Капоэйра. Описание, история появления. Словарь терминов капоэйры CORDAO DE OURO в городе Тольятти

Капоэйра — так называется афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатики, сопровождающееся ритмом традиционных бразильских музыкальных инструментов. Преимущественно в капуэйре (капоэйре) применяется техника использования ног.

Этимология этого слова достоверно не известна. Существует ряд различных трактовок, из которых наиболее вероятной кажется версия исследователя Фу Киау Бунсеки . Он предполагает, что это искажённое звучание одного из слов языка киконго, означающее "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. " Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…".

Относительно истории этого направления боевых искусств существует несколько различных версий. В XVII веке на территории Бразилии проходили ожесточённые колониальные войны. Африканские рабы, которых португальцы привозили из колоний Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Когнго сбегали от рабовладельцев в сельву и создавали там свободные сообщества (киломбуш ). Нападения на киломбуш были явлением регулярным, и их обитателям необходимо было выработать систему самообороны. Считается, что именно тогда прообраз капоэйра был передан обитателям киломбуш индейцами южно-американского континента.

По другой версии, капойэра изначально была африканским ритуальным инициационным танцем, позднее ассимилировавшемся под влиянием индейцев Южной Америки и перенёсшим акцент на боевое искусство.

Где-то в начале 1800-х гг. капоэйра вышла за пределы киломбуш и стала применяться уличными группировками различного этнического состава банд.

Современная капоэйра, в отличие от ранних форм, довольно редко применима в боевых целях. Как правило, это бесконтактные поединки, однако, проводятся и полноконтактные бои на чемпионатах мира. Традиции определяют внешний вид участников, музыку и порядок прохождения аттестации, в целом — весь ход встреч.

Первая официальная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду ), была открыта в 1932 году. Местре Бимба создал новый стиль капоэйры и назвал его "Лута Режионал Байана " (Luta Regional Baiana ), более распространённое название "Капоэйра Режиональ " ("Режиональ "). Благодаря систематизации опыта различных школ и улучшения техники преподавания, а также разработке методики преподавания и комплексов ударов, капоэйра Местре Бимбы — это совершенно уникальный и новый подход к теории и практике этого единоборства. Местре Бимба вывел "8 последовательностей Бимбы" ("последовательностей"), которые и сегодня считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры.

Другой влиятельной фигурой в искусстве капоэйра стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья ), основатель Академии "Капоэйры Ангола ", открытой им в 1941 году. Его стиль капоэйры так и называется "Ангола ". Отличие от стиля режиональ заключается в том, что значение придаётся не столько боевому аспекту капойэры, сколько традиционному ритуальному игровому характеру. Между этими двумя направлениями существует серьёзное различие как по скорости и способу исполнения техники, так и по общему характеру направленности игры. Если режиональ делает акцент на скорости и быстроте рефлексов, то ангола большое значение придаёт осмысленности каждого движения.

Тем не менее, существуют сторонники единой капоэйры (капоэйра "Контемпоранеа "), не противопоставляющие две эти техники, а использующие преимущества каждой их них в игре.

В режиональ и контемпоранеа принята система поясов, цвета которых обозначают мастерство и определяются каждой отдельной школой. Пояс можно получить только на посвящении (батизадо / batizado ).Совместно с практикой игры, а также отработкой элементов движения, изучается португальский язык, культура, музыка, песни, философия и история капоэйры. Звание опытного ученика (formado ) даётся через несколько лет постоянных тренировок. Следующим уровнем считается помощник учителя контра-местре (contra-mestre ), а звание местре (mestre ) даёт возможность открывать собственную школу. Обычно на достижение этого звания уходит не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления анголы ритуал батизаду и система поясов не практикуется.

Встречи капоэйристов проходят по определённым правилам: музыканты, задающие ритм игре, становятся в изголовье круга (т.н. Рода/ Roda ). Состав Роды образуют сами капоэйристы и публика, располагающиеся по кругу. Рода поёт песни на португальском языке. В центре проходит сама игра, в которой игроки, используя прыжки и удары, пытаются достать соперника и вынудить его упасть. Характер игры в Роде (дружески или агрессивно), её темп (быстро или медленно) полностью зависят от задаваемого ритма. В капоэйре не практикуются статические позы, её основа — жинга (ginga ) — непрерывные движения игроков.

Сегодня школы капоэйры объединяют множество людей во всем мире. Фестивали и семинары по капоэйре проводятся регулярно в разных странах.

Современная капоэйра — это зрелищное действо, производящее неизгладимое впечатление, игра, в которой потрясающие акробатические трюки комбинируется с удивительными по красоте и силе боевыми ударами.

Во время тренировок в школе капоэйры можно убрать лишний вес, получить великолепную растяжку и накачать мышцы. Из искусства капоэйры берут начало современный хип-хоп, брейк-данс и столь зажигательная латиноамериканская музыка. Ограничений по возрасту и способностям практически нет, начать занятия может практически любой. Говорят, что искусство капоэйры учит взлетать не только над землёй, но и над самим собой.

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века , но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы , Мозамбика , Гвинеи , Конго . Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву , где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. - киломбу) - «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от :

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо » («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр - молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем - Зумби , который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares ) возглавлял один из крупнейших киломбу - Палмарис , который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет .

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйры стало официальное документирование информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в г. на территории Бразилии Золотого Закона , который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше - в г. - законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года . В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация , проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» - капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд . В г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики .

Разделение стилей

Капоэйра Режионал

Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба , ни с Местре Пастинья .

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке , которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом - европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana , за которой последовали другие - например Furacões da Bahia или Brasil Tropical , основанная мастером Камиза Роша . После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza , приехавший в г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше - в г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala ) в Нью-Йорке . В г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira ), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе .

Капоэйра в СНГ

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие », с Марком Дакаскосом в главной роли.

Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе , США и Бразилии .

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ .

Капоэйра в России

Капоэйра сегодня

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda ). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau ), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра - передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен .

Музыка

«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло - это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором - это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» - батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau ) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде .

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

Ритмы беримбау

Три основных вида беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

Открывает музыкальную последовательность ладаинья - это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Общие понятия и определения в капоэйра

  • порт. Abadá / Абада - специальные капоэйристские штаны белого цвета.
  • порт. Amazônia / Амазониа - стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.
  • порт. Angola / Ангола - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.
  • порт. Apelido / Апелиду - имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.
  • порт. Axé / Аше - энергия капоэйры.
  • порт. Bateria / Батериа - оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.
  • порт. Batizado / Батизаду - церемония посвящения, крещение, получение первой корды.
  • порт. Benguela / Бенгела - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладают уходы, перемещения, ритм средний, удары плавные ине высокие.
  • порт. Volta ao mundo / Волта ау мунду - проход в роде по кругу, используется для передышки игроков или музыкантов.
  • порт. Grimas / Гримаш - палки для макулеле.
  • порт. Jogo / Жогу - игра в роде.
  • порт. Jogo de compra / Жогу ди компра - игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.
  • порт. Iuna / Иуна - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
  • порт. Corda / Корда - цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.
  • порт. Corridos, quadros / Курридус, куадрус - песни, исполняемые участниками роды.
  • порт. Ladainha / Ладаинья - песня-вступление, поётся только в анголе, исполняется сольно.
  • порт. Maculelê / Макулеле - танец-игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.
  • порт. Regional / Режионал - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.
  • порт. Roda / Рода - круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.
  • порт. Solo / Соло - одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие то удары, связки, акробатические движения.
  • порт. Toque / Токе - ритм игры на беримбау.
  • порт. Troca de corda / Трока ди корда - смена корды, переход на следующий уровень.
  • порт. Chamada / Шамада - вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.
  • порт. Chulas / Шулас - восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа - джинга (порт. ginga ). Джинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

  • Джинга (порт. Ginga ).
  • Негачива (порт. Negativa ).
  • Эшкива (порт. Esquiva ).
  • Кокоринья (порт. Cocorinha ).
  • Роле (порт. Role ).

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау аберту (порт. Au aberto )
  • Ау фешаду (порт. Au fechado ).
  • Ау добраду (порт. Au dobrãdo ).
  • Ау агулья (порт. Au agulha ).
  • Бананейра (порт. Bananeira ).
  • Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio ).
  • Макаку (порт. Macaco ).

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. cordão ) или нашейными платками (порт. lenço ) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс-платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado ). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado ). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания - местре-шарангейру (порт. mestre-xarangeiro ) контра-местре (порт. contra-mestre ) и местре (порт. mestre ). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду (Batizado)

Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо ) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь одной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы ? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» - Местре Кобра Манса

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип - следования «линии» - традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken » (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Примечания

  1. Health"snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
  2. Health"snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
  3. ISBN 5-93347-205-0 .
  4. Статья Киломбуш - свободные города на v8mag.ru
  5. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
  6. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
  7. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  8. Более подробно капоэйра в этот период описана в книге Жоржи Амаду «Лавка чудес»
  9. Mestre Bimba
  10. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Статья «Капоэйра Ангола», Мартин де Моор.
  11. «GRUPOS PARAFOLCLÓRICOS BAIANOS. Olhar o passado e entender o presente para redimensionar o futuro» Nadir Nóbrega Oliveira (порт.)
  12. Mestre de Capoeira Paulo Siqueira (нем.)
  13. «Herança de Pastinha. Metafísica da Capoeira». Decanio, Ângelo; Colecão São Salomão 3, Salvador: Produção Independente, 1996., стр. 38, стр. 54

Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.

Что это такое?

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе элементы игры, борьбы, танца и даже акробатики. Все движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку, и в итоге получается потрясающий энергичный микс!

Стоит отметить, что хотя элементы боя присутствуют, контакты между партнёрами сводятся на нет, так как преобладают низкие положения, имитированные удары ногами, акробатические приёмы, а также всевозможные подсечки. Но когда один танцор якобы нападает, другой всячески уворачивается, в итоге получается потрясающе красивый поединок. Но чтобы этого добиться, все приёмы должны быть слаженными и скоординированными.

Как появилась?

История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.

В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.

Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.

Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.

Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».

Кстати, было время, когда капоэйра запрещалась законом, и поэтому на некоторое время она уходила в подполье.

Стили

После военного переворота, произошедшего в Бразилии в 1930 году и полностью изменившего политическую ситуацию, капоэйра была признана законом и стала более активно развиваться. И поэтому появилось несколько ответвлений, каждое из которых можно считать самостоятельным направлением.

Итак, основные известные стили капоэйры:

  • Капоэйра Режионал. В 1932 году появилась первая в истории официально признанная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Мишаду). И он создал новый стиль, дав ему название «Лута Режионал Байана» или коротко «Капоэйра Режионал». Ему удалось систематизировать опыт ранее существовавших нелегальных школ и улучшить технику преподавания. В результате была разработана особая методика. Также появились целые комплексы движений, атак и контратак ногами.
  • Капоэйра Ангола. Вторым важным человеком в истории развития искусства стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Он открыл свою школу в 1941 году. И его стиль получил название «Ангола» в честь места, из которого привозили придумавших танец рабов. Хотя такое направление появилось позже Режионал, оно предполагало использование основ искусства, то есть связок и движений, свойственным национальным африканским танцам.
  • Капоэйра Контемпоранеа – это так называемый смешанный или универсальный стиль, который сочетает в себе элементы как Анголы, так и Режионал.

Стоит отметить, что различить стили очень и очень сложно, причём даже опытному мастеру, ведь некоторые движения и элементы присущи всем направлениям, а другие постоянно совершенствуются.

Польза

Чем полезны тренировки? Капоэйра имеет множество неоспоримых преимуществ:

  • Тренировки помогут избавиться от лишнего веса и сделать тело более рельефным и привлекательным.
  • Занятия полезны для всех: для мужчин, женщин и даже для детей. И хотя некоторые движения сложны, капоэйра подойдёт даже людям, практически не имеющим физической подготовки.
  • Ваше тело станет гибким, ведь в капоэйре присутствуют упражнения на растяжку.
  • Тренировки полезны для здоровья, они улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
  • Улучшается координация, тренируется память и логическое мышление, ведь каждое движение должно быть продуманным и спланированным.
  • Это просто весело и приятно! Вот увидите, после занятия вы ощутите прилив энергии, а ваше настроение улучшится.
  • Это не очень затратно. Уроки стоят примерно столько же, сколько занятия другими видами спорта.
  • Не требуется никаких дополнительных приспособлений, экипировка не нужна. Заниматься можно в любом месте в любое время.
  • Капоэйра – это новые интересные знакомства!

Минусов очень мало. К ним можно отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых движений.

Как проходят тренировки?

Сразу стоит отметить, что все уроки проходят очень энергично, в довольно быстром темпе. Движения выполняются под национальную бразильскую музыку, иногда приглашаются музыканты, играющие на национальных музыкальных инструментах (хотя вполне можно подобрать и ритмичные современные композиции).

Тренировка включает в себя множество приёмов борьбы, танцевальных па и даже акробатических трюков (их могут выполнять только опытные капоэйристы). Игра, которая ведётся дистанционно и исключает любые прямые и тесные контакты танцоров, включает целый арсенал движений, таких как различные опоры, подсечки, броски, прыжки, элементы защиты.

Когда один партнёр нападает, другой защищается. В итоге танец должен выглядеть гармонично и одновременно динамично, так что все элементы выполняются довольно быстро.

Сначала тренер помогает осваивать основные элементы, именно они являются базой капоэйры. Далее они соединяются в целые связки и цепочки. Потом прорабатывается игра с партнёром, взаимодействие с ним в динамике.

Что потребуется для начала занятий?

Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.

Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.

Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!

Capoeira (капоэйра ) - это одно из красивейших и эффективнейших боевых искусств в мире. Какие бы мнения не существовали по этому поводу, но за акробатическими и плавными движениями капоэйры, которые едва не достигают соперника, скрывается смертельная опасность. Капоэйра таит в себе много загадок, которые не понять человеку не посвященному в капоэйру.Точного ответа на вопрос что же такое капоэйра нет. В капоэйре переплетено искусство сражения, стремления к свободе, музыка, танец, пение, духовное единение с высшими силами, общение. Капоэйра имеет на сегодняшний день четкие градации мастерства (в различных школах по-разному), свою уникальную философию, традиции, характерные черты, различные направления и стили. Но начиналось все стремлением бразильских рабов к свободе. Именно им приписывают создание капоэйры 5 веков тому назад.

Как боевое искусство, капоэйра полна различных ударов руками, ногами, головой. В капоэйре присутствуют бросковые элементы, контратакующие действия, перемещения, уклоны. Красоту капоэйре добавляют акробатические элементы и силовые стойки.

Названия базовые элементы носят португальские, так как португальский - официальный язык в Бразилии. Перевод многих названий на русский язык не даст понятия как выполняются те или иные элементы. Капоэйра произошла из непросветной бедноты и рабства. Практикующие капоэйру не имели никакого образования, поэтому и придумывали названия ударам и перемещениям такие, чтобы понятно было самим. Например, много ударов носят в названии meia lua (миа дуа - "полумесяц" ). Выполняются они действительно подобно полумесяцу.

Базовая техника - первое с чего начинают изучение капоэйры. При этом удары, перемещения и уклоны начинают изучать только после освоения базового перемещения ginga (джинга ). Джинга - это характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.

Джинга состоит из двух базовых положений - primeira base (примера бази - "первая база" ) и segunda base (сегунда бази - "вторая база" ). Первая база - положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо. Вторая база - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Начало движения не имеет значения. Это может быть как одна, так и другая база. Схематически это перемещение довольно простое. Но на ее изучение уходят иногда долгие месяцы. Постигнув джингу, капоэрист становится непредсказуемым в бою.

В капоэйре много положений, стоек и перемещений вниз головой. Если в других боевых искусствах главное - устоять на ногах, а поражение засчитывается при падении оземь, то в капоэйре - чем ближе к земле, тем более защищен.

Таким образом, все базовые элементы капоэйры можно разделить на такие группы:

  • Удары
  • Уклоны и защита
  • Перемещения
  • Акробатика и флорея

УДАРЫ

Ударная техника капоэйры во многом напоминает технику других боевых искусств. Разнообразие ударов не так велико и придумать что-то новое очень сложно. Развивая капоэйру, Местре Бимба многое позаимствовал из других боевых дисциплин. Так, в капоэйре появились высокие удары с опорой на одну ногу (в анголе все удары наносятся с опорой минимум на две или три точки). Разнообразилась капоэйра и прыжковыми ударами. Название одного и того же удара может отличаться в различных школах. Некоторые удары могут иметь разновидности низкого и прыжкового исполнения.

В капоэйре есть удары ногами, головой и руками. Наносятся удары в капоэйре мимо противника или обозначаются поверх противника. Но в реальном бою эти удары довольно эффективны. Удары наносятся в различные части тела. Высокие удары наносятся в голову и верхнюю часть тела.

Armada - (армада - "толпа" ) круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Bênção - (бенсу - "благословение" ) толчковый пинок вперед стопой.

Сabeçada - (кабесада - "удар головой" ) атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Chapa - (щапа - "доска" ) прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Escorpião - (искорпиау - "скорпион" ) хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки.

Gancho - (ганчу - "крюк" ) высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Joelhada - (жуэляда - "удар коленом" ) часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Martelo - (мартелу - "молот" ) прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Meia-lua de compasso - (миа луа ди компассу - "полумесяц циркулем" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу.

Meia-lua de frente - (миа луа ди френчи - "полумесяц вперед" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia-lua queda - (миа луа кеда - "полумесяц на пояснице" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Ponteira - (понтейра - "мундштук" ) маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Queixada - (кейшада - "челюсть" ) маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад.

Rabo de arraia - (хабу джи аххайа - "хвост ската" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

УКЛОНЫ И ЗАЩИТА

В противовес ударной технике в капоэйре существуют уклоны и уходы от ударов, защитные действия. В капоэйре защитная техника довольно специфична, так как все перемещения и уходы от ударов производятся довольно низко и стремительно. В капоэйре удары не блокируются. Задача игроков - вовремя уклониться от идущего удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.

Уклоны в капоэйре называются esquivas (ишкивас - "уклоны" ) и делятся на технические и интуитивные. Интуитивные уклоны происходят на автоматизме и без осмысления. Это естественная реакция на удар - уклониться от удара. Технические уклоны требуют выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара. Технические уклоны дают возможность произвести ответные и контратакующие действия.

В различных школах уклоны и защитные действия могут отличаться. Для анголы, режионал и контемпоранеи одни и те же названия уклонов могут означать совершенно разные положения в игре.

Cocorinha - (кокоринья ) опускание на корточки.

Escala - (искала - "масштаб" ) защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chão ).
Esquiva lateral - (ишкива латерал - "уклон всторону" ) уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

Negativa - (негачива - "отрицание" ) положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha . Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая - закрывает логову.
Primeira base - (примера бази - "первая база" ) положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.
Queda de quatro - (кеда ди кватро - "падение на четыре" ) опускание на четыре опорные точки - руки и согнутые ноги в присяди.
Queda de rim - (кеда де гим - "падение на почки" ) опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку.
Queda de três - (кеда ди трэс - "падение на три" ) опускание на три опорные точки - руку и две согнутые ноги в присяди.
Segunda baixa - (сегунда байша - "вторая низкая" ) защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base .
Segunda base - (сегунда бази - "вторая база" ) одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.
Tesoura - (чизора - "ножницы" ) бросок ногами.
Vingativa - (виньгачива - "месть" ) контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base . Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base .

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Опытный игрок знает, что постоянно перемещаясь и меняя позицию, он остается недосягаем для атак противника. Большинство перемещений производится с опорой на руки. Из любого положения в капоэйре можно перейти к другому. Разнообразие ударной техники, уходов и уклонов соединяется вместе перемещениями. Основой движения в капоэйре служит ginga , из джинги вырастают все остальные движения.

Перемещения служат для изменения позиции в роде. При этом игроки стремяться занять свободное пространство в кругу, уйти от атаки, обмануть или не дать оппоненту переместиться для совершения удара. Множество переходов и движений выглядит эффектно, поэтому для повышения общего настроения и раззадоривания оппонента на jogo bonito (джогу бониту - "красивая игра" ) перемещения выполняются максимально красиво и пластично.

Aú aberto - (ау аберту - "открытое ау" ) колесо с прямыми ногами.

Aú batido - (ау батиду - "избили в ау" ) колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.
Aú fechado - (ау фешаду - "ау закрытое" ) колесо с согнутыми ногами.
Aú queda de rim - (ау кеда де гим - "ау в падении на почки" ) колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.
Ginga - (джинга ) характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.
Giratória - (жиратория - "вращающаяся" ) вращение на одной руке со сменой рук.

Giro - (жиру - "оборот" ) переход подобно rolê , но на прямых ногах и без опоры на руки.

Rolê - (холе ) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника. Далее двигается в том же направлении и подымается на ноги.

Troca - (трока - "смена" ) смена ног.

АКРОБАТИКА И ФЛОРЕЯ

Акробатика не входит в набор элементов для изучения в капоэйре. Акробатика лишь дает украшение происходящему в игре. В моменты, когда энергия нагнетается до высоких пределов, играющие могу использовать высокие прыжки и акробатические приемы для поднятия боевого духа. Акробатика очень зрелищна, но сложна для изучения. Отработка акробатических приемов занимает много времени и требует от игроков силы, гибкости и ловкости. Акробатические приемы выполняются опытными капоэристами. При выполнении элементов необходимо следить за сохранностью оппонента. Неосторожный прыжок может нанести увечий или покалечить оппонента и исполнителя прыжка.

Armada dupla - (армада дупла - "двойная армада" ) высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Aú confusado - (ау конфусадо - "ау в смятении" ) ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú sem mão - (ау сем мао - "ау без рук" ) ау без опоры на руки.

Aú batido dupla - (ау батиду дупла - "двойное ау батиду" ) ау батиду с двумя ногами впереди.

Folha seca - (фолья сека - "сухой лист" ) прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

Macaco - (макаку - "обезьяна" ) перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha . При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaco batido - (макаку батиду - "избиение из макаку" ) совмещение aú batido и macaco в конечной фазе. Выход из стойки на руках производится через aú batido .

Macaco reverção - (макаку реверсао - "обратное макаку" ) макаку, которое в конечной фазе совмещается с обратным движением в макаку.

Manna - (манна ) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa - (марипоза - "мотылек" ) прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Parafuso - (парафузо - "винт" armada dupla . Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Raiz - (хаиз - "корень" ) прыжковый элемент на подобие parafuso , но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Relogio - (хеложиу - "часы" ) разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.

«Научишься играть в роде, научишься играть в жизнь». Местре Корба Манса

Волшебное слово «капоэйра»

Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» - посвящение и «форматура» - выпуск учеников.

Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.

Капоэйра муджиньо - игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.

Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.

Особенности современной капоэйры (по материалам московской школы «Реал Капоэйра»)


Игра в кругу (рода)

Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.

Музыка
Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).

Танец
Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.

Акробатика.
Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок - колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.


Пояса

Посвящение (батизадо) проводится для тех, кто занимался регулярно более полугода и имеет представление об основных ударах и уходах. Мастер проводит «боевое крещение» и дает первый пояс. В дальнейшем каждый год ученики получают новые пояса, изучают новые движения, участвуют в семинарах. После прохождения инструкторского курса, некоторые начинают преподавать.

Пояс - не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.

Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное - найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование - желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.

Источник фото (5), (6) vk.com/realcapoeira

 
Статьи по теме:
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав
Приснился цветущий сад. Магия чисел. Современный универсальный сонник
Сны – это бездонная шкатулка с образами, которые каждую ночь оживают в нашем сознании. Иногда сновидения бывают всего лишь ответом на утомительный долгий день, который был наполнен размышлениями и разговорами.А некоторые из них могут быть глашатаями перем