«…Вы знаете, мне по-прежнему верится. Роберт Рождественский – Школьным учителям

Я- учитель. Учитель в четвертом поколении. Общий стаж нашей педагогической династии составляет более 150 лет. И наверное, поэтому вопрос выбора профессии, вернее, образа жизни, передо мной никогда не стоял. Я - учитель, и уже тридцать лет продолжаю благородное дело своей семьи.

Заметила: чем богаче опыт - тем больше раздумий и сомнений встаёт передо мной. Я часто задаю себе вопросы: "Каким должен быть современный учитель, учитель новой эпохи? Какие требования предъявляет общество к человеку, несущему эту высокую миссию, чего ожидает от учителя информационный век?" И отвечаю на них: учитель сегодня - не только человек, передающий знания, в первую очередь это консультант, помощник, организатор процесса обучения, сотрудничающий с учеником, родителями, обществом.

На мой взгляд, главнейшими чертами учителя являются эмпатия, способность к пониманию, терпение. Профессия учителя, без сомнения, творческая профессия. Быть учителем - это сложнейшая задача, ведь один человек должен объединять в себе качества воспитателя, психолога, актёра, оратора, организатора, научного работника.

Учитель - транслятор знаний, передающий опыт предыдущих поколений;

учитель - доктор, диагностирующий пробелы, назначающий консультации, прививающий культуру интеллектуального труда;

учитель - актёр с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой, не всегда благодарными зрителями;

учитель - новатор, всё время балансирующий на грани между стремлением сохранить традиции и необходимостью инноваций, между вдохновенным творчеством и достижением образовательных результатов обучения, между индивидуальным подходом и стандартами образования;

учитель- строитель, закладывающий фундамент развития каждого ребёнка и государства в целом, налаживающий коммуникации между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, открывающий двери и окна в неведомое будущее, из маленьких кирпичиков складывающий здание научного познания.

Учитель должен, прежде всего, уважать ученика как личность и видеть в нём лучшие качества, уметь пробудить в нём желание стать лучше и познать новое, должен создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве.

И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд - это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. И тогда вдруг понимаешь: именно они важнее всего в моей учительской жизни. Эти детские глаза. Их слова. Их сердца.

Я - учитель математики. Чему я хочу и чему могу научить своих учеников? Может, красоте? Ведь математика - самая красивая наука. В ней прекрасно всё: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А невозможные объекты Эшера? А фракталы? А числа Фибоначчи и золотое сечение? А замечательные свойства и философичность листа Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приёму счёта, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

На своих уроках я не только учу, но и учусь сама правильно строить процесс воспитания души и сердца детей. Ведь именно от меня, от учителя, зависит, какое будущее ждёт ребёнка. Жизнь стремительно меняется, современное общество предъявляет новые требования к педагогике и методике. Процесс обучения и воспитания становится технологичным. Ни один последующий день учителя не похож на день вчерашний. Школа - это то место, где ты всегда должен быть готов к чему-то новому. И именно дети помогают быть молодой душой и никогда не уставать от идей.

Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя - особая. Ведь ему необходимо проложить тропинку к душе ребёнка. И связь эта бывает порою такой хрупкой, что достаточно одного неосторожного слова. взгляда, жеста, чтобы порвать её навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение свободы и лёгкости.Входишь в класс. видишь эти глаза - и понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в них не появилась скука, страх, раздражение, чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес.

Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же - учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с богатым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, мобильные и коммуникабельные, способные к изменениям, умеющие адаптироваться к разным жизненным ситуациям. И основы этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: "Школа - это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель, и в третью очередь - учитель. А потом всё остальное." Я считаю, что если мы пришли в профессию, если выбрали для себя этот нелёгкий и тернистый путь - нужно идти по нему достойно, не надо сетовать на требования и условия. Нужно менять их своим творчеством, подтверждать свой профессионализм, уважать себя в своей профессии. Никто ведь и не говорил, что будет легко.

Замечательные слова прочитала я у Е.А Ямбурга, одного из разработчиков и идеологов Профессионального стандарта педагога: " Школа, конечно, это личностная вещь". И личностью в ней должен быть, прежде всего, Учитель. Тогда и в ученике он сможет увидеть Человека и воспитать Личность.

Всем знакома фраза: " Профессионалами не рождаются, ими становятся." Но я убеждена: Учитель - это призвание, это дар. Завершить своё эссе хочу словами своего любимого поэта Роберта Рождественского:

"Учителем надо будет родиться,

И только после этого стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель - профессия дальнего действия,

Главная на Земле!"

«Учитель профессия дальнего действия…»

Татаринцева Лилия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гусинобродская ООШ № 18»

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя.

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле…

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле.

Р. Рождественский

Учитель – профессия дальнего действия…Несколько раз проговариваю эти слова про себя, пытаясь понять их значение. В чем особенность профессии учитель? Учитель обладает способностью зажечь своим огоньком других. Он, подобен светлячку, всегда горящий, неутомимый в своем творческом поиске. Профессия учитель, на мой взгляд, одна из самых сложных профессий. Есть разные учителя: «добрые и злые», «любящие и ненавидящие», «с затеями и без всяких затей» - и горят такие учителя тоже по-разному. Главное, найти свой профессиональный путь и следовать ему.

Какой смысл вложил в строки своего стихотворения Роберт Рождественский? Профессия дальнего действия… Предположим, что Р. Рождественский сравнивает профессию учителя со снарядом дальнего действия. Снаряд дальнего действия – это снаряд, который летит на дальнее расстояние. Так и учитель передает знания ребенку, которые ему понадобятся в жизни. Важно осознавать, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании того, чему учишь. Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование. В одном из знаменитых фильмов, снятых Э. Рязановым, «Ирония судьбы, или с легким паром!» врач Женя Лукашин говорит учительнице Наде Шевелевой, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Надя отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого». Профессия учителя связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее. Педагог – человек, который ведет за собой. Учителю важно передать свой опыт ученику, чтобы его ребенок не совершил ошибок. Это то, к чему дети будут возвращаться в течение всей жизни.

Кроме того, снаряд дальнего действия имеет большую разрывную способность, то есть способен затрагивать большие участки. Так и учитель должен помимо своих знаний по предмету быть всесторонне развитым человеком, чтобы ребенку было с ним интересно. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. С развитием новых информационных технологий учителю необходимо постоянно развиваться. Он просто не может быть несовременным, отставать. Литература для многих - предмет не первостепенной важности. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую обычную проблему под углом зрения общей культуры. Нельзя на уроках заниматься непосредственно изучением литературы, нужно находить связь между литературой и реальной жизнью.

И наконец, важно обратить внимание, что чем дальше летит снаряд, тем большую скорость он развивает. Так слово, метко сказанное учителем, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь. Я – классный руководитель в пятом классе и я надеюсь, что мои ученики надолго запомнят те воспитательные беседы, которые я с ними провожу, классные часы, которые я у них веду. Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать. Так же, как рождаются люди, умеющие рисовать портреты и пейзажи, композиторы, пишущие музыку, режиссеры, снимающие фильмы, поэты, сочиняющие стихотворения, так же рождаются люди, способные посвятить всю свою жизнь чужим детям.

Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку,
Другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить все равно.
Крепко скованные кандалами инструкций
И окриков из РОНО.
Удачи вам, по-разному выглядящие.
С затеями и без всяких затей,
Любящие или же ненавидящие
Этих – будь они трижды – детей...
... Вы знаете,
Мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – ни будь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
На него, идущего ранней Москвой,
Станут прохожие оборачиваться,
будто на оркестр духовой!
В нем будет мудрость, талантливо – дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.

«…Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!» (Роберт Рождественский) Давайте поговорим о наших замечательных учителях! О тех, кем мы по праву гордимся, о тех, чей ежедневный труд отзывается в сотнях юных сердец. «В математике без любви нельзя!», – уверяет Степан Алексеевич Чопчиян. «Только желание и интерес помогают освоить точные науки. И тогда самые сложные задачи решаются с удовольствием». Учитель математики, реализующий в ГБОУ Школа №2065 проекты «Инженерный класс в московской школе» и «Математическая вертикаль», кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, эксперт ЕГЭ и просто замечательный педагог, который считает, что учитель – не профессия, а призвание и образ жизни. «Учитель должен постоянно жить проблемами и заботами своих учеников, помогать им находить ответы на всевозможные вопросы», – делится с нами Степан Алексеевич. «В профессии учителя есть сложности, но сколько же в ней преимуществ! Мне нравится постоянно находиться с молодежью, быть в гуще событий, не только учить, но и учиться у ребят. Я восхищаюсь детьми – их умением постигать новое, их способностью усваивать информацию. Да, важно заинтересовать, и это моя задача как учителя!». Нужно сказать, что со своей задачей Степан Алексеевич справляется на отлично. Под его руководством ребята создают авторские инженерные проекты, выступают с ними на городских, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, достигая серьезных успехов. «Наверно, мне повезло – у меня всегда хорошие ученики. Не спорю – каждый со своим характером, со своими увлечениями. И я не стараюсь навязывать им свое мнение, давать готовые решения. Я пытаюсь научить их мыслить, искать, созидать. Для этого у ребят есть все – от классических учебников до электронных пособий МЭШ, от дополнительной литературы до отлично оборудованной школьной лаборатории». «Что самое главное в профессии учителя? Быть собой! Да, он должен быть квалифицированным, хорошо знать предмет и владеть материалом – все это неоспоримо. И все же главное – любить детей: быть строгим и добрым, веселым и сосредоточенным. Ведь дети сразу чувствуют отношение педагога. Каждый день мы вместе развиваемся, растем и радуемся новым достижениям!» – с улыбкой подытоживает Учитель. Медиацентр ГБОУ Школа №2065 благодарит Степана Алексеевича за участие в съемках ролика по компетенции «Видеопроизводство» VII Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia, за искренний и очень интересный диалог, за возможность еще раз задуматься, как это важно – быть учителем!

 
Статьи по теме:
Самые мощные взрывы в истории человечества (9 фото)
Семьдесят лет назад 16 июля 1945 года США провели первые в истории человечества испытания ядерного оружия. С того времени мы успели немало продвинуться вперед: на данный момент на Земле официально зафиксировано более двух тысяч испытаний этого невероятно
Изучение телеграфной азбуки (азбука Морзе)
Азбука Морзе - особый способ кодирования различных языковых знаков - букв, а также цифр при помощи Используется два короткий обозначает точку, длинный - тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэл
Коктейль «Банановый дайкири»: история напитка, рецепт приготовления
Хотите приготовить неповторимый ромовый коктейль родом с Карибских островов? Он отлично утоляет жажду, имеет мягкий и нежный вкус, при этом его название звучит экстравагантно и сексуально — коктейль «Дайкири». В свое время напиток стал настоящей сенсацией
Мудрые мысли о книге и чтении
Ранее чтение являлось одним из самых распространенных видов досуга. Очень приятным и полезным досугом, надо сказать. А вот сейчас книгу все чаще заменяют электронные устройства - смартфоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры и аудиоплееры. Или же полноценному