Интересные факты о менделееве. Евклид: краткая биография, открытия, факты, видео

Интересные факты из жизни

великих математиков.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир.

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.

Пал Эрдеш

Работал в самых разных областях современной математики. Лауреат множество математических наград. Стиль жизни Эрдеша можно охарактеризовать как

«странствующий математик». Он путешествовал между научными конференциями и домами коллег по всему миру. Эрдеш был заядлым амфетаминистом (употребляющим психоактивное вещество, симулятор центральной нервной системы).

Однажды его коллега поспорил на $500, что Пол не сможет выдержать месяц без наркотика. Эрдеш выиграл спор, но сетовал, что за этот месяц математическая наука не получила от него ничего: «Раньше я смотрел на чистый лист бумаги и мой ум был наполнен идеями. Сейчас я вижу просто чистый лист бумаги».

После победы в споре он вернулся к привычке.

Пал Эрдеш, один из наиболее плодовитых математиков нашего времени, дожил до глубокой старости и очень любил подшучивать над своим возрастом. Например, однажды он сказал, что ему исполнилось два с половиной миллиарда лет, потому что в его юности возраст Земли считался равным двум миллиардам лет, а ныне его считают равным четырем с половиной миллиардам лет.

Эрнст Эдуард Куммер

За одну из работ по математическому анализу университет сразу присуждает ему докторскую степень. В теории чисел он много занимался Великой теоремой Ферма и доказал ее для целого класса простых показателей. Куммер также доказал закон взаимности для всех степенных вычетов с простым показателем.

Немецкий математик Куммер, специалист в области теории чисел, был в сильных неладах с арифметикой. Однажды во время занятий со студентами ему потребовалось перемножить 7 на 9. « Семью девять… - начал Куммер, - семью девять, это будет…» «Шестьдесят один!» - подсказал один из студентов. Куммер написал 61 на доске. «Сэр, - сказал другой студент, - но это будет 66.» «Джентльмены, - ответил Куммер, - выберите что-то одно из двух, или 61, или 66».

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфриду не было еще четырнадцати лет, когда он изумил своих школьных учителей, проявив талант, которого в нем никто не подозревал. Он оказался поэтом,- по тогдашним понятиям истинный поэт мог писать только по – латыни или по – гречески.

Пятнадцатилетним юношей Готфрид стал студентом Лейпцигского университета. По своей подготовке он значительно превосходил многих студентов старшего возраста.

Намереваясь показать людям, что двоичное счисление – это не забава, а метод с большим будущим, знаменитый немецкий математик Г.Лейбниц изготовил специальную медаль. На ней изображена таблица простейших действий над числами в двоичной системе и отчеканена фраза: «Чтобы вывести из ничтожества все, достаточно единицы».

Леонард Эйлер

Эйлер принадлежит к числу гениальнейших математиков всех времен.

Эйлер родился в Швейцарии, в городе Базеле, в 1707 году. Ученую степень магистра получил в 16 лет. Спустя 4 года он выехал в Россию, где стал членом Петербургской Академии наук. Первые его труды касались навигации, но потом он полностью посвятил себя математике. Эйлер известен необыкновенным трудолюбием, что в конце концов привело его к потери зрения в одном глазу. Мировое признание принесли Эйлеру его труды по механике, а за работу о морских приливах и отливах он получил премию от Парижской Академии наук. Состояние здоровья Эйлера требовало изменения климата, и в 1738 году он выехал в Берлин, где тоже очень много работал, издал свои главные научные произведения.

Эйлер вернулся в Россию. Екатерина Вторая назначила ему постоянное жалование из собственных средств. К сожалению после приезда в Петербург Эйлер заболел и потерял второй глаз. Но и слепой, он продолжал работать. Формулы он писал мелом на доске, а своим друзьям он диктовал работы. Гений и творчество Эйлера развивались вплоть до глубокой старости. Он написал свыше 800 работ.

Рассказывают, что Эйлер не любил театра, и если попадал туда, поддавшись уговорам жены, то чтобы не скучать, выполнял в уме сложные вычисления, подобрав их объём так, чтобы хватало как раз до конца представления.

По характеру Эйлер был добродушен, незлобив, практически ни с кем не ссорился, был жизнерадостен, общителен. Любил музыку, философские беседы.

Эйлер был заботливым семьянином, охотно помогал коллегам и молодёжи, щедро делился с ними своими идеями. Известен случай, когда Эйлер задержал свои публикации по вариационному исчислению, чтобы молодой не известный Лагранж, независимо пришедший к тем же открытиям смог опубликовать их первым. Лагранж всегда с восхищением относился к Эйлеру как к математику, и как к человеку; он говорил: «Если вы действительно любите математику, то читайте Эйлера».

Андре Мари Ампер

Известный французский физик и математик Андре Мари Ампер (1775 – 1836) родился в семье коммерсанта. Юный Андре целыми днями просиживал в библиотеке отца. Юношу интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее. В возрасте 13 лет он уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию!

Андре был невероятно рассеян. Однажды, выходя из своего дома, он мелом написал на двери: »Господа! Хозяина нет дома, приходите вечером». Вскоре Ампер вернулся обратно, но, увидев на двери эту надпись, снова ушёл. Домой он пришел поздно вечером.

В последние годы жизни Ампер увлекался геологией и биологией, активно участвовал в дискуссиях об эволюции в мире живых организмов.

Ампер умер вот воспаления легких в возрасте 61 год. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик».

Льюис Кэрролл

(Чарльз Лютвидж Доджсон)

Вскоре после выхода из печати (в 1865 году) книжка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» попала в руки королевы Англии. Она пришла в восторг от удивительных приключений Алисы и тут же потребовала принести ей другие книги такого замечательного писателя. Каково же было её разочарование, когда выяснилось, что прочие труды этого автора посвящены математике.

Он получил образование в Оксфорде, куда поступил в 18 лет, а затем до конца своей жизни и проработал в этом же университете, преподавая математику и логику и будучи там же одновременно и дьяконом.

Евклид

… знаменитые «Начала» Евклида долгие годы служили образцом математического сочинения и основой для изучения математики. Сведений о биографии Евклида, к сожалению, до нас почти не дошло, нам не известны даже даты его рождения и смерти. Твердо установлено лишь то, что он жил и работал в Александрии в 3 в. до н.э.

Царь Птолемей 1, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз – Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и главное – великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии – столице Египта _ математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд.

Конечно, как и о других великих людях, о нем известно немало легенд, одна из которых очень поучительна. Египетский царь Птолемей 1 спросил у Евклида, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который содержится в «Началах» (в современном издании эта книга имеет более 500 страниц, и, конечно, для ее изучения нужно немало времени и усердия). Евклид гордо ответил Птолемею, что в «геометрии нет царской дороги».

Михаил Васильевич Остроградский

В раннем детстве Михаил Васильевич проявлял редкую наблюдательность и подвижность. Он любил измерять размеры игрушек и других предметов, глубину ям и колодцев. С этой целью у него в кармане постоянно был шнурок с привязанным камнем. Особый интерес представляли для него мельницы, и он мог долгое время наблюдать за движением крыльев мельницы или водяного колеса.

… знаменитому математику Остроградскому пришла в голову какая-то необыкновенно заманчивая математическая идея в тот момент. Когда он шел по одной из петербургских улиц. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал черной доской, предназначенной для записи вычисления. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это не классная доска, а карета. Изумленный математик, догоняя карету, стал кричать кучеру: «Постой! Куда спешишь? Я сейчас!»

Подобная крайняя рассеянность часто сопутствует исключительной сосредоточенности ума.

Софья Ковалевская

Когда Соне Ковалевской было 8 лет, стены ее комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математике. Как потом вспоминала Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику.

Сама Софья Васильевна писала, что она не могла всю жизнь решить, «к чему у неё было больше склонности – к математике или литературе».

Её стихотворение:

Пришлось ли раз вам безучастно

Бездельно средь толпы гулять,

И вдруг какой – то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет,

И что – то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз.

Как много счастья, неги, муки

В них вспоминалося для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком

За каждым словом уследить.

Вавилов Николай Иванович вклад в науку ботаника, растениевода, генетика, географа и организатора науки изложены в этой статье.

Николай Вавилов вклад в биологию

В 1920 году Вавиловым был сформулирован закон гомологических рядов — наследственной изменчивости у семейств, близких родов и видов. Данный закон показал одну из самых важных закономерностей эволюции, суть которой состояла в том, что близкие виды и рода имеют наследственные сходные изменения. Пользование этим законом, дает возможность предвидеть наличие соответствующих форм, свойств и признаков одного вида, рода у других. Закон Вавилова облегчил селекционерам задачу поиска исходных новых форм для отбора и скрещивания.

Другим величайшим открытием Николая Вавилова является теория иммунитета растений. Без знаний этой теории не обходится сегодня ни один в мире селекционер. Стоит отметить, что ученого очень беспокоила проблема голода в мире. Он считал, что с помощью генетики и селекции можно победить голод, выводя новые сорта культурных растений. С этой целью генетик Николай Вавилов объездил много стран, ища места происхождений культурных растений. В итоге он собрал уникальную коллекцию клубней и семян. Если бы случилось так, что в мире исчезли бы все пищевые растения, то растениеводство можно было бы с легкостью восстановить при помощи коллекции Вавилова.

Также он дал новое определение линнеевскому виду в 1930 году. Генетик охарактеризовал ее как обособленную сложную подвижную морфо-физиологическую систему, связанную с определенным ареалом и средой в своем генезисе. Николай Вавилов обосновал принципы создания материала для проведения селекции и обосновал географические, экологические принципы.

Предлагаем вам познакомиться с таким великим математиком, как Евклид. Биография, краткое содержание основного его труда и некоторые интересные факты об этом ученом представлены в нашей статье. Евклид (годы жизни - 365-300 до н. э.) - математик, относящийся к эллинской эпохе. Он работал в Александрии при Птолемее I Сотере. Существует две основных версии того, где он родился. Согласно первой - в Афинах, согласно второй - в Тире (Сирия).

Биография Евклида: интересные факты

О жизни этого не так много. Имеется сообщение, принадлежащее Паппу Александрийскому. Этот человек был математиком, жившим во 2-й половине 3 века нашей эры. Он отметил, что интересующий нас ученый был любезен и мягок со всеми теми, кто хоть как-то мог способствовать развитию тех или иных математических наук.

Существует также легенда, которую сообщил Архимед. Ее главный герой - Евклид. Краткая биография для детей обычно включает эту легенду, так как она весьма любопытна и способна вызвать интерес к этому математику у юных читателей. В ней говорится о том, что царь Птолемей захотел изучить геометрию. Однако выяснилось, что сделать это непросто. Тогда царь призвал ученого Евклида и спросил у него, есть ли какой-либо легкий путь к постижению этой науки. Но Евклид ответил, что царской дороги к геометрии нет. Так это выражение, ставшее крылатым, дошло до нас в виде легенды.

В начале 3 века до н. э. основал Александрийский музей и Евклид. Краткая биография и его открытия связаны с двумя этими заведениями, которые одновременно являлись и учебными центрами.

Евклид - ученик Платона

Этот ученый прошел через Академию, основанную Платоном (портрет его представлен ниже). Он усвоил главную философскую идею этого мыслителя, которая заключалась в том, что существует самостоятельный мир идей. Можно с уверенностью сказать, что Евклид, биография которого скупа подробностями, был платоником в философии. Такая установка укрепляла ученого в понимании того, что все то, что создано и изложено им в его "Началах", имеет вечное существование.

Интересующий нас мыслитель родился на 205 лет позже Пифагора, на 63 года - Платона, на 33 - Евдокса, на 19 - Аристотеля. Он познакомился с их философскими и математическими трудами либо самостоятельно, либо через посредников.

Связь "Начал" Евклида с трудами других ученых

Прокл Диадох, философ-неоплатоник (годы жизни - 412-485), автор комментариев к "Началам", высказал мысль о том, что в этом сочинении отражены космология Платона и "Пифагорейская доктрина…". В своем труде Евклид изложил теорию золотого сечения (книги 2-я, 6-я и 13-я) и (книга 13-я). Являясь приверженцем платонизма, ученый понимал, что его "Начала" вносят вклад в космологию Платона и в представления, развитые его предшественниками, о числовой гармонии, которой характеризуется мироздание.

Не один Прокл Диадох ценил платоновы тела и (годы жизни - 1571-1630) также интересовался ими. Этот немецкий астроном отметил, что в геометрии есть 2 сокровища - это золотое сечение (деление отрезка в среднем и крайнем отношении) и теорема Пифагора. Ценность последнего из них он сравнил с золотом, а первого - с драгоценным камнем. Иоганн Кеплер использовал платоновы тела в создании своей космологической гипотезы.

Значение "Начал"

Книга "Начала" - это основное сочинение, которое создал Евклид. Биография этого ученого, конечно, отмечена и другими работами, о которых мы расскажем в конце статьи. Следует заметить, что труды с названием "Начала", в которых изложены все важнейшие факты теоретической арифметики и геометрии, составлялись и его предшественниками. Один из них - Гиппократ Хиосский, математик, живший в 5 веке до н. э. Февдий (2-я половина 4 века до н. э.) и Леонт (4 век до н. э.) также написали книги с таким названием. Однако с появлением евклидовых "Начал" все эти труды оказались вытесненными из обихода. Книга Евклида была базовым учебным пособием по геометрии на протяжении более 2 тысяч лет. Ученый, создавая свой труд, использовал многие достижения его предшественников. Евклид обработал имеющуюся информацию и свел материал воедино.

В своей книге автор подвел итог развитию математики в Древней Греции и создал прочный фундамент для дальнейших открытий. В этом и состоит значение главного труда Евклида для мировой философии, математики и всей науки в целом. Неверно было бы полагать, что оно заключается в укреплении мистики Платона и Пифагора в их псевдомироздании.

Многие ученые оценили "Начала" Евклида, в том числе и Альберт Эйнштейн. Он отметил, что это удивительное произведение, давшее разуму человека уверенность в себе, необходимую для дальнейшей деятельности. Эйнштейн сказал, что тот человек, который не восхищался в молодости этим творением, не рожден для теоретических изысканий.

Аксиоматический метод

Следует отдельно отметить значение труда интересующего нас ученого в блестящей демонстрации в его "Началах". Этот метод в современной математике является самым серьезным из тех, которые используются для обоснования теорий. В механике он также находит широкое применение. Великий ученый Ньютон построил "Начала натуральной философии" по образцу труда, который создал Евклид.

Основные положения "Начал"

В книге "Начала" систематически изложена евклидова геометрия. Ее система координат опирается на такие понятия, как плоскость, прямая, точка, движение. Отношения, которые используются в ней, следующие: "точка расположена на прямой, лежащей на плоскости" и "точка расположена между двумя другими точками".

Систему положений евклидовой геометрии, представленную в современном изложении, разбивают обычно на 5 групп аксиом: движения, порядка, непрерывности, сочетания и параллельности Евклида.

В тринадцати книгах "Начал" ученый представил и арифметику, стереометрию, планиметрию, отношения по Евдоксу. Следует отметить, что изложение в этом труде строго дедуктивно. Определениями начинается каждая книга Евклида, а в первой из них за ними следуют аксиомы и постулаты. Далее идут предложения, делящиеся на задачи (где необходимо что-либо построить) и теоремы (где нужно что-либо доказать).

Недостаток математики Евклида

Основной недостаток заключается в том, что аксиоматика этого ученого лишена полноты. Отсутствуют аксиомы движения, непрерывности и порядка. Поэтому ученому нередко приходилось доверять глазу, прибегать к интуиции. Книги 14-я и 15-я - это более поздние добавления к труду, автор которого - Евклид. Биография его имеется лишь очень краткая, поэтому нельзя точно сказать, были ли первые 13 книг созданы одним человеком или же являются плодом коллективного труда школы, которой руководил ученый.

Дальнейшее развитие науки

Появление евклидовой геометрии связано с возникновением наглядных представлений о мире, окружающем нас (лучи света, натянутые нити как иллюстрация прямых линий и т. п.). Далее они углублялись, благодаря чему возникло более абстрактное понимание такой науки, как геометрия. Н. И. Лобачевский (годы жизни - 1792-1856) - российский математик, сделавший важное открытие. Он отметил, что существует геометрия, которая отличается от евклидовой. Это изменило представления ученых о пространстве. Оказалось, что они отнюдь не априорны. Другими словами, геометрия, изложенная в "Началах" Евклида, не может считаться единственной описывающей свойства пространства, окружающего нас. Развитие естествознания (в первую очередь астрономии и физики) показало, что она описывает его структуру только с определенной точностью. Кроме того, ее нельзя применять для всего пространства в целом. Евклидова геометрия - это первое приближение к пониманию и описанию его структуры.

К слову сказать, судьба Лобачевского оказалась трагической. Он не был принят в научном мире за свои смелые мысли. Однако и борьба этого ученого не была напрасной. Торжество идей Лобачевского обеспечил Гаусс, переписка которого была опубликована в 1860 годы. В числе писем были и восторженные отзывы ученого о геометрии Лобачевского.

Другие труды Евклида

Очень большой интерес и в наше время представляет биография Евклида как ученого. В математике он сделал важные открытия. Это подтверждается тем, что с 1482 года книга "Начала" выдержала уже более пятисот изданий на различных языках мира. Однако биография математика Евклида отмечена созданием не только этой книги. Ему принадлежит ряд трудов по оптике, астрономии, логике, музыке. Один из них - книга "Данные", в которой описаны те условия, которые дают возможность считать "данным" тот или иной математический максимальный образ. Другой труд Евклида - книга по оптике, в которой содержатся сведения о перспективе. Интересующий нас ученый написал сочинение и по катоптрике (он изложил в этом труде теорию искажений, возникающих в зеркалах). Известна и книга Евклида под названием "Деление фигур". Работа по математике "О к сожалению, не сохранилась.

Итак, вы познакомились с таким великим ученым, как Евклид. Краткая биография его, надеемся, оказалась вам полезной.

Здравствуйте, друзья! В статье «Евклид: краткая биография, открытия, факты, видео» — о жизни древнегреческого математика и философа. «Евклид» — в переводе с древнегреческого языка означает «добрая слава».

Биография Евклида

Согласно некоторым архивным документам он родился приблизительно в 325 г. н. э. Жизнь мыслителя совпадает по времени с правлением Птолемея Первого.

Научная деятельность великого математика развивалась в Александрии. Образование он получил от последователей Платона, от них же унаследовал систему философских взглядов. Это позволило Евклиду открыть в Александрии математическую школу, где он стал первым преподавателем.

Главный труд ученого – «Начала» - первый в истории трактат по теоретической математике. Трактат охватывал и систематизировал все накопленные в Древней Греции знания по планиметрии, стереометрии, а также теории чисел.

Алгоритм Евклида – ныне используемый метод нахождения общего наибольшего делителя для двух чисел, был сформулирован уже в «Началах». В трактате заложен фундамент не только для написания им последующих научных работ, но и для развития всей математики в целом.

Что такое «евклидова геометрия»?

Свои знания в планиметрии и стереометрии гениальный мыслитель формулировал в виде аксиом и постулатов. Система аксиом касалась четырёх понятий: точки, прямой, плоскости, движения, а также взаимоотношения этих понятий между собой.

Для построения конкретных фигур на плоскости или в пространстве он разработал систему постулатов, предписывающих конкретные действия. Подобная система аксиом и постулатов в современности получила название «евклидова геометрия».

Достижения Евклида

Основная масса трудов учёного была написана по математике:

  • «Начала»;
  • «О делении фигур»;
  • «Конические сечения»;
  • «Поризмы» - о кривых линиях и условиях, их определяющих;
  • «Псевдария» - трактат об ошибках, возникающих при геометрических доказательствах.

Известны труды учёного по смежным дисциплинам – музыке, астрономии, оптике:

  • «Явления» - о практическом применении геометрии к изучению астрономии;
  • «Оптика» - о свете и законах его распространения;
  • «Катоптрика» - и преломлении света;
  • «Деление канона» - элементарная теория музыки.

Арабские учёные считают этого математика автором некоторых работ по механике и определению удельного веса тел.

В этом видео дополнительная и интересная информация к статье «Евклид: краткая биография, открытия, факты, видео»

Е. Г. Шаин

Исторические факты биографии К. Д. Ушинского

Статья посвящена историческим фактам, касающимся биографии великого русского педагога К. Д. Ушинского. Анализируются причины неугасающего интереса ко всему, что связано с личностью учителя русских учителей. Утверждается, что его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал ее на качественно новую ступень. Чем более плодотворным было освоение идей Ушинского, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования; чем успешнее развивались школа и педагогика в России, тем более возрастало значение наследия ученого. На основе анализа научно-биографической литературы, архивных документов автор обосновывает дату рождения Ушинского. В биографии великого педагога немало «белых пятен»: до настоящего времени подвергают сомнению место, день и даже год его рождения, мало что известно о его родителях, первых детских годах. Автор считает, что решающим аргументом в пользу факта рождения Ушинского в Туле 19 февраля 1823 года являются документальные материалы его матери и отца, Тульской духовной консистории, хранящиеся в Государственном архиве Тульской области, а не утверждения историков педагогики о дате 1824 г., послужившие основанием для ее фиксации в описании медали К. Д. Ушинского, утвержденном постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 25 июня 1946 г. Автор полагает необходимым, наряду с продолжением исследования наследия ученого, созданием научной биографии Ушинского, устранение из публикаций неточностей, мифов, а иногда и бестактности по отношению к ряду конкретных фактов, касающихся его биографии.

Ключевые слова: научная биография, дата рождения К. Д. Ушинского.

Historical Facts of K. D. Ushinsky"s Biography

The article is devoted to historical facts, which refer to the biography of the Great Russian teacher K.D. Ushinsky. The author analyzes the causes of the undying interest in everything that is connected with the personality of the teacher of all Russian teachers. It is stated that his major work "Man as a Matter of Education. Pedagogical Anthropology Experience" revealed new ways of development of Pedagogics, raised it to a qualitatively new stage. The more productive was the development of Ushinsky"s ideas, the greater was the pedagogical science, the practice of education became enriched and more effective; the more successful school and Pedagogics in Russia developed, the more value of scientist"s heritage increased. Based on the analysis of scientific-biographical literature and archival files the author proved Ushinsky"s date of birth. There is a lot of "white spots" in the biography of the great teacher: up to the present time the place, the date and even the year of his birth were doubted, it is little known about his parents, first childish years. The author assumes that documentary materials of Ushinsky"s parents and Tula spiritual consistory documentary that is kept in the State Archive of the Tula Region are the most crucial in determining the fact of Ushinsky"s birth in Tula, but not the statements of historians of Pedagogics about the date of 1824 which was the reason of its fixation in description of K.D. Ushinsky"s medal, which was approved by the resolution of the Council of People"s Commissars of the RSFSR dated back to the 25th of June in 1946. The author believes that it"s necessary to create Ushinsky"s scientific biography as well as to remove all inaccuracies, myths and sometimes even indelicacies towards the number of concrete facts, concerning his biography, from publications.

Keywords: scientific biography, K. D. Ushinsky"s date of birth.

Во 2 томе Российской педагогической энциклопедии К. Д. Ушинский представлен как основоположник научной педагогики в России, автор учебников для народных школ, литератор, журналист, чьи идеи не потеряли своего значения до наших дней . Даже подобной краткой характеристики достаточно, чтобы объяснить неугасающий интерес ко всему, что связано с этим человеком.

По мнению многих ученых, в русской педагогике второй половины XIX-начала XX столетия, богатой яркими именами, эпитет великого педагога приложим только к Ушинскому. Педагог-

теоретик, педагог-философ, он впервые объединил в педагогике достижения антропологических наук, осуществил поразительный по своему объему педагогический синтез научных знаний о человеке, кардинально менявший традиционный взгляд на задачи и содержание педагогики. Его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал ее на качественно новую ступень. И в этом -значение вклада Ушинского в сокровищницу мировой науки.

© Шаин Е. Г., 2014

Изучение истории свидетельствует, что наследие ученого и развитие отечественной педагогики находятся в тесной взаимосвязи. Чем более плодотворным было освоение его идей, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования; чем успешнее развивались школа и педагогика в России, тем более возрастало значение наследия Ушинского, зажигающее педагогическую мысль своим научным и гуманистическим содержанием. Это и сегодня не только «наследие», но один из действенных факторов модернизации российской науки и образования.

Вместе с тем в биографии великого педагога немало «белых пятен». До настоящего времени подвергают сомнению место, день и даже год его рождения. Мало что известно о родителях Ушин -ского, первых детских годах.

Освещение его биографии по существу начинается с периода обучения в Новгород-Северской гимназии (1833-1840).

Ушинский не оставил своих мемуаров (интересно начатые его воспоминания, обещавшие стать талантливым жизнеописанием, оборвались все на том же Новгород-Северском периоде), а многочисленная биографическая литература о нем представляет собой либо наспех написанные воспоминания современников, основывающиеся на одних лишь свидетельствах памяти, либо работы более поздние и, казалось бы, более основательные, но опирающиеся все на те же противоречивые и не проверенные документально свидетельства современников.

Серьезные архивные поиски документов, относящихся к жизни и деятельности Ушинского, предпринял еще в начале прошлого века В. И. Чернышев, ставший затем членом-корреспондентом АН СССР. В годы Советской власти эту научно-исследовательскую поисковую работу продолжили член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР В. Я. Стру-минский, действительные члены этой академии Е. Н. Медынский, Д. О. Лордкипанидзе и др.

Наиболее интенсивная архивная, документально-поисковая работа биографов Ушинского проводилась (в том числе в Тульской области) в 60-80 гг. XX в. Именно она увенчалась наиболее плодотворными результатами, позволившими существенно уточнить многие стороны генеалогии и личной биографии великого педагога. Историк-архивист, краевед А. А. Петухов, работая в Государственном архиве Тульской области, нашел хранящиеся здесь документы, относящиеся

к биографии Ушинского . В плане рассматриваемого нами вопроса следует особо отметить глубокие исследования профессора Ярославского университета А. Н. Иванова .

Опора на эти материалы позволяет представить начало жизненного пути Ушинского следующим образом.

Д. Г. Ушинский, отец будущего великого педагога, после отставки с военной службы год прожил с семьей в Новгород-Северском. 20 апреля 1821 г. по указу сената он был определен советником хозяйственной экспедиции Тульской казенной палаты.

В Туле Ушинские квартировали в двухэтажном доме купца П. И. Авчинникова на Барановой (ныне Тургеневской) улице (дом снесли, сейчас на этом месте административное здание). Здесь 19 февраля 1823 г. в семье родился третий сын -Константин.

Однако многие биографы уже больше ста лет указывают и другой год его рождения - 1824-й. А после того как наиболее авторитетный исследователь жизни и деятельности великого педагога В. Я. Струминский, подготавливая 11-томное собрание сочинений Ушинского, поддержал эту дату, она стала восприниматься едва ли не канонической. Все официальные чествования памяти классика отечественной педагогики проходили в соответствии с этой датой. Она зафиксирована и в последнем издании Российской педагогической энциклопедии , и в учебнике

A. Н. Джуринского «История педагогики и образования» , и в Тульском биографическом словаре .

Во вступительной статье к 1 тому педагогических сочинений Ушинского, изданных АПН СССР, известный российский историк педагогики С. Ф. Егоров пишет, что педагог родился 19 февраля 1823 г., но тут же указывает в скобках: по другим данным - 1824 г. . А в статье Э. Д. Днепрова «Феномен Ушинского» в последнем (по времени издания) четырехтомнике избранных трудов Ушинского говорится, что педагог «родился в Туле 19 февраля 1824 г. (по другим данным - 1823 г.)» . Опять сомнения!

Между тем дата «1823 г.» была записана в «отпускном свидетельстве», выданном Константину после окончания Новгород-Северской гимназии. Копию этого свидетельства получил в архиве Московского университета исследователь

B. И. Чернышев еще до Октябрьской революции. Что же касается свидетельства о рождении

Ушинского, длительно и безуспешно разыскиваемого им, то его обнаружил в архиве МГУ диссертант Н. В. Зикеев, писавший кандидатскую работу об Ушинском. Но здесь исследователей ожидало известное разочарование: документ оказался не собственно метрикой, но лишь свидетельством, выданным на руки родителям Константина духовной консисторией.

Дело в том, что 20 марта 1824 г., когда Константину едва исполнился год, его отца перевели в Полтавскую казенную палату. Только в 1832 г. Л. С. Ушинская, мать будущего великого педагога, приехала в Тулу, чтобы оформить метрическое свидетельство мальчика. Здесь она узнала, что крестивший ее сына священник Всехсвятской церкви умер. Церковь как кладбищенская была бесприходной и не имела метрической книги.

Предстояло много хлопот, чтобы на основании свидетельских показаний получить в Тульской духовной консистории необходимый документ. Эти хлопоты и получение документа были доверены местному канцеляристу И. Е. Хлебникову. Тогда-то и было составлено следующее заявление матери мальчика на имя епископа Тульского и Белевского с просьбой выдать свидетельство: «Прошлого 1823 года февраля 19 дня по службе мужа моего советником в Тульской казенной палате надворного советника Дмитрия Григорьева Ушинского родился у нас сын Константин, который крещен того же числа города Тулы Всехсвятской церкви священником Иваном Семеновым...» . Мать назвала восприемников при обряде крещения - старшего сына Александра и титулярную советницу П. А. Молчанову, а также бабку, тульскую мещанку А. Акимову, бывшую при рождении на квартире.

По резолюции епископа от 29 октября 1832 г., предлагающей начать исследования, Тульская духовная консистория 7 ноября сделала распоряжение тульскому благочинному протоиерею Староникитской церкви Федору Русакову о производстве следствия. Только 8 февраля 1833 г. от него поступил подробный рапорт о результатах следствия. Перечисленные в прошении лица, а также бывший при крещении пономарь Алексей Сергеев подтвердили факт крещения и законность рождения младенца Константина 19 февраля 1823 г.

Однако консистория не удовлетворилась этими показаниями свидетелей и потребовала от поверенного объяснений о местожительстве просительницы и приходе, в котором она состоит.

Для ускорения дела Д. Г. Ушинский 27 ноября 1833 г. представил в консисторию прошение, обращенное к царю, с приложением своего формулярного списка, в котором показаны его служебные перемещения и названы даты. Только после этого консистория с санкции епископа 30 ноября 1833 г. выдала свидетельство о рождении Кон -стантина.

Предположение некоторых биографов о том, что родители при оформлении свидетельства о рождении Константина в Туле сознательно пошли на обман и показали его рождение годом раньше (1823) с тем, чтобы ускорить его определение в училище, не имеет под собой достаточных оснований. «Трудно допустить, - отмечает

A. Н. Иванов, - чтобы Д. Г. Ушинский, называя возраст своих детей в документах разного времени, все время лгал относительно Константина. Во всех случаях возраст всех детей назван абсолютно точно в соответствии с датами их рождения. В 1823 г. он показывает Александру 6 лет, Владимиру 4 года, а Константину 8 месяцев (а по предположению досужих биографов, его вообще не было еще на свете)» .

Пятнадцать лет я пытаюсь обратить внимание педагогической общественности, различных органов власти России на имеющиеся архивные документы и необходимость исправить допускаемую ошибку. Мои обращения опубликованы в различных газетах и журналах, направлялись Н. Д. Никандрову - бывшему президенту РАО, трем министрам образования страны. Однако никакой реакции на них не последовало. В то же время многие издания по-прежнему приводят в качестве даты рождения педагога 1824 г. Этот год и на медали К. Д. Ушинского - официальной награде Министерства образования и науки Российской Федерации. Проблема в том, что описание медали утверждено постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 25 июня 1946 г. , и для указания правильной даты необходимо внести соответствующее изменение в названный документ. Высокопоставленный чиновник министерства образования в ответ на очередное мое письмо министру сообщил, что не видит достаточных оснований для обращения в правительство страны. После этого я был вынужден лично обратиться к премьер-министру, а затем и президенту РФ. Но ответа по существу вопроса также не последовало.

Правда, в официальном письме ко мне академик С. Ф. Егоров напомнил, что после

B. Я. Струминского исследователями были выяв-

лены некоторые новые источники, свидетельствующие в пользу версии «1823 г.». И далее написал: «Нам импонирует Ваше уважительное отношение к факту и истине. Но что остается сделать в сложившейся ситуации? Решать что-либо административными методами в науке не принято». Однако научными методами постановление правительства поправить невозможно.

Больше десяти лет назад комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории управы г. Тулы согласилась с моими доводами, и по решению главы города 2 сентября 2003 г. на административном здании, сооруженном на месте снесенного дома, в котором родился Ушинский (ул. Тургеневская, д. 1), установлена мемориальная доска К. Д. Ушинскому с указанием года рождения великого русского педагога - 1823 г.

Вместе с тем и в Тульской области по-прежнему ориентируются не на исторические факты, а на «официальные данные» федерального центра.

Так, в 2004 г. В. Ф. Пахомов издал в Туле учебник «Литература. Хрестоматия для учащихся 5-7 классов», приведя в нем ошибочную дату рождения Ушинского. Более того, создал еще один миф: говоря о Л. Н. Толстом, автор сообщил детям, что «великий яснополянец дорожил дружбой с замечательным педагогом...» (на самом деле, они никогда не встречались и не дружили).

В 2005 г. краеведы Т. В. Майорова и М. В. Майоров выпустили энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий, в котором не только указана ошибочная дата рождения Ушинского, но и без всяких оснований поставлен под вопрос факт его рождения именно в Туле.

Неправильная дата рождения Ушинского названа и в путеводителе по Тульской области.

Досадная ошибка и бестактность допускаются и в отношении даты смерти Ушинского.

Осенью 1870 г., будучи совсем больным, по настоянию врачей он с двумя сыновьями отправился на юг. В дороге Константин Дмитриевич сильно простудился и, приехав в Одессу, заболел воспалением легких. В «Северной гостинице», где они остановились, 21 декабря 1870 г. он скончался. Тело Ушинского было перевезено в Киев и похоронено, согласно его воле, в Выду-бицком монастыре. Скромный мраморный памятник великому русскому педагогу сохранился до наших дней. Вышеназванная дата смерти ука-

зана на старинной хартии, украшающей надгробный памятник.

Однако и в Российском педагогическом словаре, и в вышеназванной статье Э. Д. Днепрова, и в Тульском биографическом словаре почему-то приводится дата 22 декабря.

А одно из московских издательств, выпустившее большим тиражом комплект портретов выдающихся педагогов мира, указало на портрете К. Д. Ушинского... две даты смерти: 1870/71 (без комментария, видимо, по старому и новому стилю). Подобную запись можно видеть и на тематическом почтовом конверте, изображение которого приведено в подборке «Тульская тематика на почтовых конвертах» в выпуске «Тульского краеведческого альманаха» за 2007 г.

Небрежности допускаются и в других изданиях. Так, в пособии ярославского ученого Л. Г. Антоновой ошибочно указывается, что Ушинский был студентом Петербургского университета .

В Туле чтят память великого земляка. Его именем названы школа № 6 и улица в Пролетарском районе. В 2003 г. Тульская областная дума учредила ежегодную премию имени К. Д. Ушин-ского за значительный вклад в развитие гуманитарных наук. А накануне 185-летия со дня рождения учителя русских учителей в музее истории ТГПУ им. Л. Н. Толстого открылась постоянная экспозиция, посвященная Ушинскому, из материалов которой студенты и все посетители могут получить достоверные данные о начале жизненного пути великого русского педагога, продолжении его дела в деятельности коллектива и выпускников педагогического университета.

Ушинский уже вошел в историю мировой и отечественной культуры. Автор убежден, что любой человек, в том числе давно ушедший из жизни, имеет право на уважительное отношение к фактам своей биографии.

В 2023 г. мировое культурное сообщество будет отмечать 200-летие со дня рождения Ушинского. К этому знаменательному событию необходимо, как минимум, осуществить издание полного собрания сочинений основоположника научной педагогики в России, современных монографических исследований его педагогической системы и, что не менее важно, научной биографии великого ученого. Большое научно-образовательное и общественное значение могло бы иметь осуществление российского мегапроек-та оцифровки его трудов «Весь Ушинский» с широким включением в этот процесс всех небез-

различных людей под патронажем ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, РАО, Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

Библиографический список

1. Антонова, Л. Г. Педагогический дневник и личность учителя [Текст]: пособие для учителя / Л. Г. Антонова. -М.: Флинта: Наука, 1998. - 88 с.

2. Дело о выдаче свидетельства о рождении и крещении надворной советницы Л. С. Ушинской сыну ее Константину. 1832; ГАТО, ф. 3, оп. 4/4, д. 2149, лл. 1-18.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст]: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2011. - 675 с.

4. Иванов, А. Н. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор [Текст] / А. Н. Иванов. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1973. - 240 с.

5. Петухов, А. Дело о рождении Ушинского [Текст] / А. Петухов // Учит. газета. - 1969. - 5 авг.

6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. - Т. 2. - М-Я / гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 672 с., ил.

7. Тульский биографический словарь [Текст]: в 2 т.). - Т. 2. - М-Я / под ред. В. И. Крутикова. - Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. - 351 с.

8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] в 11 т. / К. Д. Ушинский. - Т. 11. - М.- Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 728 с.

9. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]: в 6 т. / К. Д. Ушинский. - Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

10. Ушинский, К. Д. Избранные труды [Текст]: в 4 кн. - Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2); Программы педагогического курса для женских учебных заведений / К. Д. Ушинский; сост., статьи, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. -М.: Дрофа, 2005. - 541 с.

11. Шаин, Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского [Текст] / Е. Г. Шаин // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 63-64.

12. Шаин, Е. Г. Учитель русских учителей (к уточнению года рождения К. Д. Ушинского) [Текст] / Е. Г. Шаин // Тульский край. Памятные даты. 2013 / ГУК «Тульская областная универсальная научная библиотека», ГУК ТО «Об-ние Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», ГАУ ТО «Государственный архив»; сост. Ю. Е. Богомолова; отв. ред. Т. В. Тихоненкова; отв. за вып. Л. И. Королева. - Тула: Гриф и К, 2012. - С. 159-165.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. АпЮпоуа, Ь. в. Pedagogicheskij ^еушк 1 НсЬПОБ!" исЫ1е1уа : posobie dlya исЫ1е1уа / Ь. в. Айопоуа. -М.: БИйа: №ика, 1998. - 88 s.

2. De1o о vydache svidete1"stva о rozhdenii 1 kreshhenii nadvornoj sovetnitsy Ь. 8. ШЫш^ synu ee Konstantinu. 1832; вАТО, £ 3, ор. 4/4, d. 2149, 11. 1-18.

3. Dzhurinskij, А. N. Istoriya pedagogiki ! оЬга-zovaniya : uchebnik d1ya baka1avrov / А. N. Dzhu-пшку. - М.: У^^ 2011. - 675 s.

4. Ivanov, А. N. К. D. ШЫшку. Gimnazist. 8Ш-dent. Professor / А. N. Ivanov. - УAros1av1": Verkh.-Vo1zh. ип. izd., 1973. - 240 s.

5. Petukhov, А. De1o о rozhdenii Ushinskogo / А. Petukhov // исЫ! gazeta. - 1969. - 5 а^.

6. Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsik1opediya : v 2 t. - Т 2. - М-УА / g1. red. V. V. Davydov. -М.: Bo1"shaya Rossijskaya ehntsik1opediya, 1999. - 672 s., П.

7. М^ку biograficheskij s1ovar" : v 2 t.). - Т 2. - М-УА / pod red. V. I. Krutikova. - Tu1a: Izd-vo «Peresvet», 1996. - 351 s.

8. Ushinskij, К. D. Sobranie sochinenij v 11 t. / К. D. Ushinskij. - T. 11. - М.- Ь.: Izd-vo Аka-demii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1952. - 728 s.

9. Ushinskij, К. D. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. / К. D. UsЫnskij. - T. 1 / sost. 8. F. Egorov. - М.: Pedagogika, 1988. - 416 s.

10.Ushinskij, К. D. Izbrannye trudy : v 4 ИП. -Кп. 4: CHe1ovek как predmet vospitaniya. Opyt peda-gogicheskoj antropo1ogii (2); Programmy pedago-gicheskogo kursa d1ya zhenskikh uchebnykh zavedenij / К. D. Ushinskij; sost., stat"i, primech. i komment. ЕН. D. Dneprova. -М.: Drofa, 2005. - 541 s.

11.SHain, Е. в. Data rozhdeniya К. D. Ushinskogo / Е. в. SHain // Pedagogika. - 2004. - № 4. - 8. 63-64.

12.8Hain, Е. в. ШЬ^Г russkikh uchite1ej (к ^осЬ-neniyu goda rozhdeniya К. D. Ushinskogo) / Е. в. 8Шш // Tu1"skij kraj. Pamyatnye daty. 2013 / GUK «Tu1"skaya ob1astnaya universa1"naya nauchnaya ЫЫю-teka», GUK TO «Ob-nie Tu1"skij ob1astnoj istori-ko-arkhitekturnyj i 1iteraturnyj muzej», GАU TO «Gosudarstvennyj arkhiv»; sost. УИ. Е. Bogomo1ova; о1у. red. Т V. Tikhonenkova; otv. za vyp. Ь. I. Koro-1eva. - ^к: Grif i К, 2012. - 8. 159-165.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен