин был убежден, что в России "ничего не стоит поднять любую деревню" и нужно лишь "агитнуть" крестьян сразу по всем деревням, чтобы поднялась вся Россия.

Итак, направление Бакунина было бунтарским. Вторая его особенность: оно было анархистским. Сам Бакунин считался вождем всемирного анархизма. Он и его последователи выступали против всякого государства вообще, усматривая в нем первоисточник социальных бед. В представлении бакунистов, государство - это палка, которая бьет народ, и для народа все равно, называется ли эта палка феодальной, буржуазной или социалистической. Поэтому они ратовали за переход к безгосударственному социализму.

Из бакунинского анархизма вытекал и специфически-народнический аполитизм. Бакунисты считали лишней задачу борьбы за политические свободы, но не потому, что не понимали их ценности, а потому, что стремились действовать, как им казалось, радикальнее и выигрышнее для народа: вершить не политическую, а социальную революцию, одним из плодов которой явилась бы сама собой, "как дым при топке печи", и политическая свобода. Иначе говоря, бакунисты не отрицали политическую революцию, а растворяли ее в революции социальной.

Первые народнические кружки и организации. Теоретические положения народничества находили выход в деятельности нелегальных и полулегальных кружков, групп и организаций, начавших революционную работу "в народе" еще до отмены крепостного права в 1861. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: умеренное (пропагандистское) и радикальное (революционное) направления существовали уже в рамках движения "шестидесятников" (народников 1860-х).

Пропагандистский студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858) сменил созданный в 1861 кружок пропагандистов П.Э. Агриропуло и П.Г. Заичневского в Москве. Члены его единственным средством преобразования действительности считали революцию. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861-1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая "Земля и воля". Его члены (А.А. Слепцов, Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин, С.С. Рымаренко), вдохновленные идеями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, мечтали о создании "условий для революции". Ее они ожидали к 1863 - после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее полулегальным центром для распространения печатной продукции (книжным магазином А.А. Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу. В ней декларировалась передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация была распущена, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к "Земле и воле", в 1863-1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н.А. Ишутина ("ишутинцев"), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П.Д. Ермолов, М.Н. Загибалов, Н.П. Странден, Д.А. Юрасов, Д.В. Каракозов, П.Ф. Николаев, В.Н. Шаганов, О.А. Мотков установили связи с петербургским подпольем через И.А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др. Они привлекали к своей деятельности и полулиберальные элементы. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии. Группа Г.А. Лопатина и созданное им "Рублевое общество" наиболее ярко воплотили в своих программах направление пропагандистско-просветительской работы. К началу 1866 в кружке уже существовала жесткая структура - небольшое, но сплоченное центральное руководство ("Ад"), собственно тайное общество ("Организация") и примыкавшие к нему легальные "Общества взаимного вспомоществования". "Ишутинцы" подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865-1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 необъявленное и несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д.В. Каракозова, на императора Александра II. По "делу о цареубийстве" под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания (Д.В. Каракозов - повешен, Ишутин заключен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где он сошел с ума).

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация "Народная расправа" (77 человек во главе С.Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка "народной мужицкой революции". Люди, вовлеченные в "Народную расправу", оказались жертвами шантажа и интриг ее организатора, Сергея Нечаева, олицетворявшего фанатизм, диктаторство, беспринципность и лживость. Против его методов борьбы публично выступал П.Л. Лавров, доказывая, что "без крайней необходимости никто не имеет права рисковать нравственной чистотой социалистической борьбы, что ни одна лишняя капля крови, ни одно пятно хищнической собственности не должно пасть на знамя борцов социализма". Когда студент И.И. Иванов, сам бывший членом "Народной расправы", выступил против ее руководителя, призывавшего к террору и провокациям для расшатывания режима и приближения светлого будущего, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Уголовное преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

Хотя после "нечаевского процесса" среди участников движения сохранились отдельные сторонники "крайних методов" (терроризма), все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности "нечаевщины" возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков таких кружков. Один из них, созданный С.Л. Перовской (1871), влился в "Большое общество пропаганды", возглавляемое Н.В. Чайковским. В кружке "чайковцев" впервые заявили о себе такие видные деятели как М.А. Натансон, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Ф.В. Волховский, С.С. Синегуб, Н.А. Чарушин и др.

Много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, "чайковцы" считали крестьян "стихийными социалистами", которых осталось только "разбудить" - пробудить в них "социалистические инстинкты", для чего предлагалось вести пропаганду. Слушателями ее должны были стать столичные рабочие-отходники, временами возвращавшиеся из города в свои деревни и села.

Первое "хождение в народ" произошло в 1874 году. С начала 70-х годов народники занялись практической реализацией герценовского лозунга "В народ!", который ранее воспринимался лишь теоретически, с расчетом на будущее. К тому времени народническая доктрина Герцена и Чернышевского была дополнена (главным образом по вопросам тактики) идеями лидеров российской политической эмиграции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.

К началу массового "хождения в народ" (весна 1874 г.) тактические установки Бакунина и Лаврова широко распространились среди народников. Главное же, завершился процесс накопления сил. К 1874 г. вся европейская часть России была покрыта густой сетью народнических кружков (не меньше 200), которые успели согласовать места и сроки "хождения".

Все эти кружки создавались в 1869-1873 гг. под впечатлением нечаевщины. Отвергнув нечаевский макиавеллизм, они ударились в противоположную крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы 70-х годов не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и статутов. Этот организационный анархизм мешал революционерам обеспечить координацию, конспирацию и эффективность их действий, а также отбор в кружки надежных людей. Так выглядели почти все кружки начала 70-х годов - и бакунистские (долгушинцев, С.Ф. Ковалика, Ф.Н. Лермонтова, "Киевская коммуна" и др.), и лавристские (Л.С. Гинзбурга, B. C. Ивановского, "сен-жебунистов", т.е. братьев Жебуневых, и др.).

Только одна из народнических организаций того времени (правда, самая крупная) сохраняла и в условиях организационного анархизма, утрированной кружковщины надежность трех "С", равно необходимых: состава, структуры, связей. Это было Большое общество пропаганды (так называемые "чайковцы"). Центральная, петербургская группа общества возникла летом 1871 г. и стала инициатором федеративного объединения аналогичных групп в Москве, Киеве, Одессе, Херсоне. Основной состав общества превышал 100 человек. Среди них были крупнейшие революционеры эпохи, тогда еще молодые, но вскоре завоевавшие мировую известность: П.А. Кропоткин, М.А. Натансон, С.М. Кравчинский, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов и др. Общество имело сеть агентов и сотрудников в разных концах европейской части России (Казань, Орел, Самара, Вятка, Харьков, Минск, Вильно и др.), а примыкали к нему десятки кружков, созданных под его руководством или влиянием. "Чайковцы" установили деловые связи с русской политической эмиграцией, включая Бакунина, Лаврова, Ткачева и недолго (в 1870-1872 гг.) действовавшую Русскую секцию I Интернационала. Таким образом, по своей структуре и масштабам Большое общество пропаганды явилось зачатком общероссийской революционной организации, предтечей второго общества "Земля и воля".

В духе того времени "чайковцы" не имели устава, но у них царил незыблемый, хоть и неписаный, закон: подчинение личности организации, меньшинства - большинству. При этом общество комплектовалось и строилось на принципах, прямо противоположных нечаевским: принимали в него только всесторонне проверенных (по деловым, умственным и обязательно нравственным качествам) людей, которые взаимодействовали уважительно и доверительно друг к другу - По свидетельствам самих "чайковцев", в их организации "все были братья, все знали друг друга, как члены одной и той же семьи, если не больше". Именно эти принципы взаимоотношений отныне закладывались в основу всех народнических организаций до "Народной воли" включительно.

Программа общества была разработана основательно. Проект ее составил Кропоткин. В то время как почти все народники разделились на бакунистов и лавристов, "чайковцы" самостоятельно выработали тактику, свободную от крайностей бакунизма и лавризма, рассчитанную не на скоропалительный бунт крестьян и не на "подготовку подготовителей" бунта, а на организованное народное восстание (крестьянства при поддержке рабочих). С этой целью они прошли в своей деятельности три этапа: "книжное дело" (т.е. подготовка кадров будущих организаторов восстания), "рабочее дело" (подготовка посредников между интеллигенцией и крестьянством) и непосредственно "хождение в народ", которое "чайковцы" фактически возглавляли.

Массовое "хождение в народ" 1874 г. было беспримерным до тех пор в русском освободительном движении по масштабам и энтузиазму участников. Оно охватило больше 50 губерний, от Крайнего Севера до Закавказья и от Прибалтики до Сибири. В народ пошли одновременно все революционные силы страны - примерно 2-3 тыс. активных деятелей (на 99 % - юношей и девушек), которым помогало вдвое или втрое большее число сочувствующих. Почти все они верили в революционную восприимчивость крестьян и в скорое восстание: лавристы ждали его через 2-3 года, а бакунисты - "по весне" или "по осени".

Восприимчивость крестьян к призывам народников оказалась, однако, меньшей, чем ожидали не только бакунисты, но и лавристы. Особое равнодушие крестьяне проявляли к пламенным тирадам народников о социализме, о всеобщем равенстве. "Неладно, брат, ты говоришь, - заявил молодому народнику пожилой крестьянин, - взгляни-ка на свою руку: на ней пять пальцев и все неравные!" Случались и большие незадачи. "Раз идем мы с товарищем по дороге, - рассказывал С.М. Кравчинский. - Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье".

Власти же вместо того, чтобы учесть лояльность крестьян и подвергнуть экзальтированную народническую молодежь умеренным наказаниям, обрушились на "хождение в народ" с жесточайшими репрессиями. Всю Россию захлестнула небывалая ранее волна арестов, жертвами которой только за лето 1874 г. стали, по данным осведомленного современника, 8 тыс. человек. Три года их продержали в предварительном заключении, после чего самые "опасные" из них были преданы суду ОППС.

Суд по делу о "хождении в народ" (так называемый "Процесс 193-х") проходил в октябре 1877 - январе 1878 гг. и оказался самым крупным политическим процессом за всю историю царской России. Судьи вынесли 28 каторжных, больше 70 ссыльных и тюремных приговоров, но почти половину обвиняемых (90 человек) оправдали. Александр II, однако, своей властью отправил в ссылку 80 из 90 оправданных судом.

"Хождение в народ" 1874 г. не столько возбудило крестьян, сколько испугало правительство. Важным (хотя и побочным) его результатом явилось падение П.А. Шувалова. Летом 1874 г., в самый разгар "хождения", когда стала очевидной тщетность восьми лет шуваловского инквизиторства, царь разжаловал "Петра IV" из диктаторов в дипломаты, сказав ему, между прочим: "А знаешь, я тебя назначил послом в Лондон".

Для народников отставка Шувалова была слабым утешением.1874 год показал, что крестьянство в России не имеет пока интереса к революции, социалистической в особенности. Но революционеры не хотели этому верить. Они усмотрели причины своей неудачи в абстрактном, "книжном" характере пропаганды и в организационной слабости "хождения", а также в правительственных репрессиях и с колоссальной энергией взялись за устранение этих причин.

Второе "хождение в народ". Пересмотрев ряд программных положений, оставшиеся на свободе народники решили отказаться от "кружковщины" и перейти к созданию единой, централизованной организации. Первую попытку ее образования являло объединение москвичей в группу под названием "Всероссийская социально-революционная организация" (кон.1874 - нач.1875). После арестов и процессов 1875 - начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую "Землю и волю" (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М.А. и О.А. Натансон (муж и жена), Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров, О.В. Аптекман, А.А. Квятковский, Д.А. Лизогуб, А.Д. Михайлов, позже - С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган ("Администрация"), которому подчинялись "группы" ("деревенщики", "рабочая группа", "дезорганизаторы" и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Программой организации предполагалось осуществление крестьянской революции, принципы коллективизма и анархизма объявлялись основами государственного устройства (бакунизм) наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.

В 1877 году в "Землю и волю" входило около 60 человек, сочувствующих - ок.150. Ее идеи распространялись через социально-революционное обозрение "Земля и воля" (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 - апрель 1879) и приложение к нему "Листок "Земли и воли" (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879), они живо обсуждались нелегальной прессой в России и за рубежом. Часть сторонников пропагандистской работы обоснованно настаивала на переходе от "летучей пропаганды" к долговременным оседлым деревенским поселениям (это движение получило в литературе наименование "второго хождения в народ"). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр - Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Те же землевольцы-пропагандисты создали и "рабочую группу", чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. Они же организовали и первую в истории России демонстрацию - 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом "Земля и воля", выступил с речью Г.В. Плеханов.

Раскол землевольцев на "политиков" и "деревенщиков". Липецкий и Воронежский съезды. Между тем, радикалы, состоявшие в той же организации, уже призывали сторонников переходить к прямой политической борьбе с самодержавием. Первыми на этот путь встали народники Юга Российской империи, представив свою деятельность как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. "Чтобы сделаться тигром, не надо быть им по природе, - заявил со скамьи подсудимых перед оглашением ему смертного приговора народоволец А.А. Квятковский. - Бывают такие общественные состояния, когда агнцы становятся ими".

Революционное нетерпение радикалов вылилось в череду террористических актов. В феврале 1878 В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного студента. В том же месяце кружок В.Н. Осинского - Д.А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А.Г. Никонова, жандармского полковника Г.Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина.

С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург. На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью "Исполнительный комитет социально-революционной партии".

августа 1878 С.М. Степняк-Кравчинский заколол кинжалом петербургского шефа жандармов Н.А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера Ковальского.13 марта 1879 было совершено покушение на его преемника - генерала А.Р. Дрентельна. Листок "Земли и воли" (глав, ред. - Н.А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, несравнимые по масштабу с предыдущим (в 1874), затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за "принадлежность к преступному сообществу" (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А.К. Соловьева покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Когда в мае 1879 террористы создали группу "Свобода или смерть", не согласовав своих действий со сторонниками пропаганды (О.В. Аптекман, Г.В. Плеханов), стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать.

июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. Липецкий съезд показал, что общих идей у "политиков" с пропагандистами становится все меньше.

21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 "Земля и воля" распалась.

Сторонники старой тактики - "деревенщики", считавшие необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его "Черный передел" (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, "по-черному"). Они объявили себя главными продолжателями дела "землевольцев".

"Политики", то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название "Народная воля". Вошедшие в него А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. избрали путь политических акций против наиболее жестоких государственных чиновников, путь подготовки политического переворота - детонатора взрыва, способного разбудить крестьянскую массу и разрушить ее вековую инертность.

Список использованной литературы


1. Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912

Попов М.Р. Записки землевольца. М., 1933

Фигнер В.Н. Запечатленный труд, т.1. М., 1964

Морозов Н.А. Повести моей жизни, т.2. М., 1965

Пантин Б.М., Плимак Н.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М., 1986

Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1990

Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992

Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. М., 1997

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. М., 2000

Электронная энциклопедия " Bruma.ru "


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Теоретические основы народничества

    Кружки начала 70-х гг.

    «Хождение в народ».

    «Земля и воля» (1876-79 гг.)

    «Народная воля» (1879-81 гг.)

    Либеральное народничество.

Теоретические основы народничества были образованы в середине 19 века. Герцен и Чернышевский в «Колоколе» и «Современнике» внесли сюда свой вклад. Народничеству были присущи общие теоретические черты. Общие взгляды для всех народников:

    Ставили своей задачей свергнуть монархию

    Ликвидировать бюрократический аппарат

    Передать всю землю крестьянам (бесплатно)

    Методы – насильственными средствами, это индивидуальный террор, а также агитация среди крестьян и других слоёв населения.

Народники – это социалисты. Это был «крестьянский социализм». Для всех народников были присущи три основные позиции:

    Народники считали, что Россия минует стадию капитализма. Они не видели преимуществ капитализма перед феодальным строем, считали его упадком и регрессом. Критиковали пороки капитализма. Отмечали, что при нём резко снизился моральный уровень населения. Критиковали дух наживы, индивидуализм. Многие народники были знакомы с работами К. Маркса, но считали, что его труды для России негодны, т.к. написаны они для Западной Европы. Видели, что в России появляются фабрики и заводы, капитализм наступает, но идёт оно искусственным путём, промышленность насаждается государством, начиная с Петра 1. Поэтому надо было быстрее провести революцию, а то крестьянство вообще исчезнет.

    Идеализация крестьянской общины и крестьянина. Говорили, что община – будущая ячейка социалистического общества. Они идеализировали даже круговую поруку. На самом деле она была пережитком глубокого прошлого, она осталась от первобытного строя! Круговая порука была инструментом эксплуатации крестьян. Идеализировали и самого крестьянина, говорили, что русский крестьянин прирождённый социалист.

    Преувеличение роли народников в историческом процессе. Народники выдвинули теорию «критически мыслящей личности». Крестьяне – не критически мыслящая личность. Из-за неграмотности он не понимает своего бедственного положения, только в крайних случаях он бунтует. Считали, что один интеллигент может повести за собой тысячи крестьян.

Первое направление народничества – бунтарское или анархическое. Теоретиком был Бакунин. Бакунин начал свою революционную деятельность в кружке Станкевича. После распада кружка, Бакунин переехал в Европу и втянулся в революционную деятельность. В революции 48-49 в Германии и Австро-Венгрии принимал активные действия. Его выдали России, там посадили, сумел сбежать с каторги. Через Восток, через Тихий океан, через Америку он вернулся опять в Европу. Вступил в партию рабочих «Первый интернационал». Там вёл подрывную работу против Маркса и Энгельса. По настоянию Маркса его исключает из интернационала. Тогда Бакунин создал свой собственный анархический интернационал. Цвета анархии – чёрный и красный. Лозунг – «Хлеба и воли». Анархически интернационал имел сильные позиции в Италии, Испании, Франции и Швейцарии. Ещё одним теоретиком анархизма является Кропоткин.

Теоретические взгляды Бакунина:

    Главным злом является государство, в любом его проявлении и форме, потому что оно насилует свободную волю человека.

    Бакунин предлагал вместо государства свободную федерацию крестьянских общин и рабочих артелей. Никаких органов управления над ними не стоит.

    Действительность всё сама собой утрясёт. «Анархия – мать порядка».

    Движущие силы будущей революции Бакунин считал народные массы. Инициаторами революциями станут городские низы. В свою очередь они поднимут крестьянство. Начнётся Всероссийский бунт. Народ всегда готов к бунту. Говорил: «Ничего не стоит поднять любую деревню». Сравнивал народ со стогом сена, к которому стоит только поднести спичку и оно вспыхнет. «Всякий бунт полезен», - говорил Бакунин.

Главная его работа – «Государственность и анархия».

Второе направление – пропагандистское. Пётр Лаврович Лавров возглавлял пропагандистское направление. После выстрела Каракозова был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке написал «Исторические письма». В 1870 г. бежал в Европу. Там он опубликовал эти «Письма» и стал, почитаем в среде революционеров. Стал издавать журнал «Вперёд». В письмах изложена критически мыслящая личность, долг интеллигенции перед народом: говорится, что интеллигенция получила образование и воспитание, пока остальной народ работал и терпел, задача интеллигенции отдать этот долг – освободить народ от эксплуатации. Лавров верил также в крестьянскую революцию. Считал, что крестьяне пока не готовы к революции. Нужно вести пропаганду среди народу, нужно не бунтовать, а учить народ, когда он будет готов, тогда уже и взывать к революции. Сторонники Лаврова и Бакунина по-разному относились к государству. Лавров считал, что некоторые элементы государства должны сохраниться и преобразоваться, чтобы можно было управлять.

Третье направление – заговорческое. Называют его ещё русский бланкизм. Теоретиком этого направления был Пётр Никитович Ткачёв. В отличии от Бакунина и Лаврова, считал, что крестьяне не готовы к революции, считал, что крестьян практически не возможно поднять на восстание. Инициативу должно взять в руки узкое общество заговорщиков. Оно и будет заниматься террором. Тем самым государство начнёт ломаться и в конце-концов рухнет. «Государство наше ни на что не опирается и висит в воздухе». Энгельс в споре с Ткачёвым говорил, что не русское государство, а сам Ткачёв висит в воздухе.

В революционном народном движении можно выделить 4 этапа:

1. Революционные кружки 70-х гг. В России тогда не существовало единой организации, а были кружки, состоящие из разночинцев. Заслуги их в том, что они подготовили более крупное движение середины 70-х – «Хождение в народ».

Чайковцы (Софья Перовская, Кропоткин, Степняк-Кравчинский, Н.В. Чайковский). Название кружка случайно. Главным человеком был не Чайковский, он осуществлял лишь связи с другими обществами. Это была структурированная организация, с центром в Питере, филиалы были в университетских городах. Численность – около ста человек. Главная задача: подготовить более широкие кадры революционеров для хождения в народ. Устава или программы он не имел. Имел подпольную типографию. Там выпускались подпольные работы Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Ч. Дарвина. Чайковцы сделали первую попытку хождения в народ. Осенью 1873 г. Степняк-Кравчинский и Рогачёв пошли в Тверскую губернию. Они в течение зимы общались с крестьянами, вошли к их артелью пильщиков. В начале 74 года приехали к своим соратникам и доложили им, что народ готов к бунту, но это было не так. Кружок это воспринял на ура и начал готовиться к действию.

Следующий кружок – долгушинцы (Питер и Москва), коммуна Питерская.

2. «Хождение в народ». Это движение продолжалось в 74-76 годах. Весной 74 года огромные массы революционеров (2-3 тыс. человек) направились в деревни, чтобы работать с крестьянами. В хождении присутствовали люди разных направлений, но больше всего было сторонников Бакунина. Применялась тактика – летучая пропаганда. Они призывали народ к бунту. Шли и в национальные окраины. В пропаганде использовался национальный язык. Это движение не было централизованным. Была попытка его объединить, Ипполит Мышкин предпринял её. Он руководил подпольной типографией в Москве. Туда к нему приезжали революционеры со своими работами. Типография был разгромлена полицией, Мышкину удалось избежать ареста. После этого он попытался Чернышевского, и поставить его во главе движения. Поехал в Сибирь, переодевшись жандармом. Доехал до Якутии и там прокололся. После этого был схвачен и посажен в Шлиссейбургскую крепость. Власти сначала были захвачены врасплох и даже испугались такого движения. Но затем опомнились и обрушились на «хожденцев». Летом 74 года было арестовано несколько человек. Сами крестьяне, причём, выдавали их властям.

В 1875 году народники попытались пойти в народ с другой стороны. Начали работу среди пролетариата. Народники не считали рабочих отдельным классом. Они считали их теми же крестьянами, попавшими в город, в дальнейшем их можно использовать в пропаганде крестьян.

«Хождение в народ» познакомило народников с жизнью населения, не привело к волнениям крестьян. Из этих неудач народники извлекли некоторые уроки:

    Нужно изменить содержание пропаганды и не беседовать с крестьянами об абстрактных вещах.

    Нужно изменить тактику пропаганды. Необходимо оседать, надолго поселяться в сёлах, постараться установить с крестьянами тесные контакты.

    Нужно иметь организацию, которая бы координировала действие народников.

«Земля и воля» (1876-79 гг.). Осенью 1876 г. она была создана в Питере. Руководителями её были Софья Перовская, Георгий Плеханов, Александр Михайлов и Степняк Кравчинский. Численность – 150 человек. Из них 30 человек входили в центральный кружок. Остальные находились либо тоже в Питере, либо в других городах. Внутри организации существовала чёткая специализация по отдельным социальным слоям. Самая большая группа – «деревенщики». Существовала «рабочая» группа, в частности на заводе СПб. Существовала интеллигентская группа, вела пропаганду среди студентов, офицеров и чиновников.

Чиновник Клеточников работал в 3-м отделении. Он обладал очень красивым почерком. Это очень ценилось в среде чиновников. Среди документов были очень важные бумаги (документы об арестах и т.п.). Эту информацию он сливал организации.

«Небесная канцелярия». Она изготовляла бланки фальшивых документов, печати поддельные. Также была и подпольная типография, которая создавала листовки. В ней же изготовлялась газета «Земля и воля».

В 76 году принимается программа общества. Путь – революционный для установления социализма. Тактика – глубокая пропаганда в среде крестьян, дополнительно – террористические акты. Также они хотели объединить все революционные силы воедино, объединить крестьян, рабочих, студентов, старообрядцев и сектантов.

Создание «Земли и воли» представляло собой значительный шаг вперёд в развитии революционных организаций.

Народники попытались объединить все революционные силы

Изменилось содержание пропаганды

На этом этапе господствовала идеология Лаврова. Весной 1877 г. они двинули огромные силы пропагандистов в деревни. Народники стали поселяться в деревнях надолго. Они приобретали профессии, становились учителями в земских и приходских школах, врачами, кузнецами, плотниками, заводили с крестьянами близкие знакомства. Народники стали для крестьян своими.

Однако эта деятельность была безрезультатной. Самым крупным мероприятием был «Чигиринский заговор» (Дейч и Стефанович). Это произошло на Украине. Суть его: народники объявили крестьянам, что царь дал им волю, а помещики это скрыли. Народники являются «посланниками» царя. Предъявили крестьянам поддельную грамоту. Стали вербовать крестьян в «тайную дружину». Удалось навербовать 1000 человек. Крестьяне свято верили народникам, что когда они восстанут против помещиков, то всё будет хорошо. Но нашёлся стукач. Крестьян арестовали. Сами народники убежали. Об этом стало известно в среде народников. Вызвало всё это ожесточённые споры: можно ли использовать имя царя для прикрытия революционных действий.

Из-за нулевого результата народники стали считать, что крестьян вообще невозможно поднять крестьян на восстание. Тогда многие из них стали прибегать к революционному террору. Террористические акты появились с весны 1877 года. Первый такой: покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Трепова. Она ранила его. После этого покушения её отдали под суд, судили с помощью суда присяжных. Председатель суда был А.Ф. Кони. Её оправдали. С триумфом её освободили. Народники восприняли этот приговор как поощрение. Думали, что народ этот террор поощряет.

В 78 г. народник Соловьёв совершил покушение на Александра 2. Проделал он это на дворцовой площади. Охрана находилась не возле царя. Народник приблизился к царю на 20 м. и начал палить. Сумел прострелить лишь шинель, был схвачен и через некоторое время повешен. Началась волна народнического террора. Степняк Кравчинский заколол кинжалом на улице Мезенцева – чиновника жандармов. После покушения Соловьёва, полиция обрушила жестокие репрессии на народников. Были арестованы сотни пропагандистов. Это вызвало ожесточённые споры между «деревенщиками» и террористами. Каждый теракт нарушает правильность пропаганды. Террористы ему отвечали, что агитация пропаганды никаких результатов не даёт, в отличие от террора. Эти споры привели к расколу «Земли и воли». Ход его:

в июне 1879 г. произошёл съезд «Земли и Воли» в Воронеже. На окраине, в небольшом лесу, на поляне произошёл съезд. Произошла ссора, Плеханов «ушёл в кусты». В августе 79 г. ещё один съезд. «Земля и Воля» окончательно распадается – «Народная воля» - террористы и «Чёрные передел» - «деревенщики».

«Народная воля» (1879 – 81 гг.). Это террористическая организация, в которой преобладала идеология заговорческая Ткачёва. Руководитель – Желябов, также Николай Морозов, Вера Фигнер. Морозов написал в тюрьме «Повести моей жизни» в двух томах. Вера Фигнер написала «Запечатлённый труд». Во главе стоял исполнительный комитет. Существовали филиалы, было всего около 2000 человек. Называла себя «Народная воля» партией. После своего образования, в августе исполком вынес смертный приговор Александру 2. Все силы народной воли были направлены на охоту за царём. Действовали по идеологии Ткачёва. В ноябре было первое покушение на железной дороге. Под полотном начали рыть подкоп. Землю они тайно вывозили ночью под видом товара. Работали где-то месяца два. В нужный момент народники взорвали, поезд сошёл с рельс, это был не тот поезд, это был поезд со свитой царя.

Началась подготовка к взрыву царя в Зимнем дворце. Нанялся на это Степан Халтурин – краснодеревщик. У него была мастерская в подвале Зимнего дворца. Постепенно начал туда носить взрывчатку. Халтурин начал изучать расписание жизни царя. Узнал, что у царя будет приём гостя и обед с ним. Халтурин зажёг взрывчатку и выбежал из дворца. Провалились насквозь перекрытия двух этажей. Погибло множество караульных. Царь опять не пострадал.

После этого покушения Александр создал "Верховную распорядительную комиссию". Во главе её Александр Лорис-Меликов. Он отличился в турецкой войне, на Кавказском фронте, боролся с чумой в Астрахани. Был Харьковским губернатором, боролся там против революционных движений. Впоследствии он стал министром внутренних дел. Его называли диктатором. Он стал проводить двойственную политику – «Кнута и пряника». Он усилил репрессии против революционеров. Были схвачены несколько членов исполкома «народной воли». В феврале 80 г. взяли Желябова. С др. стороны Лорис пытался привлечь на сторону государства широкие круги общественности. Ослабил цензуру, расформировал третье отделение. Вместо него политическим сыском начал заниматься департамент полиции в Питере. Лорис впервые стал проводить пресс конференции для журналистов и редакторов журналов. Им он объяснял политику власти. Журналисты были очень довольны этим. Либеральная общественность, поэтому стала переходить на сторону власти, отказавши в поддержке революционеров. Михайловский назвал это: «политика пушистого лисьего хвоста и волчьей пасти».

Покушений на царя не было более года. Лорис решил и дальше продолжать такую политику. Он составил проект преобразований для царя. Предложил царю в этом проекте созвать представителей земств и городских дум для обсуждения законов. По сути дела, это могло стать первым шагом к Земскому собору и созданию нечто вроде парламента. А это изменение строя. Обсуждение и принятие было назначено на 4 марта 81 года. Народники опередили Лориса на три дня. Исполком «народной воли» готовил целый год покушение на царя. Первого марта 1881 года народники организовали покушение на царя на набережной Екатерининского канала. Царь ехал с развода караула. Первым бросил бомбу в карету царя народник Рысаков, сам он остался жив. Бомба повредила карету царя. Было убито несколько человек из охраны царя и несколько случайных прохожих. Царь вышел из кареты, чтобы посочувствовать раненым. В это время подбежал второй террорист Граневицкий и бросил бомбу в царя, царь и террорист погибли. Цель народников была достигнута. Народовольцы считали, что после этого начнётся неконтролируемый распад государственного аппарата.

К власти пришёл его сын, Александр 3. Почти все члены исполкома были схвачены, в дальнейшем повешены или приговорены пожизненно. На свободе осталась только Вера Н. Фигнер, которая два года пыталась восстановить «Народную волю», потом её схватили и отправили в тюрьму.

Последняя попытка покушения была несколькими годами позже, в 1887 году «народной волей». Организаторами были Александр Ульянов, Генералов и Андреюшкин. Они решили бросить бомбу в царя на Невском проспекте. Но ничего не получилось, они были взяты с поличным и повешены.

Своеобразным памятником Александру 2 есть храм Воскресения на крови в Петербурге.

Наряду с народной волей существовал «Чёрный передел». Она проявила себя не так ярко, как народная воля. После 1 марта 81 года многие были арестованы. Большинство руководителей уехали за границу, в том числе и Плеханов. Там они отошли от народнических позиций и увлеклись теорией марксизма. В 1883 году Плеханов организовал первую русскую марксистскую группу – «Освобождение труда» в Женеве.

Либеральное народничество. После разгрома революционных народников, в 80-х г. продолжали действовать либеральные народники. Руководители – Михайловский, Воронцов и Кривенко. Орган либеральных народников – журнал «Русское богатство». На его страницах публиковали свои работы Короленко, а также М. Горький.

Они имели сходства с революционными народниками: они признавали конечной своей целью социализм. Они признавали также долга интеллигенции перед народом. Считали, что Россия прямо из феодализма перепрыгнет в социализм.

Отличия: хотели бороться за идеи не борьбой, а мирными методами – «теория малых дел». Считали, что нужно открывать для народа школы, больницы. Улучшать агрономическую помощь крестьянам. Всё это дела небольшие. Но всё это, объединившись вместе, улучшит жизнь крестьян. Большинство либералов работали в земствах.

массовое движение революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма среди крестьянства. Началось весной 1873 г., охватило 37 губерний Европейской России. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тыс. человек. Наиболее активные участники осуждены по "процессу 193-х".

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ХОЖДЕНИЕ В НАРОД"

движение революц. народников с целью подготовки крест. революции в России. Еще в 1861 А. И. Герцен в "Колоколе" (л. 110) обратился к рус. революционерам с призывом идти в народ. В 60-х гг. попытки сближения с народом и революц. пропаганды в его среде предпринимались участниками "Земли и воли", Ишутинской организации, "Рублевого общества". С осени 1873 началась подготовка к массовому "X. в н.": формировались народнич. кружки, заготовлялась пропагандистская лит-ра, крест. одежда, в спец. мастерских молодежь овладевала ремеслами, намечались маршруты движения. Весной 1874 началось массовое "X. в н.". Тысячи народников двинулись в деревню, рассчитывая поднять крестьянство на социальный переворот. В движении участвовала и демократич. интеллигенция, охваченная стремлением сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Движение началось в центр. р-нах России (Московская, Тверская, Калужская и Тульская губ.), а затем распространилось на др. р-ны страны, гл. обр. на Поволжье (Ярославская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Казанская, Симбирская, Пензенская губ.) и Украину (Киевская, Харьковская, Черниговская губ.). Действия пропагандистов были различны: одни говорили о постепенной подготовке к восстанию, другие призывали крестьян отнимать у помещиков земли, отказываться от уплаты выкупных платежей, свергнуть царя и его пр-во. Однако поднять крестьянство на революцию не удалось. К кон. 1874 осн. силы пропагандистов были разгромлены, хотя движение продолжалось и в 1875. С 1873 по март 1879 за революц. пропаганду было привлечено к ответственности 2564 чел. Активными участниками "X. в н." были: А. В. Андреева, О. В. Аптекман, Е. К. Брешковская, Н. К. Бух, П. И. Войнаральский, В. К. Дебогорий-Мокриевич, бр. В. А. и С. А. Жебуневы, А. И. Иванчин-Писарев, А. А. Квятковский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, С. М. Кравчинский, А. И. Ливанов, А. Э. Лукашевич, Н. А. Морозов, М. Д. Муравский, И. Н. Мышкин, С. Л. Перовская, Д. М. Рогачев, M. P. Фроленко и др. В окт. 1877 гл. участники движения были осуждены по "процессу 193-х". "X. в н." продолжалось во 2-й пол. 70-х гг. в форме организовывавшихся "Землей и волей" поселений. "X. в н." было высоко оценено В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 304 (т. 18, с. 490)). "X. в н." явилось переломным событием в истории народничества, новым этапом в революц.-демократич. движении. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи прямой политич. борьбы, формирование централизованной организации революционеров. Источн.: Процесс 193-х, М., 1906; Дебогорий-Мокриевич В. К., Воспоминания, 3 изд., СПБ, 1906; Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, (М.-Л., 1929); Ковалик С. Ф., Революц. движение семидесятых годов и процесс 193-х, М., 1928; Лукашевич А. Э., В народ! Из воспоминаний семидесятника, "Былое", 1907, No 3 (15); Революц. народничество 70-х гг. XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, т. 1-2, М.-Л., 1964-65; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873-1878 гг., 2 изд., Л., 1925; Агитац. лит-ра рус. революц. народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг., М., 1970. Лит.: Богучарский В., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912; Гинев В. Н., Народнич. движение в Среднем Поволжье. 70-е гг. XIX в., М.-Л., 1966; Итенберг В. С., Движение революц. народничества. Народнич. кружки и "хождение в народ" в 70-х гг. XIX в., М., 1965; Троицкий Н. A., Большое общество пропаганды 1871-1874, Саратов, 1963; Филиппов Р. В., Из истории народнич. движения на первом этапе "хождения в народ", Петрозаводск, 1967; Захарина В. Ф., Голос революц. России. Лит-ра революц. подполья 70-х гг. XIX в. "Издания для народа", М., 1971. Б. С. Итенберг. Москва.

 
Статьи по теме:
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт
Тематическое занятие на тему:
Урок мужества «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» Оформление доски : плакаты с цитатами о Сталинграде; Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Подсчитайте, живые, Сколько ср
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка Эксперименты с губками
Евгения Куваева Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы » . Цель : дать представление о грибах и ягодах ,