Его врагом была пошлость (рассказы а. п. чехова). Сочинение по произведению на тему: «Его врагом была пошлость» (по рассказам А. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

"Его врагом была пошлость…"

(о рассказах А.П. Чехова)

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством - со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство - все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней".

Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В "Смерти чиновника" Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.

Другой рассказ - "Толстый и тонкий". На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и "тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: "На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".

Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе "Хамелеон". В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был "ходить на задних лапках" и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе "Маска" писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика. Часто героями рассказов Чехова являются врачи - ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа "Палата № 6" доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые - здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.

В "Палате № 6" писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе "Ионыч". Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут "Ионыч". Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.

Чехов стремится вскрыть причины, порождающие Червяковых и им подобных. Прежде всего, это сама социальная действительность. В обществе существовало как бы два класса: власть имущих и рабов. На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, самоунижение. Другая причина, порождающая пошлость, - общественная среда. В рассказе "Ионыч" видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посещал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно "интересной и образованной" семьей в городе считалось семейство Туркиных, Но узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека.

Но Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа "Попрыгунья". Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе "Невеста" нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, "футлярной" жизни и уехать учиться в столицу. Таким образом, Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.

Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа "Крыжовник", который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась. Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: "Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!"

Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость, ее зачатки.

Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях. Рассказы Чехова актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, еще не изжиты. .Великолепные рассказы Чехова воспитали во мне человеческую личность, сделали меня более добрым к людям, научили любить и жертвовать собой ради счастья на земле.

Сочинение

Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни. Ярким примером этого может служить рассказ «Палата № 6». Он явился как бы отголоском впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы Сахалина. Общество, в котором есть люди, думающие не так, как все, не может такого терпеть, и в конце концов эти неугодные люди оказываются в сумасшедшем доме. В сущности, это было даже не лечебное заведение, а тюрьма. Понять лю дей, находящихся в сумасшедшем доме, невозможно, но находится такой человек, который смог все понять, да поздно, только лишь после того, как сам очутился в этой тюрьме. По выражению современника Чехова, писателя Лескова: «В палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия…»

Не менее ярким по своей злобности является рассказ «Человек в футляре». В образе учителя Беликова Чехов высмеивает тех людей, для которых ясны только циркулярные и газетные статьи, где запрещалось что-нибудь; людей, старавшихся между собой и миром поставить своеобразный футляр. Вечными спутниками Беликова являются его страх и его слова: «Как бы чего не вышло». Под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, честное. Беликовщина — типичное явление общественной жизни России 80—90-х годов прошлого века и характерная черта рабьей психологии вообще. В образе Беликова Чехов протестовал против самодержавного строя, насаждавшего в обществе раболепие, фискальство.

Незадолго до своей смерти Чехов закончил пьесу «Вишневый сад». Немирович-Данченко увидел в пьесе «тяжелую драму русской жизни». Разные герои пьесы встречаются нам. Вот перед нами встают образы Раневской и Гаева, живущих сегодняшним днем, образ Пети — этого вечного студента, Лопахина — преуспевающего коммерсанта, поистине сложного человека. Каждый из этих людей выражает свои мысли, свойственные людям своего времени. Для Раневской и Гаева вишневый сад — это воспоминание о детстве, семье, благополучии, предмет гордости. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивое место для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит. в прошлое, а с ним — и вся «старая жизнь». Тут сказывается, конечно, и влияние Пети, который видит в этом саду одни только тени прошлого, его мысль: вырваться за пределы сада-имения — охватывает всю Россию. Образ вишневого сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новым значением в процессе жизни пьесы, в сознании читателя и зрителя. Но как бы мы на это ни смотрели, вишневый сад уходит в прошлое, а вместе с ним уходит и прошедшая жизнь.

До последней минуты своей жизни Чехов был верен своим идеалам, даже когда до смерти оставалось всего несколько часов, Чехов выдумывал свой очередной рассказ.

Тема: « ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ» (РАССКАЗЫ
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ»)

Цели : усвоить содержание «маленькой трилогии»; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Антону Павловичу Чехову.

В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петицией, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.

В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.

В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.

В творчестве Чехова произошли изменения. Теперь в произведениях писателя характерны темы, объединяющие в один цикл несколько рассказов.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» написаны Чеховым в 1898 г. Рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».

Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

«Человек в футляре»

Первый рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Передайте содержание рассказа с чтением фрагментов.

2) Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.

3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?

4) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?

5) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»? (Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)

Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.

«Крыжовник»

Это следующий рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?

2) Осуществилась ли эта мечта?

3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»? (Покупка собственности перерождает маленького чиновника. Он уже землевладелец, целиком уходит в мир хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».)

«О любви»

Последний из рассказов «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?

2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?

3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?

(Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)

Вывод . В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».

Домашнее задание.

2. Объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный, бенефис .

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходились сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством - со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство - все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В «Смерти чиновника» Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.

Другой рассказ - «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».

Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон». В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе «Маска» писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика. Часто героями рассказов Чехова являются врачи - ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые - здесь, царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью. В «Палате № 6» писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе «Ионыч». Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут «Ионыч». Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.

Чехов стремится вскрыть причины, порождающие Червяковых и им подобных. Прежде всего, это сама социальная действительность. В обществе существовало как бы два класса: власть имущих и рабов. На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, самоунижение. Другая причина, порождающая пошлость, - общественная среда. В рассказе «Ионыч» видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посещал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно «интересной и образованной» семьей в городе считалось семейство Туркиных. Но, узнав членов семьи, читатель сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека. Но Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе «Невеста» нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, «футлярной» жизни и уехать учиться в столицу. Таким образом, Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.

Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа «Крыжовник», который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась. Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость, ее зачатки.

Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях. Рассказы Чехова актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, еще не изжиты.

Великолепные рассказы Чехова воспитали во мне человеческую личность, сделали меня более добрым к людям, научили любить и жертвовать собой ради счастья на земле.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод