Главные события трагичной жизни сергея ивановича муравьева-апостола. Муравьев-апостол, сергей иванович

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1796–1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 28 сентября (9 октября) 1796 в Петербурге. Сын И.М.Муравьева-Апостола, сенатора и российского посла в Испании, от его первого брака с А.С.Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Детство провел в Гамбурге и Париже; учился в парижском пансионе Икса; показал блестящие способности и трудолюбие; сочинял стихи на французском и латинском языках. В 1809 вернулся в Россию и поступил в петербургский Институт инженеров путей сообщения. В 1810 записан в гвардию. В 1812 окончил институт; получил чин прапорщика. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода 1813–1814; отличился в сражениях под Бородино 26 августа (7 сентября) 1812, Красным 3–6 (15–18) ноября 1812, Лютценом 20 апреля (4 мая) 1813, Бауценом 8–9 (20–21) мая 1813 и Лейпцигом 4–7 (16–19) октября 1813. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой шпагой «За храбрость». С 1815 – командир 1-й (императорской) роты Семеновского полка.

Под влиянием французской просветительской мысли 18 в. и либеральных идей эпохи Французской революции у С.И.Муравьева-Апостола постепенно сформировалось критическое отношение к самодержавно-крепостническому режиму в России. В 1816 он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 Союза благоденствия вошел в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П.И.Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В октябре 1820 в связи с восстанием солдат Семеновского полка и его расформированием переведен на юг в Полтавский пехотный полк; вскоре назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью; имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 Союза благоденствия вступил в организованное П.И.Пестелем Южное общество; вместе с М.П.Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И.Пестеля, считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России; планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. В 1823–1825 вел переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединенных славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трех директоров Южного общества.

После ареста 13 (25) декабря 1825 П.И.Пестеля и поражения декабристов 14 (26) декабря в Петербурге оказался фактическим главой Южного общества; предложил его членам начать восстание на юге, но не получил поддержки большинства. 27 декабря 1825 (8 января 1826) был задержан жандармами в д.Трилесы, однако на следующий день освобожден офицерами заговорщиками. 29–30 декабря (10–11 января) поднял восстание Черниговского полка. Отверг план похода на Киев. Намереваясь соединиться с продекабристски настроенными Алексопольским, Ахтырским и 17-м Егерским полками, двинулся сначала на Борисов, а затем на Белую Церковь, но властям удалось отвести «ненадежные» части в другие районы. 3 (15) января 1826 под Ковалевкой черниговцы были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К.Гейсмара; С.И.Муравьев-Апостол получил ранение в голову и был арестован на поле боя.

Верховным уголовным судом осужден на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. Вместе с четырьмя другими приговоренными казнен 13 (25) июля 1826 на кронверке Петропавловской крепости; сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично.

Иван Кривушин

С.И. Муравьёв-Апостол. Неизвестный художник, 1828 г. Портрет находится в Государственном музее А.С. Пушкина.

Николай I Павлович Романов.

Один из видных деятелей движения декабристов, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Южного общества.

Родился 28 сентября (9 октября) 1796 года в Санкт-Петербурге в семье видного дипломата и писателя, происходящего из старинной дворянской семьи. Сын Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, премьер-майора,обер-церемониймейстера, чиновника Коллегии иностранных дел, сенатора, российского посла в Испании, от его первого брака с А.С. Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Мать, Анна Семёновна, была сильной и волевой женщиной. Родила пятеро детей, Сергей был четвёртым. . Будущий декабрист был отменно воспитан, получил блестящее образование, хорошо знал литературу, увлечённо занимался точными науками, особенно математикой. .

Детство Сергей Муравьёв-Апостол провел в Гамбурге и Париже. Учился в парижском пансионе Хикса, показал блестящие способности и трудолюбие, сочинял стихи на французском и латинском языках. Самый сильный и бойкий из всех детей, Сергей даже по росту обогнал своего старшего брата Матвея (будущий декабрист), с которым вместе обучался в пансионе.

В 1809 Анна Семёновна с детьми возвращалась с детьми в Россию, куда ранее уехал Матвей Иванович. На границе Пруссии с Россией дети Муравьёвых, увидев казака, принимаются его обнимать, с радостью воспринимая обретение Родины. Когда они вернулись в карету, в которой путешествовали от самого Парижа, их мать строго сказала: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдете то, чего и не знаете: в России вы найдете рабов!». Анна Семеновна имела ввиду крепостное право, строй, при котором миллионы крестьян были лишены всего и имели только обязанности - натуральное рабство. С такого предупреждения и начинается знакомство Сергея с Родиной.

В 1810 году Сергей с лёгкостью сдаёт два экзамена в недавно открывшееся училище инженеров путей сообщения (теперь Петербургский институт инженеров путей сообщения). В 1810 записан в гвардию. Вскоре после возвращения в Россию умирает мама, Анна Семёновна, заболев по дороге в одно из имений на Полтавщине.

В 1812 году Сергей Иванович окончил институт, получил чин прапорщика квартирмейской части. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семёновского полка.

Во время Отечественной войны Сергей находится в Малоярославце при главном штабе армии, которым командует Кутузов. После сражения офицеров из корпуса путей сообщения отправляют обратно в Петербург продолжать учебу. Воспользовавшись связями отца, Сергей решает остаться при штабе. Его берёт к себе в отряд Адам Ожаровский (муж сестры Елизаветы). . Несмотря на молодость (27 лет), успел побывать в горячих сражениях. В 1812 году участвовал в боях под Витебском. Участник Бородинской битвы. За храбрость при взятии Могилёва и переправе через Березину произведён в поручики. . За храбрость в сражении при Красном Сергей Муравьев-Апостол получает одну из высоких наград - золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В конце 1812 г. он уже в звании поручика с орденом Анны 3-ей степени. В 1813 году Сергей пишет сестре Елизавете из Петервальсдау: «Я живу вместе с братом [Матвеем], и поскольку мы в сходном положении, то есть без единого су, мы философствуем каждый на свой лад, поглощая довольно тощий обед… Когда граф Адам Ожаровский был здесь, я обедал у него, но, увы, он убыл, и его обеды вместе с ним».

Затем Сергей участвует в битвах:

При Лютцене, за что ему пожалован Владимир 4-й степени с бантом;

При Бауцене, за заслуги произведен в звание штабс-капитана;

При Лейпциге - звание капитана.

В 1814 году он состоит при генерале Раевском и участвует в битвах: Провен, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуаз, Париж. За сражение под Парижем Сергей получает Анну 2-ой степени.

В Париже Сергей находит брата Матвея, а также многочисленных кузенов и родственников. В марте 1814 года здесь можно встретить почти всех будущих декабристов. Братьям не терпится отправится домой, к отцу и младшему брату - восьмилетнему Ипполиту.

Возвращение в Россию становится очередным потрясением для Сергея Муравьёва-Апостола. Народ, который хочет приветствовать победителей, героев войны 1812 года, полицейские разгоняют палками. Крепостные, которые проливали кровь на Бородинском поле и в других жестоких сражениях, вернувшись снова одевают ярмо барщины и оброка. Эти освободители - все те же рабы, ничего не изменилось, император не благодарен им, за то, что победили врага, а считает, что «каждый из них [речь идет о всех русских] плут или дурак» . Будущий декабрист, видя все это, все более разочаровываются в императорской власти.

Иван Матвеевич Муравьев после смерти жены вновь женился и остаётся в деревне с молодой супругой и тремя детьми от второго брака. В том же 1814 году умирает старшая сестра Сергея - Елизавета, супруга Ожаровского. Сергей сильно переживает ее кончину, ищет утешения в религии, решает оставить службу и уехать заграницу доучиваться или поступать в университет. Отец не даёт своего благословения, и Сергей остаётся в России. Вскоре он уже поручик Семёновского полка. В том же полку служит и брат его Матвей, Якушкин и другие вольнодумцы. С 1815 года Сергей – полковник, блестящий офицер в гвардии, командир 1-й (императорской) роты Семёновского полка.

В 1816 году он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 г. Союза благоденствия вошёл в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 г. на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П. И. Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В 1820 году Семёновский полк, где продолжал служить Сергей Муравьёв, переходит под начало Фёдора Шварца. Новый командир в курсе, что офицеры не применяют к солдатам телесных наказаний, однако, не взирая на это, ужесточает практику экзекуций. Говорят, что существовало даже солдатское кладбище жертв аракчеевца Шварца. Офицеры направляют жалобу на начальника. За это первая гренадерская рота полка в полном составе отправляется в тюрьму. Другие ищут Шварца, чтобы отомстить, он прячется в навозной куче. Сергей Муравьёв выводит свою роту вместе с одиннадцатью другими и усмиряет солдат, не давая им поднять бунт. Солдаты, уважающие поручика, послушно складывают оружие. Шварц лично просит у него прощения. Шварца, тем не менее, приговаривают к смертной казни, замененной увольнением от службы. Сергей вместе с другими офицерами всё же попадает в военною тюрьму, но вскоре выходит из нее. Практически в это же время происходит знакомство Муравьёва-Апостола с Михаилом (Мишелем) Бестужевым-Рюминым - их дружбе суждено сохраниться до гробовой доски. После освобождения из крепости Сергея ссылают в армию, сначала в Полтавский пехотный, затем в Черниговский пехотный полк. Вскоре Сергей назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью. Имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 года Союза благоденствия Сергей Муравьёв-Апостол вступил в организованное П.И. Пестелем Южное общество. Вместе с М.П. Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И. Пестеля считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России. Муравьёв-Апостол планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. .

Шел 1823 год. Как обычно, с 15 по 25 января в Киеве проходила контрактовая ярмарка. Под её прикрытием провели свой очередной съезд декабристы Южного общества. Одним из вопросов, который обсуждался на нем, был вопрос о сроках восстания. Активными сторонниками скорейшего выступления был Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин . Они и явились организаторами первого конкретного замысла открытого выступления в Бобруйске . Там в 1823 году стояла 9-я дивизия 3-го пехотного корпуса 1-й русской армии. . Сергей Иванович вместо со своим батальоном строил укрепления Бобруйской крепости , нёс караульную службу, занимался обычными военными учениями. Приезд царя в Бобруйск , где были собраны войска, по мнению Муравьёва-Апостола, создал неповторимую возможность для начала восстания. Вместе с другом и сподвижником М. П. Бестужевым-Рюминым разработал важный агитационный документ - «Православный катехизис», призывавший к свержению самодержавия. .

Почему предполагалось поднять восстание именно в Бобруйске ? Во-первых, казалось необходимым использовать редкий случай царского смотра тех полков, которые были размещены и находились под непосредственным влиянием четырех членов общества.

Во-вторых, была чрезвычайно важна близость Москвы, куда восставшие полки двинулись бы после успешного «овладения особой государя » . Иначе говоря, после ареста Александра І . Вместе с тем, восстанию способствовало и наличие Бобруйской крепости , поскольку в случае неудачи она могла служить укрытием. Как выясняется из следственных дел, разговор шел не просто о том, что проигравшие дело заговорщики стали отсиживаться в крепости , но и о том, что они могли бы там удерживать арестованного императора .

В 1823–1825 годах Сергей Муравьёв-Апостол вёл переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединённых славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трёх директоров Южного общества.

Закованного в кандалы, по воле царя Муравьёва-Апостола посадили в самый мрачный каземат Петропавловской крепости - Алексеевский равелин. Он не мог передвигаться. Мучительный допросы, угрозы пыток, применение других инквизиторских средств тяжело действовали на его психику. Но Сергей Иванович показал себя человеком несгибаемой воли и мужества. Никакие испытания не поколебали его революционных убеждений. В его показаниях не было раскаяния и мольбы о помощи, о помиловании. Он ни от чего не отказывался, ничего не отрицал, старался лишь полностью брать вину на себя. .

Верховным уголовным судом Сергей Муравьёв осуждён на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. За день до казни на приговорённых декабристов надевают кандалы, опасаясь, что они покончат жизнь самоубийством. Пятерых велено повесить в четыре утра, снять в шесть и тогда же уничтожить виселицу. Вместе с четырьмя другими приговоренными Муравьёв-Апостол был казнен 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. . Его последними словами у эшафота были: «Всё, что посеяно, взойдёт, хотя бы и не было дождя». .

Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась в ночь на 25 июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!» . При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была чёрная кожа, на которой было написано мелом имя преступника. Они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда всё было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал. . Однако когда он упал, то над Рылеевым, Каховским и Пестелем верёвки оборвались - и все трое рухнули вниз. В срочном порядке в близлежащих лавках были найдены крепкие верёвки - и казнь во второй раз совершилась.

Император Николай I отказался выдать родным тела казнённых, и потому телега с ними стояла на территории училища торгового мореплавания. По одной из версий, смертники были тайно похоронены на острове Голодай. В 1926 г. его переименовали в остров Декабристов. В советское время на месте казни установили памятник, на котором высекли имена казнённых декабристов.

Восстание состоялось в Петербурге 14 декабря 1825 года, в день коронации императора Николая Первого. Восстание, жестоко подавленное. После него несколько десятков человек остались лежать на морозной площади, полторы сотни были сосланы в Сибирь, еще пятерых участников восстания по приказу царя повесили, нарушив этим самым действующий полстолетия мораторий на осуществление смертной казни. Но на самом деле восстание декабристов имело свое продолжение - причем второй акт драматических событий развернулся на территории Украины, в нескольких десятках километров от Киева. И связан он с деятельностью братьев Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов.

Род Муравьевых-Апостолов своими корнями восходит к казацкому гетману Даниилу Апостолу - очень предприимчивому и хозяйственному гетману. За время своего правления он пробил столько прав и вольностей для представителей казацкой старшины, что даже питерские вельможи завидовали малороссам: деньги от предпринимательской деятельности текли в карманы казацкой знати и создавали условия для развития украинского дворянства. Внук Даниила Апостола, Матвей Артамонович, женился на представительнице русского дворянского рода Муравьевых, и их сын Иван, известный писатель и государственный деятель поздней Екатерининской - ранней Александровской эпохи, уже носил двойную фамилию: Муравьев-Апостол. В литературных кругах Иван Матвеевич был известен под псевдонимом Вьеварум - зеркальная анаграмма от фамилии Муравьев.

Из всей многодетной семьи Ивана Матвеевича нас заинтересовали три сына: старший - Матвей, родившийся 25 апреля 1793 года, средний - Сергей, появившийся на свет 28 сентября 1795 года, и младший - Ипполит, родившийся 13 июля 1806 года. Все три брата впоследствии стали активными участниками движения декабристов.

Муравьев -Апостол Сергей Иванович

В 1812 году Матвей и Сергей участвовали в войне с Наполеоном и в походе русских войск в Европу. Принимали участие в ряде боев: под Витебском, при Малоярославце, Тарутине, Бородине, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже… Братья возвращаются, овеянные славой, с офицерскими званиями и боевыми наградами.

В 1817 году Матвей и Сергей становятся членами масонской ложи «Трех добродетелей». Правда, Сергей на следствии признавал, что в работе ложи принимал участие весьма неохотно и нерегулярно. Позже оба брата становятся активными деятелями тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Матвей Муравьев-Апостол в 1823-1825 годах был представителем Южного общества декабристов в Санкт-Петербурге, вел активные переговоры относительно объединения Северного и Южного обществ…

Муравьев -Апостол Матвей Иванович

Очень скоро Сергей Муравьев-Апостол превратился в настоящего лидера тайного движения, одного из главных оппонентов Павла Пестеля. Пестель и Муравьев были непримиримыми диспутантами. Дело в том, что «Русская правда» Пестеля как проект будущей Конституции России носила не прогрессивный, а реакционный характер. Иногда возникает мысль: слава Богу, что декабристы не победили в ходе восстания! Иначе Россию ждал бы тот путь, через который прошла Франция в ходе якобинской диктатуры. Пестель отказывался от роли «русского Вашингтона». Он непременно хотел быть «русским Кромвелем» или «русским Робеспьером». Шовинизм Конституции Пестеля был поражающим. Ни один народ на территории России не имел права на самоопределение - все должны были слиться в единый русский народ. Кавказцы, разделенные на «буйных» и «мирных», подлежали ассимиляции. Мусульмане лишались традиционных обычаев, в частности многоженства. Исключение составляла Польша - но при условии проведения там революции и ликвидации крупного землевладения. Только в таком случае Польша получала право отделения от России.

Прогрессивные моменты в Конституции уходили на второй план. И отмена крепостного права, и введение частного и общинного землевладения, и объявление частной собственности неприкосновенной, и республиканская форма правления - все это меркнет перед поистине диктаторским режимом, провозглашавшимся Пестелем, а также перед чрезвычайными мерами против населения, планировавшимися к воплощению в России. Позже две женщины-историка спорили о роли декабристского движения. Милица Нечкина в своих научных работах утверждала, что декабристы - это чрезвычайно прогрессивное движение. Софья де Толь придерживалась иной точки зрения, относясь к декабристам по-вольтеровски: «Раздави гадину!» Очевидно, истина находится где-то посредине.

Сергей Муравьев-Апостол не только оппонировал Пестелю. Он решил написать отдельную главу Конституции - ту, что касалась как раз земельной реформы. В 1823 году - только после включения поправок Муравьева - Конституцию приняли как документ. При этом Сергей Муравьев-Апостол настаивал на необходимости немедленного поднятия восстания. «Промедление смерти подобно» - за сто лет до Ленина эти слова постоянно повторял Сергей Муравьев-Апостол. Он был готов совершить покушение на царя Александра во время смотра войск в Бобруйске - да вот товарищи по тайному обществу выступили категорически против. Не время! Пушкин позже писал: «И Муравьев, его склоняя, / Исполнен дерзости и сил / Минуты вспышки торопил»…

Матвей Муравьев-Апостол во время следствия говорил: «Сергей всегда имел мысль отдалить Пестеля от Петербурга в начале действий, чтобы ему не дать исполнить намерение его насчет истребления всей царской фамилии... Его сношения с Пестелем были довольно холодны, и, чтобы более еще не удалиться от него, он не говорил явно всем, но, впрочем, он очень откровенно сказывал о сем Пестелю».

Особенно дружеские отношения у Сергея Муравьева-Апостола сложились с девятнадцатилетним прапорщиком Полтавского полка Михаилом Бестужевым-Рюминым. Именно Муравьев и Бестужев составили оппозицию Пестелю и требовали, чтобы он отказался от идеи уничтожения царской семьи и всего высшего сословия империи в случае успеха переворота. Позже Бестужев пытался выгородить друга на следствии: «Здесь повторяю, что, пылким своим нравом увлекая Муравьева, я его во все преступное ввергнул. Сие готов в присутствии Комитета доказать самому Муравьеву разительными доводами. Одно только, на что он дал согласие прежде, нежели со мной подружился, это на вступление в Общество. Но как он характера не деятельного и всегда имел отвращение от жестокостей, то Пестель часто меня просил то на то, то на другое его уговорить. К несчастью, Муравьев имел слишком обо мне выгодное мнение и верил мне гораздо более, нежели самому себе. Это все Общество знает».

…Большинство декабристов не обременяли себя семейными отношениями. Из пятерых повешенных декабристов только Кондратий Рылеев обзавелся семьей (после его казни Николай Первый назначил пособие для его вдовы, Натальи Тевяшовой, и дочери - они находились на императорском пансионе до достижения дочерью совершеннолетия). Пестель помышлял о женитьбе. Бестужев и Каховский пережили несчастную любовь. Сергей Муравьев-Апостол имел двух внебрачных детей - с некоей украинской крестьянкой из села Хомутец неподалеку от Миргорода. Незадолго до восстания декабристов он даже пытался отвезти одного из мальчиков лечиться на Кавказ.

После подавления восстания на Сенатской площади Сергей Муравьев-Апостол по приказу царя был арестован в селе Трилесы и доставлен в гарнизонную тюрьму города Василькова. Прибывший в Васильков младший Муравьев-Апостол, Ипполит, поднял бунт, и несколько офицеров освободили Сергея из-под стражи.

Когда в уездный город Васильков, где был расквартирован Черниговский полк, входящий в 9-ю дивизию, пришло сообщение о подавлении восстания в Петербурге, братья Муравьевы-Апостолы - подполковник Сергей Муравьев-Апостол, подполковник в отставке Матвей Муравьев-Апостол, поручик Ипполит Муравьев-Апостол (которому еще не исполнилось и 20 лет) - вместе с прапорщиком Михаилом Бестужевым-Рюминым решили действовать без промедления. Разоружив командование и отправив часть офицеров, неодобрительно относившихся к восстанию, на гауптвахту, Сергей Муравьев-Апостол обратился к солдатам Черниговского полка: «Мы, братцы, идем доброе дело делать!» Солдаты всецело поддержали Муравьева. 30 декабря 2-я гренадерская и 5-я мушкетерская роты полка под командованием Сергея Муравьева-Апостола вступили в Васильков, захватили оружие, боеприпасы, продовольствие и полковую казну; к восставшим присоединились еще три роты полка.

31 декабря 1825 года в центре Василькова был зачитан странный документ - царь Николай объявлялся лишенным власти, и единственным царем Вселенной объявлялся Иисус Христос. Все остальные монархи - лишь узурпаторами Его власти. Позже всем присутствующим был роздан Катехизис - основной документ восстания:

«Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтоб он в него веровал, был свободен и счастлив.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя господне... и, низложив неправду и нечестия тиранства, восстановить правление, сходное с законом Божиим».

Окрестные крестьяне восприняли восстание с воодушевлением. Они чествовали Сергея Муравьева как освободителя, желали ему здравия, в церквях сельские священники (многие из которых потом лишатся сана) заказывали молебны во здравие Муравьева-Апостола. Но сам Муравьев считал лишним привлекать к восстанию крестьян - он боялся повторения пугачевщины и того, что крестьяне выйдут из подчинения.

Между тем офицеры киевского гарнизона отказались поддержать восстание. Двоюродный брат Сергея Муравьева-Апостола, гусарский полковник Артамон Муравьев, тоже ответил отказом. В Киеве были задержаны несколько руководителей восстания - при раздаче Катехизиса. Бестужев-Рюмин едва избежал ареста.

Около 1000 солдат и 17 офицеров двинулись на Брусилов и Житомир, пытаясь соединиться с мятежными полками, расквартированными в Житомире. Высланное царем на подавление восстания командование понимало: соединения мятежников необходимо избежать любой ценой. 2 января 1826 года правительственные войска остановили мятежников на подступах к Брусилову и заставили их повернуть на Белую Церковь. Генерал Михайловский-Данилевский писал: «Если бы Муравьев действовал решительно, то он мог бы прийти в Белую Церковь, где находились несметные сокровища графини Браницкой и где его ожидали, чтобы с ним соединиться, четыре тысячи человек, недовольных своим положением. Это были большею частью старинные малороссийские казаки, которых Браницкая укрепила за собой несправедливым образом». 3 января солдаты по пояс в снегу попытались вторично двинуться в сторону Житомира, где их уже поджидала 8-я пехотная дивизия, готовая к восстанию.

У села Устимовка правительственные войска встретили восставших. Сначала по черниговцам стреляли картечью. Потом в ход пошла кавалерия. К середине дня исход битвы был решен. На поле осталось лежать несколько сот убитых и раненных. 865 солдат и 6 офицеров были отданы под трибунал. Ипполит Муравьев-Апостол и несколько офицеров покончили жизнь самоубийством, застрелившись, чтобы не попасть в руки сторонников царя. Современник описывал события: «Быстрицкий получил сильную контузию в правую ногу; шинель Бестужева была прострелена в нескольких местах. Это служит доказательством, под каким убийственным огнем стоял Черниговский полк и сколь мало офицеры думали о своей жизни. Носились слухи, будто бы гусары сделали атаки на безоружных черниговцев и рубили их без пощады. Долг истины заставляет сказать, что сие вовсе несправедливо. Они, догнавши некоторых, окружили, других, разбежавшихся, собирали в одно место». Тяжело раненные Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин были арестованы и отправлены в Петербург. Матвей Муравьев-Апостол был задержан позже, но его участие в активных действиях Черниговского полка доказано не было - к тому времени он уже находился в отставке.

По приговору трибунала 4 офицера были приговорены к пожизненной каторге, около 100 человек подверглись телесным наказаниям. 805 человек после этого были переведены на Кавказ. Полк был сформирован заново. В Уманском, Васильковском и Белоцерковском уездах еще два года длились крестьянские восстания. В конце концов подавленные. Но восставшие села были объявлены «царскими», и крепостное право на их территории было ликвидировано.

В Петербурге Иван Муравьев-Апостол выхлопотал разрешение встретиться со своими сыновьями, находящимися в Шлиссельбургской крепости. Как считают историки, он их простил и понял. После этого отец семейства, фактически потерявший троих сыновей, покинул Россию и, формально оставаясь сенатором, остаток жизни прожил в Италии и Австрии.

Император Николай позже писал: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжкой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что - причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал:

Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством?

Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой...»

По информации современников, при допросе императором Николаем Сергей Муравьев так резко высказал тягостное положение России, что Николай протянул ему руку и предложил ему помилование, если он впредь ничего против него не предпримет. Сергей Муравьев отказался от всякого помилования, говоря, что он именно и восставал против произвола и потому никакой произвольной пощады не примет.

Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина - вместе с Павлом Пестелем, Кондратием Рылеевым и Петром Каховским - казнили 13 июля 1826 года. Перед смертью Сергей Муравьев-Апостол стал на колени, помолился и громко произнес: «Боже! Спаси Россию и ее царя!» Когда приговор привели в исполнение, три веревки оборвались - Муравьев, Бестужев и Рылеев сорвались вниз. Бестужев сломал при этом ногу. Муравьев воскликнул: «Будь проклята страна, в которой не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать!» Вопреки уставам и традициям, всех троих повесили вторично.

Матвей Муравьев-Апостол был осужден к 25 годам каторги. В 1856 году он вернулся - после амнистии, объявленной после смерти Николая. После возвращения Матвея Муравьева-Апостола Некрасов напишет поэму «Дедушка» - как считают исследователи, она была посвящена именно Матвею Ивановичу.
В 1860-70-е годы Матвей Иванович, живший сначала в Твери, а потом - в Москве, поддерживает отношения с революционерами и интеллигенцией. Для них он - символ эпохи. Живая легенда. При этом Матвей Муравьев-Апостол до конца жизни находился под негласным надзором полиции… Не случайно в те годы пользовалась популярностью запрещенная цензурой песня «Как уж пал туман»:

«То не ветр шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир...

Конь! мой конь! Скачи в святой Киев-град

Там товарищи — там мой милый брат...

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я нести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!»

Умер Матвей Иванович на 94-м году жизни 21 февраля 1886 года. С ним в прошлое отошла героическая и противоречивая эпоха - наполеоновских войн, тайных обществ, масонских лож, восстания, благородства и мужества, сибирских руд… Еще одна страница в том числе и украинской истории!

Биография

Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович (9.10.1796 - 25.07.1826) - подполковник, один из предводителей движения декабристов.

Родился в Санкт-Петербурге 28 сентября (9 октября) 1796 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола.

Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-1814, участвовал в сражениях при Витебске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красным, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже, имел боевые награды. В 1817-1818 состоял в масонской ложе «Трёх добродетелей». Был в числе основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия» и одним из наиболее деятельных членов Южного общества; установил связь с польским Патриотическим обществом и Обществом соединённых славян. Соглашался на необходимость убийства царя. Вёл успешную пропаганду среди солдат, являлся одним из предводителей декабристов.

Стал ключевой фигурой восстания Черниговского полка. После поражения восстания 3 января 1826 года был схвачен; в последнем бою был тяжело ранен. Приговорён Верховным уголовным судом к четвертованию, заменённому на повешение.

С. И. Муравьёв-Апостол был казнён на рассвете 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости. Был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Спустя некоторое время был повешен повторно. Точное место погребения С. И. Муравьёва-Апостола, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Документы

Материалы следственного дела С. И. Муравьева-Апостола . Восстание декабристов. Документы. Т.IV, C.228-412

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - уча-ст-ник дви-же-ния де-каб-ри-стов, под-пол-ков-ник (1820 год).

Из ро-да Му-равь-ё-вых. Окон-чил Санкт-Пе-тербургский институт Кор-пу-са ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния (1811 год). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской ар-мии 1813-1814 годов слу-жил в Кор-пу-се ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния и в ба-таль-о-не великой кня-гини Ека-те-ри-ны Пав-лов-ны; уча-ст-во-вал в Бо-ро-дин-ском, Ма-ло-яро-сла-вец-ком, Та-ру-тин-ском и других сра-же-ни-ях; от-ли-чил-ся в сра-же-нии под Крас-ным в 1812 году (награ-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость»), Лют-цен-ском сра-же-нии в 1813 году и бит-ве за Па-риж в 1814 году.

По-се-щал со-б-ра-ния Свя-щен-ной ар-те-ли офи-це-ров Ген-шта-ба (1815-1818 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1817 году); член ло-жи «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1818 годы). Один из ос-но-ва-те-лей тай-ных де-каб-ри-ст-ских ор-га-ни-за-ций - Сою-за спа-се-ния (су-щест-во-вал в 1816-1818 годах), а так-же Сою-за бла-го-ден-ст-вия, член его Ко-рен-но-го со-ве-та (исполняющий обязанности блю-сти-те-ля; 1818-1821 годы). Гла-ва упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в лейб-гвардейском Се-мё-нов-ском пол-ку (1818-1820 годы), где слу-жил с 1815 года (командир ро-ты в 1819-1820 годах); уча-ст-ник так называемой ар-те-ли сво-бо-до-лю-би-вых офи-це-ров это-го пол-ка в 1815-1817 годах, пы-тал-ся удер-жать сол-дат ро-ты от уча-стия в Се-мё-нов-ско-го пол-ка вы-сту-п-ле-нии 1820 года, по-сле не-го пе-ре-ве-дён в ар-мию - в Пол-тав-ский пехотный полк (1820-1822 годы).

Командир ба-таль-о-на Чер-ни-гов-ско-го пехотного пол-ка (1822-1825 годы). Член тай-но-го Юж-но-го общества (с 1822 года; при-нят П.И. Пес-те-лем; в 1825 году один из трёх ди-рек-то-ров), вме-сте с М. Пав-ло-ви-чем Бес-ту-же-вым- Рю-ми-ным​ воз-глав-лял Ва-силь-ков-скую упра-ву общества (1823-1825/1826 годы). Про-тив-ник те-лес-ных на-ка-за-ний в ар-мии. С 1824 года вёл аги-та-цию сре-ди быв-ших сол-дат лейб-гвардейского Се-мё-нов-ско-го пол-ка, слу-жив-ших в пол-ках 1-й ар-мии, пла-ни-руя опе-реть-ся на них при осу-ще-ст-в-ле-нии государственного пе-ре-во-ро-та, на-зна-чен-но-го де-каб-ри-ста-ми на ле-то 1826 года. Вме-сте с Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным спо-соб-ст-во-вал всту-п-ле-нию в Юж-ное об-во чле-нов Об-ва со-еди-нён-ных сла-вян (1825 год).

Сто-рон-ник ус-та-нов-ле-ния рес-пуб-ли-кан-ской фор-мы прав-ле-ния в Рос-сии. В 1817 году вы-сту-пил про-тив пла-на ца-ре-убий-ст-ва И.Д. Якуш-ки-на, од-на-ко в 1823 году под-дер-жал мне-ние П.И. Пес-те-ля о не-об-хо-ди-мо-сти убий-ст-ва императора Алек-сан-д-ра I. В 1823-1825 годах при-зы-вал чле-нов Юж-но-го общества ус-ко-рить под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния про-тив вла-сти (ссы-лал-ся на ус-пеш-ные дей-ст-вия во-ен-ных во вре-мя Испанской ре-во-лю-ции 1820-1823 годов), раз-ра-ба-ты-вал пла-ны воо-руженного вос-ста-ния в ар-мии.

Со-ста-вил (совместно с М. Павловичем Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным) «Пра-во-слав-ный ка-те-хи-зис», в ко-то-ром обос-но-вы-вал пра-во на-ро-да на вос-ста-ние про-тив дес-по-тичной вла-сти, и «Воз-зва-ние» с при-зы-вом к «рос-сий-ско-му во-ин-ст-ву» под-нять вос-ста-ние и ус-та-но-вить в Рос-сии рес-пуб-ли-ку.

Вско-ре по-сле вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, в ко-то-ром Муравьев-Апостол не уча-ст-во-вал, 29.12.1825 года аре-сто-ван в селе Три-ле-сы Ва-силь-ков-ско-го Ки-ев-ской губернии (ны-не Фас-тов-ско-го района Ки-ев-ской области, Ук-раи-на), ос-во-бо-ж-дён из-под аре-ста офи-це-ра-ми Чер-ни-гов-ско-го пол-ка. Воз-гла-вил Чер-ни-гов-ско-го пол-ка вос-ста-ние 1825 года, при его по-дав-ле-нии 03.01.1826 года аре-сто-ван, до-став-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость.

На след-ст-вии пы-тал-ся взять на се-бя максимальную от-вет-ст-вен-ность за под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные