Участие латиноамериканских стран во второй мировой войне. Начало второй мировой войны и реакция государств латинской америки

Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Война за независимость

Предпосылки

Война была вызвана недовольством широких слоёв населения политикой метрополии: широкими запретами, дискриминацией, высокими налогами, тормозившими экономическое развитие колоний. Началу войны способствовало также пробуждение национального самосознания, влияние войны за независимость США , Великой французской революции , восстания рабов в Сан-Доминго ( -).

Элитой колоний были чиновники, генералы и офицеры, присланные из Испании, которые с презрением относились к потомкам более ранних выходцев из Испании - креолам . Их не допускали к высшим административным должностям.

Креолы возмущались тем, что испанские власти запрещали колониям торговать с другими странами, что позволяло испанским торговцам завышать цены на свои товары. Великобритания хотела добиться от Испании свободы для своей торговли в её колониях. Поэтому креолы надеялись на её поддержку в борьбе с испанскими властями.

Толчком к началу войны послужили события в Испании в , последовавшие за вторжением войск Наполеона и приведшие к зависимости страны от Франции .

Распад Колумбийской федерации

По замыслу Боливара образовывались Южные Соединенные Штаты (Sur de Estados Unidos), в которые должны были войти Колумбия, Перу, Боливия, Ла-Плата и Чили. 22 июня 1826 года Боливар созвал в Панаме Конгресс из представителей всех этих государств, который, однако, вскоре распался. После провала Панамского Конгресса, Боливар в сердцах воскликнул: Я подобен тому сумасшедшему греку, который, сидя на утёсе, пытался командовать судами, проходившими мимо!..

Вскоре после того, как проект Боливара получил широкую известность, его начали обвинять в желании создать империю под своей властью, где он станет играть роль Наполеона. В Колумбии начались партийные раздоры. Часть депутатов, во главе с генералом Паэсом, провозглашали автономию, другие хотели принять Боливийский кодекс.

Боливар быстро прибыл в Колумбию и, приняв на себя диктаторские полномочия, созвал 2 марта 1828 года в Оканье национальное собрание с целью обсуждения вопроса: «Должна ли быть преобразована конституция государства?» Конгресс не мог прийти к окончательному соглашению и после нескольких заседаний закрылся.

Тем временем перуанцы отвергли Боливийский кодекс и отняли у Боливара титул пожизненного президента. Лишившись власти в Перу и Боливии, Боливар 20 июня 1828 года вступил в Боготу, где учредил свою резиденцию в качестве правителя Колумбии. Но уже 25 сентября 1828-го федералисты ворвались в его дворец, убили часовых, сам Боливар спасся лишь чудом. Однако основная масса населения выступила на его стороне, и это позволило Боливару подавить мятеж, который возглавлял вице-президент Сантандер. Глава заговорщиков вначале был приговорен к смертной казни, а затем выслан из страны вместе с 70 своими сторонниками.

На следующий год анархия усилилась. 25 ноября 1829 года в самом Каракасе 486 знатных граждан провозгласили отделение Венесуэлы от Колумбии.

Провозглашение независимости Бразилии

Независимость португальских владений в Южной Америке была получена намного более безкровным путём, чем в случае испанских колоний.

XX век

Начало двадцатого века в Южной Америке ознаменовалось военно-морской гонкой вооружений между Аргентиной , Бразилией и Чили , начавшаяся в 1907 году . Поводом к обострению военно-морского соперничества стал заказ Бразилией в Великобритании трёх дредноутов , которые на тот момент представляли собой новейший класс крупных надводных кораблей и обладали наибольшей огневой мощью. Аргентино-чилийская гонка вооружений (1887-1902 годы), совпавшая с падением бразильской монархии и общей нестабильностью в стране, поставила бразильский флот в положение, в котором он уступал соперникам и качественно, и по тоннажу. В 1904 году бразильские политики впервые поставили вопрос об усилении национального флота, преследуя общую цель вывести Бразилию в число мировых держав. В конце 1905 года были заказаны три броненосца, однако заказ был отменён в 1906 году, вскоре после того, как Великобритания построила ставший революционным «Дредноут ». Вместо броненосцев на английских стапелях были заложены корпуса двух бразильских дредноутов типа «Минас Жерайс» с расчётом на постройку в будущем ещё одного.

Аргентина и Чили досрочно прекратили действие соглашения об ограничении морских вооружений, заключённого в 1902 году, и заказали по два корабля собственных типов: тип «Ривадавия» для Аргентины строили в США , чилийский тип «Альмиранте Латорре» - в Британии. Тем временем строительство третьего бразильского дредноута - «Рио-де-Жанейро » - было отменено в пользу ещё более мощного корабля. Проект последнего несколько раз пересматривался в ходе постройки, но уже после окончательного утверждения проекта в бразильском правительстве поняли, что новый корабль будет уступать появившимся к тому времени супердредноутам. Недостроенный «Рио-де-Жанейро» был выставлен на торги и вскоре продан Османской империи . Вместо него планировали построить на верфи Армстронга супердредноут «Риачуэло», однако начавшаяся вскоре Первая мировая война помешала осуществить этот план: британские судостроители прекратили работы по иностранным заказам, сосредоточив усилия на нуждах Королевского флота . Оба чилийских дредноута были выкуплены Великобританией и вошли в состав её военного флота. Два аргентинских корабля, строившиеся в нейтральных Соединённых Штатах, были переданы заказчику в 1915 году.

Первая мировая война положила конец южноамериканской дредноутной гонке.

Диктатуры в Южной Америке

Некоторому улучшению экономики способствовали нейтральная (до 1940) Италия и франкистская Испания, ставшие реэкспортёрами в торговообороте Аргентины и Германии, а также Португалия . После Пёрл-Харбора , когда открытая торговля с Японией стала объектом нападок со стороны стран антигитлеровской коалиции, суда с аргентинской продукцией направились в португальскую колонию Макао .

Ещё до официального вступления в войну около 600 аргентинских добровольцев, главным образом англо-аргентинского происхождения, присоединились к британским и канадским ВВС . Из их числа была сформирована в королевских ВВС 164-я эскадрилья . В это подразделение участвовало в операции по высадке союзников в Нормандии. В дальнейшем, в составе 21-й армейской группы участвовало в боях на севере Франции и в

Ускорение экономического развития латиноамериканских стран после Второй мировой войны
После окончания Второй мировой войны экономическое положение стран Латинской Америки было достаточно благоприятным: они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. 40-50-е годы в истории Латинской Америки стали временем быстрого роста местной промышленности. Этому способствовала протекционистская политика государства. Укреплялись позиции национальной буржуазии.

Вторая мировая война вызвала резкое сокращение притока промышленных товаров в Латинскую Америку, особенно из Европы. Одновременно на мировом рынке значительно выросли цены на аграрно-сырьевую продукцию стран Южной и Центральной Америки. Стоимость латиноамериканского экспорта увеличилась с 1938 г. по 1948 г. почти в 4 раза. Это позволило государствам региона накопить значительные средства и направить их на развитие местного производства, стимулировалось нехваткой импортных товаров.

В этих условиях значительные масштабы приобрел процесс «импортозамещающим индустриализации» - замены импорта многих промышленных товаров на их производство на месте.

Ведущие страны региона постепенно превращались в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного роста стала роль государства усилилась, в экономике стран, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика «импортозамещающим индустриализации» сознательно стимулировалась со стороны государства. На долю государства в послевоенные годы в Мексике приходилось более трети всех инвестиций, в Бразилии - от 1/6 до 1/3.

Возникло много новых промышленных предприятий. В Аргентине и Бразилии их число за 40-е годы возросло вдвое. Мощный стимул получила концентрация производства. Был построен ряд крупных современных заводов. Более четверти промышленных рабочих Бразилии и Мексики в 50-е годы работали на предприятиях с числом занятых свыше 500 человек.

Занятость в сельском хозяйстве экономически активного населения в целом по Латинской Америке уменьшилась с 53% (1950 г.) до 47% (1960 г.). В 40-е годы почти вдвое выросли ряды промышленного пролетариата, достигшие в 1950 г. 10 млн. человек. Удельный вес лиц наемного труда к 1960 г. достигло 54% экономически активного населения (в Чили - 70%).

Однако «импортозамещающим индустриализация» не смогла создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития латиноамериканских государств. Сохранилось высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Сохранялась также зависимость от иностранного капитала, прежде всего американского. В послевоенные годы приток американских инвестиций в Латинскую Америку усилился. На долю США после войны приходилось около половины латиноамериканского импорта и до 40% экспорта. Индустриализация не сопровождалась заметным ростом производства сельскохозяйственной продукции. В аграрном секторе почти повсеместно (кроме Мексики и Боливии), по-прежнему преобладал латифундизма. Это ограничивало емкость внутреннего рынка и эффективность «импортозамещающим индустриализации».

Нестабильность политической жизни в регионе

Политическая жизнь латиноамериканских стран характеризовалось нестабильностью. За исключением Мексики, не было ни государства, в котором конституционное развитие не прерывалась бы военными переворотами. С 1945 г. по 1970 г. в регионе произошло более 70 переворотов.

Так, в октябре 1948 г. в Перу армейская верхушка совершила государственный переворот. В стране была установлена диктатура, буржуазно-демократические свободы были ликвидированы. В ноябре 1948 г. произошел государственный переворот в Венесуэле, который привел к власти военных. В 1949 г. и 1951 произошли перевороты в Панаме, в 1951 г. - в Боливии. В 1952 г. при активной поддержке правящих кругов США был установлен тиранический режим Ф. Батисты на Кубе. В 1954 г. в Парагвае власть захватил генерал Стресснер, жестокое диктаторское правление которого продолжалось целых 35 лет. Того же 1954 г. была подавлена революция (за вмешательство США) и установлена диктатура в Гватемале, произошел переворот в Гондурасе, в результате реакционной заговора был свергнут конституционное правительство в Бразилии. В 1955 военные свергли правительство Перона в Аргентине, и к власти пришла буржуазно-помещичья олигархия, опиравшаяся на поддержку США.

В результате в большинстве стран региона установились диктаторские режимы. Но и там, где хранились конституционные правительства, часто ограничивались демократические свободы и права трудящихся, преследованиям левые силы.

Атмосфера «холодной войны», военные перевороты 19401955 гг и утверждение во многих республиках военных диктатур усилили в политической жизни роль армии как гаранта интересов имущих классов и сотрудничества с США.

Кубинской революции 1959 г. и ее влияние на соседние страны

Яркой страницей антидиктаторського движения в Латинской Америке стала кубинская революция. Партизанская война против проамериканского диктаторского режима Ф. Батисты закончился в начале 1959 г. победой. Лидер повстанцев Ф. Кастро возглавил правительство. Свою задачу он видел в укреплении независимости Кубы от США. Но, столкнувшись с их сопротивление, он национализировал американские компании и предприятия и заявил о социалистический путь развития Кубы на принципах марксизма-ленинизма. Начата в апреле 1961 г. при поддержке США вооруженная попытка свержения правительства Ф. Кастро еще более укрепила его политический курс, что отныне окончательно основан на марксистской идеологии и антиамериканских лозунгах. Размещение на Кубе советских ядерных ракет средней дальности привело Карибский кризис 1962 г., которую Советскому Союзу и США удалось преодолеть политическими средствами. К середине 1965 правительство Ф. Кастро ликвидировал все политические партии и установил на острове тоталитарный режим по советскому образцу.

Победа кубинской революции заметно повлияла на освободительное движение Латинской Америки. Во многих странах возникло движение солидарности с Кубой. Росли антиамериканские настроения. Крепло стремление к экономической самостоятельности, защиты национального суверенитета.

Начался процесс деколонизации владений Великобритании в Карибском бассейне. Получили политическую независимость некоторые колонии Ямайка, Тринидад и Тобаго (1962 г.), Барбадос и Гайана (1966 г.).

Другие страны значительно продвинулись в объединении демократических сил: в 1961-1962 гг в Уругвае был создан Левый фронт освобождения, в Бразилии - Фронт национального освобождения, в Мексике - Движение за национальное освобождение, в Гватемале - Революционный патриотический фронт.

В 60-е годы в некоторых странах (Гватемала, Никарагуа, Эквадор, Колумбия, Перу) развернулось партизанское движение. Успешная повстанческая борьба кубинцев, завершившейся победой революции, вдохновила латиноамериканских студентов и представителей интеллигенции, сторонников леворадикальных теорий на создание «партизанских очагов» в сельских районах для того, чтобы подтолкнуть крестьян к массовой вооруженной борьбы. Однако партизанская борьба ожидаемых результатов не принесла. Большая часть повстанцев погибли в боях, многие из них был захвачен в плен и расстрелян. Получило широкую популярность и стало героическим символом имя Эрнесто Че Гевары, погибшего в Боливии в 1967 г.

Чтобы не допустить «второй Кубы», были осуществлены государственные перевороты и установлены диктаторские режимы в Гватемале (1963 г.), Доминиканской Республике (1963 г.), Бразилии (1964 г.), Аргентине (1966 г.) и др..

Непосредственным результатом победы кубинской революции можно считать программу президента США Дж. Кеннеди «Союз ради прогресса» (1961 г.). Эта программа предусматривала большую финансовую помощь со стороны США (20 млрд. долларов в течение 10 лет) латиноамериканским странам. Ее главная цель заключалась в обеспечении ускоренного социально-экономического развития Латинской Америки, укреплении средних слоев общества и т.д.. Эта программа свидетельствовала о начале переориентации США от поддержки диктаторских режимов к поддержке представительной демократии.

Ликвидация вийсьководиктаторських режимов и установления конституционного строя в ряде стран региона

На рубеже 80-х годов отразился кризис военно-диктаторских режимов в Латинской Америке. Начали быстро нарастать забастовки и демонстрации трудящихся с требованиями изменения социальной и экономической политики, прекращения репрессий, восстановление демократических свобод. В борьбу за демократические перемены включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Активизировались правозащитные организации, церковные круги. В явочном порядке восстанавливали свою деятельность партии и профсоюзы.

Процессы демократизации в Южной Америке ускорили свержения диктатуры Сомосы и победу в 1979 г. революции в Никарагуа. В 1979 г. в Эквадоре и в 1980 г. в Перу умеренные военные режимы передали власть избранным конституционным правительствам. В 1982 г. было восстановлено конституционное правление в Боливии, к власти пришло правительство коалиции левых сил с участием коммунистов. Были ликвидированы военные режимы в Аргентине (декабрь 1983 г.), Бразилии (1985 г.), Уругвае (1985 г.), Гватемале (I986 г.), Гондурасе (1986 г.), на Гаити (1986 г.). В 1989 г. в результате военного переворота была свергнута наиболее долговечна в регионе диктатура А. Стресснера в Парагвае (1954-1989).

Дольше всех в Южной Америке продержалась диктатура в Чили. Но под натиском оппозиции 11 марта 1990 военный режим генерала Пиночета передал власть гражданскому правительству. В этот день с политической карты Южной Америки исчезла последняя диктатура.

Приход к власти новых избранных демократически правительств не привел к кардинальным изменениям экономической политики. Они сохранили курс на активное участие своих стран в международном разделении труда, курс на интеграцию в мировую экономику. На современном этапе важную роль играют упор на развитие рыночных структур экономики, приватизации государственного сектора, а также стремление сделать экономику более социально ориентированной.

Большинстве государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, однако серьезной проблемой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. По уровню экономического развития регион занимает промежуточное положение между странами Азии и Африки, с одной стороны, и индустриально развитыми странами, с другой. Между странами региона продолжают существовать различия в уровнях хозяйственного развития. Самыми являются Бразилия, Аргентина и Мексика. Но и у них, не говоря о более бедные страны региона, сохраняется значительная социальное неравенство различных слоев населения. Почти половина латиноамериканцев нищенствует.

Интеграционные процессы в Латинской Америке

Ликвидация военно-диктаторских режимов, либерализация экономики и внешней торговли стимулировали развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.

Процессы интеграции в Латинской Америке развивались в разных формах. Возрождалась деятельность региональных объединений, возникших в 60-е годы, образовывались новые, укреплялись взаимные экономические связи, заключались соглашения о свободной торговле и т.д..

Так, в 1978 г. возник Амазонский пакт в составе Бразилии, андских стран, а также Гайана и Суринам с целью сотрудничества в освоении и экологическом защите богатого ресурсы бассейна Амазонки.

В августе 1986 г. оформилась Аргентино-Бразильская интеграция, к которой примкнул Уругвай. Она поставила целью заменить старую конкуренцию двух крупнейших республик Южной Америки путем объединения экономических усилий, что закрепило бы их ведущую роль в регионе.

В марте 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга Америки (МЕРКОСУР) в составе четырех государств с общим населением 200 млн. человек и территорией в 11 млн. км2 (почти 2/3 Южной Америки). С 1 января 1995 г. Меркосур превратился в первый таможенный союз в Южной Америке. Возникли и другие субрегиональные объединения, частично пересекались друг с другом.

Большой интерес к интеграционным процессам в Латинской Америке проявляет правительство Соединенных Штатов. В 1990 г. президент США Дж. Буш-старший выступил с идеей «нового экономического партнерства» в Западном полушарии. Он предложил создать зону свободной торговли и инвестиций в составе США, Канады и Латинской Америки, которая заложила основы Межамериканского общего рынка. Инициатива Буша встретила положительные отклики многих латиноамериканских правительств. В 1990-1991 гг Мексика начала переговоры с США о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) с участием Мексики, США и Канады. Договоренность о создании НАФТА была достигнута в 1992 г. и вступила в силу с 1 января 1994 г. С этим союзом активно сотрудничают Венесуэла, Колумбия и ряд других стран региона.

Завтра уже наступит Великий праздник для России, надеюсь, что и для всего мира. Это День Победы! Поздравляю всех с этим действительно народным праздником! Кто может поздравьте наших ветеранов с их победой! К сожалению, их осталось так мало среди нас, настоящих героев.


Но так как блог у меня о Латинской Америке, попробую написать об этом континенте в период Второй мировой войны. О роли Латинской Америки в этой войне говорят редко, потому что военные действия были сильно удалены территориально. Да, и участие было больше полтическим, чем военным. Однако, не зря войны называют мировыми - никто не мог остаться в стороне.

Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточены минеральные богатства (медь, олово, железо, другие металлы, нефть, а также Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» - в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Сохранение нейтралитета сближало позиции Латиноамериканских стран с позицией Вашингтона. В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались с Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией оказывали им растущую помощь сырьем и оружием.

Победы же фашисткой Германии в Европе и нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора в глубь советской территории - все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всеми миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

После нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну. Вместе с США войну державам «оси» объявили все страны Центральной Америки - Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии. Непосредственное же участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона - Бразилии и Мексики.

В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне.

В то же время антифашисты Латинской Америки расширяли движение солидарности со Страной Советов и помощи советскому народу. Комитет победы в Аргентине создал более 70 групп но пошиву одежды для советских людей и несколько сапожных мастерских, изготовивших более 55 тыс. пар сапог для воинов Советской Армии. Мексиканские крестьяне по грошу собирали средства для закупки медикаментов и перевязочных средств и отправки раненым красноармейцам. Сбор средств и отправка в Советский Союз одежды, продовольствия, медикаментов проводились также в Чили, Уругвае, на Кубе и в других латиноамериканских странах.

Получается, как всегда, правительство играло в свои политические игры, а народ всегда поймет и поддержит другой народ в беде. И, конечно, не стоит забывать слова Черчиля сразу после поражения Германии, которые он и сам быстро забыл. Слова о том, что в победе над фашизмом наибольший вклад внес Союз Советских Социалистических Республик!

В 1939-1941 гг. Куба придерживалась политики нейтралитета. Однако реакционные группы, господствовавшие в экономике страны, заявляя о своей приверженности делу демократических стран, в действительности сотрудничали с фашистскими организациями.

В декабре 1941 года правительство Кубы (с 1940 г. президент Батиста) объявило войну Японии, Германии и Италии. Куба предоставила в распоряжение военно-воздушных и морских сил Соединенных Штатов территорию и главные порты страны для борьбы против немецких подводных лодок в Атлантике.

Вооруженные силы Кубы перешли фактически под американское командование. В военных школах Соединенных Штатов обучались многие кубинские кадровые офицеры. Соединенные Штаты направили на Кубу большое количество вооружения.

Правительство Кубы ввело всеобщую воинскую повинность, создав два военных подготовительных лагеря на 4 тыс. человек каждый. Одновременно были учреждены «Служба гражданской обороны», «Национальный антифашистский фронт», «Кубинско-американский фонд помощи союзникам» и другие организации.

Латинская Америка завоевала свою независимость с помощью британского флота и сохраняла ее благодаря английскому влиянию, уравновешенному формулой, содержавшейся в доктрине Монро 1823 г., которая робко, но небезрезультатно настаивала на том, чтобы европейцы не превращали территории Западного полушария в объект своих завоеваний.

Именно таким образом большая часть стран Латинской Америки сохранила свою независимость и воспользовалась в первой половине XIX в. плодами британского неоколониализма. Поскольку Соединенные Штаты все еще были заняты формированием собственного национального единства, то возможность осуществлять значительные инвестиции в богатые малонаселенные земли с почти всегда благоприятным климатом и уже сложившейся за века испанского колониального господства традицией отношений с европейцами предоставлялась британцам, обладавшим бесспорным превосходством на море.

После войны 1846-1848 гг. стало ощущаться давление Соединенных Штатов на Мексику. Однако только после испано-американской войны 1898 г. Соединенные Штаты стали державой-гегемоном в Карибском бассейне и начали проводить действительно панамериканскую политику. После нескольких лет дискуссии на рубеже веков о выборе между колониальным экспансионизмом традиционного типа и инвестициями в сочетании с политикой гегемонии возобладала антиколониалистская направленность. Панамериканские конференции, первая из которых состоялась в 1889 г., стали первой формой проявления превосходства Соединенных Штатов. Второй, и более эффективной, формой стало «дополнение», сделанное Теодором Рузвельтом в декабре 1904 г. к доктрине Монро. Обеспокоенный попытками немецкой экспансии и желая также ограничить британское присутствие, президент уточнил, что действия, предпринимаемые латиноамери

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1011

канскими правительствами с целью противостоять попыткам капиталистического проникновения, могли бы спровоцировать репрессии со стороны стран, заинтересованных в защите своих инвестиций. Поскольку доктрина Монро эффективно предотвращала прямое вмешательство европейских держав, то теперь следовало добавить, что Соединенные Штаты, хотя они этого и не желают, могут прибегнуть к военному вмешательству для защиты интересов инвесторов «в явных случаях нарушения закона или беспомощности» (латиноамериканских правительств). Иными словами, Латинская Америка объявлялась сферой влияния Соединенных Штатов, взявших на себя роль «международной полицейской силы». Сам способ, каким Теодор Рузвельт действовал в 1903 г. для того, чтобы сделать возможным начало работ по строительству Панамского канала, преодолевая сопротивление колумбийского правительства и способствуя созданию независимой Панамской республики, стал ярким подтверждением того, что Рузвельт намеревался сформулировать свое «дополнение» еще до того, как публично изложил его.

Участие в Первой мировой войне, несмотря на неудачу реформистских проектов Вильсона, означало появление Соединенных Штатов на международной сцене в качестве основы нового мирового порядка. Несмотря на возросший военный потенциал, немедленного усиления господства над Латинской Америкой не произошло. Многие деятели этих стран с удовлетворением наблюдали за провалом Вильсона и несостоявшимся участием США в Лиге наций, в которую латиноамериканские страны, напротив, вступили отчасти для того, чтобы сбалансировать преобладание Соединенных Штатов в панамериканских механизмах. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось, следовательно, постоянными противоречиями между экспансией американского присутствия, в ряде случаев даже военного, и сопротивлением региональных сил, часто поддерживаемых европейскими странами.

Избрание президентом Ф.Д. Рузвельта положило начало проведению новой политической линии, менее интервенционистской и более примирительной, которую Рузвельт определил как «политика доброго соседа» и которая была продемонстрирована Корделлом Хэллом на седьмой Панамериканской конференции, состоявшейся в Монтевидео в декабре 1933 г. Сразу же после конференции Рузвельт заявил об отказе от какой бы то ни было политики одностороннего вмешательства. В 1934 г. по инициативе самих Соединенных Штатов была отменена так называемая «поправка Платта», которая была насильно включена в кубинскую конституцию и гарантировала Соединенным Штатам право

1012 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

на вмешательство во внутренние дела Кубы, устанавливая, таким образом, своего рода протекторат над островом. В 1936 г. был подписан новый договор с Панамой, снижавший уровень контроля, который осуществляли Соединенные Штаты за зоной канала. В 1938 г. вашингтонское правительство присоединилось к протоколу об отказе от прямого и косвенного вмешательства американских государств в жизнь других государств.

Однако изначальная двусмысленность этой политики, как и в целом всех отношений между Соединенными Штатами и латиноамериканскими странами, состояла в стремлении местных консервативных сил управлять по своему усмотрению богатыми, но отсталыми странами, перекладывая на плечи крестьян и рабочих издержки начального этапа индустриализации. Американцы же, напротив, проводили свою политику, ставя перед собой цель достижения экономического роста, функционального по отношению к потребностям рынка и американских финансов; политику, всегда затрагивавшую глубоко укорененные интересы. Конфликт заключался в противоречиях между латифундистским капитализмом, союзником военных режимов и зачастую коррумпированных политиков, и предпринимательским капитализмом, подчиненным целям извлечения прибыли из инвестиций и готовым в поисках надежных союзников поддержать политические силы, в меньшей степени связанные с традиционными слоями общества. Эта ситуация совпала с трансформацией, последовавшей в Латинской Америке за периодом «великой депрессии», а также с началом политики индустриализации, изменившей внутреннюю социальную структуру отдельных государств и создавшей новые объективные возможности для союза с Соединенными Штатами, в том числе и с целью проведения некоторых социальных и экономических реформ. Рузвельт добавил к этой общей сложной картине отказ от наиболее явных проявлений американского превосходства, однако он не мог устранить расхождение интересов, представавшее в слишком разных обличьях для того, чтобы его можно было свести к единой формуле.

Укрепление панамериканской структуры смягчило стратегические разногласия только в международном плане, поскольку всему американскому сообществу отводилась задача защиты Западного полушария. Однако даже это, по крайней мере, вплоть до Второй мировой войны, не помешало Латинской Америке стать сферой проникновения европейской пропаганды и европейских коммерческих интересов. Так, несмотря на принцип невмешательства, содержавшийся в доктрине «доброго соседа», оставалось пространство для укрепления традиционных позиций не

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1013

только британцев, но также немцев и итальянцев, которые стремились к экономическому участию в Латинской Америке. Немцы действовали в том числе и методами интенсивной пропагандистской политики нацистов, после проникновения на континент сразу же принявшей антиамериканскую направленность; итальянцы - при помощи фашистского прозелитизма, находившего в сплоченных рядах итальянской эмиграции в Аргентине и почти во всей Латинской Америке благодатную почву, хотя на первых порах и не всегда враждебную к Соединенным Штатам.

Опасности, связанные с этой ситуацией, и выгоды от политики «доброго соседа» стали очевидными во время Второй мировой войны.

Соединенные Штаты должны были сделать все возможное для того, чтобы опереться на антифашистские элементы и, более того, противодействовать нацистскому проникновению. Пока Соединенные Штаты официально не вступили в войну, это было чрезвычайно трудно, поскольку не было законных оснований для антинемецкой деятельности, которую проводило Управление по координации межамериканских отношений (Office of the Coordinator of Inter-American Affairs), возглавлявшееся Дэвидом Рокфеллером. Оно было создано в 1940 г. с целью способствовать экономическому и гуманитарному сотрудничеству в Западном полушарии, но, прежде всего, с целью «внести вклад в дело союзников».

После Перл Харбора ситуация прояснилась. Положение улучшилось благодаря атмосфере доброй воли, которую сумела создать администрация Рузвельта, - в особенности деятельности Сэмнера Уэллеса. Сразу же после Перл Харбора правительство Соединенных Штатов сочло своевременным сосредоточить свои усилия на Латинской Америке, используя сущность и практику панамериканизма. С этой целью оно созвало консультативное совещание министров иностранных дел американских республик для обсуждения проблем сотрудничества в борьбе против сил «оси». Для вашингтонского правительства важно было создать сплоченный фронт стран, готовых вступить в войну, или, по меньшей мере, разорвать дипломатические отношения с противниками Соединенных Штатов. Отклик на это предложение был огромным, однако Аргентина, поддержанная Чили, отказалась принять какое-либо конкретное предложение. Аргентину и Соединенные Штаты разделяли давние противоречия. Среди латиноамериканских стран Аргентина была вплоть до 1945 г. наиболее восприимчива к нацистской и фашистской пропаганде и в наименьшей степени склонна действовать по подсказке вашингтонского правительства. Таким образом, принятие единогласного решения не состоялось.

1014 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако через несколько дней латиноамериканские страны разорвали дипломатические отношения со странами «оси» и с Японией. Исключение составили Чили (до января 1943 г.) и Аргентина (до 1944 г.), отложившие свое решение до завершающего этапа войны.

Эти два исключения были важны, однако они не уменьшали значения американского успеха. Противостояние, которое во время Первой мировой войны было столь сильным, в этом случае оказалось всего лишь маргинальным. Соединенные Штаты получили помощь в виде проявления сплоченности и солидарности, а взамен применили к Латинской Америке закон о ленд-лизе. В особенности это касалось Бразилии, которая участвовала в войне, используя свои войска (находившиеся в Италии), и Мексики, вовлеченной в воздушную войну на Тихом океане.

Аргентинская рана оставалась открытой вплоть до марта 1945 г., когда объявление войны стало необходимым условием для участия в конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН. В основе конфликта лежала оппозиция США политическому режиму, а затем военной диктатуре, находившимся у власти в Буэнос-Айресе. Деятельность американцев значительно затруднялась тем откровенным покровительством, которое оказывала Аргентине Великобритания, обнаружившая в этой части Западного полушария незанятое пространство для своего экономического присутствия в Латинской Америке. Сначала генерал Эделемиро Фаррелл, а затем полковник Хуан Доминго Перон, избранный президентом только в 1946 г., но уже в то время являвшийся центральной политической фигурой в Аргентине, создали в стране режим, получивший поддержку благодаря национализму, направленному против Соединенных Штатов, а во внутренней политике - благодаря патерналистской политике, защищавшей интересы нового рабочего класса посредством очень развитой социальной политики. Последняя базировалась, однако, на проекте экономического развития, искажавшем естественные перспективы (в основе которых лежали богатое сельское хозяйство и животноводство). Режим ориентировался на неконкурентоспособную индустриализацию, защищенную протекционизмом, что вскоре привело Аргентину к экономической стагнации и чуть ли не к экономической отсталости.

В период войны панамериканский консенсус (исключение составляла Аргентина) внес безоговорочный вклад в дело Соединенных Штатов. Вашингтонское правительство, со своей стороны, сделало все возможное, чтобы превратить исключительные обстоятельства, смягчавшие традиционное противостояние, в постоянную ситуацию. Все латиноамериканские страны, за исклю

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1015

чением Аргентины, были приглашены к участию в деятельности союза Объединенных Наций: подготовительных работах по созданию ФАО (FAO - Food and Agricultural Organization of the United Nations); в Бреттон-Вудской системе, в создании Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Более сложной была проблема участия в подготовительной работе по созданию ООН, доверенной только представителям крупнейших держав, что вызвало разногласия, связанные с требованием предоставить определенное количество мест в Совете Безопасности странам Латинской Америки. Память о первостепенной роли, которую играла Лига наций, все еще оказывала свое влияние на подготовку послевоенного устройства.

Для преодоления этих разногласий и для обсуждения аргентинского вопроса Вашингтонское правительство согласилось на то, чтобы собрать в феврале-марте 1945 г. в Чапультепекском замке (Мехико) панамериканскую конференцию. Проблемы, стоявшие в центре дискуссии, касались роли Латинской Америки в новом мировом устройстве, будущей межамериканской системы и социально-экономических трудностей, связанных с переходом от войны к миру. Что касается первого вопроса, то Соединенные Штаты были ограничены соглашениями с Великобританией и Советским Союзом. Поэтому им пришлось ограничиться предложением, чтобы позиция латиноамериканских государств была свободно изложена на конференции в Сан-Франциско. Перестройка отношений между американскими государствами привела к более конкретным результатам. Латиноамериканские государства стремились к созданию континентальной оборонительной системы, которая автоматически связала бы обязательствами Соединенные Штаты, без необходимости голосования в Сенате. Результатом стал компромисс из трех пунктов, получивший название Чапультепекский акт (принят 8 марта 1945 г.), предусматривавший обязательства по совместной обороне на весь (теперь уже короткий) период войны; обязательство подписать договор, устанавливающий аналогичные гарантии на будущее; определение достигнутых договоренностей как «регионального соглашения, относящегося к вопросам мира и международной безопасности», которое должно применяться в Западном полушарии и должно соответствовать принципам создаваемой глобальной организации. В тот момент были заложены лишь основы политики, которую следовало, по мере возможности, сформировать. Что касается Аргентины, то было решено, что Чапультепекский акт будет открыт для присоединения к нему, но только 21 апреля, накануне начала

 
Статьи по теме:
Приснился цветущий сад. Магия чисел. Современный универсальный сонник
Сны – это бездонная шкатулка с образами, которые каждую ночь оживают в нашем сознании. Иногда сновидения бывают всего лишь ответом на утомительный долгий день, который был наполнен размышлениями и разговорами.А некоторые из них могут быть глашатаями перем
Маршрут первой камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедицияБудучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался
Транквилизаторы (анксиолитики): фармакологические свойства, направления совершенствования, проблемы безопасности применения
В психиатрической практике применяется достаточно обширная группа фармакологических препаратов. Психиатрия использует транквилизаторы чаще других медицинских областей. Но они применяются не только для лечения психопатических заболеваний.Так что такое тран
Послекурсовая терапия (ПКТ)
Для контроля уровня этих гормонов необходимо использовать специальные препараты, но производство тестостерона в большинстве случаев все же замедляется. После прекращения использования анаболиков атлетам необходимо в кратчайшие сроки восстановить синтез му