Как в древние времена проверяли беременность. Как древние узнавали о беременности? Сода, как метод определения беременности

"Смерть граничит с нашим рождением и наша колыбель стоит в могиле".
Джозеф Холл / Joseph Hall, епископ Эксетера (1564-1656)

В 19-м веке все знали о большой смертности рожениц. И сегодня любая будущая мать волнуется в ожидании родов, а ведь в прошлом риск осложнений был гораздо выше. В жизни молодой женщины едва ли случалось что-то более опасное, чем роды.

Конечно, часть женских смертей во время и после родов была причиной других заболеваний, которые только усугублялись из-за этого. Но ни одна, даже самая крепкая и здоровая женщина не была застрахована от неожиданной смерти из-за рождения ребенка. Они часто умирали, оставляя новорожденного и других детей с овдовевшим мужем.

Только в последнее время из молитвенника Церкви Англии убрали службу "воцерковления женщин, которые недавно родили", которая начиналась с благодарения Богу за "безопасное избавление и сохранение от великих опасностей родов".

Беременность

В 19-м веке беременность внезапно перешла в разряд слишком щекотливых для обсуждения тем. Подобные правила хорошего тона привели к тому, что женщины стали относиться к беременности как к недугу, а викторианские книги о деторождении ставили беременность в одни ряд с "женскими болезнями". Завеса тайны, окружавшая все, что связано с деторождением, усиливала страх неосведомленной женщины 19 века, впервые оказавшейся в "интересном положении". Незнание физиологии собственного тела доставляло ей в лучшем случае неудобства, а в худшем - грозило опасностью.

Большему риску умереть в родах подвергались, конечно, женщины низшего класса. Плохое и несбалансированное питание серьезно ослабляло здоровье беременной женщины. С другой стороны, у богатых дам была другая проблема, имея изобилие питательной пищи, они также употребляли много алкоголя во время беременности, что могло плохо отразиться на здоровье их детей.

Само время родов было очень важно для аристократических семей викторианской эпохи. Многие хотели съездить в Лондон, прежде чем женщины вынуждены будут уединиться от общества на несколько недель перед самими родами, чтобы провести это время с друзьями и близкими. Цель этого путешествия, называемого "выйти в город", была социально мотивирована: необходимо было придать огласке скорое рождение нового члена высшего общества. Дом, в котором они собирались остановиться, должен был быть подготовлен специально для размещения беременной женщины и ее мужа, друзей, семьи, врача и его помощников.

Не все женщины на самом деле совершали поездку в Лондон или в другое место, поэтому многие меняли обстановку своих комнат, чтобы подготовиться к родам в течение нескольких недель уединения. "Сосредоточение" - термин, используемый для описания последних нескольких недель беременности, которые женщина проводила дома в специально подготовленной спальне.

Вплоть до 18 века, когда стали появляться первые родильные дома, почти все люди появлялись на свет в стенах своего жилища. Жизнь человека начиналась в спальне и чаще всего заканчивалась там же. Лишь в начале 20-го века деторождение стало постепенно перемещаться из частного дома в общественные заведения.

В течение 19-го века женщина в среднем рожала шестерых детей, не включая выкидышей и мертворожденных детей. Из-за отсутствия современного медицинского обслуживания, женщины часто страдали из-за осложнений, вызванных послеродовыми разрывами и повреждением половых органов. Последствия этого делали последующие роды еще более болезненным.

Несмотря на то, что уже в 17 веке мужчины получили доступ в родильные покои, профессия повитухи оставалась востребованной вплоть до конца 19-го века, по-крайней мере в сельской местности. Повитуха, как правило, была единственной, кто мог оказать действительную помощь в родах, тем более услуги врача-акушера часто были не по карману женщинам рабочего класса. Повитуха же иногда могла остаться в доме в течение нескольких дней после родов, чтоб присматривать за матерью. Если же даже услуги повитухи были слишком дороги для семьи, то беременной женщине приходилось полагаться на своих родственников и соседей. Они могли, например, вызвать врача, когда встанет вопрос жизни и смерти.

Положением наиболее часто используемым при родах была поза Симса (в честь гинеколога Джеймса Мариона Симса (1813-1883) / James Marion Sims), когда пациент лежит на левом боку, сгибая правую ногу в колене и вытягивая другую. Это положение мешало врачу и роженице видеть друг друга, что позволяло матери сохранить лицо в неловком для викторианских женщин положении.

В 1847 году шотландский врач Джеймс Симпсон / James Simpson впервые использовал анестезию во время родов. До этого единственным обезболивающим средством, известным врачам, было кровопускание. Чтобы облегчить родовые схватки пускали до 50 унций крови...

Использование обезболивающих средств привело к началу новой эры в акушерской практике. Теперь матери могли быть избавлены от адовых мук во время родов. Это также привело к медицинской и моральной полемике, которая длилась в течение нескольких десятилетий. С одной стороны, женщины были обречены страдать из-за "проклятия Евы" и должны были испытывать боли во время родов. С другой стороны, гуманитарные общества отмечали моральные и физиологические причины для контроля и устранения болей при родах. Таким образом, в высшем обществе царило двойственное отношение к обезболивающим препаратам для рожениц.

Например, сама королева Виктория популяризировала хлороформ в качестве обезболивающего при родах, но делала это вопреки стойкому общественному мнению, убежденному, что применять хлороформ значит "поддаваться слабости". Многие ее подданные ставили знак равенства между "состоянием бесчувствия", вызванным виски, бренди, джинном, вином или пивом, и тем, к которому приводил эфир и хлороформ, - и то и другое делает человека мертвецки пьяным, а это неприлично. Как бы то ни было, когда у жены ученого и мыслителя Чарльза Дарвина начались родовые схватки, он усыпил ее хлороформом.

К тому времени, когда люди уже начали понимать, что в спальню к роженице можно занести невидимые микробы, даже если вымыть руки, доктора все ещё отказывались менять свои привычки. В 1865 году Женское медицинское общество обратилось к врачам с просьбой не приходить в родильный покой прямо из анатомического театра. В ответном заявлении журнал "Ланцет" назвал эту просьбу совершенно необоснованной: причиной послеродового сепсиса является вовсе не инфекция, а "состояние ума" женщины, вызванное перевозбуждением.

Как и во времена Тюдоров, женщинам 19-го века не разрешалась вставать после родов с постели: книга "Советы замужней женщине" (1853) рекомендовала молодой матери девять дней лежать на спине и лишь на десятый "на полчаса принять сидячее положение". По истечению двух недель позволялась "сменить спальню на гостиную".

Разумеется, существовавшие в обществе классовые различия проявлялись и в отношении к роженицам. Так, автор ещё одной книги полезных советов викторианской эпохи утверждал: "Совершенно недопустимо, чтобы жена рабочего отлынивала от работы... В этом нет никакой необходимости. Каждый должен нести свою ношу". Женщины трудового класса Великобритании и жены поселенцев Нового Света разрывались между материнскими и супружескими обязанностями. Врачи не рекомендовали беременным поднимать руки выше головы, но в Новой Англии обмазывать глиной потолок и стены в строящемся доме или нуждающемся в ремонте доме считалось женским делом, а для этого нужно было тянуться руками вверх. Даже во время беременности и после родов женщинам из сельских общин волей-неволей приходилось выполнять тяжелую физическую работу.

Источники:
"Английский дом. Интимная история" Люси Уорсли
http://www.loyno.edu/~kchopin/new/women/bcabortion.htmlT

Женщине, мечтающей о материнстве, хочется найти подтверждения своего положения на самых ранних сроках. Сегодня существует множество научных медицинских методов, позволяющих диагностировать факт зачатия в первые недели. Но наряду с ними активно применяются народные методы определения беременности.

Почему «бабушкины методы» так популярны в век современных технологий? Неужели такая диагностика достоверна? Как определить беременность народными способами, узнаете из этой статьи.

Чаще всего о наступившей беременности свидетельствует отсутствие выделений наряду с изменением вкусовых ощущений, появлением тошноты, усилением жирности кожи. Но это лишь косвенные признаки. Даже их наличие не дает гарантии, что причиной всему интересное положение женщины.

Если нет возможности посетить врача, сделать необходимые исследования, которые могут подтвердить это, можно попробовать определить беременность народными способами. Рассмотрим наиболее известные из них.

По моче

Как определить беременность по моче? Наиболее эффективными считаются тесты с йодом. Основаны они на определении уровня щелочи в ней. Для этого нужно в небольшую емкость с мочой добавить очень аккуратно каплю йода. Посуда должна стоять на ровной поверхности. Если йод так и остается капелькой или пятном на поверхности, то вскоре женщина станет мамой. Если же он растекается по всей поверхности, то беременность не наступила.

Можно провести другой тест. Для этого берут лист бумаги, смоченный мочой, и капают на него йод. Если бумага окрасится в фиолетовый цвет – беременность есть, в синий или коричневый – беременности нет. Безусловно, современный по моче, купленный в аптеке, удобнее в применении и информативнее.

На раннем сроке можно сильно нагреть мочу и перелить ее в стеклянный сосуд. Считается, что в моче беременной женщины будут присутствовать хлопья и осадок. Характерно, что несмотря на сильный, резкий и неприятный запах, этот метод определения беременности в домашних условиях остается популярным.

Еще одним народным средством для определения беременности является сода. Если при засыпании небольшого количества соды в стакан с мочой образуются пузырьки, значит, можно ждать малыша. Если сода осела на дно, результат теста отрицательный.

С помощью лука

Одним из странных народных способов определения беременности является гадание на луке. Для этого берут две луковицы, на одну загадывают положительный результат, на другую – отрицательный. Затем луковицы высаживают в емкости с водой и следят, какая из них раньше прорастет на высоту 4 см.

Очевидно, что такая методика не имеет никаких медицинских обоснований и считается больше развлечением, чем реальным методом определения беременности.

По пульсу

Народные методы определения беременности могут включать в себя измерение пульса на животе на расстоянии 7-8 см ниже пупка. Наличие пульса в этом месте означает, что вскоре в семье появится малыш. Способ не имеет никакого научного обоснования, достоверность его весьма сомнительна.

По снам

Наши предки верили в сны. Они считали, что явившаяся в сновидениях рыба свидетельствует о том, что в ближайшем будущем женщина станет матерью. При этом совершенно не важно, что делать с рыбой во сне – ловить ее, держать в руках, покупать, готовить или есть.

Также о скорейшем зачатии ребенка сигнализирует купание в водоеме с чистой водой, увиденное во сне.

По выделениям

Если верить народным методам определения беременности, то на ранних сроках характер выделений из влагалища меняется. Они становятся обильными и могут окрашиваться в розовый или коричневатый цвет.

Обычно выделения появляются на 5-й день после зачатия. В этот момент оплодотворенная яйцеклетка может повредить мелкие кровеносные сосуды эндометрия. Отсюда и примесь крови в выделениях.

Такое явление получило название имплантационного кровотечения. Само по себе оно совершенно безопасно, при условии, что примесь крови незначительна. Если кровотечение ощутимое, необходима срочная консультация врача.

Привкус металла во рту

Как утверждают сторонники народных методов определения беременности, у будущей мамы может появиться металлический привкус во рту. Такие явления происходят с женщиной в первые недели беременности. Это позволяет определить факт зачатия на очень ранних сроках.

С помощью цветов

Определить беременность народными средствами можно с помощью полива цветов на клумбе утренней мочой. Основан такой метод на насыщенности мочи будущей мамы гормонами. Достоверно можно оценить результаты теста только через некоторое время, самое раннее - через 3 дня. Если по истечение этого срока цветы стали выглядеть лучше, то результат теста можно считать положительным.

Эффективность народных методов

Все перечисленные народные способы определения беременности не выдерживают никакой критики и не имеют научного обоснования. Тем не менее, у них есть множество приверженцев, которые утверждают, что узнали о своем положении задолго до посещения врача именно с помощью народных средств.

Объяснение тому очень простое. У каждого варианта достаточно большая вероятность – 50%. Ведь может случиться только два события – беременность подтвердится или не подтвердится. Женщине решать, верить ли народным методам определения беременности на раннем сроке.

Все средства совершенно безопасны и несут позитив будущей маме в виде удовлетворения любопытства до того времени, когда беременность можно будет подтвердить в медицинском учреждении. Кроме того, народные способы определения наличия беременности проводятся с теми материалами, которые есть в наличии. Они не требуют финансовых вложений и походов в аптеку, поликлинику или магазин.

Народные признаки беременности

Признаков беременности множество. Но все они являются лишь косвенными и могут свидетельствовать не только о свершившемся зачатии, но и о других изменениях в организме женщины, и, к сожалению, не всегда безобидных. Народные методы определения беременности будут эффективнее, если эти признаки будут сочетаться друг с другом.

Наиболее распространенные симптомы:

  • Изменение базальной температуры. Многие женщины применяют такой метод в качестве средства . Поясним сразу, для этого данный способ не эффективен. А вот для определения уже наступившего зачатия измерение базальной температуры очень подойдет. В период показатель составляет 37°С. За неделю до наступления критических дней базальная температура не беременной женщины снижается. Но если до менструации осталось меньше недели, а термометр по утрам упорно показывает 37°С, вероятность того, что зачатие уже произошло, очень высока. Особенно это актуально в сочетании с прочими признаками.
  • Нагрубание молочных желез и их болезненность. Сам по себе такой признак не свидетельствует о том, что женщина непременно вскоре станет мамой. Такие же изменения замечают многие женщины перед наступлением месячных. Но если в дополнение к этому периодически болит низ живота, держится высокая базальная температура, то вполне вероятно, что зачатие случилось.
  • Изменение вкусовых предпочтений, тошнота. И это не является стопроцентной гарантии беременности. Вполне может быть, что оно всего лишь свидетельствует о появлении патологии в организме. Но в сочетании с перечисленными признаками на это стоит обратить внимание.
  • Усилившееся обоняние. Изменившиеся предпочтения в запахах. Женщину вдруг могут довести до тошноты те запахи, которые еще совсем недавно очень ей нравились.
  • Резкие перепады в настроении, повышенная эмоциональность, частые слезы.
  • Увеличение окружности живота. На самом деле плод развивается медленно, и матка к концу первого месяца развития плода в объеме будет примерно, как куриное яйцо. Но в организме будущей мамы сразу после зачатия происходят гормональные и физиологические изменения. Касается это и системы пищеварения. Незначительно отекают стенки кишечника, усиливается его кровоснабжение, снижаются перистальтика и газообразование. Поэтому живот почти сразу увеличивается в размерах. Визуально, скорее всего, это незаметно. Но женщина может отметить, что любимая юбка или брюки стали тесноваты в поясе.
  • Частые позывы к мочеиспусканию. Связано это с расслаблением мочевого пузыря, вызванного происходящими гормональными изменениями в организме будущей мамы.
  • Можно определить беременность по плотности шейки матки. Перед началом месячных шейка матки приобретает рыхлость. Она приоткрывается, готовясь выпустить наружу менструальные выделения. Как только беременность наступила, шейка матки уплотняется и закрывается, препятствуя проникновению к плоду инфекции.
  • Изменение сексуальных аппетитов женщины. Причем возникают они почти сразу после зачатия. Либидо может как повышаться, так и затухать. И снова «виноваты» в этом гормоны.
  • Повышенная утомляемость и постоянная сонливость.
  • Изменения во внешности. Если женщина вдруг ни с того ни с сего похорошела, или необъяснимо изменились ее черты лица, кожа или волосы, возможно, вскоре она познает радость материнства. Изменения гормональной системы могут привести к возникновению сыпи на лице, повышенной жирности волос, излишней пигментации кожи или, наоборот, уже имеющиеся прыщи могут пройти.
  • Утреннее недомогание (

Как правило, забеременев, женщина попадала в центр внимания окружающих, особенно сильно это проявлялось в деревнях, где беременность женщины, несмотря на частоту этого явления, при скудности деревенских интересов, составляла своего рода событие. Как только беременность становилась заметной, о ней тут же начинали толковать все соседи, сообщая друг другу, что такая-то «забрюхатела», “понесла“,“стала тяжела“, «ходит на сносях»… Положение женщины во время беременности менялось к лучшему, как правило она освобождалась от тяжёлых работ, но не от работы вообще. В деревнях иногда случалось и так,что женщина начинала рожать за работой в поле, на дворе, на речке во время стирки. Некоторые мужья и вовсе относились к беременным жёнам с полной безучастностью: «Да что сделается от родов бабе? Хоть корова вырасти у ней в пузе – и та выскочит».

В некоторых местах существовало поверье, что роды тем мучительнее и дольше, чем больше народа о них знает. По этой причине, скрытность женщин достигала таких пределов, что они не сообщали о беременности своим мужьям и семейным, пока те не замечали сами. Само наступление родов тоже скрывалось до последнего, лишь в критическую минуту об этом сообщалось самому близкому человеку в семье. По распространённому мнению, есть только два человека, которые могут знать о родах без последствий для роженицы: бабка повитуха и родная мать или свекровь.

Беременной женщине, как олицетворению плодородия, приписывались магические свойства и благотворная сила, с другой стороны, беременность повсюду считалась нечистым временем, т.к в женщине по поверьям в это время присутствуют две души и она близка к границе между жизнью и смертью. «С пузом ходить – смерть на вороту носить». На последних месяцах беременности женщина не могла участвовать в свадебных обрядах, быть крёстной матерью, свахой или дружкой. Участие в похоронном обряде тоже оговаривалось. Считалось, если беременная перейдёт кому-то дорогу, то на того человека обязательно нападут чирьи, если будет присутствовать при чистке колодца, то вода в нём сделается дурной. Много запретов было связано с перешагиванием: запрещалось переступать через оглобли или коромысло, чтобы ребёнок не родился горбатым, через земляные плоды, чтобы не было выкидыша,через острые предметы, чтобы не вызвать тяжёлые роды, запрещалось брать в руки верёвку или вожжи и проходить под ними, чтобы не было обвития пуповины.Нельзя было пинать собак, кошек и свиней, иначе заболят ноги и спина, а у ребёнка будет «щетинка»,“собачья старость» или “кочерга“, по той же причине беременная не должна была мочиться на солому. Не должна находиться на кладбище, подходить к строящемуся дому, выходить из дома после захода солнца. Беременная не должна была заготавливать бельё для ребёнка, т.к считалось, что ребёнок «жить не будет». Не должна есть двойных, сросшихся плодов, т.к могут родиться близнецы. Если беременная при виде падали плюнула, то у ребёнка будет пахнуть изо рта. Запрещалось смотреть на уродов и слепых, чтобы не передать эти недостатки ребёнку.

В крестьянских семьях до родов выбиралось тихое и укромное помещение. Многие роженицы отправлялись рожать в баню, где и проводили первые дни после родов. Некоторые роженицы уходили в баню за несколько дней до родов. Первое время после родов женщины считались существом нечистым «поганым». Во многих местах женщине, до истечения сорока трёх дней после родов, запрещалось ходить в церковь, брать в руки икону, присутствовать на молебне в доме, ходить в амбар, святить хлеб или коров, ходить в гости на праздник, пить освященную воду и т.д. В некоторых местах и члены семейства роженицы тоже считались нечистыми.

Повитуху приглашали в строжайшей тайне, и только при наступлении родовых схваток. При нормальных родах роль повитухи заключалась в том, что она осматривала роженицу, ободряла, готовила к родам, по возможности унимала «бабью муку» - растирала спину, и вводила во влагалище кусочек мыла «для смягчения».

Если же роды продвигались туго, повитуха принимала меры «распаривала» или наоборот охлаждала живот. При этом считалось, что роженицу должно обязательно рвать, для чего её поили рвотным, после этого, потуги должны были пойти сильнее. Чтобы “выправить“ положение ребёнка роженицу часто клали на кадку так, чтобы ноги и голова свешивались, заставляли становиться на четвереньки, скакать с лавки,кувыркаться через голову,плясать на печной заслонке, подвешивали на за ноги на притолоке и т.д. Иногда повитухи заставляли роженицу стоять до самых родов, полагая, что ребёнок свободнее и скорее выйдет, считалось полезным до самых родов таскать роженицу под руки. Вообще, для ускорения затянувшихся родов прибегали к самым разным приёмам. Например, старались испугать роженицу, окатив её холодной водой из ковш, или приглашали постороннего мужика, чтобы он стучал в дверь и ругался на роженицу.

В доме открывали и отмыкали всё, что было заперто. Родственников заставляли набрать в рот воды и через рот повитухи передать эту воду роженице, в церкви распахивали царские врата (при особенно тяжёлых родах). Муж роженицы, а иногда и все домашние расстёгивали и развязывали на себе всё, что только можно.

