Иван именины православные. Именины Ивана: даты церковного календаря, иконы

У Корнея Чуковского есть дивная загадка в стихах: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала…

…И Кондрат задумался, глядя из угла;

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответ очевиден. Одну. Хотя казалось, что девочек шло, как минимум, четыре. Удивительно другое, почему Корней Иванович не сочинил «мужской вариант» этой загадки, почему не использовал в своих стихотворных опытах родное и такое «русское» имя Иван? Ведь стихотворение тогда было бы позаковырестей: Ян, Жан, Джованни и Иоганн, Хуан, Джон, Ганс, Йенс, и Йохан, Вано, Шон, Вацек и еще пара имен. Впрочем, шутки в сторону. Согласитесь, что трудно найти другое такое имя, которое абсолютно во всем мире имело место, было бы популярно и звучало так по-разному, так непохоже.

В отечественном рейтинге популярности имя Иван всегда входило в десятку. Но никогда не было первым, пусть и называли этим именем русских царей. Возможно, потому что благодаря фольклору у этого имени есть определенная коннотация. В отечественной культуре Иван по сей день остается собирательным образом целого народа, даже именем нарицательным. Так во вторую мировую войну противоборствующая сторона всех русских солдат называла Иванами. В свою очередь русские солдаты, а также советская пресса, немцев именовала исключительно фрицами. В этом «фриц» (уменьшительно-ласкательной форме от имении Фридрих) достаточно резко и даже грубо для нашего уха звучащем, будто подчеркивалось уничижительной отношение к врагу. Интересно, как немецким ухом слышится «Иван»?

Другим устойчивым выражением, возникшим еще в царской России, было «Иван, не помнящий родства». Беглые крестьяне, каторжники, пойманные полицией и естественно не имеющие паспортов, скрывали свое происхождение. Они называли себя часто Иванами. А на вопрос откуда, из каких мест прибыли, отвечали, что «не помнят». Так в документах стала появляться запись, со временем превратившаяся в устойчивое выражение и даже фамилию Непомнящий. До сих пор фразеологизм «Иван, непомнящий родства» нередко используется как собирательный образ по отношению к русским, не знающим собственной традиции, истории и культуры.

Как и многие другие имена Иоанн – «Ἰωάννης» – пришло к нам из Византии. Но это не значит, что имя имеет греческое происхождение, оно древнееврейское и обозначает «Бог (Яхве) сжалился». В соответствии с русской фонетикой двоегласное звучание было сокращено. Так из Иоанна получился Иван. С принятием христианства в традицию входит наречение имени ребенку по церковному календарю. В святцах имя Иоанн было одним из часто встречаемых. Ведь православной церковью установлено как минимум семь праздников в честь одного из самых почитаемых святых – пророка Иоанна Крестителя, и четыре праздника в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Неудивительно, что Иван стало популярным мужским именем. Впрочем, форма имени Иван уже к XVII веку была народной. В 1650-60 годы патриарх Никон задался целью исправить ошибки в богослужебных книгах и унифицировать их. В связи с проводимой им реформой вернулось двоегласное созвучие в именах. Народные формы стали исключаться из святцев, Иван стало писаться как Иоанн. Однако в устной традиции имя Иван сохранилось.

В начале XVIII века Петр I регламентировал запись имен в официальных документах. Согласно указу, именоваться в документах следовало строго в соответствии с записью имени при крещении. И тогда же обиходная, принятая в народе и невероятно популярная форма имени Иоанн, как Иван, стала официальным именем. Имя Иоанн сохранилось в церковном словоупотреблении. Но, несмотря на многочисленные реформы, разногласия в написании так и продолжали существовать. И только в 1891 году, когда в синодальной типографии Санкт-Петербурга был издан официальный месяцеслов, распределенный по всем приходам, с предписанием именовать детей строго по святцам, на время установилось единообразие. Продолжалось оно недолго. Революция и последовавший за ней декрет 1918 года об отделении церкви от государства изменил порядок наречения имен детям. Этим занимались теперь отделы загс. Одновременно общественному осуждению и осмеянию подвергались те, кто пытался давать детям имена по старинке. А многие имена публично объявлялись «мещанскими» и «старорежимными». В этот список, как не странно, попало и имя Иван. Именно поэтому с двадцатых годов вплоть до шестидесятых наблюдался некоторый спад интереса к имени Иван.

Если до 1917 года на 1000 новорожденных 246 звались Иванами, то в 1920 году их было всего 18, а в 1960 году – только шесть. Колебание интереса к имени наблюдается и сейчас. Родители вновь обращаются к святцам, в которых, истины ради, число святых с именем Иван возросло. Так в июне 1990 года к лику святых Русской Православной Церковью был причислен святой праведный Иоанн Кронштадтский. Канонизация произошла 14 июня.

Русская Православная Церковь заграницей канонизировала Иоанна Кронштадтского в лике праведных тридцатью шестью годами ранее, 1 ноября 1964 года.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Источник фото: http://ru.wikipedia.org/

В октябре 1829 году в бедной семье сельского дьячка Ильи Сергиева родился мальчик. Младенец был так слаб, что родители, боясь, как бы он не умер, крестили его в тот же день с именем Иоанн, в честь святого праведного Иоанна Рыльского. Отец мальчика был дьячком в третьем поколении, поэтому вполне естественно, что своего сына он буквально с первых дней стал приобщать к церковному богослужению и воспитывать в страхе Божием. Жизнь в селе Сура Архангельской губернии была тяжелой, и мальчик, привыкший видеть вокруг нужду и горе, вырос человеком сочувствующим, умеющим сострадать, считающим, что горе не может быть чужим, только общим. Он рано научился молитве, к которой прибегал всякий раз, когда нуждался в утешении. С особым рвением учился, хотя не все получалось быстро и гладко. После окончания Архангельского приходского училища и духовной семинарии, за отличную учебу он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счет. Ему сразу же пришлось устроиться на работу в канцелярию Академии, чтобы поддерживать мать, которая неожиданно овдовела и нуждалась в помощи. Еще юношей Иоанн решил посвятить свою жизнь миссионерской деятельности и мечтал отправиться с проповедью в Сибирь. Но однажды увидел сон, в котором он будто бы служит в Андреевском соборе Кронштадта. Сон этот он счел знаком свыше.

Кронштадт был местом, куда высылали за административные правонарушения. В порту было немало чернорабочих, живших со своими семьями в чудовищных условиях, были здесь и нищие, и попрошайки, от которых страдали горожане. Безусловно, город нуждался в грамотном пастыре, в личности, способной своею проповедью тронуть человеческие души. Этот город, не меньше северной Америки и Сибири ждал своего миссионера.

В 1855 году, в год окончания Академии, настоятель Андреевского собора предложили Иоанну Сергиеву жениться на его дочери Елизавете Несвитской, а также стать клириком этого же храма. Тогда то Иоанн и вспомнил о своем сне. 12 декабря 1855 года он принял сан иерея и навсегда (здесь он прослужил пятьдесят три года) связал свою жизнь с Кронштадтом. И даже фамилия его стала забываться. Все чаще он подписывался прозвищем, которым называли его прихожане – Иоанн Кронштадтский.

Отец Иоанн вел аскетический образ жизни, много молился, соблюдал строгий пост еще и потому, что ежедневно участвовал в Божественной литургии. Он посещал землянки чернорабочих, ухаживал за больными, щедро раздавал милостыню и даже собственную одежду, вплоть до сапог, отдавал, когда видел, что человек сильно нуждается. Как говорит житие, святость отца Иоанна первыми увидели «босяки» и пьяницы, с которыми он говорил ласково и серьезно, и через свои беседы способен был возвратить людям человеческий облик. Он «смотрел прямо в душу», не винил, а только всех и все оправдывал, говоря: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его». Это вызывало осуждение, даже глумление над молодым священником, которого часто называли юродивым. Церковное начальство не одобряло щедрости отца Иоанна, который отдавал нищим все до последней копейки, прежде всего свое жалование. По распоряжению начальства на время жалование ему даже перестали выдавать, а выписывали на супругу Елизавету. Но очень скоро за то же, за что раньше порицали и клеветали, стали прославлять и уважать. В отце Иоанне, который также преподавал Закон Божий в городском училище и классической гимназии Кронштадта, и миряне, и церковное начальство увидели настоящего и любящего пастыря, готового положить свою душу за тех, кого опекает. Однажды отца Иоанна, который никогда никому не отказывал в просьбах, попросили помолиться о выздоровлении тяжелобольного человека. И по его дерзновенной и глубокой молитве случилось чудо. Человек выздоровел. Вскоре это произошло снова, а потом еще раз, и тогда, как писал в своих дневниках отец Иоанн, «в этих двух случаях я прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить». Он никому не отказывал в просьбах и много молился за других. А исцеления совершались вновь и вновь. Они происходили и при большом стечении народа, и частно, и даже заочно. Исцелялись бесноватые и люди, страдающие от серьезных заболеваний. Вскоре со всех концов России к отцу Иоанну потекла людская река. В Кронштадте даже появилось отдельное почтовое отделение для корреспонденции отца Иоанна, куда приходили не только письма, телеграммы, но и денежные пожертвования. Получая деньги, он тут же передавал их нуждающимся. Так однажды, не глядя, он отдал нищему полученный от купца пакет. В нем была тысяча рублей. О чем отец Иоанн не знал. Когда купец попытался его остановить и озвучил сумму, то в ответ услышал: «Его счастье». Как говорят биографы, через руки отца Иоанна за год проходило до миллиона рублей. Из этих денег он не только ежедневно (утром и вечером) жертвовал городским нищим, и они могли обеспечить себя ночлегом и питанием, но и построил в Кронштадте “Дом Трудолюбия”. Это были рабочие мастерские, при которых находилась церковь, женская богадельня, приют для детей и школа для бедных. В селе Сура, откуда он был родом, был возведен каменный храм, а также построен женский монастырь. В Санкт-Петербурге трудами отца Иоанна появился Иоанновский женский монастырь.

Андреевский собор Кронштадта мог вместить до пяти тысяч человек. Перед литургией собор обычно был уже полон желавшими исповедоваться и приобщиться к святым тайнам. По необходимости отец Иоанн ввел до этого неизвестную практику общей исповеди. Литургии его также производили большое впечатление, потому что молитва святого была по-настоящему пламенной и горячей. Как говорит житие, «во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом».

Проповеди на доступном простому люду языке. Они были одновременно ясны и образны, глубоки, сильны, точны по содержанию. Но проповедовал он не только в Кронштадте. Часто бывал в других регионах, куда на встречу с ним стекались десятки тысяч верующих. Привычка ежедневно записывать свои мысли в дневнике, позволила в 1893 году появиться на свет книге «Моя жизнь во Христе». В ней отец Иоанн проповедует не только необходимость иметь горячую веру в Бога и непрестанно бороться с грехом. Он также призывает быть переданными вере и Церкви. Труд был высоко оценен современники, в связи с чем книгу перевели не несколько европейских языков.

В октябре 1894 года отец Иоанн стоял у постели умирающего в Ливадии Александра III. Он исповедовал и причастил императора, который перед тем, как уйти, произнес: “Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их”.

В последние годы жизни, наблюдая происходящие политические и социальные перемены, он настойчиво призывал в своих проповедях к нравственному очищению, глубокому и всенародному покаянию: «… Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами!»

Святой Иоанн Кронштадтский скончался 2 января (20 декабря по ст.стилю) 1908 года от тяжелой болезни, которую он терпеливо и смиренно переносил.

Десятки тысяч людей пришли проститься со своим любимым проповедником. Отпевание совершал петербургский митрополит Антоний. Похоронен святой Иоанн Кронштадтский был в усыпальнице Иоанновского монастыря на реке Карповке.

Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведному Иоанна Кронштадтскому

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адоване одолеют ей.

Когда по церковному календарю именины Ивана : 21 мая, 9 октября – Иоанн Богослов, апостол из 12, евангелист; 13 января, 11 июля Иоанн Александрийский, мученик; 9 февраля, 27 сентября – Иоанн Златоуст, Константинопольский, Вселенский учитель; 20 января, 7 июля, 11 сентября – Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень

Характеристика именинника Ивана:

Из древнееврейского языка – «милость Божия». Заимствованное имя как в русском, так и в других европейских языках необыкновенно привилось и, приобретя другое звуковое обличье, очень далеко ушло от первоисточника. Оно повсюду стало одним из самых любимых, превратилось из Иоканаана (древнееврейское), Иоанна (древнегреческое) в типично русское Иван, типично французское Жан, типично английское Джон. Любопытно, что во многих странах носитель этого имени стал характерным народным типом: Иванушка и «русский Иван» – в устах иностранцев.

Иван имеет мощную энергетику, которая следует за этим именем много веков. Так, евангелист Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимает центральное место среди двенадцати апостолов. Иоанн Предтеча – последний в ряду пророков-предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа

У Ивана – широкая натура, добрый нрав и светлая, умная голова. Среди Иванов можно встретить прекрасных работников, ученых или... бездельников и пьяниц. Иван всегда открыт и отзывчив, любит широкие застолья, относится к людям просто и доверчиво. Вместе с тем, может быть упрям, когда дело касается его кровных интересов. Иван дорожит семьей, однако не пропустит ни одной хорошенькой «юбки». Иван не жадный, любит своих детей. Они же его просто обожают

Поздравление с именинами Ивана:

Не забывайте отмечать именины Ивана и поздравлять Ивана с днем ангела.

Процветанья тебе пожелаю,

Вдохновенья, успехов, любви

В Именины сегодня я, Ваня,

И главное счастье храни!

Разносторонний очень он

И любознательный без меры.

Иван, кем хочет может стать,

Со всем он справится умело.

Ой, да, как наш Иван

Справляет нынче именины.

Всех к столу, к себе позвал,

Разгуляй будет завидным.

Он такой бывает разный,

Он изменчивый ужасно.

Но люблю, не променяю

Лучшего на свете Ваню!

Твой Ангел Богом тебе дан,

Чтоб охранял тебя, Иван.

И он всю жизнь тебя хранит

От глупых ссор и от обид.

Он помогает жить светло,

Удачу дарит и тепло.

И в день светлейших именин

Ему признайся, что любим.

Поставь свечу под образа

И загляни Ему в глаза,

Постичь попробуй и понять

Того, кто призван охранять.

Когда твой Ангел, твой святой

День этот празднует с тобой,

Поздравить рады мы тебя,

Обоих трепетно любя!

– из числа самых распространенных мужских имен у многих народов, день ангела может отмечаться в один из указанных в списке дней. В каждом месяце их несколько, поэтому трудностей с выбором именин нет.

Основными считаются дни памяти следующих святых:

  • 20.01., 11.09., 07.07.– Предтеча (Пророк, Креститель).
  • 09.02., 12.02., 27.09. – Иоанн Златоуст.
  • 21.05., 03.07., 09.10. – Иоанн Богослов.

Помимо указанных, представлены многие христианские деятели, канонизированные церковью.

Иван – слово с древнеевр. корнями, означает Иоканаан «милость Бога». Сегодня оно звучит совсем не так, как первоисточник. Иоанн – такова церковная форма, так звался один из евангелистов, входивших в число любимых учеников Господа. Из 12 апостолов занимает одно из центральных мест. Считается предшественником, предтечей Иисуса Христа.

Современных синонимов много:

  • Жан (Франция).
  • Иван (Россия, Украина, Белоруссия).
  • Джон (Англия).

Характеристика мужчины по имени Иван

У обладателя широкая душа, веселая натура. Не глуп, добр, общителен. Ему свойственны открытость, излишняя доверчивость. Может быть упрямым, если задеты кровные интересы. Хороший семьянин. Любящий, очень любимый папа. Никогда не скупится. Дорожит браком, но не прочь свернуть порой в сторону.
Считается, что такого мужчину трудно раскусить. Не предсказуем. В нем способно ужиться сразу несколько противоположных качеств. Всегда вокруг друзья. Если занят делом, то сразу не одним. Работа подходит любая, лишь бы была по душе.
Не прощает шуток над собой, может перечеркнуть многолетнее общение при неудачном остроумии собеседника. Жену тщательно подбирает. Не ревнив, супруге доверяет, хотя сам себя считает свободным во многих отношениях. Детей обычно больше одного.

История святых

Иоанн Златоуст

Памятные дни:
  • 09.02.
  • 27.09.
  • 26.11.

Родился в Антиохии в 4 веке. Рано осиротел, воспитывала только молодая мать. С юных лет изучал Священное Писание. После смерти матери принял иночество. Стал писать. Ему принадлежит множество письменных трудов. Жил в пещере, безмолвствовал 2 года. По возвращении был рукоположен в сан диакона. Продолжал работу над богословскими книгами. Став пресвитером, проявил гениальные ораторские способности, за что прозвали Златоустом.

В столице, как патриарх совершенствовал духовно священство. Получаемые деньги отдавал на больницы, поддержку паломников.

Защищая обиженных, попал в немилость государыни. За оскорбление его судили, хотели казнить, но изгнали из страны. В этот момент, умирает единственный наследник престола, а в городе случается землетрясение. Иоанна Златоуста возвращают обратно. Через пару месяцев опять гонят из страны. Больного, оскорбляя, унижая, отправляют в Абхазию, куда добирается 3 месяца. В Команах 14.09. он скончался. Перед смертью произнес: «Слава Богу за всё!». Погребен был там же.

Спустя 31 год, мощи перенесли в столицу. В ходе церемонии, люди кричали: «Прими престол свой, отче!». Нетленные уста из гроба ответили: «Мир всем!». В 1204 г. переправлены в Рим, а в 2004 г вернули в Стамбул, где они и по сей день в соборе Св. Георгия в Фанаре.

Иоанн Богослов

Памятные дни:
  • 21.05.
  • 03.07.
  • 09.10.

Иоанн Богослов – внук св Иосифа Обручника, брат св. Иакова, племянник Христа. Святой Иоанн – свидетель чудес Господних при жизни. Вопрос о предательстве на Тайной вечере принадлежит святому. Он не ушел от креста с распятым Христом, был рядом с Божьей Матерью, проявляя о Ней заботу до самого Успения Пречистой.
Во время путешествия в Малую Азию по морю, пережил кораблекрушение, но чудесным образом спасся. По прибытии испытал нападки местных жителей, все закончилось тем, что они тоже стали христианами. Чтобы привлечь язычников к вере, молил Господа о землетрясении. Те крестились. Разгневанный император Домициан приговорил Богослова к смерти. Апостол выпил яд, но не отравился, не сварился в кипящем масле. Правитель, считая его бессмертным, отправляет Иоанна в ссылку на о. Патмос.

  1. В пути были явлены чудеса:
  2. Спасен упавший в воду.
  3. Исцелился тяжело больной.
  4. Команда корабля получила свежую пресную воду.

Стражники апостола приняли святое Крещение.

Усилиями Иоанна Богослова большинство проживающих на острове стали христианами, увидев многочисленные чудеса, взошедший на трон новый властитель Нерва не имел ничего против деятельности апостола, освободил его. На память бывший ссыльный оставил одно из двух Евангелий, которые надиктовал помощнику Прохору. Его Откровение до сих пор относят к самым загадочным произведениям.

По возвращении проживал в Ефесе, но часто путешествовал, неся слово Божие. В 95 лет Господь сообщил, что скоро покинет землю. Иоанн с учениками ушел в поле, там приготовили крестообразную могилу. Старец лег туда. Его засыпали землей по шею, а голову накрыли легким покрывалом. Святой апостол велел всем уйти. На следующий день жители пришли проститься с почившим, но в яме его не оказалось. Много лет это место благоухало миро. Посетившие, исцелялись духовно, физически.
Иоанн Богослов считается покровителем тех, кто хлеб свой насущный зарабатывает писательством, всем, что связано с книгой, словом.

Очень часто мальчиков нарекают именем Иоанн в честь святого Пророка и Крестителя Иоанна. Иоанн Предтеча — самый чтимый святой после Девы Марии. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и праведной Елизаветы, долгие годы моливших Бога о даровании им чад. И вот однажды Архангел Гавриил во сне явился Захарии и возвестил о рождении сына.

Будущий пророк Иоанн приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше его. Чудом Божьим младенец избежал смерти во время убиения младенцев в городе Вифлеем.

Рос святой Иоанн в пустыне. Строжайшим постом и молитвой с юных лет готовил он себя к праведному служению. Когда ему исполнилось 30 лет, Господь призвал его к проповеди народу еврейскому.

Пророк Иоанн обратился к людям на берегу реки Иордан, куда пришло много людей для религиозного омовения. Но святой говорил о том, что важно не только внешнее очищение, но, в первую очередь, нравственное. Нужно приготовить себя для принятия Евангелия и встречи со Христом.

Пришел к Иоанну Креститься и Сам Господь Иисус Христос. Его Крещение было сопровождено чудом - схождением Святого Духа в виде голубя. И голос Бога Отца возвестил с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»

Иоанн получил откровение о Господе, поэтому он говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».

Пророка Иоанна ожидала мученическая смерть. Царь Ирод Антипа повелел заточить святого в тюрьму за то, что Ирод был уличен в оставлении своей жены и за блудную связь с Иродиадой (до этого она была женой родного брата Ирода, Филиппа).

На праздновании дня рождения Ирода Саломия, дочь Иродиады, устроила нечестивые пляски. Они так понравились царю, что он обещал ей дать все, что она попросит. Саломия попросила у него голову Иоанна Крестителя (об этом девушку подговорила ее мать). Причем подать голову должны были на блюде.

Ирод послал стражника в темницу, где сидел пророк, и повелел исполнить желание Саломии. Приказание было тут же исполнено. Ирод отдал главу пророка Иоанна танцовщице, а та передала ее своей нечестивой матери Иродиаде. Она решила надругаться над отсеченной главой и бросила ее в грязное место.

Ученики же Иоанна Крестителя сберегли тело святого и погребли его в городе Севастии.

Ирода ждало жестокое возмездие. Его войска были разбиты Арефой, отцом законной жены царя, которую он бросил. Годом позднее император Калигула приказал заточить Ирода за решетку.

Святую главу Иоанна Крестителя нашла благочестивая Иоанна. Она погребла ее в сосуде на Елеонской горе. Позднее один из подвижников копал на этом месте ров, чтобы заложить основание храма. Он и нашел эту святыню. Долгое время хранил у себя, перед своей смертью, чтобы скрыть от поругания неверующими, вновь закопал на том же месте.

Во время правления Константина Великого в Иерусалим пришли два инока. Они хотели поклониться Гробу Господа. Одному из них явился пророк Иоанн. Он указал, где была закопана его глава. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

В наши дни возродились многие традиции, которые казались навсегда утраченными за годы советской власти c ее отношением к религии. Среди них - и обычай поздравлять друг друга во дни именин. Беда лишь в том, что сегодня мы не всегда знаем, в какие дни это подобает делать. В данной статье постараемся разобраться, когда следует поздравлять всех, кто носит имя Иван, день ангела (именины) которых встречается в православном календаре более ста раз.

Русское имя, рождённое в Палестине

Как утверждают исследователи, имя Иван, столь распространённое у нас и всегда считавшееся исконно русским, в действительности заимствовано из иврита, где оно звучит как Йоханан (יוחנן), что обычно переводится выражением: «Яхве (Бог) смилостивился» или «Яхве пожалел».

Появившись на Ближнем Востоке, это имя приобрело необычайную популярность среди славянских и ряда иных народов. В частности, в своей основной форме - Иван - оно имеет широкое распространение у хорватов, гагаузов, сербов, македонцев, белорусов, украинцев, словенцев, болгар и, разумеется, русских.

Имя, шагнувшее в мир

Во второй половине XX века ввиду установления более тесных международных контактов мода на имя Иван распространилась и во многие англоязычные, португалоязычные и испаноязычные, среди которых основное место занимают государства Латинской Америки. В них оно приобрело характерное для каждого народа звучание, например, Айвэн или Эван.

Известно, что нередко наиболее распространённое в том или ином народе имя используется для обозначения целой нации. Например, во время Второй мировой войны немцы называли иванами всех русских, без различия настоящего имени. В то же время их самих наши соотечественники именовали фрицами - от распространённого в Германии имени Фриц. В литературе, а особенно в публицистической, можно встретить имя Томми для обозначения англичан.

Нарушенная традиция

Ну а когда же отмечаются именины Ивана по православному календарю, когда поздравлять обладателей этого самого популярного в России имени? Чтобы ответить на этот вопрос, каждый должен знать одну важную вещь - именины отмечаются в тот день, когда церковь празднует память того святого, имя которого он носит. Но сразу же возникает новый вопрос - поскольку это имя всегда было распространённым, то и святых угодников Божьих, носивших его за всю историю церкви, накопилось очень много, и дней их поминовения в церковном календаре более сотни - какой выбрать? Когда, например, должен отмечать свои именины Иван?

Именины православные в прежние времена совпадали с днём рождения, и происходило это по следующей причине. Было принято, давая имя новорожденному, прежде всего заглянуть в святцы и узнать, память каких святых отмечается в день, когда он появился на свет. Именем одного из них и называли ребёнка, и этот святой считался его ангелом-хранителем. Таким образом, день рождения и именины всегда праздновались в один день.

В годы советского безбожия этот обычай был забыт, и имена новорождённым давались сообразно фантазии родителей и капризам переменчивой моды. Таким образом, в наши дни именины Ивана по церковному календарю и дни рождения обладателей этого имени, как правило, не совпадают. Как быть?

Решение проблемы

Чтобы как-то упорядочить создавшуюся ситуацию и не оставить свою паству без ангельского покровительства, Церковь предложила нам единственно возможный вариант - отмечать именины в ближайший ко дню рождения праздник святого, имя которого мы носим.

Как исключение: если человек желает иметь в качестве ангела-хранителя какого-либо иного одноименного себе святого, день которого не является ближайшим по календарю, то для этого ему рекомендуется испросить благословение у своего приходского священника, разумеется, если он посещает церковь.

Как было сказано выше, дни именин Ивана в году отмечаются более ста раз, поэтому выбор весьма широк. Поскольку рамки настоящей статьи не позволяют подробно рассказать обо всех угодниках Божьих, носящих это имя, остановимся подробнее лишь на некоторых из них.

Святой предтеча Спасителя

Безусловно, самым известным и ярким представителем сонма святых, носящих это имя, является Иоанн Креститель - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший скорый приход Мессии. Житель пустыни, юность которого прошла в обстановке строжайшего аскетизма, он призывал иудеев к покаянию во имя грядущего Царствия Небесного.

Погружая их в воды реки Иордан, святой Иоанн совершал священные омовения, символизирующие очищение от грехов. Он же совершил этот обряд и над явившимся миру Спасителем. Недаром именины Ивана, связанные с днями почитания этого святого, могут отмечаться семь раз в году: 20 января, 9 марта, 7 июня, 7 июля, 11 сентября, 6 октября и 25 октября.

Любимый ученик Иисуса

Другим новозаветным обладателем этого имени является ближайший ученик Христа, самый младший из его сподвижников и, по-видимому, самый любимый - святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Его перу принадлежит не только одно из четырёх канонических (признаваемых церковью) Евангелий, но и знаменитая книга «Откровение Иоанна Богослова», известная также под названием «Апокалипсис», и два апостольских послания, включённые в Новый Завет.

Находясь во дни земной жизни Христа рядом со своим Учителем, он после его вознесения на небо прошёл долгий путь, проповедуя язычникам слово Божье, и единственный из двенадцати апостолов сподобился умереть ненасильственной смертью. Современные обладатели этого имени, избравшие святого евангелиста своим небесным покровителем, отмечают именины Ивана в один из следующих дней: 21 мая, 13 июля и 9 октября. В католической церкви к перечисленным датам добавляется ещё 27 декабря.

Автор Божественной литургии

Празднуются также во дни, когда православный мир отмечает память одного из трёх вселенских святителей и учителей церкви - святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Его имя стоит в одном ряду с такими столпами церкви, как Василий Великий и Григорий Богослов. Будучи выдающимся проповедником и богословом, он оставил после себя множество сочинений, изучаемых сегодня во всех духовных учебных заведениях.

Наиболее известным его творением является Божественная литургия восточного, или как её называют - византийского обряда. Согласно традиции, она, подразделяется на две части, именуемые «Литургия оглашенных» и «Литургия верных». Люди воцерковлённые или хотя бы периодически посещающие церковь хорошо с ней знакомы, так как она совершается почти ежедневно. Русская православная церковь отмечает его память трижды в год: 9 и 12 февраля, а также 26 ноября.

Праведник с балтийских берегов

И, наконец, нельзя не вспомнить нашего российского угодника Божьего, любимого и почитаемого в народе - святого праведного Иоанна Кронштадтского, память которого отмечается 2 января и 14 июля. Во дни своей земной жизни он стяжал славу выдающегося проповедника, духовного писателя, церковно-общественного, а также социального деятеля, придерживавшегося крайних монархических взглядов, за что крайне негативно оценивался советской пропагандой.

Будучи настоятелем Андреевского морского собора в Кронштадте, отец Иоанн являлся Почётным членом Императорского палестинского общества и личным духовником государя Александра III. Неоспорим тот факт, что к началу XX века он сделался самым известным и авторитетным деятелем Русской православной церкви.

Между тем, в жизни батюшка всегда был нестяжателем и аскетом. Огромные денежные суммы, получаемые им от богатых жертвователей, он неизменно употреблял на нужды епархии. Памятником святому праведнику является воздвигнутый на его средства в Санкт-Петербурге Иоанновский женский монастырь. Возрождённый после десятилетий большевистского поругания, он вновь вошёл в число духовных центров России.

Послесловие

Как сказано выше, именины Ивана могут отмечаться в самые различные дни года, и подробную информацию о них нетрудно получить, заглянув в церковный календарь. Главное, не забыть о них и вовремя поздравить своих родных и близких, проявив к ним таким образом тёплое и внимательное отношение.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве