Мозаика из крупы и семян. Зернышко к зернышку: замечательные мозаики из круп

Использовать крупы можно не только для того, чтобы готовить каши и гарниры. С помощью круп можно создавать картины. Так и Василисе задали в школе сделать композицию из круп на вольную тему. Вот так сразу, взяв различные крупы, сделать картину сложно. Поэтому мы решили действовать иначе.

Я нашла фотографию пейзажа с церквушкой на заднем плане — это мы с фотографировали, когда были осенью в Киевском ботаническом саду. Кстати, всем советую ходить в ботанические сады и парки не только весной, когда все расцветает, а и осенью — потрясающее буйство красок.

В своем кухонном шкафу мы нашли такие крупы и семена:

  • гречку,
  • сечку,
  • овсяные хлопья,
  • рис,
  • колотый горох (половинки),
  • семечки подсолнечника,
  • фасоль,
  • кофе,
  • различные макароны.


На плотном картоне мы нарисовали акварельными красками фон: небо, траву и место для лестницы. Потом карандашом нарисовали купол церквушки. Теперь можно выкладывать крупы.


Клеем ПВА смазали ту часть, которую необходимо заполнит крупой или семенами и по одному приклеили — половинки оранжевого гороха, семечки подсолнуха и рис.

Аналогично поступили и с остальной частью картины, но когда выкладывали деревья, крупы приклеивали не по одной штучке, а сразу много. Если не все крупинки приклеятся, не страшно, их потом можно просто с картины сдуть.

Для веток пришлось взять макаронные изделия — лапшу. Единственное, что мы не учли, что лапша очень светлая, лучше было бы ее сначала покрасить в более яркий цвет.

Для стволов деревьев взяли зерна кофе — они дают яркое пятно на картине, объем и блеск. Лестницу окаймили фиолетовой фасолью. Хотя на фотографии лестница не такая, как у нас на картине, но наш вариант мне больше нравится.


Вот такая картина у нас получилась из всего, что было на кухне.

Покажем еще несколько картинок из круп и семечек, которые нашли в интернете:



Тема проекта:

«Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»

Название работы: «Помним и гордимся»

Название номинации: «Прикладное творчество»

(работы, выполненные из природного материала)

Сюсюкайлова И.П.

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицея № 19»

МАЙКОП 2015год

СОДЕРЖАНИЕ

I ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 Введение

1.2 Цель и задачи проекта

1.3 Исторический аспект техники

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 Понятие о мозаичном искусстве

2.2 Основы техники

2.3 Последовательность выполнения изделия

Заключение

Список литературы

Приложение

I ПОИСКОВО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 ВВЕДЕНИЕ

Прикладное творчество недаром называют осязаемым творчеством. Это умение создавать предметы, которые не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность. Проще говоря, это то, что человек может сделать своими руками. Прикладное творчество возникло давно и всегда было народным. Так же, как и искусство родилось в народе – из ремесел – и имело поначалу прикладной характер .

Авторское прикладное творчество и народное декоративно - прикладное искусство – в сущности одно и то же явление, многогранное и сложное, включающее в себя самые разные виды, направления и формы. В этих формах удивительно гармонично сочетается практическая целесообразность изделия и естественная красота его облика, взятая от природы. Жизнь наших предков была наполнена стремлением к красоте и гармонии, к единению с окружающей природной средой. И к чему бы ни прикасались руки народных умельцев, будь то обустройство дома, изготовление мебели, орудий труда, одежды, бытовой утвари, игрушек – во всем ощущалась их любовь к родной матушке - земле и прирожденное чувство прекрасного. А материал для создания художественно - прикладных изделий народным мастерам подсказывала сама природа. Материалом для прикладного творчества русским мастерам служило практически всё, что давала природа; она же была и главным источником вдохновения для них.

Одним из видов творчества является мозаика. Рассматривая мозаичное искусство, нельзя не восхищаться способностью мастеров подбирать нужные материалы, цветовую гамму и формы природного материала и соединять их в одно художественное целое. Особенно мне понравились мозаичные работы из такого природного материала как крупы и зерна. Эти работы необычайно привлекательны. Знакомство с работами не оставило меня равнодушной, и я решила углубить свои знания в этом виде творчества.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создание мозаичного панно из крупы и зерен.

Рассмотреть виды мозаики, и возможность использования данной техники для создания тематического панно ко Дню Победы.

Расширить знания о символах и наградах Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ: Развить интерес к творчеству.

Ознакомиться с различными видами мозаики.

Ознакомиться с техникой окрашивания семян.

Изучить технику создания мозаики из крупы и зерен.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Анализ и изучение специальной литературы.

Выполнение образцов мозаики.

Анализ образцов и выбор лучшего варианта.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта работа особенно актуальна. Работая с природным материалом, человек испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Можно применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.

НОВИЗНА РАБОТЫ:

Применение традиционных видов мозаичного искусства с использованием крупы и зерен, многоуровневой и объемной аппликации из мозаики.

В процессе работы происходит развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

Работа над проектом расширила мои теоретические знания и практические умения в области мозаичного искусства.

Выполненная работа может быть прекрасным подарком для близких, подарком ветерану, а также средством оформления интерьера, школьного музея, мероприятия посвященного Дню Победы.

Выполненный проект может быть использован как учебное пособие на уроках технологии.

1.3 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНИКИ

Тайна покрывает происхождение самого слова «мозаика». По одной версии слово «мозаика» (фр. - mosalque, - итал. - mosaico) происходящее от латинского слова musivum, сначала переводилось как «посвященная музам».

По другой версии - это всего лишь opus musivum, что означает разновидность покрытия стен или пола, состоящие из мелких камешков.

Искусство мозаики возникло в ходе общего развития древнейших цивилизаций, когда человек создавал предметы домашнего обихода. Кто первый придумал технику мозаики, доподлинно неизвестно.

Русские мастера примерно с XIII века оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро - монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировало русские княжества от Европы,

поставив их на грань выживания.

Только XVIII века М.В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Однако мозаичная инициатива М.В. Ломоносова не получила исторического развития.

Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX века, когда строился Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге.

На Всемирной Парижской ярмарке, в 1911 году, представленные изделия российских мастеров, произвели неизгладимое впечатление на искушенную европейскую публику, которая поражалась сочетанию цветов полудрагоценных и драгоценных камней в русских изделиях. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Искусство во все времена авторское. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы. Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Удивительные картины несложно выполнять из такого необычного для искусства материала, как плоды зерновых культур.

Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны. Кажется, что они написаны краской, в какой - то незнакомой технике. И только при близком рассмотрении приходит открытие - необычные картины, поражающие своей красотой, составлены из множества всевозможных семян.

В этих картинах древнейшее в мире искусство мозаики сочетается с необычным материалом. Само слово «мозаика» в памяти многих людей ассоциируется с роскошью римских терм и величием византийских храмов.

Понятие мозаики или мозаичности столь же важно для любой мыслительной и творческой работы, как и понятие яркости, цельности или схематичности.

Основоположницей нового жанра декоративно прикладного искусства считается З.Т. Коренева из города Вереи, что на берегу реки Протвы в Подмосковье. Более тридцати лет назад Зинаида Тимофеевна, учительница русского языка и литературы, выйдя на пенсию, занялась необычным делом. Она стала создавать из семян различные картины.

Картины замечательной художницы разошлись по многих странам мира, о ней, о ней писали газеты и журналы. В основе этой необычной техники декоративно прикладного искусства лежит мозаика, которая насчитывает более 4000 лет своей истории.

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 ПОНЯТИЕ МОЗАИЧНОГО ИСКУСТВА

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно - прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно - прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

Мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид. Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить его красоту.

Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение.

Мозаичные картины можно собирать из разных материалов – камня, смальты, металла, стекла и керамики.

Все они обладают определенными особенностями из-за различных свойств каждого материала.

Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов, в частности из семян самых разных растений.

Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Семена – это прекрасный и благодарный материал для создания и оформления поделок. В лесу, саду или огороде встречаются семена растений, имеющие самые различные формы, которые отлично сочетаются между собой. Семян всегда много, их виды весьма разнообразны, они легко поддаются склеиванию.

Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые, по сути, представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.

Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис.

Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.

Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.

Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.

2.2 ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

Самостоятельная выкладка мозаичной картины – это довольно сложное занятие. Весь процесс создания мозаики можно разделить на несколько последовательных этапов, в числе которых: выбор рисунка, заготовка основного материала для работы, т. е. семян или круп, подготовка картона в качестве основы, дополнительных материалов – копировальной бумаги, клея ПВА, кисточек для клея и красок, самих красок.

Каждый из природных материалов имеет свою технику наложения на основу при создании мозаичной композиции. Все сыпучие природные материалы (крупы, специи, цветной песок или янтарная крошка) наносят на основу методом насыпки.

Все семена и части шишек, которые можно найти в доме, саду, огороде или в лесу, а также маленькие круглые камешки укладывают в мозаичное полотно только методом прямого набора.

Для создания поделок в мозаичной технике потребуется еще много разных материалов. И прежде всего для любого панно или картины из семян понадобится основа.

Для фона или основы подойдет плотный картон, лучше не брать бумагу даже для самой маленькой поделки: семена достаточно тяжелые, поэтому работа быстро деформируется. Для тех композиций, в которых будет частично виден фон, можно использовать плотный белый или цветной картон, подбирая его цвет к общему тону композиции. Кроме того, в качестве фона допустимо использовать бархатную или белую плотную бумагу, березовую кору, сизофлор, листья кукурузы и даже кружево или тюль. Все эти материалы следует продублировать картоном.

Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки.

Прежде чем приступить к выполнению мозаики, нужно подготовить себе удобное рабочее место и все необходимые инструменты и материалы. Для удобства и надежности во время занятий желательно разместить все принадлежности для работы и саму заготовку в виде основы на плоской и чистой поверхности. Выкладывать мозаику удобнее на столе размерами 120 × 70 см и высотой 70 см так, чтобы основа располагалась строго горизонтально.

Работа над мозаичным произведением начинается с определения его размера, выбора рисунка и изготовления на бумаге эскиза в натуральную величину. Поэтому нужно запастись листами белой бумаги нужного формата, простым карандашом и ластиком. Перенести рисунок на поверхность основы можно с помощью копировальной бумаги, кальки или шаблонов .

Можно создать трафарет из пленки, плотной бумаги или картона. Трафарет нужно просто наложить на основу будущего мозаичного произведения, обрисовать контур, по нему нанести сначала клей, а затем покрыть клеевую основу семенами или крупой в россыпь.

Шаблоны – достаточно удобное средство перевода рисунка на основу под мозаику. Для того чтобы вырезать шаблоны и некоторые другие детали для работы, обязательно понадобятся ножницы.

Семена, зерна или крупы наклеивают на основание с помощью клея, можно использовать любой клей. Однако следует помнить, что канцелярский клей со временем желтеет. Из - за чего внешний вид поделки может быть испорчен. Клей ПВА, обычно белого цвета, после высыхания делается прозрачным. Он практически незаметен на поверхности изделия .

Для некоторых работ лучше брать прозрачный клей, так называемые «жидкие гвозди». Этот клей практически не будет виден, если покажется в ненужном месте. Вполне подойдет для вклеивания семян и акриловый клей.

Для того чтобы нанести мелкие семена или крупы, вроде манной или кукурузной, на основу точно в контур детали и сплошным методом на фон, удобно использовать кондитерский мешочек с тонкой насадкой или простой полиэтиленовый пакет, надрезав его уголок. Однако при выкладывании узора из мелких семян или круп удобней брать их обычным пинцетом .

При работе с быстросохнущим клеем можно с помощью кисточки наносить клей прямо на семена или на место приклейки элемента, но этот способ требует больших затрат времени, он более трудоемок.

Укладку семян или косточек нужно производить легко, без какого-либо давления на поверхность мозаики. Однако при этом надо внимательно следить за совпадением укладки мозаичных элементов с ранее нанесенными на основание контурами рисунка. Очень важна точность в укладке первых рядов мозаики, потому что вся последующая укладка станет формироваться именно от этих рядов. На начальной стадии при укладке элементов мозаики не нужно сильно прижимать их к клею. Это позволит совершать некоторое перемещение элементов с помощью пинцета. Правильно подобранный клей не даст элементам мозаики сползти с основания.

При нанесении на основу клея желательно брать такое его количество, чтобы он сильно не выступал между элементами мозаики на лицевой поверхности. Хотя клей ПВА при высыхании становится прозрачным, тем не менее его большое количество способно несколько испортить внешний вид лицевой поверхности.

Все корректировки с элементами мозаики можно производить только в короткие сроки, т. е. в то время, когда клеевая масса находится в рабочем, еще не застывшем состоянии. Как только клей начнет подсыхать, любые манипуляции с мозаичными элементами недопустимы. Можно повредить и семена, и основу панно. Если нежелательные капли клея все-таки выдавились на поверхность мозаики, необходимо осторожно удалить их с помощью влажной губки после первичного высыхания клеевой массы.
Объемность, яркость и красочность придают композиции цветные штрихи, которые выполняют цветными фломастерами, гуашью, акварелью или акриловыми красками. Акриловые краски можно применять при работе на очень разных поверхностях. Они быстро высыхают и дают яркие, чистые цвета. Их легко смешивать и растворять водой. Нужные оттенки при работе с акриловыми красками получаются при смешивании красок одной фирмы – это обеспечит их предсказуемость в процессе смешивания.

Для получения более бледного оттенка одного и того же цвета краски нужно разводить специальным разбавителем для художественных акриловых красок. Для смешивания любых красок имеет смысл запастись пластмассовой палитрой. Для нанесения рисунка акриловыми красками обычно применяют синтетические кисти. Для акварели или гуаши лучше взять кисти из натуральной щетины. Не используемые в конкретный промежуток времени кисти нужно держать в воде. Акриловые краски быстро высыхают, и кисть делается негодной для применения по своему прямому назначению.

Готовую мозаичную работу желательно покрыть акриловым лаком, это защитит ее от пыли и обеспечит сохранность.

Готовую работу следует обязательно оформить, для ее окантовки потребуется рамочка. Целесообразнее использовать рамку из дерева или плотной бархатной бумаги. Деревянная рамочка придает мозаике из семян очень внушительный вид.

Теперь, когда мозаичная картина вставлена в раму, она приобретет законченный вид.

Моя работа отличается от уже существующих разработок тем, что она имеет разные уровни структуры. Все детали сделаны отдельно, и имеют объемную форму, как картина 3D .

2.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Материалы для работы:

рисовые зерна, окрашенные в красный, оранжевый, зеленый, белый, розовый;

горох, окрашенный в желтый и красный цвет;

овес, окрашенный в желтый цвет;

картон для основы, бархатная бумага темно - синего цвета для фона;

клей ПВА, клей универсальный, двухсторонний скотч, кисточка;

простой карандаш, черная ручка или фломастер, ножницы, канцелярский нож.

Перед тем как создать декоративное панно, я продумала многочисленные варианты тем и сюжетов и остановила свой выбор на предметной композиции. Я решила выполнить изображение ордена Великой Отечественной войны 1 степени, гвоздик, салюта, дат войны. Продумала оттенки, объем, рассмотрела возможные приемы и способы мозаики. Перед работой весь семенной материал и крупы высушила, очистила от излишней пыли, окрасила, разложила по цветам и оттенкам.

Первым этапов создания мозаики является перевод рисунка на картон. На выбранный мной для основы материал наношу простым карандашом желаемый рисунок. Так как по моей задумке мозаика будет формата 3D. Эскиз рисунка выполняю сразу в 2 экземплярах.

Один экземпляр эскиза разрезаю на отдельные детали, которые будут выполнять роль шаблонов. По ним вырезаю детали мозаичного панно из плотного картона. 2 экземпляр наношу на выбранный мною основной фон.

Заполнение мозаичного рисунка следует осуществлять постепенно, начиная с его нижней части. Лучше всего начинать с мелких фрагментов рисунка. Беру вырезанные мной детали и начинаю заполнять их пространство мозаикой.

Сначала наношу кисточкой клей ПВА на отдельные небольшие участки картона. Затем на покрытый клеем участок аккуратно насыпаю выбранную крупу. Ее нужно распределять по участку равномерно, стараясь, чтобы она не ложилась горкой, и не оставалось пустых участков. На мелкие детали, такие как меч, автомат, буквы и контуры я укладывала зерна с помощью пинцета.

В соответствии с выбранным цветом, заклеила все детали.

Когда все детали моего панно были заполнены семенами и зернами, я оставила их на время до высыхания клея. Затем ориентируясь на контуры рисунка, нанесенного на основной фон, аккуратно прикрепляла готовые детали моего панно, на объемный скотч к основанию.

Когда все детали рисунка были прикреплены на основание, оставляю поделку примерно на сутки до полного высыхания. Затем покрываю готовую картину акриловым лаком, что значительно приумножит вероятность ее сохранности. Кстати, с лакированной поверхности картины легче вытирать пыль. Готовую поделку вставляю в рамку.

Составляя мозаику, надо четко придерживаться той цветовой гаммы, которая характерна для изображений на рисунке.

Мозаике, кроме красоты и разнообразия, присуще еще одно важное качество. Она неразрывно связана с местом, для которого предназначена.

Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю возникновения и развития мозаичного искусства, я пришла к выводу о том, что данный вид искусства не утратил своего значения, он по-прежнему знаком многим мастерам, популярен, продолжает развиваться и совершенствоваться. Современная мозаика обогащается новыми темами и техниками.

Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека, его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров.

Картины из зерен – пока еще совсем новая техника, создающая свой уникальный и неповторимый стиль. Она, словно мелкая мозаика, моделирует оттенки цвета сочетанием по-разному окрашенных зерен и позволяет сымитировать практически любую фактуру. Эти картины станут оригинальным украшением вашего дома.

Различные семена и косточки являются легко доступным материалом для трудовой деятельности. Однако выполнение работ из них не столь просто, как кажется на первый взгляд. Это, без сомнения, содействует развитию мелкой моторики, но в то же время требует усидчивости, терпения и кропотливого труда.

В процессе работы над творческим проектом я более глубоко изучила такой вид декоративно - прикладного творчества как мозаика. Познакомилась с видами и способами ее выполнения. Полученные знания и практические умения использовала в работе над декоративным панно и считаю, что традиционные способы мозаики вполне можно применить к такому природному материалу как крупы и зерна. Считаю, что с поставленной целью и задачами справилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белякова О.В. Поделки из природных материалов: ACT МОСКВА, 2009 г.

2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» - М.: Мой Мир, 2006г.

3. Т.Тукало, Е.Чудина, Ж. Шквырня «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты» - М.: «Контэнт», 2008г.

4. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

5. Интернет ресурс Википедия.

Наверняка, стоя в магазине перед витриной с крупами, мы обращали внимание на то, какие они цветные, разные, иногда незнакомые, «заморские и нееденные», но очень красивые! Такие мысли в голову приходят совсем не зря, — оказывается, из круп, зерен и семян делают замечательные мозаики!

Кому первому пришла в голову эта мысль, сказать трудно, но мозаики из круп делают во всех частях земного шара, и взрослые и дети.
Особенно хороша фасоль: есть белая, красная, темно-бордовая, бежевая, черная, коричневая, рябая. Гладкие, как будто полированные, яркие фасолинки — прекрасный материал для аппликаций.

Детям такое занятие очень интересно, оно развивает не только мелкую моторику, но и творческое мышление!


Крупинки и зерна отличаются цветом, величиной и формой, обладают хорошей прочностью — все эти качества можно смело использовать для создания декоративного мозаичного панно, которое может украсить не только кухню. Например такое панно из фасоли и гороха прекрасно смотрится в современной гостиной. Далеко не сразу станет понятно, из чего оно сделано.


Метод работы прост: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью скальпеля или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой.

Основа для панно — плотный толстый картон или ДВП. Всю поверхность будущей работы предварительно следует прогрунтовать клеем с обеих сторон и просушить под грузом, во избежание деформации. Рисунок на картон наносится простым карандашом, тонкими неяркими линиями. Фон можно и подкрасить, чтобы не просвечивал и цветные участки казались более однородными.


Называется эта техника «bean art», или «crop art». Сюда же можно отнести мозаики из зерен кофе, разной степени обжарки: от бежевого до темно-коричневого цвета. В 2012 году, в Москве, в парке имени Горького было создано самое большое панно из кофейных зерен, площадь которого составила тридцать квадратных метров. Пять мастеров и автор Аркадий Ким трудились над ним десять дней. Потребовалось более 200 кг кофе!


В Америке, на крупнейшей и очень популярной в США ежегодной сельскохозяйственной Ярмарке в Миннесоте проводится конкурс картин, созданных из зерен и растений, произрастащих в штате Миннесота.


Призеры и участники конкурса картин из зерен. Какие замечательные пейзажи!




И разноцветная кукуруза!


В течение многих лет лидером конкурса была Лилиан Колтон (1912-2007), она создала множество портретов известных и популярных личностей. Ей присвоено звание «Королевы семян», еще её называли «зерновым» Энди Уорхолом.


Принцесса Диана, работа Лилиан Колтон.


Барбара Стрэйзанд и Элвис Пресли. Работы Лилиан Колтон.


Никола Тесла.



А у нас, в небольшом городе Верея Московской области жила учительница русского языка и литературы — Зинаида Тимофеевна Коренева, которая на пенсии очень увлеклась созданием картин из круп, зерен и семян растений. Свои работы она называла «композиции из семян». О Зинаиде Тимофеевне писали в газетах и журналах, снимали телепередачи. Последнюю свою работу она сделала в 91 год, а на 93 году жизни продиктовала книгу «Как делать картины из семян».





Сейчас в доме, где жила Зинаида Тимофеевна, размещается галерея ее работ.


В некоторые работы добавлены цветные стеклышки.


В Белоруссии, под Гродно, в деревне Коробчицы, ресторан «Замок Зеваны» украшен настенным панно из круп и зерен, изображающим саму Зевану — богиню охоты в славянской мифологии. Зевана изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо плаща на нее накинута шкура медведя, а его голова служила шапкой. В руках у Зеваны натянутый лук, колчан со стрелами и нож. Красавица!


В мексиканском городке Тепостлан (Tepoztln ) красочной мозаикой из семян украшены церковные ворота. Для мозаики использованны все злаки, семена и бобовые, произрастающие в этой стране. Работа очень масштабная, это видно. Местная достопримечательность.



Сверху работа покрыта густым слоем лака для защиты от птиц и атмосферных воздействий.


Изображена история завоевания Америки. Несладко пришлось индейцам...
Обращение в христианство...





Удивительно красивая, мастерски сделанная мозаика!





На другом конце света, во Вьетнаме, последние 10 лет мастера изготавливают картины из рисовых зерен. Перед работой зерна риса обжаривают, таким образом создается основная палитра цветов — белый, желтый, коричневый и черный. Изменяя время обжаривания риса, мастера добиваются тонких переходов от одного цвета к другому.

Эскиз будущей картины наносят на основу карандашом и крупинка за крупинкой выклеивают рисунок, учитывая переходы цвета и формообразующих линий.

Для создания картин используется особый натуральный клей, который при высыхании становится прозрачным.

После того, как работа закончена, ее высушивают на сонце, сушка делает ее прочнее, зернышки риса становятся блестящими и более яркими.

Конечно, чем больше картина, там больше времени уходит на выкладывание работы. Сюжеты самые разные: природа, портрет, традиционные пейзажи, животные.



Африканская тема тоже, видимо, популярна:)

А это работы белорусской художницы Анастасии Ковалевой, интерьерная бабочка и деревце.


Настя делает очень красивые коллажи из растений, используя в том числе семена, плоды и крупы.


Крупами также можно декорировать рамки, шкатулки, бутылки, даже пасхальные яйца!




И еще немного разных работ, найденных в Интернете.







Такая вот замечательная крупа! И конечно, художники!

Все материалы взяты из открытых источников.

Художественная техника

Художественная мозаика является таким же видом искусства, как живопись или архитектура. Современная мозаика в греческой или римской технике создается только вручную. Множество приемов художественной техники позволяет создавать и выдающиеся шедевры, и несложные, но приятные произведения.
Одним из приемов художественной техники является изменение расстояния между рядами или отдельными плитками. Этот прием позволяет до неузнаваемости преобразить даже одноцветный фон, который может стать практически невидимым вокруг панно.
Кроме того, он позволяет имитировать зыбь, волну или несущиеся под порывами ветра облака. Изображение составляется по эскизу с использованием и целых стандартных плиточек размерами 2 × 2 см, и половинок, и четвертинок, и даже восьмых частей целой плитки.
Все, как в античные времена, чем миниатюрнее нарезается плитка, тем изощреннее работа и тем вернее мастер передает цвета и глубину рисунка. Такой прием позволяет поместить изображение любой величины в нужном для конкретного помещения масштабе.
Художественную технику нельзя заменить при размещении мозаики на криволинейных и выпуклых поверхностях. Она позволяет создать законченные рисунки на ограниченных площадях: в нише стены, на подоконнике или столешнице. Эта техника дает возможность зрительно подчеркнуть или скрыть разнообразные элементы отделки помещения. С помощью художественной техники можно создать настоящее произведение искусства, будь то икона, копия картины Рафаэля или портрет конкретного лица. Исполнение мозаики в художественной технике, бесспорно, намного сложнее и требует больше затрат труда и времени. Однако картина, набранная из четвертей или восьмушек, всегда выглядит индивидуально и неповторимо. Долговечность и прочность, неизменность под негативным воздействием окружающей среды, цветовая насыщенность и поразительная красота делают мозаику всегда молодой и пользующейся успехом.

Мозаичная картина, найденная в так называемом доме Фавна в Помпеях, на которой изображена битва при Иссе, возможно, является единственным сохранившимся портретом Александра Македонского.
Но изображение совсем не похоже на несчетные идеализированные портреты этого героя.
Любые панно или картина с использованием семян и других растительных материалов почти всегда создаются в художественной технике. Поэтому такое произведение непременно окажется уникальным и удивительным.

Материалы для создания мозаики



Мозаичные картины можно собирать из разных материалов – камня, смальты, металла, стекла и керамики.
Все они обладают определенными особенностями из-за различных свойств каждого материала.
В древности для создания мозаичных изображений в домашнем интерьере применялось огромное разнообразие материалов – от гальки до драгоценных камней.
В наши дни каменная мозаика неизменно ассоциируется с дорогой отделкой. В самом деле, каменные ковры и панно – это признак пышности и богатства зданий и помещений.
Из числа натуральных камней для изготовления мозаики, кроме мрамора, сейчас еще используют базальт, гранит, известняк, природный туф, травертин и др.
В панно и картинах зачастую можно встретить самоцветы, в том числе редкие породы малахита и яшмы, лазурит, оникс и иные ценные камни. Такие панно всегда выполняют только вручную.
Неповторимый цвет природного камня делает мозаичное изображение особенным.

Мозаичные картины обладают ценнейшим свойством – они вечны, потому что камни не выцветают и не осыпаются, их окраска не тускнеет со временем.
Фоновая мозаика из камня – это вполне доступное удовольствие. Он прекрасно поддается полировке, и тогда поверхность мозаичного ковра станет блестящей. Еще его можно состарить, сделав цвет несколько приглушенным, а края модулей более гладкими. Тогда поверхность панно приобретет черты античности.
Для изготовления панно из каменной мозаики нарезают модули самой разной формы: круглой, прямоугольной, многоугольной или фигурной. Размеры модулей из камня могут быть от 1 × 1 до 10 × 10 см, но средний размер одного модуля – 50 × 50 мм.
Из всего многообразия мозаичных материалов древности до наших дней дошли только камень, керамическая плитка и стекло. Каждому из них присущи свои преимущества и недостатки.

Основные материалы

Керамика – это традиционный российский материал. Плитка, применяемая для мозаичных работ, отличается от обычной отделочной только малыми размерами. Керамическую плитку для мозаичных работ производят в виде квадратов, круглой, ромбовидной или треугольной формы.
Керамике свойственна широкая и мягкая цветовая палитра, что дает ей весомое преимущество перед стеклом. Чем больше оттенков может использовать художник в своей работе, тем легче и точнее он воссоздаст любую мелкую деталь изображения. В России основная часть плитки для мозаичных работ производится традиционных размеров – 2 × 2 см, а ее стоимость ниже, чем у стекла, и не зависит от разницы в цветовой палитре. Мозаичная плитка, кроме стандартных наборов, выпускается в виде эксклюзивных серий с ручной росписью, позолотой, тиснением, в комбинации с перламутром, деревом.
Размеры стандартных модулей для мозаики способно колебаться от 1 × 1 до 10 × 10 см, однако средний диапазон – от 2 × 2 до 5 × 5 см.
Стеклянную мозаику теперь производят многие страны мира: Франция, Испания, Италия, Китай и др. Тон на этом рынке задает Италия, которая является законодательницей моды, так как венецианское стекло на сегодняшний день – самый распространенный материал для производства модулей. Оно обладает многими полезными свойствами – долговечностью, жаро– и водостойкостью. Это стекло устойчиво к различным кап ризам погоды, в т. ч. морозам, а также прочно и способно выдерживать механические удары. Цветовая палитра венецианского стекла столь разнообразна, что почти не поддается описанию. Как правило, наборные элементы выпускают квадратной формы.

Размер модуля из смальты может составлять от нескольких квадратных миллиметров для малых мозаичных картин до крупных пластин в несколько квадратных дециметров, из которых набирают монументальные работы.
Все производители предлагают по нескольку видов мозаики из стеклянной массы. Такая мозаика ценится тем дороже, чем насыщеннее цвет и сложнее фактура стекла. Ее модули, прозрачные или матовые, отличаются широкой цветовой гаммой, они бывают разноцветными, золотистыми, перламутровыми. Всегда самым экономичным вариантом являются матовые плиточки пастельных тонов, стекло которых окрашено одинаково по всей глубине.
Кроме этого, существует мозаика ярких насыщенных цветов. Очень эффектна неоднородная по фактуре мозаика, играющая брызгами света в каждом кусочке. Кто-то по достоинству оценит мозаику из стеклянной массы с особым перламутровым покрытием. Неповторимый вид придает изображению добавление в модули авантюрина – натурального полудрагоценного камня. Его сверкающая крошка помогает поверхности плиток играть и переливаться в лучах света. Мозаичные стеклянные плиточки из своеобразных серебряной и золотой коллекций производят вручную с использованием натуральной серебряной или золотой фольги. Любые виды стеклянной мозаики можно сочетать друг с другом, создавая особый рисунок. Специфика стекла состоит в четких цветовых переходах и малом числе полутонов. Это налагает некоторые ограничения на выполнение тонких цветовых решений. Но данный недостаток компенсирует необыкновенно богатая фактура стекла.
Стеклянные элементы для мозаики выпускают в виде однотонных наборов разных цветов, цветных смесей: миксов, или растяжек. Обычно они бывают 3 размеров: 10 × 10, 20 × 20, 50 × 50 мм; их толщина колеблется от 3 до 12 мм. Модули помельче позволяют выполнить более детальное мозаичное изображение и точную прорисовку отдельных элементов рисунка.
Венецианская смальта – это тот самый великолепный материал, из которого создавали византийские мозаики. Секрет изготовления тщательно хранили в семьях, передавая от отца к сыну и скрывая от посторонних людей. Утраченная некогда технология производства смальты сегодня изобретена заново. При ее производстве стекло обрабатывают различными оксидами металлов для придания нужного цвета и нагревают до высоких температур. После чего стеклянная масса приобретает великолепные физико-химические свойства: морозоустойчивость, стойкость к разнообразным агрессивным средам и механическим повреждениям. Смальта как материал для мозаики интересна тем, что она не прозрачна, но обладает неким внутренним свечением. Непрозрачность – это основное отличие смальты от стеклянной мозаики. Близкие по составу к стеклу элементы из смальты обладают ярким насыщенным цветом. Помимо того, каждый кубик смальты несколько отличается от других кубиков своим оттенком, поэтому обширная поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит монотонно и грскучноустно.
Венецианская смальта – это продукт художественных мастерских, равнозначный по достоинству и ценности произведениям искусства. Классическая мозаика из смальты, тонкая, мелкомодульная, похожа на панно, которые набирают вручную художники-мозаичники из колотых кусочков цветного стекла. В силу своих качеств она подходит для облицовки любых поверхностей сложной формы. Такая мозаика способна разрядить любую другую напольную или настенную фактуру. Художественные объекты из смальтовой мозаики – это панно и ковры, которые привлекают внимание в любом интерьере, даже в зонах со сложными климатическими условиями.
Выпускается также и фабричная литая смальта, которая является исключением для данного продукта. Она подобна стеклянной мозаике, но дороже по цене и имеет совершенно другое качество модулей.
В достаточном количестве производят мозаичные элементы из металла, керамики или стекла, которое имитирует металлическую поверхность. Чаще модули для металлической мозаики состоят из 2 частей. Их основу делают из мягкого пластика, а сверху на нее надевают металлическую форму из латуни либо нержавеющей стали. Поверхность таких модулей способна быть матовой, глянцевой, с насечками, стального или золотистого цвета. Они могут быть в виде стандартных квадратиков.
Также производители предлагают и другие виды модулей: овалы, ромбы, прямоугольники нескольких размеров. Эти качества металлических наборных элементов при выкладке мозаики позволяют сочетать различные формы, цвета и фактуры поверхности.
Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов, в частности из семян самых разных растений.
Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.
Семена – это прекрасный и благодарный материал для создания и оформления поделок. В лесу, саду или огороде встречаются семена растений, имеющие самые различные формы, которые отлично сочетаются между собой. Семян всегда много, их виды весьма разнообразны, они легко поддаются склеиванию.
Крылатки клена, вяза и ясеня очень популярны среди любителей мозаики из нетрадиционных материалов. Ярко-зеленые «носики» (соединенные между собой семена клена) нетрудно отделить друг от друга. При высыхании окраска семян приобретает бежевый оттенок. Их несложно использовать для выполнения различных деталей изображения, в частности крылатки великолепно подходят по форме для крыльев стрекозы, ушей зайца, плавников рыб и прочих деталей. Семена ясеня, напоминающие по форме вытянутую капельку, имеют светло-коричневую окраску. У округлых и прозрачных семян вяза серединка коричневого цвета (рис. 10).


Рисунок 10. Семена-крылатки

Красивые лепестки цветов можно сделать из семян арбуза, дыни, кабачков, подсолнуха, тыквы, яблока и подобных им культур. Этот же семенной материал доступно использовать и для создания вполне самостоятельных поделок. Из него получаются прекрасные панно, на которых каждый элемент изображения покрывается в мозаичной технике семенами различных растений.
Многообразны семена огородных культур – моркови, лука, кинзы, кресс-салата, петрушки, помидоров, редиски, свеклы, укропа. Самыми мелкими из них можно заполнить фон панно или выложить очень маленькие детали.
Многие дачники на своих садовых участках выращивают многолетнее растение физалис. Осенью на его стебле появляются яркие фонарики золотисто-оранжевого цвета. Внутри фонарика имеется темная круглая ягода с костянкой. Высыхая, фонарики физалиса не теряют своих формы и цвета. Костянку можно использовать для укладки в мозаику, а фонарики – как вспомогательный материал.

Мозаика с изображением Александра Македонского и персидского царя Дария служила украшением пола одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 м 2 .
Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые по сути представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.
Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис. К примеру, неплохо сочетать в панно фон из гречки и арбузных семян.
Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.
Такой же эффект достигается при обжарке кофейных зерен, которые в сыром виде имеют зеленоватый цвет. В результате обжарки доступно получить зерна разных оттенков коричневого цвета.
Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.
Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.
В мозаичном произведении можно использовать всевозможные специи: черные, белые и красные семена перца, зеленые зернышки маша, кунжутное семя, семена гвоздики, укропа и тмина.
Отлично дополнят панно или картину различные веточки деревьев, кустарников, засушенные стебли растений, цветы, высушенные плоды, ягоды и разные колоски, засушенные отдельные сухие листочки растений разнообразной формы и размера. Можно также включить в композицию перья птиц и маленькие круглые камешки (это та же галька, которую использовали в древности).
Весь природный семенной фонд как материал для мозаики лучше собирать осенью, когда все семена зрелые и сухие. Крылатые семена клена или вяза доступно собирать летом. Семена и плоды удивительных растений, которые будут интересны для творческих работ, можно привезти из поездки в экзотическую страну.
Семечки арбуза, тыквы, кабачка, дыни нужно тщательно очистить от мякоти, вымыть водой и просушить на листе бумаги.
Зерна кукурузы аккуратно снять с початка и разложить на бумажной салфетке. Процесс сушки займет несколько дней, но цвет и форма подсохших зерен останутся прежними.
Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки. Мелкие семена лучше расфасовать в спичечные коробки, снабдив каждый точной этикеткой. Для более крупных семян подойдут коробки из-под шоколадных конфет, на которых также следует сделать соответствующие надписи. Коробки и упаковки с семенами желательно беречь от влажности, хранить их в сухом и прохладном месте, иначе семена прорастут.
Листья деревьев, которые способны послужить дополнительным материалом, осенью окрашены в самые разные цвета. В это время нужно запастись багровыми листьями клена, медными – дуба и каштана, золотисто-желтыми листьями вяза, оранжевыми – рябины.
К числу дополнительных материалов для композиций относятся листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза и осины (рис. 11).
Все собранные листья следует рассортировать по формам и размерам, а затем засушить. Для чего нужно сложить пополам лист бумаги (можно использовать кусок обоев или газету). Внутрь аккуратно, чтобы не смялись, поместить листья. Сверху положить толстую книгу в качестве груза. Он обеспечит равномерное засушивание и выравнивание листьев. Через несколько дней они уже высохнут. При необходимости, если листья не высохли, следует заменить бумагу. Высушенные листья клена, дуба, березы, ясеня, вяза, хотя несколько и теряют насыщенность цвета, но все-таки сохраняют свою первоначальную окраску.


Рисунок 11. Листья различных растений, часто используемые в натуральных композициях

В лесу собирают нераскрытые шишки – плоды хвойных деревьев: сосны, ели, кедра, пихты. При комнатной температуре в помещении они через некоторое время раскроются. «Чешуйки» шишек можно срезать ножницами и использовать при составлении плоских картин. Они подойдут для чешуи рыбки или крыльев совы (рис. 12).



Рисунок 12. Шишки хвойных растений

В качестве дополнительных материалов в мозаичных композициях можно использовать ягоды и плоды. Круглые ягоды рябины ярко-красного и оранжево-красного цветов сморщиваются и теряют свою яркость после того, как подсохнут.
Кожура апельсинов и лимонов при высыхании становится твердой и более темного цвета. Ее нужно нарезать небольшими кусочками толщиной 0,5 см и просушить на солнце. Они затвердеют, после чего их можно включать в композицию.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Дополнительные материалы

Несомненно, для создания поделок в мозаичной технике потребуется еще много разных материалов. И прежде всего для любого панно или картины из семян понадобится основа.

Для фона или основы подойдет плотный картон, лучше не брать бумагу даже для самой маленькой поделки: семена достаточно тяжелые, поэтому работа быстро деформируется. Для тех композиций, в которых будет частично виден фон, можно использовать плотный белый или цветной картон, подбирая его цвет к общему тону композиции. Кроме того, в качестве фона допустимо использовать бархатную или белую плотную бумагу, березовую кору, сизофлор, листья кукурузы и даже кружево или тюль. Все эти материалы следует продублировать картоном.

Сизофлор – это прессованные волокна различных оттенков. Они очень хорошо смотрятся, закрепленные клеем на белом или цветном картоне. Сизофлор продают в цветочных магазинах.

Кружево и белый тюль с разнообразными рисунками, мелкими или крупными, закрепляют клеем на цветном или белом картоне. Остатки тюля и кружева часто есть дома в запасниках или их можно приобрести в магазинах «Ткани».

Береста (кора березы) способна послужить прекрасным фоном для сюжетных композиций. Бересту следует за сутки до начала работы наклеить на фанеру или плотный картон, которые послужат основанием. За это время береста прочно закрепится.

Высушенные листья кукурузы, закрепленные клеем на картоне, способны послужить самостоятельным фоном. Вместе с тем листья кукурузы в качестве фона можно использовать в сочетании с берестой.

В качестве основы или фона для композиции подойдет и столь нетрадиционный материал, как одноразовая бумажная или пластиковая тарелка.

Прежде чем приступить к выполнению мозаики, нужно подготовить себе удобное рабочее место и все необходимые инструменты и материалы. Для удобства и надежности во время занятий желательно разместить все принадлежности для работы и саму заготовку в виде основы на плоской и чистой поверхности. Выкладывать мозаику удобнее на столе размерами 120 × 70 см и высотой 70 см так, чтобы основа располагалась строго горизонтально.

Создание монументальных работ в стиле Московского метрополитена, в которых используются блоки мрамора и гранита, возможно до сих пор. Однако они не создают уюта: долго находиться в таком окружении несколько тяжело.

Работа над мозаичным произведением начинается с определения его размера, выбора рисунка и изготовления на бумаге цветного эскиза в натуральную величину. Поэтому нужно запастись листами белой бумаги нужного формата, простым карандашом и ластиком. Перенести рисунок на поверхность основы можно с помощью копировальной бумаги, кальки или шаблонов.

Тем, кто только начинает заниматься мозаикой из растительных материалов, следует воспользоваться трафаретами из пленки, плотной бумаги или картона. Трафарет нужно просто наложить на основу будущего мозаичного произведения, обрисовать контур, по нему нанести сначала клей, а затем покрыть клеевую основу семенами или крупой в россыпь. Некоторые работы с крупами намного удобнее выполнять с помощью трафарета, в особенности если в создании произведения участвуют маленькие дети, поэтому имеет смысл запастись листами плотной бумаги формата А-4, прозрачным целлофаном или пленкой.

Шаблоны – достаточно удобное средство перевода рисунка на основу под мозаику. Рисунок с эскиза перевести с помощью копировальной бумаги на плотную бумагу или мягкий картон, а затем вырезать детали рисунка – это и будут шаблоны. Затем поместить шаблон непосредственно на основу, обвести его контуры карандашом – рисунок переведен. Для того чтобы вырезать шаблоны и некоторые другие детали для работы, обязательно понадобятся ножницы. Желательно запастись специальными ножницами для бумаги. Тому, кто делает первые шаги в декоративно-прикладном искусстве, не следует выбирать для своей композиции сложные рисунки с большим количеством деталей.

Семена, зерна или крупы наклеивают на основание с помощью клея, можно использовать любой клей. Однако следует помнить, что канцелярский клей со временем желтеет. Из-за чего внешний вид поделки может быть испорчен. Клей ПВА, обычно белого цвета, после высыхания делается прозрачным. Он практически незаметен на поверхности изделия, поэтому лучше предпочесть именно его. Целесообразнее покупать его для композиций из семян в строительных магазинах, качество будет более гарантировано. Клей способен иметь различную консистенцию, быть густым или жидким. В описаниях работы над мозаичными композициями рекомендуется применять клей ПВА различной консистенции. Кедровые орехи, желуди, веточки деревьев, бересту, колоски, плоды других растений лучше закреплять достаточно густым клеем ПВА. Семена, зерна, листья и полевые травы предпочтительнее закреплять жидким клеем.

Для некоторых работ лучше брать прозрачный клей, так называемые «жидкие гвозди». Этот клей практически не будет виден, если покажется в ненужном месте. Вполне подойдет для вклеивания семян и акриловый клей. Некоторые любители мозаичных работ из семян предлагают крепить семена на пластилин, но это довольно рискованно – они могут отклеиться.

Некоторые детали в таких произведениях крепятся к основе с помощью тонкой проволоки, поэтому можно запастись проволочкой от старого телефонного шнура.

Для того чтобы нанести мелкие семена или крупы, вроде манной или кукурузной, на основу точно в контур детали и сплошным методом на фон, удобно использовать кондитерский мешочек с тонкой насадкой или простой полиэтиленовый пакет, надрезав его уголок. Однако при выкладывании узора из мелких семян или круп удобней брать их обычным пинцетом, поэтому целесообразней заранее запастись этим нехитрым инструментом.

Объемность, яркость и красочность придают композиции цветные штрихи, которые выполняют цветными фломастерами, гуашью, акварелью или акриловыми красками. Акриловые краски можно применять при работе на очень разных поверхностях. Они быстро высыхают и дают яркие, чистые цвета. Их легко смешивать и растворять водой. Нужные оттенки при работе с акриловыми красками получаются при смешивании красок одной фирмы – это обеспечит их предсказуемость в процессе смешивания.

Для получения более бледного оттенка одного и того же цвета краски нужно разводить специальным разбавителем для художественных акриловых красок. Для смешивания любых красок имеет смысл запастись пластмассовой палитрой. Для нанесения рисунка акриловыми красками обычно применяют синтетические кисти. Для акварели или гуаши лучше взять кисти из натуральной щетины. Не используемые в конкретный промежуток времени кисти нужно держать в воде. Акриловые краски быстро высыхают, и кисть делается негодной для применения по своему прямому назначению.

Дополнительные штрихи и акценты в композиции можно выполнить с помощью цветной бумаги, лучше подойдет самоклеящаяся. Но в некоторых случаях следует использовать тонкую жатую бумагу.

Готовую мозаичную работу желательно покрыть акриловым лаком, это защитит ее от пыли и обеспечит сохранность.

Готовую работу следует обязательно оформить, для ее окантовки потребуется рамочка. Целесообразнее использовать рамку из дерева или плотной бархатной бумаги.

Можно заранее приобрести рамку со стеклом под размеры картинки в магазине фототоваров. Такая рамочка будет особенно хороша, если готовая работа имеет плоскую поверхность и не покрыта лаком. Готовый картон с мозаикой вставляют в заготовленную рамку и закрепляют с обратной стороны очень мелкими гвоздиками. Теперь, когда мозаичная картина вставлена в раму, она приобретет законченный вид.

Если мозаика составлена из материалов, которые обладают некоторой фактурой и объемом, что типично для крупных выпуклых семян или косточек, ракушек и камушков, то понадобится рамочка с высокой окантовкой и без стекла. В особенности эта рамка будет необходима, если мозаика дополнена выпуклыми листьями, веточками или ягодами. Такие рамочки можно приобрести в магазине, заказать в багетной мастерской или сделать из бумаги.

Для изготовления бумажной рамочки понадобится плотная белая бумага типа ватмана или бархатная. Размер бумаги для рамочки должен быть в 2 раза больше, чем готовая мозаичная работа. Если размеры мозаичной работы составляют 30 × 20 см, то для рамочки понадобится бумага размерами 60 × 40 см. Картонное основание с мозаикой надо приложить к листу бумаги и простым карандашом обвести его края (рис. 13 а).

После чего отложить работу в сторону. С помощью линейки провести внутри нарисованного прямоугольника еще 4 линии так, чтобы получился другой прямоугольник меньшего размера. Расстояние между сторонами двух (внешнего и внутреннего) прямоугольников должно составлять примерно 1 см. Далее пунктирными линиями надо начертить еще 4 прямоугольника с расстоянием между их сторонами, равным 1 см (рис. 13 б).

Затем нужно вырезать ножницами самый маленький прямоугольник. От углов образовавшегося «окошка» к углам большого прямоугольника следует провести линии и надрезать бумагу по этим косым линиям (рис. 13 в).

Приложив линейку к пунктирным линиям, нужно провести по ним тупым концом ножниц. Далее по этим линиям загнуть бумагу так, чтобы получились ровные грани. Смазав клеем последнюю грань, надо зафиксировать ее на внутренней стороне рамочки (рис. 13 г).


Рисунок 13 а – г. Изготовление рамки из бумаги


Рамка готова. Если она сделана из бархатной бумаги, то можно сразу же закрепить ее клеем на картине; если из простой белой бумаги, то нужно дополнительно декорировать ее ракушками, скелетизированными листьями, янтарной крошкой или просто раскрасить акриловыми красками или гуашью.

Композицию из листьев и зерен кукурузы лучше разместить на сером или бежевом картоне, который в качестве фона станет частью одной цветовой гаммы.

Деревянная рамочка придает мозаике из семян очень внушительный вид. В особенности эффектный вид имеют работы, оформленные в багетные рамы с картонным паспарту. К выбору паспарту для мозаичной картины следует подойти очень серьезно. Паспарту должно отделить собственно мозаичное изображение от рамки. Его подходящие цвет и размеры усилят визуальное воздействие мозаики на зрителя, в то время как неправильно подобранное паспарту способно испортить вид самой лучшей работы. Паспарту слишком большого размера визуально давит на картину. При слишком маленьком размере паспарту мозаичное изображение теряется на поверхности фона.

Цвет паспарту должен соответствовать колориту мозаики, усиливать выигрышность ее цветовой гаммы. Неудачно подобранный цвет паспарту станет искажать цвета мозаики, придав им визуально или излишнюю назойливость, или слишком малую выразительность. Паспарту делают из гладкого или фактурного тисненого картона. Текстура паспарту обязана соответствовать общему характеру мозаичной картины.

Паспарту просто необходимо при оформлении мозаичной картины под стекло: в этом случае оно служит своеобразной прокладкой между мозаикой и стеклом, не давая последнему расплющить выложенные семена или крупы. Кстати, оформляя такую картину, следует остановить свой выбор на стекле, которое не дает бликов. Тогда картину можно разглядывать в любое время и с любой точки.

Готовые рамки обычно производят прямоугольной, овальной или круглой формы. При выборе рамки следует учитывать максимальное соответствие ее формы композиционному решению мозаичной картины.

Довольно часто готовые овальные или круглые рамки своими размерами не соответствуют необходимому решению картины. В мастерских же обычно делают только рамки прямоугольной формы. Это несоответствие можно исправить с помощью формы паспарту, сделав его вырез круглым или овальным. Визуально такое паспарту вполне способно заменить овальную рамку и сделать акцент на форме мозаики.

Если же мозаика оформляется без паспарту, тогда для нее лучше выбрать достаточно широкую раму. Обычные рамки имеют ширину от 1,5 до 10 см.

Проще передать работу для окончательного оформления настоящим мастерам в специальную багетную мастерскую. Там созданное произведение поместят в красивые багетные рамы. Желательно подобрать к каждой мозаичной картине свое уникальное обрамление, хотя это немного дороговато. Однако хорошая рамка из современного багета в состоянии стать интересной частью интерьера.

Багет – это гладкая или профилированная деревянная рейка, предназначенная для изготовления рам для любых картин, рисунков и других подобных предметов. Рейку сначала покрывают специальными красками. Затем к ней добавляют различные детали: золотые и серебряные мазки, потертости, трещины патины и другие художественные элементы.

Работы М. В. Ломоносова по возрождению древнего секрета варки смальты служили развитию основанной им науки о стекле.

Широкий выбор цветов деревянных рамок позволяет подобрать именно тот, который более соответствует колориту картины. Производители предлагают рамки в коричневых тонах или оттенках золота и серебра, а также белого, черного, синего и других цветов.

Отдельные произведения из-за своего характера и колорита нуждаются в гладкой неокрашенной раме с ясной текстурой дерева, которая иногда становится дополнительным украшением картины. Если проявить некоторую фантазию и приложить определенные усилия, можно и самим выполнить оформление картины в раму. Для чего нужны простая деревянная рама, ушки для картины, акриловая краска или акриловый лак, кисточка средней толщины. Раму для картины можно покрасить краской, покрыть лаком, добавить еще какие-либо украшения, повторив на ней некоторые элементы мозаики. Все это делается так, чтобы рама органично дополняла мозаику, а не затмевала ее.

Рама должна гармонировать и с мозаикой, и со стеной, на которой она будет экспонироваться. Картон с мозаичной работой следует закрепить на раме с обратной стороны маленькими гвоздиками. На равном расстоянии нужно ввинтить ушки, вдеть в них прочную суровую нитку или леску, на которую картину потом вешать на стену. Нить нужно подобрать такой длины, чтобы она не виднелась из-за картины.

Технология создания мозаичного рисунка


К настоящему времени изобретено несколько разных техник для набора мозаичного панно.

Технология укладки мозаики прямым набором является самым древним видом мозаичной техники, она сложилась исторически. Так самые первые мозаичники выкладывали узоры из цветной гальки на дорожках древних поселений.

Одновременно данная техника считается наиболее сложной и трудоемкой в исполнении. Этот способ был типичен для римской и византийской мозаики, когда мозаичные элементы выкладывали прямо на постоянную основу, т. е. на украшаемую поверхность. Частицы вдавливали и закрепляли в штукатурном слое или приклеивали на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение. Малейшая ошибка могла безвозвратно погубить произведение, а ее исправление требовало огромных трудов. Однако камень, мрамор или смальта сохраняли свой первозданный вид. Изображение подвергалось только полировке.

Технику обратного набора начали применять в Европе после XVIII в. Этот вид укладки более прост в исполнении. Эскиз изображения наносят на кальку, после чего мозаичные детали выкладывают на нее лицевой стороной вниз. Затем композицию укладывают тыльной стороной на отведенное место и закрепляется. После чего с ее лицевой стороны удаляют кальку. Изображение окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. Созданная обратным набором композиция не обладает обычным эффектом мозаики в привычном понимании. При взгляде на мозаику, набранную обратным способом, возникает иллюзия приглушенного блеска; ее фактура напоминает даже не камень, а гобелен или ковер.

В настоящее время существует и современный матричный способ набора мозаики, когда ее в сущности набирают там же, где производят. Мозаичное панно можно создать с помощью самых разных технологий. В их числе как простые геометрические методики, так и очень сложные компьютерные методы, которые позволяют воссоздать репродукцию любой картины известного мастера.

Геометрическая технология рассматривается как самая легкая, потому что при создании рисунка мозаику не нужно нарезать на более мелкие части.

Для создания точных рисунков мелкие детали, которые на языке именно этой технологии называются чипами, в промышленных условиях отливают в формы малых размеров или скалывают вручную. Затем готовая продукция поступает в магазины и салоны в виде так называемых матриц, или модулей. Это куски бумаги или сетки, на которые чипы наклеены в строго определенном порядке.

Чаще матрицы изготавливают в форме квадратов размерами 30 × 30 см, значительно реже их производят в виде прямоугольников с размерами сторон, кратными 30 см. Иногда выпускают матрицы иных форм.

Композиции создают путем простого подбора цветов. На месте укладки мастерам мозаики нужно только соединить фрагменты и прикрепить к украшаемой поверхности с помощью специального клея.

При создании композиции по собственному проекту мастер вручную выкладывает желаемый орнамент на сетке-матрице. Поэтому владелец помещения может лично нарисовать сетку, обозначив цвета рисунка. Сетка наклеена на тыльную сторону чипов, она остается после монтажа навсегда под чипами.

Мозаичные матрицы, которые изготовлены фабричным способом на бумаге, накладывают на поверхность обратным методом, т. е. бумагой вверх. После укладки остается лишь смочить бумагу водой и удалить ее. При работе с персональным проектом рисунок или эскиз наносят обратной стороной на соответственно нарезанную бумагу. Детали мозаики приклеивают на бумажную основу клейстером из пшеничной муки, который легко растворяется в воде. Его медленное застывание дает возможность художнику-мозаичнику делать замены или вносить нужные корректировки.

Компьютер позволяет выполнить весьма сложные проекты. Сначала желаемую фотографию или картину нужно отсканировать, после чего специальная программа разбивает изображение на клетки. Далее подбирается цветовая гамма с разнообразными оттенками, их число определяется сложностью рисунка. При разработке программы на компьютере также имеются свои тонкости: необходимо учитывать, с какого именно расстояния станет смотреться панно. При составлении большого мозаичного панно с крупными элементами следует помнить, что и расстояние до него должно быть достаточно большим.

При укладке такой мозаики необходимо внимательно следить, чтобы матрицы были наклеены на поверхность положенной стороной. Обычно для выпуклых поверхностей используют матрицы, наклеенные на бумагу. Для вогнутых поверхностей более пригодны модули на сетке.

В зависимости от размера и других особенностей украшаемой поверхности специалисту понадобится для укладки матричной мозаики от 2 дней до 2 недель. Но даже матричный способ укладки мозаики нельзя назвать слишком простым. Мозаика очень требовательна и не допускает даже незначительных ошибок. Для ее укладки нужна подготовка крепкого основания с гладкой и ровной поверхностью. Если мозаика укладывается на цементно-песчаные штукатурки, то в их состав вводят специальные, в частности армирующие, добавки. Это необходимо для того, чтобы слой штукатурки в будущем не скалывался и в нем не появлялись трещины.

Основание, на которое будет уложена мозаика, следует тщательно разметить с учетом положения наборных элементов в местах примыканий друг к другу и на криволинейных поверхностях. Благодаря чему можно сократить число подкалываемых (подрезаемых) чипов. Клей наносят на площадь не более 1 м 2 , т. е. под 9 матриц мозаики, при плоской поверхности и простом рисунке. В сложных случаях клей лучше наносить только под 2 или 4 матрицы.

Воссозданный М. В. Ломоносовым рецепт варки глухого стекла – смальты позволил использовать этот удивительный по красоте материал и в утилитарных целях: производстве бисера, всевозможных аксессуаров, наборных столешниц, элементов интерьера, для декора мебели и малых архитектурных форм.

Хотя со времен первых мозаик минули многие столетия, однако технология их создания почти не изменилась, несмотря на появление иных материалов и иных способов укладки. Этот чрезвычайно удачный принцип был сохранен на века. Все эти тонкости в способах укладки мозаики важны и в случае создания мозаичного панно из различных растительных материалов, которые многие из нас применяли в детстве для всевозможных поделок.

Картины из природных материалов – сухих листьев, лепестков цветов, шишек, семян или круп – хорошо развивают мышление и фантазию. Работа над их созданием вырабатывает у маленьких детей чувство стиля, вкуса и гармонии. Главное в деле создания таких картин – это то, что все нужные материалы могут оказаться в доме, как говорится, под рукой. Изготовление мозаичных коллажей из круп, семян и других природных материалов очень увлекательно как для детей, так и для взрослых. Малыши способны создавать маленькие простые картинки в виде цветка, домика, котенка или зайчика.

В компании со взрослыми даже маленькие дети в состоянии поработать и над большим произведением искусства в виде пейзажа, натюрморта или абстрактной фантазии.

Самостоятельная выкладка мозаичной картины – это довольно сложное занятие. Весь процесс создания мозаики можно разделить на несколько последовательных этапов, в числе которых: выбор рисунка, заготовка основного материала для работы, т. е. семян или круп, подготовка картона в качестве основы, дополнительных материалов – копировальной бумаги, клея ПВА, кисточек для клея и красок, самих красок.

Каждый из природных материалов имеет свою технику наложения на основу при создании мозаичной композиции. Все сыпучие природные материалы (крупы, специи, цветной песок или янтарная крошка) наносят на основу методом насыпки.

Все семена и части шишек, которые можно найти в доме, саду, огороде или в лесу, а также маленькие круглые камешки укладывают в мозаичное полотно только методом прямого набора, совсем как в древние времена.

Так как мозаика из природных материалов будет иметь немалый вес, то обычная тонкая бумага в качестве основы для нее не подойдет. Лучше всего для создания такой картины использовать плотный белый или цветной картон, пресс-картон, тонкую, но ровную фанеру.

Одним из важных этапов создания мозаики является перевод рисунка на картон или другой материал. На выбранный для основы материал нужно нанести простым карандашом желаемый рисунок. Тот, кто не уверен в своих силах, может скопировать нужный эскиз с готового образца сначала на бумагу, а потом с помощью прозрачной бумаги или копирки перенести изображение на основу.

Если крупы или семена не будут полностью покрывать фон, можно с помощью гуаши, акварели или акриловых красок выделить цветными штрихами самые яркие места. Это придаст красочность будущему произведению. После нанесения штрихов на основу нужно отложить работу, чтобы краска полностью высохла.

Заполнение мозаичного рисунка следует осуществлять постепенно, начиная с его нижней части. Лучше всего начинать с мелких фрагментов рисунка.

Сначала надо нанести кисточкой клей ПВА на отдельные небольшие участки картона. Затем на покрытый клеем участок аккуратно насыпать выбранную крупу. Ее нужно распределять по участку равномерно, стараясь, чтобы она не ложилась горкой и не оставалось пустых участков. Удобнее насыпать крупу с помощью кондитерского мешка с узким наконечником, но его можно заменить полиэтиленовым пакетом – завязать его и осторожно срезать ножницами один из нижних уголков. Затем насыпать крупу из пакета на покрытые клеем детали изображения.

Некоторые крупы по своей природе обладают красивым цветом: гречка – коричневым, кукурузная крупа – желтым. Но манку или рис, которые имеют белую окраску, сверху можно раскрасить в желаемый цвет. Но это нужно делать только после того, как крупа полностью приклеится к картону. Составляя мозаику, надо четко придерживаться той цветовой гаммы, которая характерна для изображений на рисунке.

Для создания панно из семян, кедровых орехов или мелких косточек подходит прямой метод укладки мозаичных элементов. Он не требует дополнительной отделки лицевой поверхности настенных панно или композиций. Неровность общей поверхности, разнообразные наклоны и особенности отдельных элементов мозаики создают интересную игру света.

Мозаике, кроме красоты и разнообразия, присуще еще одно важное качество. Она неразрывно связана с местом, для которого предназначена. В древности мозаику никогда не делали там, где она будет плохо видна или станет мешать.

Семена, небольшие косточки или камни лучше приклеивать на основу по одному. Если мозаикой предполагается закрыть всю площадь основы, в таком случае можно применить некоторые правила выкладки римских мозаик.

В римских мозаиках элементы фона, как правило, светлые и достаточно крупные. Довольно часто в них фон создается однотонными камнями с хаотичной укладкой без четко определенного порядка. Отдельные части мозаики собирают один к одному по извилистым линиям и зачастую волнистыми рядами. Поэтому и семена можно выкладывать таким же способом, но желательно выбирать их для фона примерно одинаковых размеров и одних и тех же культур. Каждая такая мозаика – это всегда эксклюзивная работа, несмотря на схожесть материала. Практически невозможно подобрать абсолютно одинаковые по фактуре и цвету косточки или семена.

Элементы рисунков и фигур в римских мозаиках сравнительно маленькие. Небольшие композиции древних римлян кажутся несколько ограниченными в выборе цветов. Это их качество вполне отвечает свойствам семян, ведь их естественная цветовая гамма также не очень широка.

Сюжеты римских мозаик бесконечны, они варьируются от довольно простых орнаментов до художественных картин со сложной пространственной ориентацией и множеством фигур. Из римских мозаик можно позаимствовать некоторые сюжеты – венки из виноградных листьев, изображения животных или театральные маски.

Техника римской мозаики позволяет выполнить любой рисунок или картину, потому что в ней набор осуществляется маленькими элементами – семена как раз отлично подходят для этого. Такой набор мозаики позволяет довольно точно отобразить все живописные нюансы, останется только правильно подобрать семена по цвету или слегка подкрасить их акриловыми красками.

Технология римской мозаики позволяет создать из растительных элементов и мозаики-картины, и мозаики-иллюстрации, которые украсят любой интерьер. Место использования мозаичного панно будет определено только собственным дизайнерским решением.

Из византийской мозаики можно при выкладке изображения из семян применить обязательный технический прием этого вида – обведение контуром отдельных элементов, объектов и предметов. Византийцы выкладывали контур в один ряд кубиков со стороны фигуры или объекта. Также один ряд выкладывался и со стороны фона. Своей ровной линией контуры придавали четкость изображениям на мерцающем фоне. Этот метод вполне применим и при создании мозаики из семян – выложить контур цветка одним видом семян, а закрыть плоскости лепестков другим.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях из традиционных материалов. Византийская мозаика – прежде всего мозаика из смальты, большинство своих мозаик византийцы создавали именно из этого уникального материала. Такой поверхности присуща неровность смальтовых кубиков. Образованный ими фон казался неровным и шероховатым. Этим же качеством обладают и семена. Используя технический прием создания ровных контуров в качестве границ между объектами изображения и фоном, можно создать из семян классику мозаики. Семена как мелкие элементы легко собирать в простые геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.

Работу над мозаичным панно из семян, косточек или кедровых орехов нужно начинать с перевода подготовленного рисунка на картонную основу. Затем нанести кисточкой клей ПВА на отдельные небольшие участки картона в соответствии с рисунком и равномерно распределить его по всей поверхности детали рисунка.

После чего на покрытый клеем участок нужно аккуратно уложить пинцетом чипы, роль которых в нашем случае играют семена. При работе с быстросохнущим клеем можно с помощью кисточки наносить клей прямо на семена или на место приклейки элемента, но этот способ требует больших затрат времени, он более трудоемок.

Укладку семян или косточек нужно производить легко, без какого-либо давления на поверхность мозаики. Однако при этом надо внимательно следить за совпадением укладки мозаичных элементов с ранее нанесенными на основание контурами рисунка. Очень важна точность в укладке первых рядов мозаики, потому что вся последующая укладка станет формироваться именно от этих рядов. На начальной стадии при укладке элементов мозаики не нужно сильно прижимать их к клею. Это позволит совершать некоторое перемещение элементов с помощью пинцета. Правильно подобранный клей не даст элементам мозаики сползти с основания.

При нанесении на основу клея желательно брать такое его количество, чтобы он сильно не выступал между элементами мозаики на лицевой поверхности. Хотя клей ПВА при высыхании становится прозрачным, тем не менее его большое количество способно несколько испортить внешний вид лицевой поверхности.

Все корректировки с элементами мозаики можно производить только в короткие сроки, т. е. в то время, когда клеевая масса находится в рабочем, еще не застывшем состоянии. Как только клей начнет подсыхать, любые манипуляции с мозаичными элементами недопустимы. Можно повредить и семена, и основу панно. Если нежелательные капли клея все-таки выдавились на поверхность мозаики, попробуйте осторожно удалить их с помощью влажной губки после первичного высыхания клеевой массы.

При выкладывании мозаичного панно из крупных тяжелых семян с выпуклой формой лучше использовать прозрачный клей «жидкие гвозди».

Превосходные римские поды с прекрасными мозаичными рисунками и в наши дни выглядят столь же интересно и привлекательно, как и 2000 лет назад.

Иногда в мозаичном наборе из семян и подобных им растительных материалов фон занимает значительное место, но это по дизайнерской задумке не относится к цветному картону. В таком случае эскиз рисунка нужно выполнить сразу в 2 экземплярах.

Один экземпляр эскиза разрезают на отдельные детали, которые будут выполнять роль шаблонов. По ним нужно вырезать детали фона из бархатной или плотной белой бумаги, бересты, сизофлора, листьев кукурузы или другого материала.

Затем наклеить эти природные материалы на картон, не закрывая тех деталей рисунка, которые будут выкладываться в мозаичной технике.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с