Присутствие мужа на родах в некоторых местах считалось желательным, в некоторых запрещалось. Действия его иногда носили религиозный характер - он должен был читать молитвы, иногда пассивный – он только расстёгивал на себе всё и переодевался в женское, а иногда муж должен был помогать жене тужиться держа её за плечи, причём он должен был снять с себя штаны или раздеться совсем. В некоторых местах муж брал в руки половой член и приговаривал «Как вошёл, так и выходи». Часто считалось, что муж может облегчит жене муки, если будет кричать и стонать вместе с ней, таким образом он брал часть боли на себя. После родов муж приглашался для того, чтобы «зааминить» промежность, предохраняя её от появления двойни или тройни.

Когда роды наконец заканчивались, и ребёнок появлялся на свет, повитуха заворачивала мальчика в мужскую рубаху, а девочку в полотенце, которое потом вешалось над колыбелькой.Потом перевязывала пуповину или свитыми волосами матери, или льняными нитями, и перерезала пуповину серпом или хлебным ножом, смазывая её деревянным маслом. Если ребёнок рождался «обмершим», его опускали на несколько секунд в холодную воду и били ладонями по ягодицам, а если это не помогало, то делали что-то вроде искусственного дыхания: дули в задний проход, брали ребёнка за ножки и несколько раз опускали вниз головой, вводили в нос гусиное перо, иногда жгли над новорожденным бумагу, читая заклинание, иногда пытались “откричать“ – громко кричали имя отца ребёнка.

Если роды прошли благополучно и ребёнок родился живым и здоровым,приняв его, повитухи приступали к изгнанию последа. Некоторые повитухи «выкликали» детское место, приговаривая «кыс,кыс, кыс», и слегка подёргивали пуповину. В некоторых случаях послед выманивали на сахар, а иногда давали роженице сок из свежего лошадиного кала в количестве двух стаканов. Иногда к пуповине привязывали кочергу, а за другой конец кочерги привязывали собаку, которая таким образом вытягивала детское место. Если послед не выходил через полчаса, это воспринималось как недобрый знак. Если и через час тоже. В этом случае бабки усиленно тянули, и при этом, порой,обрывали пуповину, считая, что в этом случае послед прирос к телу...

С извлечённым последом «постелькой» поступали по–разному. Высушивали и хранили на божнице, используя при лечении болезней или хоронили, причём с соблюдением различных обрядов.
Например, детское место с ломтем чёрного хлеба, яйцом и салом, в лапте с правой ноги, зарывалось в землю, чаще под полом избы, реже под полком бани, во дворе, изредка, в навозе в хлеву или конюшне. Если хотели, чтобы следующим был мальчик, то послед выворачивался, высушивался и хранился на чердаке под святым углом. В некоторых местах от последа отрезали кусок, и потом мать относила его в то место, благодаря которому решится судьба новорожденного, например у лавки – будет торговцем, у церкви – священником. При похоронах последа приговаривали «месту гнить, а ребёнку жить» Если ребёнок рождался в рубашке, то её непременно высушивали и сохраняли, полагая, что она приносит счастье. Её клали в ладанку и носили на шее.

По окончании родов повитуха мыла и чистила младенца, а потом по необходимости правила голову – сжимала, чтобы сделать её более округлой. Исправляла нос, стягивала кривые ноги, если у младенца были припухлые соски, то повитуха высасывала предполагаемое молоко. Чтобы ребёнок был спокоен, повитухи слизывали ребёнку «маковку языком», сплёвывая в левую сторону. Для того, чтобы ребёнок был тих, первый раз его клали на правый бочок, а первое испражнение заворачивали в тряпочку и втыкали в бане под потолок. Купальную воду выливали под рассаду, чтобы ребёнок хорошо рос, чтобы был белотелым, первый раз купали в молодом квасу и коровьем молоке, чтобы был румяным и краснощёким, ягодицы мазали кровью из пуповины. Первую кашу варили на материнском молоке. Чтобы не было прыщей, умывали материнским молоком. Не кормили во время грозы. Мальчиков часто кормили только из правой груди, а девочек из левой. В некоторых местах верили, что в первые три дня молоко матери вредно, а потому давали соску из варёной свеклы и моркови с сахаром, кое где грудь не давали до тех пор, пока младенца не окрестят, и до крестин его кормили сосками из хлеба, баранок и каши. Однако при этом многие крестьянки кормили детей до двух трёх лет, полагая, что в этом случае они не смогут забеременеть.

«А как же раньше то рожали?»… Эту фразу слышала, наверное, каждая женщина, которая хоть как-то отзывалась о родах. А действительно… а как же все происходило раньше.

Итак, начнем-с…

В первобытно-общинном строе, женщины вероятнее всего рожали без какой-либо помощи. Похожая ситуация есть и сейчас у некоторых туземных племен Бразилии, где женщины рожают без какой-либо помощи, перекусывая или перерезая самостоятельно пуповину.

Первая помощь в родах началась от принятия родов у животных. Когда появилось пастушество, мужчинам пастухам иногда приходилось оказывать помощь животным если роды были тяжелыми. Вот так постепенно опыт помощи животным был перенесен на людей.

Есть предположения, что первобытные врачи умели даже проводить операцию кесарева сечения.

Существует много фактов, подтверждающих то, что женщины рожали без какой-либо помощи. Вот, например, древние персиянки делали из камней небольшую пирамиду, на которую опирались руками, стоя на коленях и вот в такой позе рожали.

Более высокий уровень культуры в родах был у индейцев команчи, где роды проходили с мужем. Да-да… это для тех, кто любит утверждать, что мужчине не место в родах и раньше рожали без мужей. Мужья не только помогали женщине, но и выступали в качестве акушеров. Делали массаж живота, принимали ребенка и перерезали пуповину.

В некоторых африканских племенах до сих пор сохранилась традиция участия и помощи мужа в родах. Муж находится сзади жены, обхватывает живот жены полотном, упирается ногами в поясницу, натягивая ткань и тем самым как бы выталкивая малыша из утроба.

Первая медицинская литература на тему акушерства и родовспоможения известна по египетским папирусам («гинекологический папирус»(XXX векдо н. э.),а также китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э.), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.), индийская книга «Аюр-веда» («Знание жизни») в нескольких редакциях (IX-III века до н. э.).

Познания в акушерстве у разных народов древнего мира было свое. Например, у евреев, китайцев и египтян роды помогала принять женщина.

В Индии партнерские роды были не в диковинку. Мужчина на родах никого не смущал. Роды принимали опытные женщины, которые сами родили несколько детей, а при проблемах, которые возникали в родах, вызывали врача, который как раз и был мужчиной. Примерное такая же картина была и в Древней Греции. Именно в этих культурах раньше всех появилось кесарево сечение и щипцы.

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Богиня Таурт – покровительница беременных женщин и новорожденных детей.

Мужчина, который собирался жениться на девушке, первым делом интересовался не бесплодна ли его его будущая жена. На этот счет, у египтян были свои методы проверки: во влагалище перед сном помещали зубчик чеснока. Если утром женщина чувствовала во рту привкус и запах чеснока, то считалось, что женщина будет плодовита. Если же никаких ощущений не было, то женщина считалась бесплодной. Этот способ основан на том, что гениталии связаны с другими органами, если же у женщины непроходимость фаллопиевых труб, то данная связь прерывается. В наше время существует тест Спека, который как раз основан на аналогичном принципе – женщине вводят в матку раствор фенолфталеина. Таким образом проверяют проходимость труб. Если все хорошо, то затем в моче появляется этот индикатор.

Вернемся к Древнему Египту. И вот, дама выбрана, проверена, можно приступить и к подготовки к зачатию. Перед зачатием женщину окуривали благовониями. Когда же беременность наступала, то сей факт надо было тоже проверить. Египтяне считали, что моча беременной помогает лучшему прорастанию злаков. Этим же методом и пытались определить пол ребенка. Если первой прорастала пшеница, то предрекалось, что родится мальчик, а если ячмень, то родится девочка. Конечно, научности данных методов нет, но эти методы практиковали не только в Древнем Египте, но и в Европе в средние века.

Когда же факт беременности подтверждали, то считалось, что покровительницей беременных женщин была богиня Таурт. Амулет или фигурка, или ее изображение всегда было рядом с беременной женщиной. Богиня Таурт изображалась в виде беременной самки гиппопотама с руками женщины, а головой львицы.

Когда приходило время рожать, женщина отправлялась в «роддом» – «маммизи». Маммизи – это храм. Отправлялась она туда не тогда когда роды начались, а незадолго до них, чтобы заручиться поддержкой в предстоящих родах.

После посещения храма беременная оставалась дома ждать родов. Рожали египтянки на корточках. Если роды были затяжными, то роженица окуривалась благовониями, ей массировали живот и натирали его шафраном и пивом.

Роды проходили сидя на корточках на специальных родильных кирпичах. Один из таких кирпичей нашли при раскопках в 2001 году. Богиню Месхененет – покровительница рожениц и повитух, часто изображали как родильный кирпич с женской головой.

Кормили грудью до 3х лет. При проблемах с молоком, женщину натирали специальным жиром и маслом – из хребта нильского окуня, который зажаривали в жире и масле натирали позвоночник женщины. Если же молока не становилось больше, то грудное молоко заменяли коровьим.

После родов, если женщина не хотела в скором времени забеременеть опять применялись различные противозачаточные средства. Самым популярным были крокодильи экскременты, кислое молоко, мед с финиками и смолистые выделения акации. Все эти вещи вводились во влагалище.

Как мы уже выяснили, раньше, женщина в родах занимала свободное положение – двигалась, опиралась на поручни, рожала сидя на корточках. В Голландии, например, до 19в. Женщины рожали на специальных акушерских стульях. В Америке, во втором периоде родов женщину укладывали на бок. В Средней Азии и у ацтеков, женщины рожали на корточках. А почему же стали рожать в положении лежа, т.е. то, как рожают женщины в современном мире. Впервые такая поза была использована в 17в во Франции. Луи XIV хотел видеть рождение своего ребенка у одной из его любовниц, а поскольку это было не удобно увидеть, когда женщина располагалась в иных позах, он приказал уложить женщину на спину.

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Древней Греции помощь роженице оказывалась только если роды были тяжелыми. Они уже знали о кесареве сечении, но оно не проводилось тогда на живых людях. Помощь в родах оказывали только женщины, которых называли «перерезывателями пуповины». Существовал целый класс таких повитух, чье ремесло – акушерство передавалось. Именно в Древней Греции овладели мастерством переворота малыша при его неправильном положении, но этим занимались исключительно врачи. Только в случае тяжелых родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. Такая же практика была и в Древней Индии.

В Древней Греции женщины акушерки помогали не только в родоразрешении, но и в прерывании беременности на ранних сроках. Еще Аристотель (древнегреческий философ и естествоиспытатель) считал, что в ранние сроки развития плод не имеет сознания.

Если нужно было скрыть факт родов, то роды проходили в доме акушерки и стоили довольно дорого.

Беременность определяли следующим образом – если не было месячных, была тошнота, рвота и отсутствовал аппетит, появлялись желтые пятна на лице. Это были первые признаки беременности, но также был и другой метод определения беременности – брали красный камень и растирали его перед глазами женщины, если в глаза попадала пыль, то женщину считали беременной, в другом же случае беременность отрицали. Пол ребенка определяли по наклону сосков во время беременности – если наклон был вниз, то это означало, что будет девочка, если же вверх, то мальчик.

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Древние римляне, как и древние греки поклонялись богам. И у них были Боги-врачеватели: Эскулап – бог медицины, Флюония – богиня менструации, Утерина – богиня матки, Диана, Ка-бела, Юнона и Мена – богини деторождения. Также у каждого положения ребенка в матке была своя богиня. Богиня Проза отвечала за головное предлежание, богиня Постверта отвечала за ягодичное и поперечное предлежание. Дети, рожденные в ягодичном предлежании получали имя Агриппы.

Оказанием помощи в родах занимались женщины-акушерки. Врач, как и в Древней Греции, приглашался только при тяжелых родах. В историю акушерства вошла такая известная женщина-акушерка как Аспазия (2.в н.э). Ей присвоили звание врача. Все свои знания она изложила в книге, которая сохранилась и дошла до нашего времени. В этой книге Аспазия рассматривала такие важные вопросы как гигиена во время беременности, помощь при выкидыше и уход за женщиной после него, изучила ряд вопросов по исправлению смещенной матки, лечение расширенных вен наружных половых органов, о грыжах и кандиломах. В книге рассмотрены методы обследования женских половых органов с применением влагалищного зеркала.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О